Толерантности в последнее время становится в нашем общественном сознании все более актуальной - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Над безударной гласной на втором коррекционном этапе 1 322.63kb.
Климат и наблюдения из космоса 1 12.66kb.
«И все хорошее развеется как дым…» 1 127.33kb.
Информационно-справочный материал о работе культурно-досуговых учреждений... 1 61.24kb.
Компьютерный потенциал в подготовке студентов-переводчиков И. 1 101.42kb.
Доклад на научной студенченской конференции 1 113.62kb.
Как улучшить нашу деревенскую курицу? 1 13.46kb.
Особенности национально-экстремистских установок студентов нпо 1 39.58kb.
Оккупация Пряжинского района во время Великой Отечественной Войны... 1 166.87kb.
Факторы, влияющие на выбор покера в качестве основной формы заработка 9 752.53kb.
Особенности общения детей с зпр 1 118.22kb.
Реабилитация 42 7904.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Толерантности в последнее время становится в нашем общественном сознании все более - страница №1/1

Е.Э. Платова

Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения
Толерантность и Санкт-Петербург
Тема толерантности в последнее время становится в нашем общественном сознании все более актуальной.

Следует предположить, что само обострение проблемы толерантности релевантно глубине процесса глобализации, захватившего мир.

Смысл культивирования толерантности как идеологии терпения, умения безболезненного сосуществования разных способов и смыслов, разных образов и стилей жизни. В самом определении человечности или гуманности как системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, терпимости и непричинения страданий содержится требование толерантности. Языки всех народов мира фиксируют именно этот семантический аспект термина толерантности (лат. tolerantia терпение; англ. tolerance, toleration, нем. Toleranz, франц. tolerance, великодушие, снисходительность; быть великодушным, быть снисходительным, проявлять снисхождение, прощать – по-японски)

Самым дискуссионным моментом темы толерантности в современном научном дискурсе является вопрос межнационального взаимообщения и культурной взаимоадаптации.

В нашем городе всегда уделялось большое внимание проблеме толерантности и толерантного воспитания граждан. В 2006-2010 гг. в Санкт-Петербурге действовала уникальная программа Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на», краткое название – Программа «Толерантность».

23 сентября 2010 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга была рассмотрена и принята Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы. Новая Программа стала логичным продолжением действующей Программы «Толерантность», однако по многим направлениям существенно ее дополнила.

Цель принятой Программы – совершенствование усилий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и гражданского общества Санкт-Петербурга в деле формирования и укрепления в Санкт-Петербурге толерантной городской среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.

В 2009 г. Петербург принял предложение ЮНЕСКО и присоединился к Европейской коалиции городов против расизма. Весной 2009 г. в Петербурге прошёл Международный форум, посвященный вопросам толерантности. Проявление толерантности все больше становится нормой для жителей Санкт-Петербурга. Каждый год 16 ноября (начиная с 2010 г.) в нашем городе отмечается Международный день толерантности. В Санкт-Петербурге традиционно проходит множество разноплановых мероприятий: конференции, выставки, семинары, День открытых дверей в Санкт-Петербургском Доме национальностей.


Санкт-Петербург занимает особое место в истории толерантности в России. Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывали атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется "гармонией разнообразия" - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов.

Объективной основой для становления толерантности на берегах Невы была великая историческая миссия – стать не просто «окном в Европу», а служить пространством, на котором мировое культурное наследие адаптируется к российским потребностям. Этнический состав населения в новой столице Российской империи отличался от других регионов и городов своей пестротой, разнообразием форм жизнедеятельности.

Коренным населением Ижорской земли, петербургской области были финны и русские. Самой многочисленной национальной группой в населении Санкт-Петербурга всегда были русские. В XVIII в. они составляли 92-94% населения города, во второй поло­вине XIX в. – около 83%, а в 1900 г. – 87,6%. Второй по численности национальной группой в Санкт-Петербурге в разное время являлись немцы. Одним из важных условий для выезда за границу для многих людей в большинстве стран мира в феодальную эпоху была возможность продолжать придерживаться своей веры, посещать соответствующие храмы, не испытывать никаких притеснений со стороны сторонников господствующей в данной местности религии.

