Учебная программа для специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 198.07kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 195.06kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» 5 865.91kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География 1-31 02... 2 399.08kb.
Общая топонимика Учебная программа для специальности: 1-31 02 01... 1 246.09kb.
Учебная программа для специальности 7 1691.31kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 03 01 Математика 1 199.53kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» 5 998.95kb.
Учебная программа курса по выбору для специальности 1-31 04 01-03... 1 228.04kb.
Учебная программа для специальности 3 405.69kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое... 1 211.7kb.
Текст Letero 1 35.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа для специальности - страница №1/2



Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Учебная программа для специальности

1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая)

Факультет исторический




Кафедра философии




Курс (курсы) 5

Семестр (семестры) 9,10



Лекции 10 часов Зачёт 10 семестр

Практические занятия – часов



Всего аудиторных


часов по дисциплине 10 часов

Всего часов Форма получения


по дисциплине 32 часа высшего образования заочная

Составил В.М. Галкин, старший преподаватель


2010

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы,

утвержденной _____ ________________ 2010 г.,
регистрационный номер _____-________/_____

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры философии
17 мая 2010 г., протокол № 10 .
Заведующий кафедрой

профессор ____________ В.Н. Калмыков


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __

Председатель


доцент ____________ Г.А. Алексейченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость изучения философии в её истории определяется тем, что оно вносит серьёзный вклад в формирование мировоззренческих установок личности специалиста в области исторической науки, составляет методологическую основу деятельности будущего историка, способствует становлению его активной гражданской и научной позиции.

Изучение истории философии ориентировано на целостное и системное освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли.

Целью дисциплины является изучение динамики историко-философского процесса в широком культурном, цивилизационном и гуманитарном контексте, осмысление прошлого и современного человеческого бытия на основе исторического опыта философских исканий.

Задачами дисциплины являются:



  • ознакомление с воззрениями ведущих мыслителей в истории философии и усвоение основ важнейших философских учений;

  • взаимосвязи хронологически фиксированных моментов осуществления философского процесса и этапов развития духовной культуры человечества;

  • формирование у студентов творческого отношения к историко-философскому наследию и привитие навыков самостоятельного историко-философского мышления.

Очевидными условиями профессиональной деятельности и самостоятельных творческих изысканий специалиста-историка являются его умения рационально связывать ключевые концептуальные модели, представленные в истории философской мысли, друг с другом и с основными элементами духовной и материальной культуры, характеризовать антропологическое измерение философского знания, его диалогическую природу, квалифицированно интерпретировать и анализировать его в рамках историко-философского подхода.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как "Философия", "Этика".

Выпускник должен:

знать:


  • концептуальные основы важнейших философских учений;

  • основные этапы, направления, тенденции, формы и хронологический порядок развития философии;

  • ведущие философские школы и их представителей;

уметь:

  • характеризовать специфику различных форм философствования в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества и значение философии в профессиональной деятельности;

  • анализировать и интерпретировать философские тексты с позиций философско-мировоззренческой толерантности.

Дисциплина "История философии" изучается студентами 5 курса специальности 1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая).

Общее количество часов – 32; аудиторное количество часов – 10 из них: лекции – 10. Форма отчётности – зачет.

Содержание учебного материала
Тема 1 История философии, её предмет и задачи

"Лекции по истории философии" Г.В.Ф.Гегеля – поворотный пункт в определении историко-научного понимания философии. Классический, неклассический и постнеклассический подходы к пониманию истории философии.

Проблема возникновения философии и определимости её предмета.

Проблематика генезиса философии: движущие силы развития философии, прогресс и преемственность философских знаний. Историческое и логическое, абстрактное и конкретное, всемирное и национальное в эволюции философии.

Мифология, экзегеза, наррация, герменевтика, интерпретация, таксономизация, аппликация, инвенция, диалектика, идеология, деконструкция, и пр. как принципы и формы историко-философского исследования.

Вопрос о деперсонализируемости философского акта.

Проблема исторической классифицируемости ситуаций философского мышления.
Тема 2 Древневосточные формы постижения мира

Древнекитайские цзы: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы. "Дао", "инь-ян", "у-син" – фундаментальные фигуры древнекитайской метатопики. Канон "И-цзин".

Социальные и нравственные позиции конфуцианства. Учение Кун-цзы о "чжен-мин" ("исправлении имён").

Лао-цзы и его "Дао-дэ-цзин".

Учение Чжуан-цзы об "отсутствии самого отсутствия". "Проблема Чжуан-цзы".

Этический релятивизм и адогматизм даосов.

Древнеиндийские философские представления в "Ведах" ("Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и т.д.), "Брахманах" и "Упанишадах". Концепции Брахмана и Атмана. Карма и Сансара.

Буддизм: отличие и сходство с индуизмом. Доктрина Анатты о "всенесуществовании". Учение Гаутамы о "четырёх благородных истинах".

Аскетическое и кармическое учение джайнов.

Трудности философских интерпретаций древневосточных учений.



Тема 3 Греко-эллинская античная физика, софистика и философия
Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Элейская (Парменид, Зенон и др.) школы: бытие "физиса" и бытие "космоса". Рациональная постановка вопросов об "архэ", "едином и многом", "движении и покое", "нечто и ничто" и т.п. Тезис Парменида "бытие есть, а небытия – нет" и апории Зенона против множественности сущего и против движения.

Гераклит Эфесский и его релятивистская диалектика.

Пифагор: число как предельная реальность.

