Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты по защите прав личности в уголовном процессе» для специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты... 1 241.05kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) 6 721.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология для специальности... 7 717.26kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация адвокатуры... 12 1383.15kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 392.79kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное ( государственное) 10 2020.73kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «наследственное право»... 10 1511.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине фаунистическое право Для... 3 575.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Европейское законодательство... 1 252.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Российское предпринимательское... 11 1472.78kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Конвенция о правах ребенка Место принятия: Принята: 1989 Принята... 1 330.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты по защите прав - страница №1/1

ФГБОУ ВПО

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»
для специальности 021100

030501 юриспруденция

(для всех форм обучения)




Составители рабочей программы
К.ю.н., старший преподаватель Д.В. Татьянин

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «02» сентября 2011 г.


Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «___»___________2011 г.
Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2012
1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)

по специальности 021100 - юриспруденция
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен:


  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
2. Требования государственного образовательного стандарта (ГОСТ) по направлению (Специальности 12.00.09. юриспруденция ОПД.Р.02)

3. Требования по циклу дисциплины

Юрист должен в области применение международных норм и принципов в уголовном судопроизводстве:



  • иметь представление о международных нормах и принципах, которые являются источниками уголовно-процессуального права;

  • знать содержание основных международных норм и принципов, используемых в уголовном судопроизводстве; их реализацию в уголовном процессе; применение указанных норм при производстве по уголовному делу; влияние международных норм и принципов на принятие процессуальных решений по уголовным делам; влияние решений Европейского суда на практику производства по уголовным делам;

  • владеть навыками применения международных норм и принципов в процессе расследования преступлений, а также в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.


Принципы построения курса

«Международные стандарты по защите прав личности



в уголовном процессе»
Данный курс является специальным курсом, что обусловлено необходимостью более глубокого и детального изучения проблем применения международных норм и принципов в процессе производства по уголовным делам в деятельности органов предварительного расследования и суда.

Адресован студентам третьего года обучения, владеющими знаниями в области теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, правоохранительных органов и ряда других учебных дисциплин.

Для успешного изучения курса студент должен знать основные международные нормы и принципы, используемые в процессе производства по уголовному делу при принятии процессуальных решений, проблемы их применения.

Ядро курса составляют изучение применение международных норм и принципов при производстве по уголовным делам на конкретных практических примерах. Спецкурс предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации.

Программа курса для студентов очной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки на базе СПО) включает 13 лекционных тем, для студентов очной формы обучения.

Курс предполагает: решение практических задач на основе материалов следственной практики в качестве самостоятельной работы.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью промежуточного зачета и экзамена (для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки на базе СПО в форме зачета).
Учебно-тематический план по курсу

«Международные стандарты по защите прав личности



в уголовном процессе»

(для студентов очной формы нормативного обучения)






Тема

Лекции

Семинары

С/р

Всего

1

Международные нормы – источники уголовного судопроизводства

2

1




3

2

Международные принципы уголовного судопроизводства

2

1




3

3

Международные нормы, регламентирующие деятельность суда

2

-

2

4

4

Международные нормы, влияющие на деятельность органов прокуратуры и органов расследования, адвокатов, защитников

2

-

2

4

5

Международные нормы, регламентирующие защиту прав потерпевших и обвиняемых

2

-

2

4

6

Международные нормы, регламентирующие положение несовершеннолетних и малолетних в уголовном процессе

2

-

2

4

7

Международные нормы, регламентирующие меры уголовно-процессуального принуждения

1

1

2

4

8

Международные нормы, регламентирующие производство предварительного расследования

1

1

2

5

9

Международные нормы, регламентирующие судебное производство

2

-

2

4

10

Международные нормы, регламентирующие производство о применении принудительных мер медицинского характера

2

-

2

4

11

Упрощенные производства и восстановительное правосудие

2

-

2

4

12

Решения Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве

6

2

4

12




Всего

26

8

22

56

Содержание курса лекционных занятий



по курсу «Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»
Лекция 1. Международные нормы – источники уголовного судопроизводства

Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права. Определение целей уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах. Борьба с преступностью как цель уголовного судопроизводства, определяемая в международных документах. Соблюдение интересов личности как фундаментальное направление в уголовно-процессуальной деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Гуманизм уголовного процесса. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве. Универсальные документы ООН. Документы, принятые структурными подразделениями ООН. Документы, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Документы Совета Европы. Документы структурных подразделений Совета Европы. Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека. Документы Совета Европейского Союза. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.


