страница 1 |
|
Похожие работы
|
Тезисы к докладу для конференции Ломоносов 2013 - страница №1/1
![]() Тезисы к докладу для конференции Ломоносов – 2013 Проблема дефиниции и статуса книги художника в наши дни Котюргина Ирина Константиновна аспирант Уральский Федеральный Университет им. Б. Н. Ельцина, Институт гуманитарных наук и искусств, факультет искусствоведения и культурологии, Екатеринбург, Россия info@kotyurgina.com Холланд Коттер во вступительной статье к книге Джоанны Дракер «The Century of Artists’ Book» («Век книги художника») пишет, что книга как объект в современном мире потеряла то значение, которое у нее было ранее: сегодня она обладает скорее ценностью информационного, нежели физического объекта. Но также Холланд говорит о том, что современные книги художников (artists’ books) смогли трансформировать само состояние книжности, усложнили его: «Они изменили ее статус от вторичного к главнейшему, от инструментального к творческому, от обыденного к редкому, не отвергая при этом другие идентичности» (Drucker J., 2007, стр. XI). Такие книги, изменяющие книжность, обыгрывающие, выводящие её на первый план и есть предмет моего исследования. Проблема дефиниции книги художника до сих пор существует в современном искусствоведении. Путаницу в названиях вносит так же и тот факт, что явление это возникло в нескольких странах практически одновременно. Истоки книги художника принято прослеживать в книгах, изданных Амбруазом Волларом во Франции в первые десятилетия XX века (т. н. livre d'artiste), или в книгах художника и поэта Уильяма Блейка (artist’s book). История же российской книги художника начинается с футуристических книг 1910–х годов, но опыты русских художников с книжной формой начались еще на рубеже XIX и XX веков и ранее, когда сперва проявился интерес к книжной иллюстрации, а затем к книге как к целостному объекту, когда книга не только была возведена в ранг высшего искусства, синтезирующего в себе многие виды искусств, но и влияла на другие сферы жизни, но эти книги еще нельзя назвать книгами художника. Закономерно, что предпринимались попытки осмысления книги художника в ряду книг, созданных художниками авангарда. Но называть книгу авангарда книгой художника тоже не совсем верно, так как интерес к книге авангарда как к объекту искусства, а не дизайна, вызван самим феноменом книги художника, позволившем иначе взглянуть на эти произведения. Различия между ними существуют безусловно, не даром в России эти два понятия разделяют несколько десятилетий. Сложение традиционного представления и выработка терминологии произошли в основном в 70–х годах XX века, когда по университетам и музеям США прокатилась волна выставок, посвященных экспериментам с книжной формой, а в России появились первые работы концептуалистов в области книги художника. Таким образом на сегодняшний день мы имеем три наименования книги художника, artist’s book, livre d’artiste и книга художника, и не все исследователи разделяют их по происхождению. Например, американская исследовательница Джоана Дракер в своей книге рассуждает о livre d’artiste как предшественнице artist’s book, но не только хронологически, но и этимологически. Над вопросом, что же такое тогда книга художника в современном понимании, многие исследователи размышляют и по сей день. Анна Чудецкая пишет: «На вопрос о том, что такое книга художника, трудно ответить коротко и четко. Проще начать перечислять то, чем она не является – имеется в виду не иллюстрированная книга, и не роскошное издание, и не библиофильская редкость... Все это пока для нас – книга художника, и мы хотим оговорить себе право применять этот термин и для рукописной тетрадки, и для серии гравюр, и для объектов, при том условии, что это произведение включает (или подразумевает) нарратив. Книга художника – не четкая дефиниция и не бесспорный искусствоведческий термин, скорее – это метафора для определения еще не вполне оформившегося явления в художественной жизни. Хотя словосочетание «книга художника» используется историками искусства, критиками, художниками и коллекционерами в терминологическом значении и довольно долго, смысл термина несколько расплывчат. Дело в том, что каждый художник книги, работая в этом жанре, привносит в него что–то свое, новое, часто с полной уверенностью, что именно такой и должна быть книга художника, поэтому наряду с изданиями, сохраняющими традиционную форму книги, в понятие «книга художника» также традиционно включают книги–объекты, книги–перформансы, мэйл–арт, медиакниги и др. Исходя из суммы определений книги художника, опубликованных различными учеными и художниками в различное время, возникает предположение, что на данный момент у исследователей нет общей четкой картины о значении этого термина и что исследование, посвященное дефиниции этого вида искусства крайне актуально сегодня. Литература
|
ещё >> |