Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития (наименование дисциплины) Специальность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 4 515.27kb.
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы... 1 273.87kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового... 1 338.47kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 3 523.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины цвет в костюме (наименование... 27 4002.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы кинезиологии (наименование... 1 280.06kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология... 1 364.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... 3 634.63kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 293.07kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 231.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития (наименование дисциплины) - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Психология развития

(наименование дисциплины)


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
ОПД.Ф.03 Психология развития
Основные понятия, развитие, факторы и общие закономерности развития, изменение, кризисы, возраст в широком и узком смысле, личность и индивидуальность, онтогенез и жизненный путь; основные научные концепции психологии развития в отечественных и зарубежных психологических школах; онтогенетическое развитие личности, факторы развития: генетические конституциональные, средовые, социальные, индивидаульные, возрастно-половые детерминанты развития, переодизация онтогенеза; кризисные модели жизненного пути, подходы к пониманию кризиса, социализация как основное содержание жизненного пути, жизненный путь человека как история формирования и развития, как достижения личностного совершенствования; психологическое время личности, временная перспектива человека, позитивное в жизни и ситуациях; психологическое здоровье как регулятор поведения, здоровье человека как личности и индивидаульности; адаптации и дезадаптация, адаптация как совокупность развития поведения; роль детства в психологии и развития человека, развития личности в зрелом возрасте.
2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Психология развития занимает одно из главных мест в программах по реабилитации инвалидов и в целом в системе адаптивной физической культуры, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс «Психология развития» играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., ст. преподаватель


5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ


Декан ФФКиС

_____________________ О.В. Смирнов

«___» ____________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




ОПД. Ф. 03


Психология развития


1. Цели дисциплины: помочь студентам сформировать систему знаний об особенностях психического развития человека и факторах его обуславливающих как основу психологической компетентности будущих специалистов в области адаптивной физической культуры (АФК).

2. Задачи дисциплины:

  1. Содействовать принятию студентами позиции субъекта собственного развития.

  2. Ориентировать студентов на реализацию принципа развития в воспитании и обучении подрастающего поколения, в том числе с ограниченными физическими и психическими возможностями.

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Психология развития» студенты должны знать:



  • предмет, методы и систему ключевых понятий психологии развития;

  • основные концепции развития личности в отечественной психологии;

  • основные концепции развития личности в зарубежной психологии;

  • особенности психологически грамотного общения.

уметь:

  • применять психодиагностические методики и интерпретировать полученную информацию;

  • учитывать закономерности и факторы психического развития в процессе взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями;

  • взаимодействовать в социальной группе;

  • в основе правильно строить процесс общения.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-
Самостоятельная работа

44

44

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет


4. Содержание дисциплины:

4.1. Тематический план


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практ.

1.

Предмет психологии развития.

2

-

2.

Факторы психического развития и теории развития психики и поведения человека.

4

2

3.

Возрастные нормы психического развития.

2

6

4.

Понятие личности. Теории личности.

2

-

5.

Зарубежные концепции личности.

6

6

6.

Отечественные теории развития личности.

2

4




Итого:

18

18



4.2. Содержание разделов дисциплины

  1. Предмет психологии развития. Составляющие предмета психологии развития. Отличие возрастной психологии от психологии развития. Основные понятия психологии развития: онтогенез, возраст в широком и узком смыслах, движущие силы развития, ведущий вид деятельности, ведущий тип общения. Методы психологии развития.

  2. Факторы психического развития и теории развития психики и поведения человека. Понятие о психическом развитии. Факторы психического развития: наследственность половой диморфизм, среда, обучение и воспитание, собственная активность человека. Теории развития психики и поведения человека: эволюционная, революционная, вероятностная, функциональная. Закономерности психического развития: неравномерность, гетерохронность, интеграция и пластичность. Стабильные и кризисные стадии развития. Пути протекания возрастных кризисов.

  3. Возрастные нормы психического развития. Возрастная периодизация развития человека. Схемы возрастной периодизации. Картина психических новообразований человека от рождения до физической смерти: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст, психология взрослых, старость.

  4. Понятие личности. Теории личности. Термин «личность». Персонология. Обобщенные качества личности. Понятие «норма» в развитии личности: статистический аспект нормы, функциональный аспект нормы, идеальная норма.

