Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел «Внимание и память» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» 1 183.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 293.07kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология» 13 1095.78kb.
Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» 4 528.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по... 1 284.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность... 1 279.71kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 3 603.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей... 1 219.31kb.
Семинар по психолингвистике в Блумингтоне (сша). Результаты этого... 4 670.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел «Внимание и память» - страница №1/1



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Л.И. Габдулина



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая психология»

(раздел «Внимание и память»)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология.

Учебно-методический комплекс утверждён и рекомендован к печати на заседании кафедры Психологии и методическим Советом гуманитарного факультета ИУБиП.

Составитель: канд. псих. наук Габдулина Л.И.

Рецензенты: канд. псих. наук, доцент Белоусова А.К.

канд. псих. наук, доцент Шкуратова И.П.




СОДЕРЖАНИЕ
стр.

Введение 4



  1. Учебно-тематический план дисциплины 5

  2. Содержание программы 6

  3. Планы проведения семинарских (практических) занятий 12

  4. Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения 16

  5. Рейтинговая система оценки знаний студентов 20
    5.1. Структура и балльная оценка рейтингов 20
    5.2. Примерное содержание рейтингов 20
    5.3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе 23

  6. Перечень контрольных вопросов по дисциплине 24

  7. Рекомендуемая литература 26



ВВЕДЕНИЕ
Общая психология и, в частности, один из важнейших её разделов «Внимание и память» занимают центральное место в содержании программы профессиональной подготовки психологов, составляя её фундамент, независимо от специализации. Поэтому полноценное освоение этой дисциплины весьма важно. Содержащиеся в учебно-методическом комплексе материалы служат решению этой задачи.

Основная цель учебно-методического комплекса – помочь сориентироваться в многообразии подходов к исследованию внимания и памяти и составить более или менее целостное представление об их природе, механизмах, закономерностях, соответственно уровню исследованности этих психических функций. Для изучения предлагаются не только твёрдо установленные факты и закономерности, но и спорные, нерешённые проблемы сегодняшних исследований, анализ которых способствует формированию профессионального мышления.
Задачи изучения дисциплины

  1. Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии, на основании чего способствовать формированию представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.

  2. На материале психологических исследований внимания и памяти развивать умение анализировать и сопоставлять теории, методы, экспериментальные исследования.

  3. Развивать умение определять концептуальные основания, предмет и методы исследования и практической психологической работы.

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



ТЕМА

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1. Понятие о внимании

2

1

1

-

2. Классические теории внимания


6

2

-

4

3. Культурно-исторический подход к исследованию внимания

4

2

-

2

4. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания

4

2

2

-

5. Основные свойства, виды внимания и методы их исследования

12

2

2

8

6. Анатомо-физиологические механизмы внимания

2

-

-

2

7. Явления памяти. Виды и типы памяти

7

2

1

4

8. Природа и основные принципы организации памяти человека: проблемы и подходы

14

4

4

6

9. Исследования памяти в русле деятельностного подхода

6

4

-

2

10. Проблема кратковременной памяти. Оперативная память

5

2

1

2

11. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации

5

2

1

2

12. Физиологические основы памяти

5

1

-

4

Всего:

72

24

12

36



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Понятие о внимании

Факты обыденной жизни, особые случаи внимания. Этимология термина «внимание». Многозначность определения внимания: внимание как ясность сознания; внимание как селективное сознание; внимание как селективность ответов организма; внимание как настройка сенсорных органов; внимание как контроль; внимание как направленность сознания и действий человека на определённый объект; внимание как специальный процесс блокировки или фильтрации информации; внимание как направленность и сосредоточенность любой деятельности.

Внимание и другие психические процессы. Функции внимания.
ТЕМА 2. Классические теории внимания

Теория В. Вундта. Сознание и внимание. Фиксационная точка сознания, объём внимания и объём сознания. Перцепция и апперцепция. Экспериментальное исследование внимания В. Вундта.

Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер). Уровни сознания. Три стадии развития внимания. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторные механизмы внимания.

Моторная теория волевого внимания Н.Н. Ланге. Эффекты внимания. Внимание с общебиологической точки зрения. Виды внимания: рефлективное, инстинктивное, волевое. Первичный эффект волевого внимания. Роль движений в процессе волевого внимания. Волевое внимание как моторное усиление воспоминания.

