Тематика и содержание занятий абонемента «Современное искусство: единство разных взглядов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Содержание курса 1 183.32kb.
Практикум Абакан 2012 примерная тематика практических занятий 1 39.06kb.
Конкурс на участие в 12-ом фестивале «современное искусство в традиционном... 1 26.56kb.
1. Документ: сущность и функции 23 4706.24kb.
1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового... 29 4715.35kb.
Тематика семинарских занятий для студентов очного отделения (всего... 1 202.15kb.
Реферат современное искусство в России 20- 21 вв. Касымова К. 1 243.36kb.
750 рублей (на 5 занятий) Стоимость абонемента в Особую кладовую... 1 114.94kb.
В обращение выходят три почтовые марки в рамках серии «Современное... 1 15.92kb.
Литературная гостиная "Прекрасный мир прекрасного человека" 1 133.46kb.
Глава Орнаментальное искусство Приамурья 1 199.69kb.
Искуство ХХ века в музее – история или истории? 1 136.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тематика и содержание занятий абонемента «Современное искусство: единство разных - страница №1/1


Тематика и содержание занятий абонемента

«Современное искусство: единство разных взглядов»

музейной образовательной программы «Познаем народы России и мира – познаем себя 2»

для учащихся 7—8-х классов

образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Абонемент «Современное искусство: единство разных взглядов», специально разработанный музеем Эрарта в рамках Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», состоит из трёх интерактивных занятий на экспозиции музея, в каждое из которых включено творческое задание. Продолжительность каждого занятия — один астрономический час (без учета времени на проведение творческого задания).

Занятия проходят на экспозиционной базе музея современного искусства Эрарта.

Занятие №1 «Петербург глазами современного искусства»

Интерактивное занятие на экспозиции музея, включающее творческое задание «Мой Петербург».

Первое занятие «Петербург глазами современного искусства» даёт возможность открыть и сформировать у школьников более широкий ракурс восприятия и понимания темы города как общего пространства для всех живущих в нем людей через разные языки и стили современного искусства. На этом занятии, демонстрирующем свободу творческого самовыражения художника в изображении города, ребята не только увидят привычные места и известные виды Петербурга в необычном свете — сквозь призму нестандартного взгляда современного искусства, но и сами смогут проявить собственную фантазию и творческую свободу. На завершающем занятие творческом задании «Мой Петербург» каждый учащийся сможет создать образ своего города. У каждого из нас может быть «свой Петербург» — город, каким мы его видим и любим в соответствии с собственной уникальностью. Однако важно не забывать, что Петербург — это единое пространство, наш общий дом, где мы живём все вместе.

Таким образом, первое занятие «Петербург глазами современного искусства» преследует цели и реализует задачи, изложенные в Программе «Толерантность», в частности, способствует формированию и укреплению петербургского социально-культурного самосознания и идентификации себя в качестве жителя Санкт-Петербурга.



Занятие №2 «Образ России. Ваш выбор»

Интерактивное занятие на музейной экспозиции с творческим заданием – разработка сценария видеоролика на тему «Твоя Россия» по мотивам картин из коллекции Эрарты.

Второе занятие «Образ России. Ваш выбор» соответствует обозначенной в программе «Толерантность» задаче по воспитанию общероссийской гражданской идентичности и осознанию России как многонациональной страны с глубоким историческим прошлым, память о котором является залогом нашего настоящего и будущего.

У каждого из нас своё мироощущение и свой индивидуальный взгляд на действительность, в зависимости от тех культурных и этнических традиций, в которых мы воспитываемся и проходим становление как личности. Современные художники отражают в работах свой собственный взгляд на мир, в том числе и на российскую действительность. На втором занятии ребята смогут взглянуть на разную Россию глазами современных художников и после этого сделать свой самостоятельный выбор, учитывающий их собственную специфику мировоззрения — какой образ России для них наиболее близок, понятен и знаком.

