Учебные вопросы: Развитие научных представлений о человеке. Понятия «человек», «индивид», - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Человек. Индивид. Личность 1 207.97kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Общая психология» 1 14.91kb.
Семинаров по общей психологии 2 семестр Раздел II. Человек как субъект... 1 83.31kb.
Зарождение философской мысли. Исторические типы мировоззрения. 6 1368.36kb.
Общие понятия о человеке Человек или животное 13 2522.99kb.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на... 1 107.48kb.
Билет №1 Вопрос Человек, индивид, личность 5 843.14kb.
Концепции современного естествознания 7 1321.35kb.
Вопросы к экзамену по истории и методологии физики 1-ый поток V курса 1 19.68kb.
Детские игрушки. Психологический взгляд 1 76.39kb.
Вопросы к экзамену по философии (юридический факультет, весна 2003... 1 26.07kb.
Дипломная работа по предмету: «Психология личности» 1 315.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебные вопросы: Развитие научных представлений о человеке. Понятия «человек», «индивид» - страница №1/1

ТЕМА: Психология личности (ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Куницкая С.А.)

Учебные вопросы:

1. Развитие научных представлений о человеке.

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

3. Трехсоставность человека в учении об иерархической организации и целостности.

4. Иерархическая организация и целостность личности.

1. Развитие научных представлений о человеке.

Психология – одна из самых древних наук и в то же время одна из самых молодых. Психология зародилась в глубинах философии, и долгое время считалась философской и богословской дисциплиной. С 1879 г., когда открылась первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, она уже формально считается собственно научной дисциплиной, взявшей на вооружение так называемые точные и объективные методы. Бесконечное количество школ и направлений в поисках истины не уменьшилось со временем. Как пишет преп. Иустин (Попович), в Европейской философии человек представлен в более или менее «расчлененном» виде. Он нигде не пребывает во всей полноте и целостности, в интегральности. Нет такой системы, в которой человек не был бы раздроблен, и ни одному мыслителю не удалось собрать его в единое целое.

Так сформировалась эмпирическая экспериментальная психология, Целью экспериментальной психологии стало предсказание и контроль над человеческим поведением. Выявляются закономерности психики человека вообще. За рамками объективной психологии остается внутренний мир личности. Сообразно такому подходу, ребенок, ученик – это объект воспитательных воздействий, формирования определенных механизмов, заданного образца личности.

В 20 столетии неоднократно делались попытки суммировать все полученные в недрах психологии познания и выдать некий обобщающий опыт истинного знания, дающего ответы на все вопросы. Не сумев получить обобщенного знания, академическая психология ввела постулат: нет четких критериев истинности, все в мире относительно, а точка отсчета - неповторимая индивидуальность. Объектом изучения ее стал индивид.

Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

В отечественной и зарубежной психологии существует большое количество определений личности, что каждый раз определялось уровнем развития науки и мировоззрением автора.

Фундаментальные, признанные ориентации в зарубежной психологии:

1. Традиционные теории личности (В. Дильтэй, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.).

Заметное место занимает фрейдизм. Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, т.о., комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (метод свободных ассоциаций, гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания намерении транфер), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.).


3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сире, Э.Фромм и др.).

I. В числе традиционных теорий личности заметное место занимает фрейдизм.

В широко распространенной психоаналитической концепции, берущей начало в трудах психолога З.Фрейда, выделяются три структурных компонента личности.

В основании всей психоэнергетики находится ИД (Оно) - наиболее примитивная, бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичны, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые стремлением к удовольствию.

Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, З. Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (метод свободных ассоциаций, гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания намерений и трансфер), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

Все это позволило З. Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.

Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и другие влечения.

Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу. Следовательно, для познания личности не следует не учитывать достижений З. Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, так как в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.

Психологические взгляды К. Юнга ориентированы, вслед за З. Фрейдом, на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах:

а) индивидуальной (личной),

б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.

Если инстинкты и влечения рассматриваются К. Юнгом в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (как первичные образования, человеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п. Процесс становления личности К. Юнг называл индивидуализацией, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.

Для интровертов характерна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих поступки. Им свойственны замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, необщительность. Экстравертам присуща обращенность на окружающий мир. Они импульсивны, инициативны, общительны, обладают высокой социальной адаптированностью.

