Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 18 «Психофизиология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» 1 210.26kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика... 3 390.01kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология 5 654.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. 3 404.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социальные коммуникации... 5 745.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 324.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» 5 1070.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» «История... 17 1490.48kb.
Эпизоды, связанные с коррупционным поведением должностных лиц правоохранительных... 4 512.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 18 «Психофизиология» - страница №1/1

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине ОПД.Ф.18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования и предназначен для студентов, обучающихся ПО специальности 030301.65 «Психология» по специализации «Психология предпринимательства».



Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, структуру и балльную оценку рейтингов, примерное содержание рейтингов, перечень контрольных вопросов по дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план дисциплины

3. Учебная программа

3.1. Содержание программы

3.2. Планы проведения практических занятий

4. Рейтинговая система оценки знаний студентов

4.1. Структура и балльная оценка рейтингов

4.2. Примерное содержание рейтингов

4.3. Шкала оценки знаний студентов

по рейтинговой системе

5. Задания по дисциплине для студентов ОЗО и ВО

5.1 .Контрольные работы

5.2. Вопросы к итоговому занятию

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реоргани­зацией учебных программ, позволяющей решить некоторые за­дачи: создать необходимый базис знаний для качественной под­готовки молодых специалистов-психологов, повысить уровень их профессионализма. В требованиях к профессиональной подготовленности спе­циалиста психолога, утверждённых от 02.03.2000 № 686 прика­зом Министерства образования Российской Федерации, говорит­ся о необходимости накопления теоретических знаний для про­фессиональной ориентации в современных концепциях, теориях и гипотезах, а также владеть комплексом знаний и практических навыков, позволяющих наиболее полно реализоваться в практи­ческой психологии. В современной подготовке специалистов пси­хологов всё более значимое место занимают смежные науки, в ча­стности, психофизиология. Связь и взаимозависимость психоло­гии и физиологии столь сильны, что позволяют рассматривать их развитие как коэволюцию. В связи с этим, нельзя называть пси­хофизиологию новой отраслью психологии или физиологии, т.к. изоляция любой дисциплины - признак её ненаучности.

Цель курса - исследование взаимоотношений мозга и пси­хики (психофизиологическая проблема), овладение современ­ными знаниями дисциплины, минуя междисциплинарные барье­ры. Необходимо показать существование различных теоретиче­ских языков и школ в психофизиологии, которая имеет дело с наиболее сложным комплексом проблем, стоящих перед челове­ком. Трудности в том, чтобы суметь понять механизмы станов­ления интегрированных нейропсихологических процессов, по­зволяющих приблизиться к пониманию целостной психофизио­логической реальности, некоторые аспекты которой удаётся изу­чить. К задачам курса можно отнести овладение сложным и об­ширным понятийным аппаратом, основными нейропсихологиче-

скими механизмами сенсорных процессов, принципами кодиро­вания и переработки информации в ЦНС, психофизиологией движения, ориентировочно - исследовательской деятельностью; узнать психофизиологические механизмы функциональных со­стояний, эмоций, принятия решения, памяти, обучения, речи и мышления. Ознакомиться с современными психофизиологиче­скими методами, необходимыми для диагностики психофунк­ционального состояния человека.

Курс «Психофизиология» для студентов специальности 020400 «Психология» по новому учебному плану рассчитан на 60 часов. Для очной формы обучения: 32 аудиторных часа (20 -лекции, 12 - практические и семинарские занятия), 28 - само­стоятельная работа. Занятия проводятся в течение 6-ого семестра и завершаются зачётом. Для заочной формы обучения: 10 ауди­торных часов (6 - лекции, 4 - практические занятия), 50 - само­стоятельная работа. Занятия проводятся в течение 5-ого и 6-го семестров. В межсессионный период выполняется контрольная работа и сдаётся зачёт.

По старому плану - 120 часов, из которых 64 (36/28) - ау­диторные часы, 56 - самостоятельная работа.

