Тезисы к докладу для конференции Ломоносов 2013 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тезисы к докладу руководителя Владимирстата А. А. Мироедова на пресс-конференции 1 157.1kb.
Название конференции 1 37.17kb.
Тезисы к докладу конференции webconf 12 Швардыгулин Александр (artox) 1 13.01kb.
Тезисы по докладу руководителя Управления Росприроднадзора по Республике... 1 34.18kb.
Тезисы докладов 19-23 апреля 2010 г г. Светлогорск 13 1883.75kb.
14 мая, вторник: 10. 00 – 10. 15. Открытие конференции 1 27.12kb.
Лекция является первой из серии запланированных лекций по стимулированию... 1 58.51kb.
Оформление материалов конференции подготовка к работе 1 34.07kb.
Тезисы Междунар науч конференции, посвящ. Памяти проф. О. В. 1 44.36kb.
Тезисы докладов и выступлений участников научно-практической конференции 12 1959.69kb.
Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых... 1 131.81kb.
Медиа-план министерства культуры, печати и по делам национальностей... 1 260.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тезисы к докладу для конференции Ломоносов 2013 - страница №1/1



Тезисы к докладу для конференции Ломоносов – 2013

Проблема дефиниции и статуса книги художника в наши дни

Котюргина Ирина Константиновна

аспирант

Уральский Федеральный Университет им. Б. Н. Ельцина,

Институт гуманитарных наук и искусств,

факультет искусствоведения и культурологии,

Екатеринбург, Россия

info@kotyurgina.com
Холланд Коттер во вступительной статье к книге Джоанны Дракер «The Century of Artists’ Book» («Век книги художника») пишет, что книга как объект в современном мире потеряла то значение, которое у нее было ранее: сегодня она обладает скорее ценностью информационного, нежели физического объекта. Но также Холланд говорит о том, что современные книги художников (artists’ books) смогли трансформировать само состояние книжности, усложнили его: «Они изменили ее статус от вторичного к главнейшему, от инструментального к творческому, от обыденного к редкому, не отвергая при этом другие идентичности» (Drucker J., 2007, стр. XI). Такие книги, изменяющие книжность, обыгрывающие, выводящие её на первый план и есть предмет моего исследования.

Проблема дефиниции книги художника до сих пор существует в современном искусствоведении. Путаницу в названиях вносит так же и тот факт, что явление это возникло в нескольких странах практически одновременно. Истоки книги художника принято прослеживать в книгах, изданных Амбруазом Волларом во Франции в первые десятилетия XX века (т. н. livre d'artiste), или в книгах художника и поэта Уильяма Блейка (artist’s book). История же российской книги художника начинается с футуристических книг 1910–х годов, но опыты русских художников с книжной формой начались еще на рубеже XIX и XX веков и ранее, когда сперва проявился интерес к книжной иллюстрации, а затем к книге как к целостному объекту, когда книга не только была возведена в ранг высшего искусства, синтезирующего в себе многие виды искусств, но и влияла на другие сферы жизни, но эти книги еще нельзя назвать книгами художника. Закономерно, что предпринимались попытки осмысления книги художника в ряду книг, созданных художниками авангарда. Но называть книгу авангарда книгой художника тоже не совсем верно, так как интерес к книге авангарда как к объекту искусства, а не дизайна, вызван самим феноменом книги художника, позволившем иначе взглянуть на эти произведения. Различия между ними существуют безусловно, не даром в России эти два понятия разделяют несколько десятилетий.

Сложение традиционного представления и выработка терминологии произошли в основном в 70–х годах XX века, когда по университетам и музеям США прокатилась волна выставок, посвященных экспериментам с книжной формой, а в России появились первые работы концептуалистов в области книги художника.

Таким образом на сегодняшний день мы имеем три наименования книги художника, artist’s book, livre d’artiste и книга художника, и не все исследователи разделяют их по происхождению. Например, американская исследовательница Джоана Дракер в своей книге рассуждает о livre d’artiste как предшественнице artist’s book, но не только хронологически, но и этимологически.

Над вопросом, что же такое тогда книга художника в современном понимании, многие исследователи размышляют и по сей день. Анна Чудецкая пишет: «На вопрос о том, что такое книга художника, трудно ответить коротко и четко. Проще начать перечислять то, чем она не является – имеется в виду не иллюстрированная книга, и не роскошное издание, и не библиофильская редкость... Все это пока для нас – книга художника, и мы хотим оговорить себе право применять этот термин и для рукописной тетрадки, и для серии гравюр, и для объектов, при том условии, что это произведение включает (или подразумевает) нарратив. Книга художника – не четкая дефиниция и не бесспорный искусствоведческий термин, скорее – это метафора для определения еще не вполне оформившегося явления в художественной жизни.
Хотя словосочетание «книга художника» используется историками искусства, критиками, художниками и коллекционерами в терминологическом значении и довольно долго, смысл термина несколько расплывчат. Дело в том, что каждый художник книги, работая в этом жанре, привносит в него что–то свое, новое, часто с полной уверенностью, что именно такой и должна быть книга художника, поэтому наряду с изданиями, сохраняющими традиционную форму книги, в понятие «книга художника» также традиционно включают книги–объекты, книги–перформансы, мэйл–арт, медиакниги и др.

Исходя из суммы определений книги художника, опубликованных различными учеными и художниками в различное время, возникает предположение, что на данный момент у исследователей нет общей четкой картины о значении этого термина и что исследование, посвященное дефиниции этого вида искусства крайне актуально сегодня.


Литература

  1. Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / К. Вашик, Н. Бабурина. — Москва: Прогресс–Традиция, 2004.

  2. Дирижабль. Книги художника / под. ред. Е. Спириной. – Нижний Новгород: издательство Деком и типография РИДО, 2005.

  3. Для голоса. Книга русского авангарда. 1910 — 1934. Книга художника. 1970 — 2005 / сост. каталога М. Карасик, под ред. В. Сажина. — СПб.: M. K. Publushers, 2005.

  4. Книга художника: 1970–1990–е годы / под. ред. К. Искольской. — М.: Даблус, 1999.

  5. НеоЛит: русская книга художника на рубеже тысячелетий / ред. Е. Спирина. — Нижний Новгород: ЮнионПринт, 2007.

  6. Книга художника и поэта/сост. Каталога А. Чудецкая. — Нижний Новгород: Дирижабль, 1997.

  7. Книга художника: 1970–1990–е годы / под. ред. К. Искольской. — М.: Даблус, 1999.

  8. Joan Lyons. Artist Books: A Critical Anthology and Sourcebook / J. Lyons — New York: Visual Studies Workshop Press, 1985.

  9. Drucker J. The Century of Artists’ books / Drucker J. — New–York: GranaryBooks, 2007.

  10. Stefan Klima. Artists Books: A Critical Survey of the Literature /S. Klima — New York: Granary Books, 1998

  11. Чудецкая А. Современная «книга художника»: от интерпретации литературного произведения до пластического сюжета: URL: http://www.dirizhabl.sandy.ru/artistbook/nn98/text1.html (20.02.2013)






Фридрих Великий имеет большие заслуги перед немецкой литературой; между прочим, ту, что свои стихи он издал по-французски. Генрих Гейне
ещё >>