Учебно-методический комплекс дисциплины «История развития транспорта» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 946.71kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 277.47kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 6 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "История эпохи Возрождения"... 7 538.13kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 1336.55kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 5 755.07kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 290.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
На фоне мегаформ 1 140.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины «История развития транспорта» - страница №1/4



Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Государственный Университет

имени Шакарима г. СЕМЕЙ



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-12.1.36/03-2013

УМКД

Учебно-методические

материалы по дисциплине

«История развития транспорта»



Редакция №1

от 18.09.2013




Учебно-методический комплекс
дисциплины


«История развития транспорта»
для специальности «5В090100 – Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2013
содержание

1 Глоссарий


2 Лекции

3 Практические занятия

4 Самостоятельная работа студента


1 глоссарий


В настоящем УММ использованы следующие термины с соответствующими определениями:

1.1. Транспорт – отрасль экономики, основной сферой деятельности которой является организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием автотранспортных средств и инфраструктуры.

1.2.Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящийся во взаимной зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Применяется применительно к государству, региону или крупному городу.

1.3.Транспортная единица - подчеркивает социально- экономическое единство всех видов транспорта.

1.4.Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны и отдельные регионы, характеризует уровень потенциальной транспортной обслуженности определенной территории или страны.

1.5.Транспорт общего пользования – транспорт, который в соответствии с действующим законодательством, обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они не были представлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией или частным лицом.

1.6. Дискретный транспорт – любой транспорт, где предметы перевозок (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям отдельными партиями или группами с помощью независимо движущихся транспортных единиц(автомобили, поезда, самолеты, суда)

1.7.Универсальный транспорт – транспорт, способный осуществлять все виды перевозок: грузовые и пассажирские.

1.8. Морской транспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

1.9. Линейные суда — суда которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.

1.10. Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов.

1.11. Каналы - (от лат.) труба, желоб - искусственное русло правильной формы, устроенное в открытой выемке или в насыпи грунта.

1.12. Городской транспорт - комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города.

2 лекции


Лекция 1. «Значение транспорта и основы транспортного процесса».

Цель занятия: знакомство с общими терминами и понятиями.

План лекции:



  1. Значение транспорта и основы транспортного процесса.

  2. Общие термины и понятия состав и характеристика современной транспортной системы.

1. Тра́нспорт (от лат. trans «через» и portare «нести») — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое, а также представляет собой отрасль материального произ­водства,  обеспечивающей жизненно необходимую потребность обще­ства в перемещении. Особенность транспорта явля­ется то, что он не перерабатывает сырья и не создает продуктов. Другой термин "перевозки" - происходит от русского слова "перевоз".

Нередко под термином транспорт подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт – употребляется в различных значениях. Под ним обычно понимают:



  • отрасль народного хозяйства, имеющую своим значением перевозку грузов и пассажиров.

  • комплекс технических средств обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей.

  • собственно процесс перемещения грузов или пассажиров

  • поток единиц, движущихся по улице или дороге

  • отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения и конкретный адрес

  • род человеческой деятельности или специальность

Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящийся во взаимной зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Применяется применительно к государству, региону или крупному городу.

Транспортная единица - подчеркивает социально- экономическое единство всех видов транспорта.

Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны и отдельные регионы, характеризует уровень потенциальной транспортной обслуженности определенной территории или страны.

Транспорт общего пользования – транспорт, который в соответствии с действующим законодательством, обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они не были представлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией или частным лицом.

Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).



Магистральный транспорт – транспорт общего пользования, находящийся в ведении основных транспортных министерств и ведомств: Министерство путей сообщения, Министерство морского флота, Министерство гражданской авиации, Министерство транспорта строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Магистральный транспорт употребляется для обозначения путей сообщения, связывающих важнейшие города и промышленные центры страны или крупного региона.

Универсальный транспорт – транспорт, способный осуществлять все виды перевозок: грузовые и пассажирские.

Дискретный транспорт – любой транспорт, где предметы перевозок (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям отдельными партиями или группами с помощью независимо движущихся транспортных единиц(автомобили, поезда, самолеты, суда)

Непрерывный транспорт – транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов, трубопроводов.

Существуют конструкции, в которых совмещается принципы дискретного и непрерывного транспорт: канатные дороги с вагонетками и кабинками, нории с ковшами и т.д.

2. В перевозках пассажиров и грузов участвуют следующие виды транспорта:

- железнодорожный;



  • автомобильный;

  • внутренний водный (речной);

  • морской;

  • воздушный;

  • городской электрический транспорт;

  • трубопроводный.

Все перечисленные виды входят в единую транспортную систему (ЕТС).

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.



Железнодорожный транспорт – большие перевозные возможности, высокая скорость доставки, бесперебойность, низкая себестоимость, независимость от климатических условий, времени года и суток; возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.

