Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 324.65kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология» 13 1095.78kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по... 1 284.84kb.
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» 1 183.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 293.07kb.
Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность... 1 279.71kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 3 603.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 5 773.26kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика... 3 390.01kb.
Восприятие и изображение третьего пространственного измерения 19. 4 682.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - страница №1/4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Утверждаю»

Директор РИ АлтГУ

_____________ К.Г. Анисимов

«_____» _____________2014 г.


Учебно-методический комплекс


«Общая психология Ч2»
(для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология»)

Рубцовск 2014



Кафедра

—— психологии

Шифр и наименование дисциплины

—— ОПД.Ф.09 Общая психология Ч2

Статус дисциплины

—— общепрофессиональная

Курс

—— 2

Специальности

—— «Психология»

Форма обучения

—— очная, очно-заочное

Объём дисциплины

—— 136 часов, 4,5 дидактических единицы

Зав. кафедрой психологии

_________________ Машуков В.Н.

Зам. директора по учебной работе

_________________ Жданова Е.А.


Автор: Черноусова У.Н., ассистент кафедры психологии

СОДЕРЖАНИЕ УМК



1. ПРОГРАММА КУРСА «Общая психология (Ч2)» 4

2. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 34

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 39

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41




1. ПРОГРАММА КУРСА «Общая психология (Ч2)»

1.1. Тематический план дисциплины «Общая психология (Ч2)»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.

В данном курсе освещаются следующие основные проблемы:

Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах.. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века.

Сенсорно-перцептивные психические процессы.

Общая характеристика психических процессов. Классификации.

Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения. Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Психофизика ощущений. Понятие порогов ощущений. Основной психофизический закон. Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявле­ния. Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений.

Восприятие. Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия. Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон). Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия. Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.). Теория обнаружения сигналов. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.

Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (В. Вундт, К. Кофка). Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ. Теория формирования прототипов. Основные свойства восприятия. Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи. Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Механизмы.

Психологическая характеристика представлений. Восприятие цвета. Цветовые ассоциации и символы.

Интеллектуальные психические процессы

Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи. Память. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере. Модели памяти, семантическая и эпизодическая память. Механизмы памяти: физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям. Объем КВП., ДВП и единицы информации. Кодирование информации KBП. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память. Оперативная память. Основные процессы памяти. Запоминание как процесс кодирования информации. Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти. Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика. Виды кодирования и декодировки информации. Забывание как особый процесс памяти. Теории забывания. Механизмы забывания. Кривая забывания. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Психология структурирования. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти.

Воображение как преобразовательный процесс. Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении). Общая характеристика воображения. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.

Мышление как познавательно-преобразовательный процесс. Мышление как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память. Краткая история развития представлений о мышлении. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс формирования понятий: признаки и правила, по которым они связаны. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория формирования понятий. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление и понятия формальной логики. Силлогизм и законы формальной силлогистической логики. Характеристика основных мыслительных операций. Мышление как процесс решения задач. Формальное мышление. Этапы решения задач. Мышление как процесс принятия решений. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Эвристический подход к мышлению. Роль мышления в прогнозировании. Индивидуальные особенности мышления. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Речь и мышление. Психология билингвизма.

Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию. Человеческий интеллект. Проблема определения. Факторный анализ интеллекта. Когнитивные теории интеллекта. Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.

Регуляционные процессы.

Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита. Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Потребности, мотивация и регуляция поведения. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.

Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регу­ляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.


Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине Общая психология Ч2:

В процессе овладения курсом «Общая психология Ч2» студент должен знать:



  • основные парадигмы современного психологического знания;

  • законы, закономерности, тенденции психологических процессов;

  • ориентироваться в специальной литературе;

  • владеть понятийно-категориальным аппаратом современной психологии, способами самостоятельной работы с психологическими источниками (реферирование, аппатирование, рецензирование и др.),

  • анализировать и обобщать материалы психологических исследований,

  • формулировать и решать учебные и исследовательские задачи.


Цели и задачи дисциплины:

Цель курса:



  • сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Государственным образовательным стандартом

Задачи курса:

  • познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки,

  • основными закономерностями и механизмами психических процессов;

  • дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах современной психологии;

  • сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.

Достижение поставленных целей и задач обеспечивается последовательным изложением теоретических проблем курса, решением практических задач и усвоением понятий; самостоятельной познавательной деятельностью студентов, текущим и итоговым контролем за знаниями, умениями и навыками студентов.