В соответствии с требованиями государственного образо­вательного стандарта курс «Психофизиологии» включает в себя рекомендуемые темы (согласно ОПД.Ф.18), а также дополни­тельные темы, позволяющие отразить современный уровень раз­вития направлений психофизиологии. Это определяет структуру и содержание предлагаемой программы курса.

Допускается модификация последовательности изложения материала, дополнение и изменение некоторых вопросов при обязательном сохранении «ядра» знаний. Некоторые темы прак­тических занятий имеют расширенный объём работ, что позво­ляет изменять набор выполняемых студентами заданий.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы


Всего


Аудиторная работа


Самост. работа


лекции


практ.


Стартовый рейтинг


Тема 1. Становление и разви­тие, предмет, методы и зада­чи. Принципы переработки информации в ЦНС


8/8,5


2/0,5


2/1


4/7


Тема 2. Психофизиология сенсорных процессов и дви­жения


8/6


2/0,5


2/0,5


4/5


Тема 3. Психофизиология па­мяти


4/4,5


2/0,5





2/4


Рейтинг 1


Тема 4. Психофизиология эмоций


4/5,5


2/0,5





2/5 (4)


Тема 5. Психофизиология функциональных состояний и внимания


7/5


2/0,5


2/0,5


3/4


Рейтинг 2


Тема 6. Психофизиология сознания


7/7


2/1


2/1


3/5


Тема 7. Психофизиология бессознательного


4/6,5


2/0,5




2/6


Тема 8. Системная психофи­зиология. ТФС


6/5


2/0,5


2/0


2/4


Тема 9. Субъективность от­ражения. Субъективный мир человека


7/7,5


2/1


2/0,5


3/6


Рейтинг 3


Тема 10. Психофизиология научения профессиональной деятельности


5/4,5


2/0,5




3/4


Итого:


60/60


20/6


12/4


28/50



З.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Содержание программы

ТЕМА 1. Становление и развитие, предмет, методы и задачи психофизиологии. Принципы переработки информации в ЦНС

Психофизиология - наука о нейробиологических механиз­мах и психологических процессах и состояниях. У истоков пси­хофизиологии (ПФ). «Психофизиологическая проблема» как со­отношение психических и физиологических процессов в челове­ке. Современные аспекты ПФ и методы.

Кодирование информации (номером канала, ансамблем нейронов, паттерном разрядов ПД и т.д.). Локальные нейронные сети. Системы выделения признаков: иерархическая и парал­лельная. Детекторные карты. Гностическая единица. Модуля­торные нейроны. Гуморальные связи. Иерархическая система управления. Принцип обратной связи.

ТЕМА 2. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений

Общие свойства сенсорных систем: многослойность, мно-гоканальность, «сенсорные воронки», дифференциация систем по вертикали и по горизонтали. Модель анализатора. Рецепто­ры, предетекторы, детекторы. Локальный анализатор. Организа­ция детекторов: микро-, макро- и гиперколонки, экранные структуры. Квазирецептивная поверхность. Матрица различий между сигналами. Перцептивное пространство. Модели воспри­ятия различных модальностей. Константность восприятия. Пси­хосенсорный синтез. Репрезентативная система (основная и ве­дущая).

Модель командного нейрона. Рецептивное поле командно­го нейрона. Иерархия командных нейронов. Пул мотонейронов. Моторное поле командного нейрона. Аконстантный и констант­ный экран. Движения глаз при осмотре предмета.

ТЕМА 3. Психофизиология памяти

Временная организация памяти. Стадии фиксации памяти. Гипотеза о трёх последовательных этапах фиксации энграмм. Состояния энграммы. Концепция состояний памяти. Организа­ция активной памяти. Гипотеза о распределённости энграммы. Молекулярные механизмы памяти. Дискретность мнемических процессов. Константа Ливанова. Объём и быстродействие памя­ти. Нейронные коды памяти



ТЕМА 4. Психофизиология эмоций

Эмоции: классификация, нейробиология. Центры удоволь­ствия, избегания, агрессии, страха. Гуморальные механизмы эмоций. Выражение эмоций в мимике, жестах, позе, голосе. Ли­цевая экспрессия. Эмоции и индивидуальность. Тревожность. Агрессивность. Депрессия. Любознательность, семантическое пространство эмоций.



