Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 107.07kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и... 1 52.04kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 113.21kb.
Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия... 1 85.57kb.
Религии России. Христианство в истории России 1 66.75kb.
Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 733.02kb.
Эдуард Ходос Еврейский удар или п-дец подкрался незаметно 26 4446.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - страница №2/6

Тема программы

Программный материал

Характеристика деятельности детей (учебные умения)

Россия - многонациональна я держава

Россия — наша Родина. Граждане России - люди разных национальностей и вероисповедания. Любовь к Родине, почтение к истории и памяти предков - чувства, отличающие человека- патриота.

Общее прошлое народов

Слушание (чтение) гимна России. Чтение текста учебника. Работа с понятием «общее историческое прошлое»; воспроизведение текста учебника «Как все начиналось»; учебный диалог на тему «История объединения разных народов и создание единого государства». Работа с иллюстративным рядом







России. История объединения в составе российского государства народов Севера, Поволжья, Забайкалья, Сибири. Особенности жизни разных народов России: зависимость от условий жизни и труда. Дружба между русскими людьми и представителями других народов России.

учебника: восприятие иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний, сравнение внешности изображённых героев. Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста. Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации

Конституция РФ о государственном языке и о гарантировании всем ее народам права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Учебный диалог на тему «Как государство охраняет право народов на свой язык?». Обсуждение сообщений детей на тему «Мой родной язык».

Когда люди объединяются

Статья Конституции РФ о защите Отечества как долге и обязанности гражданина. Великая Отечественная Война - пример выполнения долга представителей всех народов России.

Обсуждение различных точек зрения на тему «Как мы понимаем статью Конституции РФ об обязанности гражданина защищать Родину?».

Объяснение пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому дружба дорога, тот вместе бьет врага».

Чтение и обсуждение текстов учебника.

Культура каждого

народа

неповторима

Культурные традиции народов России - богатство государства и всего российского народа.

Обсуждение (с использованием текстов учебника) ответов учащихся на вопросы: «Устройство и особенности жилищ зависели от







Особенности быта, труда,

условий жизни и труда людей?»,




прикладного искусства

«Почему национальные костюмы




разных народов: устройство

народов России такие разные?»,




жилищ, одежда,

«Почему в поваренных книгах




национальная кухня.

разных народов можно встретить







одни и те же блюда?»







Составление описаний:







национальный костюм,







национальный праздничный стол.







Работа с фрагментами







(выдержками) из старинных







документов: объяснение







устаревших слов и выражений







(совместная деятельность в парах).







Работа с текстом и







иллюстрациями учебника: анализ







полученной информации, ее







оценка; сопоставление текста и







иллюстраций по теме и главной







мысли.

Войдем в храм:

Религиозная культура

Чтение и обсуждение текста:

культура,

способствует сближению

анализ полученной информации,

рожденная

народов. Традиционные

сравнение внешнего вида и

религией.

религии России:

интерьера храмов.




православие, ислам, иудаизм,

Работа с иллюстрациями:




буддизм. Культовые здания

репродукциями икон,




для верующих различных

фотографиями храмов, священных




вероисповеданий.

мест, символов разных религий и




Монастыри — центры

др. Составление описаний.




духовной культуры и







просвещения. Православные







храмы России. Особенности







внешнего вида







православного храма. Крест







- главный символ










христианства. Православное песнопение. Икона - живописное изображение событий из земной жизни Иисуса Христа, пророков и святых.

Буддийский храм - пагода. Интерьер пагоды. Особенности архитектуры мечети. Полумесяц - символ ислама. Синагога - место молитвенных собраний евреев. Интерьер синагоги. Синагогальный ковчег со свитком Торы и менора.






Народные и

религиозные

праздники

Народные и религиозные праздники - часть духовной культуры народа. Рождество

  • праздник рождения Христа. Традиции празднования Рождества, Пасхи. Народные праздники Новый год и Масленица. Праздники в исламе: Курбан-байрам; День рождения Пророка. Народный праздник Навруз. Шабат - славная Суббота, Пурим. Праздники в буддизме: Весак. Цаган Сар

  • калмыцкий праздник весны.

Анализ повествовательных и стихотворных текстов: отбор информации в соответствии с учебными задачами. Сравнение темы текста с иллюстрациями. Составление описаний и рассуждений на тему «Традиции празднования народных и религиозных праздников». Пересказ художественного текста.

Какие ценности есть у человечества

Что такое правило и зачем люди придумали множество правил. Что можно назвать

Чтение и обсуждение текста. Высказывание мнений на тему: «Могли ли люди существовать,







ценностями?

если бы не подчинялись




Общечеловеческие ценности.

установленным правилам?»,




Литературно-педагогические

«Можно ли считать ценностью




памятники, произведения

человеческие качества (доброту,




фольклора о воспитании

справедливость и др.)? Совместная




личности («Юности честное

деятельность (работа в парах):




зерцало», «Домострой»,

дополнение информации,




пословицы, сказки).

представленной в схеме.




Милосердие и доброта в

Проектная деятельность (работа с




жизни конкретных

литературно-педагогическими




исторических личностей.

памятниками и произведениями




Примеры добродетели в

фольклора).