Трубопроводный транспорт – используется для перевозки нефти и газа; высокая пропускная способность; всесезонный, дешёвый, большие объёмы. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

Воздушный транспорт – наивысшая скорость, высокая цена; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта; высокие капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий.
Внутренний водный (речной )– используется при перевозке навалочных и наливных грузов, дешёвый транспорт, но действует только в период навигации. Зависит от климатических условий; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.
Автомобильный транспорт – в сравнении с железнодорожным обладает высокой маневренностью (перевозка «от двери до двери»), высокая скорость доставки, большое разнообразие типов подвижного состава, дешёвые перевозки на короткое расстояние. Недостатки: малая грузоподъёмность, высокая себестоимость на большие расстояния, значительный расход металла на изготовление подвижного состава.

Транспорт (Закон РК «Об автомобильном транспорте», гл1. Ст.1. п.4) отрасль экономики, основной сферой деятельности которой является организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием автотранспортных средств и инфраструктуры.

Вопросы для самоконтроля

Транспорт

Транспортная система

Транспортная единица

Транспорт общего пользования

Универсальный транспорт



Рекомендуемая литература:

  1. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия", Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 1,13,19,40,43,48


Лекция 2. «Специфические особенности транспорта как отрасли производства».

Цель занятия: Рассмотреть специфические особенности транспортных средств как отрасли производства

План лекции:



  1. Способы общения в древнем и античном мире.

  2. Транспорт как отрасль материального производства.

1. История развития транспорта начинается с древних и античных времён, несмотря на то, что тогда преобладало первобытное хозяйство и лишь зарождалось общественное разделение труда, следовательно, нужда в транспорте была весьма незначительна. Первые средства сообщения имели достаточно примитивный характер. К ним можно отнести протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. К более позднему периоду относится появление челноков. Значительный сдвиг в развитии транспорта произошёл в эпоху рабовладельческого хозяйства, которое, как известно, было построено на эксплуатации труда рабов. Это было связано в первую очередь с многочисленными войнами за покорение других стран, которые вели все рабовладельческие государства. Целью таких воин обычно являлось получение дани с завоёванных противников или захват рабов. Как бы то ни было, но военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Персии, Римской Империи и других государствах, в связи с чем было построено множество мощеных дорог, предназначенных для целей войны. К примеру, сеть римских военных дрог охватывала десятки тысяч километров. Их остатки сохранились и до наших дней Постепенный рост обменов и торговли рабами, хлебом, тканями, пряностями послужил причиной к возникновению городов-государств на Средиземном море, таких как Финикия, Карфаген и другие, и, как следствие, развитию морского судоходства: появились гребные, а потом и парусные суда. В таких государствах античного мира, как Греция, Рим, Египет морские суда, особенно военные, достигали больших размеров. Некоторые из них имели тысячи гребцов- рабов. Тем не менее, купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные, так как они обладали меньшими размерами, не требовали большого количества гребцов и имели относительно больше места для размещения грузов.

2. Заслуживает внимания и еще одна особенность транспорта как отрасли материального производства. Процесс материального производства состоит в том, что человек совершает материальные изменения предмета труда для того, чтобы приспособить его для потребления — производственного или личного. Поэтому в расходах любой отрасли промышленности на производство той или иной продукции большой удельный вес (в отдельных отраслях до 80—90%) составляют расходы на сырье и полуфабрикаты.

На транспорте предметами труда являются перевозимые грузы, стоимость которых не включается в стоимость транспортной продукции. Поэтому в структуре расходов на производство транспортной продукции отсутствуют затраты на сырье. Решающее значение в общих расходах транспорта имеют затраты на заработную плату и амортизацию. На железнодорожном транспорте на их долю приходится почти 3Д всех расходов. В себестоимости автомобильных перевозок, расходы на заработную плату составляют почти 50% от Общей величины их. Это предопределяет основные пути снижения себестоимости перевозок, которыми являются повышение производительности труда и всемерное улучшение использования основных производственных фондов транспорта.

Транспорт – важная составная часть экономики Казахстана. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия, как правило, сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции, т. е., кроме технических, технологических и финансовых вопросов, учитывают особенности размещения предприятий и издержки транс­порта, включаемые в себестоимость продукции.

При размещении производства учитываются и потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее созидании(поэтому транспортная продукция не накапливается, она просто не успевает создаться, если даже эта продукция создается, то она в тот же момент потребляется. Ведь «продуктом» транспорта является транспортировка. Тем самым создавая транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Также необходимо сказать, что учет и мини­мизация транспортных издержек (транспортной слагающей) являются непременным условием рационального размещения произ­водительных сил.