В зависимости от преобладания той или иной функции психики К. Юнг выводил следующие типологии личности:

а) мыслительный;

б) эмоциональный;

в) чувствующий;

г) интуитивный.

Все отмеченные положения, разработанные К. Юнгом, позволило отразить его системное понимание психики человека.

В составе традиционных теорий личности признается «теория поля», предложенная Куртом Левиным. Ученый родился в 1890 г. в Германии и в последующем плодотворно работал в США, где умер в 1947 г.

Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о психологии личности. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины конкретного психического человека.

II. Новые теории личности объединяют идеи, взгляды и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющую сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; неофрейдистская теория личности, выступающая основой «Индивидуальной психологии» (австриец Альфред Адлер – 1870-1937); гуманистические теории личности и другие.

Среди отмеченных и других новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями многих выдающихся психологов. Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал теорию самореализации, названную им «Концепцией функциональной автономии мотивов». Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я – концепция». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими, организующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена 5 уровнями (системами). Иерархия потребностей по А. Маслоу включает:



  1. Self-actualization needs – потребность в самоактуализации;

  2. Esteem needs – потребность в признании и оценке;

  3. Needs for belongingness and love – потребность в социальных связях, привязанности и любви;

  4. Safety needs – потребность в безопасности;

  5. Deficiency needs – физиологические нужды и потребности.

В составе новых теорий находит признание «Биосоциальная теория трех человеческих природ», которую предложил Мэрфи. По его заключению эти три природы включают следующее: первая природа – человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека; вторая природа – человек как существо, обработанное цивилизацией, культурой («конформист культуры»); третья природа – человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.

Среди психологов имеется немало сторонников биосоциальных теорий. В частности, Г. Айзенк разработал двухмерную модель личности. В ней личности представлена как психобиологический феномен. Основные характеристики личности определяются двумя главными измерениями по шкалам: «интровертированность – экстравертированость»; «эмоциональная стабильность – нейротизм».

III. Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Карл Леонгард выдвинул «Теорию личностных акцентуаций». Он в психологии человека выделял сферу направленности интересов и склонностей – эгоизм, альтруизм, тщеславие, а также сферу чувств и воли – процесс протекания эмоций, скорость их возникновения, глубина, сила или слабость воли, волевая возбудимость.

Джордж Александер Келли (1905-1966) разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает («конструирует») будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Не подтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующих предсказаний.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Проблема личности представлялась длительное время несколько обособленно от представлений, которые формировались в различных зарубежных школах.

Первоначально личность осмысливалась как некая категория с перечислением присущих для нее качеств как некая психологическая реальность. Этот подход к проблеме был назван академиком А.В. Петровским «коллекционерским» подходом, ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище в себя черт темперамента, характера, интересов, способностей и пр. До 1945 г. доминировали взгляды на личность, изложенных в концепциях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. С 50-х годов в связи с разоблачением культа личности Сталина начались более активные исследования личности.

Уже в 60-е годы встал вопрос о структурном подходе к проблеме личности. Для этого направления характерен подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления); объединенные свойства темперамента. Основной недостаток в том, что общая структура личности интерпретировалась, главным образом, как некая совокупность ее биологических и социальных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического.

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

К концу 70-х годов, ориентация на структурный подход сменяется тенденцией к применению системного подхода. В Москве сформировалась самобытная школа А.Н.Леонтьева. В Ленинграде в школе Б.Г.Ананьева получило развитие новое антропологическое направление.

В этот период в отечественной психологии складывается представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Именно личность – есть узел общественных отношений, а это значит, что природа личности конкретно-исторична; личность – деятельная, активная индивидуальность; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующая в социальной целостности.

Личность, по А.Н.Леонтьеву – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. А.Н. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания, умения, в т.ч. профессиональные. Перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. Общий подход к пониманию проблемы личности Леонтьева, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.

В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В.Петровского дается следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности отношений в индивиде». Кроме того, в понимании структуры личности А.В.Петровским и В.А.Петровским, она рассматривается как «сверхчувствительное» системное качество индивида.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности.

