Тесты по истории средних веков. К учебнику «История Средних веков» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику Е. 1 104.46kb.
Эпоха средних веков между древностью и новым временем 1 68.17kb.
Учебник: Е. Агибаловой, Г. Донского «История средних веков». 1 96.69kb.
Программа по Всеобщей истории История Средних веков (6 класс) 1 262.61kb.
Итоговый тест по истории Средних веков Какие временные рамки получили... 1 32.85kb.
Урок по истории Средних веков 6 класс Тема: Наследие Средних веков... 1 89.67kb.
Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) 1 78.11kb.
Вопросы по истории средних веков 1 41.38kb.
Популярное богословие и народная религиозность средних веков 2 435.79kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
Программа курса "История зарубежной литературы средних веков, Возрождения... 1 72.33kb.
6 класс Выберите правильные ответы 1 58.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тесты по истории средних веков. К учебнику «История Средних веков» - страница №1/4


УДК 373:94(100)´´04/14´´

ББК 63. 3 (0)4

Н55
Рецензент: доктор исторических наук, профессор

Саратовского социально – экономического университета



Эльфонд И. Я.
Учебное издание
Нескребтов Андрей Леонидович – учитель высшей категории,

работает с 1992 года в МОУ «СОШ хутора Малая Скатовка

Саратовского района Саратовской области».
Тесты по истории средних веков.

К учебнику

«История Средних веков»

В. А. Ведюшкина,

6 класс

Издание третье, дополненное и переработанное.

Пособие для общеобразовательных учреждений.
Художники: Кудрявцева Ю. В., Чуранов Р. А.

Саратов: МОУ «СОШ х. М. Скатовка», 2006.

Сдано в набор 8.09.06. подписано в печать 17.09.06. Формат 60 х 84 1/16., бумага типографская. Гарнитура Times New Roman. Усл.-печ. л. 4,5. Уч.-изд. л. 4,25.

Тираж 900. Заказ 0248.

Отпечатано на ризографе ООО «Ризоп»: г. Саратов, ул. Шевченко, 2а.

Тесты составлены к учебнику истории средних веков для учащихся 6 кл. Ведюшкина В. А. в двух вариантах к каждому из 34-х параграфов.

Технология тестирования позволяет учителю оценивать знания и тех учащихся, которые не принимают непосредственного участия в беседах, фронтальных опросах и др. формах устной работы.

Использованы различные типы тестов, в том числе и требующие от учащегося дать собственный вариант ответа.

Правильным следует считать наиболее полный и точный ответ, указывающий на главную черту, отличие, качество.

Для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений.



О замеченных недостатках можно сообщить автору по тел.: 8 905 383 52 41 или письменно: 410080, Сарат. обл., Сарат. р-н, х. М. Скатовка, Садовая, 1 – 2.
©Нескребтов А. Л.
1. Великое переселение народов и образование

германских королевств.

I вариант.


  1. Кого древние римляне и греки считали варварами?

а/ германцев,

б/ всех, кто жил за пределами Римской империи,

в/ всех, кто не владел греческим и латинским языками,

г/ всех, кто не умел читать по латыни.




  1. Какое явление или событие явилось толчком к Великому переселению народов?

а/ натиск гуннов на вестготов,

б/ резкое изменение климата к Востоку от Рейна,

в/ резкое ослабление Западной Римской империи,

г/ перенаселённость и нехватка земли у германских племён.




  1. Отметьте имя короля вестготов, захватившего власть в Италии в 493 году:

а/ Стилихон, в/ Теодорих,

б/ Ромул Августул, г/ Одоакр.




  1. Как называлась должность управляющего отдельными областями варварского королевства?

а/ герцог, в/ губернатор,

б/ дворянин, г/ граф.




  1. почему в начале VI века Хлодвига стало поддерживать население Галлии и римское духовенство?

а/ он раздал знатным людям большие поместья,

б/ он крестился по римскому обряду,

в/ он возвратил гало-римлянам их утерянное ранее богатство,

г/ в его правление перестали собирать налоги.


6*. Вставьте пропущенное слово:

«Все народы, проживавшие на левом берегу Рейна относились к ______________».


____________________________________________________________________

* - таким знаком в дальнейшем будут обозначены дополнительные задания, которыми можно заменить одно из основных.



1а. Великое переселение народов и образование

германских королевств.

II вариант.


  1. На какой стадии развития общества находились германские племена к IV – V вв.?

а/ военная демократия, в/ родовая община,

б/ государство, г/ становление первобытного общества.




  1. Исключите неверное утверждение:

а/ власть вождя усиливалась в военное время,

б/ вождь и дружинники стремились к походам и битвам,

в/ в случае победы богатая добыча делилась поровну среди соплеменников,

г/ к V в. власть вождей стала передаваться по наследству.




