Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Ооо «тид «Русское... 2 339.58kb.
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /А. Н сахаров... 1 193.54kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 294.29kb.
Книга для учителя. Учебно-методические материалы. 6 класс. М. 1 171.86kb.
Тематический план по истории в 9 классе предусматривает следующее... 5 1042.14kb.
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный... 4 803.66kb.
Учебник для 11 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. 5 859.98kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
«Столетняя война» 1 94.41kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный... 2 391.28kb.
Программа по географии «Введение в географию» 5 класс 13 3514.77kb.
Требования к уровню подготовки учащихся и выпускников среднего (полного) 1 91.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.: Ооо «тид «Русское - страница №1/2

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Берескинская средняя общеобразовательная школа Атнинского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Шарафиева Г.Б.
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ БСОШ

_________ Нигматзянова Р.Р.
«____»____________2011 г.


«Утверждено»

Директор МОУ БСОШ

_____________ Фатыхова А.В.
Приказ №___ от

«___»_____________2011 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ЗАКИРОВА ФАРИТА ХАЛИЛОВИЧА
по учебному курсу «ИСТОРИЯ».

10 класс.

Базовый уровень.

2011-2012 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 10 класса


количество часов: 70 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе:

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории,2007

Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Загладин Н.В., Симония Н.А.. Программа курса «Всеобщая история» для 10класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008

Загладин Н.В, Козленко С.И. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В.Загладина и др. «Всеобщая история 10-11 класс». Программа курса. -4-е из-е– М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС», 2009

Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: к учебнику Сахарова А.Н. Буганова В.И. История России.10класс – 2-е изд. –М.: ВАКО, 2007

Сахаров А.Н., Бохнов С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века».для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008

Сахаров А.Н. и др.История России с древнейших времен до 1917г./ А.Н. Сахаров и др, в 2ч.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Структура документа
Примерная программа включает разделы:


  • пояснительная записка;

  • основное содержание с распределением курса по разделам;

  • количество контрольных работ;

  • распределение учебных часов по разделам курса;

  • критерии оценки знаний учащихся;

  • формируемые знания и умения ученика.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 10 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и мира с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века. С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу взято соотношение: 24:46, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами

  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен



Знать \понимать

  • Основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории

  • Периодизацию отечественной и всемирной истории

  • Современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории

  • Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Уметь

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

  • Критически анализировать источник исторической информации

  • Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах

  • различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов

  • учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

  • представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности

  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ ( 46 .)




Тема уроков


Дидактическая модель обучения

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационная (понятия, персоналии)


Фактическая

дата

Практическая дата

1

Введение в курс «Исто­рия России». Особенности российской цивилизации.



Проблемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Выявление ис­торических осо­бенностей Рос­сийского госу­дарства.

Фронтальная. Определить геополитиче­ское положение России

Уровни освоения

Репродуктивный: - называть особенности российской циви­лизации; - перечислять источники исторических знаний; - давать определение понятиям: предысто­рия, история, цивилизация.

Продуктивный: - характеризовать этапы российской исто­рии; - объяснять сущность взглядов на россий­скую цивилизацию; - аргументированно доказывать свою точ­ку зрения на проблему: «Россия - это За­пад или Восток?»

Понятия: предыс­тория, история, цивилизация, эше­лонная модель развития. История России -часть всемирной истории







2

Индоевропейцы. Исторические корни Славян.



Проблемное

изложение,

заданный

подход


Фронтальная. Определять географические

Районы развития основных групп населения

Евразии.

Индивидуальная.

Составить карто-

схему по расселению индоевропейцев


Репродуктивный:

- давать определение понятиям: индоевро-

пейцы, Великое переселение народов, сла-

вяне, трипольцы, колонизация, скифы, эт-

ногенез;

- называть потомков индоевропейцев, оп-

ределять их места расселения на карте;

- показывать на карте предполагаемую

прародину славян, направления славянско-

го расселения народов;

- определять место предков славян среди

индоевропейцев.



Продуктивный:

- определять влияние Великого переселе-

ния народов на формирование праславян-

ского этноса;

- характеризовать историческую роль

предков славян в период нашествия коче-

вых орд с Востока, отношения с соседями


Понятия:

индоевропейцы, славяне. Великое переселение народов, трипольцы, колонизация, скифы, этногенез









3

Восточные славяне в VIII-IХ веках.