Вопросы для самоконтроля

Способы общения в древнем и античном мире

Понятие отрасли народного хозяйства

Рекомендуемая литература:

1. Гудков В.А. «Пассажирские автомобильные перевозки». М.: Горячая линия –Телеком. 2006 год. 448 с.


Лекция 3. «Роль транспорта на основных этапах развития государства».

Цель занятия: Дать понятие особенностям транспорта как отрасли производства, как отрасли народного хозяйства.

План лекции:



  1. Развитие транспорта при первобытно-общинном строе

  2. Развитие транспорта при рабовладельческом строе

  3. Развитие транспорта при феодализме

  4. Развитие транспорта капитализме

1. История человеческого общества неотделима от истории развития транспорта. Можно утверждать, что для физического существования человека непосредственное значение имеет транспорт. Без перемещения орудий и предметов труда да и самого человека невозможно ни производство продуктов потребления, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

При первобытно-общинном строе для удовлетворения транспортных потребностей люди пользовались простейшими средствами. Орудия труда, предметы животных и растительной пищи, материалы для изготовления одежды и жилищ, топливо на первых порах люди переносили непосредственно на себе или войлоком. По мере приручения и разведения животных, все шире стали использовать их для перевозки.

2. В условиях рабовладельческого строя появились первые социально-экономические стимулы к совершенствованию и расширению средств транспорта. Более продуктивное мотыжное, а затем плужное земледелие и обработки металлов, из которых стали изготавливать более сверхсовершенные орудия: способствовали повышению продуктивности одновременно появлению общественного разделения труда. Более сильный импульс к развитию транспорт получил в результате появления обмена.

С возникновением частной собственности и разделения людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых требования к транспорту еще более повысились. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, расширение обмена и торговли, сбор податей и даней завоевательные и оборонительные воины, в чем можно убедиться изучая историю древнейших государств.


    Наряду с морским флотом жизненно важное значение для прогресса всех древних цивилизаций имели крупные речные артерии. Значительную роль в последующем развитии человеческого общества сыграл сухопутный транспорт.

На важнейших связях между поселениями, городами и государствами по мере их развития стали возникать естественные караванные пути. Вскоре люди пришли к мысли о перевозке тяжестей на повозках виде волокуш и нард, которые передвигались как правило, крупными животными.

Позднее было замечено, что при движении тяжелых предметов существенно облегчается применением катков. Отсюда, был один шаг до создания комплексных повозок. Идею колеса следует признать величайшим изобретением человеческого гения, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе и, во-вторых, что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Следующим шагом в развитии сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы.

Возникновение транспорта относится к древнейшим времена. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорт невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Перси, Римской Империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывали десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города-государства на Средиземном море: Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля.

Развилось морское судоходство. Появились гребные, а потом и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров в отдельных случаях они имели тысячи гребцов-рабов. Купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные меньших размеров не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4 колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцам.

В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

3. Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю создал новые условия для развития материального производства, и следовательно, для транспорта. С ростом производительных сил усилилось общественное разделение труда и на определенном этапе вместо городов – крепост6ей и городов – центров власти и администрации стали расти города- центры ремесла и торговли.

Расширение добычи сырья и минералов, улучшение техники увеличение видов и объема продукции ремесла, дальнейшее развитие сельского хозяйства и , особенно появление товарного производства повысили значение транспорта как для производственных нужд и внутренней торговли, так для внешней торговли. В связи с этим, во многих странах, возрастал объем перевозок. На имевшийся сети и производились работы по расширению морских и речных коммуникаций, а также искусственных путей сообщения.

Наряду с условиями, которые стимулировали развитие транспорта при феодализме возникли факты, тормозящие этот процесс, и среди них главных- федеральной собственности на землю.

4. Процесс возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытием новых торговых путей и новых стран в 15-16 вв. это время – великих географических открытий - положило начало колонизации Африки, Азии и Америки. Технический переворот, охвативший во второй половине 18 в многие страны, названый «промышленной революцией», оказал огромное влияние5 на темпы роста производства и торговли, особенно когда было освоено производство самих машин при помощи машин. Одновременно с промышленностью начал быстро развиваться и транспорт на принципиально новой технической основе. И этой основой явилась паровая машина, которая позволяла создать транспортную самодвижущуюся единицу любой мощности, независящую от условий погоды. Так появились первые пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, значительно позднее и паровые самолеты.

В течении всей предшествующей истории транспортные средства (суда, повозки, животные и др.) как правило, принадлежали владельцу груза, осуществляющему перевозку. При капитализме, по мере того, как укрупнялись предприятия усложнялась техника и технология производства, возрастал объем продукции, хозяину предприятия становилось все труднее содержать собственное дорогостоящее транспортное хозяйство, которое иногда не могло быть рационально использовано в силу специфики каждого данного производства, например, при вынужденной неравномерности. В связи с этим вскоре транспорт выделился в самостоятельную отрасль, осуществляющую перевозку грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. В настоящее время в странах почти все виды транспорта принадлежат частным лицам или государству. Непременным условием эксплуатации транспорта являются: обеспечение транспортной безопасности, повышение комфорта пассажиров, гарантирование сохранение груза, всемирное снижение затрат ручного труда на транспортный процесс.

