Учебно-методический комплекс дисциплины «Тренинг базовых психотерапевтических навыков» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 277.47kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 6 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 946.71kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 1336.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 290.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины лингвострановедение и страноведение 1 277.23kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Практичная теория социальной (культовой) зависимости и теоретичная... 1 84.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Тренинг базовых психотерапевтических навыков» - страница №1/1

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Тренинг базовых психотерапевтических навыков»

Пояснительная записка

Данный курс служит задачам ориентировки психологов в методах психотерапии.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также самостоятельное изучение студентами специальной литературы по разделам курса.

Программа курса рассчитана на семестровый цикл обучения на ? курсе (1 семестр) студентов психологических факультетов университетов, обучающихся по специальности «психология». Общий объем курса – 38 ч., из них 36 – аудиторные.

Системой учебного контроля по данному курсу предусмотрен зачет. Теоретической основой данного практикума являются такие базовые курсы, как «Возрастная психология», «Общая психология», «Психологические школы», «Основы психологического консультирования и психотерапии», «Семейное консультирование и ПТ», «Патопсихология», «Нейропсихология».

Цели и задачи курса

Целью изучения дисциплины «Тренинг базовых психотерапевтических навыков» является создание комплексного представления о процессе психотерапии, ее формах, этапах, структуре психологической проблемы, созданию психотерапевтической гипотезы.

Основными задачами курса являются формирование представлений:



  • о развитии методов психотерапии в отдельных психологических школах,

  • об отличии психотерапии и психологического консультирования,

  • о требованиях к психотерапевту,

  • о показаниях и противопоказаниях к психотерапии,

  • о целях, принципах и этапах психотерапии,

  • о психотерапевтических моделях проблем и методах их решения.

Содержание дисциплины:



Тема

Содержание



Количество часов, ч.

Лек.

Прак.

1

Основные понятия психотерапии (ПТ)

Определения психотерапии (ПТ), отличие ПТ от психологического консультирования, различия в психологической и медицинской моделях ПТ. Психотерапевтические цели и принципы. Качества психотерапевта. Типы подопечных. Показания и противопоказания к ПТ.

2

2




2

Методы ПТ (1 часть)

Донаучная ПТ. Классификация методов. Психоанализ классический и новый (принципы, техника, эффективность): Фрейд, Юнг, Кернберг, Мак Вильямс. ПТ в Теории объектных отношений: Кляйн, Кохут.

3

Методы ПТ

(2 часть)

Поведенческая ПТ (принципы, виды, техники, эффективность): Вольпе, Стюарт, Либерман, Грациано, Левинсон. Когнитивная ПТ (принципы, цели, техники): Бек, Элис, Хейли. Гештальт терапия (принципы, цели, техники).

4




4

Тренинг: индивидуальная ПТ (1часть)

Стадия знакомства, предыстория, установление контакта, сбор первичной информации, протоколирование встречи, супервизия и анализ работы психолога.




4

5

Тренинг: индивидуальная ПТ (2 часть)

Запрос, исповедь и самодиагноз подопечного, установление организационной определенности,




4

6

Тренинг: индивидуальная ПТ (3часть)

Процесс формирования гипотезы и ее проверка, варианты моделей проблем и методов их решения.




4

7

Групповая ПТ

Т-группы и группы личностного роста




4

8

Групповая ПТ

Варианты телесно ориентированной ПТ (танце двигательная терапия, ПТ по Лоуэну и Райху, Аутотренинг)




4

9

Групповая ПТ

Гештальт терапия, эмоционально-образная ПТ




4

10

Проектная форма ПТ

Проектная форма психологической работы с группами.







Тематика и содержание практических занятий

Практикум 1

Цели: ориентировка в построении и проведении психотерапевтической беседы на стадии установления контакта с подопечным. Ведение протоколов встречи. Развитие профессиональной рефлексии.

Вопросы для обсуждения:


  • С какими трудностями столкнулись в психологической работе?

  • В какие моменты эти трудности возникли и почему?

  • Обратная связь от «подопечного».

  • Обратная связь от группы и преподавателя.

Практикум 2

Цели: ориентировка в построении и проведении психотерапевтической беседы на начальной стадии психологической работы. Развитие профессиональной рефлексии.