Итогом занятия станет творческий проект разработки сценария видеоролика на тему образа будущего России как страны, в которой мы хотим жить «Твоя Россия».

Занятие №3 «Планета людей»

Интерактивное занятие на экспозиции музея с творческим заданием и просмотром видеоинтервью с художниками Эрарты.

На третьем занятии «Планета людей» ребята, выполняя специально разработанные творческие задания, с помощью музея Эрарта смогут пройти важный путь самопознания, поэтапно формирующий представление о собственной идентичности через осознание единства и всеобщности человечества. Что нас всех объединяет как жителей одной планеты Земля? Какова общая природа человека, вне зависимости от разреза глаз и цвета кожи? Эти вопросы становятся предметом обсуждения третьего занятия программы.

Завершает занятие просмотр видеоинтервью с художниками Эрарты, включенными в абонемент «Современное искусство: единство разных взглядов». Ребята увидят лица художников, с работами которых они знакомились на занятиях программы и послушают, что они думают и говорят об общечеловеческих ценностях, объединяющих нас всех как жителей Планеты людей.



Методическая разработка занятий абонемента
«Современное искусство: единство разных взглядов»

Занятие №1 «Петербург глазами современного искусства»

В рамках первого занятия ребята смогут совершить виртуальное путешествие по Петербургу и посмотреть на наш город с непривычного ракурса — сквозь призму современного искусства. Смогут ли они узнать знакомые всем места на картинах современных художников? Как взгляд художника-новатора на привычные городские пейзажи меняет ракурс нашего восприятия? Школьники пронаблюдают, как трансформируется город на картинах современных художников, когда знакомые виды обретают причудливые формы, а привычные цвета раскрывают новые грани. Совершая экскурсию в пространстве музея, ребята виртуально перенесутся в такие известные места, как Невский проспект, Петропавловская крепость, Михайловский сад, Петроградская сторона, Фонарный мост. На следующем этапе занятия школьники сравнят, как выбранные места в городе выглядят на фотографиях прошлого, в настоящем времени и на картинах современных художников. Ребята смогут поразмышлять на важную тему, как меняется город с течением времени. И здесь всех ждут удивительные открытия.



Цель: Сформировать у школьников представление о многообразии и одновременно единстве города как общего пространства для жизни: у каждого из нас может быть свой любимый Петербург — как в восприятии, так и в изображении. «Свой Петербург» — это право на индивидуальное восприятие города, принимающее во внимание специфику менталитета каждого отдельного человека, живущего в Санкт-Петербурге, с учетом его этнических и культурных различий. «Свой Петербург» — это одновременно и город как общее мультикультурное пространство, единое для всех жителей Петербурга.

Структура занятия

На протяжении всего занятия группа делится на три подгруппы, у каждой из которых отдельное задание. Ответы обсуждаются всей группой совместно.



Первый этаж. Задание 1.

Задача: Продемонстрировать, как взгляд художника помогает выявить ценность индивидуального восприятия окружающего мира, учитывающего специфику каждого человека.

Оборудование: Карточки с фотографиями Петербурга, описанием архитектурных объектов, вопросами.

Содержание: Вступительное слово о нашем городе, о его многоконфессиональности, этническом разнообразии, мультикультурности, о современном искусстве и его свободном взгляде на мир, о целях и задачах программы.

Выдача карточек с заданиями.



Задание: Найти недостающую информацию о городе на картинах с экспозиции 1-го этажа (на карточке даётся информация о разных известных архитектурных достопримечательностях города, необходимо найти этот объект на картине).

Пояснительный комментарий к заданию:

Первое задание состоит из трёх этапов:

1-ая часть: приведена фотография и описание объекта — это подсказка, по которой ребята должны найти на экспозиции нужную картину (историческая справка о первом объекте здесь приводится как общеобразовательный момент из истории памятников архитектуры Петербурга).

2-ая часть: необходимо вставить пропущенное в карточке слово, обнаружив описываемый ниже объект на картине художника.

