Учебно-методический комплекс по дисциплине «050102-11 R. plM» «Исследование операций» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине математика специальность... 3 787.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» 5 1070.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика... 3 390.01kb.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История»... 5 709.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 392.79kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»... 9 1275.4kb.
Учебно-методический комплекс Право интеллектуальной собственности... 1 345.54kb.
Решение к рассмотрению множества более простых 1 311.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «050102-11 R. plM» «Исследование операций» - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»


Факультет прикладной информатики и информационных технологий

(название факультета)
Кафедра информатики и ИТО

(название кафедры)
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «050102-11_R.plM» «Исследование операций»

(наименование дисциплины)

По направлению 230700 «Прикладная информатика»

Профиль «Прикладная информатика в экономике»

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: заочная
Составитель: доцент Зайцева О.Б.

Ф.И.О.
Утверждено на заседании кафедры



информатики и ИТО

Протокол № от _______ 2012

Зав. кафедрой__________Бельченко В.Е.

Армавир, 2012


Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование операций» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (региональный компонент, базовая часть естественно-научного и математического цикла) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 230700 «Прикладная информатика»

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и ИТО «___» от «_____» ___________ 2012 г., протокол № __.

Автор (составитель): доцент Зайцева О.Б.


Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и ИТО

(наименование учебного подразделения)
«____»_________________ 2012 г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с

руководителем программы ____________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 2012 г.

Руководитель программы __________________/ _______________________________

(подпись) Ф.И.О.

Список документов и материалов, входящих в УМКД



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

11.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ 8

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 8

12.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 10

13.ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ 11

14.ЛИТЕРАТУРА 12

Литература основная 12

Дополнительная литература 12

15.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13

16.ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 13




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Краткая характеристика предмета изучения. В курсе «Исследование операций» изучаются такие разделы как:

  • Основные понятия и принципы исследования операций;

  • линейное программирование;

  • нелинейное программирование;

  • динамическое программирование;

  • сетевое планирование и управление.

В результате изучения курса студенты получают навыки, позволяющие им решать практические задачи, используя информационные системы общего назначения.

Цели и задачи преподавания курса «Исследование операций»- формирование системы профессионально значимых знаний, умений и навыков по работе с информацией с использованием современных информационных технологий.

Место и роль данного учебного курса в системе профессиональной подготовки специалистов.

Дисциплина «Исследование операций» входит в региональный компонент базовой части естественно-научного и математического цикла учебного плана, изучается в 3 семестре, в конце которого студент должен сдать экзамен по данной дисциплине.

Курс рассчитан на студентов 2 курса заочного обучения, имеющих опыт работы на персональном компьютере и изучивших дисциплины «Математика» и «Информатика». Курс будет полезен при дальнейшем изучении дисциплин специализации и программного обеспечения специального назначения.


В процессе изучения дисциплины должны формироваться следующе компетенции:

  • способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

  • способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

  • способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);

  • способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

  • способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).


Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Исследование операций» студент должен:



Знать:

    • основные понятия курса;

    • основные способы математической обработки информации;

    • примеры оптимизационных задач в науке и технике.

    • Линейное программирование.

    • основы нелинейного программирования.

    • основы динамического программирования. Многошаговые процессы принятия решений.

    • возможности применения сетевых моделей


Уметь:

    • применять естественно-научные знания в профессиональной деятельности;

    • решать оптимизационные задачи;

    • проводить расчеты в табличных процессорах, графически представлять результаты расчетов;

    • решать задачи , используя специализированные математические пакеты.



Иметь представление:

    • о разнообразии сфер применения методов математического моделирования, о тенденциях в применении современных информационных систем для решения оптимизационных задач;

  • о программных средствах общего и профессионального назначения для решения текущих задач.



Обоснование составления программы и характер требований, предъявляемых к содержанию курса:

Содержание курса определено требованиями ФГОС ВПО.

Изучение дисциплины осуществляется в строгом соответствии с целевой установкой и в тесной взаимосвязи с потребностями области применения. Основу теоретической подготовки студентов составляют лекции. При изложении учебного материалы делается акцент на сущность математических методов и моделей, возможности использования математического аппарата в прикладных областях (в частности – в экономике), эффективность использования информационных технологий, направления автоматизации решения оптимизационных задач. Сосредотачивается внимание студентов на алгоритмах поиска оптимальных решений, на возможностях информационной поддержки профессиональной деятельности.

