Творческая работа «Александр Сергеевич Пушкин» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Александр Сергеевич Пушкин Гавриилиада Серия: Поэмы «Александр Сергеевич... 1 396.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин 4 972.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 255.65kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава 1 505.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила 7 1498.62kb.
Александр Сергеевич Пушкин Станционный смотритель Пушкин Александр... 1 130.96kb.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) 4 522.13kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 55.77kb.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником... 1 18.57kb.
Тема: Учитель 1 159.77kb.
Переводы произведений н. В. Гоголя на английский и немецкий языки... 1 271.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творческая работа «Александр Сергеевич Пушкин» - страница №1/3

Департамент образования

Владимирская область. Ставровская школа №1

полного общего среднего образования.

Творческая работа

«Александр Сергеевич Пушкин».

Ученицы 10 класса

Тихонова Екатерина.

Учитель-Методист

Дьячкова Татьяна. Александровна.

e-mail: DTA3333@yandex.ru

Ставрово

2009

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи одним из самых образованных людей своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.



Пушкинский заповедник. Это название не случайно. Сёла Михайловское, Тригорское, Петровское. Святогорский монастырь, ныне составляющий заповедник, глубоко и органически связаны с жизнью и творчеством Пушкина. Здесь, в Михайловском и Тригорском, жил и писал поэт. Здесь, в Святогорском монастыре, покоится его прах.

Земли, составляющие ныне Пушкинский заповедник, часто упоминаются в русских летописях, начиная с XIV века. Тогда они принадлежали Вороничу, одному из крупнейших пригородов Пскова, форпосту его польско-литовской границы, основная их часть входила в состав подчиненной Вороничу Михайловской губы.

В 1712 году Пётр I отдал эту часть воронических земель своей сестре Наталии Алексеевне. Затем перешли к племяннице царя Екатерине Ивановне, а после смерти последней в 1733 году были приписаны к дворцу. Именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года "Псковского уезда пригорода Воронича Михайловская губа" была пожалована в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу, знаменитому "арапу Петра Великого", выдающемуся военному и государственному деятелю петровской эпохи, прадеду А.С.Пушкина. Когда Абрам Петрович скончался, владения его были поделены между сыновьями. Сельцо Михайловское досталось деду Пушкина - Осипу Абрамовичу. Обосновавшись в Михайловском, принялся Осип Абрамович благоустраивать имение. Ведь здесь, по его словам, "строения никакого не было, кроме скотского двора, избы и амбаров ветхих". Выстроил он господский дом с балконом, флигелей, банькой, сараями, службами. Приказал на усадьбе возле дома расчистить дорожки, насадить цветы, кусты, деревья различных пород, большой фруктовый сад. Разбил он и парк, вырыл пруды. Зажил, как полагалось заправскому помещику. Хотя доходов с имения не приумножил, но крепостных рабов держал в повиновении и страхе.

В 1796 году единственная дочь Осипа Абрамовича, жившая при матери, вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина. Летом 1799 года в Москве у молодых родился первый сын - Александр.

В 1806 году Осип Абрамович скончался. Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне и дочери Надежде Осиповне.

После смерти Осипа Абрамовича кончились в Михайловском ганнибаловские времена. Новые, не похожие на прежних люди стали наезжать на берега светлой Сороти. 11 июля 1817 года сюда впервые приехал юный Пушкин.

"В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я..."- писал Пушкин в стихотворении "Вновь я посетил...". На протяжении всей жизни был связан поэт с сельцом Михайловским, псковской деревней своей матери. Сюда он приезжал в 1817-1819 годах -"веселый юноша", полный радужных надежд и благородных стремлений. После поэт был выслан на юг. Его отправили к генералу Инзову, при котором он служил в Кишиневе, затем перевели в Одессу под начальство генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова.

Пять лет, провёл Пушкин вдали от Михайловского. Он и не предполагал, что вернется сюда не по собственной воле.

В мае 1824 года московская полиция перехватила письмо, адресованное литератору Петру Андреевичу Вяземскому. Письмо было из Одессы от Александра Пушкина. Пушкин, между прочим, писал, что берет у философа-англичанина "уроки чистого афоризма", то есть безбожия. И, потешаясь, прибавлял: "святой дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гете и Шекспира".

