«Традиционная одежда народов мари и шотландцев» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание проекта Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен... 1 48.57kb.
Урок по теме «Ижемская традиционная одежда» иисторический серпантин 1 11.78kb.
"Свита традиционная верхняя одежда черноморских казаков" 1 68.89kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы содержание І. Традиционная система... 8 488.43kb.
«Традиционная национальная одежда и украшения якутов» 1 104.93kb.
Марий турек муниципальный район «мари-билямор ял шотан илем» муниципальный... 1 156.89kb.
Традиционная одежда уймонских старообрядцев: этнокультурные и этноконфессиональные... 1 346.23kb.
Викторина «Мари-Куптинская сторона годы Великой Отечественной войны... 1 12.27kb.
Народное искусство карачаевцев и балкарцев 14 3333.24kb.
Мари-Кристин Барро понимает, что ее истинное призвание быть актрисой... 1 31.69kb.
Мир без болезни Шарко-Мари-Тута 1 79.83kb.
Кир Булычев Вампир Полумракс 15 1358.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Традиционная одежда народов мари и шотландцев» - страница №1/1



МОУ «Лицей города Козьмодемьянска»
«Традиционная одежда народов мари и шотландцев»

Научно-исследовательская работа


Выполнили ученицы 6т класса:
Гаврилова Анастасия

Смелова Анастасия


Научный руководитель:

Казакова Татьяна Сергеевна

г. Козьмодемьянск

2009- год


План:

1.Вступление...............................................................................................3


2.История возникновения наряда..............................................................4

2.1. Марийский костюм...........................................................4

2.2. Шотландский костюм.......................................................5

3. Описание костюма:

3.1. Общее описание костюмов..............................................6

3.2. Различия костюмов...........................................................10

3.3. Сходства костюмов...........................................................10
4.Заключение...............................................................................................11
5.Список литературы..................................................................................12

1. Вступление.

У каждого народа есть свои традиции в одежде: манера, цвет, церемонии. Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, на протяжении веков, он, обогащался и видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности. Основной функцией народной одежды была, естественно, практическая, и в этом плане соответствовала природно-климатическим условиям региона, в котором жил народ. Наряду с этим в прошлом одежда выполняла и ряд дополнительных, немаловажных функций. Костюм имел отличия локального характера: по его форме можно было определить, откуда родом данный человек. Несмотря на развитие, изменение форм одежды, как и других элементов народной культуры, всё же ареалы отдельных комплексов в целом были довольно устойчивыми.

В работе рассмотрена история возникновения шотландского и марийского нарядов.


Цели и задачи:

1.Изучить историю возникновения марийского и шотландского костюмов

2.Изучить из каких предметов одежды состоят костюмы

3.Найти сходства и различия в костюмах

2.История возникновения наряда
2.1. Марийский костюм.

Традиционному марийскому костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преобладали, с другой,- влиянием южной степной скотоводческой культуры. Элементами одежды, приспособленными земледелию, возникшему на лесной почве, являлись: пояс, игравший утилитарно-практическую роль - к нему привешивался топор, нож; узкие штаны; подпоясанный короткий кафтан, лыковая обувь с холщовыми суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных мари указывают на влияние со стороны степной скотоводческой культуры. Обрядовый костюм был во многом связан с магическими представлениями марийцев и выполнял оберегающую и продуцирующую функции. В прошлом у марийцев была высокая детская смертность, в особенности среди младенцев. С целью предохранения их от болезней и порчи на одежду пришивали различные амулеты. В качестве оберегов использовались яркие ленты, монеты, раковины каури, бусины, хвост белки, которые обычно пришивались к шапочке грудного ребенка. Иногда от сглаза на младенца надевали шапочку, сшитую из красной ткани, обычно фабричного производства. По представлениям марийцев, амулеты оберегали ребенка, т. е. отводили болезни, порчу, сглаз. У марийцев существовало несколько костюмных комплексов определенного кроя и орнаментации. В прошлом по одежде можно было даже определить, из какого селения та или иная представительница. Особенно ярко эти отличия проявлялись в вышивке ее одежды. В горномарийском районе МССР информаторы сообщили, что ранее на сельских базарах по орнаментации головного убора (шарпан) определялось, уроженкой какой местности является та или иная женщина». Это свидетельствует о том, что в традиционной одежде улавливались малейшие специфические нюансы, касающиеся даже полихромной орнаментации полотенчатых уборов. Материалы XIX века по одежде луговых и горных марийцев подчеркивают близость их костюмных комплексов. Однако к началу XX века дифференциация становится более отчетливой. Это связано с тем, что одежда горных марийцев за короткий промежуток времени (последняя четверть XIX века) претерпела значительные изменения, утратив некоторые архаичные черты, с одной стороны, с другой, - приобрела совершенно новые виды одежды. В советский период наступает новый этап развития народного костюма. Постепенно одежда теряет значение, выражающее имущественное положение владельца.

2.2. Шотландский костюм.