  1. Сопоставьте даты и события:

а/ разделение империи на Западную и Восточную,

б/ появление первого вестготского королевства со

столицей в г. Тулуза,

в/ Теодорих Великий становится королём Италии,

г/ захват и разграбление Рима вестготами,

1/ 410 г., 2/ 418 г., 3/ 395 г., 4/ 493 г.




  1. Как называется сборник законов, составленный по приказу Хлодвига?

а/ Рипуарская правда, в/ правда Ярославичей,

б/ Салическая правда, г/ Земельный закон.




  1. Почему Хлодвиг принял учение Римской Церкви, а не арианское учение (еретическое направление)? Исключите неверное суждение.

а/ Хлодвиг получил поддержку от местного населения и церкви,

б/ церковное учение укрепляло пока ещё слабую власть короля,

в/ после крещения по римскому обряду франки получили возможность меньше платить налогов.
2. Христианская церковь в раннее средневековье.

I вариант.


  1. Что такое «Символ Веры»?

а/ особый знак, отличающий последователей Христианской Церкви от других,

б/ важнейшие догматы христианства,

в/ «божье знамение», призванное крепить веру христиан в Бога.
2. С момента организации Христианской Церкви стали возникать многочисленные ереси. Ересь – это:

а/ ошибочное и вредное, отвергнутое на соборах учение,

б/ вероучение епископа Ария,

в/ истинное христианское учение.


3. Как называется главная книга христиан?

а/ Талмуд, в/ Евангелие,

б/ Коран, г/ Библия.
4. Как принято называть всех служителей Христианской Церкви?

а/ священниками, в/ монахами,

б/ духовенством, г/ мирянами.
5. Как называются правила, по которым живут в монастырях монахи?

а/ Закон Божий, в/ Евангелие,

б/ Устав, г/ Послания Апостолов.
6*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название одного из первых церковных санов:
В А Й Р И К И
7*. Вставьте пропущенные слова:

«В первых христианских общинах всеми хозяйственными делами занимался _________________ , который помогал _______________ проводить церковную службу».




2а. Христианская церковь в раннее средневековье.

II вариант.


  1. Выдающиеся христианские богословы оказали значительное влияние на развитие Христианской Церкви. Исключите лишнее историческое лицо:

а/ Августин, в/ Иероним,

б/ Ромул Августул, г/ Иоанн Златоуст.




  1. Какую Церковь принято называть католической?

а/ Христианскую Церковь Востока,

б/ Христианскую Церковь Запада,

в/ Церковь, возглавляемую Патриархом Константинопольским,

г/ Армянскую Церковь во главе с Католикосом.




  1. Сопоставьте события и даты:

а/ принятие символа веры,

б/ разрешение свободного вероисповедания христианства на территории Римской империи,

в/ основание монашеского ордена Бенедиктинцев,

г/ основание монашества,

1/ IV в., 2/ VI в., 3/ 313 г., 4/ 381 г.


  1. Распределите следующие церковные должности в две колонки в соответствии с иерархией в Католической и Православной Церквях: а/ дьякон, б/ архиепископ, в/ Папа, г/ священник, д/ епископ, е/ Патриарх, ж/ митрополит.

(Некоторые должности могут повторяться в иерархии обеих Церквей).


  1. Исключите неверное утверждение:

а/ монашество является составной частью духовенства,

б/ в монастырях сохранялись большие библиотеки,

в/ монашество появилось в восточной части Римской империи,

г/ монахи селились в уединённом месте и жили только по одиночке.



3. Империя Карла Великого : возникновение, расцвет и распад.

I вариант.


  1. Как называли во Франкском королевстве управляющих дворцом?

а/ дворецкими, в/ магнатами,

б/ майордомами, г/ дворянами.




  1. Армия Карла Мартелла нанесла поражение арабам при Пуатье. В каком году это произошло?

а/ 732, б/ 768, в/ 712, г/ 800.


  1. Кто из майордомов стал первым королём династии Каролингов?

а/ Карл Мартелл, в/ Карл Великий,

б/ Пипин Короткий, г/ Карл Лысый.




  1. Какую страну Карл Великий не мог покорить

в течение 30 лет?

а/ северную Испанию, в/ страну Саксов,

б/ северную Италию, г/ земли аваров.


  1. Почему просуществовала недолго империя Карла Великого?

а/ её захватили соседние народы и государства,

б/ она распалась из-за восстаний покорённых народов,

в/ её разделили между собой потомки Карла Великого,

г/ она распалась на отдельные государства по числу народов, ранее вошедших в её состав.


6*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название земельного владения, пожалованного за службу, это владение нельзя было передавать по наследству:
Ц Е Н И Б Е Й Ф И
7*. Вставьте пропущенное слово:

«Последнего ______________ короля из рода Меровингов Пипин Короткий заточил в монастырь, а сам добился от Папы королевской Короны».


3а. Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.

II вариант.


  1. Как называли владельцев крупных земельных участков (передававшихся по наследству), за которые необходимо было нести военную службу?