религиозных православных

Обсуждение проблемной ситуации




книгах, легендах, притчах.

(по учебному тексту): «Кто из




Примеры добродетели в

героев истории прав?»




исламе, иудаизме.

Работа с литературными и




Почитание родителей -

фольклорными источниками:




общечеловеческая ценность,

оценка главной мысли.




представленная в разных

Сравнение по теме (замыслу,




религиозных учениях.

главной мысли) информации,




Щедрость, довольствование

представленной в фольклорном




малым - общечеловеческая

тексте и произведении живописи.




ценность. Примеры этой

Сравнение текстов,




добродетели в жизни

демонстрирующих представление




реальных лиц, фольклоре

разных религий о добродетели -




разных народов,

почитании родителей. Обобщение




религиозных легендах.

информации, вывод о сущности




Зависть, предательство -

добродетели как общечеловеческой




человеческие пороки,

ценности.




осуждаемые всеми

Чтение, обсуждение татарской




религиями. Примеры

сказки «Три дочери» (тема, главная




историй, рассказывающих о

мысль, поучение).




последствиях зависти.

Работа с воображаемой ситуацией




Терпимость и прощение -

(по репродукции картины В.




добродетель. Примеры этих

Максимова «Все в прошлом»);







качеств в реальных историях

сочинение рассказа на основе своих




и религиозных притчах.

впечатлений.




Честность - добродетель.

Чтение, обсуждение текстов о




Примеры честного

щедрости, оценка поступков героев




поведения реальных людей,

с точки зрения их нравственности.




героев фольклорных

Обсуждение мнений учащихся на




произведений, религиозных

тему: «Почему зависть и




легенд и притч.

предательство считаются самыми







большими грехами человека?»







Учебный диалог: «Почему мы







должны быть терпимыми к







людям?».







Пересказ притч о блудном сыне.







Рассматривание репродукции







картины Н. Лосева «Блудный сын»:







оценка возникших чувств, описание







сюжета, портретов героев.







Сравнение пословиц разных







народов о честности, объяснение







смысла и поучительного характера







произведения народной мудрости.







Обобщение полученной







информации.

Поурочно-тематическое планирование3

Урок № 1

Тема: «Россия - многонациональное государство»

Программное содержание: Россия - наша Родина, многонациональное и многоконфессиональное государство. Основной Закон РФ Конституция России - совокупность правовых норм, по которым должен жить гражданин России. Часть из них касается прав и обязанностей граждан.

Основные методы и приемы



  1. Слушание гимна России. Учебный диалог: «Зачем пишется государственный гимн? Какие еще символы государства нам известны?» Объясним непонятные слова и выражения.

  2. Рассказ учителя о Конституции России. Рассматривание иллюстраций (просмотр видеоматериалов), рассказывающих о правах и обязанностях граждан России.

Материал для подготовки к уроку.

В России вплоть до ХУП века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. Со времен Петра I в традицию вошло исполнение патриотических музыкальных произведений. В 1791 года, вскоре после взятия Измаила, была создана патриотическая песня «Гром победы раздавайся» (слова Г. Державина, музыка О. Козловского), которая стала в конце XVIII в. первым (неофициальным) гимном России. В 1815 году поэт В. Жуковский написал стихотворение «Молитва русских», которое было положено на мотив британского гимна "Боже, храни короля". Это произведение стало в 1816 году первым официальным гимном Российской империи. 18 декабря 1833 года по указу царя Николая I был впервые исполнен новый гимн России «Боже, царя храни» на музыку А. Львова, текст которого написали В. Жуковский и А. Пушкин (вторая и третья строки). Он оставался официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая П от престола. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста и очень мелодичным.

После Октябрьской революции и до 1944 года государственным гимном Советского Союза был "Интернационал". Хорошо известная нам музыка современного российского гимна была написана в 1938 г. А. Александровым для песни «Гимн партии большевиков». Текст гимна (слова С. Михалкова и Г. Эль - Регистана) был утвержден 14 декабря 1943 года. Впервые гимн прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.

7 марта 2001 года Государственная Дума утвердила в качестве официального гимна Российской Федерации прежний гимн СССР на музыку А. Александрова. Однако текст гимна был значительно переработан С. Михалковым.

Урок № 2

Тема: «Как все начиналось. Народы Севера. Народы Поволжья».

Программное содержание. На Севере издавна жили народы, которые постепенно стали присоединяться к Древнерусскому государству. На Кольском полуострове жили саамы, на территории современной Вологодской области - вепсы, в Карелии - карелы. Особенности их труда и быта, национальной культуры были связаны с географическими и природными условиями их жизни. Народы Поволжья - особенности их жизни, труда, быта. Отдельные факты из истории присоединения этих народов к России.

Основные методы и приемы

1. Работа со словарем: объяснение слова «самобытность».


    1. Работа в парах: «Проанализировать смысл пословиц и подготовить совместно ответ на вопрос: «О каких человеческих ценностях они рассказывают»». Инструкция учителя: «Как нужно организовать работу в парах, чтобы она была успешной».

    2. Рассматривание иллюстраций, слайдов и пр. об особенностях жизни и истории народов Северо-Западных районов России, народов Поволжья.

