Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: традиционный урок. Тема: Дисперсия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность... 1 210.62kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) 1 130.94kb.
Урок №20 Тема урока: Русь в середине XIII xiv вв 1 34.35kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 48.18kb.
Презентация для урока. Ход урока. I. Организационный момент Объявление... 1 60.28kb.
Урок№1 «Что такое отношение?» Тип урока: урок изучения нового материала... 1 106.39kb.
Урок: №15. Тема урока: Закон сохранения импульса. Тип урока: изучение... 1 82.5kb.
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока: Урок объяснения... 1 53.59kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 41.3kb.
Вопросы: Можно считать белый свет по структуре простым? 1 15.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: традиционный урок. Тема: Дисперсия - страница №1/1

Учитель: Речкина Наталья Николаевна

Класс: 11 Б

Дата: 29.01.10

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: традиционный урок.

Тема: Дисперсия.

Цель: дать понятие дисперсии света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории; объяснить происхождение цветов окружающих нас.

Задачи:

Образовательные:



    • познакомить учащихся с историей открытия явления;

    • рассмотреть явление дисперсии, его сущность и применение, показать его значение для человека;

Воспитательные:

    • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через убеждения о волновом строении света;

    • способствовать формированию знаний о методах познания через эксперимент как источника знаний (наблюдение дисперсии при прохождении света через призму);

Развивающие:

  • продолжить развитие научного мышления учащихся через привлечения их к объяснению нового материала, формулировки выводов;

  • способствовать развитию эстетических качеств ученика при оформлении записей в тетради;

  • способствовать развитию интереса к физике через постижение истины посредством изложения исторических сведений, интересных фактов, сообщения о природных явлениях.

Учебное пособие: Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Профильный и базовый уровень / Г.Я. Мякифев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий. – М.: Просвещение, 2008. – 336 с.

Опорные знания: свет, электромагнитная волна, преломление и отражение света, длина волны, частота, показатель преломления.

Дидактический материал: компьютер с программным обеспечением, презентация, проектор, призмы, доска, мел.

Таблица: Структурные элементы урока.

Структурные элементы урока

Содержание элемента

Форма, метод

Время, мин.

Орг. Момент




беседа

1

Актуализация знаний

ранее изученный материал

фронтальный опрос

3

Мотивационный этап

мотивация на изучение новой темы

рассказ

1

Изучение нового материала

материал параграфа §66

рассказ, демонстрация презентации, сообщение учащихся

28

Рефлексивный этап

новый материал

физический диктант с взаимопроверкой

10

Д/З

§66

рассказ, запись на доске

1

Итог урока

оценивание работы учащихся

рассказ

1

Сценарий урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о световых явлениях и законах распространения света. Но сначала вспомним, что же мы уже узнали о световых явлениях.



  1. Как свет распространяется в однородной среде?

  2. Всегда ли свет распространяется прямолинейно?

  3. В каких случаях нет?


  1. Закон преломления света?



  1. Изобразить ход лучей в призме.

  2. Какая среда называется более плотная?



  1. Записать связь показателя преломления со скоростью света.

  2. Что такое свет?




  1. Закон преломления света на какой точке зрения на приду света основан?

Сегодня мы продолжаем разговор о световых явлениях и законах распространения света.

Свет имеет еще много тайн. Одна из них – явление дисперсии, с которой мы сегодня познакомимся.

Итак, цель нашего урока: рассмотреть понятие дисперсии света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории; объяснить происхождение цветов окружающих нас.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Дисперсия от латинского слова переводится как рассеивание, развешивание.

Явление дисперсии было подробно изучено в 1666 г. И.Ньютоном.

Конструируя телескоп он заметил, что рассматриваемые тела приобретают радужную окраску. Если тела рассматривать через призму также можно заметить радужную оболочку тел. Давайте посмотрим.