Например, в 1-ой карточке ребята должны найти картину Артура Молева «Пни на Петропавловке», пользуясь подсказкой об Эрмитаже, а потом уже обнаружить на самой картине описываемый ниже архитектурный объект и правильно вставить пропущенное в карточке слово.

3-ая часть — работа непосредственно с картиной: ребята должны внимательно рассмотреть, как трансформировался известный вид города на картине Артура Молева, обнаружив специфику индивидуального восприятия автора и сопоставив с собственным видением. Здесь важно подчеркнуть ценность индивидуального восприятия, которое у каждого может быть своим, и в этом многообразии миров (внутренних и внешних) заключена красота и уникальность нашего мира.

КАРТОЧКА №1.1

Задание 1. Найдите картину на экспозиции первого этажа, на которой изображен объект, представленный в описании и на приведённой фотографии.



Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Недалеко от него находится комплекс зданий __________________________________ (АДМИРАЛТЕЙСТВО), который считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведённого Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Задание 2. Вставьте пропущенное в карточке слово, обнаружив новый искомый объект на картине Артура Молева.

Задание 3. В найденной картине обнаружить и записать 5 «странностей» в изображении города художником.

КАРТОЧКА №2.1



Задание 1. Найдите картину на экспозиции первого этажа, на которой изображен объект, представленный в описании и на приведённой фотографии.



Павильон «Грот» в Пушкине расположен на берегу Большого пруда регулярной части Екатерининского парка.

Это садовый павильон, обязательный атрибут регулярных парков XVIII века, был построен в 1762 году по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Строительство началось 1755—1756 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны, а закончилось при Екатерине Второй в 1779 году.



Задание 2. Вставьте пропущенное в карточке слово, обнаружив новый искомый объект на картине Анатолия Заславского.

Скульптурная статуя этого древнегреческого героя наряду с другими античными персонажами украшает вход на Камеронову галерею, задуманную Екатериной II для прогулок и философских бесед и расположенную на склоне холма на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка города Пушкина.

Этот античный персонаж прославился не только своими знаменитыми подвигами, но и тем, что после смерти стал божеством, которое почитали по всей Греции. Имя этого героя _______________, означающее «слава жены Зевса», указывает, что первоначально он был человеком, действительным или вымышленным, так как ни у кого из богов не могло быть имени, включавшего имя другого божества.

Задание 3. В найденной картине обнаружить и записать 5 «странностей» в изображении города художником.

КАРТОЧКА №3.1



Задание 1. Найдите картину на экспозиции первого этажа, на которой изображен объект, представленный ниже в описании и на приведённой фотографии.



Эти ворота были сооружены в 1814 году итальянским архитектором Дж. Кваренги за Обводным каналом на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск. На фронтоне ворот располагается надпись: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834».

Задание 2. Вставьте пропущенное в карточке слово, обнаружив новый искомый объект на картине Валерия Лукки.

Они были построены из дерева и украшены гипсовыми скульптурами работы И. И. Теребенева, но из-за недолговечности материала и сурового климата ворота обветшали и через 20 лет после установки были заменены новыми воротами, сделанными из камня и металла по проекту архитектора В. П. Стасова. Этот талантливый русский зодчий предпочел сохранить общий вид ворот Кваренги, лишь дополнив его некоторыми новыми выразительными деталями.



Конная группа, венчающая эти ворота, исполнена Петром Карловичем Клодтом. Скульптурная группа представляет собой колесницу, которой управляет ____________________ (богиня победы Ника). В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок — символы мира и славы.

Задание 3. В найденной картине обнаружить и записать 5 «странностей» в изображении города художником.

________________________________________________________________



Второй этаж. Задание 2.

Задача: Продолжаем формировать представление о многообразии субъективных взглядов на объективную реальность города, в котором живут люди разных культурных традиций, ментальных и мировоззренческих укладов.

