Учебно-методический комплекс дисциплины специализации «Дальневосточная политика России и русско-японские отношения во второй половин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внешняя политика России во второй половине 19 века 1 210.41kb.
Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными... 6 871.57kb.
Миграция христиан сирии и ливана и общественно-политические сдвиги... 1 308.42kb.
Россия в первой половине XIX века 1 107.96kb.
Дзамихов К. Ф. Антиколониальная борьба Кабарды во второй половине... 1 118.49kb.
Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии 1 135.48kb.
Россия в первой половине XIX века 1 166.87kb.
Программа по истории России 8 класс тема I. Россия в первой половине... 1 19.59kb.
Становление творческого метода Г. Д. Лаврова в русле развития скульптуры... 1 195.11kb.
План-конспект урока по истории в 8 классе: «Внешняя политика России... 1 115.91kb.
Основные направления и результаты внешней политики россии во второй... 1 14.51kb.
Программа курса лекций для студентов специальностей «Международные... 1 187.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины специализации «Дальневосточная политика России - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет Исторический
УТВЕРЖДАЮ

Декан___________________факультета

«____»______________________20____г.

Учебно-методический комплекс

дисциплины специализации «Дальневосточная политика России и русско-японские отношения во второй половине XIX – первой половине XX вв.»




Направление подготовки

030600

История
Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника
бакалавр

Форма обучения


очная

Нижний Новгород

2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и особенностях развития военно-стратегических и политико-дипломатических отношений России и Японии на протяжении второй половины XIX – первой половины XX столетия. Предлагаемый курс является проблемным, аналитическим. Его содержание направлено на выявление истоков современных территориальных споров двух держав по вопросу разграничения дальневосточных владений.

Задачи курса состоят

в изучении студентами основных аспектов возникновения русско-японских противоречий на Дальнем Востоке в конце XVIII – начале XX в., усвоении знаний историографического и источниковедческого характера,

в раскрытии особенностей общественного сознания российского и японского общества,

в овладении навыками анализа ключевых событий внешней политики на Дальнем Востоке ведущих мировых держав на протяжении второй половины XIX – первой половины XX вв.,

в определении роли военного противостояния сторон (российской (впоследствии советской) и японской) в решении политико-территориальных коллизий и основных дипломатических путей при разрешении дальневосточного конфликта каждой из них на протяжении XIX – первой половины XX вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Дальневосточная политика России и русско-японские отношения во второй половине XIX – первой половине XX вв.» входит в профессиональный цикл (вариативная часть) основной образовательной программы по направлению подготовки 030600 «История». Дисциплина изучается студентами в течение первого семестра третьего года обучения в ВУЗе, и наиболее тесно связана с предшествующими знаниями слушателей по отечественной истории.


3. Требования к результатам освоения дисциплины «Дальневосточная политика России и русско-японские отношения во второй половине XIX – первой половине XX вв.»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-3);

умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-11);

способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию (ПК-2),

способность строить межличностные коммуникации (ПК-4),

способность критически переосмысливать накопленный опыт (ПК-7),

способность представлять освоенное знание (ПК-11).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основополагающие аспекты военно-стратегического и политико-территориального противостояния России (впоследствии СССР) и Японии на Дальнем Востоке на протяжении второй половины XIX – первой половины XX вв., ключевые проблемы и тенденции социально-экономического и политического развития двух стран в рассматриваемый период, основной спектр точек зрения по современным территориальным спорам относительно Курильских островов (в том числе, какие сегодня ведутся дискуссии в отечественной и зарубежной политике, публицистике и историографии);

Уметь: с помощью карты ориентироваться в ходе важнейших морских и сухопутных военных операций периода русско-японской войны 1904–1905 гг. и советско-японского военного конфликта 1945 г.; самостоятельно анализировать исторические факты; применять принципы историзма объективности в анализе представленного материала; применять полученные знания при анализе современных социально-экономических и политических проблем в отношениях России и Японии.

Владеть: навыками исторического описания (рассказа о событиях, явлениях, процессах),  исторического анализа (выявление причинно-следственных связей, общего и особенного, раскрытие тенденций, динамики, противоречий исторических событий, явлений и процессов), самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и литературой, ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Дальневосточная политика России и русско-японские отношения во второй половине XIX – первой половине XX вв.»

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 академических часов, в том числе лекции – 36 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов.



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Военно-политическое противостояние России и Японии

на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале XX вв.



5

1-9

18л

18 с/з

18 с/р

Проверка доклада, презентации, таблицы, письменной работы, карт, оценка за участие в коллоквиуме и семинарских занятиях

До 90 баллов



2

Советско-японское противостояние в 1918 – 1945 гг.

