Теория и практика мультимедиа. Звук & интерактивность. А. И. Смирнов 1-й триместр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Звук для продвинутых или теория и практика мультимедиа. Звук. 1 92.85kb.
Музыкальная технология теория и практика электроакустической музыки 1 119.42kb.
Программа дисциплины «Теория и практика финансовой устойчивости банков» 4 411.24kb.
Рабочая программа по дисциплине «Теория и практика перевода» содержание... 15 624.28kb.
Рабочая программа по дисциплине «Теория и практика перевода» содержание... 7 810.32kb.
Место дисциплины в системе подготовки специалистов на факультете... 1 77.38kb.
Языки и литература Монголии и Тибета Цель дисциплины Дисциплина «Основной... 1 67.29kb.
Пришли в рудн теория и практика эффективных рекламных кампаний 1 14.84kb.
Звук [Щ] Задание №1 внимание 1 34.16kb.
Т. Н. Дасаева теория и практика зарубежной журналистики 5 1207.16kb.
Дисциплина Программно-аппаратные средства мультимедиа Общая трудоемкость... 1 42.26kb.
Звук для продвинутых или теория и практика мультимедиа. Звук. 1 92.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Теория и практика мультимедиа. Звук & интерактивность. А. И. Смирнов 1-й триместр - страница №1/1

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЛЬТИМЕДИА.

ЗВУК & ИНТЕРАКТИВНОСТЬ.
А. И. Смирнов
1-й триместр
1. – Введение. Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер и концепция «тотального произведения искусства будущего». Концепция мультимедиа. Русский футуризм, «Свободная Искусство», «Свободная Музыка», «художники свободной музыки» Николая Кульбина (1909). Итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914). Соломон Никритин, Проекционизм, Проекционный театр и мультимедиа технологии 1920-х. Дзига Вертов и фильм «Энтузиазм (Симфония Донбаса)» (1930-31). Вальтер Руттман, «Кино для ушей» и композиция "Weekend" (1930). Джон Кейдж и концепция случайности. «Найденный объект» (found object), «найденный звук» (found sound), шум и музыкальный звук. Новые технологии, их последствия.

Примеры:

- «интонарумори», музыка Луиджи Руссоло

- Алвин Люсьер – “Music on a Long Thin Wire”

- Джеймс Тенни - “Rising”

- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)
2. – Пьер Шеффер и концепция «звукового объекта». Конкретная музыка, редуцированное слушание, музыка для «пленки». Этюды Пьера Шеффера (1948). Центр GRM (Париж). Фоноген и Морфофон. Сериальная музыка. Формализация и параметризация музыкального материала. Электронная музыка. Герберт Аймерт и студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951). Электроакустическая музыка и «акусматика». Современные средства обработки и монтажа музыкальных фонограмм.

Практика: Знакомство с программами Audacity и Paulstretch. Работа с этюдом №1 (транспонирование звука, растягивание времени).

Примеры:

- Вальтер Руттман - "Weekend" (1930)

- Дзига Вертов – «Энтузиазм» (1931)

- Этюды Пьера Шеффера (1948)

- Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды начала 1950-х

- Лучано Берио «Sequenza» (Voce (1965)), «Thema – Omaggio a Joyce» (1958)

- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum» (1975)
3. – Визуальная и звуковая поэзия. Поэзия футуристов и дадаистов. «Конкретная поэзия» и концепция Ойвинда Фахльстрема. Текстово-звуковая композиция. Анализ композиции «Пение отроков» Карлхайнца Штокхаузена.

Практика: работа с программами Audacity, Paulstretch. Знакомство с программой Reaper. Работа с этюдом №1 (транспонирование звука, растягивание времени).

Примеры:

- Ларш-Гуннар Бодин «For Jon III»

- Стен Хансон «Oips!»