Проблемное

изложение,

заданный

подход


Фронтальная. Определять взаимосвязь при­родно-климати­ческих условий и занятий вос­точных славян. Индивидуальная. На карте нахо­дить расселение восточнославян­ских племен, путь «из варяг в греки

Репродуктивный: - давать определение понятиям: племена, община, язычество, религия, политеизм, путь «из варяг в греки», «военная демокра­тия», государство, дружина, род; - показывать на карте расселение славян­ских племен, путь «из варяг в греки»; - перечислять предпосылки образования государства; - называть имена языческих богов. Продуктивный: - устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян; - объяснять сущность «военной демократии»; - характеризовать языческую культуру, роль религии в жизни древних славян, об­щественный строй

Понятия: восточносла­вянские племе­на, государство, религия, поли­теизм, язычест­во, путь «из ва­ряг в греки», «военная демо­кратия», общи­на, племенная знать, вече, дружина, род







4

Формирование Древнерусско­го государства. Первые рус­ские князья.


Проблемное изложение, заданный подход

Фронтальная Составление таблицы «Пер­вые русские князья».

Индивидуальная. Беседа

Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киев­ской Руси, направления походов первых русских князей; - давать определения понятиям.

Продуктивный: - выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); - выявлять признаки Древнерусского госу­дарства; - характеризовать основные направления деятельности первых русских князей

Понятия: государство, классы, предпо­сылки образова­ния Древнерус­ского государст­ва, прибавочный продукт, нор­маннская теория, Киевская Русь, полюдье, уроки, погосты, дань. Персоналии: Игорь, Ольга, Святослав







5

Древнерус­ское государ­ство при Вла­димире.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Фронтальная. Беседа. Индивидуальная. Составление тезисного плана ответа

Репродуктивный: - называть причины, значение и последст­вия принятия христианства; - показывать на карте направления похо­дов князя Владимира. Продуктивный: - показать влияние Византии на политиче­скую сферу и культуру Киевской Руси; - выявить причины перехода Руси к моно­теистической религии; - составить тезисы ответа по теме: «Вла­димир-язычник и Владимир-христианин -два исторических образа»

Понятия: язычество, хри­стианство, право­славие. Персоналии: Владимир Свято­славич







6

Правление Ярослава Мудрого.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Анализ Русской Правды, состав­ление тезисного плана «Внут­ренняя и внеш­няя политика Ярослава Муд­рого». Фронтальная. По карте просле­дить внешнепо­литическую дея­тельность Яро­слава Мудрого

Репродуктивный: - давать определения понятиям: междо­усобные войны, династический брак, Рус­ская Правда, канонизация; - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников; - знать основные положения Русской Правды. Продуктивный: - сравнивать причины междоусобных войн; - характеризовать Ярослава Мудрого как государственного деятеля и личность; - выяснить, чем Русская Правда отлича­лась от порядков предшествующего пе­риода

Понятия: междоусобные войны, династи­ческий брак, ка­нонизация, Рус­ская Правда. Персоналии: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк







7

Развитие фео­дальных от­ношений. Русь при потомках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Характеризовать категории населе­ния, составлять схему «Система управления стра­ной в XI в.».

Репродуктивный: - находить на карте города - княжеские резиденции, центры торговли, места вос­станий; - знать о нашествии половцев, крестовом походе, восстании 1113г.; - рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви.

Понятия: домен, кормление, вотчина, феодал, рядович, закуп, холоп, дружина, князь, вой, цер­ковь, монастырь.







8

Политиче­ская раз­дроблен­ность Руси.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Составление проектов по те­мам «Новгород­ская земля», «Киевское кня­жество», «Чер-нигово-Север-ское княжест­во», «Галицко-Волынское кня­жество», «Вла-димиро-Суздаль-ское княжество»

Репродуктивный: - называть причины, сущность, последст­вия политической раздробленности; - излагать направления политики князей.

Продуктивный: - характеризовать предпосылки политиче­ской раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; - высказывать оценочные суждения о по­ложительных и отрицательных последстви­ях политической раздробленности на Руси; - характеризовать крупные княжества; - показать влияние деятельности князей на политическое и социально-экономическое развитие русских земель

Понятия: политическая раз­дробленность, ве­че, республика. Персоналии: Андрей Боголюб-ский, Юрий Дол­горукий, Всеволод Большое гнездо







9

Культура Руси

X – начала ХШ в. Зарождение русской




Проблем-

ное изложение,

заданный подход


Индивидуальная.

