«тюменская государственная академия культуры и искусств» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«тюменская государственная академия культуры и искусств» 3 472.35kb.
«тюменская государственная академия культуры и искусств» 3 467.88kb.
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных... 1 229.49kb.
Программа дисциплины «история культуры и искусства» 1 223.92kb.
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных... 1 408.96kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 30 2815.81kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 34 4433.31kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 16 3594.21kb.
О деятельности Совета молодых ученых и специалистов при Министерстве... 1 80.07kb.
Ассоциация юристов россии уральская государственная юридическая академия... 1 285.53kb.
Алтайская государственная академия культуры и искусств 1 59.63kb.
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение... 1 234.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«тюменская государственная академия культуры и искусств» - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра истории и музееведения

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________Голиков Н.А.

Учебно-методический комплекс

Дисциплина: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Цикл: ОПД.Ф.

Методические материалы для студентов:

Специальность: 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

Квалификация выпускника музеевед

Составитель: Семенова В.И

Тюмень

2005

Пояснительная записка


Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры”. Она также может быть использована студентами и преподавателями исторических и культурологических специализаций.

Целью курса является стремление познакомить студентов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, а преподавателям дает возможность составить целостное представление о музееведении как научной дисциплине.

При разработке содержания курса использованы программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Санкт-Петербургской Государственной академии культуры (1996), НИИ культуры (1989).

Программа рассчитана на 104 аудиторных часа, из которых 70 часа отводится на лекции, 34 на семинары и практические занятия.



Выписка из государственного образовательного стандарта


Дисциплина Музееведение (цикл ОПД)

Введение в специальность. Объект и предмет музееведения, соотношение с дисциплинами историко-культурного цикла; понятийно-терминологический аппарат. Музееведческие теории: общее и особенное.

История музейного дела. Основные этапы становления и развития музея как социокультурного института; коллекционирование и формирование музе­ев в эпоху Возрождения; первые учреждения музейного типа в России (Оружейная палата, Кунсткамера и пр.); крупнейшие частные собрания России и Западной Европы; проекты орга­низации национального музея России; первые частные музеи в Х1Х в.; профильные музеи; но­вые виды музеев; частное коллекционирование; музейная тема на археологических съездах; предварительный музейный съезд. Новая музейная политика в 20-30 гг. ХХ в.; музейное законодательство; формирование новой сети музеев; музейное дело в советскую эпоху; музейная политика во второй половине 80-90-е гг.; международные связи музеев; ИКОМ; поиск перспективных моделей музея ХХ1 в.

Теоретические проблемы музееведения. Музей как социокультурный институт: функции, типо­логия, современные концепции. Музейная коммуникация, ее основные модели. Музейная сеть: анализ и прогнозирование. Ведущие музееведческие центры в России и за рубежом; состояние и тенденции му­зееведческих исследований. Музейный предмет; классификация музейных предметов. Музейное источниковедение; методы раскрытия информационного потенциала музейного источника. Коммуникативные свойства музейного предмета; мемориальность, аттрактивность, экспрессивность и репрезентативность.

Государственный музейный фонд. Музейное собрание как источниковая база научных исследований. Фонд музея, его структура и состав. Виды музейных коллекций.


Тематический план курса


Наименование тем курса

Количество часов

Всего ауд.

Лекц.

Сем. и практ

ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

12

8

4

  1. Происхождение музея как социального института.

12

8

4

  1. Музейная сеть, классификация и типология музеев.

14

10

4

  1. Социокультурные функции музея.

12

8

4

  1. Теория документирования и ее реализация в процессе формирования музейного собрания.

14

10

4

  1. Тезаврирование как вторая ступень познания музейности.

16

10

6

  1. Теория музейной коммуникации

16

10

6

  1. Этика музееведения

8

6

2

ВСЕГО ПО ДНЕВНОМУ ОБУЧЕНИЮ:

104

70

34

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

4

2

2

  1. Происхождение музея как социального института.

2

2

-

  1. Музейная сеть, классификация и типология музеев.

4

2

2

  1. Социальные функции музея.