5. Зарубежные концепции личности. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд). Пересмотр психодинамического направления в теории личности: А. Адлер и К. Юнг. Направление теории личности – эго-психология: Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни. Диспозициональное направление в теории личности: Г. Оппорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк. Научающе-Бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер. Социально-когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу. Феноменологическое направление в теории личности: К. Роджерс.

6. Отечественные теории развития личности. Концепция личности по Рубинштейну С.Л. и Леонтьеву А.Н. Концепция личности по Ананьеву Б.Г. и Божович Л.И. Концепция личности по Платонову К.К. Концепция личности по Петровскому А.В.


  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература




  1. Психология развития : учебно-методическое пособие для вузов / сост. : С. Б. Нарзулаев[ и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : STAR, 2005. - 143 c.

  2. Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. - 2- е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 202 с.

б) дополнительная литература

  1. Крайг, Грэйс. Психология развития : Human Development /

Г. Крайг, Д. Бокум ; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко.

9- е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 939 с. : ил.



  1. Немов, Р. С. Общая психология. Возрастная психология (Психология развития). Педагогическая психология : учебные планы и программы курсов / Р. С. Немов. - М. : МПСИ, 1998. - 70с.4

  2. Психология развития : учебник для вузов / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. ; под ред. Т. Д

Марцинковской. - М. : Академия, 2001. - 349 с.

  1. Психология развития : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко [и др.] ; под ред.

Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005.- 527 с.

  1. Современная практическая психология : учебное пособие для вузов / М. К. Тутушкина, Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник [и др.] ; под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005. - 431с. : ил.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебно-методическое пособие (приведены в списке рекомендуемой литературы)




  1. Материально-техническое обеспечение.

Схемы, таблицы, диаграммы.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Психология развития : учебно-методическое пособие для вузов / сост. : С. Б. Нарзулаев [ и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : STAR, 2005. - 143 c.


8.1.Методические рекомендации преподавателю

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.
8.2. Методические указания для студентов

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


  1. Сенситивные периоды в развитии личности.

  2. Психическое здоровье в развитие личности.

  3. Невротическое развитие личности.

  4. Особенности «Я»-концепции. Компоненты «Я»-концепции личности.

  5. Значение индивидуального подхода при взаимодействии с другими.

  6. Основные направления психотехники.

  7. Теоретические основы практической психодиагностики.

  8. Психодиагностика уровня развития личности ребенка.

  9. Психодиагностика межличностных отношений.

  10. Психологические требования к личности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  11. Общие и специальные способности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  12. Индивидуальный стиль деятельности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  13. Организация психологического самообразования педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  14. Развитие личности в детских группах и коллективах.


8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

Не предусмотрено.



8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:





  1. Отличие возрастной психологии от психологии развития. Предмет психологии развития.

  2. Группы возрастных изменений.

  3. Методы психологии развития.

  4. Факторы психического развития.

  5. Теории развития психики и поведения человека.

  6. Возрастная периодизация онтогенеза. Схемы возрастной периодизации.

  7. Особенности развития психики и поведения организма: от младенчества до взрослого человека.

  8. Понятие личности. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд).

  9. Пересмотр психодинамического направления в теории личности: А. Адлер и К. Юнг.

  10. Направление теории личности – эго-психология: Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни.

  11. Диспозициональное направление в теории личности: Г. Оппорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк.

  12. Научающе-Бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер.

  13. Социально-когнитивное направление в теории личности: Д. Келли.

  14. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу.

  15. Феноменологическое направление в теории личности: К. Роджерс.

  16. Концепция личности по Рубинштейну С.Л. и Леонтьеву А.Н.

  17. Концепция личности по Ананьеву Б.Г. и Божович Л.И.

  18. Концепция личности по Платонову К.К.

  19. Концепция личности по Петровскому А.В.

  20. Понятие «норма» в развитии личности. Статистический, функциональный и идеальный аспект нормы.

  21. Гетерохрония. Стабильные и критические стадии развития личности.

  22. Фазы возрастных кризисов. Пути протекания возрастных кризисов.

  23. Критические периоды возрастного развития.

  24. Сензитивные периоды в развитии личности.

  25. Психическое здоровье в развитие личности.

  26. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Программу составила:

старший преподаватель каф. АФК _____________________ Е.В. Ширенкова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры и спорта ТГПУ

протокол № 1 от «29» августа 2008г.