а/ дворянами, в/ помещиками,

б/ феодалами, г/ сеньорами.




  1. За что Папа Римский объявил Пипина Короткого верховным правителем франков (королём)?

а/ Пипин заплатил долги Папы,

б/ Пипин передал Папе захваченные земли лангобардов,

в/ за святость образа жизни Пипина,

г/ Пипин организовал поход против арабов.




  1. Какой титул в 800-м году получил Карл Великий?

а/ короля Италии, в/ императора Византии,

б/ короля франков, г/ императора франкской империи.




  1. Против кого Карл Великий совершил большую часть своих походов?

а/ басков, в/ лангобардов,

б/ саксов, г/ аваров.




  1. Для чего Карл Великий содержал на службе «государевых посланцев»?

а/ эти «посланцы» разносили письма по всей стране,

б/ они следили за графами и маркграфами,

в/ они служили послами в иностранных государствах,

г/ они собирали дань с покорённых народов.


6*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название страны, где погиб племянник Карла Великого граф Роланд:
С И П И Н А Я

4. Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках.

I вариант.


  1. Как называли воинственный североевропейский народ, совершавший грабительские походы вдоль берегов Европы?

а/ пиратами, в/ норманнами,

б/ варягами, г/ бриттами.




  1. Какой английский король сумел организовать сопротивление захватчикам с Севера?

а/ Альфред, в/ Вильгельм Завоеватель,

б/ Эдуард Исповедник, г/ Гарольд.




  1. Кто явился родоначальником новой династии во Франции в период политической раздробленности?

а/ Оттон I, в/ Гуго Капет,

б/ Генрих I, г/ Людовик Немецкий.




  1. Отметьте правильную дату рождения Германского королевства:

а/ 962 г., б/ 911 г., в/ 919 г., г/ 987 г.


  1. Что символизирует корона Священной Римской империи?

а/ высшую власть над христианским миром,

б/ богатства германской земли,

в/ тяжесть императорского служения,

г/ подчинённое положение императора по отношению к Папе Римскому.


6*. Вставьте пропущенные слова:

«Корона Священной Римской империи состоит из золотых пластин, укреплённых на _______________ _____________, которым был прибит ______________ ______________».


7*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название

народа, почти полностью завоевавшего Англию в X – XI веках:

Ч Е Н Т А Д А
4а. Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках.

II вариант.


  1. Соотнесите между собой события и даты:

а/ Гуго Капет становится французским королём,

б/ Генрих Саксонский становится германским королём,

в/ Папа Римский венчает Оттона I императорской короной,

г/ возникновение венгерского государства,

1/ 1000 г., 2/ 962 г., 3/ 987 г., 4/ 919 г.


  1. Представитель какого европейского народа первым достиг Америки?

а/ франки, в/ норманны,

б/ авары, г/ лангобарды.




  1. Почему можно было так легко прогнать короля и заменить его другим? Выберите неверное суждение:

а/ он плохо руководил парламентом,

б/ многие феодалы были более могущественны, чем король,

в/ король был предводителем феодалов лишь во время крупных межгосударственных военных конфликтов,

г/ у короля не было власти над страной и феодалами.




  1. Кого крупные феодалы Франции считали лишь «первым среди равных»?

а/ герцога Нормандии, в/ короля Франции,

б/ графа Шампани, г/ маркиза де Карабаса.




  1. Соотнесите между собой имена правителей и названия государств, где они правили:

а/ Вильгельм Завоеватель, 1/ Свящ. Римская империя,

б/ Генрих Саксонский, 2/ Венгерское королевство,

в/ Стефан Арпад, 3/ Германское королевство,

г/ Оттон I, 4/ Английское королевство.


6*. Вставьте пропущенные слова:

«Жители Западной Европы называли предков датчан, норвежцев, шведов и исландцев «___________ ____________» ».


5. Культура раннего Средневековья.

I вариант.


  1. В основе средневековой культуры Западной Европы лежат три источника – составные части. Исключите лишний элемент:

а/ античная культура, в/ христианство,

б/ варварская культура, г/ греческая философия.




  1. Кому в средневековой Европе нужны были знания об античности?

а/ Христианской Церкви, в/ королям,

б/ государственным служащим, г/ деятелям культуры.




  1. Как во времена Карла Великого назывались записи важнейших событий «по годам»?

а/ былинами, в/ житием,

б/ анналами, г/ хрониками.




  1. Для чего Карл Великий организовывал светские школы во всех частях своего государства?

а/ его не устраивало качество церковного образования,

б/ он нуждался в образованных помощниках,

в/ он хотел, чтобы в стране стало больше образованных людей,

г/ дайте свой вариант ответа.




  1. На чём писали книги в Средневековье?

а/ на папирусе, в/ на бумаге,

б/ на холсте, г/ на пергамене.


6*. Чему учили в церковных школах на занятиях по риторике?