Оборудование: карточки «Ленты времени».

Содержание: учащимся даётся задание найти картину по представленному в «Ленте времени» фрагменту, затем на основе приведенных фотографий и картины провести анализ на тему, как меняется город с течением времени.

Пояснительный комментарий к заданию на втором этаже:

1 часть — По фрагменту найти работу на экспозиции.

2 часть — Сопоставить все три изображения, размещенные на «Ленте времени» и ответить на вопросы:


  • как меняется город с течением времени;

  • как он трансформируется на картине современного художника;

  • найти «странности» в изображении и сопоставить со «странностями», обнаруженными на картинах с 1-го этажа.

Примеры «Лент времени»:

Ряд: старое фото — современное фото — фрагмент картины

Лента времени № 2.1

Невский проспект .Нач. XX века. Невский проспект. Наше время. К. Поляков. Час пик. (фрагмент).



Лента времени №2.2



1.Троицкий собор Александро-Невской лавры. Фото 1910-х гг.

2. Александро-Невская Лавра. Современный вид.

3.Алла Джигирей. Александро-Невская лавра. Фрагмент работы.



Лента времени №2.3

Летний сад до реконструкции Летний сад после реконструкции Завен Аршакуни. В Летнем саду.



Творческое задание «Мой Петербург»

Задача: дать ребятам возможность стать творцами своего образа города с помощью выразительных средств современного искусства.

Оборудование: Для этого задания разным группам выдаются разные материалы в зависимости от выбранного направления:

  • Группа 1 (направление импрессионизм) — простые карандаши, резинки, пастель, бумага;

  • Группа 2 (направление сюрреализм) — маркеры, ножницы, журналы, клей, бумага;

  • Группа 3 (направление экспрессионизм) — бумага, простые карандаши, резинки, краски (гуашь), кисти, вода.

Содержание:

Ребята продолжают работать в своих подгруппах (три творческие группы). Каждой группе выдается задание, состоящее из нескольких этапов.

Задание 1: Познакомиться с направлением (информационные листы с кратким описанием направления и иллюстрациями к нему).

Задание 2: Каждая подгруппа совместно договаривается и выбирает место (городской пейзаж), который будет изображать. Изображение своего индивидуального видения городских пейзажей в заданном направлении современного искусства.



Занятие №2 «Образ России. Ваш выбор»

Цель: У каждого из нас своё мироощущение и индивидуальный взгляд на действительность, зависящий от тех культурных и этнических традиций, в которых мы были воспитаны и сформированы как личности. Современные художники отражают в своих работах субъективный взгляд на мир, в том числе и на российскую действительность. На втором занятии ребята смогут увидеть разную Россию: сначала посмотрят на нее глазами современных художников, затем посетят одну из наших интерактивных комнат, воссоздающих пространство традиционной русской избы, после чего каждый сможет сделать свой самостоятельный выбор, учитывающий индивидуальное восприятие — какой образ России из увиденных для них наиболее знаком и понятен. На завершающем второе занятие творческом задании ребята в виде проекта сценария для видеоролика создадут свой образ будущего России – страны, в которой они хотят жить и творить.

Структура занятия: На протяжении всего занятия группа делится на три подгруппы, у каждой из которых отдельное задание. Ответы обсуждаются всей группой совместно.

Задание 1. Образ России. Ваш выбор.

Оборудование: Живопись Г. Писаревой, А. Неганова, U-space «Истоки».

Содержание: По творчеству художников с экспозиции второго этажа (Неганов, Писарева) рассмотреть и описать разные взгляды художников на нашу страну.

Все три группы поочередно (принцип «карусели») знакомятся с разными образами России (через живопись и пространство тотальной инсталляции «Истоки»), после чего каждая из трёх групп должна сделать свой личный выбор: какой образ России им оказался ближе (картина, звук, цвет, запах).



  • Познакомьтесь с творческим портретом художника.