    3. Работа с картой: указать на карте районы проживания карелов, саамов, вепсов, мордвы, удмуртов, татар.

    4. Рассказ учителя «Как присоединились к Московскому царству калмыки».

Материал для подготовки к уроку

  • Вепсы - жители Северо-Западных районов в давние времена занимались земледелием, животноводством, охотой. Семьи имели хорошие подсобные хозяйства, заготавливали на зиму ягоды, грибы, рыбу. Деревянные жилые постройки обычно соединялись с крытым двором. В домах вепсов гостей встречали пирогами-рыбниками, хлебным квасом и пивом, различными рыбными блюдами. Был распространен гончарный промысел, что давало семье дополнительный доход.

На Кольском полуострове в красивом, но суровом крае жили саамы, Они занимались оленеводством, рыболовством, охотой. Саамы жили в переносных жилищах - конусообразных шатрах, сложенных из жердей и крытых мешковиной (летом) и оленьими шкурами зимой. В центре шатра устраивался очаг. Пол выстилался ветками, поверх них клали оленьи шкуры. Одежда шилась из холста и оленьих шкур, украшалась скромным геометрическим орнаментом в виде аппликации. Саамы торговали с соседями рыбой, рыбьим жиром, мехом.

  • Основное население калмыков живет по берегам Волги, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской области. Сегодня их численность - около 200 тыс. человек. Предки калмыков - монголы, до XI/ века они жили в Прибайкалье, по берегам реки Енисея. В 1608 году представители калмыков обратились к русскому царю Василию Шуйскому с просьбой дать им русское подданство, выделить земли для проживания и защитить от хана Казанского. Русский царь дал положительный ответ и почти 300 тысяч калмыков вошли в состав русского государства. Они стали расселяться на землях в Сибири по рекам Иртыш, Ишим, а позже заселили земли в низовьях Волги. Основными занятиями калмыков были кочевое скотоводство (разведение овец, лошадей, коз, верблюдов, коров) и рыболовство. Но земледелие также было им знакомо. Калмыки выращивали рожь, пшеницу, просо, гречиху. Очень красивы изделия художественных ремесел: вышивка, чеканка, изделия из кожи, резьба по дереву.

Интересны особенности традиционных старинных поселений калмыков. Кочевье располагалось по кругу. В центр его загоняли на ночь скот, там же располагали имущество. Вокруг расставлялись повозки - кибитки. Те калмыки, которые отказались от кочевой жизни, жили в землянках и полуземлянках, у богатых калмыков дома были деревянные и кирпичные.

Урок № 3

Тема: «Как все начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири».

Программное содержание. Северный Кавказ - родина чеченцев, ингушей, осетин, черкесов и других народов. Каждый из этих народов имеет свои традиции и обычаи. Народы Сибири, места их проживания. Особенности труда, обычаи, традиции, культура народов Сибири. Страницы истории взаимоотношений народов Сибири и русского народа.

Основные методы и приемы



    1. Рассказы детей по имеющемуся опыту «Что ты знаешь о Кавказе?»

    2. Работа с картой: «Республики Северного Кавказа; места проживания народов Сибири.

    3. Обсуждение проблемных вопросов: «Как мы понимаем чеченскую поговорку «Гость в доме - три дня гость, а на четвертый - младший брат». «Как мы понимаем выражение «Лета (годы) ставятся у горцев в общежитии выше звания»?

    4. «Рассказ о моей Родине» - рассказы детей (чеченца, осетина, аварца, представителей народов Сибири) - учащихся данного класса и их родителей (в зависимости от условий школы).

    5. Работа с текстами и иллюстрациями учебника (с.25-26).

    6. Дифференцированная работа: пересказ текста рубрики учебника «Путешествие вглубь веков» (с. 26).

Материал для подготовки к уроку

* Вся жизнь кавказских народов испокон веков опиралась на уважение и почитание старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому вполне естественно, что, как подметил Ф. Торнау, «лета ставятся у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь».

В давние-давние времена, узнаем мы из одного кавказского предания, дряхлых старцев сбрасывали с круч в пропасть. Однажды сын нес своего старика-отца на вершину скалы в особой корзине, чтобы там положить конец его жизни. Старик посоветовал сыну сохранить корзину. «Зачем бросать хорошую вещь? - спросил он. - Ты используешь ее, когда сам состаришься и настанет твой печальный черед». Сын одумался: отнес старика домой, окружил его заботой и уважением.

По законам Кавказа в семье младшие подчиняются старшим, женщины - мужчинам. Особое значение придаётся воспитанию чести, достоинства, мужества, упорства, терпения, скромности, патриотизма, свободолюбия.

Нет такого аула, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, когда он возвращался из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, говорил «салам» и по приглашению хозяев садился. Сначала принято было задать несколько вопросов присутствующим, а потом уступить место другому и перейти к тихой беседе с ближайшим соседом. Так одни приходили, другие уходили. Каждый при выходе из дома говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым».

У горцев существует такой обычай: по приезде в аул после долгого отсутствия, нужно вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случились смерть, болезнь или какое-нибудь другое несчастье.