4

2

2

  1. Теория документирования и ее реализация в процессе формирования музейного собрания.

4

4




  1. Тезаврирование как вторая ступень познания музейности.

2

2




  1. Теория музейной коммуникации

4

2

2

  1. Этика музееведения

2

2

-

ВСЕГО ПО ЗАОЧНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ:

26

18

8



Содержание курса


Тема 1. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

Объект и предмет музееведения. Дискуссия по проблеме определения объекта и предмета музееведения: «институционный», «функциональный», «предметный», «комплексный», «языковой» подходы.

Музейный предмет. Определение понятий “предмет музейного значения” и “музейный предмет”. Соотношение музейного предмета и действительности. Свойства музейного предмета: информативность, экспрессивность, репрезентативность, ассоциативность, аттрактивность, мемориальность. Функции музейного предмета: моделирования действительности, коммуникативная, научно-информационная.

Методы музееведения. Общенаучные и частнонаучные методы профильных и смежных дисциплин в музееведении. Исследовательский и ценностный характер метода музееведения.

Структура музееведения. Теоретическое и прикладное музееведение. Музеология. Музеография.

Место музееведения в системе фундаментальных и прикладных наук. Интердисциплинарность музееведения. Музееведение и смежные дисциплины: архивоведение, библиотековедение, документалистика, информатика и др.

Музееведение и профильные научные дисциплины история, источниковедение, археология, этнография, искусствоведение, литературоведение и пр.). Музееведение как общественная наука. Связь музееведения с психологией, философией, социологией, этикой, педагогикой. Музееведение как совокупность знаний, методов и теорий, применяемых в работе по выявлению, хранению, изучению и пропаганде культурно-исторического наследия.

Периодические издания по музейному делу. Журналы «Музей» (1923-1924), «Казанский музейный вестник» (1920-1924), «Советский музей» (1931-1940) и его возобновление после войны. Роль журналов «История СССР», «Декоративное искусство в СССР», «Вопросы истории» в развитии музееведения. Сборники «Музейное дело в СССР» (первые выпуски 1-5, возобновление издания в 1968-1973 гг.). Труды НИИ музееведения, впоследствии НИИ культуры. Справочные пособия, издаваемые НИО «Информкультура» при государственной библиотеке СССР им. В.И.Ленина.

Участие отечественных музеев в деятельности Международного совета музеев (ИКОМ). Журналы «Мир музея», «Музеум», их значение в освещении музейной теории и практики.

Зарубежные музееведческие периодические издания «The Museum journal» (Англия), «Museum News» (США), «Musees de France» (Франция), «Museum» (ЮНЕСКО).



Тема 2. Музей как социально-культурный институт.

Происхождение музея как социального института. Теории происхождения музеев: биологическая, субъективно-эстетическая, типологическая и социальная. Музейная потребность как социальное явление. Музей как фактор исторической памяти. Музей и сохранение информации. Термин «музей», определение понятия «музей».

Основные этапы формирования музея как социального института (эпохи античности, Возрождения, Просвещения). Превращение музеев в публичные учреждения (конец XVIII-начало ХХ вв.). Рост количества музеев между двумя мировыми войнами. Музейное дело в Западной Европе. Американская модель развития музейного дела с преобладанием образовательных целей. Расширение сети музеев прикладного и современного искусства. Идеологизация и политизация музеев в тоталитарных странах.

Музейная сеть. Принципы развития музейной сети. Методы анализа и прогнозирования развития сети музейных учреждений.

Типология и классификация музеев. Профиль музея. Виды музейных учреждений. Общественные связи музеев. Музей и средства массовой коммуникации. Факторы развития музеев. Современные концепции музеев.

Социальные функции музеев. Современное понимание социальных функций музея. Дискуссионный характер проблемы. Соотношение функций документирования и исследовательской, образовательно-воспитательной и организации свободного времени. Производные функции. Особенности социальных функций музея, взаимосвязь, стабильность и динамизм. Особенности реализации социально-культурных функций музея в современных условиях. Механизмы изменчивости социально-культурных функций.



Тема 3. Теория документирования.