Сведение процессов внимания к законам восприятия в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер). Эксперименты В. Келлера и П. Адамс.

Практическое и теоретическое значение исследований внимания в рамках интроспективно-феноменологического направления.

ТЕМА 3. Культурно-исторический и

деятельностный подход к исследованию внимания

Основные идеи культурно-историче­ской концепции Л.С. Выготского: социальная природа психических процессов и психических функций человека; низшие и высшие психические функции человека; знаковая опосредованность высших психических функций; идея интериоризации; основной закон высших психических функций. Знак как средство организации внимания. Произвольное внимание как высшая психическая функция.

Экспериментально-генетический метод исследования опосредованных процессов внимания. Методика «двойной стимуляции». «Параллелограмм» развития внимания.

Исследование послепроизвольного внимания в работах Н.Ф. Добрынина. Внимание как деятельность психического контроля (П.Я. Гальперин), как результат формирования новых умственных действий. Ориентировочная, исполнительная и контрольная часть действия. Внимание – свёрнутое, автоматизированное, сокращённое действие контроля. Произвольное внимание как умственный контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу. Экспериментальное формирование внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая).


ТЕМА 4. Теоретико-информационный подход к

проблеме внимания

Познание как процесс циркуляции информации в гипотетических блоках её хранения и переработки. Компьютерная метафора когнитивной психологии.

Место внимания в системе переработки информации у человека. Внимание как селективный фильтр: «феномен вечеринки». Эксперименты К. Черри. Идея ранней селекции информации.

Модели внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации. Модель Д. Бродбента и её экспериментальная проверка. Критический анализ и дальнейшее развитие теории фильтра в работах А. Трейсман и супругов Дейч.

Внимание как проявление работы всей системы переработки информации (Д. Норман, У. Найссер и др.). Модели поздней селекции (Д. Норман, Р. Шиффрин, А. Уэлфорд). Исследования Д. Нормана. Внимание как позитивный процесс в исследованиях У. Найссера. Предвнимание и фокальное внимание по У. Найссеру.

Ёмкостная модель внимания Д. Канемана. Внимание как внутреннее (умственное) усилие.

Значение исследований внимания с позиций теоретико-инфор-мационного подхода и когнитивной психологии.
ТЕМА 5. Основные свойства,

виды внимания и методы их исследования

Объём внимания. Зависимость объёма внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.

Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на разные действия.

Непроизвольное внимание. Внешние факторы, его вызывающие: относительная интенсивность; новизна, сила раздражителя; положение объекта в структуре сенсорного поля и др. Внутренние факторы непроизвольного внимания: роль потребностей, интересов и аффективных состояний. Роль установки.

Произвольное внимание. Условия его возникновения. Особенности произвольного внимания. Произвольное внимание как опосредованная знаком функция (Л.С. Выготский). Опосредованное внимание и его развитие (Т. Рибо, Э. Титченер, Г. Рево д'Аллон). Зависимость концентрации произвольного внимания от организации деятельности. Управление произвольным вниманием в условиях специально организованной деятельности.

Послепроизвольное внимание. Сравнительная характеристика произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания.

Основные методы исследования свойств внимания: самонаблюдение, тестирование, изучение двигательной реакции; психофизиологические индикаторы внимания: движение глаз, время реакции, вызванные потенциалы.



ТЕМА 6. Анатомо-физиологические механизмы внимания

Борьба за общее двигательное поле (воронка Шеррингтона). Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Механизмы ориентировочного рефлекса как физиологическая основа внимания. Вегетативные и электрофизиологические проявления ориентировочного рефлекса.

Внимание как функция неспецифических образований мозга. Внимание и уровни бодрствования. Роль кортикоретикулярных отношений в процессах активации. Физиологические механизмы регуляции состояния активности. Роль лобных долей в регуляции произвольного внимания.
ТЕМА 7. Явления памяти. Виды и типы памяти

Круг явлений памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Случаи феноменальной памяти. Патология памяти (амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии). Память и личность.

