страница 1 |
|
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста - страница №1/1
![]() ![]() Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II Литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2008 УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики
А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. фил. наук, доц. М.И. Шостак Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 16 с. Подготовлен на факультете журналистики. Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Шостак М.И., 2008 Данная дисциплина в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика» представляет необходимые для будущих журналистов и рекламных деятелей знания об особенностях литературной работы в периодическом издании. В нем рассматриваются вопросы технологии и творчества литературного труда, газетно-журнальных жанровых форм. Изучение дисциплины предполагает ее взаимосвязь как опорной с последующими четырьмя разделами общего направления «Основы творческой деятельности журналиста» («Журналистика новостей». «Оперативное комментирование и аналитическая журналистика», «Художественная публицистика», «Мастерство журналиста»). Курс лекций и практических занятий – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Лекции и семинарские занятия призваны дать комплексное представление о принципиальных установках, ведущих направлениях, методах работы, о распространенных технологических приемах и возможных ошибках при их употреблении (в том числе и этических), о перспективах развития литературных форм. Курс знакомит студентов с методами и приемами создания газетно-журнальных текстов; в нем рассмотрены варианты жанровых форм, разнообразие средств эмоционального воздействия и логического убеждения. Предлагаются теоретические рекомендации и советы практиков. Помимо профессиональных технологий, освоение которых необходимо для подготовки той или иной жанровой формы, внимание слушателей обращается и на творчество пишущего журналиста, изучаются примеры ярких публикаций, написанных мастерски, с нетрадиционными поворотами темы и авторскими находками. План курса, по преимуществу рекомендательный, – студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами; отечественный опыт сопоставляется с методами и способами, признанными в журналистике других стран. 1. Цели и задачи дисциплиныЦель дисциплины – познакомить студентов с основами профессии, обучить приемам и методам работы с фактами, с источниками сведений, приучить к профессиональному взгляду на творчество действующих журналистов, помочь освоить приемы и методы, используемые при подготовке текстов в литературных формах, распространенных в прессе; в конечном итоге – помочь будущему журналисту с уверенностью выбирать жанровый «инструмент» для реализации определенных творческих задач и умело его использовать. Задачи: дать представление об особенностях, стилях и направлениях литературной работы журналиста, о характеристиках журналистских текстов, о творческих проблемах, связанных с тем или иным направлением литературной работы о требованиях к выразительному, четкому и ответственному единству содержания и формы ведущих жанров современной журналистики. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать: – о месте и роли журналистики в обществе, процессе ее функционирования, социальных функциях; – ведущие методы и приемы создания газетно-журнальных текстов;
– особенности литературного труда журналиста, обусловленные природой журналистики как сферы социальной массово-информационной деятельности; – смысл основных категорий теории и практики журналистики (информация, эффективность деятельности и др.);
– степень ответственности работы журналиста; – возможные разные результаты: психологические и социальные эффекты выступлений журналиста;
– распознавать разные уровни качества журналистского труда; – самообучаться, ориентируясь на современную практику; – готовить материалы с учетом особенностей аудитории; – видеть творческие перспективы совершенствования журналистского труда, повышения его эффективности.
3. Виды учебной работыАудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция «лидов» и пр.), и упражнения в создании собственных текстов. Среди аудиторных занятий также – разбор материалов, отредактированных и написанных студентами, их обсуждение в группе. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы, выполнение практических заданий, участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов. Вид промежуточного контроля. Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация), и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы, и обсуждение выполненных контрольных работ. 4. Разделы дисциплины и ведущие понятияДисциплина представлена следующими разделами: Раздел I. Особенности литературной работы журналиста Раздел II. Запросы аудитории и группы жанров Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикой Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистике В каждом из разделов – по четыре темы; представлены родственные группы жанров, распространенные в современной прессе, рассматриваются специфичные для каждого из направлений приемы оформления материала и наиболее острые проблемы производственного, технологического и творческого характера. В каждом из разделов: вначале уточняются методологические установки, ведущие приемы сбора и оформления материала; далее представляются литературные формы, в которых воплощается то или иное направление журналистики новостей; затем рассматривается работа над текстом, даются технологические рекомендации и необходимые предостережения. Главное внимание сосредоточено на «действенности» той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.
5. Программа дисциплиныРаздел I. Особенности литературной работы журналистаВводная лекцияСвязь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (в том числе: с задачей адекватности отображения; с задачей «генерирования» новых идей, с прогнозированием) и с коммуникативной ролью журналистики Тема I. Работа журналиста-литератора в сравнении с работой писателяСоциально – ориентирующей деятельность журналистики как профессии и проистекающие отсюда требования. Прагматическая направленность произведений, активность в социальном ориентировании аудитории. Документальная основа произведений. Удостоверенность текстов. Оперативность и актуальность выступлений журналиста. Оперативность отклика и подготовки материалов. Популярность массовых текстов современной прессы. Текст журналиста как интересный текст. Тема 2. Творчески-производственный характер работы журналиста-литератораОсобые условия создания журналистских текстов. Планирование и производственный цикл работы печатных изданий. Проблемы оперативности подготовки. Понятие «dead line». Материал журналиста как «сырье для полосы». Приспосабливание и сосуществование разных текстов в пространстве верстки. Редакционное редактирование и оформление материалов; тексты, заголовки, инфографика, изопублицистика в едином концерте публицистически точного дизайна.