- Тревор Вишарт «VOX Cycle», «Anticredos»

- Джаап Блонк «Idling on Air»

- этюды Рея Желетта (1993-94)
4. – Лев Термен: «технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон. Управление с помощью движения и жеста. Интерактивность. MIT Media Labs, Тод Маковер, Джо Парадизо, концепция «гипер-инструмента». Видеосистемы «motion tracking». Обзор существующих инструментов и систем. Популярные языки и визуальные среды музыкального и мультимедийного программирования - C-Sound , Supercollider, MAX/MSP, PD, Chuck. MIDI интерфейс и MIDI контроллеры.

Практика: демонстрация интерактивной системы на основе термен-сенсоров.

Знакомство с программами PD и MAX/MSP. Управление программой Reaper от MIDI контроллера. Продолжение работы с этюдом №1.



Примеры:

- Тод Маковер

- Перформансы театра Palindrome.
5. – Звук: волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны. Сонограмма. Относительность понятия "тембр". Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Синтезатор АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Audio Sculpt, Metasynth.

Практика: работа с сонограммами в программах BW и ARSS.

Этюд №2 - визуализация звука и преобразование графики в звук.

Photoshop, как инструмент трансформации звука.

Примеры:

- Алэйн Савуре «Don Quixotte Corporation»

- Оке Пармеруд

- Бернар Пармеджани «De Natura Sonorum»

- Франсуа Бейль

- «Поток» Альфреда Шнитке (1968)
6. – Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация. Резонанс. Бинауральный эффект. Локализация звука в пространстве. Движущиеся источники звука и эффект Доплера. Акустические обратные связи. Примеры звуковых композиций и инсталляций. Акустика музыкальных инструментов. Певческий голос, форманты, горловое пение. Речь: фонемы и дифтонги. Синтез речи, Voder (1939), формантный синтез, программа CHANT (IRCAM).

Практика: опыты синтеза речи и акустики в программах PD и MAX/MSP. Работа с сонограммами в программах BW и ARSS. Продолжение работы с этюдом №2.

Примеры:

- Элвин Люсьер - "I am sitting in a room"

- тувинский фольклор

- Мишель Мак Наб «Hidden City» (1987)

- Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983)

- Дэвид Эван Джонс «Scritto» (1986)

- Элвин Люсьер - "Heterodyning"

- Рей Желетт – «Hommage à Pollock no 2 (1991)»

- Инсталляция «Film Machine» Кейчиро Шибуйя и Такаши Икегами (2007)

- Давид Тюдор - «Rain Forest»,
7. – Техники синтеза звука. Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза, звуковые парадоксы. FM–синтез. Джон Чоунинг и центр CCRMA в Стэнфордском университете. Ксавье Серра и техника спектрального моделирования (программы Diphones (IRCAM) и Spear). Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM)).

Практика: Примеры синтеза в программах IRCAM-Forum, Spear и MAX/MSP.

Работа с сонограммами в программах BW и ARSS. Продолжение работы с этюдом №2.



Примеры:

- Каталог звуков Риссе, композиции “Mutations”, “Songs”.

- Петер Аблингер & co - Говорящее фортепиано (видео).

- Композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».



- Оке Пармеруд – “Tren”

- Ханс Тучку – “…erinnerung…”, “Les invisibles””Sieben Stufen”

- Роберт Нормандё – “Bede”, “Spleen”
8. – Способы обработки звука. Амплитудная и частотная модуляция. Кольцевая модуляция. Фильтры, линии задержки, ревербераторы. Спектральные трансформации и кросс-синтез. Автоматизация параметров обработки звука.

Практика: Этюд №3 (работа с FFT фильтром и манипуляции со спектром звука). Работа в программах Reaper и Audacity.
9. – Концепция спектроморфологии Дениса Смоли. Техника спектральных мутаций. Мультифоника. Использование расширенных техник игры на музыкальных инструментах и данных акустического анализа в композиции инструментальной музыки и инструментовке. Спектральная музыка. Программы IRCAM Forum.

Практика: работы с мутациями в программах “spectral compositing tool” Кристофера Пенроуза. Продолжение работы с этюдом №3. Работа в программах Reaper и Audacity.