Заведующий кафедрой АФК

Д.м.н., профессор ____ __________________________С.Б. Нарзулаев


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС _____________________________________ О.В. Смирнов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008


  1. Сенситивные периоды в развитии личности.

  2. Психическое здоровье в развитие личности.

  3. Невротическое развитие личности.

  4. Особенности «Я»-концепции. Компоненты «Я»-концепции личности.

  5. Значение индивидуального подхода при взаимодействии с другими.

  6. Основные направления психотехники.

  7. Теоретические основы практической психодиагностики.

  8. Психодиагностика уровня развития личности ребенка.

  9. Психодиагностика межличностных отношений.

  10. Психологические требования к личности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  11. Общие и специальные способности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  12. Индивидуальный стиль деятельности педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  13. Организация психологического самообразования педагога и специалиста по адаптивной физической культуре.

  14. Развитие личности в детских группах и коллективах.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

1. Развитие – это:

а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции;

б) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях;

в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта;

г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения.

2. Процесс развития обладает разными свойствами. Среди них:

а) необратимость;

б) направленность;

в) закономерность;

г) все перечисленное.
3. Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат, называется:

а) непреформированным;

б) революционным;

в) эволюционным;

г) преформированным.
4. Развитие, при котором изначально не даны, не зафиксированы ни стадии развития, ни конечный результат, называется:

а) непреформированным;

б) преформированным;

в) эволюционным;

г) революционным.
5. Я утверждаю, что развитие психики ребенка представляет собой:

а) непреформированный тип развития;

б) преформированный тип развития.
6. Становление психических структур в ходе биологической эволюции вида – это:

а) онтогенез;

б) эпигенез;

в) филогенез;

г) микрогенез.
7. Формирование психических структур в течение жизни данного индивида – это:

а) антропогенез;

б) филогенез;

в) эпигенез;

г) онтогенез.
8. Изменения роста, веса, тела человека – это область развития:

а) психосоциальная;

б) психофизическая;

в) когнитивная;

г) все перечисленное.
9. Изменения в эмоциональной и личностной сферах – это область развития:

а) психосоциальная;

б) психофизическая;

в) когнитивная;

г) все перечисленное.
10. Развитие способностей, познавательных процессов - это область развития:

а) психосоциальная;

б) психофизическая;

в) когнитивная;

г) все перечисленное.
11. Носителем психофизических свойств человека является:

а) личность;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

г) индивид.
12. Носитель психосоциальных свойств человека:

а) личность;

б) индивид;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.
13. Носитель когнитивных свойств человека:

а) личность;

б) индивид;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.
14. Пренатальный период – это:

а) период полового созревания;

б) период младенчества;

в) период внутриутробного развития;

г) поздняя взрослость.
15. Факторы, влияющие на психическое и личностное развитие человека:

а) биологические и социальные;

б) временные и наследственные;

в) политические и экономические;

г) внутренние и внешние.
16. Рост и изменения, происходящие в течение каждого возрастного периода, происходят в направлениях:

а) физический рост и развитие:

б) когнитивное и речевое развитие;

в) личностное развитие;

г) социокультурное;

д) все перечисленное.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008


Примерный перечень вопросов к зачету.





  1. Отличие возрастной психологии от психологии развития. Предмет психологии развития.

  2. Группы возрастных изменений.

  3. Методы психологии развития.

  4. Факторы психического развития.

  5. Теории развития психики и поведения человека.

  6. Возрастная периодизация онтогенеза. Схемы возрастной периодизации.

  7. Особенности развития психики и поведения организма: от младенчества до взрослого человека.

  8. Понятие личности. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд).

  9. Пересмотр психодинамического направления в теории личности: А. Адлер и К. Юнг.

  10. Направление теории личности – эго-психология: Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни.

  11. Диспозициональное направление в теории личности: Г. Оппорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк.

  12. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер.

  13. Социально-когнитивное направление в теории личности: Д. Келли.

  14. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу.

  15. Феноменологическое направление в теории личности: К. Роджерс.

  16. Концепция личности по Рубинштейну С.Л. и Леонтьеву А.Н.

  17. Концепция личности по Ананьеву Б.Г. и Божович Л.И.

  18. Концепция личности по Платонову К.К.

  19. Концепция личности по Петровскому А.В.