Атомистика Левкиппа и Демокрита Абдерского: идея универсума как бытия атомов и пустоты.

Софистика: открытие Протагором "человека как меры всех вещей" и установление антагонистического отношения к философам.

Великое открытие "души" Сократом. "Майевтика" истины.

Платон: открытие интеллигибельности космоса. Платоновские учения об идеях, о диалектике, о государстве. Место философии в эротологии Платона. "Проблема Платона".

Физика, метафизика, логика и риторика Аристотеля Стагирского. "Этики" Стагирита. Аристотелевское представление о богатстве ("экономика" и "хрематистика"). "Проблема Аристотеля".

Философские учения эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и т.д.). Эпикур об эвдемонистическом предназначении философии. Учение школы стоиков (Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) о Логосе. Стоические суждения о принципах жизни и квалификация философии как упражнения в добродетели. Пирон из Элиды о принципиальном недоверии к знанию, апатии и невозмутимости как философской позиции. Систематический скептицизм Секста Эмпирика.

Плотин как родоначальник неоплатонического движения.

Возникновение позднеантичных религиозно-философских направлений. Филон Александрийский: попытка соединения греческой философии и иудаистских теологических представлений.
Тема 4 Теоцентризм: патристика, апологетика

и теологические формы схолы
Христианская, арабская, еврейская философии как составляющие средневековой философии.

Обретение индивидуального спасения и вечного блаженства в Боге – отличительная черта и нравственно-мировоззренческая парадигма средневековых философствований.

Евангелистика, патристика, схоластика как исторические формы христианской философии.

Греческая апологетика (Климент Александрийский, Ориген и др.): трёхуровневая экзегетика Оригена и его догматические утверждения о бестелесности, непознаваемости, абсолютном превосходстве, двойственной природе Иисуса Христа, Божественной Троице.

Оппозиция христианской апологетики к философии.

Латинская апологетика. Декларации К.С.Ф.Тертуллиана: "вера выше разума, а всякая философия от дьявола", "верую, потому что абсурдно" и т.п.

Миланский эдикт 313 г. о свободе христианского вероисповедания и культа.

Греческая патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоан Дамаскин. Первая систематизация христианских догм и учений, необходимость принятия Священного Писания в качестве правила и закона проверки любой теории (Григорий Нисский), разработка иерархии духовного мира, выдвижение принципа апофатического ("негативного") богословия (Псевдо-Дионисий), критика монофизитства и монофилитства, упрочение догмы о двойственной – Божественной и человеческой – природе Иисуса Христа (Максим Исповедник).

"Точное изложение православной веры" Иоана Дамаскина и утверждение философии в статусе богоугодного почтенного занятия.

Выдвижение Святым Петром Дамиани в начале второго тысячелетия от Р.Х. фундаментальной декларации схоластического движения – "философия – служанка богословия".

Ранняя схоластика IX – XII вв. (И.-С.Эриугена, А.Кентерберийский, Росцелин, П.Абеляр) и утверждение номинализма, концептуализма, реализма как форм схолы.

Проблема теодицеи и схоластические версии её разрешения. Постановка вопроса о доказательстве (прежде всего, логическом) бытия Бога. Космологическое, телеологическое, онтологическое доказательства. Априоризм и апостериоризм в рассуждениях схоластов.

Априорные доказательства Божественного бытия Августина Аврелия и Ансельма д`Аоста.

"Естественная теология" Аквината как сумма апостериорных логических доказательств бытия Бога.

Выдвижение схоластами "проблемы универсалий". Реалистическое (Блаженный Августин, Ансельм д`Аоста, Фома Аквинский, Вильгельм из Шампо) и номиналистическое (Росцелин, Жан Буридан, Иоанн Дунс Скот ) понимание "всеобщего".

"Через примат человеческого разума в вопросах веры" (Пьер Абеляр), "через двойственность истины" (Аверроэс), "через негацию и элиминацию разума в ситуации веры" (Дамиани), "через утверждение примата веры над разумом для облегчения понимания истин веры" (Аквинат и католичество) – схоластические варианты решения вопроса о соотношении веры и разума и их роли в познании Бога.

У.Оккам о примате "индивидуального" и независимости веры от разума. "Бритва Оккама".

Средневековая философия в ближневосточных странах (Авиценна, Аверроэс): спекулятивный синтез аристотелизма и утверждение доктрины "двух истин".


Тема 5 Ренессанс: гуманизм и индивидуализм
Проблема предметной отнесённости термина "Возрождение" ("Ренессанс").

Общие характеристики Ренессанса (установка на приоритет светской жизни, признание усилий к "достижению счастья уже в этой жизни" в качестве главных среди прочих человеческих усилий, смещение к центру общественного мировоззрения фигуры человека, декларация инверсии иерархических положений церкви и государства, возникновение требования к элиминации церкви как конституирующего начала человеческого существования и др.) и ситуация их восприятия в постнеклассической парадигме.

Гуманизм, натурфилософия, неоплатонизм, утопизм – основные направления философии Возрождения.

Смысл термина "гуманизм", его социально-исторические коннотации.

Франческо Петрарка – общепринятая фигура родоначальника гуманизма. Основные манифестации гуманизма: антропоцентризм, принципиальное равенство всех людей, свобода воли, фатальность и провиденциальность, социально-аподиктический характер фортуны.