Музейная функция документирования и ее реализация в процессе формирования музейного собрания. Понятие «научное документирование» в современном музееведении. Информационно-исторический уровень понимания документирования. Документальный подход к реальности. специфичность научного документирования, вытекающая из социальных функций музея.

Документирование как первая ступень познания музейности. Научное документирование явлений, процессов природы и общественной жизни как специфический тип музееведческого исследования. Научное комплектование фондов.

Отбор аутентичных источников информации - предметов музейного значения как особый уровень научного исследования. Понятие «музейность». Познание потенциальной музейной деятельности и определения ее носителей. Объекты и источники комплектования.

Принципы и критерии документирования (когнитивный и ценностный). Зависимость характера научного документирования от типа и профиля музеев.

Проблемы научного документирования живых, действующих социальных систем. Особенности комплектования материалов по истории современного общества.

Понятие «объект социальной действительности» в контексте теории документирования.

Тема 4. Теория тезаврирования.

Понятие “тезаврирования” в современном музееведении. Тезаврирование как познание, учет и охрана музейности. Процесс создания фонда музейных предметов как один из элементов тезаврирования. Тезаврирование как вторая ступень познания музейности. Музейный фонд как «новая реальность». Внутренняя связь элементов фонда. Понятия «музейная коллекция» и «музейное собрание». Классификация, систематизация и интерпретация музейных предметов. Формирование музейных коллекций как система.

Значение научной организации фондов. Значение вторичной документации (музейного учета) в создании системы коллекционирования, изучения, описания и многостороннего использования музейных собраний.

Описательный язык, терминология вторичной документации. Тенденция перехода к искусственным языкам и числовым символам.

Охрана музейных предметов и содержащейся в них информации как составной элемент тезаврирования. Охрана музейных коллекций и отдельных музейных предметов.

Тема 5. Теория музейной коммуникации.

Музейная форма коммуникации. Родство и различие с другими формами коммуникации.

Уникальность языка музейной коммуникации. Предметность - основа музейной коммуникации. Многогранность музейной коммуникации. Демонстрационнаям коммуникация, издательская и общая коммуникация.

Основные черты демонстрационной коммуникации как одно из сущностных свойств музея, базирующегося на подлинных носителях информации. Музейная демонстрация как вид сообщения. Знаковый характер музейной коммуникации. Музейная экспозиция и выставка - ведущие коммуникационные формы.

Основные этапы проектирования музейной экспозиции и их характеристики. Научная концепция, тематическая структура, тематико-экспозиционный план.

Издательская коммуникация - ее характерные черты в музее. Публикация и ее разновидности. Публикация музейных фондов как ведущие направления издательской коммуникации. Другие разновидности музейных публикаций.

Общая коммуникация и ее формы: лекционная, телевизионный показ, массовые мероприятия и другие.

Проблема научного обоснования коммуникационной деятельности музеев. Музейная педагогика, ее определение, краткая характеристика.

Вопросы «обратной связи» в музейной коммуникации. Исследование “обратной связи” методами социологии, психологии, педагогики. Значение музейного дизайна в системе музейной коммуникации.

Тема 6. Современное состояние и перспективы развития музееведческой мысли в России и за рубежом.

Современные научные исследования в области типологии и классификации музея, его функций, прогнозирования музеев будущего. Новые типы музеев. Экомузеи. Сайт-музеи.

Развитие музейной педагогики. Внедрение интерактивных форм работы с населением.

Проектирование музеев. Архитектура современных музеев.

Музееведческие центры мира и музееведческое образование. Особенности зарубежного музееведения.

Деятельность ИКОМ. «Кодекс музейной этики». Его цели и сфера действия. Основные этические принципы: требования к музею, документация, финансы, персонал, общественные функции, приобретение и распоряжение коллекциями, коммерческая деятельность и коммерческая поддержка музеев. Профессиональное поведение. Личная ответственность музейного работника за коллекции. Личная ответственность музейного работника перед публикой и коллегами.