В настоящее время килт считается национальным шотландским костюмом. Это был исключительно мужской вид одежды. В наше время юбки-шотландки для женщин называют килтами условно. Первоначально это была не юбка в складку, а плед вокруг бедер, закрепленный пряжками и ремешками. Самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом. Он изготовлялся из клетчатой шерстяной ткани тартана, у нас известной как шотландка. «Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду». Слово килт происходит от англо-шотландского kilt, означающего «обворачивать одежду вокруг тела». Горцы до 1746 года обычно носили "feileadh mor" (гэльское название тартана, намотанного вокруг тела, закрепленного на поясе и на плече). В свою очередь, шотландское слово происходит от древнескандинавского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов, у которых была подобная, но c тартаном, складчатая одежда. Происходить эта одежда может от античной римской или кельтской туник. В Верхней Шотландии, c ее дождливым климатом и гористым рельефом, килт был незаменим. Он стал основной частью одежды горцев. У него было много преимуществ в повседневной жизни, он не требовал шитья, частого ремонта, как, например, брюки. Килт давал свободу движений, согревал, быстро высыхал. На ночь он превращался в теплое одеяло. Плотная шерстяная ткань была практически непромокаемой. Это была удобная, теплая одежда, не стесняющая движений и не мешающая держать меч. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку. Так, знаменитая битва кланов в 1544 году мeждy Фрайзерами, Макдоналдами и Камерунами получила название Blar-na-Leine, что в переводе означает "Битва Рубашек". Так же кельты носили облегающие брюки, в основном используемые при езде верхом. Современный килт носится в основном с пледами - тартаном, намотанным вокруг верха тела - это современная версия полного"feileadh mor".

Хоть килт и является традиционной одеждой шотландских горцев, частью их национальной культуры он стал довольно недавно. Горская одежда стала символом Шотландии вопреки тому, что ее ношение запрещалось, так как она символизировала Шотландскую независимость. Англичане боялись, что католические кланы восстанут, как это было в 1698, 1725 и 1745 годах. Производство тартана было запрещено, нарушителей ссылали в Америку. Килт и тартан выжили, потому что горцам, вступившим в британскую армию, было разрешено носить свою национальную одежду. Только в конце 19-го века килт стал прочно ассоциироваться с горцами, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой. В отличие от галлов и скандинавов, которые забыли о подобной одежде, другие современные представители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, недавно приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

3.Описание костюмов

3.1. Марийский костюм.

Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обу­ви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка. Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Ста­ринная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функ­цию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.

Мужской костюм.

Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нит­ке. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными — ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче — не достигают и середины бедра.

Штаны (йолаш) луговых и горных марийцев были с узким ша­гом, у восточных — с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели нача­ли употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные (сулма) шили из фабричных тканей темной расцветки. У группы гор­ных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).

Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью мужской одежды и вы­полнял не только утилитарную функцию — к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привес­ками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. По­пулярными были кожаные ремни. Свадебные и праздничные муж­ские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.

Кафтан — важная часть традиционного мужского костюма. Ле­том носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, кÿрык) прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета.

Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные — из черной. С конца XIX века в костюм мужчин проникает кар­туз, который вначале становится принадлежностью костюма моло­дежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки (упш) с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.

Основной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетен­ные из семи лык с оборами из этого же материала. Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем).

Женский костюм.

Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская.

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были харак­терным элементом в одежде тех народов, которые были тесно взаимосвязаны с тюркским населением.

Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сук­на, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из ов­чин.

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 2 — 2,5 м и шириной 2—4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелко­вой пряжи. К таким поясам привешивались кошельки для хране­ния денег, ниток, иголок и т.п. Празднично-обрядовые пояса укра­шались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота ÿштö). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фаб­ричные кушаки.

Передник (ончылшовыч, ончылсакыш, анзылвач) был важной ча­стью костюма. Бытовало два подтипа передников: ранний (тради­ционный) — без грудки, поздний — с грудкой. Передник без груд­ки подразделялся на два варианта: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом; второй — из одной точи холста с двумя боковыми половинками, украшался вы­шивкой из шелковых ниток.

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на воз­раст, общественное положение носительницы. Головные уборы под­разделяются на девичьи и женские. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:

1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);

2) лопатообраз­ные (сорока);

3) мягкие полотенчатые (шарпан);

4) платки.

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседнев­ную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, одна­ко выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышив­кой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придава­лось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участ­ниц свадебного обряда — поезжанок. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Немаловажное значение в свадебной обрядности марий­цев играло приданое невесты, в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели немаловажное значе­ние в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась со­стоятельность семьи. Оно имело и престижное значение, так как вышитые элементы одежды показывали мастерство будущей жены.

3.1. Шотландский костюм.

Килт тогда представлял собой отрез ткани длиной около 12 "еллов" (1356 см), сложенный вдвое и простеганный так, чтобы получились складки.

Сегодня килт - это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657 - 4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142 - 151 см)

Килт — предмет мужской одежды, особенно юбка мужская шотландская. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой спорран. Килт может быть "большим" или "малым".