а/ теории литературы, в/ умению спорить,

б/ умению красиво читать, г/ умению красиво писать.
7*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название большой рукописной книги, размером с газетный лист:
Т Л А Н О И Ф


5а. Культура раннего Средневековья.

II вариант.


  1. Что понимается под «каролингским возрождением»?

а/ возвращение наследников Карла Великого к правлению во Франкском королевстве,

б/ подъём культуры во Франкском государстве при Карле Великом,

в/ заимствования античной культуры при Карле Великом,

г/ дайте ваш вариант ответа.




  1. Исключите неверное утверждение:

а/ средневековая культура – результат взаимодействия античности, христианской церкви и варварства,

б/ в церковных школах изучали латынь потому, что этот язык использовался при богослужении,

в/ средневековые книги были очень дорогими потому, что их очень красиво оформляли,

г/ «семь свободных искусств» - это набор учебных предметов в церковной школе.


3. В столице Франкского государства Ахене была создана Придворная Академия. Исключите неверное утверждение, связанное с данным фактом:

а/ Придворная Академия – это элитарная школа,

б/ монах Алкуин – автор различных учебников,

в/ биографию Карла Великого написал Эйнгард,

г/ члены Придворной Академии вели записи годовых событий.


  1. Чем отличатся средневековая книга от античной? Исключите неверное суждение:

а/ античные книги – это папирусные свитки,

б/ средневековые книги писали монахи в скрипториях,

в/ средневековые книги посвящены только религиозной теме,

г/ средневековые книги содержали миниатюры.




  1. Что такое «анналы»?

а/ средневековые рукописи,

б/ средневековые рукописные книги с миниатюрами,

в/ свитки античных книг,

г/ записи важнейших событий по годам.



6. Византийское тысячелетие.

I вариант.


  1. Отметьте знак власти Византийского императора:

а/ мантия, в/ скипетр и диадема (корона),

б/ золотая вышивка, г/ золотая фибула на мантии.




  1. Какой Византийский император в VI веке смог увеличить территорию своего государства почти в два раза?

а/ Константин, в/ Василий,

б/ Юстиниан, г/ Феодор.


3. Кого в Византии считали законным правителем?

а/ любого мятежника, силой захватившего власть,

б/ только сына предыдущего императора,

в/ того, кого выберет народ,

г/ самого старшего родственника предыдущего императора.
4. Какой знаменитый юридический памятник относится ко временам правления Юстиниана?

а/ Салическая правда, в/ Свод римского права,

б/ Рипуарская правда, г/ Русская правда.
5. Умение вести переговоры, заключать союзы, ссорить врагов империи друг с другом называется:

а/ дипломатией, в/ политикой,

б/ философией, г/ искусством.
6*. Где заканчивался торговый путь «из варяг в греки»?

а/ в Риме, в/ в Константинополе,

б/ в Египте, г/ в Греции.
7*. Вставьте пропущенные слова:

«Византийская империя в IX – X веках переживала глубокий кризис: ей не хватало ресурсов для отражения нападений многочисленных врагов. Поэтому было изобретено особое искусство - ____________________ - для решения внешнеполитических проблем».



6а. Византийское тысячелетие.

II вариант.


  1. В каком году Римская империя была разделена на две части?

а/ 330, б/ 395, в/ 911, г/ 1453.


  1. Какой язык установился как государственный в Византии?

а/ латинский, в/ греческий,

б/ византийский, г/ восточнославянский.




  1. Исключите неверное утверждение:

а/ Константинополь занимал выгодное положение на перекрёстке торговых путей,

б/ Константинополь изначально строился как столица империи,

в/ попытки западноевропейских правителей возродить империю на Западе в Ромейской державе приветствовались,

г/ после смерти Юстиниана Византия теряет свои завоёванные земли.




  1. Соотнесите между собой события, даты и понятия:

а/ «греческий огонь»,

б/ оружие византийского флота,

в/ завоевание Византии турками – османами,

г/ основание Константинополя,

д/ заключение торгового договора с Русью,

е/ принятие князем Владимиром христианства от Византии,

1/ 330 г., 2/ 1453 г., 3/ 911 г., 4/ 988 г.,
5.Почему произошло резкое ослабление Византийской империи

с VII века:

а/ на её восточные границы обрушились арабы и другие завоеватели,

б/ около её границ возникли мощные государства – соперники,

в/ страна была разорена императором Юстинианом,

г/ укрепившееся христианство негативно влияло на могущество страны.


6*. Вставьте пропущенные слова:

«Жители Византийской империи называли свою страну ______________ империей, а себя - _______________».



7. Культура Византии.

I вариант.
1. Что такое «богословие»?

а/ наука о Боге,

б/ критика содержания Библии,

в/ хвалебные отзывы об «отцах Церкви»,

г/ дайте ваш вариант ответа.
2. В каких учреждениях православной Византии сохранялись античные традиции?

а/ в государственных Судах,

б/ в монастырских школах,

в/ в частных начальных и средних школах,

г/ нигде.
3. В каком городе Европы в XI веке был открыт первый университет?