Московская полиция всполошилась: "Безбожие! Потрясение основ!" Письмо незамедлительно переслали в Петербург и представили царю. Александр I безбожия не терпел. С Пушкиным у него имелись особые счеты. Ведь этот вольнодушный мальчишка в своём "Ноэле", который распевали повсюду, чуть не на улицах, назвал его, российского императора, "кочующим деспотом", а его обещания народу - сказками: Насмешек царь не прощал, тем более стихотворных. К тому же из Одессы сообщали, что ссыльный Пушкин ведет себя недопустимо смело. Генерал-губернатору Новороссийского края графу Воронцову он как бельмо на глазу. Воронцов настоятельно просил удалить Пушкина из Одессы и сослать в какую-нибудь глушь, где он не будет столь опасен. Царь не возражал. Перехваченное письмо решило дело.

В том году жена П.А.Вяземского Вера Фёдоровна проводила лето в Одессе. Однажды июльским вечером к ней прибежал Пушкин. Он сообщил ей, что его высылают из Одессы. Пушкин только что узнал, что " за дурное поведение" повелено его со службы уволить и выслать из Одессы в Псковскую губернию, в имение его родителей, под надзор местных властей.

1 августа 1824 года в Сопровождении крепостного дядьки Никиты Козлова выехал из Одессы.

В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 года. В черновиках "Путешествия Онегина" он писал:
...Я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских,

От оперы, от тёмных лож,

Уехал в тень лесов Тригорских

В далёкий северный уезд,

И был печален мой приезд.

«Но душевное страдание, смятение, тоска преображались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно проживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь. В Михайловском Пушкин учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро, трезво. Неслучайно именно в стихах Михайловского периода впервые возникает образ няни Арины Родионовны. Она олицетворяет для Пушкина народное начало.



Наша старая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приуныла у окна?..

Именно в Михайловском полным ходом пошла работа над романом в стихах “Евгений Онегин”.

Там же Пушкин обрёл новое восприятие жизни.

Бурные, статные интонации сменились чуть более мягкими, приглушёнными. Его поэтический голос стал звучать ещё более сердечно и доверчиво. Потому обжигающе пронзительна его любовная лирика.



Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем…

 

В этот период времени 8 сентября 1826 года было написано стихотворение “Пророк” , где поэт описывает самый миг преображения “обычного” человека в поэта:



И Бога глас ко мне воззвал:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,



Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей”.

“Пророком” завершилась первая и открылась вторая половина творческой жизни Пушкина.

Именно этим стихотворением с предельной силой выражена идея пророческого призвания поэта.»
Пушкин застал в Михайловском всю свою семью, проводившую здесь лето. Встреча была шумной, радостной. Сергей Львович прослезился. Надежда Осиповна нежно прижала сына к своей груди. Лев и Ольга не отходили от брата. За те четыре года, что они не виделись, он несколько изменился - посерьёзнел, возмужал, стал шире в плечах. Начались расспросы. Пушкин отвечал прямо, без обиняков, всю правду. И тут благодушное настроение отца резко переменилось. Сергей Львович испугался. Он бегал по комнате, театрально воздевал руки к небу, кричал, Что Александр погубит всю семью, что он испортит своим безбожием сестру и брата. Он запретил Льву и Ольге разговаривать с Александром.

Но это было не все. Вскоре по предписанию высшего начальства опоческий предводитель дворянства А.Н.Пещуров принялся подыскивать "благонамеренного" дворянина, чтобы то "наблюдал" за Пушкиным. Обратились к помещику И.М. Рокотову, но получили отказ. Предлагали и другим,- желающих не нашли. И только один Сергей Львович (вдруг, боже упаси, подумают, что он заодно с крамольником) согласился шпионить за собственным сыном, доносить о его поступках, распечатывать его переписку.

Пушкин был вне себя, но молчал, сдерживался. В это время в Михайловском его видели редко. "Я провожу верхом и в поле всё время, что я не в постели",- писал он В.Ф.Вяземской. Недели шли, отношения в семье не налаживались. Поэт не выдержал. Он явился к отцу и высказал всё начистоту.

Произошла тяжелая сцена. Пушкин был в крайности. Он кинулся в свою комнату, схватил лист бумаги и написал письмо псковскому губернатору барону Адеркасу. Он просил перевести его в одну из своих крепостей. Сургуч растоплен, письмо запечатано. Нарочный везёт его из Михайловского в Псков.

Трудно сказать, какие бы последствия имела эта история. Но, к счастью, нарочный не застал губернатора дома и привез письмо обратно Пушкину.

Это было в конце октября. А в ноябре брат, сестра, а за ними отец и мать - все, кроме самого Пушкина да няни Арины Родионовны,- уехали из Михайловского. Перед отъездом Сергей Львович сообщил предводителю дворянства, что не может воспользоваться доверием генерал-губернатора, то есть следить за сыном, ибо имеет главное поместье в Нижегородской губернии, а постоянное жительство в Петербурге.