Подготовка

сообщений.

Фронтальная.

Беседа


Репродуктивный:

- называть деятелей культуры, героев произ-

ведений;

- давать определения понятий;

- знать достижения культуры Руси данного

периода.


Продуктивный:

- характеризовать культуру X в. - начала

ХIIв.;


- выяснить особенности формирования русской цивилизации

Понятия:

культура, летопи-

си, архитектура,

живопись, скульп-

тура, фольклор,

цивилизация.



Персоналии:

Кирилл, Мефодий










10

Монгольское

Нашествие на Русь.



Проблемное изложение,

заданный подход



Индивидуаль-

ная.

Составление

конспекта

«Этапы мон-

гольского

нашествия».



Фронтальная.

Беседа, работа

с картой по ходу изучения

материала




Репродуктивный:

-' проследить по исторической карте завое-

вание монголами русских княжеств (битва

на Калке, разгром Рязанского княжества,

разорение Владимирской земли, попытка

похода на Новгород);

- на основе данных учебника определить

причины поражения русских земель.



Продуктивный:

- выявить предпосылки завоеваний монголов;

- охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;

- определить характер взаимоотношений

Руси и Золотой Орды, высказывать оце-

ночные суждения о характере ордынского

владычества;

- выявить последствия монгольского нашествия


Понятия:

Золотая Орда, ордынское иго, ярлык.



Персоналии:

рязанский князь

Юрий, Евпатий

Коловрат








11

Втор­жение кресто­носцев. Алек­сандр Невский.

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Групповая. Обсуждение вопроса «Итоги и последствия вторжения кре­стоносцев».

Фронтальная. Участие в дис­куссии, работа с картой

Репродуктивный: - знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь; - используя карту, рассказывать об отра­жении опасности с Запада.

Продуктивный: - раскрывать причины вторжения кресто­носцев на Русь; - определять последствия вторжения кре­стоносцев на Русь.

Творческий: - Дискутировать по проблеме: «Все сйа-вянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А. Невского сохранил возможность фор­мирования русской государственности. Согласны ли вы с данным мнением?»

Понятия: экспансия, Нев­ская битва, ледо­вое побоище, кре­стоносцы, рыцар­ские ордена. Персоналии: Александр Нев­ский







12

Русь и Золотая Орда при Алексан­дре Нев­ском. Предпо­сылки возрож­дения Руси

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Фронтальная. Решение про­блемных задач, беседа, работа с картой

Репродуктивный: - излагать политику А. Невского в отно­шении Золотой Орды и ее последствия.

Продуктивный: - характеризовать роль Русской Право­славной Церкви в возрождении русских земель; антиордынские выступления; - выяснить, какие субъективные и объек­тивные факторы повлияли на подъем севе­ро-восточных русских земель

Понятия: антиордынские выступления, по­местье. Персоналии: Александр Нев­ский







13

Москва -центр объеди­нения русских земель. Дмитрий Донской

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Участие в дискуссии.

Групповая. Выявлять предпосылки объединения Руси, причи­ны возвыше­ния Москвы

Репродуктивный: - называть этапы объединения земель во­круг Москвы; - знать причины возвышения Москвы.

Продуктивный: - выявлять предпосылки объединения рус­ских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные); - характеризовать этапы объединительного процесса; - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).

Творческий: - дискутировать по проблеме «Москва или Тверь?»; - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, про­исходившим в западноевропейских государ­ствах, выявлять черты сходства и различия

Понятия: восстановление экономики рус­ских земель. Роль городов в объеди­нительном про­цессе. Борьба за политическую гегемонию в Се­веро-Восточной Руси. Москва как центр объеди­нения русских земель. Персоналии: Иван Калита, Дмитрий Ивано­вич Донской







14

Эпоха Ку­ликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуаль­ная. Подготовка сообщения, работа с до­полнительной литературой. Фронтальная. Беседа, работа с картой,схе­мой при изу­чении нового материала

Репродуктивный: - показывать на карте места сражений; - давать определения понятий; - излагать события Куликовской и Грюн-вальдской битв.