В Великом княжестве Московском (XIV-XV вв.), в Московском царстве (XVI-XVII вв.) русские правители крайне неохотно шли на создание особых условий для иностранцев и иноверцев. Агенты русского государства предлагали иностранным специалистам, готовым поработать в России, не только большую заработную плату и другие возможности иметь значительно большие доходы, чем у себя на родине, но и обещали, что приезжим иностранцам не будет чиниться никаких препятствий в отправлении своих религиозных обрядов.

Особо охотно ехали в Россию лютеране или протестанты. Деревянное здание старейшей лютеранской церкви Санкт-Петербурга было построено на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом в 1705 (или даже в 1704) году. Позже церковь дважды переносили на другие места.

В 1740 году открылась церковь по проекту Петра Еропкина, который к моменту открытия был уже казнен за принадлежность к «заговору Волынского». При церкви было открыто немецкое училище, называвшееся «Училище Святой Анны», или Анненшуле.

Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. В 1725 году столичная армянская община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома. В правление Екатерины II по проекту Ю.М. Фельтена на пожертвования прихожан, особенно на деньги главы армянской общины И.Л. Лазарева (Ованес Лазарян), было построено каменное здание Армянской церкви. В целом на рубеже XIX-XXвеков в Петербурге наряду с 247 православными храмами было 24 протестантских, 15 католических церквей, 6 синагог и 3 мечети.

Так как в правление Екатерины II (1762-1796), немки по происхождению, был провозглашен принцип веротерпимости, были сняты основные препятствия к заключению браков между лицами, принадлежавшими к разным религиям.

Другой задачей, которую поставила Екатерина II было строительство, целью которого стала ансамблевая застройка центра столицы и открытие памятника Петру Великому («Медный всадник») в 1782 г. к столетию вступления на престол Петра I.

Так как в правление Екатерины II (1762-1796) был провозглашен принцип веротерпимости были сняты основные препятствия к заключению браков между лицами, принадлежавшими к разным религиям. Правда, каждый случай рассматривался особо и по нему принималось отдельное решение. В первую очередь это касалось дворянского сословия, в котором межнациональному и межконфессиональному общению способствовало хорошее знание иностранных языков собств

Одна из задач – завершение ранее предложенных вариантов и строительство зданий по новым идеям, целью которых стала ансамблевая застройка центра столицы с учетом уже построенных Зимнего Дворца, Адмиралтей­ства, Исаакиевского собора (в первоначальном варианте), и других каменных зданий, а также «Медного всадника» - памятника Петру Великому, откры­тому в 1782 г. (к столетию вступления на престол Петра I).

Деятельность иностранных архитекторов и строителей в конце XVIII – первой половине XIX вв. оставила неизгладимый след в истории города.