5

10-14

14л

14с/з

14 с/р

Проверка доклада, таблицы, письменной работы, карт, оценка за участие в семинарских занятиях

До 35 баллов



3

Проблема Курильских островов. Политико-территориальные споры конца XX – начала XXI в.: истоки и содержание

5

15-16



4с/з

4 с/р

Проверка эссе, оценка за участие семинарских занятиях

До 25 баллов



Календарный рабочий план дисциплины «Отечественная история»


п/п

Темы курса

Количество часов

Виды учебной нагрузки студента

Форма текущего контроля

1

Русская колонизация Дальнего Востока на протяжении XVIII – XIX вв.

2+0+0

Лекция




2

Международная ситуация на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. Империя Китая как узел противоречий мировых держав.

4+2+4

Проблемная лекция.

Подготовка доклада:

Причины экономического и политического ослабления Поднебесной империи к середине XIX столетия.

Семинарское занятие, подготовка к нему. Самостоятельная работа – составление таблицы: Финансовое и промышленно-экономическое проникновение ведущих мировых держав в Китай: цели и способы.



Проверка доклада, таблицы, оценка за участие в семинарских занятиях. До 15 баллов

3

Манчжурский вопрос и преобладание в Корее как основные аспекты дальневосточной политики России и Японии на рубеже XIX – XX вв.

2+2+2

Лекция

Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельная работа. Написание аналитического эссе на тему: Договор о союзе, заключенный Россией и Китаем 22 мая 1896 г. в Москве: политические, экономические и военно-стратегические преимущества для каждой из сторон.



Проверка эссе. Оценка за участие в семинарском занятии. До 10 баллов

4

Российская и японская империи накануне войны 1904–1905 гг.: приоритеты социально-экономического развития и геополитические устремления сторон

2+2+2

Проблемная лекция

Семинарское занятие: Япония после революции Мэйдзи: становление великой державы. Капиталистическая модернизация страны и основные буржуазно-демократические преобразования в обществе.




Оценка за участие семинарских занятиях. До 5 баллов

5

Военная политика и перспективы сторон накануне 1904 г.

2+2+2

Лекция

Семинарское занятие (самостоятельная работа – составление сравнительной таблицы):

Военная стратегия России и Японии конца XIX – начала XX в.: состояние армии и военно-морского флота, численность и организация вооруженных сил на Дальнем Востоке, высшее верховное командование.


Проверка таблицы, оценка за участие в семинарских занятиях. До 15 баллов

6

Театр военных действий: направления и ключевые пункты. Стратегические планы противников. Просчеты и уроки.

2+4+2

Проблемная лекция и проверочный тест.

Подготовка к тесту, а также к семинарскому занятию и работа с картой. Задание: с помощью карты укажите, какими особенностями обладал предполагаемый театр военных действий (на суше и на море).



Проверка задания, теста. До 10 баллов


7

Основные сухопутные операции русско-японской войны

0+2+2

Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка доклада с презентацией: «А.Н. Куропаткин – главнокомандующий русской армией в войне 1904-1905 гг.».

Задание: с помощью карты раскрыть основные особенности сражения на р. Ялу (его значение и последствия), Ляоянской операции, битвы на р. Шахэ и Мукденского сражения (причины поражения и последствия)



Проверка доклада-презентации и задания по карте. До 10 баллов.

8

Морская стратегия противников в годы русско-японской войны.


0+2+2

Семинарское занятие, подготовка к нему. Подготовка доклада с презентацией: «Русский флотоводец, вице-адмирал С.О. Макаров».

Задание: с помощью карты раскрыть основные особенности боевых действий на море (1904-1905 гг.). Обратить особое внимание на сражение в Желтом море, Цусимское сражение. Письменная работа: «Оборона Порт-Артура: основные этапы и исход противостояния».





Проверка доклада, письменной работы, оценка за участие в семинарских занятиях

До 15 баллов



9

Международное положение Российской империи и Портсмутский мир.

Дальневосточная политика России после Портсмута



4+2+2

Проблемная лекция.

Подготовка доклада: «С.Ю. Витте. Исторический портрет».

Составление логической схемы: ход переговоров в Портсмуте: основные противоречия сторон. Написание аналитического эссе: Содержание мирного договора 1905 г.: плюсы и минусы для России.

Подготовка к коллоквиуму по пройденному материалу.



Проверка эссе, оценка за коллоквиум.

До 10 баллов



10

Интервенция Японии на русском Дальнем Востоке. ДВР и советско-японский договор 20 января 1925 г.

4+2+0

Лекция

Подготовка к семинарскому занятию: анализ текста договора СССР и Японии 1925 г.



Оценка за участие в семинарском занятии. До 5 баллов

11

Милитаризация Японии в 30-е гг. Создание марионеточного государства Манчжоу-Го.

2+2+6

Лекция

Семинарское занятие: внешнеполитическая стратегия СССР и Японии в 30-е гг. XX в.

