страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы в спорте (наименование - страница №1/1
![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Медико-биологические проблемы в спорте (наименование дисциплины)
032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование
Томск-2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса). СД.00. Дисциплины специализации 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Лечебная физическая культура и массаж занимает одно из ведущих мест в программах по физической реабилитации спортсменов и физкультурников с отклонениями в состоянии здоровья и в целом в системе оздоровления населения, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс лечебная физическая культура и массаж играет важную роль в системе подготовки специалистов по физической культуре. 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Ачкасов В.В., к.м.н., доцент 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса: - ГОС ВПО по специальности 032101.65 (022300) – «Физическая культура и спорт» - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(ТГПУ)
«Утверждаю» Декан ФФК __________________О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СД 01.7Медико-биологические проблемы в виде спорта
Задачи дисциплины:
По итогам освоения дисциплины студент должен знать проблемы, возникающие в процессе учебно-тренировочной деятельности по вопросам питания, травматизма спортсменов, использование физико-терапевтических средств. Студент должен уметь использовать полученные знания, анализировать специальную литературу, знать передовой опыт коллег-тренеров, результаты научных исследований в области медико-биологических проблем в спорте. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:
Питание и физиология пищеварения. Питательные вещества. Белки, жиры, углеводы и минеральные вещества. Рациональное питание. Принципы питания спортсменов. Концепция сбалансированного питания. Витамины в спортивной деятельности. Питьевой режим спортсмена. Потребность организма спортсмена в белках, жирах, углеводах в зависимости от вида спорта и тренировочного периода. Режим питания и график тренировок: питание перед стартом, во время соревнований, на дистанции, после соревнований, питание на тренировочных сборах. Предотвращение обезвоживания организма спортсмена в процессе тренировок, во время соревнований. Правила сгонки веса. Допинг, понятие допинга. Запрещенные классы веществ и методов.
Система кровообращения. Физиологическое спортивное сердце. Методы исследования спортивного сердца. Предпатологические состояния и патологические изменения сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом. Синдром перенапряжение центральной нервной системы. Синдром перенапряжения печени (печеночно-болевой синдром). Синдром перенапряжение нервно-мышечного аппарата (мышечно-болевой синдром). Клиническая характеристика синдромов. Нарушения иммунной системы и системы крови (иммунодефициты, анемии). Нарушение лактатного метаболизма. Нарушения системы дыхания, астма физического усилия.
Травматизм мягких тканей у спортсменов. Патология, повреждение мягких тканей. Мышечные разрывы. Дегенеративные изменения и разрыв сухожилий. Повреждение в местах прикрепления мышц. Лечение поврежденных мягких тканей. Травмы костной ткани нижних, верхних конечностей и грудной клетки. Сотрясение мозга. Гравитационный шок. Дисбаланс систем организма в спорте высших достижений. Недочеты и ошибки в методике проведения занятий, в материально-техническом обеспечении как фактор травматизма. Нарушение врачебного контроля и недисциплинированность спортсмена как фактор травматизма. Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований как фактор травматизма. 4. Физиотерапевтическая коррекция отдельных состояний в спорте. Понятие физиотерапии, объект и предмет физиотерапии. Основные принципы лечебного применения физических факторов у спортсменов. Классификация физиотерапевтических методов. Применение факторов электромагнитной, механической и термической природы в лечении спортсменов. Лечебные физические факторы в медицинской реабилитации спортсменов. Лечебный эффект физиотерапии. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) основная: 1. Медико - биологические проблемы в спорте : учебное пособие / В. В. Ачкасов, О. Ю. Похоруков.- Томск : издательство ТГПУ, 2007.- 105 с. 2. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учебное пособие для вузов / Г. С. Туманян, В. П. Губа. – М. : Академия, 2006. - 332 с.
1. Ачкасов, В. В. Медико-биологический аспект влияния занятий каратэ-до на организм детей и подростков: монография / В. В. Ачкасов, С. Б. Нарзулаев. – Томск : ТГПУ, 2008. – 204 с. 2. Дорохов, Р. Н Спортивная морфология : учебное пособие для вузов / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа.- М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 230 с. 3. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: учебник для вузов / В. И. Дубровский. – Изд. 3-е, испр. и доп.- М. : ВЛАДОС, 2005. - 528 с. 4. Иммунореабилитация спортсменов / В. Н. Цыган, А. В. Степанов, И. В. Князькин ; под ред. Ю. В. Лобзина. - СПб. : СпецЛит, 2005. - 62 с.
Программы, учебники, методические наглядные пособия, материалы для самостоятельных работ, мультимедийные материалы.
Таблицы, плакаты, набор для определения РН – среды, фотокалориметр
8.1 Методические рекомендации преподавателю При изучении дисциплины «Медико-биологические проблемы в спорте» следует исходить из того, что она даёт знания, необходимые в повседневной деятельности тренера и преподавателя физической культуры и предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку (см. приложение № 1) 8.2 Методические указания для студентов (см. приложение № 2) 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
8.2.1.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Не предусмотрено. 8.2.2. Перечень вопросов к зачёту 1. Затраты энергии спортсмена в зависимости от вида спорта.
