Трактат Гаспара Санса об искусстве игры на гитаре - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа направлена на подготовку воспитанников с высокой степенью... 1 229.67kb.
«Отработка приёмов игры на гитаре «баррэ» и«рифы» на материале арт-рока» 1 78.35kb.
Лебедь” Сен-Санса Великий, но не гений 1 116.04kb.
«Встреча с музыкой К. Сен- санса» Образовательные области: музыка... 1 53.57kb.
Книга гитариста : техника игры + 100 хитовых песен (+ dvd с видеокурсом) 1 39.1kb.
Программы с указанием вида деятельности 1 190.29kb.
Начальный этап обучения игры на гитаре 1 148.93kb.
Памятка для гитаристов 165 советов о технике гитарной игры. 1 112.68kb.
С гитарой вокруг света 1 10.04kb.
Абхидхармакоша энциклопедический трактат известного индийского 3 459.59kb.
Абхидхармакоша энциклопедический трактат известного индийского 3 465.44kb.
Ката дыхания 1 40.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Трактат Гаспара Санса об искусстве игры на гитаре - страница №1/1

Трактат Гаспара Санса об искусстве игры на гитаре

Кувалдина К.А.

студентка

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова

теоретико-дирижёрский факультет

кафедра истории музыки

Петрозаводск, Россия

E–mail : kristik120387@mail.ru

Гаспар Санс (1640-1710) - испанский (арагонский) композитор и гитарист эпохи Барокко. Он родился в Каланде, обучался музыке, теологии и философии в университете Саламанки и впоследствии там же стал преподавателем музыки. Он изучал искусство игры на гитаре в Неаполе, где одновременно состоял в должности органиста при дворе короля. Он умер в Мадриде в 1710году.

Исполнительский и педагогический опыт Санса обобщен в трактате «Обучение музыке на испанской гитаре, от методов его первооснов до мастерского исполнения на ней» с двумя оригинальными таблицами, разнообразными пьесами, танцами Расгеадо и Пунтеадо в испанском, итальянском, французском и английском стиле. Впервые трактат был опубликован в 1674году и позднее дополнялся новым материалом. Всего существовало семь редакций. Пять первых редакций были посвящены королю Австрии дону Хуану.

Трактат Санса открывается титульным листом с полным заголовком работы и посвящением, в нем также указывается, что аннотации составляли преемники Диего Дормера. Первый лист имеет оригинальную рамку с узорами, а с правого края есть следы двух печатей. На второй странице изображен Хуан австрийский в окружении дев и детей с музыкальными инструментами, в том числе с гитарой. На третьей странице Гаспар Санс сделал надпись «Его Преосвященству (Светлейшему сеньору)», и, соблюдая все приличия и формальности в обращении к высокопоставленному лицу, просит его о публикации первого тома под покровительством короля.

На следующих двух страницах представлены аннотации трактата, сделанные Себастьяном Альфонсо и Диего Харава и Бруно.

Следующий за аннотациями Пролог адресован желающим обучаться игре на гитаре. Санс повествует о том, что представляла собой гитара в эпоху Барокко. Итальянцы, французы и остальные нации меряли гитару по «испанке», причина этого в том, что раньше гитара не имела более четырех струн, но испанский маэстро Эспинель в Мадриде увеличил количество струн до пяти и тем самым усовершенствовал ее. Гаспар Санс считает, что пятая струна не имеет столь существенного влияния на значимость гитары как инструмента. Он высказывает мнение, что с помощью одной струны гитары и без ладов можно демонстрировать различное мастерство.

Гаспар Санс подчеркивает, что преподаватели музыки обучают игре аккордов, но никто не дает правил, по которым можно сочинять при отсутствии рядом преподавателя. По его мнению, преподаватели часто обучают национальной музыке, в то время как необходимо дать понятия о тех произведениях и песнях, которые обычно звучат.

Санс показывает необходимость умения различать каждую из двенадцати Пассакалий без ухода из тональности. Он пишет, что в его трактате он продемонстрирует новые правила, которых ранее не было ни у одного из упомянутых авторов и обещает научить играть Пассакалию в двадцати четырех различных ладах.

За Прологом следует содержание трактата, написанное в непривычном для нас оформлении. Например: первый лист, гениальная схема для транспонирования любого лада в другие двенадцать с разными вариантами, второй лист с пояснением и т.д. до двенадцатого листа.

И, наконец, Гаспар Санс дает одиннадцать правил.

Первые два правила рассказывают о настройке гитары с помощью бурдона.

Третье правило повествует о положении ладов и проверке струн гитары.

В четвертом правиле Гаспар Санс дает понятие и разъяснение Итальянской азбуке гитары. Буквы этой азбуки обозначают ноты (их двадцать, чего достаточно для формирования совершенных консонансов гитары). Для упрощения восприятия прилагаются два примера в двух пассакалиях.

В пятом правиле объясняется схема.

Шестое правило пригодится для импровизации или сочинения, так как можно выбирать между несколькими буквами в схеме.

В седьмом правиле для легкости ведения руки по гитаре Санс предлагает воспользоваться цифрами, которые расположены над буквами. Они означают не что иное, как деление струны на части.

В восьмом правиле он обращает внимание на интервалы, отношение к консонансам и диссонансам в эпоху Барокко, показывает диссонансы и объясняет вторую схему с интервалами и даже ритмом.

Девятое правило необходимо для исполнения приема Арпеадо. Прием также имеет свое схематическое изображение и пояснение от автора.

О взаимодополнении и равноправии обеих рук автор пишет в десятом правиле.

В последнем одиннадцатом правиле, Гаспар Санс отправляет нас к фигурам ритма, связывая их с размерами.

Дополнительно Гаспар Санс предлагает два правила игры приемом Расгеадо на гитаре, которыми пользуются лучшие преподаватели Рима.

Этот трактат, по мнению Санса, может служить первым импульсом к добровольному решению посвятить себя игре на гитаре. Он уже утвердился в этом, публикуя свою первую работу, и затем другие, ради помощи молодому поколению с хорошими задатками, для чего после главных заданий обучения может заинтересовать вас столь благопристойным занятием как это.



Литература

  1. «Instrucción de Música sobre la guitarra española y Método de sus primeros rudimentos...»,―[Электрон.ресурс]―URL: http://bibliotecadigitalhispanica.bne.es/view/action/nmets.do?DOCCHOICE=202981.xml&dvs=1319758235586~959&locale=ru_RU&search_terms=&adjacency=&VIEWER_URL=/view/action/nmets.do?&DELIVERY_RULE_ID=4&usePid1=true&usePid2=true

  2. Гаспар Санс, ―[Электрон.ресурс]―URL: http://es.wikipedia.org/wiki/Gaspar_Sanz





Только исследовав многих женщин, мужчина может понять себя. Владислав Гжещик
ещё >>