Виды и типы памяти. Классификация видов памяти по содержанию запоминаемого материала; по временному признаку, по наличию мнемической цели и средств запоминания. Проблема видов и генетических ступеней памяти (П.П. Блонский). Особенности образной, эмоциональной, моторной, словесно-логической памяти. Эйдетические образы. Представления, их виды и характерные особенности. Индивидуально-психологические различия памяти. Типы памяти.
ТЕМА 8. Природа и основные принципы

организации памяти человека: проблемы и подходы

Основные положения ассоциативной психологии памяти. Роль ассоциации в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Критический анализ ассоцианистского подхода к исследованию памяти.

Навыки и память. Основные факторы и закономерности научения. Механистическое понимание бихевиористами навыков как простого связывания движений.

Память – «привычка» и «чистое воспоминание» (А. Бергсон).

Гештальт-теория памяти. Пространственные и временные гештальты. След как полевая система (К. Левин). Основные экспериментальные исследования памяти в русле гештальтпсихологии (Б.В. Зейгарник, Г.В. Биренбаум).

Французская социологическая школа об общественной природе памяти. Социальный характер и социальные функции памяти. Память и речь. Представление П. Жане о запоминании как своеобразном действии, изобретённом людьми в ходе исторического развития. «Память – реминисценция» и «память – рассказ».

Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти (Л.С. Выготский). Функционально-генетический подход к памяти. Проблема средств запоминания. Генезис опосредованного запоминания. Экспериментальное исследование развития высших форм памяти (А.Н. Леонтьев).

Деятельностный подход к исследованию памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.П. Зинченко).

Память как совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации. Теории двойственности памяти и их критика. Уровневая организация процессов памяти.
ТЕМА 9. Исследования памяти в русле

деятельностного подхода

Исследование зависимости запоминания материала от особенностей деятельности: предметного содержания, направленности, структуры, мотивов деятельности, места материала в структуре деятельности. Включённость памяти в решение жизненных задач личности и её обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Исследование структуры запоминания как особого вида деятельности. Виды мнемической направленности. Состав и качественная характеристика преобразования материала. Факторы, влияющие на успешность запоминания как особой мнемической деятельности.

Запоминание как мыслительное действие.

Воспроизведение как особое сложное действие, включающее в себя мышление.

Проблема оптимизации структуры и процесса запоминания и воспроизведения.



ТЕМА 10. Проблема кратковременной памяти.

Оперативная память

Исследование кратковременной памяти в зарубежной психологии. Работы Миллера, Сперлинга. Объём восприятия и объём памяти. Экспериментальные исследования селективности в кратковременной памяти (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман и др.) Особенности периферической (мгновенной) памяти. Виды периферической памяти: иконическая, эхоическая и др. Роль сканирования в процессах кратковременного приёма и переработки информации (Колерс, Р. Клацки).

Исследование кратковременной памяти в отечественной психологии. Микроструктурный анализ кратковременных процессов преобразования информации. Уровни преобразования информации в кратковременной памяти. Экспериментальные исследования В.П. Зинченко. Проблема оперативной памяти. Роль оперативной памяти в деятельности.
ТЕМА 11. Долговременная память: структура,

особенности переработки, хранения и извлечения информации

Семантическая и эпизодическая долговременная память (Тульвинг). Сетевые модели долговременной памяти. Теоретико-множес-твенная модель. Модель долговременной памяти, основанная на семантических признаках. Процессы кодирования. Процессы извлечения информации. Модель кодирования рассказа в долговременной памяти. Зрительные представления в долговременной памяти.


ТЕМА 12. Физиологические основы памяти

Механизмы памяти на молекулярном уровне (данные Мак-Коннела, Хидена, Ланге). Нейронная теория памяти. Понятие о реверберационных кругах возбуждения. Роль РНК в функционировании долговременной памяти. Проблема мозговой организации мнемической деятельности.



3. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ

(ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Общая характеристика внимания

  1. Внимание в обыденной жизни. Особые случаи внимания.

  2. Понятие внимания и его многозначность. Этимология термина «внимание».

  3. Дискуссия о природе внимания. Функции внимания в психической жизни человека.

  4. Внимание и другие психические процессы.

  5. Внимание и установка.


Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – С.5–16.

  2. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Прогресс, 1981. – С. 5–15.

  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976. – С.187–189.

  4. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. – С. 170–175, 220–224, 229–232, 243–270.

  5. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 18–29. – Раздел III.