Лекция 2. Международные принципы уголовного судопроизводства
Понятие международных принципов. Законность. Справедливость. Принцип истины. Принцип равенства. Принцип гласности (открытости). Публичность. Состязательность. Принцип участия общественности в уголовном процессе. Уважение чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Принцип обеспечения эффективной правовой помощи. Принцип неприкосновенности личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции. Принцип презумпции невиновности. Свобода обжалования процессуальных действий и решений. Язык уголовного судопроизводства.
Лекция 3. Международные нормы и принципы, влияющие на деятельность суда
Бангалорские принципы поведения судей. Независимость судебных органов. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность. Усмотрение судей.
Лекция 4. Международные нормы и принципы, определяющие деятельность органов прокуратуры, органов расследования, адвокатов, защитников
Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса. Требования, предъявляемым к прокурорам. Целесообразность в решениях прокуроров. Дискреционные полномочия. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов предварительного расследования. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. Международные нормы, регламентирующие деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве. Обязательства, возлагаемые на адвокатов международными нормами в уголовном судопроизводстве. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов.
Лекция 5. Международные нормы и принципы, обеспечивающие защиту прав потерпевших и обвиняемых
Основные международные стандарты, касающиеся прав потерпевших от преступлений. Возмещение потерпевшему причиненного им преступлением вреда. Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Право на использование средств правовой защиты. Гарантии защиты женщин-жертв преступлений. Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав обвиняемых.
Лекция 6. Международные нормы и принципы, регламентирующие положение несовершеннолетних и малолетних в уголовном процессе
Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Основные процессуальные права детей. Участие представителей. Право на достойное обращение и сочувствие. Право на защиту от дискриминации. Право на получении информации. Право на эффективную помощь. Право на личную жизнь. Право быть заслушанным и выражать свои мнения и опасения. Право на личную жизнь. Право на защиту в трудных ситуациях во время процесса отправления правосудия. Право на возмещение. Право на безопасность.
Лекция 7. Международные нормы и принципы, применяемые при применении мер уголовно-процессуального принуждения
Понятие принуждения и ограничения прав человека. Задержание и заключение под стражу в международных документах. Основные права лиц, которые лишены свободы, в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления. Неприкосновенность личности. Гарантии, предусмотренные принципами медицинской этики, распространяемые на лиц, лишенных свободы.
Лекция 8. Международные нормы, применяемые при производстве предварительного расследования
Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования. Международные принципы, реализуемые при проведении следственных действий. Упрощение досудебного производства. Отказ от судебного преследования или его прекращение. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.
Лекция 9. Международные нормы и принципы, применяемые в процессе судебного производства
Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам. Разбирательства уголовного дела в отсутствии подсудимого. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений.
Лекция 10. Международные нормы и принципы, применяемые при производстве о применении принудительных мер медицинского характера
Декларация о правах умственно отсталых лиц. Основные международные стандарты в области применения принудительных мер медицинского характера. Гарантии, предусмотренные принципами медицинской этики в отношении лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера. Права лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера.
Лекция 11. Упрощенные производства и восстановительное правосудие
Понятие упрощенных производств. Понятие восстановительного правосудия. Дискреционное судебное преследование, его реализация в уголовном судопроизводстве. Применение суммарных процедур. Использование внесудебного урегулирования разрешения уголовно-правовых конфликтов. Использование упрощенных процедур. Значение восстановительных процедур.
Лекция 12. Решения Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве
Понятие и значение решений Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве России. Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в РФ, их анализ.

Учебно-методические материалы по спецкурсу


«Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»
Основная литература

1. Уголовный процесс. Часть Общая: Учебное пособие / Под ред. З.З. Зинатуллина. Ижевск, 2009.

2. Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Татьяниной. Ижевск, 2010.

3. Уголовный процесс. Производство в суде первой инстанции: Учебное пособие / под ред. Л.Г. Татьяниной. Ижевск, 2011.



4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П.А. Лупинская. М.:Юрист, 2009.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

  2. Устав ООН от 24 октября 1945 г.

  3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Права человека: Сборник международных документов. – М., 1986.

  4. Международный пакт о гражданских и политических правах – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (ХХ1), 16 декабря 1966 г.

  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 31. Ст.3835 36. т. 3710.

  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными – Конгресс организации объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года).

  7. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 года.

  8. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года.

  9. Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными / Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1984/ 47 от 25 мая 1984 г.

  10. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года.

  11. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания – резолюция 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года.

  12. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью – резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года // Международные акты о правах человека / Сборник документов. – М., 2000.

  13. Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Действующее международное право. В 3-х томах.Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999.

  14. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минск. 1993. Ратифицирована ФС РФ 04.08.1994.

  15. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1959. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1978. Ратифицирована ФС РФ. 13.10.1999.

  16. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции и взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999.

  17. Европейская конвенция о выдаче. Париж. 1957. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче. Страсбург. 1975. Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче. Страсбург. 1978.