И. Ньютон провел незамысловатый опыт. Опыт заключался в следующем: на призму он направил узкий пучок света попадаемый в темную комнату сквозь щель в ставне. На противоположной стене получилась разноцветная полоска.

На призму падал белый солнечный свет, а получился разноцветный спектр. Так что же такое дисперсия?

Что мы можем сказать тогда про белый свет?

И.Ньютон провел еще опыт по разложению уже одного цвета.

Разложение цветного света он уже не наблюдал. Такой цвет получил название монохроматический – одноцветный свет.

Каждой цветности соответствует своя длина волны и частота.



frame1Каждый цвет имеет различный угол преломления. Отчего это зависит?

Чем характеризуется каждый цвет?

Так, какой можно сделать вывод?

Какое можно дать определение дисперсии?


Интересный факт: в 2002 году «Нью-Йорк Таймз» опубликовали статью, в которой содержались результаты опроса ведущих физиков. Оп результатам было выбрано 10 самых красивейших открытий, среди которых был и опыт Ньютона по дисперсии.

Иоганн Вольф Гете писал:

«Свет Ньютона измученный всякого рода орудиями пытки – щелями, призмами, линзами»

Дисперсия действительно удивительное и очень красивое явление. А в природе мы его можем наблюдать?

Сейчас давайте прослушаем сообщение «Радуга и голо».

Томос Юнг занимался исследованиями смешивая различные цвета. Он получил при смешении красного, зеленого и голубого белый свет.

Что это доказывало?

Давайте рассмотрим эксперимент с цветным кругом и объясним.
А теперь давайте объясним многообразие цветов, окружающих нас.
Вопрос: на листе бумаги написано «отлично» красными буквами, «хорошо» синими. Через какое стекло надо смотреть чтобы увидеть слово отлично.

Молодцы, теперь давайте выполним физический диктант.



  1. Что такое дисперсия?

  2. Что представляет собой белый свет?

  3. Что такое монохроматический свет?

  4. Какого цвета волны больше всего преломляются в призме?

  5. Какому цвету соответствует наибольший показатель преломления?

  6. Сравните скорость распространения в призме красного и фиолетового цвета.

  7. Длина волны какого цвета наибольшая?

  8. Если бы Солнце испускало бы один монохроматический свет, какие бы цвета мы видели на Земле?

А теперь поменялись работами с соседом за партой и проверяем.

Зачитываю вопросы.

Молодцы, сегодня на уроке мы с вами познакомились с новым физическим явлением, рассмотрели принцип разложения белого света, объяснили многообразие цветов природы.

Отмечает работу отдельных учеников, похвалой и отметкой.



Прямолинейно.

Нет.


При переходе из одной среды в другую, при встречи с отражающей поверхностью.

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная – коэффициент преломления.

Строят.

Среда у которой показатель преломления больше – более плотная.



Записывают

Волна и частица, одновременно.

Волновой.

Записывают.


Записывают.

Смотрят.
Изображают схему опыта.


Дисперсия – это разложение белого света в спектр.

Белый свет сложный, состоит из различных цветов.
Записывают.
Составляют таблицу.

От показателя преломления среды.

Длиной волны и частотой.

Показатель преломления среды и длина волны зависят между собой.

Дисперсией называется зависимость показателя преломления света от длины волны (частоты колебаний)

Радуга.
Слушают сообщения.


Белый свет сложный.

Когда круг покоится мы можем различать отдельные цвета, а когда круг привести в движение наш глаз уже не замечает ох, они быстро перемещаются и кажутся нам белым.

Приводят примеры и объясняют.


Отвечают на вопросы письменно.

Говорят правильный ответ, оценивают работу.

Дисперсией.




Приложение№1
Литература:

  1. Ильин В.А. История физики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.

  2. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Вашеевская Н.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы. – М.: «Академия», 2000 – 368с.

  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1998ю – 254 с.

  4. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. Общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.

  5. Энциклопедический словарь юного физика / Сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика, 1984. – 352с.





Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. Дмитрий Писарев
ещё >>