ТЕМА 2. Основные свойства внимания и подходы к их

исследованию

  1. Свойства внимания (объём, распределение, переключение, устойчивость и колебания внимания, концентрация).

  2. Основные подходы к исследованию свойств внимания.

  3. Исследования свойств внимания:

  1. зависимость объёма внимания от структуры материала, характера деятельности. Экспериментальные процедуры исследования объёма внимания;

  2. зависимость устойчивости внимания от характера материала, видов деятельности и установок личности. Оценки помехоустойчивости;

  3. исследование переключения и распределения внимания. Факторы, определяющие способность распределять внимание на разные действия.

Литература:

  1. Горбов Ф.Д. О помехоустойчивости оператора // Инженерная психология. –М.: МГУ, 1964.

  2. Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицина. – М., 1978. – С. 278–294.

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973. – С. 254–266.

  4. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1979. – С. 128–138, 225–235, 247–249.

  5. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 29–34, 39–41, 103–137.

  6. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. – С. 13–28, 40–57, 229–243.

  7. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – Вып. 1-2. – М., 1966. – С. 312–323, 362–369.


ТЕМА 3. Основные подходы к исследованию внимания в

современной зарубежной психологии

  1. Проблема избирательности внимания в исследованиях К. Черри.

  2. Модель внимания Д. Бродбента.

  3. Развитие моделей внимания в работах А. Трейсман, А. и Д. Дейч, Д. Нормана.

  4. Особенности подхода к исследованию внимания У. Найссера. Развитие его идей в современных исследованиях.

  5. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана. Современные ресурсные теории внимания.


Литература:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982. –С.115–183.

  2. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.: Мир, 1978. – С. 73–79.

  3. Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. –С.339–354.

  4. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Прогресс, 1981. – С. 23–33, 97–138.

  5. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Дормашева, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1993.

  6. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 573–627, 629–640, 650–670.

  7. Черри К. Человек и информация. – М.: Связь, 1972. – С. 313–332.


ТЕМА 4. Явления и свойства памяти

  1. Общая психологическая характеристика процессов памяти.

  2. Классификация видов и типов памяти.

  3. Классические методы исследования памяти (заучивания, сбережения, антиципации, узнавания, парных ассоциаций, реконструкций и т.д.).


Литература:

  1. Флорес У. Память // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979. – С. 244–252.

  2. Или: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. – М., 1973. – С. 210–220.

  3. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979. – С. 25–49, 177–207, 145–155, 217–236.

  4. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1998. – С.149–165, 200–214, 234–242, 304–313.

  5. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 225–296. – Гл. XII.


ТЕМА 5. Основные факты и закономерности психологии памяти

  1. Влияние характера материала (объёма, степени однородности, привычности и осмысленности) и организации материала субъектом (ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка) на запоминание.

  2. Исследование влияния упражнений на запоминание.

  3. Роль установок, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

  4. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.

  5. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.).

  6. Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).


Литература:

  1. Вудвортс. Экспериментальная психология. – М., 1950.

  2. Квавилашвили Л.Д. Вспоминание намерения как особая форма памяти // Вопр. психологии. – 1988. – № 2. – С. 142–147.

  3. Квавилашвили Л.Д. Факторы, влияющие на вспоминание намерений // Вопр. психологии. – 1990. – № 2. – С. 126–131.

  4. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978. – С. 108–122.

  5. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979. – С. 93–102, 104–139, 236–270. Или: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1998. – С. 130–149, 292–304, 437–465, 499–508, 583–616.


ТЕМА 6. Теоретико-информационный подход к

исследованию памяти

  1. Структурный и функциональный подход к исследованию памяти в рамках когнитивной психологии.

  2. Три уровня памяти.

  3. Особенности хранения и переработки информации в кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти.

  4. Особенности хранения и переработки информации в долговременной памяти. Забывание в долговременной памяти.


Литература:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982. – С.77–96.

  2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 63–112.

  3. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.: Мир, 1979. – С. 21–55, 83–129, 160–214.

  4. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. Пер. с англ. – 1964. – С. 192–225.

  5. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях // Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

  6. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1998. – С.508–583.

  7. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1995.


4. Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения
ТЕМА 1. Классические теории внимания

  1. Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта. «Перцепция» и «апперцепция» в понимании В. Вундта. Экспериментальные исследования внимания.