а/ в Париже, в/ в Риме,

б/ в Болонье, г/ в Константинополе.
4. Какая величайшая христианская святыня была построена по приказу Юстиниана I?

а/ Реймский собор, в/ собор Св. Софии,

б/ Нотр-Дам-де-Пари, г/ базилика Клавдия.
5. Феофан Грек (XIV век) знаменит тем, что :

а/ был архитектором храма Святой Софии,

б/ был величайшим греческим и русским художником-иконописцем,

в/ он удачно отражал атаки завоевателей - турок,

г/ он написал историю Византийской империи.
6*. Вставьте пропущенное слово:

«Наиболее почитаемая часть храма, куда могут заходить только священники, называется __________________».

7*. Из предложенного набора букв Вы должны составить название

высшего церковного чина, который носит Глава Церкви в Константинополе:

Х Р И П А Т А Р

7а. Культура Византии.

II вариант.


  1. Соотнесите между собой понятия и их определения:

а/ неф, б/ апсида, в/ базилика, г/ алтарь, д/ парус,

1/ восточная полукруглая часть базилики, 2/ центральный проход храма, отделённый от других рядами колонн, 3/ треугольная поверх-ность между арками и нижними краями купола, 4/ наиболее почи-таемая часть храма, где происходит ритуальное жертвоприношение,

5/ прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов.


  1. В Византии школы были преимущественно:

а/ монастырскими, г/ частными и государственными,

б/ государственными, д/ церковными и государственными.

в/ частными,


  1. Определите неверное утверждение:

а/ культура Византии оказала решающее влияние на развитие восточнославянской цивилизации,

б/ современное Гражданское право Западной Европы опирается на Кодекс Юстиниана,

в/ крестово-купольные храмы характерны только для Византийской цивилизации,

г/ одной из причин упадка Византии следует считать чрезмерное влияние государства на экономику.




  1. Вставьте пропущенное слово:

« ______________________ считали, что между Богом и иконой существует связь и что, почитая икону, человек приближается к Богу».


  1. Архитекторами какого храма были Анфимий из Трал и Исидор из Милета?

а/ Св. Софии в Константинополе,

б/ церкви Богоматери в Фессалонике,

в/ Св. Софии в Киеве,

г/ Св. Софии в Новгороде.




8. Образование славянских государств.

I вариант.


  1. Какой из перечисленных славянских народов не имел собственного государства в X веке:

а/ чехи, б/ поляки, в/ болгары, г/ сербы.


  1. Распределите по группам славянские народы:

группы народы

а/ западные славяне, 1/ моравы, 2/ болгары,

б/ восточные славяне, 3/ русские, 4/ сербы,

в/ южные славяне, 5/ чехи, 6/ поляки.



  1. Как с IX века стала называться письменность, разработанная монахами Кириллом, Мефодием и их учениками?

а/ глаголица, в/ латиница,

б/ кириллица, г/ славяница.




  1. Когда Византийский император Василий II разгромил болгар?

а/ в 1114 г., б/ в 1014 г., в/ в 1004 г., г/ в 914 г.


  1. Какой чешский правитель в 1085 году получил титул короля?

а/ Вацлав, в/ Вратислав II,

б/ Болеслав, г/ Василий II.


6*. Определите неверное утверждение:

а/ к X веку в Польше возобладали католицизм и латиница,

б/ Болгария и Сербия в Средние века имели тесные связи с Византийской империей,

в/ в основе современной письменности Чехии лежит разработанная в IX веке глаголица.


7*. Вставьте пропущенное слово:

«В качестве первых христианских храмов использовались переделанные античные общественные здания - _____________ ».


8а. Образование славянских государств.

II вариант.


  1. Соотнесите между собой государства и их правителей:

а/ Болгария, 1/ Ростислав,

б/ Чехия, 2/ Симеон,

в/ Польша, 3/ Вацлав,

г/ Великая Моравия, 4/ Мешко I.




  1. Определите неверное утверждение:

а/ при царе Симеоне Болгария стала соперницей Византии,

б/ после распада Великоморавской державы славянское племя, жившее на реке Влтаве, создало государство Польша,

в/ Болеслав I Храбрый временно захватил Чехию и Моравию.


  1. Правитель какой страны вмешивался во взаимоотношения Болгарии и Византии в Х веке:

а/ Киевской Руси, в/ Сербии,

б/ Моравии, г/ Польши.




  1. Соотнесите между собой названия стран и ветви христианства, возобладавшие там к XI веку:

а/ православие, 1/ Польша, 2/ Киевская Русь,

3/ Болгария, 4/ Чехия,

б/ католицизм, 5/ Хорватия, 6/ Сербия.


  1. Вставьте пропущенное слово:

« _____________ - это религиозные проповедники, стремящиеся распространить свою веру».
6*. Из предложенного набора букв Вы должны составить имя правителя одного из славянских государств:
С О Р Т И В А Л С

9. Рождение новой религии.