Н.Кузанский – признанный первый философ эпохи Возрождения. Трактат кардинала Николая из Кузы "Об учёном незнании": учёное незнание как новый и единственно приемлемый метод исследования "бесконечных понятий и величин рассуждения", аксиома о "совпадении противоположностей в бесконечности", идея о разрешении "проблемы Единого" через совпадение "максимума" и "минимума", введение предположения "об отсутствии центра мира и его пределов". Н.Кузанец и начало придания математике статуса универсальной убедительной формы аргументации. Математика как изменённая фигура теологии.

Николо Макиавелли и его "Государь". Обоснование категории "интерес" и её главного выражения в "приумножении и сохранении своей собственности". Пессимистическая декларация человека как "творца самого себя", везде и всегда преследующего свои цели, главной из которых является нажива. Выдвижение идеи об "отделении политики от морали" и её развёртывание в тезис об оправдании политического насилия и признание за политикой её манипуляционного смысла.

Реформация: изменение предмета теологии. Протестантская риторика (Ф.Меланхтон) как возрождённый запрос на оппозицию философии.


Тема 6 Научная революция и становление

новоевропейского антропоцентризма
Научная революция: создание новой картины мира (множественность, многообразие и сложность космоса, децентрация положения Земли, возможная неединственность человека как разумного существа, существование микромира, человеческий индивид как песчинка мироздания и т.п.); распространение прокламаций новой морали, основываемой на прямой аналогии законов природы и законов общества; утверждение новой роли философии в функции гносеологического обеспечения науки, задаваемой в ситуации определения и выполнения субъект-объектного отношения.

Зарождение философского эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм, К.Гельвеций, Э.Б.Кондильяк и др.

Проект "Великого восстановления наук" и "Новый Органон" Ф.Бэкона, основанные на новом понимании природы человеческих заблуждений ("учение об идолах ума" – рода, пещеры, площади, театра") и новом ("индуктивном") методе. Постановка Ф.Бэконом под сомнение фундаментальных оснований логики Стагирита.

Номинализм Т.Гоббса: учение о "знаках", "естественных законах" и "человеческой природе". "Война всех против всех" как интерпретация закона социального общежития.

Утверждение и обоснование идей субстанциализма Р. Декартом.

Принцип "когито" и рационалистический метод Р.Декарта. Постулирование дуального существования "протяжённой и непротяжённой субстанций", постановка и решение Картезием "психофизической проблемы". Учения о "существовании Бога в человеческом сознании как идеи совершенного существа", о "мире как машине", об "интеллектуальной интуиции".

Эволюция идей субстанциализма в философских учениях Б.Спинозы и Г.Лейбница.

"Этика" Б.Спинозы как последовательное и рационалистическое выражение пантеизма. Гипотеза Г.Лейбница об "универсальном языке в форме математических исчислений" и первый его лейбницевский прототип.

Сенсуалистическое учение Дж.Локка в "Опыте о человеческом разуме": душа человека – "tabula rasa"; "первичность и вторичность качеств, полученных на основе внешнего опыта"; "простые и сложные идеи".

Субъективный идеализм Дж.Беркли: устранение понятия материи как основания для представления о несуществовании Бога. Тезис "существовать – значит быть воспринимаемым", его аргументы. Учение Беркли об идеях – оппозиция локковскому учению о качествах. Проблема солипсизма.

"Трактат о человеческой природе" Д.Юма: учение о душевных восприятиях и их видах. Аргументация в пользу утверждения о субъективности причинной связи. Агностическая и априористическая инсталляции проблемы сознания и реальности в философии Д.Юма.

Блез Паскаль: маргинальная философская попытка установления человеческого индивида в положении единственного предмета философствования. Декларация возвышенного "ничтожения" человека в ситуации его понимания как "мыслящего тростника". Философические манифесты Паскаля: "жить здесь и сейчас", "развлечение – бегство от самого себя". "Пари Паскаля" как оригинальный аргумент в пользу религиозной веры.


Тема 7 Просвещение

Атеизм, морализм, эстетизм, материализм, сциентизм, техницизм, прогрессизм – ведущие идеологические формы философских пропозиций просветителей (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, Дж.Толанд, Дж.Коллинз, А.Шефтсбери, Б.Мандевиль, Д.Пристли, Г.Лессинг, молодые И.Кант и И.Фихте и др.).

Прокламация "естественного права" на основе допущения отождествления "естественности" и "рациональности". "Декларация прав человека и гражданина" – документальное выражение принятия и развёртывания просветительского тезиса об эквивалентности юридического и математического законов.

Деизм как принцип "естественной религии" Ф.Вольтера, эмпиризм и сенсуализм авторов "Энциклопедии", постановка Д.Дидро вопроса о специфике рационального познания и его гилозоистическое решение.

Жан-Жак Руссо о "естественном состоянии" и "человеческой природе".

Систематическая разработка метафизического материализма П.Гольбахом. Антитеологический смысл учения Гольбаха об универсальности и объективности естественной причинности. Метафизическое отождествление причинности и необходимости. Гольбах о познании как отражении объективного мира. Эмпирицистская попытка Гольбаха распространения материализма на понимание социальной жизни. Фаталистическое понимание человеческой деятельности, игнорирование закономерности общественного развития. Абсолютизация роли людей в развитии общества. Исторический идеализм Гольбаха.

Клод Гельвеций: индивид как исходный пункт социологического анализа, социологическая "робинзонада"; природное равенство людей; среда и личность; всемогущество воспитания. Общественно-политический идеал Гельвеция.