Тема 3. Творческая индивидуальность журналистаОсобые характеристики и требования к творческой личности журналиста. Основные запросы аудитории и соответствующие журналистские специализации, участки работы в современной газете и журнале. Предрасположенность творческой индивидуальности к работе на том или ином направлении литературной работы. Типы творческих индивидуальностей пишущих журналистов: хроникеры, репортеры, интервьюеры, комментаторы, газетные аналитики (обозреватели), газетные эссеисты, тип «ироничный журналист».
Тема 4. Индивидуально-коллективный характер творчества журналистаЛитературная работа журналиста как составляющая коллективного продукта и как результат «совместного творчества». Роль «коллективного» на стадии выбора темы. Процесс сбора материала: индивидуальный поиск и творческая поддержка коллектива (в определении и перепроверке источников информации, интенсивном интервьюировании); редакционные архивы, собственные редакционные источники и эксперты. «Программирование» будущего материала в соответствии с рубрикой и тематической полосой. Влияние стиля издания на индивидуальный стиль. Понятия: «творческий фон» издания и «копилка коллективного опыта». Раздел II. Запросы аудитории и группы жанровСоставляющие понятия «жанровая форма» применительно к задачам журналистики; доминанта функциональности. Ведущие жанры прессы. Тема 5. Новостная (репортерская) группа жанровФакт как новость. Особенности ведущих литературных форм, в которых воплощается репортерское сообщение. Основные характеристики «самоочевидного» факта. Краткость. Ясность. Достоверность. Формы: «жесткая» и «мягкая» новость. Событие в подробностях. Жанр отчет и его современные варианты. Задачи «реконструкции» факта. Происшествие как процесс. Этапы события. Работа через деталь. Жанровые варианты «картинок» журналиста Интервью как метод и как литературный жанр.
Тема 6. Группа жанров оперативного комментированияПредложенный ракурс взгляда на факт в качестве журналистской новости. Продление «жизни горячего факта». Авторская позиция как версия. Литературные формы оперативного комментирования: общая характеристика. Корреспонденция как жанр. Реплика журналиста. Разновидности комментария в современной прессе. Колонка комментатора. Провоцирование публичного обсуждения примечательных фактов и явлений как главная задача оперативного комментирования.
Тема 7. Группа жанров ответственной интерпретацииИдеи и позиции как новость. Особенности жанров, нацеленных на доказательное изложение идеи. Журналистские жанры «ответственной интерпретации» с углубленным анализом и прогнозом; их отличие от жанров научной литературы. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах аналитической публицистики. Постановочная статья. (Автор – инициатор темы обсуждения.) Полемическая и дискуссионная статья. Обозрение. Политический портрет. Публицистическое прогнозирование – важнейший результат социально- ориентирующей деятельности журналистики.
Тема 8. Группа жанров художественной публицистикиЛитературные формы, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому преображению фактов и характеров. Публицистическая эссеистика. Задачи газетного эссе. Колонки редактора. Открытое письмо-памфлет как жанр художественной публицистики. Очерк как проблемное выступление. Портретный очерк: его персонажи, его задачи. Путевой очерк в сопоставлении с репортажными путевыми заметками. Сатирические колонки и ироничная афористика современной прессы. Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикойТема 9. Тексты новостей. Констатация, описание и «воссоздание» событийВыразительность документализма. Фиксация фактов и сообщение итогов. Стиль: «констатация». Литературные тексты, основанные на наблюдении и «эмоциональной памяти» журналиста. Описание в стиле «зарисовок». Сенсорные детали. Происшествие как наглядный процесс; реконструкция событий и портретов их участников. Работа журналиста по «воссозданию» эмоционально-выразительной стороны фактов: ритм репортажа. Диалог как обмен репликами в репортаже и интервью. Тема 10. Комментирующий текстПозиция журналиста как складывающееся мнение. Попутное комментирование в проблемных репортажах и «расследованиях», фрагменты авторских реплик в современных отчетах. Интерпретирующие тексты. Демонстрация ближайших связей факта: предыстория, сопоставления, отклики. Выдвижение сомнений по поводу очевидности факта как толчок к рассуждению. Постановка вопросов и ответы на них в виде версий и предположений. Провоцирование реакции на событие. Выявление перспектив: прогноз в первом приближении.
Тема 11. Исследовательский текстДоказательные тексты журналиста. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах. Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Выявление и доказательство существования связей фактов. Систематизация и классификация. Метод доказательства от противного. Представление мнений, их сопоставление. Отражение противоречий. Пути аргументации и «логические удовольствия».