Продуктивный: - определять значение Куликовской битвы; - характеризовать деятельность Дмитрия Донского, Василия I, Сергия Радонежского

Понятия: национальное са­мосознание, Кули­ковская битва, Грюнвальдская битва. Персоналии: Дмитрий Донской, Мамай, Пересвет, Челубей, Сергий Радонежский, Владимир Серпу-ховский







15

Феодальная война. ИванШ-государь всея Руси

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Анализ статей Судебника 1497. Сообщение «Феодальная война». Фронтальная. Участие в дис­куссии

Продуктивный: - анализировать статьи Судебника 1497 г.; - проследить процесс закрепощения кре­стьян; - выявлять причины складывания само­державной формы государственности в России; отношения церкви и государства; - показать взаимосвязь процессов объеди­нения русских земель и освобождения от ордынского владычества; - характеризовать развитие хозяйства и власть.

Творческий: - участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотиче­ской формы Российского государства?». Репродуктивный: - ознакомить с феодальной войной

Понятия: Российское госу­дарство, сверже­ние золотоордын-ского ига, центра­лизованное мно­гонациональное государство, Бо­ярская дума, «Су­дебник» 1497 г., дворянство, тео­рия «Москва -третий Рим». Персоналии: Иван III







16

Иван IV. Внутренняя политика

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Анализировать Судебник 1550 г.

Фронтальная. Участие в дис­куссии, беседа

Репродуктивный: - раскрывать содержание реформ Избран­ной рады; - определять суть опричнины.

Продуктивный: - - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия); - характеризовать личность Ивана Гроз­ного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - выявить предпосылки закрепощения крестьян; - анализировать документы (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.)

Понятия: «пожилое», «уроч­ные лета», «запо­ведные годы». Установление царской власти,

Реформы середины XVI в., органы со-словно-представи-тельной монархии, Судебник, земщи­на, гражданское общество. Персоналии: Иван IV Грозный, Елена Глинская









17

Внешняя политика Ивана Грозного

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Выявление целей, итогов внешней поли­тики, работа с картой по ходу изучения вопро­сов

Репродуктивный: -знать основные направления внешней политики Ивана Грозного; - излагать в хронологической последова­тельности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливон­ской войны.

Продуктивный: - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполити­ческих событий и внутренней жизни страны

Понятия: Казанский и Аст­раханский похо­ды, освоение Сибири, Ливон­ская война. Нача­ло формирования многонациональ­ного государства, экспансия. Персоналии: Иван IV, Ермак, А. Курбский







18

Культура и быт XIV-XVI веков

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Репродуктивный: - называть достижения русской культуры Х1У-ХУ1 веков, давать им краткую харак­теристику.

Продуктивный: - выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на раз­витие культуры; особенности русской культуры на пороге Нового времени; - характеризовать достижения культуры; - выявлять основные тенденций развития культуры Х1У-ХУ веков.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: книгопечатание, исторические песни, шатро­вый стиль, «Домострой», жития, летопи­сание, зодчест­во, живопись, фольклор. Персоналии: Ф. Грек, А. Руб­лев, А. Никитин, Д. Черный







19

Смутное время

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление схемы «Госу­дарственный аппарат в XVII в.».

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события правления Бориса Го­дунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия П; - давать определение понятиям: Смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина; - знать причины, ход, результаты восста­ния Болотникова.

Продуктивный: - выявлять предпосылки Смуты (хозяйст­венный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обостре­ние отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);

- характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия Г, В. Шуйского, Лжедмитрия П; - определять последствия и историческое значение Смуты; - сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений.




Понятия: ' «Смутное время», польско-швед­ская интервен­ция, народные ополчения, на­циональное само­сознание, семи­боярщина. Персоналии: Лжедмитрий I, И. И. Болотников Лжедмитрий П, патриарх Гермо-ген Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой, Шеин, Минин, Пожарский, Сусанин







20

Россия после Смуты

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Определение основных поня­тий темы, бесе­да по ключевым вопросам темы, составление схе­мы «Государст­венная система XVII в.»

Репродуктивный: - давать определение понятиям: Боярская дума, Земские соборы, приказы; - используя карту, рассказывать о внешней политике России.

Продуктивный: - давать характеристику личности М. Ро­манова; - анализировать положение России после Смуты; - определять значение укрепления само­державия для развития России

Понятия: Боярская дума, Земские соборы, приказы. Персоналии: Михаил Романов







21

Новые чер­ты в жизни России

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Определение ос­новных понятий темы, беседа по ключевым вопро­сам темы (на­правления разви­тия страны, заро­ждение буржуаз­ных отношений). Индивидуальная. Составление таблицы «Сословия в России в ХVIIв.»