Традиции российского музееведения. Значение философии музея Н.Ф.Федорова (1828-1903) для развития этических основ современного музейного дела. Основные идеи книги Н.Ф.Федорова “Философия общего дела” для русской интеллигенции. Идеи Н.Ф.Федорова о начале музея, о типологии музеев, о музейном собирательстве, музейной экспозиции и выставке. Музей как синтез науки и искусства. Соборность. Воспитание музеем. Функции музея - исследование, учительство, деятельность. Музей как средство приобретения высшего общественного знания.

Литература:

Бестужев-Лада, И. Музей в системе культуры / Бестужев-Лада И., Озерная // Декоративное искусство СССР. – 1976. – № 9. – С. 6-10.

Все музеи России. Т. 1: Москва; Московская область; Центр: [Энциклопедический справочник]. – М., 2005.

Гнедовский, М. Профиль музея // Сов. музей. – 1985. – №5. – С. 35-36.

Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория, практика // Музейное дело и охрана памятников: обзор. инф. – М., 1986. – Вып. 1.

Дукельский, В. Музейный предмет // Сов. музей. – 1986. – № 1. – С. 36-37.

Закс, А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музеи мира. – М., 1991.

История музейного дела в СССР. – М., 1957. – Вып. 1.

Карпов, С.В. Памятник архитектуры как объект музеефикации // Актуальные проблемы советского музееведения. – М., 1987. – С.40-49.

Кондратьев, В.В. Вопросы отбора музейных материалов современности в музейном собрании // Формирование и изучение музейных коллекций по истории Советского общества: сб. тр. / ЦМР СССР – М., 1982. – С. 38-46.

Кондратьев, В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1985. – №136.

Краткий словарь музейных терминов. – М., 1974.

Музейный фонд СССР. Типовые схемы научного описания памятников материальной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки к изданию сводных каталогов Музейного фонда Союза ССР. – М., 1973.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Музейное дело России. – М.: Изд-во ВК, 2003. – 614 с.

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. –504 с.

Очерки истории музейного дела в России и СССР. – М., 1960-1971. Вып. 2-7.

Памятники науки и техники. – М., 1981.

Пиотровский, Б.Б. Страницы моей жизни / Б.Пиотровский. – СПб., 1995.

Пищулин, Ю.П. Посетитель и музейная информация // Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель / Труды НИИ культуры, № 85. – М., 1979. – С. 3-19.

Портер, Д. Роль музеев как средства коммуникации // Museum. – 1983. – № 2. – С. 10.

Разгон, А.М. К вопросу об изучении музейных коллекций // Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М., 1972.

Разгон, А.М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профиля // Актуальные проблемы изучения фондов музея по истории Советского общества / Труды ГИМ. – М. 1983. – С. 7-54.

Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М.: Прогресс, 2001.

Российская музейная энциклопедия: Интернет-версия (Информационный ресурс: http://www.museum.ru/rme/).

Сафразьян, Л.Т. Музейный предмет как объект музееведческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 27-29.

Сотникова, С.И. Музеология: пособие для вузов / Сотникова С.И. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

Социальные функции музея. Споры о будущем: материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры // На пути к музею ХХI века. – М., 1989.

Столяров, Б.А. Музейная педагогика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высш.шк., 2004. – 216 с.

Странский, З. Музееведческое воспитание / Странский З. – Брно. 1974. – 45 с.

Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. / Центр. музей революции СCCР. – М., 1986.

Томилов, Н.А. О музееведении и некоторых его дефинициях // Проблемы музееведения и народная культура. – Новосибирск, 1999. – С. 7-23.

Федоров, Н.Ф. Сочинения / Федоров Н.Ф. – М., 1994.

Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Из философского наследия. – М., 1995.

Финягина, М.П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. – М., 1978. – 78 с.

Фомин, В.Н. Проблемы научной обработки вещевых источников в музее // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Научная обработка музейных предметов. – М., 1981. – С. 64-89.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. – М., 2005. – 183 с.

Шляхтина, Л.М. В. Основы музейного дела / Шляхтина Л.М., Фокин С. – СПб., 2000.

Юренева, Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. – М.: Академич. проект, 2003. – 560 с.

Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Юренева Т.Ю. – М.: Русское слово, 2003. – 536 с.

Периодические издания:

«Мир музея» (до 1992 г. «Советский музей») (Интернет-версия: http://www.mirmus.ru)

«MUSEUM»

«Музей»


Интернет ресурсы:

http://www.museum.ru

http://www.future.museum.ru

Тематика семинарских занятий
для студентов дневного обучения


Семинарское занятие 1

4 часа

Музееведение как научная дисциплина

План:

  1. Объект и предмет музееведения.

  2. Музейный предмет и его свойства.

  3. Структура музееведения.

Литература:

Дукельский, В. Музейный предмет // Сов. музей. – 1986. – № 1. – С. 36-37.

Кондратьев, В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1985. – №136.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Музееведение. Музей. Музейное дело в России. Музейный предмет. Музеография // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – Т.1. – М., 2001. – С. 386-387; 395-396; 401-404; 405; 406.

Сафразьян, Л.Т. Музейный предмет как объект музееведческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 27-29.

Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. / Центр. музей революции СCCР. – М., 1986.

Томилов, Н.А. О музееведении и некоторых его дефинициях // Проблемы музееведения и народная культура. – Новосибирск, 1999. – С. 7-23.

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – С. 13-65.

Хадсон, К. Влиятельные музеи: пер. с англ. / Кеннет Хадсон. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. – 196 с.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие / Шляхтина Л.М. – М., 2005. – С. 5-20.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела / Шляхтина Л.М., Фокин С.В. – СПб., 2000. – С. 4-8.

Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие / Т.Ю. Юренева. – М., 2003. – С. 3-12.

Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М., 2003. – 536 с.


Семинарское занятие 2.

4 часа

Происхождение музея как социального института

План:

  1. Теории происхождение музея.

  2. Предмузейное собирательство и коллекционирование.

  3. Прототипы музеев в древнем мире и средневековой Европе.

  4. Основные этапы формирования музеев в 16-20 вв.

Литература:

Бестужев-Лада, И. Музей в системе культуры / Бестужев-Лада И., Озерная // Декоративное искусство СССР. – 1976. – № 9. – С. 6-10.

Кедров, Б.М. Классификация наук. Т.II / Б. Кедров. – М., 1965. – С. 450-452.

Краткий словарь музейных терминов. – М., 1974.

Леон Аура Размышление о музеологии в Испании: открытое письмо // Museum. – 1995. – № 2. – С.54-58.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Музей // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – Т.1 – М., 2001. – С. 395-396.

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – С. 13-65.

Странский, З. Музееведческое воспитание. – Брно, 1974. – 45 с.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика / Шляхтина Л.М. – М., 2005. – С. 21-45.

Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Юренева Т.Ю. – М., 2003. – С. 5-12.
Семинарское занятие 3

4 часа

Музейная сеть

План:


  1. Музейная сеть: понятие, структура, развитие.

  2. Принципы классификации музеев.

  3. Основные профильные группы музеев (характеристика, использование примеров из собственного опыта).

  4. Типология музеев.

  5. Музейная сеть Тюменской области.

Литература:

Бестужев-Лада, И. Музей в системе культуры / Бестужев-Лада И., Озерная // Декоративное искусство СССР. – 1976. – № 9. – С. 6-10.

Гнедовский, М. Профиль музея // Сов. музей. – 1985. – №5. – С. 35-36.

Лысикова, О.В. Музеи мира: учеб. пособие / О.В. Лысикова – М.: Наука, 2002.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Ополовников, А.В. Музеи деревянного зодчества / Ополовников А.В. – М., 1968.

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – С. 13-65.

Профиль музея. Типология музеев // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – Т. 2. – М. 2001. – С. 121, 237.

Хадсон, К. Влиятельные музеи: пер. с англ. / Кеннет Хадсон. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. – 196 с.

Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие / Юренева Т.Ю. – М., 2003. – С. 346-349.


Семинарское занятие 4.

4 часа

Социокультурные функции музея

План:

  1. Основные функции музея как социокультурного института.