  • Рассмотрите живопись художника и опишите его взгляд на Россию.

  • После посещения U-space сделайте свой личный выбор, что из увиденного соответствует вашему пониманию и видению образа России.

Карточка 1

Задание 1. Познакомьтесь с творческим портретом художника.

Галина Писарева. Творческий портрет

Мне кажется, надо просто выражать себя, хочется тебе писать, хочется скульптуры делать и делай, и радуйся этому — по-моему, так надо. А что уж потом будет, это не важно. Самое главное — делать, что тебе хочется, делать честно и любить это.




Художница родилась летом 1933 года в Ленинграде. Семья Писаревых пережила в Ленинграде почти всю блокаду, в самом конце которой семью эвакуировали на Украину. Там, живя у бабушки, Геля стала популярной художницей. Она разрисовывала розами модные тогда девичьи альбомы со стихами и песнями.

После возвращения в Ленинград Писарева оканчивает скульптурное отделение Таврического училища. В 1961 году она поступает на скульптурный факультет Института имени Репина. Обучение в строгих академических стенах не смогло привить художнице реалистическую манеру, ей всегда было более близко народное искусство. Вдохновением для художницы служили экспозиция народного искусства в Русском музее, иконопись и путешествия по Русскому Северу.

Любимые темы художницы были и остаются прежними: материнство и лирика деревенской жизни. На её холстах мы видим «уходящую натуру»: это заброшенные деревни с тёмными окнами, женщины, стирающие бельё в реке или убирающие сено.

Когда-то художница поменяла большую мастерскую в районе Охты на половину деревянного дома в Деревне художников. Здесь, гуляя по окрестностям, Геля Писарева находит мотивы и пейзажи для своих работ.



Задание 2. Рассмотрите живопись художника и опишите его взгляд на Россию. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • какие характерные черты языка художника вы обнаружили, рассматривая его картины (цветовая гамма, сюжеты, образы);

  • какое эмоциональное впечатление на вас производят картины этого художника;

  • знакома ли вам такая Россия, которую изображает художник (привычно-непривычно, странно, непонятно, интересно….).

Задание 3. После посещения U-space «Истоки» сделайте свой личный выбор: что из увиденного соответствует вашему пониманию и видению

образа России.



Карточка 2

Задание 1. Познакомьтесь с творческим портретом художника.

Андрей Неганов. Творческий портрет

Мои картины можно сравнить с рыбой, живущей на глубине и поэтому трудно доступной человеческому глазу.


Андрей Неганов родился в Муроме в 1967 году. В двенадцатилетнем возрасте Андрея приняли на учебу в художественную школу. По окончании восьмого класса Неганов поступил в художественное училище в городе Иваново. Учеба проходила сложно, но в итоге художник получил отличную оценку за диплом на тему цирка.

Неганов занимался разными жанрами современного искусства — и коллажами, и объектами, но всякий раз возвращался в стихию живописи, где чувствует себя, как рыба в воде.

Своей живописью Неганов не пытается развлечь зрителя или понравиться ему. Он один из современных художников, своим искусством доказывающих способность живописи говорить о серьезных вещах и волновать сегодняшнего человека.



Задание 2. Рассмотрите живопись художника и опишите его взгляд на Россию. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • какие характерные черты языка художника вы обнаружили, рассматривая его картины (цветовая гамма, сюжеты, образы);

  • какое эмоциональное впечатление на вас производят картины этого художника;

  • знакома ли вам такая Россия, которую изображает художник (привычно-непривычно, странно, непонятно, интересно….).

Задание 3. После посещения U-space сделайте свой личный выбор, что из увиденного соответствует или близко вашему пониманию и видению образа России (это может быть картина, звук, образ, запах, цвет, ощущение, ассоциация и т.д.)