Жюльен Оффри де Ламетри: концепция "человека-машины" как способ материалистского преодоления декартовского дуализма. Механицистские и органицистские обоснования положений о зависимости сознания от телесной организации, о сознании как функции мозга, о генетической связи человека с животным миром.

Постнеклассическая постановка "проблемы Просвещения" в "конце истории". Постмодернистские деконструкции и "археологии" философем просветителей (Ж.Деррида, П.де Ман, М.Фуко и др.).
Тема 8 Классическая немецкая философия
Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии. Эволюция философских воззрений Канта, "докритический" и "критический" периоды в его творчестве.

"Критика чистого разума" – классическое выражение построения концепции научного знания. Постановка вопроса о возможности существования метафизики в качестве фундаментальной научной дисциплины и об условиях научности математики и естествознания. Обоснование априорности научных истин и их агностического статуса. Ситуации трансцендентального и трансцендентного. Понятие "вещи в себе" и ее различные значения. Типология познавательных способностей человека. Учение о чувствах и рассудке в связи с постановкой и решением проблемы научности математики и естествознания. Априористское решение вопросов пространства и времени.

Трансцендентальная логика Канта и ее отношение к формальной логике. Главные идеи аналитики понятий и аналитики основоположений.

Постановка Кантом диалектических проблем в учении об "антиномиях чистого разума".

Кантовское учение о "практическом разуме". Кантовский ответ на вопрос о возможности этики как науки и ограничение философии сферой гносеологии. Выдвижение и формулировка "категорического императива". Проблема свободы в этике Канта.

Учение Канта о "способности суждения" как попытка преодоления разрыва между миром сущего и миром должного, "теоретическим разумом" и "практическим разумом". Проблема целесообразности в философии Канта.

Основные положения кантовского учения о "вкусе" и о художественной деятельности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – систематизатор и завершитель идеалистической линии в немецкой классической философии, создатель системы диалектического идеализма.

Становление философских воззрений Гегеля. Теоретические источники гегельянства (от античности до Нового времени).

"Феноменология духа" – первый вариант гегелевской системы объективного идеализма. Рационалистический смысл научности философии. Историчность понимания истины. Развитие сознания как центральная проблема феноменологии. Диалектика "раба и господина", несчастного и удовлетворенного, разорванного и цельного сознания. Квалификации ситуаций "отчуждения", "опредмечивания и распредмечивания".

"Энциклопедия философских наук" как сжатое изложение системы гегелевской философии.

Критика метафизического способа мышления в контексте отношения мысли к действительности. Концепция "диалектической логики". Рассудочная, диалектическая и спекулятивная стороны логического. Тезирование единства логики, диалектики и теории познания.

Триада как конструктивная форма гегелевской философии. Диалектическая концепция развития, её категории и законы.

Философия природы. Философия духа.

Философия истории как раздел учения об абсолютном духе. Всемирная история как прогресс в познании свободы. Диалектика свободы и необходимости. Общественное сознание и абсолютный дух. Соотношение искусства, религии и философии.

"Введение в чтение Гегеля" Александра Кожева и его влияние на становление постнеклассического восприятия гегелевской философии.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Тема 9 Неклассическая западная философия ХIX в.
Теоретические источники марксизма. "Ранний" и "поздний" Маркс. Основные положения диалектического и исторического материализма: общественная природа религии (её вторичность – "надстроечность"); философия суть социальное действие по практическому изменению мира; труд в классовом обществе суть деятельность по отчуждению человека от своей социальной сущности; капиталистическое присвоение прибавочной стоимости – историческая развитая форма собственности как кражи, подлежащая положительному упразднению способом пролетарской экспроприации и коммунизации общественной жизни. Апробации диалектико-материалистического метода Ф.Энгельсом на материале науки.

Марксизм после Маркса.

Философия "воли и представления" А.Шопенгауэра. Инвенция абсолютного пессимизма как философской позиции. "Мир есть моё представление" как фундаментальное гносеологическое определение. Онтология как предикация гносеологии – "от… первого раскрывшего глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира". Трансформация "субъект-объектной" рационалистической оппозиции в отношение "хочу, следовательно, существую". "Воля" как непосредственная находимость реального мира и его атрибутов. Динамические и структурные характеристики мира объективаций воли: "вечность форм вещей", "вечное становление, бесконечный поток", "бесцельность воли к жизни как таковой", "постоянно голодная воля" и др. Этика как телеология морального освобождения "мученика и мучителя" и эстетика как телеология творческого "непроизвольного напряжения" Гения. Пессимизм как "философская надежда".

Философия жизни В.Дильтея как академическая форма иррационализма. Психологизация и субъективизация понятия "жизнь". Философия как учение о мировоззрениях. Противопоставление "наук о духе" "наукам о природе". Познание духовных явлений. Проблема метода у Дильтея.

Философия "сверхчеловека" Ф.Ницше. Источники ницшевской философии. Отношение Ницше к науке. Иррациональность и волюнтаристичность в представлении "воля-к-власти". Негативизм как принцип познания и литературно-интеллектуальный эпатаж как форма философствования. Интерпретация понятия как "орудия-воли-к-власти". Требование к построению рассуждения "по ту сторону морали". Выдвижение идей о "смерти Бога" и "сверхчеловеке", их манифестации в "Так говорил Заратустра". Культурный нигилизм Ницше и ницшевские амплификации "права сильного" (призыв к образованию "расы сверхлюдей"). "Антихристианин" Ницше. Проблема "сумасшествия Ницше".