  2. Ясность сознания и его уровни (Э.Б. Титченер). Стадии развития внимания в исследовании Э.Б. Титченера.

  3. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

  4. Внимание и его виды в работах Н.Н. Ланге. Теория волевого внимания Н.Н. Ланге.

  5. Моторная теория произвольного внимания Т. Рибо.


Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – С. 5–16.

  2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 18–22, 137–155, 182–211, 235–255, 373–420, 297–365. Или: Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. – С. 8–24, 26–64, 66–101, 107–150, 153–167.

  3. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: МГУ, 1973. – С. 95–113.


ТЕМА 2. Виды внимания

  1. Современные классификации видов внимания.

  2. Развитие представлений о непроизвольном внимании. Факторы, обусловливающие возникновение непроизвольного внимания.

  3. Процессы предвнимания (У. Найссер) и их экспериментальная проверка.

  4. Развитие представлений о произвольном внимании. Психологический механизм произвольного внимания.

  5. Проблема формирования произвольного внимания (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин).


Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания // Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

  2. Или: Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания // Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. – М.: МГУ, 1973. – С. 83–109.

  3. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976. – С. 26–34, 118–125, 176–183, 184–193, 232–239, 253–258, 282–290.

  4. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Прогресс, 1981. – С. 5–15, 105–122.


ТЕМА 3. Анатомо-физиологические механизмы внимания

Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Механизмы ориентировочного рефлекса как физиологическая основа внимания.



Внимание как функция неспецифических образований мозга. Внимание и уровни бодрствования. Роль кортикоретикулярных отношений в процессах активации. Физиологические механизмы регуляции состояния активности. Внимание и уровни бодрствования. Роль лобных долей в регуляции произвольного внимания.
Литература:

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973. – С. 254–274.

  2. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: МГУ, 1975. – С. 9–25.

  3. Милнер П. Физиологическая психология. – М., 1973. – С. 349–367.

  4. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1979. – С. 15–74, 186–213, 225–250.

  5. Ухтомский А.А. Доминанта // Собр. соч. Т. 1. – М. – Л., 1976.

  6. Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: МГУ, 1982. – Ч. 1. – Гл. 3.


ТЕМА 4. Классические теории памяти

  1. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

  2. Анализ учения о двух видах памяти А. Бергсона.

  3. Учение об общественной природе памяти.


Литература:

  1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964. – С. 306–307, 427–431.

  2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19–31.

  3. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1998. – С.243–288, 371–390. Или: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979. – С. 8–25, 51–80, 85–104, 139–153.


ТЕМА 5. Память и деятельность

  1. Исследование зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности (П.И. Зинченко, А.А.Смирнов).

  2. Экспериментальные исследования зависимости эффективности непроизвольного запоминания от способов преобразования материала в процессе достижения цели деятельности с содержанием мотивов запоминающего.

  3. Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава процесса запоминания и факторов, влияющих на успешность их протекания.

  4. Анализ структуры процесса воспроизведения.


Литература:

  1. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.

  2. Или: Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979. – С. 207–217.

  3. Миккадзе Ю.В. О воспроизведении смыслового материала // Психология познавательной деятельности. – М., 1978. – С. 109–122.

  4. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1987. – С. 34–121.

  5. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1998. – С.465–487.


ТЕМА 6. Кратковременная и долговременная

память в процессах переработки информации

Исследование кратковременной памяти в зарубежной психологии. Работы Миллера, Сперлинга. Экспериментальные исследования селективности в кратковременной памяти (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман и др.) Особенности периферической (мгновенной) памяти. Виды периферической памяти: иконическая, эхоическая и др.

Исследование кратковременной памяти в отечественной психологии. Микроструктурный анализ кратковременных процессов преобразования информации. Уровни преобразования информации в кратковременной памяти. Экспериментальные исследования В.П. Зинченко.

Семантическая и эпизодическая долговременная память (Тульвинг). Сетевые модели долговременной памяти. Теоретико-множес-твенная модель. Модель долговременной памяти, основанная на семантических признаках. Процессы кодирования и извлечения информации.



Литература:

  1. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 63–112.

  2. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 487–583.

  3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.