I вариант.



  1. В каком городе находится главная святыня всех мусульман – храм Кааба?

а/ в Медине, в/ в Мекке,

б/ в Йасрибе, г/ в Багдаде.




  1. У какого народа в VII веке возникла новая религия – ислам?

а/ у финикийцев, в/ у ассирийцев,

б/ у евреев, г/ у арабов.




  1. Что означает слово «ислам»?

а/ поклонение, в/ покорность,

б/ слава Богу, г/ приветствие.




  1. Из каких религий Пророк Мухаммад заимствовал некоторые положения для ислама?

а/ из христианства и иудаизма, в/ из финикийского язычества,

б/ из буддизма и индуизма, г/ из конфуцианства и даосизма.




  1. С какого события начинается летоисчисление в исламе?

а/ с начала пророчества Мухаммада в 610 году,

б/ с переселения (хиджры) Мухаммада из Мекки в Медину,

в/ с момента сотворения мира Аллахом,

г/ с предполагаемой даты рождения Мухаммада.


6*. Какая книга в исламской традиции не является священной?

а/ Библия, в/ Коран, б/ Сунна, г/ Рамаяна.


7*. Как называется мусульманский храм?

а/ мечеть, в/ минарет,

б/ молельный дом, г/ церковь.

9а. Рождение новой религии.

II вариант.



  1. Что из перечисленного не является запретом для правоверного мусульманина VIII века?

а/ давать деньги в долг под проценты,

б/ пить вино и есть свинину,

в/ пить и есть в светлое время суток в месяц рамадан,

г/ вести войну с неверными.




  1. Ислам, как и христианство, и иудаизм, является:

а/ разновидностью язычества,

б/ монотеистической религией,

в/ политеистической религией,

г/ разновидностью Восточной цивилизации.




  1. Какой город является родным для Пророка Мухаммада?

а/ Басра, б/ Йасриб, в/ Мекка, г/ Иерусалим.


  1. Почему часть мусульман считает Сунну тоже священной книгой?

а/ там содержатся изречения Мухаммада и рассказы о его жизни,

б/ там изложены нравственные основы ислама,

в/ там описана жизнь потомков Мухаммада,

г/ там изложены законы для правоверных мусульман.




  1. Место для богослужений у мусульман называется:

а/ Кааба, в/ мечеть,

б/ минарет, г/ михраб.


6*. На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман –

а/ адат, в/ шариат,

б/ «Закон Божий», г/ «Слово Пророка».

10. Мир ислама.

I вариант.


  1. Как называли самого главного человека после Мухаммада (заместителя Пророка)?

а/ Второй Пророк, в/ халиф,

б/ визирь, г/ эмир.




  1. Как называют у мусульман человека, который определяет меру наказания преступнику?

а/ судья, в/ эмир,

б/ визирь, г/ кади.




  1. Как называется мусульманская школа?

а/ академия, в/ медресе,

б/ гимнасий, г/ семинария.




  1. Кого арабы относили к «людям Писания»?

а/ язычников, в/ иудеев и христиан,

б/ чиновников (писарей), г/ знатоков Библии.




  1. Мусульманского священнослужителя называют:

а/ муэдзином, в/ муллой,

б/ брахманом, г/ епископом.


6*. Определите неверное утверждение:

а/ сунниты считали, что главой всех мусульман должен быть имам, избираемый мусульманской общиной,

б/ титул халифа признавался как суннитами, так и шиитами,

в/ имамами могут быть только потомки Али, считали шииты,

г/ шииты и сунниты признают изречения Мухаммада и рассказы о его жизни.
7*. Вставьте пропущенные слова:

«Правоверные мусульмане пять раз в день совершают _________ , обращаясь лицом в сторону ___________».



10а. Мир ислама.

II вариант.


  1. Кто из завоевателей пришёл на смену арабам на Ближний Восток?

а/ иранцы, в/ турки-сельджуки,

б/ византийцы, г/ гунны.




  1. Определите столицу Арабского халифата в период наивысшего могущества:

а/ Дамаск, в/ Вавилон,

б/ Мекка, г/ Багдад.




  1. Как называли высшего чиновника, который помогал править халифу?

а/ эмир, в/ визирь,

б/ имам, г/ кади.




  1. Что запрещено изображать на стенах мусульманских строений?

а/ растения, в/ орнаменты,

б/ людей и животных, г/ планеты и солнце.




  1. В Арабском халифате культура достигла большого подъёма благодаря:

а/ заимствованиям у других народов,

б/ политике халифов в области науки и образования,

в/ помощи со стороны Византии,

г/ влиянию мусульманской религии.


6*. В Арабском халифате наивысшего развития достигли:

а/ техника, химия, физика и скульптура,

б/ математика, медицина, архитектура и литература,

в/ механика, живопись, сельское хозяйство,

г/ астрология, алхимия, хиромантия, кабалистика.