U-space «Истоки»

U-space «Истоки» — авторский проект Эрарты, тотальная инсталляция, где ребята смогут полностью погрузиться в исконно русскую атмосферу. В большинстве своём мы утратили традицию совершать паломничество к святым местам, но, как и столетия назад, время от времени нам нужно отрешаться от повседневной суеты и спрашивать себя, кто мы и куда мы идём. Со временем возникает потребность чисто физического соприкосновения с прошлым, и тогда мы возвращаемся в отчий дом к родным и близким. Там мы снова становимся самими собой и черпаем силы из своей общности с родом человеческим.



3-ий этаж

Общая тема: Время и память



1-ое задание: Взгляд из будущего

Оборудование: инсталляция «Культурный срез»



  • Цель: На примере инсталляции «Культурный срез» поднять важную тему для обсуждения на этом этаже: «Какой след в истории оставляет после себя каждое поколение?»

  • Содержание: Ребятам предлагается представить себя в роли археологов будущего и определить по представленным в работе материальным свидетельствам пласты времени, дав характеристику развитию обществу, проживавшему на этой территории. (В зале приглушается свет, ребятам выдаются фонарики для внимательного исследования всех предметов представленных в работе культурных слоев)

Обращение: Давайте представим, что после нас с вами прошло много тысячелетий, археологи откопали нашу цивилизацию и хотят понять, кто были эти люди, как они жили, и что ценного после себя оставили. Попытайтесь представить себя в роли археологов будущего и разобраться в том времени и обществе по представленным артефактам.

Вопросы для обсуждения:

1.Что изучает наука Археология?

Историческая дисциплина, изучающая по материальным свидетельствам историческое прошлое человечества.
2.Что означает в археологии понятие «культурный слой»?

Слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей.


Примерно сколько веков развития истории России мы с вами обнаружили? Какими артефактами представлен каждый из слоев? Какой период самый разнообразный по представленным предметам?
Какой слой доминирующий? Советское время. Почему? Чем значим этот период для истории нашей страны? Сколько времени он длился? Как можно охарактеризовать наше время по предметам, представленным в верхнем слое?
Основной вывод обсуждения должен быть следующим: каждому из нас необходимо задумываться о том, какой след и память в истории мы оставляем после себя, по которому нас будут изучать будущие историки и археологи.
Второе задание: Путешествие во времени

Материалы: картины с экспозиции, карточки с вопросами.
Цель: осознать важность и необходимость знать и хранить память о событиях, повлиявших на историю страны и судьбы людей.

Содержание: Раздаются карточки с заданиями, отсылающие ребят к картинам, по которым можно реконструировать значимые вехи в истории России.

Карточка 1: Найдите на экспозиции этажа образ, символизирующий Память.
Картина Евгения Саврасова «Память»



Вопросы для обсуждения:

Как изобразил современный художник тему Памяти? Какие символы присутствует на картине Евгения Саврасова? Как вы думаете, каким событиям прошлого посвящена эта работа? О чем мы должны помнить, живя в другое время? Для чего нам необходимо сохранять эту память?



Карточка 2: Найдите на экспозиции этажа картину, отсылающую к фотодокументальной хронике военного времени.

Картина Рината Волигамси «Большая медведица».



Вопросы для обсуждения:

В чем особенности изображения на картине Рината Волигамси?



Что Вы знаете о фотографии военных времен? Кем они делались? Какова значимость и роль военных фотодокументов для истории? Знаете ли Вы имена самых известных военных фотокорреспондентов советского времени? Кто автор самой знаменитой фотографии военного времени «Знамя над Рейхстагом»?

3-4-й этаж.

Творческое задание: создание проекта сценария для видеоролика по мотивам работ из коллекции Эрарты на тему России и ее будущего образа.

Материалы и оборудование: Кинозал с изоанимацией, музейная экспозиция 4-го этажа, мольберты, картон, маркеры.

Творческое задание состоит из двух этапов.

Содержание первого этапа: знакомство с жанром изоанимации, творческим авторским проектом Эрарты, в котором совмещены возможности разных видов искусства, позволяющие оживлять картину средствами кино и анимации.