ТЕМА 5. Психофизиология функциональных состояний. Психофизиология внимания

Определение функционального состояния, его роль в пове­дении. Бодрствование. Уровни активности. Модулирующая сис­тема мозга (активирующая и инактивирующая). Механизмы ре­гуляции сна и бодрствования. Информационные процессы в бы­стром сне. Утомление и сон. Гипоксические состояния. Кома. Потребность во сне. Депривация сна. Функциональное значение

сна. Стрессоры. Физиологический и психологический стресс. Механизмы стресса. Информационная нагрузка. Инфформаци-онный стресс. Информационный невроз. Эмоциональный стресс. Стресс депривации. Индивидуальная устойчивость к стрессу. Тренировка и переносимость стресса.

Методы диагностики психофизиологических показателей функциональных состояний: физиологические методы, методы опроса, самооценка функционального состояния, анализ двига­тельной активности, изменение продуктивности психических процессов.

Неоднозначность понятия «внимание». Теории фильтра. Модели внимания. Нервная модель стимула. Проблема внима­ния в традиционной и в системной психофизиологии (ПФ). Ори­ентировочная реакция (ОР) и внимание. Роль речевых сигналов в протекании ОР. Сигнал рассогласования. Негативная волна сигнала рассогласования. Нейроны новизны, нейроны тождест­ва, экстраполирующие нейроны. ОР как информационный регу­лятор. Виды адаптационных рефлексов. Пороги дискомфорта. Волевой порог.

ТЕМА 6. Психофизиология сознания

Семантика слова «сознание». Основные концепции созна­ния. Концепция «светлого пятна». Концепция информационного синтеза. Мозговая основа ощущений. Механизмы мышления. Фокусы взаимодействий. Сознание, общение и речь. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В. Симонов, 1981). Функции сознания. Три концепции - одно сознание. Структура самосознания: самопознание (самонаблюдение и самооценка), самосовершенствование и самоконтроль.



ТЕМА 7. Психофизиология бессознательного

Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикато­ры осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантиче­ское дифференцирование неосознаваемых стимулов. Ассоциа­ции (временные связи) на неосознаваемом уровне. Функцио­нальная асимметрия полушарий и бессознательное. Обратные временные связи и бессознательное, их роль в механизме «ней--хологической защиты». Подсознание и когнитивная деятель­ность. Бессознательное при некоторых формах патологии.



ТЕМА 8. Системная психофизиология. Теория функциональных систем

Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности. Реактивность и активность. Психофизиологическая проблема (ПФП) и задачи системной психофизиологии. Коррелятивная психофизиология. Традиционный и системный подходы к ПФП. Задачи системной психофизиологии, её значение для психоло­гии. Взаимосодействие системной и коррелятивной психофи­зиологии. Теория функциональных систем. (ТФС).

Системообразующий фактор как результат системы. Ре­зультат (будущее, а не стимул — прошлое) как детерминанта по­ведения. Временной парадокс. Представления об «информаци­онном эквиваленте результата». Теория П.К. Анохина как цело­стная система представлений. ТФС как операциональная архи­тектоника. Поведение как континуум результатов. Системная детерминация активности нейрона: реактивность - ответ нейро­на, активность - достижение «результата»-получение необходи­мых метаболитов из своей «микросреды». «Потребности» ней­рона и объединение нейронов в систему как способ их обеспече­ния.

ТЕМА 9. Субъективность отражения. Субъективный мир человека

Активность как субъективное отражение реальности. Фи­зические характеристики среды и целенаправленное поведение. Эффордансы (Дж. Гибсон, 1988). «Дробление» среды индиви­дом. Зависимость активности нейронов от цели поведения. Кон­цепция системогенеза. Органогенез и системогенез. Принципы внутрисистемной и межсистемной гетерохронии. Принцип ми­нимального (оптимального) обеспечения функциональных сис­тем. Системно - эволюционная теория (В.Б. Швырков, 1995) и системно-селекционная концепция научения. Индивидуальный опыт. Системная специализация и системоспецифичность ней­ронов.