Большой килт

Этот предмет одежды известный под многими другими именами: Great Kilt, Feileadh Mor, Breacan Feile, Big Kilt, Belted Plaid, по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах примерно от 4,1 до 8,2 м, однако наиболее распространённая длина от 5,5 до 6,5 м. Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня. Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща; или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него; или же накрывать плечи и голову при плохой погоде. Большой килт обычно надевался поверх длинной шерстяной рубашки, у состоятельных людей было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шёлка. Также большой килт использовался в качестве покрывала.

В описании 1746 года сказано:

«Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах»

До сих пор много спорят о времени появления большого килта, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале 17-го века. Более ранние изображения килта иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи, льна или парусины, с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных равнинных сельских территориях. Заново традиция ношения большого килта возродилась в XIX веке. Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду.

Это килт, который горцы носили еще столетия назад. Это большой плед, примерно 13 метров длиной, сложенный вдвое и прошитый. При ношении образовывались складки, чтобы придать материалу большую толщину для лучшей защиты тела.

Малый килт

Под словом килт современники обычно понимают именно малый килт (англ. Little kilt, Feileadh Beg). По сути, он представляет собой нижнюю часть большого килта; кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. Полы закрепляются спереди специальной декоративной булавкой — kilt pin.

Предположительно малый килт был изобретён в 1725 году англичанином Ролинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого килта.

Сейчас килт прочно ассоциируется с одеждой шотландских горцев и наиболее часто изготовляется из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком — тартаном (в России такой материал более известен, как «шотландка»). Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, в то время как повседневно его носит достаточно малое количество людей. Скауты надевают килт для парадов; во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев или как музыкальных, так и танцевальных выступлений. В британской армии, равно как и в армиях других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы, хотя в боевых действиях он не использовался со времён Второй Мировой Войны. Краски для килта делались на растительной основе, а так как в определённой местности количество пригодных растений было ограничено, то ткачи были ограничены узким набором красок, по которому можно было судить о месте создания килта. Сетт (набор цветных полос, из которых состоял тартан) был особенным так же для каждого из кланов Шотландии, по нему можно было определить клановую принадлежность человека. На сегодняшний день известно порядка 700 сеттов, и это число продолжает расти. Помимо всего этого количество используемых цветов указывало на социальное положение носящего: один — слуга, два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь.

Обычный килт достигает колена и его полы закрепляются спереди специальной декоративной булавкой (kilt pin). С килтом носят длинные, до колен, носки - одноцветные или клетчатые. Традиционные носки не имеют верхней резинки и удерживаются длинными (до метра длиной) подвязками с кистями. Их обматывают вокруг лодыжек, как подвязки русских лаптей.
Под носок засовывают "черный кинжал" (dirk или sgian dubh). Спереди на ремне подвешивается кожаный кошель спорран (sporran).
Женские юбки из тартана шились и носились иначе. В наше время юбки-шотландки для женщин называют "килтами" условно, по аналогии. Поэтому "мужской килт" - это тавтология, а "женский килт" - современная вариация традиционной мужской одежды, приспособленная для женщин.
Национальная одежда шотландцев - юбки, называемые "килтами", национальный инструмент - волынка. Но в такой одежде шотландцы появляются только на праздниках. Большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, его можно увидеть во время спортивных и музыкальных мероприятий, в повседневной же жизни это редкость.

3.2.Различия костюмов.


1.Марийский костюм возник у народов- земледельцев. Шотландский- у воинов.

2.Мужчины-шотландцы носили клетчатые юбки (килт). А марийцы как мужчины, так и женщины- носили белые штаны.

3.3.Сходства костюмов.

1.Национальные костюмы народов

2.В настоящее время одеваются только на праздники

3.По костюму можно определить место жительства человека.

5.Заключение.

В данной работе рассмотрена одежда марийцев и шотландцев.

В ходе изучения литературы выяснено, что костюмы марийцев имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с марийцами, но, тем не менее, их близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов марийцев. В основном сильное влияние на одежду марийцев оказали костюмы татар, башкир, удмуртов и русских.

Кроме того, с течением времени, новыми введениями и открытиями в текстильной промышленности и кустарном производстве в одежде этой народности тоже происходят изменения.

К сожалению, со временем в марийских деревнях утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.
Хоть килт и является традиционной одеждой шотландских горцев, частью их национальной культуры он стал довольно недавно. Только в конце 19-го века килт стал прочно ассоциироваться с горцами, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой. В отличие от галлов и скандинавов, которые забыли о подобной одежде, другие современные представители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, недавно приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в пределах обозримой перспективы количество людей, как среди мари, так и в Шотландии, пользующихся некоторыми формами национального костюма в будни будет уменьшаться. Функциональное значение костюмов в настоящий период все более перемещается в празднично- обрядовую среду.

6.Литература.
1. В. Н. Белицер. «Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX-

XX в.)»; «Народы Среднего Поволжья и Приуралья».- М., 1971 г.

2. Н. М. Калашникова. «Одежда народов СССР» – М., 1990 г.

3. Г. Н. Чагин. « Народы и культуры Урала в XIX- XX в. в. – Екатеринбург, 2002 г.

4.Т.Л.Молотова. «Марийский народный костюм» - М.,1992 г.

5.Т.Л.Молотова. «Этнография марийского костюма». – М.,1992 г.








Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. Генри Питер Брум
ещё >>