  2. Развитие функций музея и факторы, влияющие на их изменения.

  3. Дискуссия о социокультурных функциях музея в научной литературе.

Литература:

Динамика социальных функций музеев различных профилей в современых условиях. – М. 1986.– 84 с.

Закс, А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музеи мира. – М., 1991.

Камерон, Д. Музеи – современному человеку // Курьер ЮНЕСКО. – М., 1970. – № 10.

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – С. 13-65.

Пищулин, Ю.П. Социальные функции современного музея / Пищулин Ю.П., Равикович Д.А. // Терминологические проблемы музееведения. М. 1986.

Социальные функции музея. Споры о будущем: материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры // На пути к музею ХХI века. – М., 1989.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. – М., 2005. – С. 46-57.

Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие / Юренева Т.Ю. – М., 2003. – С. 326-328.
Семинарское занятие 5

4 часа

Теория документирования и ее реализация
в процессе формирования музейного собрания


План:


  1. Соотношение понятий «документ» и «музейное документирование».

  2. Документальный подход к реальности. Понятие «Объект социальной действительности».

  3. Научное комплектование. Этапы научного комплектования.

  4. Источники и виды музейного комплектования.

Литература:

Кондратьев, В.В. Вопросы отбора музейных материалов современности в музейном собрании // Формирование и изучение музейных коллекций по истории Советского общества: сб. тр. / ЦМР СССР – М., 1982. – С. 38-46.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Основы советского музееведения. – М., 1955. – С. 39-53.

Разгон, А.М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профиля // Актуальные проблемы изучения фондов музея по истории Советского общества / Труды ГИМ. – М., 1983. – С. 7-54.

Тверская, Д.И. Основные направления, виды и особенности научно-исследовательской работы в музеях // Музейное дело в СССР. – М., 1977. – С. 9-16.

Туманов, В.Е. Актуальные проблемы разработки модели научного комплектования музейных коллекций по истории советского общества: сб. тр. / ЦМР СССР. – М., 1982. – С. 19–37.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М., 2005. – С. 58–61, 87–111.

Юренева, Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. – М., 2003. –С. 385-392.
Семинарское занятие 6.

6 часов

Теория тезаврирования

План:


  1. Понятие тезаврирования.

  2. Музейный фонд как «новая реальность». Понятия «музейная коллекция» и «музейное собрание».

  3. Классификация и систематизация музейного фонда.

  4. Значение научной организации фондов. Музейный учет музейных предметов и содержащейся в них информации как элемент тезаврирования.

Литература:

Жегалова, С.К. Научная обработка и каталогизация изделий из дерева // Музейное дело в СССР. – М.: Сов. Россия, 1975. – С. 64-75.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Музейный фонд СССР. Типовые схемы научного описания памятников материальной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки к изданию сводных каталогов Музейного фонда Союза ССР. – М., 1973.

Разгон, А. М. К вопросу об изучении музейных коллекций // Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М., 1972.

Семенова, Р.М. Первичная обработка музейных предметов // Музейное дело в СССР.– М.: Сов. Россия, 1975. – С. 57-63.

Финягина, Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. – М.: Сов. Россия, 1975. – С. 19-35.

Финягина, М.П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. – М., 1978. – 78 с.

Фомин, В.Н. Проблемы научной обработки вещевых источников в музее // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Научная обработка музейных предметов. – М., 1981. – С. 64-89.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. – М., 2005. – С. 61–62, 68–86.


Семинарское занятие 7.

6 часов

Теория музейной коммуникации

План:

  1. Понятие «музейная коммуникация», ее происхождение

  2. Демонстрационная коммуникация, ее разновидности.

  3. Издательская коммуникация.

  4. Общая коммуникация.

  5. Проблема «обратной связи» в музейной коммуникации.

Литература:

Ван Прат, М. Коммуникация и образование в музее / Мишель Ван Прат // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 243-246.

Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 7-18.

Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: Теория, практика // Музейное дело и охрана памятников: обзорная информация. – М., 1986. – Вып. 1.

Камерон, Дункан Ф. Музей или форум / Дункан Ф. Камерон // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 259–274.

Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного краеведческого музея им. П.В. Алабина. – Самара, 1998. (Интернет-версия: http://www.alabin.ru/alabina/about_museum/conception/)

Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – С. 421-437.

Пищулин, Ю.П. Посетитель и музейная информация // Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель / Труды НИИ культуры, № 85. – М., 1979. – С. 3-19.

Портер, Д. Роль музеев как средства коммуникации // Museum. Т.35. – 1983. – № 2. – С. 10.

Разгон, А.М. Музейные исследования: Возможности и границы // Музеи и памятницы на културата. – София, 1979. – № 1. – С. 25-30.

Стронг, Р. Музеи и коммуникация // Museum. – 1983. – № 2. – С. 3-9.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. – М., 2005. – С. 62-66, 112-125.

Юренева, Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. – М., 2003. – С. 329-333.
Семинарское занятие 8.

2 часа

Кодекс профессиональной этики

План:


  1. Создание “Кодекса профессиональной этики” работников музеев. Его цели и сфера действия.

  2. Основные этические принципы

    • требования к музею, документация, финансы, персонал;

    • общественные функции;

    • приобретение и распоряжение коллекциями;

    • коммерческая деятельность и коммерческая поддержка музеев.

  3. Профессиональное поведение.

  4. Личная ответственность музейного работника за коллекции.

  5. Личная ответственность музейного работника перед публикой и коллегами.

Литература:

Кодекс профессиональной этики Междунар. совета по делам музеев ICOM (любое издание) (Информационный ресурс: http://www.art-atelier.ru/articles/science/icom)

Аксеничев, О.А. Философия Н.Ф. Федорова // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 91-101.

Деметрис Тувнан Л. Греция: музеи и их покровители // Museum. – 1991. – № 167. – С. 58-60.

Либман, Ш. Поддельные шедевры / Либман Ш. – М., 1966.

Митрофанов, А. Музейные обитатели. Их быт и нравы // Столица. – №41–42. – C. 58-60.

Митрофанов, А. Эпитафия на гибель Политехнического // Столица. – 1992. – № 3. – С. 43-45.

Тематика семинарских занятий
для студентов заочного обучения


Семинарское занятие 1.

2 часа

Музееведение как научная дисциплина

План:

1. Объект и предмет музееведения.

2. Музейный предмет и его свойства.

3. Структура музееведения.

Литература:

Дукельский, В. Музейный предмет // Сов. музей. – 1986. – № 1. – С. 36-37.

Кондратьев, В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1985. – №136.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / под ред. В.Г. Левыкина, Г. Хербста. – М., 1988.

Музееведение. Музей. Музейное дело в России. Музейный предмет. Музеография // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – Т.1. – М., 2001. – С. 386-387; 395-396; 401-404; 405; 406.

Сафразьян, Л.Т. Музейный предмет как объект музееведческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 27-29.

Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. / Центр. музей революции СCCР. – М., 1986.
Семинарское занятие 2

2 часа

Музейная сеть

План:


  1. Музейная сеть: понятие, структура, развитие.

  2. Принципы классификации и типологии музеев.

  3. Основные профильные группы музеев (характеристика, использование примеров из собственного опыта).

  4. Музейная сеть Тюменской области.

Литература:

Бестужев-Лада, И. Музей в системе культуры / Бестужев-Лада И., Озерная // Декоративное искусство СССР. – 1976. – № 9. – С. 6-10.

Гнедовский, М. Профиль музея // Сов. музей. – 1985. – №5. – С. 35-36.

Семинарское занятие 3.

2 часа

Социокультурные функции музея

План:


  1. Основные функции музея как социокультурного института.

  2. Развитие функций музея и факторы, влияющие на их изменения.

  3. Дискуссия о социокультурных функциях музея в научной литературе.

Литература:

Закс, А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музеи мира. – М., 1991.

Камерон, Д. Музеи – современному человеку // Курьер ЮНЕСКО. – 1970. – № 10.

Пищулин, Ю.П. Социальные функции современного музея / Пищулин Ю.П., Равикович Д.А. // Терминологические проблемы музееведения. – М., 1986.