  20. Понятие «норма» в развитии личности. Статистический, функциональный и идеальный аспект нормы.

  21. Гетерохрония. Стабильные и критические стадии развития личности.

  22. Фазы возрастных кризисов. Пути протекания возрастных кризисов.

  23. Критические периоды возрастного развития.

  24. Сензитивные периоды в развитии личности.

  25. Психическое здоровье в развитие личности.

  26. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области психологии и педагогики.

Изучение дисциплины «Психология развития» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

Тематика практических занятий связана с существующими современными подходами в психологии развития личности. Практические навыки, осваиваемые на занятиях, ложатся в основу понимания аномального развития,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология развития (ОПД.Ф.03)

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛЕКЦИИ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ЛЕКЦИЯ №1.

ТЕМА: Сущность понятия «развитие». Основные свойства и формы развития
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории состояло в том, что вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди. Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Таким образом, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития: развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратилась к биологическим основам человеческой природы, генезису чело­веческого сознания.

Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка» (автор описал развитие своей дочери).

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин, К. и Ш. Бюлеры, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3, Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М.Я.Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые - Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии — А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скиннер, Э.Эриксон и др. Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнута.

Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются:


  1. Необратимость — способность к накоплению изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

  2. Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

  3. Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Рост означал количественные соматические изменения, а к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.



Основными формами развития являются:

  1. Филогенез — процесс становления психических, структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

  2. Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Можно выделить следующие области развития:



  1. психофизическая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

  2. психосоциальная предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

  3. когнитивная включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:



  1. динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни. Это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

  2. структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления;

  3. каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

  4. онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:



  • Преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен.

  • Нспреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее.

  • Психическое развитие— развитие познавательных психических процессов.

  • Личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я-концепции».

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязано, но не всегда однонаправлено или рядоположено. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
ЛЕКЦИЯ №2.

ТЕМА: Понятие возраста. Первые возрастные системы.

Классификации возрастных периодов
Возраст конкретно-историческая определенность, зависящая от уровня и характера развития общества. В каждую историческую эпоху был свой подход к выделению возрастных этапов жизни человека, к представлению о том, что такое ребенок и когда он становится взрослым, каковы возможности человека на разных этапах его развития и каково его место и значение в обществе. Эти представления определяли отношение к людям разных возрастов в разные времена.

Выделяют следующие возрастные системы:



  • Циклическая возрастная система. Сознание древнего чело века было достаточно мифологично, он не разделял прошлое, на стоящее и будущее, жизнь и смерть, а значит, и возраста жизни. Символом, выражающим понятие времени, может служить древнеиндийский символ колеса космического порядка, которое вечно движется, постоянно возобновляя круговорот рождения и смерти.

  • Линейная возрастная система. В древнекитайской философии возникла идея необратимости времени, а с ней и линейная возрастная система, где жизнь впервые была разделена на возрастные этапы, соответствующие социальным ролям человека. Эта система перешла в ионическую культуру и дала начало всем периодизациям развития человека.

  • Ступенчатая возрастная система — это тип возрастной системы, где жизнь рассматривается как постепенный спуск к смерти. На каждой ступени жизни люди объединялись не по возрасту, а в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В настоящее время в психологии выделяют несколько типов возраста:

  1. хронологический, или паспортный;

  2. биологический — по состоянию и функционированию всех органов и систем организма человека;

  3. психологический — уровень психического развития человека в соответствии с тем или иным возрастом;

  4. социальный — выполнение человеком тех или иных социальных функций и ролей в обществе;

5) личностный - возрастное самоощущение человека.

Понятия развития и возраста неотделимы друг от друга, так как развитие человека можно рассматривать как последовательную смену возрастов жизни, на каждом из которых происходят очередные качественные изменения в психике и личности человека.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. Рассмотрим несколько возрастных классификаций, начиная с самых ранних.

Древнекитайская классификация:


  1. Молодость — до 20 лет.

  2. Возраст вступления в брак — до 30 лет.

  3. Возраст выполнения общественных обязанностей — до 40 лет.

  4. Познание собственных заблуждений — до 50 лет.

  5. Последний период творческой жизни — до 60 лет.

  1. Желанный возраст — до 70 лет.

  2. Старость — от 70 лет.

Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н. э.):

  1. 0—20 лет (весна).