11. Крестьяне и сеньоры.

I вариант.


  1. Какие сословия были господствующими в средневековой Европе?

а/ духовенство и феодалы, в/ купечество и ремесленники,

б/ феодалы и буржуа, г/ всё третье сословие.




  1. Допиши пропущенное слово:

«Крестьянин жертвовал землёй и свободой для обеспечения защиты и покровительства со стороны __________________ ».


  1. Всё население страны в Средневековье делилось на (исключи ошибочную позицию):

а/ молящихся, в/ воюющих,

б/ работающих, г/ торгующих.




  1. Если сравнивать строение общества с человеческим телом, то:

а/ молящиеся – это _________________,

б/ воюющие – это _________________,

в/ трудящиеся – это _________________ .


  1. Вассалом считался тот, кто:

а/ предоставляет свому подчинённому землю за службу,

б/ получает от сеньора землю за службу,

в/ делит феод на части,

г/ сам феодалом считаться не может.


6*. Допиши пропущенное слово:

« Два графа одного государства по отношению друг к другу являются __________ ».


7*. Из предложенного набора букв у Вас должен получиться один из феодальных титулов:
З А К Р И М

11а. Крестьяне и сеньоры.

II вариант.



  1. В какой средневековой стране действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал»?

а/ в Англии, в/ во Франции,

б/ в Византии, г/ в Арабском халифате.




  1. Феодальной лестницей принято называть:

а/ парадные ступеньки в замке феодала,

б/ порядок, определяющий значимость феодалов в государстве,

в/ лестницу, по которой запрещено было ходить представителям низших сословий,

г/ порядок соподчинения сословий в средневековой стране.


3. Исключите неверное утверждение:

а/ храбрые вассалы всегда верно служили своему сеньору,

б/ сеньор обязан был выручать своего вассала из плена,

в/ вассал обязан был выручать своего сеньора из плена,

г/ один феодал мог быть одновременно вассалом нескольких сеньоров.
4. Расположите феодалов на ступенях «феодальной лестницы» в порядке убывания значимости их титулов:

а/ крестьянин, г/ виконт,

б/ меняла, банкир, д/ ремесленник,

в/ рыцарь, е/ барон.


5. Свободный земледелец отличался от зависимого крестьянина тем, что:

а/ не платил налогов и податей,

б/ не выполнял никаких повинностей в пользу феодала,

в/ имел право носить оружие и принимать участие в войнах,

г/ разбогатев, имел шанс самому стать мелким феодалом.
6*. Из предложенного набора букв у Вас должен получиться один из средневековых титулов:
Ц Е Г Г О Р

12. Рыцарство: на войне и у себя дома.

I вариант.


  1. Главным занятием рыцаря была (были) …

а/ охота, в/ война,

б/ турниры, г/ пирушки.




  1. Как в Средневековье называли знатока, помнившего «имена» всех феодалов страны?

а/ пажом, в/ оруженосцем,

б/ дворянином, г/ герольдом.




  1. Что обычно служило жилищем феодалу?

а/ дворец, в/ замок,

б/ дом, г/ храм.




  1. По каким внешним признакам можно было различить феодалов разных родов?

а/ по фамилиям, в/ по гербам,

б/ по цвету одежды, г/ по надписям на плащах.




  1. На гербе у всех феодалов имелась краткая надпись, - это:

а/ пословица, в/ фамилия,

б/ девиз, г/ строка из Библии.


6*. С X века Католическая Церковь всячески ограничивала междоусобные войны феодалов и призывала к …

а/ «Божьему миру», в/ вечному миру,

б/ «Божьему царству», г/ покорности.
7*. Из предложенного набора букв у Вас должно получиться название одного из элементов рыцарского облачения:
Л О Б А З А Р

12а. Рыцарство: на войне и у себя дома.

II вариант.


  1. В каком качестве должен побывать молодой человек из знатной семьи, прежде чем стать рыцарем?

а/ слугой в доме сеньора, в/ пажом и оруженосцем,

б/ городским стражником, г/ учащимся Академии.




  1. Зачем в замке феодала строили донжон?

а/ для хранения оружия, в/ для наблюдения за врагом,

б/ это наиболее защищённое г/ там проживали слуги.

место, там укрывался феодал

при взятии замка врагом,




  1. К правилам рыцарского кодекса чести не относится:

а/ храбрость в бою и верность своему сеньору,

б/ соблюдение прав местного населения при ведении боевых действий,

в/ дело чести дороже жизни,

г/ умение петь и сочинять стихи.




  1. Почему сеньор не дорожил своим богатством, часто устраивая богатые пиры и делая щедрые подарки вассалам?

а/ богатство не ценилось среди рыцарства,

б/ у сеньоров были очень большие доходы,

в/ щедрый сеньор мог больше собрать вассалов для захвата богатой добычи,

г/ такое поведение предписывал кодекс чести.