Репродуктивный: - давать определение понятиям: мануфак­тура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм, протекцио­низм, сословия; - знать основные положения Уложения 1649 г. Продуктивный: - выявлять основные направления развития страны в начале ХУП века (укрепление кре­постничества и самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции); - характеризовать новые черты в развитии экономики; - проследить черты зарождения буржуаз­ных отношений в России, определить их специфику; - выявить особенности социальной струк­туры России ХVII века

Понятия: социально-эконо­мическое развитие в период Смуты; эволюция государ­ственного строя; протекционизм, сословия; восста­новление самодер­жавия; юридиче­ское оформление крепостного права; новые явления в экономике: начало складыва­ния всероссийско­го рынка, образо­вание мануфактур. Персоналии: Алексей Михай­лович







22

XVII «бунташный век»

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о народных вос­станиях XVII в., о личности С. Разина. Фронтальная. Работа с картой (ход восстания) под руковод­ством Разина

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события Соляного бунта, вос­стания под руководством С. Разина.

Продуктивный: - характеризовать народные движения ХУП в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения); - высказывать оценочные суждения о при­чинах поражения повстанцев; - делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и 2-й половины ХУП в.

Народные восста­ния: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина







23

Внутренняя и внешняя политика царя Алек­сея Михай­ловича

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Обсуждение основных вопро­сов темы. Индивидуальная. Письменно ответить на во­прос, подгото­вить сообщение о личности Алексея Михай­ловича

Репродуктивный: - раскрывать содержание понятия «абсо­лютизм»; - излагать содержание церковной рефор­мы, реформ центрального и местного управления; - называть основные направления внешней политики; - показывать на карте территории, вошед­шие в состав России в XVII в. Продуктивный: - рассмотреть проявление тенденций абсо­лютизма во внутренней жизни страны; - охарактеризовать реформаторскую дея­тельность царя, определить ее итоги и по­следствия; - определить основные направления, зада­чи, итоги внешней политики; - охарактеризовать уклад жизни и занятия нерусских народов, политику России в от­ношении этих народов; - определить значение вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России.

Творческий: - письменно ответить на вопрос: «Какие трудности стояли на пути страны в реше­нии ее внешнеполитических задач?»

Понятия: укрепление цен­тральной власти; становление абсо­лютизма; церков­ный раскол; старо­обрядчество; рост территории







24

Россия на­кануне преобразо­ваний

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление те­зисного плана «Преобразования Федора Алексее­вича и Софьи».

Фронтальная. Беседа по основ­ным вопросам

Репродуктивный: - называть преобразования Федора Алек­сеевича и Софьи; - перечислять внешнеполитические задачи.

Продуктивный: - характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи; - определять значение отмены местниче­ства для развития государства

Понятия: местничество, стрельцы.

Персоналии: Федор Алексее­вич, Софья, Голи­цын, Петр I







25

Российская культура ХVII века

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Репродуктивный: - давать определение понятиям темы; - называть достижения русской культуры XVII в., давать им краткую характеристику; - описывать быт россиян.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного раз­вития России в XVII в.; - характеризовать достижения русской культуры XVII в.; - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: развитие культуры народов России; усиление светских элементов в рус­ской культуре; государство и цер­ковь; ереси; архи­тектура; живопись; быт; народная культура; форми­рование велико­русской нации; барокко; знатное узорочье







26

Внутрен­няя поли­тика ПетраI

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Проанализиро­вать содержание реформ. Индивидуальная. Участвовать в дискуссии, подготовить сообщение «Личность Петра I»,запол­нить таблицу «Реформы Пет­раI»

Репродуктивный: - излагать содержание реформ Петра I; - знать определение понятий.

Продуктивный: - выявлять предпосылки реформ; - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическо­му содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма; - определять значение преобразований в культуре.

Творческий: - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра нацио­нальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?»

Понятия: приписные, по­сессионные кре­стьяне, мерканти­лизм, рекрутская повинность, регу­лярная армия, коллегии, Синод, Сенат, Кунстка­мера. Персоналии: Петр I, Меншиков







27

Внешняя политика Петра I

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление таблицы «Основ­ные сражения Северной войны». Фронтальная. Беседа по во­просам внешней политики с ис­пользованием карты

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события Северной войны, Азов­ских походов, Прутского, Каспийского походов; - называть задачи Великого посольства.

