Тесты на межличностные отношения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
“межличностные отношения в 3 436.77kb.
Задания для групповой работы. Что такое межличностные отношения? 1 48.73kb.
Тесты по Таможенному праву Таможенно-правовые отношения это отношения 1 292.06kb.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция 9 2121.97kb.
Тесты, тесты, тесты, тесты. Надо нам объединиться! У нас общие задачи. 1 239.9kb.
Воспитательно-образовательной среды в условиях доц 1 59.62kb.
Вопросы по менеджменту 5 859.11kb.
«Межличностные отношения в детском коллективе» 1 19.4kb.
Общие положения социально-психологического понимания структуры личности... 2 384.9kb.
«Межличностные отношения» 1 104.4kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 242.66kb.
Проблема межличностных отношений школьников в психологической литературе 1 106.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тесты на межличностные отношения - страница №1/1

ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ

Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций.


Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы: Бланк социометрического опроса, (стр. 336) список членов группы, социоматрица. (таблица 42)

Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодей­ствия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть од­ного или нескольких членов группы. Он формулиру­ется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть фор­мальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения, по поводу совместной дея­тельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с со­вместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные (“С кем бы Вы хотели работать?”) и негативные (“С кем бы Вы не хотели работать?”).

После выбора и формулировки критериев состав­ляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для груп­пы, показать, как нужно выполнять задания, гаранти­ровать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: “При формирова­нии Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недо­статочно знакомы друг о другом. Сейчас взаимоот­ношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Ис­следователи гарантируют тайну индивидуальных ответов”.

Необходимо постараться установить атмосферу до­верия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследова­тель должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и за­поминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка чле­нов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5,

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько по­желает),

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в за­висимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных ре­зультатов третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.

В настоящем пособии приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. ______________________

Курс (группа, класс) ___________


Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса), с учетом отсутствующих.
1.Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

А)

Б)



В)
2.Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

А)

Б)



В)
3.С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

А)

Б)



В)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ


1.Составление социоматрицы.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.





Ф-я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1




X




1







3




3




2 п в






9








2 в



















X










10




1 в




1

2
















X

3



Кол-во выборов



5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1




1






















4,5

Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11*9)=99.

Существует и такой социометрический параметр, как “индекс групповой сплоченности”:


С гр = (сумма взаимных выборов) / (общее число взаимных выборов в группе) = 4,5/99 = 0,04
Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7.
2.На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – “мишени”.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

1). Внутренний круг – это так называемая “зона звезд” в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество ваборов.

2). Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

3). Третий круг – зона пренепрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.



4). Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).




Из всех научных теорий больше всего мне по душе та, согласно которой кольца Сатурна целиком состоят из потерянного авиабагажа. Марк Рассел
ещё >>