Философия "бодрствующего сознания" О.Шпенглера. Законы науки и "судьба". "Культура" и "цивилизация". Теория общественного круговорота. Идея "души культуры" как центральная категория философии истории Шпенглера. Стадиальные характеристики культуры. Исторические пролонгации в "Закате Европы".

Возникновение позитивизма. Истоки позитивистской философии: конфликт рационализма и эмпиризма в развитии естествознания, возникновение проблемы классификации научного знания и поиск методологических оснований для её разрешения. Огюст Конт – основоположник позитивной философии. Новое понимание задач и метода философского исследования. "Позитивная философия" и ее отношение к "положительным наукам". Концепция "основного закона развития человеческого духа". Неклассическое переосмысление места и роли теоретического мышления в научном исследовании. Классификация наук. "Социальная физика".

Неокантианство: Баденская и Марбургская школы.

Баденская школа (В.Виндельбанд и Г.Риккерт и др.). Философия как "философия ценностей". Аксиологические переоценки гносеологического акта. Предмет познания по Риккерту. Борьба против теории отражения. Противопоставление "наук о природе" и "наук о культуре". Субъектное истолкование естествознания и проблемы закономерности общественного прогресса. "Генерализирующий" метод естествознания и "индивидуализирующий" метод наук о культуре.

Марбургская школа (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер и др.). Ориентация философии на математизированное естествознание с акцентом на его логицистское истолкование. "Трансцендентальный метод" в философии. Проблематизация рассуждения о "вещи в себе". Дефинирующие отсылки к "субстанции" и "функции" у Кассирера.


Тема 10 Постклассическая философия ХХ в.
Аналитическая философия: критика "метафизики" и устранение "метафизики".

Философия как логический и семантический анализ языка науки.

Венский кружок (Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат). Формальное и фактуальное знание как структурные единицы научного знания. Идея редукционизма. Экспликации "протокольных" и "базисных" предложений. Теория как логическая формализованная конструкция. Проблема значения. Принцип верификации и его функции: критерий истинности, критерий разграничений научных и философских утверждений, критерий значения. Механизм верификации и трудности его применения. "Ослабленная" верификация. От верификации к фальсификации. Семантика в ее различных значениях. Семантическое определение истины.

Философия как лингвистический анализ.

Основные идеи философских исследований Л.Витгенштейна: язык как игра, теория "семейных сходств", значение как способ употребления слов. "Философия – не доктрина, а деятельность".

Феноменология.

Э.Гуссерль и его позиционирование последовательного антипсихологизма как исходного принципа феноменологического исследования. Противопоставленность феноменологии классическому эмпиризму, натурализму, историзму и выдвижение её на роль "строгой науки философии, концептуализирующей непосредственный опыт сознания".

Феноменологическое описание акта сознания как эйдологического акта "идеации", лишённого платоновских онтологизирующих модусов. Процедура "очищения сознания от эмпирического содержания способом "эйдетической редукции".

"Интенциональность (направленность на предмет)" как главная характеристика абсолютного сознания. "Интенциональный акт" и "интенциональный предмет". "Горизонт" феноменальной перцепции. Трактовка времени как "интенциональной жизни сознания". Учение об интерсубъективности: "Другой, а не я, есть первый человек".

Развитие М.Мерло-Понти идей гуссерлианства в своей "феноменологии восприятия".

Современная актуализация вопроса об экспликативности феноменологического опыта исследования сознания и его применимости к ситуациям программирования искусственного интеллекта.

Психоанализ.

Проблема предметной отнесённости психоаналитического учения З.Фрейда к философским учениям. Радикальное влияние идей психоанализа на интеллектуалистические и философические контексты рассуждений в ХХ веке.

"Сексуальность" как задающий концепт психоаналитического исследования. Теория сексуальных комплексов "Эдипа" и "Электры" и др. и их преодоления. "Невроз", "либидо", "сублимация", "бессознательное", "предсознательное" как транскультурные состояния личности человека. Доминанта "бессознательного". Фрейдовское структурирование личности: "Оно" – "Я" – "Сверх-Я". "Эрос и Танатос" как агональная фигура существования человека в среде культуры.

Учение К.Г.Юнга о "коллективном бессознательном" и "архетипах". Юнговские концепты "интраверсивных" и "экстраверсивных" человеческих характеров.

Попытка синтезации положений фрейдизма, марксизма и экзистенциализма Э.Фроммом. Ситуация одиночества как исходный пункт человеческой коммуникации по порядку взаимоподчинения и садомазохистской вариативности. Свобода как протест. "Иметь или быть" – определяющая дилемма кризисного существования человека, фроммовский манифест к её разрешению.

Экзистенциализм.

Идейные истоки экзистенциализма: теологии М.Лютера и Ж.Кальвина, философско-теологические воззрения С.Кьеркегора, опыт религиозных исканий Ф.М.Достоевского, философия жизни Ф.Ницше, феноменология Э.Гуссерля.

Вопрос о месте возникновения и основоположниках экзистенциального сознания.

Религиозная (Шестов, Бердяев, Ясперс и др.) и атеистическая (Хайдеггер, Камю, Сартр, Бовуар и др.) версии экзистенциализма.

Тезис о литературе как истинной форме экзистенциалистической философии и его аргументы.

Экзистенциализм М.Хайдеггера. Выявление структуры человеческого бытия и основные категории ("экзистенциалы") в философии Хайдеггера: "бытие-в-мире", "забегание-вперед", "бытие-при-внутримировом-сущем"; "забота", "подлинная" и "неподлинная" экзистенции, "бытие-к-смерти". Неизбежность неподлинной экзистенции. Проективность человека. Бытие и время. Будущее как первая временная детерминация. Единство структур истории и бытия. "Обезбоженность" и миф. Хайдеггер и метафизика.