Историческая детерминация уровней организации систем. Поведение как одновременная реализация систем разного «воз­раста». Субъективный мир. Структура субъективного мира и субъект поведения. Межсистемные (и внутрисистемные) отно­шения. Субъект поведения, его состояние.

Динамика субъективного мира как смена состояний субъ­екта поведения. Индивидуальность (модифицируемость) оди­ночного поведенческого акта. Человек и животное: перспективы.

Индивидуальный опыт как проекция особенностей онтоге­неза. Паттерны системной специализации нейронов разных структур мозга. Изменение проекции индивидуального опыта в филогенезе. Проекции индивидуального опыта и патология. Психофизиологическое основание «закона разложения» Т. Рибо. Требования к методологии системного анализа в психологии и системная психофизиология.

ТЕМА 10. Психофизиология научения и профессиональной деятельности

Научение и обучение: психологические и биологические теории. Классификации форм обучения. Индивидуальный опыт и экологический подход к обучению. Научение как процесс. Нейрофизиологические механизмы научения. Специфика психо-

логических аспектов научения. Психофизиологические теории: инструктивные, инструктивно-селетивные, селективные. Сис­темная психофизиология научения. Проблема элементов инди­видуального опыта. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта. Онтогенез научения и структура опыта.

Прикладные аспекты психофизиологии. Психофизиология профотбора и профпригодности. Психофизиология работоспо­собности. Психофизиологические детерминанты адаптации че-'ловека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиоло­гические функциональные состояния. Биологическая обратная связь.

Примечание: часть материала, указанного в каждой лекции, выносится на самостоятельную работу. Допускается варьирования содержания лекций при сохранении «ядра» тем.

3.2. Планы проведения практических занятий

ЗАНЯТИЕ 1. Самооценка функционального состояния на мо­мент исследования (CD)

Тестирование, обсуждение результатов (тест САН и др.). Сделайте выводы по полученным результатам работы. Разрабо­тайте систему психофизиологических рекомендаций, с после­дующим их использованием. К итоговому занятию повторно провести самооценку функционального состояния. Записать итоговые результаты и результаты сравнения показателей само­оценки в динамике. Сделать письменные выводы по данной ра­боте.

ЗАНЯТИЕ 2. Самооценка поведения

Проанализируйте результаты опросов, дайте самооценку своего поведения, обоснуйте психофизиологию формирования и реализации целенаправленного поведения. Составьте блок-схему целенаправленного поведения и зарисуйте её, обозначив каждый блок.

ЗАНЯТИЕ 3. Оценка сохранности когнитивной деятельности

Проводится индивидуальное тестирование с использовани­ем компьютерных программ. Оформляются протоколы тестиро­вания с указанием методики (цель, ход работы), результатов, вы­водов и данных рекомендаций.

ЗАНЯТИЕ 4. Оценка физиологических реакций

Ознакомление с методами отведения и анализа ЭКГ. Зубцы Р, Q, R, S, Т- интерпретация их расшифровки. Ритмография. Ды­хательная, сосудистая и метаболическая аритмия. Диагностика стресса по анализу RR интервалов. Выявление вклада симпати­ческой и парасимпатической систем в регуляции сердечного ритма. Спектр ритмограммы при разных видах информацион­ной нагрузки.

ЗАНЯТИЕ 5. Электроэнцефалография. Практическое примене­ние ЭЭГ

Фоновая ЭЭГ. Стандартная схема расположения электро­дов. Постоянный потенциал. Основные ритмы. Спайк-волна. Лямбда-ритм. Декасекундные ритмы. Депрессия альфа - и мю -ритма. Методы обработки ЭЭГ. Авто-, кросскорреляционный, когерентный и спектральный анализы. Комплексный анализ пе­риодов и амплитуд. Векторная ЭЭГ. Топоскопия. Картирование. Практическое применение ЭЭГ.