Кончились, наконец, невыносимо тягостные семейные сцены, непрерывные обвинения, упреки. Казалось, можно вздохнуть свободнее. Но поэта по-прежнему назойливо "опекали" предводитель дворянства Пещуров и настоятель Святогорского монастыря отец Иона. Пушкин оставался ссылочным невольником.

Ссылка в Михайловское была тяжёлым испытанием: разлука с любимой женщиной, одиночество, материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в непрерывную нравственную пытку. Вяземский писал: чтобы вынести её, надо быть "богатырём духовным", и серьезно опасался, что Пушкин сойдет с ума или сопьётся.

Однако Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую гением: он не подчинялся окружающему, а преобразил его. Пребывание Пушкина в Михайловском было вынужденным и порой невыносимо грустным. По характеру и темпераменту Пушкин любил веселье, толпу, дружеский круг и кипящие разговоры. Вынужденное одиночество, однообразие дневного распорядка в сочетании с зависимостью деревенского быта от капризов погоды - всё это было для него непривычно и иногда мучительно.

В письме из Михайловского к П.А.Вяземскому Пушкин однажды признался:"В 4-ой песне "Онегина" я изобразил свою жизнь".

В летнюю пору Пушкин вставал очень рано и подобно Онегину, сразу же отправлялся купаться. За купанием следовал завтрак. Сразу с утра, не одеваясь, в халате поэт принимался за работу. Работал подолгу, Затем одевался, обедал и отправлялся гулять. Костюм носил обычный, но иногда наряд его менялся. Он надевал красную рубашку, с кушаком, широкие штаны, большую белую шляпу, которую привёз из Одессы. Таким его видели в деревенских гуляньях, в Святых горах на ярмарке.

Погожие летние дни вносили хоть некоторое разнообразие в деревенскую жизнь Пушкина. Но лето в Псковской губернии недолгое.


Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет...
Затем начинались дожди. "У нас осень, дождик шумит, лес шумит, шумно, а скучно!"

И снова всё вокруг переменилось. В Михайловское пришла зима. Зимою жизнь Пушкина становилась ещё скучнее, уединённее. Но привычек своих он не менял. Проснувшись - купался. В баньке была приготовлена для него ванна с холодной водой. За ночь воду затягивало людом. Пушкин разбивал лёд кулаком, окунался и, быстро одевшись, выходил во двор. Там ждал оседланный конь. Короткая прогулка - и снова домой. Зимою даже в Тригорском Пушкин бывал реже. Сидел дома и писал. А в долгие зимние вечера единственным развлечением служили книги да сказки няни.

Человек не столь творческий, не столь сильный духом, как Пушкин, неминуемо в такой обстановке погрузился бы в праздное безразличие или впал бы в отчаяние. Но для Пушкина рядом с внешне неприглядным, тоскливым существованием в глуши шла другая жизнь - напряжённая, творческая. Она укрепляла силы, бодрила, давала удовлетворение и радость. Пушкин сам говорил, что в Михайловском его спасли труд, поэзия. "Поэзия... спасла меня, и я воскрес душой". Черты ссылки порой отступали для Пушкина на задний план , и тогда в окружающем его мире деревенской жизни и в северном пейзаже выступал облик родного дома. Мир этот овеивался поэзией интимности и, хотя реальное детство поэта никак с Михайловским связано не было, заменял пропавшее детство и отсутствовали детские воспоминания. Жизнь в Михайловском была скромной. Главное дело Пушкина в Михайловском - литература. В Михайловском Пушкин демонстративно отстаивал своё право на прозу жизненного поведения - на страницы его сочинений проза пришла позже, в конце 1820-х годов, победоносно закрепились в Болдинскую осень 1830 года.

Время пребывания в Михайловском совпало с напряженной борьбой Пушкина за профессионализацию писательского труда. Там Пушкин энергично занимается своими издательскими делами. Задуманный сборник "Стихотворения Александра Пушкина", которому автор придавал очень большое литературное значение.

"Стихотворения Александра Пушкина" поступили в продажу 30 декабря 1825 года. Их не слыханный в истории русской литературы успех был общественным фактом. Стихи Пушкина вселяли надежду, напоминая о жизни.

В годы ссылки в Михайловском Пушкин становится признанным первым русским поэтом. Он сознавал, что такое положение накладывает на него особую ответственность, и готовился к новой роли - организатора литературного движения.