* Суровая природа Севера влияла на особенности труда и хозяйства коренных жителей Сибири. Нехватка кормов для животных определяли кочевой образ жизни ненцев, коряков, чукчей. Оленеводы тундры круглый год были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме. Зимой основным кормом был ягель (разновидность лишайника). Летом в корм добавлялась зелень кустарников и травы, а осенью - грибы, излюбленное лакомство оленей. Зимой кочевали к границе лесов, летом - к морскому побережью, на продуваемые ветром места, где не было гнуса и оводов. Основным видом транспорта у оленеводов была оленья упряжка. Важную роль в их хозяйстве играло рыболовство и пушной промысел.

Если вы побываете в Сибири, то вам обязательно подарят знаменитые народные иркутские игрушки, изделия из меха и кости, вышитую северными орнаментами одежду.

Урок 4

Тема: «Путешествие в Биробиджан»

Программное содержание.

Появление еврейских общин на территории Российского государства. Образование Еврейской автономной области. Биробиджан - столица Еврейской автономной области, город на берегу реки Биры.

Основные методы и приемы.


      1. Работа с картой: Еврейская автономная область и Биробиджан на карте России.

      2. Рассказ учителя об истории евреев в России и о Еврейской автономной области.

      3. Работа с текстом и иллюстрациями учебника (с. 34-35).

      4. Работа в парах: обсуждение предположений «Почему на гербе Еврейской автономной области изображен тигр?»

      5. Описательный рассказ по картине (В.Верещагин «Два еврея»): особенности национального еврейского мужского костюма.

Материал для подготовки к уроку

Из летописей мы знаем, что еще до татаро-монгольского нашествия в Киеве и Чернигове существовали еврейские общины. В XI веке евреи появились во владениях владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Позже евреи жили на территории Крымского ханства, вели торговлю с Грецией. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. До правления Ивана Грозного евреи свободно привозили товары на территорию русского государства. Боясь влияния иудейской религии на православных, Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета.

Петр I привлекал к государственной службе евреев, которые приняли православие. Они получали от царя крупные пожалования и служили врачами, переводчиками, иконописцами. Притеснения некрещеных евреев снова начались при Елизавете Петровне. В 1743 году Сенат обратился к императрице с просьбой допустить евреев из Польши и Литвы для временной торговли на ярмарках в приграничных местах. Сенат убеждал императрицу, что в противном случае «не токмо Вашего Императорского Величества подданным в купечестве их великой убыток, но и Высочайшим Вашего Императорского Величества интересам немалой ущерб приключиться может». Но Елизавета отказала Сенату: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

При Екатерине II и Александре I в состав Российской империи вошли земли прежней Речи Посполитой: Польша, Украина, Белоруссия и Литва, где проживала значительная часть евреев. В результате в числе поданных России оказалась едва ли не половина всех тогдашних евреев. Большинство еврейского населения проживало в сельской местности: в поселках (местечках) и небольших городах. Некоторые принимали православную веру, женились на русских девушках или выходили замуж за русских мужчин, теряли связь со своей культурой и национальными традициями. Но в большинстве своем евреи крепко держались древних иудейских традиций.

Урок № 5

Тема: «Когда люди объединяются»

Программное содержание.

Защита Отечества - долг каждого гражданина, его почетная обязанность. Тяжелые времена, которые наступают в жизни народов, сплачивают их: если народ един, он непобедим. Примеры героических подвигов представителей разных народов России.

Основные методы и приемы


        1. Учебный диалог: обсуждение пункта первого 59 статьи Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

        2. Обсуждение значения пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому дружба народов дорога, тот вместе бьет врага».

        3. Работа с текстами учебника (учебник, с. 44-47). Беседа по вопросам: «Воины каких национальностей участвовали в Великой Отечественной войне и совершали подвиги?», «Во имя чего они отдавали свои жизни?», «Какие качества они продемонстрировали на войне?».

Материал для подготовки к уроку

Драгунский Давид Абрамович - дважды Герой Советского Союза, командир гвардейской Васильковской танковой бригады, родился в семье еврея-портного в 1920 году. Службу в армии начал в танковых войсках на Дальнем Востоке. Первым из танкистов-дальневосточников провёл танк под водой по дну реки Сейфун. Танк успешно преодолел водную преграду и вышел через 15 минут на другом берегу. За форсирование Вислы и удержание Сандомирского плацдарма Драгунский получил первую Звезду Героя. Вторую «Золотую звезду» Героя получил за освобождение Праги.

Кожедуб Иван Никитович - трижды Герой Советского Союза, командир эскадрильи 302-й истребительной авиационной дивизии. Родился в семье украинского крестьянина в 1920 году. Свою первую медаль «Золотая Звезда» получил, когда ему не было ещё 25 лет за 146 боевых вылетов и 20 лично сбитых самолётов противника. В том же 1944 г. Кожедуб получил вторую «Золотую Звезду» за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолётов противника. Всего за годы войны он совершил 330 боевых вылетов и сбил 62 вражеских самолёта. За военное мастерство, личное мужество и отвагу Кожедуб в 1945 г. был награжден третьей «Золотой Звездой».