Лекции проводятся в соответствии с планом распределения учебных часов по темам. На лекциях студенты получают и осмысливают теоретические положения разделов и тем дисциплины.

В процессе самостоятельной работы студенты закрепляют и углубляют знания, полученные во время аудиторных занятий, дополняют конспекты лекций, готовятся к экзамену, а также самостоятельно изучают отдельные темы учебной программы. Преподаватель направляет самостоятельную работу студентов, отвечает на возникающие вопросы, дает рекомендации по методике изучения тем. Практические занятия предназначены для развития и закрепления навыков решения оптимизационных задач.

Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах. Таким образом, осуществляется закрепление знаний, полученных студентами на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Особое внимание обращается на развитие умений и навыков установления связи положений теории с профессиональной деятельностью будущего специалиста.

Отчеты по выполненным лабораторным работам предъявляются студентами преподавателю и защищаются в соответствии с планом лабораторных занятий.

Учебный курс предусматривает:



Всего часов - 144, в том числе: лекции – 8 часов, практических занятий – 8 часов, самостоятельная работа -128 часов.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






Раздел, тема

Всего час.

В т.ч. аудиторных,час

СРС

Всего

Из них

Аудит.

Лекции

Практ.

Лаб

1

2

3

4

5

6

7

8



Предмет и задачи исследования операций (ИО). Классификация моделей ИО. Математические модели: понятие, виды, принципы построения, этапы. Разновидности задач ИО. Экономические приложения (примеры типовых задач).

12

2

2

0

 

10



Теория линейного программирования. Геометрический смысл. Анализ модели на чувствительность.

18

2

0

2

 

16



Численные методы решения задач линейного программирования. Симплекс-метод решения задачи ЛП. Основные теоретические положения. Алгоритм симплекс-метода.

18

2

2

0

 

16



Двойственные задачи. Теория двойственности и экономические приложения.

18

2

0

2

 

16



Транспортная задача.

8

2

0

2

 

6



Введение в нелинейное программирование. Теория множителей Лагранжа

26

2

2

0

 

24



Метод динамического программирования. Многошаговые процессы принятия решений. Задачи распределения ресурсов.

20

2

2

0

 

18



Сетевое планирование и управление

24

2

0

2

 

22

 

ИТОГО:

144

16

8

8

0

128





  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Введение. Оптимизационные задачи в науке и технике. Однокритериальная и многокритериальная оптимизация.


Содержание:

  1. Роль и место исследования операций в науке и технике.

  2. Основные теоретические понятия и определения.

  3. Оптимизационные задачи в науке и технике.

  4. Однокритериальная и многокритериальная оптимизация.

  5. Математический аппарат исследования операций.

Литература: 1-3, 5, 6, 12, 16.



Лекция 2. Симплекс-метод решения задачи ЛП. Основные теоретические положения.


Содержание:

  1. Понятие начального решения.

  2. Базисные решения. Допустимые базисные решения. Небазисные переменные.

  3. Включаемая и исключаемая переменная.

Литература: 1-3, 5, 6, 12, 16.

Лекция 3. Введение в нелинейное программирование.

Содержание:



  1. Постановка задачи нелинейного программирования.

  2. Графическое решение ЗНП.

  3. Метод множителей Лагранжа.

Литература: 1-3, 5, 6, 12, 16.
Лекция 4. Введение в динамическое программирование.

Содержание:



  1. Общая характеристика. Многошаговые процессы принятия решений.

  2. Задачи распределения ресурсов.

Литература: 1-3, 5, 6, 12, 16.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Практическое занятие № 1

Тема: Симплекс-метод решения задачи ЛП. Основные теоретические положения.

Цель работы: Научиться решать ЗЛП графическим методом и симплекс-методом.

Рекомендации к самостоятельной работе:

Ознакомиться с дополнительными материалами [1, 2, 4, 5, 14, 21, 22], выполнить задание:

[11, с. 37-43]

Содержание:



  1. Графический метод решения ЗЛП.

  2. Анализ модели на чувствительность.

  3. Виды задач линейного программирования. Алгоритмы преобразования в каноническую и симметричную форму.

  4. Понятие симплекс-таблиц.

  5. Алгоритм симплекс-метода.

  6. Задачи на поиск максимума и минимума целевой функции

Форма представления отчета: выполнить задания [11, с.76-77].
Практическое занятие № 2

Тема: Двойственные задачи ЛП.