Изоанимация — это новый жанр, изобретённый в Эрарте, который позволяет увести зрителей за рамки картин на территорию целой истории, где сама картина только стоп-кадр, выхваченное мгновение. Короткометражные анимационные фильмы развивают работы художников во времени, по-разному обыгрывая их сюжеты — одни юмористично, другие лирично, третьи придавая сюжету тонкую эстетику. Все они выполнены профессиональными аниматорами и иногда продолжают сюжет в русле, заданным художником, а иногда придают ему совершенно неожиданные повороты. Все интерпретации стараются дать публике возможность с новым интересом взглянуть на живопись, представленную в коллекции Эрарты.

Задание: При просмотре роликов в зале изоанимации ребятам необходимо дать задание обратить внимание на то, как делаются видеоролики по мотивам картин из коллекции Эрарты. Кто участвует в процессе создания ролика? Какие выразительные средства используются в создании видеоролика? Каким образом можно оживить картину с помощью средств кино и анимации?

Содержание второго этапа: Учащиеся делятся на три команды, в каждой из которых условно должна быть собрана творческая киногруппа: ребята распределяют между собой роли сценариста, режиссера, звукооператора, художника. Далее каждая кинокоманда самостоятельно выбирает картину с экспозиции 4-го этажа, по мотивам которой будет создан сценарий для проекта видеоролика на тему России и ее будущего, которое мы выбираем для себя. Ребята совместно в подгруппе придумывают, с помощью каких выразительных средств будет воплощена их история на экране (цвет, звук, музыка, ритм), и схематически изображают свою историю на картоне в виде восьми основных кадров будущего ролика. Затем каждая из команд в лице условного режиссера представляет свой проект на суд критики (другие команды). Режиссер должен убедительно обосновать, почему его история на тему Будущего России актуальна и будет интересна и оригинальна для зрителей.

Задание: выбрать на экспозиции четвертого этажа картину, по мотивам которой будет создан проект видеоролика на тему России, которую мы выбираем для своего будущего.



Занятие №3 «Планета людей»

Цель: На третьем занятии ребята с помощью современного искусства смогут пройти важный путь познания себя через осознание природы человека и её основных свойств, ведущее к пониманию темы всеобщности человечества, его единстве и связанности всех со всеми. Разработка и подбор заданий к этому занятию направлены на формирование представления о том, что все мы — люди, живущие на одной общей планете под названием Земля, и что в основе нашей человеческой природы лежат одни и те же свойства, одни и те же стремления, желания, мечты и надежды вне зависимости от культурных, этнических и религиозных различий.

Структура занятия

На протяжении всего занятия группа делится на три подгруппы, у каждой из которых отдельное задание. Ответы обсуждаются всей группой совместно.



1этаж.

Задание 1 Сформулируйте и запишите после совместного обсуждения в подгруппе пять основных, на ваш взгляд, общечеловеческих ценностей, объединяющих всех людей планеты Земля.

Содержание: Участники в группах обсуждают и выписывают на карточку пять самых важных, на их взгляд, общечеловеческих ценностей, объединяющих всех людей, вне зависимости от эпохи, культуры, религии. Затем каждая подгруппа озвучивает свои ответы и происходит совместное обсуждение.

Задание 2 (состоит из нескольких этапов):

1.1 Найти на экспозиции первого этажа картины на библейские и мифологические сюжеты;



    1. Пронаблюдать, как и в чем проявляется свободный взгляд современного художника в его интерпретации классического сюжета;

    2. Написать творческое эссе (свободное по форме, жанру, стилю – стихотворение, рассказ, диалог и др.) по выбранной картине (можно по ассоциациям с любимыми фильмами, книгами, собственным воображением, полученными эмоциональным впечатлениями от картины)

Содержание: Найти картины на экспозиции первого этажа, раскрывающие в своем сюжете и его интерпретации этические императивы, в основе которых лежат общечеловеческие нравственные ценности, «культурные коды», объединяющие людей всего мира, вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности. Написать творческое эссе по мотивам одной из выбранных работ.