Главной детерминантой развития личности в отечественной психологии признавалась деятельность. Деятельность всегда субъективна. Сознание человека обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

То, что человек получает в результате труда, должно прежде существовать в его представлении. В представлении же «заложено» все, что имело место в деятельности.

Структуры человеческой психики формируются благодаря усвоению структур внешней деятельности (механизм интериоризации). В то же время внутренние действия предвосхищают, подготавливают внешние (механизм экстериоризации). Познание не существует вне процесса жизни (совокупности внутренней и внешней деятельности), который по самой природе своей есть процесс материальный, практический.

Человек есть продукт, высший результат развития природы. Вместе с тем человек, рожденный природой, очень скоро определяет себе относительную свободу по отношению к ней. У него появляется способность преодолевать чувство голода, страха, боли.

Сторонники структурного подхода считают, что духовность стала возможна благодаря рефлексивному сознанию. Именно оно есть граница с остальным животным миром. Это родовая особенность человека, иное измерение мира. Благодаря рефлексивному сознанию создан мир человека, его бытие. Мир человека – это бытие человека, включающее человека и преобразованное им. Рефлексивное сознание есть способность понимать себя, сосредоточиться на себе и «овладеть собой», видеть мир в прошлом, настоящем и будущем.

Мир человека имеет свою историю, а не просто циклы развития как у животных. Каждый человек является «продуктом» и участником, как истории человечества, так и своей собственной. То, что относится к истории жизни и современной социальной ситуации, определяет то, что он является субъектом, и «результатом» своей собственной сегодняшней жизни и деятельности.

Отсюда, с точки зрения ученых структурного подхода, основным способом жизни, «очеловечивания» человека, т.е. появления и развития рефлексивного сознания является деятельность.

Деятельность есть источник, результат и необходимое условие. Развития человеческой культуры, цивилизации, индивидуального опыта жизни. Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности и зависимости, осознается значимость индивидуальности.

В деятельности рождаются новые потребности, отношения, тем самым идет процесс «воспроизводства» и обновления человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В этом ученые видели его основное предназначение.

Весь мир построен на взаимном действии – взаимодействии. Все составляющие мира осуществляют влияние друг на друга. Происходит процесс саморазвития субъекта.

Из этого делают вывод, что деятельность есть основная движущая сила развития человека.

Суть принципа деятельностного подхода заключается в том, что психика, сознание человека формируются, развиваются и проявляют себя в деятельности. Этот принцип тесно связан с принципами развития и историзма, предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредования, интериоризации (экстериоризации), зависимости психического отражения от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта.

Потребности являются источником активности человека и выражают объективное состояние нужды в материальных и духовных предметах, социальных контактах и условиях существования, находящихся вне индивида.

Все отмеченное позволило ученым сделать вывод, что деятельность – это основной способ жизни человека, активность по удовлетворению определенной потребности, отвечающая конкретному мотиву, которая одновременно существенно детерминирует развитие его психики.

Особого внимания заслуживает – духовно-нравственная традиция в отечественной психологии, которая изучает особенности религиозного сознания, закономерности нравственного совершенствования личности, многовековой аскетической практики православного подвижничества.

Основным гносеологическим принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи познания и уровня нравственно-духовного развития личности. Идея самосовершенствования в этическом отношении составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. Плодами деятельности по созданию и укреплению нравственности народа является существование в истории православия бесчисленного множества святых как высокоразвитых в нравственном отношении личностей.

В проблемном поле святоотеческой психологии можно отметить ряд актуальных проблем. В частности, это анализ совокупности существующих понятий и выработка единого категориального аппарата. Итогом таких усилий должен стать словарь терминов, описывающих реалии святоотеческого подвижничества на языке собственно психологии. С позиции святоотеческой традиции требуется переосмысление многих общепсихологических понятий. Одним из них является понятие личности.

3. Трехсоставность человека в учении об иерархической организации и целостности.

Стержневыми моментами являются вопросы смысла жизни, жизненных установок и ценностей в континууме соотношений «временное - вечное», «ограниченное - неограниченное». Центр внимания смещается к внутреннему миру человека, к его внутренним ценностям. В основе православного учения лежит принцип «троического единства».



Психологическая разработка этого принципа может оказаться перспективным направлением.