  18. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола к ней и Второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999.

  19. Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития – приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 45/107 от 14 декабря 1990 года «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития».

  20. Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления уголовного правосудия – 10 конгресс ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями, Вена 10-17 апреля 2000 года.

  21. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка – Принят 17.12.1979 года Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

  22. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование – Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана (27 августа 7 сентября 1990 года).

  23. Основные положения о роли адвокатов – приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в Нью-Йорке.

  24. Основные принципы независимости судебных органов – Принципы приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1085 по 06.09. 1985 г.

  25. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. № 12.

  26. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. № 12.

  27. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. //// Действующее международное право. В 3-х томах.Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999.

  28. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // Действующее международное право. В 3-х томах.Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999. универсального характера

  29. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. // Действующее международное право. В 3-х томах.Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999.

  30. Уголовно-процессуальный кодекс РФ по состоянию на 01.09.2011 г..

  31. Устав Международный организации уголовной полиции (Интерпола). 13.07.1956 / Советский журнал международного права. М., 1987.

  32. Положение о Национальном Центральном Бюро Интерпола в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РВ № 1190 от 14.10.1996.

  33. Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел РФ запросов и поручений по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД РФ № 10 от 11.01. 1994.

  34. Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ Интерпола в Российской Федерации.

  35. О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции: Указание Генеральной прокуратуры РФ № 42/35 от 23. 06. 1998.

  36. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 30 от 22.05. 1996.

  37. Об организации международного сотрудничества Прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры № 50 от 03.08.1998.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев А.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применении их судами Российской Федерации. М., 1996.

  2. Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986.

  3. Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. М., 1977.

  4. Богатырев А.Г. Конвенции по борьбе с преступлениями международного характера. М., 1990.

  5. Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе. СПб, 1997.

  6. Волженкина В.М. Европейская конвенция о защите прав человека и российский уголовный процесс. СПб., 1998.

  7. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  8. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

  9. Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.

  10. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

  11. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

  12. Мюллерсон Р.А. Права и свободы человека в международном праве. М., 1991.

  13. Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при расследовании преступлений. Казань, 1998.

  14. Право Совета Европы и России. Краснодар, 1996.

  15. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи / Сост. В.П. Кружков, П.В. Крашенинников. М., 1996.

  16. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) / Правоведение. 1996. № 1.



Программы семинарских занятий

по курсу «Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»
Семинар по теме «Международные нормы – источники

уголовного судопроизводства»

  1. Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права.

  2. Цель уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах.

  3. Борьба с преступностью как цель уголовного судопроизводства, определяемая в международных документах.

  4. Гуманизм уголовного процесса.

  5. Универсальные документы ООН. Д

  6. Документы, принятые структурными подразделениями ООН.

  7. Документы, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

  8. Документы Совета Европейского Союза.

  9. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  10. Понятие международных принципов.

  11. Справедливость.

  12. Принцип истины.

  13. Принцип гласности (открытости).

  14. Публичность.

  15. Принцип обеспечения эффективной правовой помощи.

  16. Принцип неприкосновенности личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции.

  17. Принцип презумпции невиновности.

  18. Язык уголовного судопроизводства.


Семинар по теме «Международные нормы, регламентирующие меры уголовно-процессуального принуждения»


  1. Понятие принуждения и ограничения прав человека.

  2. Задержание и заключение под стражу в международных документах.

  3. Основные права лиц, которые лишены свободы, в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления.

  4. Неприкосновенность личности.

  5. Гарантии, предусмотренные принципами медицинской этики, распространяемые на лиц, лишенных свободы.


Семинар по теме «Международные нормы, регламентирующие вопросы уголовного судопроизводства»


  1. Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования.

  2. Упрощенные досудебные производства.

  3. Отказ от судебного преследования или его прекращение.

  4. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.

  5. Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.

  6. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом.

  7. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений.


Семинар по теме «Решения Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве»
В процессе семинара обсуждаются конкретные судебные прецеденты Европейского Суда по правам человека.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа обучающегося предполагает:

выполнение реферативной работы, включающее составление библиографии, сбор материала, его теоретическая обработка и оформление; защита рефератов осуществляется в ходе собеседования на консультациях, обсуждения на семинаре;

подготовку отчетов по практическим заданиям, которым предшествует сбор эмпирического материала, его группировка, обработка и оформление;

отчет по практическим заданиям осуществляется в виде собеседования с преподавателем на консультации или обсуждения результатов отчета на заключительном семинаре.

Темы для рубежного контроля

Рубежный контроль № 1

  1. Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права.

  2. Определение целей уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах.

  3. Гуманизм уголовного процесса.

  4. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве.

  5. Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека.