Примеры:

- Лучано Берио «Sequenza»

- Вольфганг Мотц «Sotto pressione» (1982)

- Жерар Гризе «Le Noir de l’Étoile»

- Тревор Вишарт - «Vox-5» (1986)

- Денис Смолли - «Empty Vessels» и «Basic Metals»

- Ханс Тучку - «Epexegasia»

- Пол Кунс - «Runabout» (2001)
10. – Вперед в прошлое. Футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука. Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига. Паровой «Орган труда» (1918). Арсений Авраамов: «Гудковая» симфония (1922-23), «топографическая акустика», музыка для городов и улиц. Раннее звуковое кино, различные электрооптические инструменты, Вариофон.

Практика: продолжение работы с этюдом №3. Работа в программах Reaper и Audacity.

Примеры:

- Дзига Вертов – «Энтузиазм. Симфония Донбаса» (1931)

- Николай Крюков – шумовая музыка к фильму «Изящная Жизнь» (1932)

- Пол Демаринис – «Edison Effect»

ЗАЧЕТ


2-й триместр
1. – Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, «аналитическая машина» и первая в истории компьютерная программа (1842-43). Алгоритм. «Dice Game» Моцарта и стохастические алгоритмы композиции. Сериальность и алеаторика, алгоритмическая музыка и стохастика. Теория информации, концепция детерминированного хаоса, теория вероятности. Работы и концепции Лежарена Хиллера (1957-58). "Стохастическая" музыка Яниса Ксенакиса. Стохастические распределения, гауссовы, пуассоновские, марковские процессы. Марковские цепи. Динамические системы, фракталы и т.п. Системы прогноза, распознавания, идентификации.

Практика: Знакомство с библиотекой алгоритмов RTC Карлхайнца Эссла в программах PD и MAX/MSP. Этюд «PD». Начало работы над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- версия «Dice Game» в Венском «Доме Музыки».

- “Illiac Suite” Лежарена Хиллера.

- фрактальная музыка Гарри Ли Нельсона
2. - Программирование интерактивных систем. Live электроника, видео-импровизация и виджеинг, интерактивные инсталляции и перформанс. Библиотеки объектов управления графикой и видео GEM (PD) и Jitter (MAX/MSP). Видео примеры.

Практика: демонстрация MIDI контроллеров. Работа в программах MAX/MSP и PD. Работа с библиотеками RTC, GEM и Jitter. Программирование простейших мультимедиа систем. Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- Карлхайнц Эссл -
3. – Детерминированный хаос и синтез звука. Гранулярный синтез. Примеры интерактивного гранулярного синтеза в программах PD и MAX/MSP.

Практика: Эксперименты с гранулярным синтезом в программах PD и MAX/MSP.

Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией. Примеры:



- Барри Труакс - «River Run»

- Тревор Вишарт -
4. – Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Случайность. Звуковые ландшафты (Soundscapes). Концепции и музыкальные примеры. «Язык новых медиа» и «дигитальное искусство» 1990-х. «Пост-дигитальное» мышление 2000-х и «эстетика ошибок». Николас Коллинз концепции DIY («Сделай сам») и Circuit Bending. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства. Примеры и Практика: опыты с экспериментальными инструментами (Crackle Box, подготовленные CD и т.п.). Практические рекомендации. Обзор видео-примеров. Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- Джон Кейдж - «Cartridge Music»

- Полин Оливейрос

- Элвин Люсьер- «Музыка для Альфа Волн»

- Джеймс Тенни

- Карлхайнц Эссл -
5. – Оптические явления и детектирование оптических вибраций. Звуковое кино и «графический звук». Арсений Авраамов и Оскар Фишингер - «орнаментальный звук» (1930); Николай Воинов, «бумажный звук» (1932-1935); Евгений Шолпо, «вариофон» (1930-1951); Борис Янковский и Рудольф Пфеннингер - спектральный анализ, декомпозиция и ресинтез. Синтоны и спектральные мутации. Норман МакЛаррен (США), Дафния Орам (Англия). Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия.

Практика: продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- Георгий Римский-Корсаков – сюита «Карбюрация»

- Дерек Хольцер – «Tone Wheels»

- Инсталляции Пола Демариниса (США) «The Edison Effect» (1989-1993).
6. - Использование шпионских технологий в искусстве звука. Подслушивающая система «Буран» Льва Термена. Система регистрации фортепианной педализации. Способы регистрации оптических вибраций. Примеры инсталляций и перформансов.