Ахмет-хан Султан - командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза. Родился в 1920 году в семье дагестанца и крымской татарки. Отличился в боях за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Крыма и Мелитополя. В 1943 году был награжден первой медалью «Золотая Звезда». За время Великой Отечественной войны Ахмет-хан провёл 603 боевых вылета, 150 воздушных боёв, лично сбил 30 самолётов противника. Вторую «Золотую Звезду» он получил вскоре после окончания войны, летом 1945 г. После войны Ахмет-хан стал летчиком-испытателем и погиб в 1971 году при испытаниях нового реактивного самолёта.

Урок № 6

Тема: «Что нам стоит дом построить»

Программное содержание.

Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.

Основные методы и приемы


          1. Учебный диалог: высказывание предположения «Можно ли понять особенности жизни народа, его верования и обряды, если узнать, как человек строил дом, одевался, какие носил украшения, что ел?».

          2. Чтение и обсуждение текста «Что нам стоит дом построить...» (учебник, с 51). Рассматривание иллюстраций учебника (с. 52-53).

          3. Работа с рубрикой Картинная галерея: картина И.Левитана «Сакля в Алупке». Беседа: «О чем может рассказать картина художника».

          4. Учебный диалог: обсуждение вопросов: «Чем отличается сакля от построек Средней полосы России? Какова причина того, что на Юге России строились такие жилища?

Материал для подготовки к уроку

Жилище - одно из материальных условий существования человека. Особенности внешнего вида и способа строительства жилища определяются экономическим развитием, особенностями трудовой деятельности, природно-географической средой и климатом, характером семейных отношений, культурными традициями, принадлежностью к тому или иному социальному слою.

Люди древнего каменного века не строили жилищ, а приспосабливали для жилья пещеры. Позже они сооружали шалаши и землянки. Строительным материалом служили деревья, камни, кости и шкуры крупных животных (например, мамонтов). Для многих народов Сибири, которые занимались охотой и оленеводством, вплоть до начала ХХ века оставались типичными конические шалаши типа чума.

Переход народов к оседлому образу жизни повлиял и на особенности построек. Появляются прямоугольные дома с каркасом из деревянных столбов, имеющие двух или четырехскатные крыши. В степных районах распространяются глинобитные или каменные постройки, а в богатых лесом районах - бревенчатые срубы. У народов, чья жизнь проходила в передвижении с одного места на другое, оставались в употреблении юрты (у народов Средней Азии), шатры и кибитки (у цыган), яранги, чумы (у народов Севера). Легко запомнить названия жилищ разных народов, если знать, из чего они сделаны: юрта - из войлока; чум - из оленьих шкур; изба - из брёвен; иглу - из ледяных глыб; шалаш - из веток.

Урок 7

Тема: «Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол».

Программное содержание.

Особенности национальных костюмов. Отражение в костюме народных и религиозных традиций. Особенности кухни разных народов. Кулинарные традиции народов России. Влияние религиозных заповедей на питание.

Основные методы и приемы.



            1. Учебный диалог «Почему национальные костюмы такие разные? О чем может рассказать одежда человека? С чем связаны особенности костюма народов Севера?» (учебник, с. 58). Почему в женских костюмах многих народов есть платки и фартуки?».

            2. Рассматривание иллюстраций (в учебнике, в справочной литературе, с использованием Интернета).

            3. Дифференцированная работа: 1) чтение и краткий пересказ текста рубрики «Путешествие вглубь веков» (учебник, с. 61), 2) работа в парах: «перевод» на современных язык свадебного меню царя Алексея Михайловича (учебник, с. 63); 3) рассматривание репродукции картины В. Стожарова «Натюрморт с хлебом», ответ на вопрос (учебник, с. 64).

4. Беседа по тексту В. Белого (учебник, с. 64-65), обсуждение вопроса «Каковы традиции русской крестьянской кухни?».

Материал для подготовки к уроку

* Для древних людей одежда никогда не была одним только средством защиты от холода. Она значила гораздо больше. Почему, например, первой пеленкой для новорожденного мальчика становилась рубаха отца, а для девочки - рубаха матери? Только ли потому, что кроили детскую одежду из мягкой, уже ношеной одежды? Или потому, что таким образом можно было сэкономить лишнюю копейку? Секрет был в том, что родительская одежда была как бы оберегом для ребенка, защищала его от порчи и сглаза.

* Еще в XIX веке в некоторых областях России юноши и девушки до самой свадьбы ходили в рубахе, схваченной пояском. На поясках маленьких девочек можно было увидеть подвески-бубенчики, которые издавали мелодичный звон при каждом движении ребенка. Зачем это было нужно? Так родители узнавали, где находится их дитё. Кроме того считалось, что бубенчик отпугивает всякую нечисть.



  • Не случайно наши предки украшали одежду вышивкой. Оберегом были определенные узоры вышивки, тканные или вязаные пояса. А кожаный ремень, который мог много рассказать о своём хозяине, часто был знаком воинского достоинства. Такие особенности костюма свойственны многим народам, исповедовавшим в древности язычество (славянам, жителям Поволжья, Урала и др.).