  6. Документы Совета Европейского Союза.

  7. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  8. Понятие и содержание международных принципов.

  9. Бангалорские принципы поведения судей.

  10. Независимость судебных органов.

  11. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность.

  12. Усмотрение судей.

  13. Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры.

  14. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия.

  15. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса.

  16. Требования, предъявляемым к прокурорам.

  17. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов предварительного расследования.

  18. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

  19. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов.

  20. Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования.

  21. Упрощение досудебного производства. Отказ от судебного преследования или его прекращение. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.

  22. Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.

  23. Разбирательства уголовного дела в отсутствии подсудимого.

  24. Понятие упрощенных производств.

  25. Понятие восстановительного правосудия.

  26. Дискреционное судебное преследование, его реализация в уголовном судопроизводстве.



Рубежный контроль № 2


  1. Основные международные стандарты, касающиеся прав потерпевших от преступлений.

  2. Возмещение потерпевшему причиненного им преступлением вреда.

  3. Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.

  4. Право на использование средств правовой защиты.

  5. Гарантии защиты женщин-жертв преступлений.

  6. Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав обвиняемых.

  7. Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

  8. Основные процессуальные права детей.

  9. Право на защиту от дискриминации.

  10. Право на эффективную помощь.

  11. Право на личную жизнь.

  12. Право быть заслушанным и выражать свои мнения и опасения.

  13. Право на защиту в трудных ситуациях во время процесса отправления правосудия.

  14. Понятие принуждения и ограничения прав человека.

  15. Задержание и заключение под стражу в международных документах.

  16. Основные права лиц, которые лишены свободы, в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления.

  17. Гарантии, предусмотренные принципами медицинской этики, распространяемые на лиц, лишенных свободы.


Оценка работы студентов на практических (семинарских) занятиях
для студентов очной формы обучения специальности «юриспруденция

(нормативные сроки)
- Общее количество баллов за один рубеж – 30.
- Максимальное количество баллов за контрольную рубежную работу – 20 баллов (работа включает оценку знаний теории и практических навыков при составлении правовых документов).

- Посещение лекций – 1 балл (при отсутствии пропусков и опозданий; пропуски по уважительной причине должны быть подтверждены и отработаны).

- Работа на семинарских занятиях – удовл. – 1 балл, хорошо – 2 балла, отлично – 3 балла.

- Конспектирование научных работ (монографии учебных статей – 3 балла.

- Участие в научной деятельности (участие в кружке, круглых столах, теоретических семинарах, конференциях (как очное, так и заочное) – 3 балла.

Вопросы к зачету по курсу

«Международные стандарты по защите прав личности



в уголовном процессе»


  1. Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права.

  2. Цель уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах.

  3. Соблюдение интересов личности как фундаментальное направление в уголовно-процессуальной деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

  4. Гуманизм уголовного процесса.

  5. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве: Универсальные документы ООН. Документы, принятые структурными подразделениями ООН. Документы, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

  6. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве: Документы Совета Европы. Документы структурных подразделений Совета Европы.

  7. Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека. Документы Совета Европейского Союза. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  8. Бангалорские принципы поведения судей.

  9. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность.

  10. Усмотрение судей.

  11. Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры.

  12. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия.

  13. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса.

  14. Требования, предъявляемым к прокурорам.

  15. Целесообразность в решениях прокуроров. Дискреционные полномочия.

  16. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов проедварительного расследования.

  17. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

  18. Международные нормы, регламентирующие деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве.

  19. Обязательства, возлагаемые на адвокатов международными нормами в уголовном судопроизводстве.

  20. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов.

  21. Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования.

  22. Упрощение досудебного производства.

  23. Отказ от судебного преследования или его прекращение.

  24. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.

  25. Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.

  26. Разбирательства уголовного дела в отсутствии подсудимого.

  27. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом.

  28. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений.

  29. Основные международные стандарты, касающиеся прав потерпевших от преступлений.

  30. Возмещение потерпевшему причиненного им преступлением вреда.

  31. Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.

  32. Право на использование средств правовой защиты.

  33. Гарантии защиты женщин-жертв преступлений.

  34. Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав обвиняемых.


Методические указания для преподавателей

по курсу «Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»
Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций
1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:


  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Применение международных норм и принципов в уголовном судопроизводстве» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Преподаватель должен разъяснить международные нормы и принципы, которые должны учитываться правоприменителем в процессе производства по уголовному делу. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.


Основное оборудование по дисциплине


п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)

1

Экран с проектором

1

338 аудитория 4 корпуса

2

Компьютер

30

408 аудитория 6 корпуса







В наше время место десяти заповедей заняли правила дорожного движения — и нарушают их так же часто. Илона Бодден
ещё >>