Письменная работа: причины и последствия милитаризации японской политики, экономики и социальной сферы.


Проверка письменной работы, оценка за участие семинарском занятии. До 10 баллов

12

Политическая и военная обстановка на Дальнем Востоке в 30-40-е гг. XX в. Конфликты на о. Хасан и в районе р. Халкин-Гол

4+2+2

Проблемная лекция.

Семинарское занятие.

Работа с картой, составление таблицы «Организация и вооружение японской и советской армий накануне и в период II Мировой войны».


Проверка таблицы, карты. До 10 баллов

13

Политико-дипломатические отношения Японии и СССР в 1939–1945 гг.



2+4+0

Лекция

Семинарское занятие: Дипломатические баталии периода Второй Мировой войны:

– тройственный пакт Италия-Германия-Япония от 27 сентября 1940 г.

– советско-японский пакт о ненападении от 13 апреля 1941 г.

– ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г.

Работа с текстами источников



Оценка за участие в семинарских занятиях

До 5 баллов



14

Война СССР против Японии в 1945 г. и ее основные итоги.

2+2+6

Лекция: Япония во II МВ и накануне вступления в войну с СССР

Подготовка к семинарскому занятию: Советские планы войны с Японией. Морской и сухопутный театр военных действий.



Оценка за участие в семинарских занятиях

До 5 баллов



15

Сан-францисская мирная конференция 1951 г. и проблема Курильских островов

2+2+0

Лекция: Международно-правовые аспекты проблемы: установление русско-японской границы и санкции против Японии, как государства, развязавшего войну на Тихом океане

Семинарское занятие: Переговоры в Сан-Францисско, позиция западных держав и неподписанный мир.

Подготовка доклада с презентацией: «Совместная декларация СССР и Японии: дипломатические переговоры сторон и поиск компромисса»


Проверка презентации, оценка за участие в семинарских занятиях. До 15 баллов

16

Политико-территориальные споры конца XX – начала XXI в.: истоки и содержание

2+2+4

Проблемная лекция; «Вопрос о Южных Курилах в современных российско-японских отношениях».

Дискуссии на семинарском занятии:

– доклад: «Инициативы М. Горбачева и Б. Ельцина»

– позиция японских и западных исследователей

– ракурсы российской точки зрения, возможности и перспективы компромисса (письменная работа)


Проверка письменных работ, оценка за участие в семинарских занятиях. До 10 баллов




Подведение итогов









Для получения зачета студенту необходимо набрать от 100 до 150 баллов.


Содержание дисциплины

I. Военно-политическое противостояние России и Японии

на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв.

Русская колонизация Дальнего Востока. Выход России к Тихому океану. Первые экспедиции русских землепроходцев XVIII в. Хозяйственно-экономическое освоение Курильских островов Российско-американской компанией в начале XIX в. Деятельность Н.Н. Муравьева (1809—1881) на посту генерал-губернатора Восточной Сиби­ри. Присоединение Амурского края к России. Переселенческая политика российского правительства в середине XIX в.: основное содержание и итоги. Русская экспедиция вице-адмирала Е.В. Путятина (1853–1854 гг.). Цусимский инцидент 1861 г. Дипломатические отношения России и Японии в 50-70 гг. XIX в. Основание Владивостока. Строительство Великого Сибирского пути: планы, этапы, итоги. Окончательное закрепление военного присутствия России на Дальнем Востоке.

Международная ситуация на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. Империя Китая как узел противоречий мировых держав в конце XIX в. Политика китайских императоров и особенности внутреннего развития страны во второй половине XIX в. Финансовое и промышленно-экономическое проникновение европейских держав в Китай. Дальневосточные интересы Англии, Франции и Германии. Территориальные споры Японии и Китая и их военное противостояние 1894–1895 гг. Симоносекский мирный договор и вмешательство европейских стран в японо-китайские переговоры. Восстание боксеров и укрепление позиций иностранных держав в Китае. Дальневосточные интересы США и доктрина Хэя.

Российская и японская империи накануне войны 1904–1905 гг. Россия на рубеже XIX – XX вв.: приоритеты внутриполитического развития. Рост городов и капиталистическая индустриализация страны. Социальные контрасты и национальный состав населения империи. Специфика системы русского государственного управления на рубеже XIX – XX вв.

Япония после революции Мэйдзи: становление великой державы. Особенности социально-экономического развития Японии второй половины XIX в. Важнейшие события революции 1868 г.: истоки и последствия. Капиталистическая модернизация японского общества и основные буржуазно-демократические преобразования в Японии. Конституция 1889 г. Внешнеполитическая стратегия империи.

Геополитические устремления России и Японии и специфика их реализации каждой из сторон.