Экзистенциализм Ж.-П.Сартра. "Бытие и ничто". Сознание как тотальное "ничтожение" бытия. Невозможность быть несвободным. Экзистенциальный выбор между "Я" и "Другим". "Тошнота" как модус человеческого самонахождения в мире. "Экзистенциализм – это гуманизм".

Герменевтика.

К истории определения герменевтики: древнее искусство толкования текстов, теологическая практика истолкования сакрального смысла Священного Писания, реформаторская процедура установления аутентичности и авторства библейских текстов, современная теория интерпретаций.

Герменевтические разногласия как одна из причин отделения протестантизма от католицизма.

Протестантская герменевтика Ф.Шлейермахера. Предпонимание как естественное условие нахождения в "герменевтическом круге" восприятия текста. Принципиальная незавершённость ситуации понимания и движение понимающего сознания по расширяющимся кругам вникновения во взаимоотношения целого и части.

Герменевтика В.Дильтея. Текст как объективация жизни его создателя и требование воспринимающего сопереживания последнему на основе применения "принципа подобия субъектов".

Герменевтика Г.Г.Гадамера. Герменевтическая проблема – это проблема формирования человека. Истинность интерпретации определена заданным порядком самих вещей ("традицией") и получает оформление посредством осуществления воспринимающим текст "герменевтического перехода". "Исторический эффект текста" как неустранимое условие его понимающих интерпретаций.

Проблема "конфликта интерпретаций" (П.Рикёр).

Структурализм и постструктурализм

Структурализм как философский метод и форма философствования. Структура как основа бытия. Неустранимая включённость человека в структуральные порядки существующего. Структурная заданность несвободы, бесперспективности, непрогрессивности.

Структурный метод Ф. де Соссюра и его аппликации к философии. Реальность как сумма знаковых структур.

Антропологический структурализм К.Леви-Стросса. Онтологическая матрица "человеческого духа". "Мифы думают о людях без их ведома": выделение самоактивирующихся оппозиций ("мифологем") – "герой-жертва", "отец-мать", "друг-враг" и др.

Структурный психоанализ Ж.Лакана. Разрыв между "Я" и "Оно". Информативность "Оно". Задача выявления его языковой структуры и самоидентификации "Я". Триада структурных порядков "Реальное – Воображаемое – Символическое". Эго как "воображаемая" идентичность, "символическое" как попытка удовлетворения желания.

Постструктуралистский вывод М.Фуко: всякая культурная система суть объективация дискурсивных практик ("порядков дискурса") сознания, в которые бессознательно вовлечены люди и несубъективация которых неизбежно оборачивается человеческой деградацией и застоем. Характеристика М.Фуко классической эпохи как "истории безумия" и его метод "археологии гуманитарных наук".

Постмодернизм.

Ж.Лиотар "Постмодернистское состояние: доклад о знании" (1979). Самоопределение постмодернизма в отношении классики и неклассики.

Ведущие представители философии постмодерна (Р.Барт, Ж. Бодрийяр, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ж.Лиотар, У.Эко) и их основные манифестации – заданность события современного философского акта в ситуации "после времени"; отказ от стандартов модернистских философем и их устранение; деинсталляция конструкций исчисляющего и препарирующего рассудка; радикальное неприятие социального утопизма и иллюзионизма; требование соблюдения плюрального "условия возможности быть" в "конце истории".

Принципы постмодернистского философствования: "вера в неантропоцентрированный Разум", декларация универсального гуманизма, "идея Истины как расширяющегося незнания", "постижение сокрытого означаемого "мира-как-языка" через "деконструкцию" идеологизированной тотальности текстов, самостоятельное мышление в псевдомире, выполняемое на основании "равнозначной множественности".

Новые определяющиеся области философствования (экофилософия, "философия диалога", "философия встречи", синергетика и др.).
Тема 11 Отечественная философская мысль
Теолого-философские компиляции в Киевской Руси (митр. Иларион, К.Туровский и др.). Оригинальные теологизированные нахождения митр. Петра Могилы и епископа Феофана Прокоповича, социально-политические изыскания В.Н.Татищева.

Г.Сковорода – первый отечественный философ. Сократический образ Г.Сковороды.

Становление и самоопределение отечественных философских позиций в ХVIII в. и зарождение славянофильских и западнических ориентаций в общественном сознании.

Учение "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков и др.) о возможности построения на основе русского православия новой самобытной культуры.

"Философические письма" П.Я.Чаадаева.

"Славянофилы" и "западники": противоречивое единство рационализированного и теологизированного мышления в пределах восприятия России как особого мира с провиденциальными характеристиками.

Философские тематизации Ф.М.Достоевского.

Роман как способ понимания главного "события" в осуществлении божественного бытия – человека.

Человек и свобода: неустранимая иррациональность человеческого выбора и поведения ("иметь право желать себе глупейшего"), стремление к своеволию вплоть до свободного воления преступления ("человек не стремится непременно к выгоде"), зло и добро суть одинаково дети свободы, одержимость идеями и борьба идей как человеческое состояние. Парадокс свободы: свободе можно научиться, но сделать это можно лишь уже будучи свободным.

Проблема "человекобога" и "богочеловека". Достоевский и Ницше. Идеи наций и "русская идея".