Социальные функции музея. Споры о будущем: материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры // На пути к музею ХХI века. – М., 1989.
Семинарское занятие 4.

2 часа

Теория музейной коммуникации

План:


  1. Понятие «музейная коммуникация», ее происхождение

  2. Демонстрационная коммуникация, ее разновидности.

  3. Издательская коммуникация.

  4. Общая коммуникация.

  5. Проблема «обратной связи» в музейной коммуникации.

Литература:

Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория, практика // Музейное дело и охрана памятников: обзор. инф. – М., 1986. – Вып. 1.

Пищулин, Ю.П. Посетитель и музейная информация // Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель / Труды НИИ культуры, № 85. – М., 1979. – С. 3-19.

Портер, Д. Роль музеев как средства коммуникации // Museum. – 1983. – № 2. – С. 10.

Разгон, А.М. Музейные исследования: Возможности и границы // Музеи и памятницы на културата. – София. – 1979. – № 1. – С. 25-30.

Стронг, Р. Музеи и коммуникация // Museum. – 1983. – №2. – С. 3–9.


Вопросы для самоподготовки к экзамену


  1. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

  2. Объект и предмет музееведения. Дискуссия по проблеме определения объекта и предмета музееведения: “институционный”, “функциональный”, “предметный” и “комплексный” подходы.

  3. Музейный предмет. Определение понятий “предмет музейного значения” и “музейный предмет”. Соотношение музейного предмета и действительности.

  4. Свойства музейного предмета. Функции музейного предмета.

  5. Методы музееведения.

  6. Структура музееведения.

  7. Характеристика основных отечественных и зарубежных периодические изданий по музееведению.

  8. ИКОМ и его деятельность.

  9. Происхождение музея как социального института. Основные этапы формирования музея как социального института.

  10. Музейная сеть. Принципы развития музейной сети. Методы анализа и прогнозирования развития сети музейных учреждений.

  11. Типология и классификация музеев.

  12. Социальные функции музеев.

  13. Теория документирования.

  14. Документирование как первая ступень познания музейности.

  15. Научное комплектование фондов.

  16. Понятие “объект социальной действительности” в контексте теории документирования.

  17. Теория тезаврирования.

  18. Тезаврирование как познание, учет и охрана музейных коллекций.

  19. Классификация, систематизация и интерпретация музейных предметов.

  20. Теория музейной коммуникации.

  21. Современное состояние и перспективы развития музееведческой мысли в России и за рубежом.

  22. Проектирование музеев. Архитектура современных музеев.

  23. «Кодекс музейной этики». Его цели и сфера действия.

  24. Основные этические принципы работы музея.

  25. Профессиональное поведение и личная ответственность музейного работника за коллекции, перед публикой и коллегами.

  26. Основные этапы возникновения и развития музеев. Социально-экономические предпосылки возникновения музеев.

  27. Научно-исследовательская работа в музее: основные направления, организация, планирование, координация с другими научными учреждениями.

  28. Научная концепция музея (содержание, структура, значение).

  29. Структура и состав музейных фондов.

  30. Виды комплектования музейных фондов.

  31. Учет музейных фондов.

  32. Хранение музейных фондов.

  33. Научная инвентаризация коллекций.

  34. Порядок приема и регистрации музейных предметов.

  35. Система фондовой документации.

  36. Основные виды и формы научно-просветительской работы в музее.

  37. Основные типы музейной экспозиции и принципы ее построения.

  38. Основные виды и типы выставок.

  39. Архитектурно-художественное решение экспозиции.

  40. Этапы проектирования музейной экспозиции.


Содержание



Пояснительная записка 3

Выписка из государственного образовательного стандарта 4

Тематический план курса 5

Содержание курса 6

Тематика семинарских занятий
для студентов дневного обучения 13

Тематика семинарских занятий


для студентов заочного обучения 20

Вопросы для самоподготовки к экзамену 22









Государство всегда именуют отечеством, когда готовятся к убийству людей. Фридрих Дюрренматт
ещё >>