ТЕМА 7. Физиологические основы памяти

Механизмы памяти на молекулярном уровне (данные Мак-Коннела, Хидена, Ланге). Нейронная теория памяти. Понятие о реверберационных кругах возбуждения. Роль РНК в функционировании долговременной памяти. Проблема мозговой организации мнемической деятельности.


Литература:

  1. Роговин М.С. Проблемы психологии памяти. – М., 1977. – С. 38–64.

  2. Корсаков И.А., Корсакова Н.А. Наедине с памятью. – М., 1993. – С. 11–23.

  3. Зинц Райнер. Обучение и память. – Минск, 1984. – С. 186–227.

  4. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: МГУ, 1975. – С. 46–61.



5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
5.1 Структура и балльная оценка рейтингов
Структура рейтингов максимальный

балл
Стартовый рейтинг 5

Первый текущий рейтинг 15

Первый рубежный рейтинг 25

Второй текущий рейтинг 15

Второй рубежный рейтинг 25

Систематическая работа на лекциях и семинарах 15

Подготовка реферата 15



ВСЕГО: 115
5.2 Примерное содержание рейтингов
Текущий рейтинг № 1 проводится в форме контрольной работы (по результатам аудиторной и самостоятельной работы студентов).
ВАРИАНТ 1

  1. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  2. Теория доминанты (А.А. Ухтомский) и проблема внимания.

ВАРИАНТ 2



  1. Развитие представлений о непроизвольном внимании в психологии.

  2. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.

ВАРИАНТ 3



  1. Основные свойства внимания.

  2. Внимание как активация (Е.Д. Хомская).

ВАРИАНТ 4



  1. Внимание и уровни бодрствования.

  2. Проблема формирования произвольного внимания в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин).

ВАРИАНТ 5

  1. Дискуссия о природе внимания в классических исследованиях.

  2. Современные классификации видов внимания.


Рубежный рейтинг № 1. Перечень вопросов.


  1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология термина «внимание».

  2. Сущность и функция внимания в психической жизни человека. Дискуссия о природе внимания.

  3. Внимание и установка.

  4. Основные свойства внимания.

  5. Основные подходы к исследованию свойств внимания (интроспекция, тесты, ВП, ВР и др.).

  6. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  7. Развитие представлений о непроизвольном внимании в психологии.

  8. Внимание в теоретических и эмпирических исследованиях В. Вундта.

  9. Внимание в исследованиях Э. Титченера.

  10. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

  11. Внимание и его виды в работах Н. Ланге. Теория волевого внимания.

  12. Моторная теория произвольного внимания Т. Рибо.

  13. Проблема внимания в гештальтпсихологии и ассоциативной психологии.

  14. Основные итоги исследования внимания в рамках интроспективно-феноменологического подхода.

  15. Проблема избирательности внимания в исследованиях К. Черри.

  16. Основные исходные положения когнитивно-информационного подхода к исследованию внимания. Модели внимания Д. Бродбента.

  17. Развитие моделей внимания в работах А. Трейсман, А. и Д. Дейч, Д. Нормана.

  18. Особенности подхода У. Найссера к исследованию внимания.

  19. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана.

  20. Психофизиологическое направление в исследовании внимания. Физиологические основы внимания.



Текущий рейтинг № 2 проводится в форме контрольной работы

(по результатам аудиторной и самостоятельной работы).
ВАРИАНТ 1

  1. Общая психологическая характеристика процессов памяти.

  2. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

ВАРИАНТ 2



  1. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

  2. Методы исследования памяти (современные и классические).

ВАРИАНТ 3



  1. Учение об общественной природе памяти (П. Жане).

  2. Виды и типы памяти.

ВАРИАНТ 4



  1. Память и деятельность.

  2. Проблема кратковременной памяти в психологии. Оперативная память.

ВАРИАНТ 5



  1. Физиологические основы памяти.

  2. Общая психологическая характеристика долговременной памяти.


Рубежный рейтинг № 2. Перечень вопросов.


  1. Классификация видов и типов памяти.

  2. Методы исследования памяти (современные и классические).

  3. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

  4. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

  5. Учение об общественной природе памяти (П. Жане).

  6. Общая психологическая характеристика процессов памяти.

  7. Влияние упражнений, характера и организации материала на запоминание.

  8. Роль установок, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

  9. Эффект Б.В. Зейгарник.

  10. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.).