Систематическая философия В.С.Соловьёва. Учение о всеединстве, учение о Софии, учение о богочеловечестве. Гносеологические и антропологические построения. Прокламация свободного теократического общества – всемирного государства-Церкви, построенного на христианских духовных основаниях. Кафолические (по принятию идеи вселенского характера истины) применения к решению вопросов о "русской идее" и "предназначении наций" – "идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности".

Религиозно-философская мысль России конца ХIX – середины ХХ в.в. и её оригинальные черты: противопоставленность западному рационализму и сциентизму в способах рассуждения, восходящих к ситуациям "интуиция", "живой опыт", "непосредственная данность бытия сознанию", "странничество и старчество", "духовное искание и одуховление"; приверженность идее "соборности"; принятие истины как "правды" и осуществление гносеологического действия в качестве выражения религиозного (с акцентом на православие) поиска спасения.

Философия "Общего дела" Н.Ф.Фёдорова: "…Иной высокой цели, кроме воскрешения отцов, или восстановления всеобщей любви, нет и быть не может".

Философия "мистического эмпиризма" Р.О.Лосского: мир есть органическое объединение "субстанциональных деятелей", каждый из которых живёт жизнью целого мира.

Философия "экзистенциональной онтологии" С.Л.Франка: каждый объект ещё до всякого акта познания его находится непосредственно, так как "мы слиты с ним не через посредство сознания, а в самом бытии".

Философия иррационализма Льва Шестова: "…Забудьте на одну минуту "школу", и сразу убедитесь, что развитие мира ужасно неестественно: естественно было бы, если бы не было ничего – ни мира, ни развития".

"Софиология" П.А.Флоренского: София – "…четвёртый ипостасный элемент.., входящий в полноту бытия Троичных недр…".

Философия "мистического логизма" В.Ф.Эрна: "У христианства нет врага более ужасного, чем немецкий идеализм… [Рационализм имеет] …мировоззрение абсолютно статическое. Ему некуда двигаться. В своём чистом виде он непременно вне-человечен, вне-жизнен. Отсюда роковые пределы и грани".

Философия "творчества и свободы" Н.А.Бердяева: культура аристократична и иерархична, она порождается гениями. Для неё естественным является неравенство умов и талантов у разных людей. Культура – это творчество новых ценностей и новых способов жизни.

Оригинальная философская мысль советского периода.

Учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского: "Научная мысль есть планетарное явление".

"Диалектическая мифология" А.Ф.Лосева: человек изначально живёт в мифе и обречён жить в тотальной мифологичности мира и выйти из неё не может. Выбор мифа – за человеком. "Диалектика свободы и необходимости есть окончательный залог нашего благородства".

"Диалогизм" М.М.Бахтина: два личностных сознания суть минимальное "событие" бытия. "Быть – это значит общаться". Монологизм – сознание без субъекта, форма непреодолённого язычества в европейской культуре, считающей себя христианской.

Учение об "этногенезе" Л.Н.Гумелёва: человеческая история – это история этносов. Кормящий ландшафт как основная причина отличия этносов. Эволюция этноса в полуторатысячелетнем периоде его существования: появление пассионариев и подъём – акматическая фаза – фаза надлома – инерционная фаза – обскурация – мемориальная фаза – гомеостаз.

Философия "самосознания" М.К.Мамардашвили: "реальная" и "профессиональная" философии. Философия – это форма индивидуального самосознания и выражения способа бытия личности, осознающей себя в ситуации "отрицательной онтологии". Реальное философствование совершается тождественным способом выполнения одного и того же действия разными реально-индивидуальными самосознаниями ("Если я совершаю философский акт, то со мной происходит то же самое, что происходило с Декартом").

Проблема предметной определённости историко-философского выражения "философия Беларуси". Географический, этнографический, культурологический, религиоведческий, социокультурный, эссенциалистский, структурологический и др. подходы к её постановке и разрешению.

Разорванность и полярная напряжённость как специфические черты истории философского процесса на белорусских землях. Аппликативный характер философствований его участников.

Институализация исследований истории белорусской философской мысли в постсоветский период (Н.О.Алексютович, А.А.Бирало, А.В.Мальдис, Я.Л.Немировский, В.П.Оргиш, В.Ф.Шалькевич и др.).

"Универсальный возрожденческий человек" Ф.Скорина как основоположник "собственно философии Беларуси". Гуманизм и свободомыслие в творчестве Ф.Скорины. Реформаторские идеи С.Будного. Характеристики религиозно-философских позиций представителей скориновской линии (К.Бекеш, М.Гусовский, Я.Лициний Намысловский, А.Рымша, М.Литвин и др.). Практикование элитами ВКЛ межконфессионального диспута как формы и способа философских нахождений. "Виленская схоластика". Статуты ВКЛ как выражение интенций ренессансного гуманизма и индивидуализма.

Проблема оценки влияния иезуитских коллегиумов на философское образование и становление профессиональной философии в Беларуси.

"Филоматика" и "филоретика" как нереализованные проекты Виленского университета в начале XIX в.

Доктрины западноруссизма (М.О.Коялович, К.Д.Кавелин, И.И.Григорович и др.) и революционно-демократического национального освобождения (К.Калиновский), их социально-философские детерминации и манифестации. Рефлексия проблематики становления белорусского самосознания средствами литературы с конца XIX в. (А.Мицкевич, В.Дунин-Мартинкевич, Ф.Богушевич, Я.Купала, Я.Колас, М.Богданович, В.Короткевич и др.)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных

часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература


Формы контроля

знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия

контролируемая самостоятельная работа студентов

1

2

4

5

6

7

8

9

10

1

История философии, её предмет и

задачи

1 Проблема возникновения философии и предмет истории философии.