Цель работы: Алгоритм построения двойственной к исходной задаче. Двойственный симплекс-метод.

Рекомендации к самостоятельной работе:

Ознакомиться с дополнительными материалами [1, 2, 4, 5, 14, 21, 22], выполнить задание: [11, с. 69-76]

Содержание:


  1. Определение двойственной задачи.

  2. Соотношения двойственности.

  3. Двойственный симплекс-метод.

  4. Анализ решения ЗЛП

Форма представления отчета: выполнить задания [11, с.70].
Практическое занятие № 3

Тема: Транспортная задача.

Цель работы: решение транспортных задач.

Рекомендации к самостоятельной работе:

Ознакомиться с дополнительными материалами [1, 2, 4, 5, 14, 21, 22], выполнить задание: [16, с. 69-76]

Содержание:


  1. Постановка задачи.

  2. Методы построения начального опорного плана.

  3. Метод потенциалов.

Форма представления отчета: выполнить задания [16, с.118].
Практическое занятие № 4

Тема: Сетевые модели.

Цель работы: Расчет временных параметров сетевого графика.

Рекомендации к самостоятельной работе:

Ознакомиться с дополнительными материалами [1, 2, 4, 5, 14, 21, 22], выполнить задание: [16, с. 69-76]

Содержание:


  1. Задачи управления запасами.

  2. Сетевой график комплекса операций и правила его построения.

  3. Расчет временных параметров сетевого графика.

Форма представления отчета: выполнить задания [16, с.298].


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Ознакомиться с дополнительной литературой [1, 2, 4, 5, 14, 21, 22], выполнить задание: [10, с. 32-37]


Наряду с практическими занятиями дополнительными формами самостоятельной работы являются домашние индивидуальные задания, которые являются, как правило, продолжением практических занятий и содействуют овладению практическими навыками по основным разделам дисциплины. Они предполагают изучение рекомендуемой литературы, проработку лекционного материала.

Образец варианта заданий к контрольной работе №1

  1. Построить математическую модель задачи.

Чтобы при откорме животных весом 30—40 кг получить средний привес 300—400 г, по нормам в дневном рационе должны содержаться питательные вещества в следующем количестве: кормовых единиц — не менее 1,6 кг; перевариваемого протеина — не менее 200 г, каротина — не менее 10 мг. При откорме используют ячмень, бобы и сенную муку. Содержание питательных веществ в 1 кг этих кормов и стоимости 1 кг корма приведены в табл. Составить дневной рацион, удовлетворяющий данной питательности при минимальной стоимости [8 c. 16].


Наименование питательного вещества


Количество единиц питательных веществ, содержащихся в 1 кг корма

ячмень

бобы

сенная мука

Кормовые единицы, кг

Перевариваемый протеин, г

Каротин, мг


1,2

80

5



1,4

280


5

0,8

240


100

Цена 1 кг корма (в коп.)

3

4

5




  1. Решить ЗЛП геометрическим методом.


3. Решить задачу симплекс-методом и проверить решение, используя MS Excel (надстройку «Поиск решения»).

Предприятие выпускает два вида продукции: I и II. Для производства единицы продукции вида I последовательно используется 2 ед. оборудования типа А, оборудования типа В не используется, 4 ед. оборудования типа С. Для производства единицы продукции вида II используется 1 ед. оборудования типа А, 6 ед. типа В, тип С не используется. Сколько единиц продукции каждого вида должно выпускать предприятие, чтобы получить наибольший доход, если известно, что каждая единица продукции вида I дает предприятию 3 руб., а вида II – 5 руб. дохода?



  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ


Примерный перечень вопросов к экзамену

(Экзаменационный билет состоит из двух вопросов и задачи)


  1. Основные понятия и принципы исследования операций.

  2. Математические модели операций. Классификация математических моделей.

  3. Типы задач линейного программирования: общая, стандартная (симметричная), каноническая (основная). Свойства основной задачи линейного программирования.

  4. Геометрическое истолкование задачи линейного программирования.

  5. Анализ модели на чувствительность. 1я задача на чувствительность.

  6. Анализ модели на чувствительность. 2я задача на чувствительность.

  7. Анализ модели на чувствительность. 3я задача на чувствительность.

  8. Симплекс-метод решения основной задачи линейного программирования.

  9. Прямая и двойственная задачи линейного программирования. Правила составления двойственной задачи.

  10. Связь между решениями прямой и двойственной задач. Нахождение решения двойственных задач на основании первой и второй теорем двойственности.