Продуктивный: - определять основные направления и за­дачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней поли­тики по плану: причины, подготовка, эта­пы, итоги, причины победы/поражения, последствия; - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешне­политическими событиями

Северная война. Каспийский по­ход. Азовские по­ходы. Великое посольство







28

Эпоха дворцо­вых пере­воротов

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности правителя эпохи дворцовых переворотов.

Групповая. Участвовать

в разработке группового проекта



Продуктивный: - выявлять причины дворцовых переворо­тов; - характеризовать особенности царствова­ния Екатерины I, Петра II, Анны Иоаннов-ны, Елизаветы Петровны, Петра Ш по само­стоятельно выбранным критериям; - разъяснять суищость понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, биро­новщина.

Творческий: - участвовать в разработке групповых про­ектов по теме

Дворцовые пере­вороты, Верхов­ный тайный совет, кондиции, «биро­новщина», секу­ляризация







29

Золотой век Екатерины II

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Участвовать в беседе, подго­товить сообще­ния о личности Екатерины И, Е. Пугачева

Репродуктивный: - давать определение понятию «просвещенный абсолютизм»; - излагать содержание реформ Екатерины П; - ход крестьянской войны под ру­ководством Е. Пугачева.

Продуктивный: -определить задачи и сущность политики «просвещенного абсолю­тизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявить причины укрепления крепостничества; - характеризовать крестьянскую войну под руководством Е. Пуга­чева

Понятия: «просвещенный абсолютизм»; реформы Екате­рины II; усиление крепостничества; меры «экономи­ческого либера­лизма»; превра­щение дворянст­ва в господ­ствующее сосло­вие в ХУШ в., а России - в ми­ровую державу; Уложенная ко­миссия; кресть­янская война. Персоналии: Е. Пугачев







30

Внешняя поли­тика Екатери­ны II

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. По ходу изложе­ния нового мате­риала, работа с картой, беседа. Индивидуальная. Запись тезисов: «Цели, направле­ния, итоги внеш­ней политики Екатерины II»

Репродуктивный: - знать цели, направления, итоги внешней политики.

Продуктивный: - давать оценку внешней политике Екатерины П; - характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Спиридо­нова, Суворова, Потемкина, Уша­кова

Понятия: внешняя полити­ка, русская воен­ная школа. Персоналии: Румянцев, Спи­ридонов, Суво­ров, Потемкин, Ушаков







31

Экономи­ческое развитие и населе­ние России во второй половине ХVIIIв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление конспекта лек­ции, участие в беседе

Репродуктивный: - давать определение понятий.

Продуктивный: - характеризовать социально-экономиче­ское развитие российской деревни; - выявить новые черты в развитии сель­ского хозяйства, промышленного произ­водства, торговли; - определить причины непоследовательно­сти политики «экономического либерализма»; - характеризовать влияние экономики страны на жизнь народов России, вошед­ших в состав страны в ХVIII в.

Понятия: барщина, вольно­наемный труд, оброк, ярмарки, ассимиляция, экс­тенсивный путь развития







32

Культура России ХVIIIв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Репродуктивный: - называть достижения русской культуры ХУШ в., давать им краткую характеристику; - знать деятелей культуры.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного раз­вития России в ХУШ в.; - сравнивать быт россиян ХУШ в. с их бы­том в ХУП в.; - характеризовать достижения отечествен­ной культуры ХУШ в.; - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: русское Просве­щение; культура народов России ХУШ в. и ее связи с европейской и мировой куль­турой. Персоналии: Ломоносов, Кули-бин, Карамзин, Державин, Фон­визин, Растрелли, Казаков, Шубин, Волков







33

Тревожное окончание века

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о Павле I.

Репродуктивный: - знать направления внутренней и внешней политики Павла I.

Продуктивный: - характеризовать личность Павла I, срав­нить с личностями его отца и матери;

Павел I, Аракчеев, Суворов, Ушаков







34

Казань вХVI-XVII вв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории Казани. Фронтальная. Беседа

Репродуктивный: -знать основные этапы истории города; - находить на карте.

Продуктивный: - определять особенности развития Казани.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Этапы истории Казани.