ЗАНЯТИЕ 6. Изучение других современных методов, используе­мых в психофизиологических исследованиях

Вызванные потенциалы (ВП) мозга. Методы анализа ВП. Частотные характеристики. Картирование эквипотенциальных линий ВП. Практическое применение ВП. Объективная аудиомет-рия (на основе анализа ВП). Оценка эффективности запоминания по ВП. Определение стресса. Выявление индивидуальных разли­чий внимания. Потенциалы готовности. Реакция усвоения ритма.

4. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

4.1. Структура и балльная оценка рейтингов

Стартовый рубежный рейтинг: 5

Первый рубежный рейтинг: 35

• термины и понятия 15

• теоретический вопрос 10

• посещение лекций и семинаров 5

• сдача в срок рубежного рейтинга 5

Второй рубежный рейтинг: 35

• знание понятий 10

• ответ на первый теоретический вопрос 15

• посещение лекций и семинаров 5

• сдача в срок рубежного рейтинга • 5

Третий рубежный рейтинг: 25

• тестовый контроль по темам 10

• конспектирование оригинальных работ 5

• посещение лекций и семинаров 5

• сдача в срок рубежного рейтинга 5

ВСЕГО 100

4.2. Примерное содержание рейтингов

Рейтинг 1

I

Раскройте содержание следующих терминов и понятий

(по заданию):

1) чувствительность системы; 2) коэволюция; 3) сенсорные сис­темы; 4) рецептор; 5) трансдукция сигнала; 6) рецепторный (ге­нераторный) потенциал; 7) сенсорные пороги; 8) порог реакции; 9) пороговая сила; 10) пороговая зона; 11) субсенсорные реак­ции; 12) дифференциальная сенсорная чувствительность; 13)рефрактерность абсолютная; 14) рефрактерность относи­тельная; 15) энграмма; 16) консолидация; 17) реверберация; 18) кратковременная память; 19) долговременная память;

20) свежая (немедленная) память; 21) длительность консолида­ции; 22) амнестический агент; 23) ретроградная амнезия; 24) градиент ретроградной амнезии; 25) адаптация рецепторов; 26) паттерны; 27) первичные рецептивные (РП) поля; 28) цен­тральные РП; 29) простые РП; 30) сложные РП; 31) сверхслож­ные РП; 32) РП детекторного типа; 33) РП континуального типа; 34) ганглиозные клетки сетчатки; 35) нейроны НКТ; 36) проек­ционная зрительная кора; 37) колонки коры; 38) двигательная программа; 39) координация движения; 40) цикл ходьбы; 41) бег; 42) локальная система координат; 43) единая система координат; 44) кинематическая структура тела; 45) фантомы ам­путированных конечностей; 46) метод ишемической деафферен-тации; 47) экспериментальный фантом; 48) дрейф движений; 49) синдромы теменных церебральных патологий; 50) асхематия; 51) гемидеперсонализация; 52) изменённые состояния сознания; 53) системы отсчёта; 54) экстраперсональное пространство.

II

Раскройте суть и значение перечисленных принципов,



концепций, теорий, моделей, законов и др.

1) концепция центризма в физиологии; 2) концепция гомеостаза; 3) психофизиологическая концепция УР И.М. Сеченова; 4) уче­ние И.П. Павлова о ВИД; 5) модель функциональной системы П.К. Анохина; 6) феномен "сенсорной маскировки", прямая и обратная маскировка; 7) принципы рефлекторной теории, их ха­рактеристики; 8) РП (ГП), их свойства; 9) свойства ПД; 10) принцип "воронки" в сенсорных системах; 11) концепция временной организации памяти; 12) концепция энграммы;

13) модель фиксации памяти о двух последовательных следах;

14) модели фиксации памяти: "один след, два процесса" и "три этапа фиксации"; 15) теория иероглифов Гельмгольца; 16) "закон специфической энергии" Мюллера; 17) неимпульсные коды: виды и характеристики; 18), импульсные коды: виды и ха­рактеристики; 19) кодирование "по ансамблю"; 20) схема адап­тации СС, характеристика этапов; 21) принципы организации СС: многослойность, многоканальность; 22) этапы трансдукции сигналов; 23) виды детекторов, колонки; 24) матрица настрой-