  11. Экономическое содержание теории двойственности.

  12. Транспортная задача. Математическая модель.

  13. Методы построения начального опорного плана транспортной задачи.

  14. Транспортная задача. Метод потенциалов.

  15. Задача целочисленного программирования. Методы решения.

  16. Экономическая интерпретация задачи нелинейного программирования.

  17. Геометрическая интерпретация задачи нелинейного программирования.

  18. Классическая задача оптимизации, решение её методом множителей Лагранжа.

  19. Задача динамического программирования в общем виде. Принцип поэтапного построения оптимального управления

  20. Задача динамического программирования в общем виде, ее геометрическая интерпретация.

  21. Задача динамического программирования в общем виде, ее экономическая интерпретация.

  22. Сетевое планирование и управление. Планирование производственной программы.

  23. Оптимальное распределение средств на расширение производства.

  24. Сетевой график комплекса операций и правила его построения.

  25. Расчет временных параметров сетевого графика.

  26. Вероятностные сети.





  1. ЛИТЕРАТУРА

Литература основная




Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: Учеб. пособие для студентов эконом. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1986. – 319с.



Афанасьев М.Ю., Багриновский К.А., Матюшок В.М. Прикладные задачи исследования операций: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.



Барсов А.С. Что такое линейное программирование. – М.: Физматгиз.1959



Бельченко В.Е., Зайцева О.Б. Практикум по курсу «Исследование операций». Часть 1. «Линейное программирование». – Армавир, АГПУ. – 2007 – 77с.



Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. Учеб. пособие для студ. втузов. – 2-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2001. – 208с.



Волков В.А. "Элементы линейного программирования" Москва "Просвещение" 1975г.



Горстко А.Б. В поисках правильного решения (О принципах рациональной деятельности человека).– М.: Знание. 1970.



Грешилов А.А. Прикладные задачи математического программирования. М.: Изд-во МГТУ, 1990.



Дегтярев Ю.И. Исследование операций: Учеб. для вузов по спец. АСУ. – М.: Высш. шк., 1986.



Зайцева О.Б., Лоба И.С. Лабораторный практикум по курсу «Исследование операций». Часть I. «Линейное программирование». Армавир: РИО АГПА, 2011.-44 с.



Зайцева О.Б. Учебно - методическое пособие по курсу «Математические методы и модели исследования операций». Часть I. «Линейное программирование». Армавир: отпечатано в типографии Симакова А.А., 2011. – 103с.



Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник, 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "Дело и Сервис", 1999. - 368с.



Зуховицкий С.И. Линейное и выпуклое программирование. - М.: Наука, 1964.



Кармазин В.Н., Шаповаленко В.В. Бреславцев Р.В. Дискретное и сетевое программирование: Практикум. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2006. – 242с.



Кармазин В.Н., Шаповаленко В.В. Практикум по линейному программированию и матричным играм. Краснодар: КубГУ, 2006. – 172с.



Кузнецов А.В. и др. Руководство к решению задач по математическому программированию. Учеб. пособие для вузов. Мн.: Высш. шк., 2001 – 352с.

Дополнительная литература




Кузнецов Ю.Н. и др. Математическое программирование. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1976. – 352с.



Морозов В.В., Сухарев А.Г. и др. Исследование операций в задачах и упражнениях: Учеб. Пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Прикладная математика». – М.: Высш. шк., 1986.



Мухачева Э.А., Рубинштейн Г.Щ. Математическое программирование.-M.:Наука.-1987.



Сдвижков О.А. Математика на компьютере: Maple 8. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003 – 176с.



Таха Х. Введение в исследование операций. Кн.2 - М.: Мир, 1985



Таха Х. Введение в исследование операций: В 2-х книгах. Кн. 1. – М.: Мир, 1985



Хачиян Л.Г. Сложность задач линейного программирования. – М.: Знание. —1987.


Пожалуйста, не надо брать мой УМК за основу. сделайте свой
  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:

  • персональные компьютеры и мультимедийное оборудование;

  • пакет MS Office 2007; Maple 8, MathCad.

  • видео - аудиовизуальные средства обучения;

  • электронная библиотека курса (на сайте АГПА).



  1. ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Глоссарий (основные понятия дисциплины)



Новые понятия

Содержание

PERT

(Program Evaluation and Review Technique — метод оценки и обзора программы) для контроля сроков выполнения проекта.