Про­блемное изложение, заданный подход
















35

Внутрен­няя поли­тика Алек­сандраI

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление схемы «Реформа высших органов власти при Александре I», подготовка сообщения о личности Александра I

Репродуктивный: - излагать содержание реформ Александра I; - раскрывать понятия «аракчеевщина», самодержавно-бюрократический строй.

Продуктивный: - выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти ХГХ в.; - характеризовать основные направления внутренней политики Александра I; - давать оценку социально-экономическому развитию России; - характеризовать территорию и население России начала ХГХ в.; - оценивать деятельность Аракчеева, Спе­ранского, Новосильцева

Понятия: Негласный коми­тет; сословная политика(меры в отношении кре­стьянства); проек­ты М. М. Сперан­ского; реформы Александра I; аракчеевщина; самодержавно-бюрократический строй; конститу­ция; крепостное право; реформа; военные поселения. Персоналии: Александр I, Аракчеев, Сперан­ский, Новосильцев







36

Внешняя по­литика России в первой чет­верти XIX в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Рассмотрение основных во­просов семина­ра, участие групп в дискус­сии.

Фронтальная. Работа с картой по ходу изуче­ния вопросов внешней поли­тики


Репродуктивный:

  • знать решения Венского конгресса, дея­
    тельность Священного союза;

  • излагать в хронологической последова­
    тельности и с использованием карты собы­
    тия и ход Отечественной войны 1812 г.,
    заграничных походов русской армии.
    Продуктивный:

  • определять основные направления внеш­
    ней политики России первой четверти
    ХГХв.;

  • характеризовать войны России с Фран­
    цией, Турцией, Швецией, Отечественную
    войну 1812 г. (причины, цели и планы сто­
    рон, подготовка, ход военных действий,
    итоги и последствия).

Творческий:

  • участвовать в дискуссии «Бородино -
    победа или поражение русской армии?»;

  • участвовать в разработке группового про­
    екта «Герои Отечественной войны 1812 г.»




Понятия: Отечественная война, контрна­ступление, на­родная война. Персоналии: Наполеон Бона­парт, Кутузов, Барклай-де-Тол-ли, Багратион, Ермолов, Раев­ский, Милорадович







37

Движение декабристов

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Участие в беседе


Репродуктивный:

  • давать определение понятию «династи­
    ческий кризис»;

  • излагать события 14 декабря 1825 г.,
    знать причины движения декабристов, ход
    восстания, итоги и последствия.
    Продуктивный:

  • выявить влияние декабристского движе­
    ния на социально-политическое развитие
    России




Понятия: движение декаб­ристов, династи­ческий кризис, конституция, Русская Правда. Персоналии: Пестель, Му­равьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Трубецкой, Ка­ховский, Рылеев, Николай I








38

Внутренняя политика Николая I


Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовка со­общения о лич­ности Николая I.

Фронтальная. Беседа

Репродуктивный: - давать определения понятий; - излагать направления деятельности пер­соналий данного периода.

Продуктивный: - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; - характеризовать социально-экономиче­ское развитие (крестьянский вопрос, ре­форма государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и ку­печества, экономическая политика); - рассмотреть попытки решения крестьян­ского вопроса при Николае I; - сравнивать личности Николая I и Алек­сандра!; - характеризовать политику России в Поль­ше и на Северном Кавказе

Понятия: теория офици­альной народно­сти, Третье отде­ление канцеля­рии. Персоналии: Сперанский, Канкрин, Киси-лев, Бенкендорф, Уваров, Петрашевский








39

Внешняя по­литика Нико­лая I. Крым­ская война

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление таблицы «Крымская война».

Фронтальная. Беседа, работа с картой при изучении мате­риала

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности и с использованием карты собы­тия Крымской войны.

Продуктивный: - рассмотреть понятие «восточный во­прос» и определить его влияние на внеш­неполитический курс России в ХГХ в.; - определить причины, подготовку к вой­не, цели и планы сторон, ход военных дей­ствий, причины поражения, итоги и по­следствия войны

Понятия: Восточный, во­прос, Крымская война, принцип легитимности. Персоналии: Нахимов, Корни­лов, Ермолов, Паскевич, Дибич







40

Общественная и духовная жизнь России

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Заполнение таб­лицы «Общест­венное движе­ние».