Дух и душа признаются бессмертными. Назначение духа – познание Бога и исполнение Его воли. Основная характеристика духа – это устремленность человеческого «я» к высшему, стремление к соблюдению человеком законов духовного мира, раскрытых в христианских нравственных заповедях. Важной в этом контексте оказывается проблема единства и разъединенности телесных, душевных и духовных проявлений в жизни человека. Описание и выявление закономерностей интеграции или распада этих проявлений в разные периоды жизни личности в зависимости от ее жизненного выбора позволяет выделить основания для личностной типологии.

Согласно христианской антропологии, «дух» есть то, что должно стоять на вершине иерархии психической жизни человека. На языке психологии суть грехопадения человека заключается в том, что человек нарушил в себе иерархию составляющих структур (человек согрешил собственно тем, что переставил центр своей жизни и деятельности с Бога на себя). Иерархия подструктур деформируется: на первое место выходит низшая часть человека – его плотское начало, подчиняющая себе и «душу» и «дух».

Важным методологическим аспектом психологических знаний в святоотеческой традиции является проблем символизма. Утверждается, что внешние обстоятельства жизни (поведение, привычки, болезни) человека являются символами, отражающими его внутренние духовно-нравственные состояния. Основной задачей в понимании «духовных болезней» личности становится анализ и интерпретация внешних событий его жизни.

Когнитивные, эмоциональные и поведенческие искажения в нравственно-духовном плане приводят к невротическим, психиатрическим и психосоматическим расстройствам. Актуальным является изучение взаимосвязи поведенческих расстройств, различной патологии с нарушением заповедей.

Органом Богопознания и самопознания считается сердце. Об этом сказано в Библии и творениях святых отцов (добавить из Войно-Ясенецкого). Сердце является корнем существа человеческого, центром и источником жизни (Притч. 4; 23). Оно есть седалище всех сил, отправлений, движений, мыслей, желаний и чувствований человека со всеми их направлениями и оттенками.

Познание Бога и себя, по учению Слова Божия, достигается не изучением, а очищением (Мф. 5;8). Поэтому истинное знание психологии может быть лишь достоянием христианских подвижников. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Наука из наук, монашество, доставляет самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и Богословии, т.е. деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку». По причине греха человек лишился истинного самовозрения и самопознания. Святитель Игнатий Брянчанинов: «Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна-человек – пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Падший человек – «ложь», т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения».

Великими знатоками, глубоко изучившими душу человеческую со всеми ее свойствами и проявлениями, во все времена были святые подвижники и отцы Церкви Православной. Некоторые из них как бы нарочито избирали преимущественным, а иногда даже исключительным делом своей жизни – наблюдение самых тонких и сокровенных движений человеческого духа и достигали в этом отношении поразительных успехов и плодов.

Одним из исчерпывающих руководств по истинной и опытной психологии человека являются творения святых Отцов – Святителей Димитрия Ростовского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и др.

Исправить неправильный разум возможно, как считал Димитрий Ростовский согласно со всеми Отцами, более очищением от страстей, чем внешним обучением.

Возвращение в психологию духовно-нравственной проблематики ставит ей актуальные проблемы. Выделяется особая тема психологических исследований – духовно-нравственная традиция в отечественной психологии.

Основным гносеологическим принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи познания и уровня нравственно-духовного развития личности. Только высоко нравственная личность способна познать истину. Идея самосовершенствования в этическом отношении составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. Плодами деятельности по созданию и укреплению нравственности народа является существование в истории России бесчисленного множества святых как высокоразвитых в нравственном отношении личностей.

В святоотеческой психологии можно отметить ряд актуальных проблем. В частности, это анализ существующих понятий и выработка единого категориального аппарата. Итогом таких усилий должен стать словарь терминов, описывающих реалии святоотеческого подвижничества на языке собственно психологии. Решение этой задачи предполагает формулирование системообразующего принципа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Несмелов В. Наука о человеке. Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия Павла Флоренского. - СПб, 2000, 440 с.

  2. Коржевский В., свящ. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. – М., 2004. – 648 с.

  3. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология.

  4. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология.

  5. Дворецкая М.Я. Антропология. История и теория.





Смерть — это поза умершего человека. Станислав Ежи Лец
ещё >>