Основные методики и приемы изложения и усвоения курса основ психологии включают в себя:


  • проблемное изложение теоретического лекционного материала;

  • дискуссионное изложение вопросов семинаров;

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • оперативный контроль и самоконтроль знаний;

  • контрольные работы по терминам и понятиям;

  • написание и защиту рефератов;

  • изучение первоисточников, произведений классиков психологической мысли; статей и публикаций в научных журналах;

  • итоговый контроль в форме экзамена.


Тематический план дисциплины «Основы психологии Ч2» для студентов специальности «Психология» – дневное отделение


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


1. Общая психология: когнитивные процессы.

10

6

4

2

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


2. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

8

4

2

2

4

3. Физиологические механизмы и психофизиологические особенности ощущений.

8

4

2

2

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ III


4. Процесс восприятия.

8

4

2

2

4

5. Основные свойства восприятия. Виды восприятия.

8

4

2

2

4

6. Психологическая характеристика представлений.

6

2

2

-

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


7. Память. Механизмы памяти.

8

4

2

2

4

8. Основные процессы памяти.

8

4

2

2

4

9. Воображение как преобразовательный процесс.

12

6

2

2

4

10. Виды, формы, приемы воображения.

2

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ V


11. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

10

6

4

2

4

12. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность.

6

2

2

-

4

13. Индивидуальные особенности мышления.

6

2

2

-

4

14. Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.

8

4

2

2

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ VI


15. Общая характеристика регуляционных процессов.

8

4

2

2

4

16. Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности.

8

4

2

2

4

17. Внимание и познавательная деятельность.

8

4

2

2

4

18. Волевая регуляция познавательной деятельности.

6

4

2

2

2

Промежуточный контроль

Реферат

Итого часов

136

68

40

28

68


Тематический план дисциплины «Основы психологии Ч2» для студентов специальности «Психология» –очно-заочное отделение (озо).

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


1. Общая психология: когнитивные процессы.

10

2

2

-

8

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


2. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

14

4

2

2

10

3. Процесс восприятия.

13

3

1

2

10

4. Психологическая характеристика представлений.

11

1

1

-

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ III


5. Память. Механизмы памяти.

12

4

2

2

8

6. Воображение как преобразовательный процесс.

12

2

2

-

10

7. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

13

3

1

2

10

8. Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.

13

3

1

2

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


9. Общая характеристика регуляционных процессов.

14

4

2

2

10

10. Внимание и познавательная деятельность.

12

2

2

-

10

11. Волевая регуляция познавательной деятельности.

12

2

2

-

10

Промежуточный контроль

Реферат

Итого часов

136

30

18

12

106


Тематический план дисциплины «Основы психологии Ч2» для студентов специальности «Психология» –очно-заочное отделение (озс ).

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


1. Общая психология: когнитивные процессы.

12

2

2

-

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


2. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

13

1

1




12

3. Процесс восприятия.

13

1

1




12

4. Психологическая характеристика представлений.

10







-

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ III


5. Память. Механизмы памяти.

14

2

2




12

6. Воображение как преобразовательный процесс.

10







-

10

7. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

13

1

1




12

8. Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.

13

1

1




12

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


9. Общая характеристика регуляционных процессов.

12

2

2




10

10. Внимание и познавательная деятельность.

14

2




2

12

11. Волевая регуляция познавательной деятельности.

12

2




2

10

Промежуточный контроль

Реферат

Итого часов

136

14

10

4

122



Тематический план дисциплины «Основы психологии Ч2» для студентов специальности «Психология» –очно-заочное отделение (озв).

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


1. Общая психология: когнитивные процессы.

10

2

2

-

8

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


2. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

14

4

2




10

3. Процесс восприятия.

13

3

1

2

10

4. Психологическая характеристика представлений.

11

1

1

-

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ III


5. Память. Механизмы памяти.

12

4

2

2

8

6. Воображение как преобразовательный процесс.

12

2




-

10

7. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

13

3

1




10

8. Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.

13

3

1

2

10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ IV


9. Общая характеристика регуляционных процессов.

14

4







10

10. Внимание и познавательная деятельность.

12

2

2

2

10

11. Волевая регуляция познавательной деятельности.

12

2

2

-

10

Промежуточный контроль

Реферат

Итого часов

136

30

14

8

106




следующая страница >>



Моя жена делает со мной, что хочет; она даже сделала из меня академика. Жак Ансело, член Французской
ещё >>