Тема 12. Публицистический текстТрансформация чисто научных (логических) и «художественных» (образных) приемов в работе журналиста-литератора. Особый стиль («Не могу молчать!») публицистической статьи и монологических колонок обозревателя. Особенности текста публицистической рецензии. Острота, «хотя бы и спорная», как условие воздействия журналистского произведения, качество журналистского текста. Конфликт изображенный и привнесенный. Автор в полемическом тексте. «Провоцирующая аналитика». Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистикеТема 13. Художественное в журналистикеИсследование образными средствами. Расширительные возможности ассоциативного пути художественного постижения действительности. Художественный образ в журналистике. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Эффект «мыслей вслух» и способы его достижения. Метафоричность текста. Художественные вкрапления в разные типы текста, востребованные журналистикой, в разные жанры, помимо жанров художественной публицистики («мягкие» новости, репортажи, отчеты, колонки, реплики, публицистические статьи, рецензии и др.) Ироничное пересоздание факта как особая форма доказательного рассуждения.
Тема 14. Документальный образФакт и вымысел. Предельная функциональность метафоризации в журналистике. Границы «между фактом и фактом» для танца творческой фантазии. Разная степень использования «примысла»; строгая отчетность перед читателем: демонстративное отделение факта от комментария, в том числе и образного. Использование реального факта, происшествия, поступка в качестве образного обобщения. Проблема существования специфичного «публицистического образа» и его наращивания в сознании читателя. Тема 15. Психологические портретыОсобенности литературной работы журналиста над портретом современника. Портрет как материал «на злобу дня». Жанровые формы, в которых воплощается тип и характер. Логические и психологические аргументы в рассуждении о философии профессии, философии жизни, философии поступка. Образный строй «портрета современника». Тема: «человек на все времена». Проблемы типизации реальных персонажей. Споры о герое: актуализация ракурса интереса к современнику, к мотивам его самопроявления. Тема 16. Авторское «я» в художественной публицистикеФормы и возможности авторского самовыражения. Расхождения образа автора и свойств личности реального человека, творческие варианты демонстрации «дистанции». Творческое применение метода маски. Авторское «я» и документальность. «Я» как лицо политическое и как лицо социальное. Элементы самоанализа в тексте. Авторская мысль в форме догадки. Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, направленной на формирование новых комбинаций. (Проблема – «я» – «мы»). К проблеме «имиджа» публициста. Литературная, авторская, игра с фактом в журналистской эссеистике («колумнистике») и газетно-журнальной сатире. Заключительная лекцияВариативность современной литературной работы журналиста, влияние меняющихся запросов аудитории на стиль и характер его литературной деятельности. Творческие перспективы прессы эпохи глобализации. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебные задания к семинарским занятиямРабота с примерами из текущей прессы. Обсуждение и сопоставление разных направлений литературной работы газетного журналиста. Проверка заданий. Упражнения в группах. Контроль за составлением «досье». .
Тема 1. Сообщение факта и воссоздание событийВопросы для обсуждения 1. Какое качество текста необходимо для журналистского сообщения? Каковы слагаемые понятия «качество» в данном случае? 2. За счет чего происходят необходимые расширения сообщения? Какие элементы текста позволяют усиливать документальность и достоверность сообщения? 3. Чем отличаются тексты, нацеленные на: а) сообщение, б) описание, с) »воссоздание» событий? 4. Разное назначение детали в журналистском произведении (дополнительная подробность, неповторимость события – его «экзотика», средство эмоциональной выразительности, «значимые детали», расставляющие публицистические акценты, деталь-символ или метафорическая деталь).
1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, отвечающего требованиям: краткость, ясность, компактность, достоверность. 2. Подобрать пример оперативного сообщения, отвечающего требованию: наглядность, эмоциональная выразительность («эмоциональный комментарий»). 3. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента «картинки». 4. Найти пример динамичного репортажа, в котором отдельные этапы события не просто фиксируются, но «воссоздаются» как эпизоды, ощущаются ритм и характер движения.
Попробовать написать «картинку нравов» с красочными подробностями и фрагментами реплик, основанную на реальных встречах и происшествиях («попрошайки в метро», «уличная гадалка», «продавец лотерейных билетов»). Тема 2. Диалог в журналистикеВопросы для обсуждения 1. Каковы особенности диалогического текста? 2. В каких выступлениях журналиста можно использовать фрагменты диалога? Каковы их возможные функции? 3. Как в диалогическом тексте усиливается наглядность общения? 4. Что может дополнить, изменить журналист, передавая в диалоге «факт состоявшейся беседы», и чего он менять не вправе?
1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, в котором фрагмент диалога усиливает драматизм ситуации. 2. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента диалога (прием: «расклад проблемы на голоса»).
В «картинку нравов» (подготовленную студентами в процессе освоения предыдущей темы) ввести фрагменты диалогического текста в двух вариантах: а) «интервью на ходу»: общение журналиста с героями «картинки»; б) «подслушанный диалог» – общение героев между собой. Тема 3. Работа журналиста как комментатора событий
|
ещё >> |