  1. Многие рыцари были прекрасными поэтами. В разных странах их называли по-разному. Сделайте сопоставление:

а/ трубадур, 1/ Германия,

б/ трувер, 2/ южная Франция,

в/ миннезингер, 3/ северная Франция.
6*.Из предложенного набора букв составьте слово, обозначающее умение вести себя при дворе, с дамами:
СТЬАЗНОТУКУР

13. Средневековая деревня.

I вариант.


  1. Как назывался побор, вносимый зависимым крестьянином сеньору?

а/ налог, в/ пошлина,

б/ оброк, г/ дань.




  1. Как называется работа зависимого крестьянина на сеньора?

а/ барщина, в/ страда,

б/ рабство, г/ подать.




  1. Каким образом свободные земледельцы стали зависимыми?

а/ их захватили в плен и поработили,

б/ они сами, испытывая нужду, подписали договор о зависимости,

в/ такой ордонанс издал король,

г/ свободных земледельцев и не было: ещё с римских времён новым сеньорам достались бывшие рабы.




  1. Крестьяне одной деревни совместно решали многие производственные и общественные дела. Такая форма объединения крестьян называется:

а/ барщина, в/ община,

б/ земщина, г/ деревенщина.




  1. Почему крестьяне не могли ничего продать из сделанного ими?

а/ они ещё не умели торговать,

б/ у всех был такой же набор товаров,

в/ это было запрещено местным сеньором,

г/ не было удобного транспорта для вывоза товара на рынок.


6*. Из предложенного набора букв составьте слово, которым обозначают сложившуюся к XII веку систему земледелия в средневековой Европе:
Л Ь Ё Х Е Т Р О П

13а. Средневековая деревня.

II вариант.


  1. Исключите неверное утверждение:

а/ сеньор часто менял условия крестьянских повинностей в зависимости от размера собранного урожая,

б/ зависимые крестьяне упорно сопротивлялись попыткам сеньоров изменить размер повинности,

в/ свободный земледелец, в отличие от зависимого, мог распоряжаться всем собранным урожаем,

г/ натуральное хозяйство существовало так долго потому, что была очень низкая производительность труда.




  1. Исключите неверное утверждение. Крестьяне в Средневековье:

а/ вынуждены были часто менять поля из-за их истощения,

б/ имели в каждом доме мельничные жернова,

в/ вынуждены были за большие деньги покупать соль и железо,

г/ справляли свадьбы осенью после праздника сбора урожая.




  1. Чем занимались земледельцы в зимнее время?

а/ торговлей, в/ ремеслом,

б/ ремонтом дорог, г/ охотой.


4. Хозяйство, в котором производимые продукты и вещи почти целиком потребляются самим хозяином, называется:

а/ товарным, в/ натуральным,

б/ рыночным, г/ простым.
5. Зачем средневековым крестьянам нужна была община?

а/ для совместного отпора сеньору,

б/ для решения вопросов ведения хозяйства и землепользования,

в/ для организации праздников сбора урожая и молодого вина,

г/ чтобы сеньору удобнее было ими управлять.
6*. Кто не высмеивался в устном народном творчестве?

а/ благородный сеньор, в/ ленивый лежебока,

б/ удачливый дурак, г/ богатый меняла,


14. Возникновение и расцвет средневековых городов.

I вариант.


  1. Почему с V по X века наблюдалось уменьшение количества городов?

а/ варвары разграбили и разрушили города,

б/ германским племенам не свойственна была городская жизнь,

в/ германские короли наложили запрет на ремёсла и торговлю,

г/ в связи с натурализацией хозяйства нарушились связи между различными регионами.




  1. Какая из перечисленных причин возрождения городов в Средневековье является ошибочной?

а/ с прекращением набегов норманнов, венгров и арабов появилась возможность спокойно заниматься хозяйством,

б/ переход от натурального хозяйства к мелкотоварному,

в/ быстрый рост населения и нехватка пахотных земель,

г/ покровительство феодалов возникавшим ремесленным центрам.




  1. Где не возникали средневековые города?

а/ на краю болот, в горах и в глухих лесах,

б/ около замков и монастырей, на местах античных городов,

в/ на пересечении дорог, у бродов,

г/ в заливах, у речных переправ и мостов.




  1. Вставьте в предложение пропущенные слова:

«При возникновении города на земле феодала, первоначально сеньор ________________ ».

а/ препятствовал этому,

б/ покровительствовал ему,

в/ не обращал внимания на это.




  1. Почему города боролись с сеньорами за свободу?

а/ власть сеньоров ограничивала развитие городского хозяйства,

б/ городские начальники сами хотели стать сеньорами,

в/ в городах собрались свободолюбивые люди,

г/ феодалы не хотели городам давать свободу.




14а. Возникновение и расцвет средневековых городов.

II вариант.


  1. Соотнесите между собой:


следующая страница >>



Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина. Станислав Ежи Лец
ещё >>