  2. 20—40 лет (лето).

3) 40—60 лет (осень).

4) 60—80 лет (зима).

В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека:


  1. Младенчество, охватывает период до 2 лет.

  2. Предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.

  3. Детство, 5—12 лет.

  4. Юность, 12—17 лет.

  5. Ранняя взрослость, 17—25 лет.

  6. Зрелость, 25—50 лет.

  7. Поздняя зрелость, 50—75 лет.

  8. Старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением.

В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий:



  • Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11 — 13 лет).

  • Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

  • Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

  • В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

  • Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

  1. от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

  2. от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

  3. от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

  4. от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия);

  5. от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст);

  6. от 20 до 25 лет (ранняя зрелость);

  7. от 26 до 64 лет (средняя зрелость);

  8. от 65 лет (поздняя зрелость).

Деление жизненного цикла по Ж. Годфруа (1992):

1. Пренатальпый период266 дней;



  1. стихия зиготы - от момента оплодотворения до 14 дней;

  2. стадия эмбриона — от 14 дней до 2 месяцев (анатомическая и физиологическая дифференциация органов);

  3. стадия плода — от 3 месяцев до момента родов (развитие систем и функций, необходимых для жизни во внешней среде).

2. Детство:

  1. стадия первого детства — от рождения до 3 лет (развитие функциональной независимости и речи);

  2. стадия второго детства - 3—6 лет (развитие личности ребенка и когнитивных процессов);

  3. стадия третьего детства — 6—12 лет (приобретение основных когнитивных и социальных навыков).

3. Отрочество:

  1. пубертатный период — 12—16 лет (полевое созревание, формирование новых представлений о себе);

  2. ювениальный. период—16—18-лет (приспособление подростков к семье, школе, сверстникам)

3.3.) юность - 18—20 лет переход от отрочества к зрелости, свойственно чувство психологической независимости и социальной безответственности.

4. Зрелость:

  1. стадия ранней зрелости — 20—40 лет (интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность);

  2. зрелый возраст — 40—60лет (стабильность и продуктивность в профессиональном и социальном отношениях);

  3. завершающий период зрелости - 60—65 лет (отход от активной жизни);

  4. первая старость - 65—75 лет;

  5. преклонный возраст — после 75 лет.

В одной из распространенных современных международных классификаций В. Квинна (2000) выделяются следующие возрастные этапы;

  1. младенческий возраст — от рождения до 3 лет;

  2. раннее детство — от 3 до 6 лет;

  3. детство — от 6 до 12 лет;

  4. подростковый (юношеский): возраст — от 12 до 18 лет1;

  5. молодость — от 18 до 40 лет;

6) зрелый возраст — от 40 до 65 лет; 7) пожилой возраст — от 65 лет.

В классификации Г. Крайга (2000) выделяются следующие возрастные этапы;



  1. младенческий возраст — от рождения до 2 лет;

  2. раннее детство — от 2 до 6 лет;

  3. среднее детство — от 6 до 12 лет;

  4. подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет;

  5. ранняя взрослость — от 20 до 40 лет

  6. средняя, взрослость —от 40 до 60 лет;

  7. поздняя взрослость —от 60 лет и далее.

В учебном пособии «Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития» под ред. А.А. Реана (СПб., 2003) приводится краткий сравнительно-сопоставительный анализ нескольких классификаций по возрасту:

Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, 1998; Эриксон Е., 1963); да 18 месяцев (Бромлей Д., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В,, 2000).

Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В.С., 1998;ЭриксонЭ., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Бром лей Д., 1966); от 3 до 6лет (Квинн В., 2000).

Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000).

Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве, и часто этот этап обозначается одним термином «подростковый возраст» (Райс Ф., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии — ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Раис Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности (Фельдштейн.Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Эриксон Э., 1961; Крайг Г., 2000).



Ранняя взрослость рассматривается как возраст; от 21 года до 25 лет (Бромлей Д.,1966); 17—25 лет (Биррен Д., 1964); от 20 до 25 лет (Эриксон Э., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50лет (Биррен, 1964); от 25 до 60 лет (Эриксон Э.., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Биррен, 1964); от 40 до 55.лет, а с учетом переходной стадии — до 65 лет (Бромлей Д., 1966); от 65 лет (Эриксон Э., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).




Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе. Марк Аврелий
ещё >>