Русско-японский военный конфликт 1904–1905 гг. Подготовка сторон к войне. Планы и перспективы. Политическое противостояние в дальневосточном вопросе: С.Ю. Витте – А.М. Безобразов. Военная политика России и Японии конца XIX – начала XX в.: состояние армии и военно-морского флота, численность и организация вооруженных сил на Дальнем Востоке, высшее верховное командование.

Основные морские и сухопутные военные операции русско-японской войны начала XX столетия. Театр военных действий: основные направления и ключевые пункты. Стратегические планы сторон. Просчеты и уроки. Нападение японцев на Порт-Артур и Чемульпо. Русский флотоводец вице-адмирал С.О. Макаров.

Генерал А.Н. Куропаткин – главнокомандующий русской армией в войне 1904–1905 гг. Сражение на р. Ялу: цели противников, содержание, итоги. Ляоянская операция в Манчжурии: планы и силы сторон, основные результаты. Битва на р. Шахэ и Мукденское сражение

Боевые действия на море (январь – май 1904 г.). Морская битва при Цусиме: стратегия, тактика, результаты. Сражение в Желтом море 28 июля 1904 г. и последующая гибель русской Тихоокеанской эскадры. Оборона Порт-Артура: основные этапы и исход противостояния.

Международное положение России и Порстмутский мир. Япония, Англия, США, Россия: дальневосточные интересы и позиции сторон. Открытие мирной конференции в Портсмуте. Основные дипломатические противоречия сторон. Исход войны и итоги переговоров в Портсмуте.

II. Советско-японское противостояние в 1918 – 1945 гг.

Интервенция Японии на Русском Дальнем Востоке. Утверждение власти А.В. Колчака (1873–1920) в Сибири и на Урале. Деятельность японского экспедиционного корпуса на Дальнем Востоке. Активизация партизанских отрядов и Амурский флот. Создание Амурской флотилии. Дальневосточная республика и советско-японский договор 20 января 1925 г.

Военное присутствие СССР в Китае. Гражданская война в Китае 1924–1927 гг. и советско-китайское военное сотрудничество. Переворот Чан Кайши и разрыв советско-китайских дипломатических отношений. Советско-китайский договор о ненападении 21 августа 1937 г. Японский ультиматум Чан Кайши 11 января 1938 г. Маньчжурский инцидент и провозглашение независимости Манчжоу-Го

Конфликт в районе реки Халкин-Гол. Японские планы оккупации Монголии. Столкновения на монголо-маньчжурской границе 1936 г. Советско-монгольский протокол о взаимопомощи от 12 марта 1936 г. Действия японской авиации. Баин-Цаганское сражение. Разгром японских войск на Халкин-Голе. Военно-политические итоги конфликта.

Политико-дипломатические отношения Японии и СССР в 1939–1945. Реакция японской дипломатии на подписание пакта Молотова – Риббентропа. Заключение итало-германо-японского пакта 27 сентября 1940 г. Развертывание торгово-экономического сотрудничества СССР и Японии. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Соглашение по вопросам Дальнего Востока в Ялте от 11 февраля 1945 г. Денонсация пакта о нейтралитете с Японией от 5 апреля 1945 г.

Война СССР против Японии в 1945 г. и ее основные итоги. Официальная капитуляция Японии. Подготовка Тихоокеанского флота к боевым действиям и высадка десанта в Северной Корее. Захват Южного Сахалина и Курильских островов. Американский план капитуляции японских войск. Наступление I и II Дальневосточного фронта и боевые действия Забайкальского фронта. Военно-политические итоги августовской войны.

III. Политико-территориальные споры конца XX в.: истоки и содержание.

Дипломатические переговоры середины XX в. о подписании мира между СССР и Японией и их результаты. Сан-Францисский мирный договор 1951 г. Взгляд на проблему Курильских островов в 50-80 гг. XX в. Русско-японские территориальные коллизии 90-х гг. XX – начала XXI столетия: точки зрения, аргументы и возможные перспективы разрешения проблемы.



5. Образовательные технологии

­­­­­­­­­­ Основной формой ознакомления студентов с теоретическими и методологическими достижениями исторического познания служат лекционные занятия. Лекционный курс носит избирательный характер: в условиях информационного потока и наличия самой разнообразной исторической литературы, лекции читаются по наиболее актуальным и сложным проблемам и призваны вовлечь студентов в активную мыслительную деятельность и дополнительную самостоятельную работу. Основной акцент на лекциях делается на разъяснении наиболее трудных для понимания, спорных проблем во взаимоотношениях России и Японии на протяжении указанного периода.

Задачей практических (в данном случае, семинарских) занятий является углубленное освоение студентами содержания лекционных тем, а также рассмотрение ряда спорных вопросов. Цель – привить обучающимся навыки работы с источниками и литературой, самостоятельного поиска и анализа различной информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Наибольшую роль играют следующие типы семинарских занятий: вопросно-ответный (развернутая беседа), семинар-дискуссия, семинар-исследование. Практикуются также письменные работы: составление аналитических эссе, заполнение и составление таблиц и логических схем, работа с картами.

Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем учебной программы по курсу дисциплины и рекомендованной литературы при подготовке к практическим занятиям.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль включает проверку конспектов лекций, эссе, таблиц, презентаций, оценку студенческих сообщений на семинарах.

Промежуточный контроль заключается в проведении специальных тестов и коллоквиума после изучения ключевых аспектов каждого раздела данного курса. Проверке подлежит знание основных событий, имен, дат, понимание основных тенденций политико-дипломатического и военно-стратегического противостояния России и Японии в рассматриваемый период.

Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета. Для успешной сдачи зачета студент должен посещать занятия, выполнить предусмотренные индивидуальные задания, получить положительные оценки на промежуточных аттестациях. Зачет представляет собой устное собеседование по контрольным вопросам.



Критерии оценок


Зачтено

Ответ должен соответствовать теме поставленного вопроса и раскрывать содержание предусмотренных в формулировке терминов и понятий. Приводимые факты должны четко вписываться в контекст ответа и доказывать сформулированный на их основе вывод.

Незачтено

Ответ либо не дается совсем, либо полностью не соответствует поставленному вопросу.


Вопросы к зачету


    1. Русская колонизация Дальнего Востока: выход России к Тихому океану и присоединение Амурского края к России

    2. Дипломатические отношения России с Японией и Китаем во второй половине XIX в.

    3. Международная ситуация на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв.

    4. Территориальные споры Японии и Китая и их военное противостояние 1894–1895 гг. Симоносекский мирный договор.

    5. Российская и японская империи накануне войны 1904–1905 гг.

    6. Военная политика России и Японии конца XIX – начала XX в.: состояние армии и военно-морского флота, численность и организация вооруженных сил на Дальнем Востоке, высшее верховное командование.

    7. Театр военных действий русско-японской войны 1904–1905 гг.: основные направления и ключевые пункты.

    8. Стратегические планы сторон.

    9. Основные сухопутные военные операции русско-японской войны начала XX в.

    10. Боевые действия на море и оборона Порт-Артура: основные этапы и итоги.

    11. Международное положение России и Портсмутский мир.

    12. Интервенция Японии на Русском Дальнем Востоке. Дальневосточная республика и советско-японский договор 20 января 1925 г.

    13. Военное присутствие СССР в Китае.

    14. Маньчжурский инцидент и провозглашение независимости Манчжоу-Го

    15. Конфликт в районе реки Халкин-Гол.

    16. Политико-дипломатические отношения Японии и СССР в 1939–1945 гг.

    17. Война СССР против Японии в 1945 г. и ее основные итоги.

    18. Основные морские и сухопутные военные операции советско-японской войны 1945 г.

    19. Политико-дипломатические переговоры о подписании мира между СССР и Японией и их результаты.

    20. Взгляд на проблему Курильских островов во второй половине XX в.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Источники:


  1. Деревянко, И. В. Русская разведка и контрразведка в войне 1904–1905 гг. Документы. – М.: Прогресс, 1993. – 99 с.

  2. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. /Под ред. Г. Кривошеева – М.: Воениздат, 1993. – 416 с.

  3. Документы внешней политики СССР. – М.: Политиздат, 1970. – 972 с. Или [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/politics/relations /relations_h/ussa_docs/ свободный

  4. Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. – М.: Олма-Пресс, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History /zhukov/index.php свободный

  5. Куропаткин, А.Н. Русско-японская война 1904–1905 гг. – СПб.: издательство Полигон, 2003. – 525 с.

  6. Кравченко, В.С. Через три океана. – СПб.: Гангут, 2002. – 256 с.

  7. Летопись войны с Японией 1904-05 гг. [Электронный ресурс]: Редактор-издатель полковник Дубенский. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. СПб. №1-84. Режим доступа: http://www.genrogge.ru/hwj/index.htm свободный

  8. Мир между войнами. Избранные документы по истории международных отношений 1910-1940-х гг. /Сост. А Мальгин – М.: МГИМО(У) МИД РФ, 1997. – 243 с.

  9. Пролог русско-японской войны. Материалы из архива С.Ю. Витте. [Электронный ресурс] – Пг., 1916. Режим доступа: http://osmanov. professorjournal.ru/library/warhistory/ rusjap свободный

  10. Русско-японская война в 1904–1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. [Электронный ресурс] Т.1 – 9. – СПб., 1910. Режим доступа: http://osmanov.professorjournal.ru/library/ warhistory/rusjap

  11. Русско-японская война. Из дневников А. Н. Куропаткина и Н. П. Линевича. Л.: Госиздат, 1925. – 190 с.