Оборудование: карточки с заданием, планшеты, ручки

2-ой этаж. Персональный зал Елены Фигуриной.

Задание 3

Человек и его свойства



Содержание: Участникам предлагается общий для всех набор цитат классиков, раскрывающих тему толерантности с различных сторон. Каждая из групп выбирает одну цитату, с которой они согласны и которая им больше всего импонирует. Затем участники групп должны выбрать картину Елены Фигуриной, которая наиболее полно, на их взгляд, иллюстрирует данную цитату. (Чтобы сделать задание более интересным, можно предложить другим группам угадать, а какую же цитату выбрали и проиллюстрировали участники другой группы).

Задача: В экспозиционном зале Елены Фигуриной на примере работ художницы с ребятами проводится беседа об общечеловеческой природе как таковой, находящейся вне зависимости от культурных и этнических различий, о свойствах этой природы, которые делают человека человеком, вне зависимости от его места проживания, нации, расы, вероисповедания. Для этого используются высказывания о человеке и его свойствах писателей мира, чье планетарное мышление внесло значительный вклад в развитие межкультурной и внеэтнической общности людей во всём мире.

Оборудование: экспозиционный зал Елены Фигуриной, карточки с цитатами на тему толерантности и заданиями к ним.



Предлагаемые высказывания о человеке и его свойствах знаменитых людей.

  • Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло.

А.С.Грин.

  • Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

А.Н. Радищев.

  • Самая вредная ошибка - это нетерпимость.

Екатерина II.

  • Человек рожден к общежитию и дружбе.

Н.М. Карамзин.

  • Великодушие сердца – лучший вдохновитель разума.

Н.А. Бестужев.

  • Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать.

Н.В.Гоголь.

  • Если люди будут искренни, они поймут друг друга.

Н.В.Гоголь.

  • Уважен хочешь быть, умей других уважить.

А.С.Пушкин.

  • Природа человека первоначально была добрая; к ней мы должны быть возвращены. Я.А.Коменский.

  • Разобщенность человечества угрожает ему гибелью.

А.Д. Сахаров.

  • Примеры показывают, что человек без воспитания становится ничем иным, как только зверем. Я.А.Коменский

  • Самое главное в человеке – доброе сердце.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

  • Равенство – условие дружбы.

В.Г. Белинский

  • Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Б.Ш.Окуджава



3-ий этаж. Кинозал.

Завершающим этапом занятия является просмотр видеоинтервью с художниками из коллекции музея Эрарты, работы которых включены в программу «Современное искусство: единство разных взглядов». В финале программы ребята смогут увидеть лица и услышать голоса тех художников, чьи работы являлись предметом обсуждения на занятиях в Эрарте. Специально для программы Музей Эрарта сделал подборку видеоматериалов, в которых современные российские художники говорят о культуре принятия человека человеком, этических и нравственных ценностях, об отношении художника к окружающему миру и человеку.



Информация об организации посещения школьниками абонемента «Современное искусство: единство разных взглядов»

Музей может принимать школьников на занятия по абонементу «Современное искусство: единство разных взглядов» по следующему плановому графику.

Все будние дни (кроме вторника) - понедельник, среда, четверг, пятница 10.30. до 17.00.

Единовременно музей может принять не больше двух классов, промежуток между следующими группами по времени должен составлять минимум 1,5 часа.



Общая сводная таблица

День недели/Время

10.30.

12.00.

14.00.

15.30.

понедельник

2 класса

2 класса

2 класса

2 класса

среда

2 класса

2 класса

2 класса

2 класса

четверг

2 класса

2 класса

2 класса

2 класса

пятница

2 класса

2 класса

2 класса

2 класса








Молчание нужно слышать в его контексте. Станислав Ежи Лец
ещё >>