Фронтальная. Беседа

Репродуктивный: - знать взгляды общественных и духовных деятелей России; - давать определения понятий: славянофи­лы, западники, панславизм, утопический социализм.

Продуктивный: - характеризовать взгляды западников и славянофилов; - определить положение и роль Русской Православной Церкви в России в середине ХIХв.

Понятия: славянофилы, западники, пан­славизм, утопиче­ский социализм







41

Александр II. Реформирова­ние россий­ского общест­ва во второй половине ХIХв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Рассмотрение основных во­просов семина­ра, участие групп в дискус­сии, разработке группового про­екта по теме. Индивидуальная. Подготовить со­общение о лич­ности Александ­ра П.

Фронтальная. Беседа

Репродуктивный: - излагать содержание либеральных ре­форм Александра II; - давать определения понятий.

Продуктивный: - выявить факторы, определившие рефор­маторский курс Александра II; - определить причины, ход реформ; их по­следствия; - показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества; - характеризовать срциально-экономическое развитие России, манифест 19 февраля 1861 г. Творческий: - высказывать оценочные суждения о не­обходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России; - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: крепостное право, Манифест 19 фев­раля 1861 г., вре­меннообязанные, выкупные плате­жи, земская ре­форма, городская реформа, судебная реформа, военная реформа, всеоб­щая воинская по­винность, земства. Персоналии: Александр II







42

Россия после отмены крепо­стного права

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление те­зисного плана.

Фронтальная. Беседа

Репродуктивный: — называть существенные изменения, происходившие в развитии страны в результате реформ; - давать определения понятий. Продуктивный: - характеризовать связь внутренней и внешней политики России в период правления Александра П; - определять сущность народнического движения

Понятия: отработки, уставная грамота, мировые посредники, народ­нический террор, народники, разно­чинцы, «хождение в народ», «Земля и воля», «Народная воля», «Черный пе­редел», нигилизм. Персоналии: Рейтерн, Плеханов, Лорис-Меликов, Желябов







43

Казань в порефор­менную эпоху

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории Казани

Продуктивный: - проследить ход либеральных реформ в Казанее; - выявить экономические и социально-политические изменения в Казане;

Творческий: - участвовать в разработке проекта по теме

Отмена крепостно­го права, реформы 60-70-х гг. в Казане, их экономи­ческие и социаль­ные последствия







44

Россия в кон­це XIX в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности С. Ю. Витте, Александр Ш.

Фронтальная. Беседа, работа со схемой «Управление Российской империей в конце XIX в.»

Репродуктивный: - знать содержание и итоги промыш­ленного подъема 90-х гг. ХГХ в. внут­ренней политики Александра Ш.

Продуктивный: - характеризовать взгляды С. Ю. Витте на экономическое развитие России; - рассмотреть промышленный подъем 90-х гг. ХГХ в., определить его поло­жительные и теневые стороны:

- проследить изменения в социальной сфере российского общества; - выявить причины контрреформ Александ­ра Ш, подчеркнуть роль личности царя в про­цессе изменения внешнеполитического курса.



Творческий: - высказывать, оценочные суждения по вопро­су: «Каково основное содержание эпохи прав­ления Александра III? Можно ли ее охаракте­ризовать лишь как "эпоху контрреформ"? В какой степени правомерна ее оценка как периода "консервативной модернизации"?»

Понятия: социально-экономи­ческая эволюция ' российской деревни, завершение про­мышленного пере­ворота, железнодо­рожный бум, кредитно-финан­совая система, самодержавная монархия, со­словия







45

Культура Рос­сии в XIX в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка проектов по теме урока

Репродуктивный: - давать определения понятий; - называть достижения русской культуры XIX в., давать им краткую характеристику.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного разви­тия России в ХГХ в.; - характеризовать достижения отечествен­ной культуры ХГХ в.; - определить влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Российская куль­тура ХГХ в. Об­ращение к на­циональным ис­токам. Общест­венное служение литературы и искусства. «Золотой век русской культу­ры», классицизм, ампир







46

Итоговое повторение курса

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуаль­ная. Участие в ито­говом тести­ровании.

Фронтальная. Беседа

- знать этапы развития Российского государ­ства, характеризовать их; - выявлять особенности развития российско­го общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны; - уметь характеризовать достижения россий­ской культуры










следующая страница >>



Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение. Николай Бердяев
ещё >>