  12. Русско-японская война. 1904-1905. Действия флота. Документы. [Электронный ресурс]. – СПб., 1912. Режим доступа: http://historydoc.edu.ru /catalog.asp?ob_no=12484&cat_ob_no=

  13. Русско-японская война 1904–1905 г. Сборник документов. – М.; Воениздат, 1941. – 323 с.

  14. СССР в борьбе за мир накануне Второй мировой войны. Документы и материа­лы / Под ред. А.А. Громыко. – М.: Политиздат, 1971. – 736 с.

  15. СССР – Германия. 1939-1941. Документы и материалы о советско-герман­ских отношениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. В 2-х кн. Кн. 1. / Сост. Фелыптинский Ю.– Вильнюс: Moklas, 1989. – 162 с.


Литература (основная):


  1. Аладьин, В.В. Россия и Япония. Пропущенные вехи на пути к мирному договору. – М.: Бимпа, 2001. – 240 с.

  2. Бондаренко, О.Я Неизвестные Курилы. Серьезные размышления о статусе Курильских островов. – М.: ВТИ-Дейта-Пресс, 1992. – 399 с.

  3. Гущин, А.В. Порт-Артур: сдача крепости или её падение? / А.В. Гущин // Военно-исторический журнал. – 2011. – №1. – С.36-40.

  4. Гущин, А.В. Оборона Порт-Артура: «Сухопутные не признают моряков, моряки сухопутных, да еще и между собою вражда…» / А.В. Гущин. – СПб.: Реноме, 2011. – 164 с.

  5. Еремин, В.Н. Россия – Япония: Территориальная проблема: поиск решения. – М.: Пресса, 1994. – 189 с.

  6. Зиланов, В.К. Русские Курилы. История и современность / В. К. Зиланов, А. А. Кошкин, И. А. Латышев, А. Ю. Плотников, И. А. Сенченко. – М.: Алгоритм, 2002. – 256 с.

  7. Золотарев, В.А. Трагедия на Дальнем Востоке: Русско-японская война 1904 – 1905 гг.: В 2 кн. / В.А. Золотарев, Ю.Ф. Соколов. – М., 2004. – 640 с.

  8. Кибовский, А.В. Доблестным защитникам Порт-Артура посвящается / А.В. Кибовский // Военно-исторический журнал. – 2010. – №1. – С.64-66.

  9. Клавинг, В.В. Япония в войне 1931 – 1945 гг. – СПб.: Ольга, 2000. – 195 с.

  10. Кошкин, А. А. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г.: Политический аспект // Новая и Новейшая история. – 2011. – № 1. – С.31–41.

  11. Кошкин, А.А. Россия и Япония. Узлы противоречий. – М.: Вече, 2010. – 479 с.

  12. Кутаков, Л.Н. Москва – Токио. Очерки дипломатических отношений. 1956 – 1986. – М.: Международные отношения, 1988. – 271 с.

  13. Курилы: острова в океане проблем / Сост: Ю.В. Георгиев. – М., РОССПЭН, 1998. – 519 с.

  14. Латышев, И.А. Япония, японцы и японоведы: Как складывались и освещались в печати во второй половине XX в. – советско-японские и российско-японские отношения. – М.: РАН ИВ, 2001. – 832 с.

  15. Левицкий, Н.А. Русско-японская война /Н.А. Левицкий, П.Д. Быков. – М.: Изд-во Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 672 с.

  16. Павлов, Д.Б. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.: Секретные операции на суше и на море. – М.: Материк, 2004. – 464 с.

  17. Павлов, Ю.А. Военно-колонизационная политика России на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века // Военно-исторический журнал. – 2008. –№8. – С.14-19.

  18. Петренко, В.М. Развитие русских сухопутных сил на Дальнем востоке (конец 40-х – середина 80-х гг. XIX в.) / В.М. Петренко // Военно-исторический журнал. – 2009. – №5. – С.10-15.

  19. Печуров, С.Л. «Раса господ»: выбор главного врага. Новации англосаксонизма в дальневосточном соперничестве Британии с Россией на рубеже XIX-XX вв. / С.Л.Печуров, С.В. Манюков // Военно-исторический журнал. – 2012. – №4. – С.23-31.

  20. Подшивалов, И.А. Упущенная победа? Некоторые обстоятельства боя 1-й Тихоокеанской эскадры 28 июля 1904 года в Жёлтом море / И.А. Подшивалов // Военно-исторический журнал. – 2011. – №10. – С.46-50.

  21. Подшивалов, И.А. Маневр адмирала Рожественского: был ли шанс у командира обреченной эскадры? / И.А. Подшивалов // Военно-исторический журнал. – 2010. – №3. – С.33-37.