  • Исконно русская кухня не отличалась большим разнообразием, кушанья были простые. Во многом это было связано с влиянием православной церкви - строгими и частыми постами. Из 365 дней в году постными считались от 192 до 216 (в зависимости от года). Именно поэтому в русской национальной кухне преобладали грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи (капусту, репу, редьку, горох, огурцы) ели в сыром, вареном, пареном, печеном, виде. Рыба могла быть паровой, вареной, жареной, чиненой (с начинкой из каши или грибов), тушеной, заливной, печеной в чешуе и без, соленой, вяленой, сушеной, а также квашеной и мороженой. Разнообразие каш было связано с многообразием зерновых культур, которые выращивались в России, причем, из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп - от целых до дробленых различными способами. Таких блюд как квашеная капуста, соленые огурчики, сухие белые грибы нет ни в одной кухне мира. Скоромный стол был куда беднее: мясо и молоко употребляли сравнительно редко. Мясо варили в супах и кашах, из молока делали простоквашу и сметану. Одним из самых популярных молочных блюд был творог (на Руси его долгое время называли «сыром», а блюда из него «сырными»). Интересно, что главным блюдом на Руси всегда был суп. Слово «суп» - заимствованно, оно появилось в русском языке только в конце XVIII века, когда в России «прижились» блюда из западноевропейской кухне, вроде бульонов, супов-пюре и т.д. На Руси жидкие блюда назвались «хлебова». К хлебовам относили щи, рассольники, уху, солянки, борщи (супы со свеклой) и похлебки. Наибольшей популярностью, конечно же, пользовались щи - их насчитывалось до 60 видов: с мясом, с рыбой, с грибами. Варили щи ленивые, пустые, суточные, зеленые, кислые, из крапивы и т.д. Зимой щи замораживали в дорогу путникам, отчего суп, как рассказывали, становился еще вкуснее. И сегодня русский обед - богатый или бедный - немыслим без супа.

Урок № 8

Тема: «Что такое вера?»

Программное содержание.

Сближению народов помогает религиозная культура. В России четыре традиционные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм: их последователи испокон веков живут на территории Российского государства. Сторонников традиционных религий объединяет уважительное отношение к истории России, взаимоуважение и терпимость. Основу морали любой религии составляет учение о доброте, милосердии, щедрости.

Основные методы и приемы


    1. Учебный диалог: выскажем свое мнение о том, что такое вера.

    2. Рассказ учителя «Традиционные религии России».

    3. Работа с картой России: находим места проживания представителей разных религий.

Материал для подготовки к уроку

Религия появилась одновременно с человеческим обществом. Уже в глубокой древности, на заре своей истории люди верили в различных богов. Истоки религиозной веры сложны и многообразны. Немаловажное значение играет здесь стремление человека понять и объяснить окружающий его мир. Чем более развитым становилось мышление и воображение людей, тем больше они задавали вопросов. Но ответить на них они не могли. Прекрасные и опасные явления природы, смена времен года, изменения в мире флоры и фауны, рождение, жизнь и смерть человека вызывали у людей удивление, преклонение, страх, желание по-своему объяснить их. Так родилось представление, что природой и людьми незримо управляют некие высшие силы (духи или боги). Люди стали искать способы, как задобрить их, заручиться их поддержкой. Появились молитвы и жертвоприношения, сложился определенный культ - возникла религия. Чтобы заслужить расположение богов человек должен был следовать определенным правилам поведения и моральным нормам. Так вместе с верой в обществе утверждались правила нравственной жизни.

Отличительной особенностью ранних религий был политеизм (многобожие). Позже, когда распространилась вера в единого Бога, последователей политеизма стали называть язычниками. Интересно происхождение этого понятия в русском языке. Древние славяне словом «язык» обозначали народ, а язычниками называли чужих людей, язык которых они не понимали. Когда на Руси было принято христианство, «язычниками» стали именовать тех, кто продолжал верить в старых богов.

Складывание веры в единого Бога свидетельствовало о новом этапе нравственного развития человечества. Если Бог всесилен, всезнающ, справедлив, милостив, но наказывает за зло, то значит, он управляет жизнью людей, дает им возможность исправиться, раскаяться, совершать достойные поступки, а после смерти воздает за содеянное по заслугам.

Из четырех традиционных религий России три признают веру в единого Бога (христианство, ислам, иудаизм). Эти религии называются монотеистическими. С буддизмом дело обстоит иначе. На раннем этапе своей истории это было нравственно-философское учение, открывавшее перед человеком путь к просветлению, к отрешению от иллюзорного мира зла и страдания. Добиться этого человек должен был сам без помощи и посредничества богов. Но позже в народных формах буддизма утвердилась вера в многочисленных богов.

Урок № 9

Тема: «Войдем в православный храм»

Программное содержание.

Православный храм - место богослужения и моления. Таинства, происходящие в храме. Многообразие храмовой архитектуры. Внешний вид и внутреннее убранство храма. Православные иконы.

Основные методы и приемы

Экскурсия к храму (в храм).4

Урок в классе:

Интернет-экскурсия «Храмы Руси и России».

Рассказ учителя «Символика некоторых архитектурных элементов православного храма».