ки; 25) элементы восприятия, их характеристики; 26) концепция о многоуровневой иерархической системе координации движе­ний (Н.А. Бернштейн); 27) этапы становления двигательных программ; 28) концепция координации движений; 29) типы движений, их особенности; 30) модель схемы тела; 31) клиника нарушений движения: группы, их характеристики; 32) изменён­ные состояния сознания у здоровых людей.

Рейтинг 2

I

Раскройте содержание следующих понятий: 1) эмоции; 2) бодрствование; 3) нейроны - модуляторы; 4) мед­ленный сон; 5) быстрый (парадоксальный) сон; 6) активирующая РФ; 7) инактивирующая РФ; 8) депривация сна; 9) сон; 10) гип­нопедия; 11) стресс; 12) стрессор; 13) стресс информационный; 14) эмоциональный стресс;'15) стресс депривации; 16) подкреп­ляющая функция эмоций; 17) потребность; 18) мотивация; 19) томография (ПЭТ); 20) компенсаторная функция эмоций; 21) гипермобилизация; 22) прагматическая информация; 23) коммуникативная функция эмоций; 24) обьём эмоционально­го общения, связанный с невербальным уровнем; 25) аверсивный стимул; 26) структуры, являющиеся ведущими в эмоциональ­ном фоне у холериков; 27) структуры, являющиеся ведущими в эмоциональном фоне у сангвиников; 28) структуры, являющиеся ведущими в эмоциональном фоне у флегматиков; 29) структуры, являющиеся ведущими в эмоциональном фоне у меланхоликов; 30) характер; 31) личность; 32) ядро личности; 33) дополнитель­ные (вспомогательные) потребности (по Симонову); 33) компе­тенция; 34) эрудиция; 35) воля; 36) рефлекс цели (по Павлову); 37) сознание (элементарный смысл); 38) сознание; 39) подсозна­ние; 40) сверхсознание; 41) виды самопознания; 42 самосознание.

II

Раскройте суть и значение перечисленных принципов,



концепций, теорий, моделей, законов и др. 1) перечислите стадии сна, охарактеризуйте их; 2) назовите фазы сна, их особенности; 3) циклы сна, их особенности; 4) сон в он-

тогенезе человека; 5) гуморальные теории сна; 6) фазы стресса;

7) положительные эмоции, их природа и роль (П.В. Симонов);

8) формула эмоций; 9) гипоталамус и эмоции; 10) миндалина и эмоции; 11) гиппокамп и эмоции; 12) фронтальная кора и эмо­ции; 13) отрицательные эмоции, их природа и роль (П.В. Симо­нов); 14) функции эмоционального напряжения; 15) неравенства Геллер (Heller, 1993) о разной чувствительности полушарий к знаку эмоций; 16) височная кора и эмоции; 17) диазепам и эмо­ции; 18) метод трансплантации эмбриональных тканей (Айзенк, Юнг); 19) потребность преодоления препятствий; 20) потреб­ность в вооружённости; 21) компоненты сознания, 22) характе­ристика воли как потребности; 23) потребность познания; 24) душа и духовность с позиции потребностей; 25) концепция "светлого пятна" (И.П. Павлов); 26) "теория прожектора";

27) гипотеза повторного входа и информационного синтеза;

28) схема гипотезы A.M. Иваницкого; 29) природа субъективных феноменов (Дж. Эделмен); 30) феномен "внутреннего видения" (В.Я. Серёгин) и гипотеза Грея о роли компаратора в сознании.



Рейтинг 3

I

1) мышление, его функции; 2) этапы мышления; 3) виды мыш­ления, их характеристика; 4) механизмы мышления; 5) фокусы взаимодействия, специфичность их топографии при различных мыслительных операциях; 6) специализация полушарий и фоку­сы взаимодействия, этапы мыслительного процесса; 7) фокусы взаимодействия: основная функция, гипотетическая схема; 8) сознание, его структура; 9) сознание: довербальный и вер­бальный уровни; 10) сознание, его функции; 11) три концепции сознания.