Декабристы оказали сильное влияние на развитие русской журналистики, однако не один из существовавших в ту пору журналов, по мнению Пушкина, не находился во главе литературы. Состояние литературной критики его также не удовлетворяло. Значительно выше по составу участников и степени литературной нацеленности, чем все журналы, был ежегодный альманах Рылеева и А. Бестужева "Полярная звезда". Он начал выходить с 1823 года и объединил наиболее значительные литературные силы той поры. Однако в 1824-25-ч годах появляются симптомы расхождений между всё более укреплявшейся на путях декабристской гражданственности группой Рылеева-Бестужева, с одной стороны, и умеренно прогрессивными поэтами Дельвигом, Баратынским и др. Организация Дельвигом альманаха "Северные цветы", соперничавшего с "Полярной звездой", способствовала обострению отношений. Оба альманаха стремились заручиться участием Пушкина.

В этом, как и в ряде других случаев, Пушкин вёл себя обдуманно и осторожно, сознательно не связывая себя ни с одной из литературных группировок и партий. Одновременно он весьма твёрдо проводил свою программу, которая, в основном, к следующему: альманахи - маленькие ежегодные книжечки - не могли по самой своей природе быть оперативными и направляющими литературу изданиями. Для этого нужен был журнал. И Пушкин, опережая развития литературы, начал пропагандировать идею создания толстого литературного журнала. Руководство журналом он явно хотел сосредоточить в своих руках, но понимал, что такое издание должно объединить всех честных и талантливых писателей России (именно объединение было важным пунктом его программы). Журнал должен говорить не от лица какой-либо группы, а быть авторитетным законодателем литературных мнений. В нем особое место отводилось бы критике, и Пушкин начал осторожные переговоры с двумя своими приятелями - ведущими критиками двух враждующих литературных группировок. Вяземским и Катениным, подготавливая их объединения в одном журнале. Литературный разгром, последовавший за 14 декабря 1825 года, сорвал эти планы.

В Михайловском Пушкин был связан с литературной жизнью лишь тонкой ниточкой писем, которые читались бдительными чиновниками сыска, терялись на почте, у приятелей, через которых посылались. Однако главное литературное дело он совершал за своим письменным столом. В Псковской глуши Пушкин много писал и много читал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не переставал подчеркивать, сто ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно прося всё новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился. За это время им было написано следующее: закончены "Цыганы", написан "Борис Годунов", завершена 3-я и написаны 4-6-я главы "Евгения Онегина","Граф Нулин", несколько десятков стихотворений, среди них такие значительные, как "К морю"(закончено в Михайловском), "Подражания Корану", "Жених", "19 октября", "Андрей Шенье" и многие другие.

Поэму "Цыганы" Пушкин закончил в Михайловском в середине октября 1824 года, но начал её еще в Одессе, где написал большую часть. Она имеет "кишиневский" сюжет и по стилю относится к его " байроническим" поэмам.

В "Цыганах" Пушкин возвращается к изучению характера современного ему человека, к наметившейся уже прежде критической выверке его чувств и помышлений, моральной и гуманистической ценности. Алеко сложнее безымянного героя поэмы "Кавказский пленник", ближе самому Пушкину, подарившему ему своё имя: Алеко (Александр).

В первые минуты знакомства Земфира узнаёт от Алеко, что "его преследует закон". С такими же словами она представляет Алеко своему отцу. Переименовала же она его в Алеко потому, что он хотел быть "как мы, цыганом". Всего вероятнее, герой совершил, какое то "преступление" по убеждению. Он сам поясняет обстоятельства, в силу которых бросил жизнь прежнюю. Его небольшой монолог полон язвительной критики жизни искусственной, "за оградой", в отрыве от естественности. Вся эта искусственная жизнь насквозь лжива. В облечениях Алеко чувствуются отголоски умонастроений самого Пушкина в период кризиса его мировоззрения на юге, без радостных суждений о человеке, которые везде "тиран, предатель или узник":


Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.
За такие убеждения, поистине, "закон" может преследовать человека. Сюжетное развёртывание в "Цыганах" тщательно разработано и драматизировано.

Алеко добровольно приходит к цыганам. Его "пленила" Земфира. Взаимоотношения Алеко и Земфиры выверяются двойной логикой жизни, особой логикой, свойственной этому "естественному" укладу и выработанной цивилизацией, порочной общественной жизнью. Лучшим выражением развивающегося конфликта являются не те слова, которые они говорят друг другу, а песнь, которую поёт Земфира: "Старый муж, грозный муж..."- сначала "для себя", а потом - для Алеко.