Практика: опыты с лазерными микрофонами и фотодетекторами. Практические рекомендации. Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- А. Смирнов – “Laser Bugging”

- Проект “The Conet Project”
7. – Способы детектирования, анализа и записи акустических, механических и электромагнитных вибраций. Способы детектирования вибраций, выходящих за пределы человеческого восприятия. Типы сенсоров, способы регистрации.

Практика: опыты с электромагнитными и оптическими датчиками. Практические рекомендации. Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- Дэниэль Оппенхайм – “Round the Corner of Purgatory” (1987),

- Подводная музыка Мишеля Редольфи.

- Роб Муллендер – “Metromagnetics”.

- Пол Де Маринис: «Fireflies Alight on the Abacus of Al-Farabi» (1989).
8. – Космические звуки Дональда Гарнетта (университет Айовы) и работа с электромагнитными колебаниями, связанными с атмосферными явлениями, грозами, космическими излучениями, северными сияниями и т.п. на Земле и иных планетах, примеры.

Практика: опыты с электромагнитными и оптическими датчиками. Практические рекомендации. Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.

Примеры:

- Космические звуки Дональда Гарнетта.

- Терри Райли - "Sun Rings" (Kronos Quartette)
9. - «Биомузыка», использование биопотенциалов для создания интерактивных систем. Полиграф. Обзор способов регистрации и интерпретации биопотенциалов: миограмма, электроэнцифалограмма, кардиограмма, окулограмма, КГР, пульс. Биологические обратные связи. Практические рекомендации.

Практика: опыты с интерактивной системой регистрации ЭЭГ, КГР, пульса.

Продолжение работы над этюдом «PD». Работа над интерактивной инсталляцией.



Примеры:

- Элвин Люсьер - «Музыка для Альфа Волн»

- Дэвид Розенбум - «On Being Invisible»

- А. Смирнов – «Brain Jazz»
10. – Практика. Работа над интерактивными инсталляциями. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Программирование в программах PD, MAX/MSP, работа с видеорядом и звуком. Звукорежиссура. Типичная концертная ситуация. Возможные технические проблемы и их преодоление.


ЗАЧЕТ


Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Программы (легальные, бесплатные):
PC (Windows):


  1. Audacity

  2. Reaper

  3. BW - Bitmap/waves

  4. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  5. Hog

  6. Paulstretch (растягивание времени)

  7. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis)

  8. PD

  9. + Plugins

Macintosh (OSX):




  1. Audacity

  2. Reaper

  3. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  4. Soundhack

  5. Paulstretch (растягивание времени)

  6. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis)

  7. PD (win & mac)

Литература:




  1. Curtis Roads. Computer Music Tutorial. MIT Press, 1996

  2. Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. Издательство "Музыка", Москва, 1976

  3. А. Нисбет. Звуковая студия. Москва, Связь 1979

  4. Nicolas Collins. Handmade Electronic Music. The Art of Hardware Hacking. Routledge, Taylor & Francis Group, New York, 2006.

  5. Д.В. Севашко. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. М.: Альтекс-А, 2004

  6. Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html

  7. Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals. Edited by John Fauvel, Raymond Flood And Robin Wilson, Oxford Press, 2003

  8. Смирнов А.И. Музыкальная акустика. http://asmir.info/studies/musical_acoustics.doc

  9. Trevor Wishart. On Sonic Art. Imagineering Press, 1985

Интернет ресурсы:


Интернет-библиотека - http://asmir.info/lib/

Книги - http://asmir.info/lib/stuff/books

Статьи - http://asmir.info/lib/stuff/articles

Фонотека - http://asmir.info/lib/stuff/music

Программное обеспечение - http://asmir.info/lib/stuff/software

Программа AUDACITY - http://audacity.sourceforge.net/

Среда визуального программирования PD - http://puredata.info/

Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html


Для входа в библиотеку: имя guest, пароль guest




Летние лагеря для детей — лучший отдых для матери. Элизабет Клингер
ещё >>