Чтение и обсуждение текста учебника «Войдем в православный храм» (учебник,

с.68).


Рассматривание иллюстраций «Внутреннее убранство православного храма».

Материал для подготовки к уроку

Я приду помолиться в собор,

Там я камень с души моей скину.

У святых, чудотворных икон

Преклоню я усталую спину...

Попрошу, чтобы Бог мне простил Все грехи мои (ныне и прежде). А по смерти - к Себе допустил. Тем живу я в великой надежде.

Сергей Сидорин

Храм - особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общения с Ним, место совершения православных таинств и священнодействий. Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется.». Это - отображение неба на земле, где невидимо служат святые и ангелы. Писание говорит: «Не хлебом единым будет жив человек». То есть, не только тело человека нуждается в пище (физической), но и душе так же потребна пища (духовная). Ее он может получить в храме, где читается слово Божие, проповедуется учение пророков и апостолов, возносятся молитвы за живых и умерших. Храм называют училищем веры и благочестия. Здесь через иконы и богослужение, чтение Священного Писания, пение особых стихир (гимнов) и тропарей (молитвенных песнопений) повествуется история взаимоотношений Бога и человека, описанная в Библии. По словам митрополита Антония Сурожского, в церкви происходит «.встреча, которая является радостью и судом одновременно. Радостью - потому что встретить Бога лицом к лицу - это величайшая радость, какую может пережить человек, ищущий Бога или даже не искавший Его никогда, но вдруг ставший перед Его лицом и изумившийся Его непостижимой красоте и любви. Но, с другой стороны, такая встреча является и судом». (Судом, потому что каждый человек грешен, и являясь пред лицом Бога, должен осознавать свое внутреннее недостоинство, преодолеваемое Божественным милосердием).

В Храме собираются верующие. Они все вместе, соборно, будут молиться, слушать песнопения и проповедь. Христос говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

В древние времена храм имел вид «корабля, продолговато устроенного, на восток обращенного, от обеих сторон к востоку притворы имеющим». Такие храмы назывались «базиликами» и напоминали Ноев ковчег. Особенность восточной направленности храма связана с пониманием востока как места восходящего солнца - источника света и тепла, а следовательно, и жизни для всего земного, тогда как запад именуется образом темного царства сатаны. С IV века постройки стали более разнообразными: восьмиугольные, крестообразные и даже круглые в основании. Все храмы завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и желания молящихся.

На Руси многие церкви имели разное число глав (куполов) - одноглавые (например, Покров на Нерли), многоглавые (Собор Василия Блаженного на Красной площади), пятиглавые (Успенский собор в Кремле) и даже шатровые храмы (храм Вознесенья в Коломенском). Независимо от числа глав все они венчаются православным крестом.

Урок № 10-11

Тема: «Войдем в буддийский храм. Войдем в синагогу».

Программное содержание.

Буддийский храм - место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Синагога - место молитвенных собраний евреев. Внешний и внутренний вид синагоги. Все главные события в жизни евреев связаны с синагогой: рождение, обучение, свадьба и др. Тора - священная книга евреев. Главное лицо в синагоге - раввин. Иерусалим - город, с которым неразрывно связана история еврейского народа.

Основные методы и приемы



      1. Интернет- экскурсия в буддийский храм, в синагогу.

      2. Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника (учебник, с. 78-79, с. 82).

Материал для подготовки к уроку Некоторое время Сиддхартха практиковал крайний аскетизм, отказываясь от еды и даже воды, но скоро понял, что умрет от истощения, так и не придя к своей цели. Тогда он решил отказаться от аскетизма

и искать свой собственный путь просветления. Сиддхартха отправился странствовать в одиночестве и, наконец, достиг рощи на берегу реки Наранджаны. Здесь его встретила и накормила деревенская женщина по имени Суджату. Еда была скромной (рис и немного молока), потому что женщина была небогатой. Съев с благодарностью принесенную пищу, Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до тех пор, пока не отыщет Истины. Бог Смерти Мара не хотел упускать Сиддхартху из-под своей власти, поэтому попытался нарушить его сосредоточение, но тот остался непоколебим. Увидев непреклонность Сиддхартхи, Мара отступил. В день своего 35- летия Сиддхартха достиг Просветления. Он понял, что до сих пор жил как во сне - не сознавал истину, воспринимал мир ошибочно, считая реальностью свои собственные идеи и впечатления. Пробудившись от этого сна, он увидел мир таким, каким он является на самом деле, без искажений. Сиддхартха понимал, что ум всех существ тоже безграничен от природы - значит, у них тоже есть способность достичь просветления, но они сами этого не осознают и потому страдают. Он ощутил сильное сострадание ко всем живым существам, радостное желание помогать им всеми возможными средствами. Так Гаутама Сиддхартха стал Буддой - тем, кто обрел полное постижение. С тех пор его называли Будда Сакьямуни, что значит «просветленный мудрец из рода Сакьев». Суть своего учения Будда изложил в форме четырех поучений или «Четырех Благородных Истин».

Урок № 12

Тема: «Войдем в мечеть»

Программное содержание. Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети. Основные методы и приемы


        1. Интернет- экскурсия в мечеть.