Анализ чувствительности

изучение эффекта изменения целевой функции в связи с изменениями ключевых параметров математической модели

Балансовые модели

Модели, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования

Дискретная управляемая система

это система, в которой на вход хотя бы одной подсистемы (компоненты или звена) подается дискретный сигнал.

Задача анализа

нахождение различного рода свойств системы или среды, окружающей систему.

Задача выбора

оптимальной пропускной

способности канала

обслуживания

выбор такой пропускной способности канала обслуживания, при которой сумма ущерба от нахождения заявок в очереди и затраты на создание и содержание канала обслуживания будут минимальными

Задача выбора

оптимального числа

каналов обслуживания

выбор такого числа каналов обслуживания, при котором сумма от ущерба нахождения заявок в очереди и простоя каналов обслуживания будет минимальной

Знание

понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

Имитационная модель

описание системы и ее поведения, которое может быть реализовано и исследовано в ходе операций на компьютере

Имитационное моделирование

исследование поведения сложной системы на ее модели

Интенсивность нагрузки системы р

характеристика СМО, которая рассчитывается по формуле и представляет собой долю времени занятости канала обслуживанием требований

Интенсивность обслуживания ц.

характеристика канала обслуживания, равная среднему количеству требований, которые могут быть обслужены в единицу времени

Интенсивность потока требований

характеристика потока требований, которая показывает среднее количество требований, поступающих в единицу времени

Компетенция

способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности

Критерий

один из выходных показателей, по которому производится сравнение и выбор лучшего способа функционирования системы

Критерий эффективности

обобщенный показатель и правило выбора лучшей системы (лучшего решения).

Линейное программирование

область математики, разрабатывающая теорию и численные методы решения задач нахождения экстремума (наибольших и наименьших значений) линейной функции многих переменных при наличии линейных ограничений

Макроэкономические модели

модели, отражающие функционирование экономики как единого целого

Математическое моделирование

метод исследования процессов и явлений на их математических моделях

Метод
Монте-Карло


численный метод, который применяется для моделирования случайных величин и функций, вероятностные характеристики которых совпадают с решениями аналитических задач.

Метод статистического

моделирования

(метод Монте-Карло)

метод, идея которого состоит в том, что вместо аналитического описания СМО многократно производится «розыгрыш» случайного процесса, при этом множество реализаций используется как статистический материал для получения характеристик СМО

Микроэкономические модели

модели, связанные, как правило, с такими звеньями экономики, как предприятия и фирмы

Моделирование

представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы

Моделирование

процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.

моделирование экономических систем

описание знаковыми математическими средствами экономических систем

Модель

материальный объект, система математических зависимостей или программа, имитирующая структуру или функционирование исследуемого объекта

Модель

это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа.

Навык

составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Оптимизационные модели

модели, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления

Основная образовательная программа (ООП)

комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Подсистема

часть системы, выделенная по определенному признаку, обладающая некоторой самостоятельностью и допускающая разложение на элементы в рамках данного рассмотрения.

Проблема

несоответствие между существующим и требуемым (целевым) состоянием системы при данном состоянии среды в рассматриваемый момент времени.

Прогноз

это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтернативных путях достижения целевого состояния и сроках их осуществления.

Процесс

некоторая последовательность действий для решения задачи, определяемая программой

Результаты обучения

освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).

Руководство

это управление чужой работой в организационных, социальных, экономических системах.

Свойства

это то, что проявляется только при взаимодействии с другими объектами или элементами одного объекта между собой. Они могут быть представлены в виде закона функционирования элемента.

Связь

вид отношений между элементами, который проявляется как некоторый обмен (взаимодействие).

сетевой график

сетевая модель – отражает логическую взаимосвязь и взаимообусловленность входящих элементарных операций (работ).

Система

совокупность элементов и отношений, закономерно взаимосвязанных друг с другом и обладающих свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, ее образующих

Система

совокупность элементов и связей между ними, обладающая определенной целостностью.

Системный
анализ


методология решения проблем, основанная на структуризации систем и количественном сравнении альтернатив.

Ситуация

совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени.

Среда

то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие

Среднее время пребывания заявки в системе

показатель эффективности функционирования системы, определяемый по формуле

Среднее число требований, находящихся в системе

показатель эффективности функционирования системы, определяемый по формуле

Умение

это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.






Трудно быть страстным любовником в присутствии собственной жены. Феликс Райчак
ещё >>