Вопросы для обсуждения:


  • С какими трудностями столкнулись в психологической работе?

  • В какие моменты эти трудности возникли и почему?

  • Обратная связь от «подопечного».

  • Обратная связь от группы и преподавателя.

Практикум 3

Цели: ориентировка в формировании психотерапевтической гипотезы и способах ее проверки, выбор модели проблемы и поиск метода ее решения. Развитие профессиональной рефлексии.

Вопросы для обсуждения:


  • С какими трудностями столкнулись в диагностической работе?

  • Обратная связь от группы и преподавателя.

Практикум 4

Цели: ориентировка в методах групповой ПТ. Т-группы и группы личностного роста: члены групп и их цели и роли, правила и техники.

Вопросы для обсуждения:


  • Что понравилось и не понравилось в этой форме психологической работы?

  • Новообразования?

  • Область применения?

Практикум 5

Цели: ориентировка в методах групповой ПТ. Варианты телесно ориентированной ПТ (танце двигательная терапия, ПТ по Лоуэну, Райху и Фельденкрайзу, Аутотренинг): члены групп и их цели и роли, правила и техники.

Вопросы для обсуждения:


  • Что понравилось и не понравилось в этой форме психологической работы?

  • Новообразования?

  • Область применения?

Практикум 6

Цели: ориентировка в методах групповой ПТ. Гештальт терапия, эмоционально-образная ПТ: члены групп и их цели и роли, правила и техники.

Вопросы для обсуждения:


  • Что понравилось и не понравилось в этой форме психологической работы?

  • Новообразования?

  • Область применения?

Практикум 7

Цели: ориентировка в методах групповой ПТ. Проектная форма психологической работы с группами (на примере родительской школы для родителей дошкольников): члены групп, цели проекта, правила и методология.

Вопросы для обсуждения:


  • Что понравилось и не понравилось в этой форме психологической работы?

  • Новообразования?

  • Область применения?

Контрольная работа

Самостоятельное заполнение таблицы:



ПТ теории

Основные представители

Основные положения (кратко)

Методы и техники ПТ

Показания

Вопросы для зачета:

  1. Что такое психотерапия (ПТ), ее отличие от психологического консультирования, различия в психологической и медицинской моделях ПТ. Психотерапевтические цели и принципы, показания и противопоказания.

  2. Какими качествами должен обладать психотерапевт? Типы подопечных.

  3. История и развитие, основные понятия, техника и область применения психоанализа.

  4. История и развитие, основные понятия, техника и область применения поведенческой ПТ.

  5. История и развитие, основные понятия, техника и область применения гештальт терапии.

  6. История и развитие, основные понятия, техника и область применения когнитивной ПТ.

  7. Индивидуальная психотерапия: история, виды, область применения, продуктивность.

  8. Групповые формы психотерапии: история, виды, область применения, продуктивность.

Основная литература:

  1. Александров А.А. Современная психотерапия. СПб, 1997.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым. М,: Класс, 1998.

  3. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.

  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика.

  5. Роджерс К. Клиенто- центрическая психотерапия. М., 1997.

  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998.

  7. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд. Ташкент: «Медицина УзССР», 1979. 

  8. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2010.

  9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия

  10. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в., М., 1996.

Дополнительная литература:

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.,1992.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга

  3. Винникотт Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. М.: Литур, 2004

  4. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта. М.: Класс, 1998

  5. Гештальт терапия: теория и практика. М., 2000.

  6. Зейгарник Б.В. Патопсихология

  7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия

  8. Райх В. Анализ характера. М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

  9. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: "Речь", 2000

  10. Скиннер Р., Клииз Д. Жизнь и как в ней выжить. М., 2001.

  11. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 1999.

  12. Фромм Э. Искусство любить

  13. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни

  14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени

  15. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.

  16. Юнг К.Г. Психологические типы

  17. Ясперс Собрание сочинений по психопаталогии. М,, СПб., 1996.

Программа составлена: клинический психолог Князева А.В.




Капитан на своем корабле — первый после Бога, потому что ему не позволено брать на корабль жену. Янина Ипохорская
ещё >>