Вопросы для самоконтроля

История развития транспорта на отдельных этапах развития человеческого общества, роль транспорта в развитии человечества.



Рекомендуемая литература:

  1. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",

Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е

издание, т. 1,13,19,40,43,48



  1. Можарова В.В. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011 г.


Лекция 4. «Возникновение и развитие автомобильного транспорта»

Цель занятия: рассмотреть этапы развития автомобильного транспорта.

План лекции:



  1. Периоды развития.

1. История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом начинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет (рис. 2) и омнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в 1801 году двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток - построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885 – 1886 г.г. в Германии Карл Фридрих Бенц установил бензиновый двигатель на трехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современного автомобиля (рис.3). Правда, в том же году выехал на четырёхколёсном автомобиле Готлиб Даймлер, но он запатентовал двигатель, который с 1885 года последовательно ставил на мотоцикл, автомобиль, лодку, железнодорожную дрезину, дирижабль. А Бенц воспользовался чужим двигателем, только усовершенствовав его, и запатентовал именно автомобиль. 

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик, а демонстрация его состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Это была машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров. Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.

Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне (рис.4). В России автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске. В город был привезён автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с.



Рис. 2. Паровая карета



Рис. 3. Карл Фридрих Бенц и трёхколёсный автомобиль на бензиновом двигателе.



Рис. 4. Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания.


Условно, историю развития пассажирских перевозок можно разделить на 5 периодов.

Первый период (1918-1929 г.г.) В начале 1918 года в стране насчитывалось около 35 тысяч автомобилей. В 1922 г. решением Советского Правительства было разрешено государственным учреждениям и частным лицам приобретать за границей и ввозить автомобили и автомобильное имущество («Рено», «Фиат», «Лей ланд», «Манн» и т.д.)

В 1925 – 1928 г.г. на улицах крупных городов появились легковые автомобили и автобусы иностранных марок, что позволило организовать (хотя и в небольших объемах) регулярные пассажирские перевозки.

Второй период (1929-1940 г.г.) характеризуется строительством отечественных автомобильных заводов. В 1929-1930 г.г. началось серийное производство. Ярославский и Московский автомобильные заводы выпустили 19-местный автобус ЗИС-8 (на базе грузового автомобиля ЗИС-5). В 1931-1932 г.г. вступил в действие завод АМО (ныне ЗИЛ) и завод в г. Горьком – автобус ГАЗ-03-30 (17 пассажиров). В 1932 г. приступили к выпуску автобусов АМО-4, в 1938г. – ЗИС-8, в 1938г. – ЗИС-16 (вместимость 21 и 26 пассажиров). В 1936 году в таксомоторные парки страны начали поступать легковые автомобили ЗИС-101 (7 человек), ГАЗ-М1 (5 человек).

В годы Великой Отечественной войны перевозки пассажиров фактически во многих городах и областях прекратились, т.к. подвижной состав был мобилизован.

Третий период (1947-1960 г.г.) К началу 1947 года автобусные перевозки были восстановлены во всех городах. В 1950 г. автобусное сообщение было организовано в 459 городах, а таксомоторное – в 420 городах страны.

Четвертый период (1960-1990 г.г.) ознаменовались высокими темпами развития пассажирских автомобильных перевозок. В 1972 г. СССР по выпуску автомобилей перешагнул миллионный рубеж.

Пятый период (с 1990 года и по настоящее время) характеризуется общей экономической обстановкой в стране. К 1993 году фактическое наличие автобусов в 1,7 раза ниже нормативного, изношенность парка более 50 %.



Вопросы для самоконтроля

История развития автомобильного транспорта

Этапы развития.

Рекомендуемая литература:


  1. Гудков В.А. «Пассажирские автомобильные перевозки». М.: Горячая линия –Телеком. 2006 год. 448 с.

  2. Закон РК «Об автомобильном транспорте в РК» - А., 2003

  3. Куликов Ю.И. «Автомобильный транспорт в транспортной системе», Хабаровск, 2007 г.

  4. Можарова В.В. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011 г.

  5. Рубец А.Д. «История автомобильного транспорта». М: Эксмо, 2008

  6. Шапошников Ю.А. «Развитие и функционирование автомобильного транспорта». Барнаул. 2004 г.



Лекция 5. «История развития железнодорожного транспорта»

Цель занятия: Этапы развития железнодорожного транспорта


План лекции:


следующая страница >>



Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно. Хуго Штейнхаус
ещё >>