Приложение 1 Методические рекомендации преподавателю 1. Методические рекомендации преподавателю по чтению лекций. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации сути отдельных состояний, возникающих у спортсменов. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером, для демонстрации наглядного материала по дисциплине в виде слайдов, видеороликов и анимации. Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования.
Практические занятия рекомендуется проводить в спортивном зале, где студенты на себе должны отследить все тонкости, происходящие в организме под действием различных физических нагрузок. Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой проведения функциональных проб для контроля эффективности занятий спортом и физкультурой. Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам страховки при проведении студентами спортивных занятий. 3. Методические рекомендации преподавателю по формированию вопросов для текущей аттестации и зачёта. В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить практические навыки студента, которые он должен сформировать в ходе освоения дисциплины. В билеты для текущей аттестации следует включать вопросы связанные с демонстрацией техники проведения функциональных проб для оценки адекватности и эффективности тренировочных занятий физкультурой и спортом; В билеты для зачёта следует включать вопросы теоретического характера: характеристика патологических состояний возникающих у спортсменов, обоснование использования средств восстановления при различных физических нагрузках, методические подходы к построению тренировки и т.п. Приложение 2 Методические указания для студентов 1. Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям. Целью проведения практических занятий является закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике проведения функциональных проб на спортивных тренировках и занятиях физкультурой. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности. Практические занятия обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по использованию методов контроля и самоконтроля самочувствия. Далее следует практическая работа по освоению техники функциональных на себе при различных физических нагрузках. В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам. При подготовке к практическим занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал, а также подготовить соответствующую одежду и обувь в зависимости от места проведения занятия. Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда своему здоровью. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 022300 – «Физическая культура и спорт»
Программа одобрена метод. комиссией ФФКиС ТГПУ Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС ____________________ О.В. Смирнов
«Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008
Ортопроба, клиностатическая проба, проба Руфье-Диксона, проба Мартине. Техника проведения, оценка результатов. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (4 часа) Функциональные пробы для оценки деятельности дыхательной системы. Техника подсчёта частоты дыхания. Спирометрия, пикфлойдметрия. Динамическая спирометрия, проба Штанге-Серкина, проба Генче. Техника проведения, оценка результатов. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа) Врачебно-педагогическое наблюдение. Цели, задачи, методика, оценка результатов. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование
Томск-2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ (демонстрация практических навыков) Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование
Томск-2008 Аттестационное задание № 1 Проба Руфье-Диксона. Назначение, техника проведения, оценка результатов. Аттестационное задание № 2 Врачебный контроль. Цель, задачи, оценка результатов. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008 Профессиональная компетенция будущего педагога по физической культуре обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области лечебной физической культуры и массажа. Знания и навыки, получаемые студентами в ходе освоения дисциплины «Медико-биологические проблемы в спорте» крайне важны для сохранения здоровья спортсменов и физкультурников и профилактики отклонений в состоянии здоровья, что накладывают на будущего педагога по физической культуре особую ответственность. В этой связи существенно важно, чтобы студенты, осваивая учебный курс «Медико-биологические проблемы в спорте», расширяли багаж специальных знаний и формировали соответствующую культуру движений. Изучение дисциплины «Медико-биологические проблемы в спорте» в педагогическом вузе предполагает практическую подготовку, реализуемую на семинарских занятиях посредством выполнения практических заданий и упражнений. Изучение дисциплины «Медико-биологические проблемы в спорте» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности. Тематика семинарских занятий связана с существующими программами по врачебно-педагогическому контролю за занимающимися физкультурой и спортом. Функциональные пробы, осваиваемые на семинарских занятиях, являются основным средством контроля за адекватностью и эффективностью физической нагрузки. В качестве результата прохождения курса семинарских занятий выступает двигательная оснащённость студентов, выражающаяся в свободном владении техникой проведения и оценкой различных функциональных проб, используемых у спортсменов и физкультурников в тренировочном процессе. Техника безопасности обеспечивается применением правильно подобранного инвентаря, учётом метеорологических условий (при проведении занятий на улице), а также соответствующими организационными приёмами (чередование поточного и индивидуального методов, страховка и др.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Медико-биологические проблемы в спорте (СД 01.7) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Специальность 032101.65 (022300) Физическая культура и спорт код наименование
Томск-2008 В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы к оценке функционального состояния спортсменов и физкультурников во время тренировки; методы и приёмы организации работы и т.п.; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой. Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего педагога по физической культуре. Специальными целями курса «Медико-биологические проблемы в спорте» являются: освоение техники проведения и оценки функциональных проб, которые используются у спортсменов и физкультурников, а аткже экспресс-диагностика патологических состояний. Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах семинарских занятий практическими заданиями и упражнениями:
Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя. |
ещё >> |