  22. Сафронов, В.П. Война на Тихом океане: СССР, США и Япония в условиях мирового конфликта, 1931–1945 гг. М.: ИЦ Ин-та Росс. Ист. РАН, 2007. – 156 с.

  23. Славинский, Б.Н. Ялтинская конференция и проблема северных территорий. Современное документальное переосмысление. – М.: ТОО «Новина», 1996. – 224 с.

  24. Уткин, А.И. В начале всех несчастий. Русско-японская война 1904-1905 гг. – М.: Эксмо, 2005. – 496 с.

  25. Шацилло, В.К. Русско-японская война 1904–1905 гг. Факты. Документы /В.К. Шацилло, Л.А. Шацилло. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 470 с.

  26. Широкорад, А.Б. Россия и Япония. Незавершенное соперничество. – М.: Вече, 2008. – 448 с.

  27. Широкорад, А.Б. Русско-японские войны 1904–1945 гг. – Мн.: Харвест, 2003. – 720 с.

  28. Шишов, А.В. Россия и Япония: История военных конфликтов. – М.: Вече, 2000. – 574 с.

  29. Шишов А.В. Неизвестные страницы русско-японской войны, М.: Вече, 2004. – 384 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://wordweb.ru/rus-jp_war/index.htm

  30. Шушкевич, Ю.А. Восточный шанс. Русско-японская война 1904–1905 гг. в ретроспективе исторического выбора. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 507 с.


Литература (дополнительная):

  1. Буранок, С.О. Победа над Японией в оценках американского общества: монография. – Самара: Изд-во АС Гард, 2012. – 116 с. Или [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://пгсга.рф/upload/doc/Scientific_Council/pobeda.pdf свободный.

  2. Балакин, В.И. Причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 годов //Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С.57-65.

  3. Балакин, С.А. Морские сражения русско-японской войны. – М.: Моделист-конструктор, 2004. – 97 с.

  4. Быков П. Д. Русско-японская война 1904—1905 гг. Действия на море. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2003. – 672 с.

  5. Былинин, С. Русско-японская война 1904–1905 гг.: утраченные возможности. – М.: Экспринт, 2006. – 62 с.

  6. Вествуд, Д. Свидетели Цусимы. – М.: Яуза-Эксмо, 2005. – 416 с.

  7. Гареев, М.А. Маньчжурская стратегическая наступательная операция // Новая и новейшая история. – 2005. – № 5. – С.3–9.

  8. Глушков, В.В. На карте Генерального штаба – Маньчжурия: Накануне русско-японской войны 1904–1905 гг. / В.В. Глушков, А.А. Шаравин. – М.: Институт политического и военного анализа, 2000. – 400 с.

  9. Данилов, В.С. «Не имея моря, мы принялись за постройку военного флота — для завоевания моря». Формирование корабельных экипажей российского флота в XVIII – начале XX в. / В.С. Данилов // Военно-исторический журнал. – 2008. – № 11. – С.13-18.

  10. Егорьев В.Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. М.: Военная книга, 2005. – 204 с.

  11. Зимонин, В.П. Победная точка во Второй мировой войне: советско-японская война 1945 г. Происхождение, ход, итоги. – М.: Вече, 2005.

  12. Зимонин В. П. Принуждение Японии к миру // Партитура Второй мировой: Гроза на Востоке / авт.-сост. А. А. Кошкин. – М.: Вече, 2010. – С. 270–290.

  13. Иванова, Г.Д. Русские в Японии (ХIХ – начало XX вв.): несколько портретов. – М.: РАН ИВ, 1993. – 170 с.

  14. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. – М.: Международные отношения, 1989. – 336 с.

  15. Кожевников, В.В. Российско-японские отношения на современном этапе. Проблемы и поиски решений. – Владивосток: Дальнаука, 1997. – 213 с.

  16. Кокцинский, И.М. Морские бои и сражения русско-японской войны или причина поражения: кризис управления. – 2-е изд. — М.: Фонд Андрея Первозванного, 2002. — 436 с.

  17. Кошкин, А. А. Дипломатическая прелюдия войны на Тихом океане // Вопросы истории. – 2002. – № 2. – С.24–43.

  18. Кошкин, А.А. Японский фронт маршала Сталина. Россия и Япония: тень Цусимы длиной в век. Факты. Документы. — М.: Олма-пресс, 2003. – 454 с.

  19. Крестьянинов, В. Я. Морская минная война у Порт-Артура /В.Я. Крестьянинов. – СПб: издатель М.А. Леонов, 2006. – 88 с.

  20. Крестьянинов, В.Я. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г. /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галерея принт, 1998. – 272 с.

  21. Кудрявцев Н.А. Государево Око. Тайная дипломатия и разведка на службе России. М.: Олма-пресс, 2002. – 593 с.