Трудно переоценить заслуги Августина Бетанкура в осуществлении ансамблевой застройки Санкт-Петербурга. Ярким примером тому был реализованный в 1804-1810 гг. проект застройки Стрелки Василь­евского острова, разработанный Тома де Томоном. В 1816 г. А. Бетанкур получил указание Александра I: «Монсеньор генерал де Бетанкур. При всей моей доверенности к Вам и уважении к отличным по­знаниям повелеваю привести фабрику по деланию ассигнаций к окончанию и в полное действие под непосредственным Вашим наблюдением. При сем я не ограничиваю в соблюдении установленных форм, а позволяю все производ­ство устроить по Вашему усмотрению». 21 августа 1818 г. Экспедиция заготовления государственных бумаг было открыта и начала выпуск новых денег. Мощности оборудования, запроектированные Бетанкуром, были таковы, что за три года в стране оказались замененными все бумажные деньги. Под руководством Бетанкура начала работу специальная ко­миссия по строительству Обводного канала. К Обводному каналу тяготела застройка города, особенно в местах пересечения канала с главными магистралями, идущими из центра Петер­бурга. Здесь появились здания, значительные по своей архитектуре и объему. С именем А. Бетанкура и Огюста Монферрана связано сооружение Исаакиевского собора (1818-1858) и установка Александровской колонны на Дворцовой площади (1818-1834) - вы­дающихся сооружений архитектуры. Председатель Комитета для строений и гидравлических работ А. Бетанкур осуществлял технический надзор за строительством. Для строительства Исаа­киевского собора А. Бетанкур выполнил проекты различных подъемных ме­ханизмов и лесов для подъема и установки гранитных колонн собора. Неко­торые механизмы Бетанкура еще при жизни были применены для подъема и перемещения больших гранитных камней при кладке фундаментов.

Преемником Бетанкура на посту председателя Комитета для строений и гидравлических работ в 1824 г. стал выдающийся инженер П.П. Базен (1786-1838). Базен прибыл в Россию в 1810 г. по приглашению Бетанкура, поддержанному Александром I. Базен закончил Политехническую школу и Школу мостов и дорог во Франции. В 24 года приехал в Санкт-Петербург, где началась его 25-летняя инженерная и научная деятельность, удостоенная высокого звания члена-корреспондента, а позже почетного члена Петербургской академии наук.

Другим известным инженером и архитектором был А.Д. Готман, преложения которого были решающими по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. В 1841 г. под руководством Готмана на месте старого и узкого Аничкова моста через Фонтанку на Невском проспекте был построен новый мост – во всю ширину Невского проспекта. Скульптор П.К. Клодт исполнил прекрасные конные группы, украсившие новый мост, получившие широкую известность в России и за рубежом.

История архитектуры и строительства Санкт-Петербурга была настоящей школой толерантности, в которой людей ценили по деловым и человеческим качествам. Иностранные ученые, строители, архитекторы многое сделали для развития Санкт-Петербурга.

Российские самодержцы, проявляя нетерпимость к любой самостоятельности, свободе своих подданных, были вынуждены терпимо относиться к приглашенным иностранным специалистам. К тому же в силу многонационального и многоконфессионального характера российского государства традиции известной внутрисословной терпимости вырабатывались и в сложном по составу российском дворянстве.

После революции 1917 года большая часть иностранцев вместе с семьями покинула Россию. Пока никто не смог посчитать, сколько самым предусмотрительным людям удалось вывезти из страны, и что они в ней вынуждены были оставить. Иностранным подданным в России принадлежали фабрики и заводы, дворцы и доходные дома, торговые и ремесленные лавки, склады с товарами, акции железнодорожных и других кампаний. Было отобрано, национализировано и имущество у российских граждан с нерусскими фамилиями, которые принадлежали к классам крупных и средних предпринимателей – капиталистов или землевладельцев-дворян. Были постепенно закрыты все те культурные центры, вокруг которых группировались англичане, французы, шведы и другие. Следует учесть, что большинство немецких подданных с началом первой мировой войны было интернировано, их передвижения и экономическая деятельность были сильно ограничены.

Приход к власти большевиков положил начало кардинальным изменениям в экономической, социальной и духовной жизни города Петрограда, который в 1924 году стал Ленинградом.

Мощному нажиму подверглись православие и другие конфессии, так как любые системы мировоззрения рассматривались как «конкурирующие фирмы» по отношению к марксизму-ленинизму. Многие православные храмы в Ленинграде были закрыты. Их судьбу разделили и не православные церкви.