Алеко "диких" песен не любил: они слишком для него вольны, одобряют произвол выбора сердца. Ситуация, когда мать оставляет ребенка и уходит с любовником, в поэме повторяется. Но Мариула, мать Земфиры, не была наказана мужем, а Земфиру Алеко наказал.
В чем же смысл поэмы "Цыганы"? Старик, рассказывая, предания об Овидии, намекает Алеко, что вряд ли он, по примеру легендарного поэта сможет выдержать испытания их суровой, простой жизни. Наивное сопоставление старика имеет смысл: Алеко не только не Овидии, но и что-то вовсе инородное в их вольной цыганской жизни. Рассказ старого цыгана о Мариуле даёт пример эпически мирного разрешения трагической ситуации. Алеко же в обоих случаях рассуждает и действует как человек, взращенный в иных правилах. Он не вздыхает по городской жизни и той цивилизации, которую оставил. Но если Овидий пытался лишь выжить в ссылке и был душой не злобен "и полюбили все его", то Алеко по началу искренне хотел переродиться, глубоко укоренится в новой жизни. И всё же запрятанный в душе Алеко эгоизм, как идол, перед которым он сам "голову клонит", возрождается с новой силой, и Алеко делается чуждым обществу простых людей. Мы видим, как все его оставляют. И тот же старик, уже заглянувший в душу Алеко, высказывает "хоровое" осуждение ему от лица всех цыган. Они ставят свои простые добродетели выше тех понятий о чести, о праве, о желаниях и прихотях, которые вынес Алеко из душной цивилизации: "Оставь нас, гордый человек!.. Ты для себя лишь хочешь воли".

Нельзя сказать, что смысл поэмы "Цыганы"- лишь в осуждении эгоцентричных страстей Алеко в пользу "естественных" прав людей. Это сузило бы идею произведения.

Возникает вопрос: уйдя к цыганам, не отступил ли Алеко, хотя бы временно, от трудностей борьбы с порочными сторонами цивилизации, где просят только "денег да цепей"? Это - с одной стороны. А с другой: свободная любовь, когда нет семьи, нет в поте лица добываемого хлеба ("варят нежатое пшено"), однообразный, родовой круговорот жизни,- разве можно признать это нормами человеческого существования? Стариковский благодушный вывод:"Чредою всем даётся радость :// Что было, то не будет вновь",- есть хотя и бессознательное, но примирение с любой, даже самой пошлой, действительностью. С такой "философией" Алеко не мог примириться.

Вывод:"Но счастья нет и между вами"- следует признать условным, результатом вторжения Алеко в обжитой мир ("Мы робки и добры душою"). А главный вывод


"И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет"
относится уже к самому Алеко, к его будущему.

В конечном выводе - также и зерно философских размышлений Пушкина над страстями и судьбами современного человека. Предстояло быть "и злым, и смелым", чтобы разобраться не в идиллической, а в подлинной жизни. Для самого Пушкина это означало принести решение проблемы героя времени с почвы "байронической" традиции на новую, реалистическую основу, связать проблему с российской социальной действительностью, с жизнью тех самых "душных городов".

Поэма была настолько не похожа на другие произведения романтической музы, что Пушкин некоторое время даже не решался её никому показывать. Особенно тревожил его взгляд Вяземского. Пушкин однажды сказал Вяземскому, что поэма "не удалась". Но потом поправился: "Я, кажется, писал тебе, что мои "Цыгане" никуда не годятся: не верь - я соврал..."

Первые сто стихов поэмы были напечатаны в "Полярной звезде" у Рылеева и Бестужева в 1825 года. "Песня цыганки" с нотами появилась в "Московском телеграфе". А вся поэма оставалась в рукописи до 1827 года. Почему? Потому что она встретила холодный приём у романтиков, которые видели, что Пушкин уходит от них на какие- то другие дороги.

Поэма в целом вызывала возражения не только у Вяземского, но и у Рылеева, который считал, что "характер Алеко несколько унижен". "Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и ещё собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание",- пишет Пушкин. И лишь в "Московском телеграфе", где поэму Пушкина называли "повестью", все же признавали, что это, "без сомнения, лучшее создание Пушкина, по крайней мере, из напечатанного".

Странно, что именно с поэмы "Цыганы", которая впоследствии вызывала такое пристальное внимание Льва Толстого и Достоевского, которая стала началом новой эпохи в русской поэзии, начинается охлаждение к Пушкину со стороны современной ему критики.

В Михайловском Пушкин работал над несколькими принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам народного и литературного языка. Большим трудом, отнявшим много усилий, стала работа поэта над своими записками. Надо учесть серьезный, на уровне науки тех лет, интерес к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой, так и записью устных источников. Брату он писал: "Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! "Арина Родионовна была, видимо, талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным репертуаром.


следующая страница >>



Хорошие манеры — это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль. Патрик О’Рурк
ещё >>