        2. Работа с текстами и иллюстрациями учебника (учебник, с. 82).

Материал для подготовки к уроку

* Мечеть легко выделить среди окружающих её построек. В главном здании с круглым или конусообразным куполом (куполами) находятся молельные залы. К основному зданию примыкает минарет (минареты) - высокая башня, с которой мусульман созывают на молитву. Наверху купола мечети или минарета - символ ислама - полумесяц.



  • Самая яркая черта внутреннего убранства мечети - отсутствие украшений, мебели. В исламском храме все сидят на полу (на коврах или индивидуальных подстилках). Поскольку любые изображения живых существ в исламе запрещены, то в мечети нельзя увидеть ни икон, ни картин. Достойным украшением мечети служат многокрасочные ковры, мраморные колонны, витражи, причудливые подсвечники и каллиграфически выполненные тексты из Корана, а также геометрические или растительные орнаменты.

  • На одной из стен мечети, обращенной к Мекке, располагается особо украшенная ниша. Именно сюда обращают свои взоры и мысли молящиеся. Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к этой нише, которую называют «нишей света», символом Божественного присутствия в сердце. Часто ниша выполнена в форме раковины, створки раковины символизируют «ухо сердца», а жемчуг внутри ее - «Божественное Слово».

Урок № 13-14

Тема: «Народные и религиозные праздники»

Программное содержание

Народные и религиозные праздники - часть духовной культуры. Традиционные праздники имеет каждый народ, каждая религия. Примеры народных и религиозных праздников. Цаган Сар - калмыцкий праздник весны; Навруз - день встречи Нового года и праздник весны. Рождество - праздник рождения Иисуса Христа. Пасха - день Святого Воскресения. Курбан-Байрам - один из наиболее почитаемых праздников мусульман. Пурим - еврейский праздник радости и ликования. Весак - день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды.

Основные методы и приемы

Работа в группах. Группа выбирает любой текст из учебника (с.88-103) и, используя справочную литературу, составляет небольшой пересказ о каком-то празднике, народном или религиозном.

Рассказы учителя и детей «Мой любимый праздник».

Материал для подготовки к уроку



  • Новый год - поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-

своему.

У наших предков славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался на День зимнего солнцестояния (в некоторых местах 1 марта с началом весны). Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было вернуться. Главный обряд этого праздника - "колядование", которое часто сопровождалось "ряженьем" в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие. Дети ходили по дворам и пели " колядки" - просили богатства, благополучия, здоровья для каждого дома. За это им щедро раздавали подарки. Обязательным ритуальным пирогом на Новый год был каравай. В этот день люди пели, плясали, веселились, жгли костры.



  • В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Итальянцам этот обычай очень нравится, и они исполняют его очень эмоционально: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия. Новогодний праздник продолжается 6 января, когда отмечается Эпифания - Богоявление. Согласно легендам, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек.

* В Великобритании (как и во многих других странах) пик праздника приходится собственно не на Новый год, а на Рождество. В этот день принято разыгрывать представления для детей на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. Всю рождественскую ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Рождеству поздравительными открытками. (Первая рождественская открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году). О приходе Нового года в Англии возвещает колокол. Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом" - одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громко звонить.

Урок № 15-17

Тема: «Какие ценности есть у человечества?»

Программное содержание. Что такое правило, зачем люди придумали правила, как они возникли. Какие из жизненных правил стали общечеловеческими ценностями. Почитание родителей - общечеловеческая ценность, одно из нравственных качеств человека. Примеры разнообразных отношений между детьми и родителями. Щедрость - общечеловеческая ценность. Традиции религиозной культуры и народные обычаи о почитании родителей, милосердии и щедрости.

Основные методы и приемы

Беседа (по имеющемуся опыту) «Когда в человеческом обществе возникли правила и почему?». Обмен мнениями, формулирование вывода: что такое правило и почему его нужно выполнять?



    1. Заполнение схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности (на основе схемы учебника, с. 107). Задание: дополним схему, ответим на вопрос «Какие еще общечеловеческие ценности вы знаете?».

    2. Чтение и обсуждение текстов учебника (работа в группах). Группа выбирает текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль (учебник, с.120-128).

    3. Учебный диалог: обсуждение сюжета и главной мысли фрески Дионисия «Лепта вдовы».

Материал для подготовки к уроку

* Правила поведения начали вырабатываться в доисторическом обществе. Ещё на стадии первобытного стада люди, постоянно взаимодействуя друг с другом, искали и находили способы разрешения конфликтов. Так появились правила, регулирующие нормы поведения, которые гарантировали безопасность каждому члену сообщества.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируются социальными нормами. К ним относятся нормы морали, обычаи, религиозные нормы и правовые нормы. Нормы морали представляют собой правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Каждый человек должен понимать, что выполнение правил поведения делает нашу жизнь приятной, безопасной, позволяет сгладить в ходе общении любые острые углы.

* Архимандрит Кирилл (Павлов), отрывок из проповеди:

«Прежде всего, почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей. Апостол Павел пишет, что


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Бестселлер: книга, которую хорошо раскупают потому, что она хорошо продавалась. Дэниэл Бурстин
ещё >>