  11. Забывание намерений (З. Фрейд, гештальтпсихология, современные исследования).

  12. Исследования зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности, способов его преобразования в процессе достижения цели и связи цели деятельности с содержанием мотивов запоминаемого.

  13. Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава запоминания и факторов, влияющих на его успешность.

  14. Анализ структуры воспроизведения в рамках деятельностного подхода к исследованию памяти.

  15. Основные генетические формы функционирования памяти (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.Я. Ляудис).

  16. Проблема развития памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  17. Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  18. Исследование кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  19. Долговременная память в системе переработки информации. Виды и модели долговременной памяти.

  20. Факторы, влияющие на извлечение информации из долговременной памяти. «Схема» рассказа и её функции при кодировании и извлечении информации.

  21. Физиологические основы памяти.


5.3 Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе:
Выше 85 баллов соответствует оценке «отлично»;

70-84 балла – «хорошо»;

60-69 баллов – «удовлетворительно»;

менее 60 баллов – «неудовлетворительно».




  1. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ»


  1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология термина «внимание».

  2. Сущность и функция внимания в психической жизни человека. Дискуссия о природе внимания.

  3. Внимание и установка.

  4. Основные свойства внимания.

  5. Основные подходы к исследованию свойств внимания (интроспекция, тесты, ВП, ВР и др.).

  6. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  7. Развитие представлений о непроизвольном внимании в психологии.

  8. Проблема формирования произвольного внимания в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин).

  9. Внимание в теоретических и эмпирических исследованиях В. Вундта.

  10. Внимание в исследованиях Э. Титченера.

  11. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

  12. Внимание и его виды в работах Н. Ланге. Теория волевого внимания.

  13. Моторная теория произвольного внимания Т. Рибо.

  14. Проблема внимания в гештальтпсихологии и ассоциативной психологии.

  15. Основные итоги исследования внимания в рамках интроспективно-феноменологического подхода.

  16. Проблема избирательности внимания в исследованиях К. Черри.

  17. Основные исходные положения когнитивно-информационного подхода к исследованию внимания. Модели внимания Д. Бродбента.

  18. Развитие моделей внимания в работах А. Трейсман, А. и Д. Дейч, Д. Нормана.

  19. Особенности подхода У. Найссера к исследованию внимания.

  20. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана.

  21. Психофизиологическое направление в исследовании внимания. Физиологические основы внимания.

  22. Классификация видов и типов памяти.

  23. Методы исследования памяти (современные и классические).

  24. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

  25. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

  26. Учение об общественной природе памяти (П. Жане).

  27. Общая психологическая характеристика процессов памяти.

  28. Влияние упражнений, характера и организации материала на запоминание.

  29. Роль установок, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

  30. Эффект Б.В. Зейгарник.

  31. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.).

  32. Забывание намерений (З. Фрейд, гештальтпсихология, современные исследования).

  33. Исследования зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности, способов его преобразования в процессе достижения цели и связи цели деятельности с содержанием мотивов запоминаемого.

  34. Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава запоминания и факторов, влияющих на его успешность.

  35. Анализ структуры воспроизведения в рамках деятельностного подхода к исследованию памяти.

  36. Основные генетические формы функционирования памяти (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.Я. Ляудис).

  37. Проблема развития памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  38. Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  39. Исследование кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  40. Долговременная память в системе переработки информации. Виды и модели долговременной памяти.

  41. Факторы, влияющие на извлечение информации из долговременной памяти. «Схема» рассказа и её функции при кодировании и извлечении информации.

  42. Физиологические основы памяти.


7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974.

  2. Дормашев В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. – М., 1998.

  3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.: Мир, 1978.

  5. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Дормашева, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1993.

  6. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001.

  7. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998.

  8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. – М.: Педагогика, 1987.

  9. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976.

  10. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: МГУ, 1979.


Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1987.

  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1972.

  4. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: МГУ, 1976.

  5. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.

  6. Нейрофизиологические механизмы внимания. – М.: МГУ, 1979.

  7. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Педагогика, 1989.

  8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

  9. Хофман И. Активная память. – М.: Прогресс, 1986.

  10. Черри К. Человек и информация. – М.: Связь, 1972.







Нынешние девушки носят на себе не меньше одежды, чем их бабушки, — но не одновременно.
ещё >>