II

Конспектирование первоисточников (статей)

1. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психол.журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 26.

2. Александров Ю.И. и др. Закономерности формирования и реа­лизации индивидуального опыта // Журн. ВНД, 1997. Т.47. №2. С. 19.

3. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асим­метрии мозга//Докл. Акад.наук, 1992. Т. 324. № 6. С. 1327.

4. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Система внутреннего пред­ставления и управление движениями // Вестник РАН, 1995 Т. 65. № 1.С. 29.

5. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. ВИД 1997. Т. 47. №2. С. 209.

6. Конев А.Д. и др. Информационная теория эмоций в эвристи­ческом обучении // Журн.ВНД, 1987. Т. 37. № 5. С. 875.

7. Серёгин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журн. ВИД. 1994. Т. 44. № 4-5. С. 627.

9. Симонов П.В. Сознание и мозг // Журн. ВИД, 1993. Т. 43. № 1 С.211.

10. Швырков В .Б. Психофизиологическое изучение структуры субъ ективного отражения // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 3. С. 22.

Примечание: объём конспекта каждой статьи в пределах 0,5-1 стр. в тет­радке конспектов.

4.3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

Каждая дисциплина учебного плана оценивается макси­мально 100 баллами. Дополнительные баллы (до 15) могут быть заработаны за другие виды работ, непредусмотренных учебньн^ планом дисциплины (выполнение рефератов, участие в научны> конференциях, выполнение НИРС и т.д.)

Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарас­тающим итогом по рубежным рейтингам. Эти результаты зано­сятся в рейтинговую ведомость по дисциплине и дублируются i журнале посещений студентов.

В зачётную книжку по итоговой сумме баллов проставля ется соответствующая оценка:

85-100 баллов соответствуют оценке "отлично", 70 - 84 баллов соответствуют оценке "хорошо", 60-69 баллов соответствуют оценке "удовлетворительно", менее 60 баллов соответствуют оценке "неудовлетворительно".

5. ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО И ВО

5.1. Контрольные работы

Тематика контрольных работ соответствует рабочей про­грамме курса. Структура контрольных работ предусматривает изложение теоретического материала, выполнение практической задачи и конспектирование первоисточника. Работы выполня­ются в межсессионный период.

Выполняя теоретическую работу можно изменять план и структуру работы. Можно пользоваться дополнительной литера­турой. Желательно предоставлять работу в виде распечатанного текста (объём реферата 8-10 стр., шрифт Times New Roman, № 14). Набранный текст копировать с дискеты в файл по адресу F: /Psychology / Teacher / Second ed./ Psychophysiology

Для получения зачёта необходимо предоставить кон­трольную работу в деканат не позже, чем за неделю до начала учебного семестра. На итоговом занятии пройти собеседование по выполненным заданиям. Удачи Вам!

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Задание по этому разделу контрольной работы выдаётся согласно темам, вынесенным на самостоятельную доработку, а также относящимся к дополнительному материалу по лекцион­ным разделам (см. выше).

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Предполагает изложение выбранного психофизиологического метода: цель и теоретическое обоснование использования предла­гаемого метода, а также возможные выводы и рекомендации.

Предлагаемые методы: самооценка функционального со­стояния, когнитивной деятельности, поведения, оценка времени

реакции, теппинг-теста, тремометрии, исследование показателей ЦНС, ЭЭГ. ЭКГ, ВП, пульсометрия, аудиометрия, межполушар-ная асимметрия и т.д.

Примечание: дополнительный материал к этой работе в файле по адресу F: /Psychology / Teacher I / Psychophysiology/Методы...

III. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ РАБОТ

Конспектирование первоисточников (статей)

1. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психол.журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 26.

2. Александров Ю.И. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журн. ВНД. 1997. Т. 47. №2. С. 19.

3. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асим­метрии мозга //Докл. Акад. наук, 1992. Т. 324. № 6. С. 1327.

4. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Система внутреннего пред­ставления и управление движениями // Вестник РАН. 1995. Т. 65. № 1.С. 29.

5. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. ВНД. 1997. Т. 47. №2. С. 209.

6. Конев А.Д. и др. Информационная теория эмоций в эвристи­ческом обучении // Журн. ВНД. 1987 .Т. 37. № 5. С. 875.

7. Серёгин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журн. ВНД. 1994. Т. 44. № 4-5. С. 627.

8. Симонов П.В. Сознание и мозг // Журн. ВНД. 1993. Т. 43. № 1.С. 211.

9. Швырков В.Б. Психофизиологическое изучение структуры субъ­ективного отражения // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 3. С. 22.

Примечание: объём конспекта каждой статьи в пределах 0,5-1 стр. в тетрадке конспектов.

5.2.Вопросы к итоговому занятию

1. У истоков психофизиологии.

2. Психофизиологические методы.

3. Принципы переработки информации в ЦНС.

4. Способы кодирования информации.

5. Иерархическая система управления.

6. Модель анализатора и общие принципы сенсорных систем.

7. Перцептивное пространство и психосенсорный синтез.

8. Концепция энграмм памяти и современность.

9. Нейропсихология эмоций: структуры, механизмы, экспрес­сия. Семантическое пространство эмоций.

10. Функциональное состояние, его роль в поведении. Уровни активности: характеристики, значение.

11. Информационные процессы и сон. Депривация сна.

12. Стресс и стрессоры, индивидуальная устойчивость и перено­симость.

13. Проблема внимания: неоднозначность подходов (теории и модели).

14. Основные концепции сознания.

15. Структура и функции сознания. Сознание, общение, речь.

16. Психофизиология бессознательного (неосознаваемое воспри­ятие), связь с функциональной асимметрией, механизмами «психологической защиты», когнитивной деятельностью.

17. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности. Системная психофизиология. Системообразующий фактор как результат системы.

18. Субъективность отражения. Концепция системогенеза, принципы.

19. Субъективный мир человека: структура, субъект поведения, его состояние. Индивидуальный опыт и онтогенез.

20. Системная психофизиология научения: инструктивные, ин­структивно-селективные и селективные теории.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная литература

1. Основы психофизиологии // Отв. ред. Ю.И. Александров -М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функ­циональных состояний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

3. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. - М.: Мир, 1981.



6.2. Дополнительная литература

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978.

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведе­ния. Пол. собр. соч. Т. 1 - М.: Педагогика, 1982.

3. Голубева Э.А. Способности и склонности. - М.: Прометей, 1993.

4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического иссле­дования. - М.: Ин-т психологии РАН, 1993.

5. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофи­зика. - М.: Наука, 1977.

6. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информаци­онные процессы мозга и психическая деятельность. - М.: Наука, 1984.

7. Кулаичев А.П. Компьютерная электрофизиология в клиниче­ской и исследовательской практике. - М.: НПО «Информати­ка и компьютеры», 1999.

8. Коган А.Б. Электрофизиология. - М.: Вые. школа, 1969.

9. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. - М.: Наука, 1983.

10. Левин К. Топология и теория' поля. Хрестоматия по истории психологии. - М. МГУ, 1980.

11. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: МГУ, 1994.

12. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. - М.: Прогресс, 1996.

13. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. - М.: МГУ, 1997.

14. Психофизиологические исследования интеллектуальной са­морегуляции и активности. - М.: Наука, 1980.

15. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. - М.: Мир, 1995.

16. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987.

17. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические осно­вы творчества. - М.: Наука, 1993.

18. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. -М.: МГУ, 1981.

19. Судаков К.В. Теория функциональных систем.



6.3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины

1. CD Conan (психофизиология)



2. CD Психологический театр Души

3. Кинофильмы, рисунки и таблицы к практическим занятиям.




Хорошие манеры — это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль. Патрик О’Рурк
ещё >>