  22. Кутаков Л. Н. Портсмутский мирный договор. (Из истории отношений Японии с Россией и СССР 1905-1945 гг.). М.: Соцэкгиз, 1961. – 291 с.

  23. Лактионов А. Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2004. – 736 с.

  24. Лобанов, А.В. Еще раз о причинах Цусимской трагедии / А.В. Лобанов. – Военно-исторический журнал. – 2005. – №4. – С.55-60.

  25. Лукоянов, И.В. Порт-Артур в политике России (конец XIX в.) // Вопросы истории. – 2008. – №4. – С.49-66.

  26. Лукоянов И.В. Портсмутский мир // Вопросы истории. – 2007. – №2. – С.16-33

  27. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905 гг. – М.: Центрполиграф, 2003. – 218 с.

  28. Марьин, Д.В. Были ли в Порт-Артуре подводные лодки? / Д.В. Марьин // Военно-исторический журнал. – 2008. – №3. – С.25-27.

  29. Мильбах, В.С. «У высоких берегов Амура…». Пограничные инциденты на реке Амур в 1937–1939 гг. // Военно-исторический журнал. – 2011. – №4. – С.38-40.

  30. Мильбах, В.С. Укомплектованность командно-начальствующим составом 40-й стрелковой дивизии накануне вооружённого конфликта у озера Хасан // Военно-исторический журнал. – 2009. – №3. – С.10-14.

  31. Мелентьев, В.Д. Тыловое обеспечение 2-й Тихоокеанской эскадры / В.Д. Мелентьев. – Военно-исторический журнал. – 2005. – №4. – С.60-62.

  32. Молодяков, В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины ХIХ – начала XX века. – М.: Токио. 1996. – 182 с.

  33. Морозов, М. Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота в борьбе с Японией. // Мир авиации. – 2000. – № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bellabs.ru/51/Morozov/Morozov_1945-TOF.html свободный

  34. Павлов Д.Б. Российская историография и археография русско-японской войны 1904-1905 гг.: основные периоды, идеи и направления // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.144-157.

  35. Петренко, В.М. Советские войска на Ляодунском полуострове в 1945–1955 гг. // Военно-исторический журнал. – 2012. – №1. – С.35-41.

  36. Победа на реке Халхин-Гол: Сб. ст. / Под ред П.А. Жилина. – М.: Наука, 1951. – 144 с.

  37. Подшивалов, И.А. Основная цель пребывания японской эскадры в Чемульпо и миссия крейсера «Варяг» / И.А. Подшивалов // Военно-исторический журнал. – 2009. – №7. – С.63-69.

  38. Поломошнов, Е.В. Бой 28 июля 1904 года. – Новосибирск, 2004. – 270 с.

  39. Русско-японская война 1904–1905: Взгляд через столетие. Международный исторический сборник / Под ред. О.Р. Айрапетова. – М.: издательство Три квадрата, 2004. – 656 с.

  40. Русско-японская война: осада и падение Порт-Артура. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 733 с.

  41. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг. / А.Н. Сахаров // Вопросы истории. – 2007. – №4. – С.3-15.

  42. Семанов, С.Н. Тайна гибели адмирала Макарова. – М.: Вече, 2000. – 432 с.

  43. Сергеев Е.Ю. Военная разведка России в борьбе с Японией (1904-1905 гг.). – Отечественная история. – 2004. – №3. – С. 78-92.

  44. Славинский, Б.Н. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке. 1945–1986. М.: Международные отношения, 1988. – 335 с.

  45. Ткачева, Г.А. Дальневосточное пополнение Вооружённых сил СССР в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 2011. – №11. – С.22-26.

  46. Уткин, А.И. Тихоокеанская ось: О взаимоотношениях США и Японии. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 157 с.

  47. Цалькович, И.М. Застарелая порт-артурская болезнь по-прежнему нуждалась в серьезном лечении / И.М. Цалькович // Военно-исторический журнал. – 2008. – №5. – С.52-66.

  48. Царьков, А. Русско-японская война 1904–1905 гг.: боевые действия на море. – М.: Экспринт, 2005. – 56 с.

  49. Шевченко, В.Н. Оборона Порт-Артура / В.Н. Шевченко. – М.: Воскресенье, 2002. – 56 с.

  50. Шинин, О.В. Советская военная разведка на Дальнем Востоке в 1920–1922 гг. // Военно-исторический журнал. – 2012. – №3. – С.29-36.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория, карты по истории русско-японской войны, доска, мел, ноутбук, проектор, экран.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030600 «История».
Автор: к.и.н. ст. преп. Хвостова И.А.

Рецензент: к.и.н., доц. Толкачев В.В.



Заведующий кафедрой: д.и.н., проф. Селезнев Ф.А.






Благодаря свободе слова отпала необходимость в выборе выражений. Борис Крутиер
ещё >>