2 Генезис философии: движущие силы развития философии, прогресс и преемственность философских знаний.

3 Принципы историко-философского

исследования.


2

-

-

-




[1,3,6,11]





2

Древневосточные формы постижения

мира

1 Древнекитайские цзы: Лаоцзы, Чжуанцзы,

Моцзы. Конфуций и его учение

2 Древнеиндийские философские представления в

Ведах (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и т.д.),

Брахманах и Упанишадах. Буддизм.

3 Трудности философских интерпретаций

древневосточных учений.



Самостоятельное изучение

[1,3,6,25]





3

Греко-эллинская античная физика,

софистика и философия

Самостоятельное изучение







1

2

4

5

6

7

8

9

10

3.1

1 Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и элейская (Парменид, Зенон и др.) школы: бытие "физиса" и бытие "космоса".

2 Софистика: открытие Протагором "человека как меры всех вещей" и установление антагонистического отношения к философам. Учение Сократа.

3 Платон: открытие интеллигибельности космоса и учения об идеях, о диалектике, о государстве.


Самостоятельное изучение

[1-3,11,15]





3.2

1 Физика, метафизика и логика Аристотеля.

2 Философские учения эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

3 Неоплатоническое движение и возникновение позднеантичных религиозно-философских направлений (Филон из Александрии).


Самостоятельное изучение

[1-3,11,15]





4

Теоцентризм: патристика, апологетика и

теологические формы схолы

Самостоятельное изучение







4.1

1 Христианская, арабская, еврейская философии как составляющие средневековой философии. и евангелистика, патристика, схоластика как исторические формы христианской философии.

2 Греческая и латинская апологетика. Патристика

3 Ранняя схоластика IX - XII вв. и утверждение номинализма, концептуализма, реализма как форм схолы.


Самостоятельное изучение

[1,3,9,11,15,

30]





1

2

4

5

6

7

8

9

10

4.2

1 "Естественная теология" Аквината.

2 Средневековая философия в ближневосточных странах (Авиценна, Аверроэс): спекулятивный синтез аристотелизма и утверждение доктрины двух истин.

3 У.Оккам о примате индивидуального и независимости веры от разума ("Бритва Оккама").


Самостоятельное изучение

[1,3,9,11,15,

30]





5

Ренессанс: гуманизм и индивидуализм

1 Гуманизм, натурфилософия, неоплатонизм,

утопизм - основные направления философии

Возрождения.

2 Н.Кузанский об ученом незнании в отношении к бесконечному.

3 Николо Макиавелли и его "Государь".



Самостоятельное изучение

[1,11,17]






6

Научная революция и становление

новоевропейского антропоцентризма

1 Научная революция: создание новой картины мира.

2 Зарождение новоевропейского философского эмпиризма, субстанциализма, сенсуализма, субъективизма, рационализма.

3 "Трактат о человеческой природе" Д.Юма и идея "мыслящего тростника" Блеза Паскаля.



Самостоятельное изучение

[1,3,6,19,22,

26]






7

Просвещение

1. Деизм Вольтера, эмпиризм и сенсуализм авторов Энциклопедии", постановка Д.Дидро вопроса о специфике рационального познания и его гилозоистическое решение.



Самостоятельное изучение

[123,84,92,4,

20,61,119]






1

2

4

5

6

7

8

9

10




2 Жан-Жак Руссо о "естественном состоянии" и "человеческой природе".

3 Метафизический материализм

П. Гольбаха, механицистские и органицистские идеи Ламетри, социологическая "робинзонада" Гельвеция.











8

Классическая немецкая философия

1 Положения и выводы "Критики чистого разума" И.Канта, учение об "антиномиях" и "категорическом императиве".

2 Теоретические и исторические источники гегельянства и основные черты философской системы Г.-В.-Ф.Гегеля.

3 Антропологический материализм Л.Фейербаха.



2

-

-

-

-

[58,67,79,4,20,

144,149]





9

Неклассическая западная философия ХIX в.

1 "Ранний" и "поздний" Маркс, основные положения диалектического материализма.

2 Философия "воли и представления"

А. Шопенгауэра.

3 "Смерть Бога" и "сверхчеловек" в философии Ф.Ницше.


2

-

-

-

-

[4,19,109,20,

142,144,145,

3,21,85]





10

Постклассическая философия ХХ в.

1 Неопозитивизм, "лингвистическая философия", "философия науки", прагматизм.

2 Феноменология (Э.Гуссерль), экзистенциализм (М.Хайдеггер, А.Камю,

Ж.-П. Сартр и др.), психоанализ (З.Фрейд).

3 Герменевтика, структурализм и постструктурализм, постмодернизм.


2

-

-

-

-

[3,4,19,126,

20,26,136,

137,87,29,

103,125,89]






1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

Отечественная философская мысль

1 Религиозно-философская мысль России конца ХIX –начала ХХ в.в..

2 Оригинальная философская мысль советского периода.

3 Философия Белоруссии: становление и развитие, проблематика историко-философского рассмотрения.



2

-

-

-

-

[4,7,8,21,14,

86,29,135,

98-100,86,

68]





























Зачёт




Итого часов

10

-

-

-

-







информационно-методическАЯ часть




следующая страница >>



Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует. Эдмунд Берк
ещё >>