В 1930 году была закрыта армянская церковь. В здании находился штаб ПВО, а после войны – мастерская Театра музыкальной комедии. Церковь Святой Анны в 1935 году была закрыта, а в 1939 году приспособлена под кинотеатр, получивший название «Спартак». Здесь с середины 80-х годов XX века можно было посмотреть многие шедевры мирового кино, в том числе те, которые не показывали в обычных советских кинотеатрах. Члены католической общины в советский период подвергались репрессиям, а настоятель Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. В католическом храме служили французские священники, но в 1938 году он был разграблен и закрыт. Утварь, иконы и книги из храмовой библиотеки выбросили на улицу. Позже храм сильно пострадал от пожара. В нем находились кабинеты Музея истории атеизма и частные квартиры. В 1929 году была закрыта еврейская религиозная община, а в 1930 году синагога была закрыта, но вскоре открыта. В 1943-1973 годах раввином ленинградской синагоги был Лубанов, умевший ладить с советскими властями.

В то же время у советского руководства была своя концепция устройства многонационального общества. В соответствии с принципами пролетарского интернационализма и дружбы народов трудящиеся, простые люди, принадлежащие к разным нациям и религиям, могли, по мнению советского партийного руководства легко найти между собой общий язык. В советское время широкое распространение получила практика межнациональных браков. Молодые люди в учебных заведениях, в студенческих общежитиях, в трудовых коллективах, на комсомольских стройках жили и действовали плечом к плечу, отметая всякого рода условности как что-то устаревшее. Ленинград стал центром подготовки национальных кадров специалистов для различных республик, входивших в состав СССР.

В Ленинграде, как и в дореволюционном Петербурге, имелись газеты на разных языках, поддерживались фольклорные коллективы и т.д. В культурной политике исходили из того, что культура в СССР является советской, социалистической по своей сущности, но многонациональной по форме.

В годы Великой Отечественной войны и страшной блокады ленинградцы, независимо от национальности и вероисповедания, мужественно защищали свой город и переносили все тяготы жизни.

Однако, перестройка 1985-1991 годов показала, что в советском обществе сохранились многие серьезные противоречия, которые и вызвали распад великой державы.

Перемена названия города, идея возрождений лучших традиций прошлого в конце XX – начале XXI веков создали благоприятные условия для восстановления толерантной среды в северной столице.

В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Начались богослужения, реставрация помещений. В 2000 году Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II провел полное освящение церкви. Из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.

В 1991 году был вновь зарегистрирован приход святой Екатерины. Началось восстановление католического храма. В 2006 году храм Свято Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов. В молитве, которая проходила с использованием телемоста, принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.

В постсоветский период появилось немало национальных культурных центров, которые учитывали интересы многонационального населения Санкт-Петербурга.

Толерантность в современных условиях должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир, Россия, Санкт-Петербург очень разнообразны по национальному и конфессиональному составам. В основе непонимания в межнациональных и межконфессиональных отношениях чаще всего лежит элементарное незнание, отсутствие необходимой информации. Не требуется больших усилий для того, чтобы понять, что у приверженцев других религий, у лиц другой национальности привычки, обычаи могут отличаться коренным образом. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга.


Литература:


  1. О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность") (с изменениями на 12 мая 2012 года). http://www.gov.spb.ru/npa

  2. Сайт Программы "Толерантность" - http://www.spbtolerance.ru/

  3. Ссылки на видеоролики, разработанные Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями:

  4. http://www.youtube.com/watch?v=iOW6FiM_ntQ

  5. http://www.youtube.com/watch?v=5GnbYrvqKKE

  6. http://www.youtube.com/watch?v=iYW0blGb4Os

  7. Социальная история Санкт-Петербурга / под ред. Е.Э. Платовой, В.В. Фортунатова. СПб: Русский остров, 2005.-335 с.

  8. Фортунатов В.В. Российская история в лицах.- СПб: Питер, 2009.-970 с.

  9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Изучение истории в системе высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации» 25-26 октября 2012, Санкт-Петербург. – СПб.: ПГУПС, 2012.-288 с.





Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше
ещё >>