Похожие работы
|
Тематический план по истории в 9 классе предусматривает следующее количество часов - страница №4/5
§ 32,
вопр. 1–6,
документ,
с. 258, опорный конспект, таблица. индивидуальные сообщения
|
|
27
|
Противоречия развития советского общества конца 1950 – начала 1960-х годов
|
1
|
К/у
|
Особенности экономической политики КПСС и Советского государства в период пребывания у власти Н. С. Хрущева. Реформирование системы управления экономикой, создание совнархозов. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализации жилищной программы, реформ в военной промышленности. Начало освоения космоса. Положение в социально-экономической и духовно-политической сферах жизни советского общества. Причины углубления кризиса в сельском хозяйстве в начале 1960-х годов. Нарастание противоречий в СССР, обусловленных непоследовательностью политики десталинизации, неудачными экономическимии социальными экспериментами.
Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г.
|
Знать:
– понятия: волюнтаризм, совнархоз, экстенсивные методы развития экономики;
– какой характер приняла борьба за власть
в СССР в начале 1960-х гг.;
– причины недовольства политикой Н. С. Хру-щева в руководстве КПСС и советского правительства.
Уметь:
– охарактеризовать положение в СССР в начале 1960-х гг.;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– составлять таблицу и собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа с заданием на карточках.
индивидуальные сообщения по персоналиям:
Л. И. Брежнев,
Ю. А. Гагарин,
С. П. Королев,
В. В. Терешкова,
Д. Ф. Устинов,
А. Н. Шелепин.
тест по разделу
|
§ 33,
вопр. 1–4
|
|
|
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. (4 часа)
|
28
|
Попыт-ки про-ведения экономических реформ
в конце 1960-х годов
|
1
|
К/у
|
Политика стабилизации положения в обществе, меры, предпринятые по инициативе
А. Н. Косыгина для развития промышленности, преодоления аграрного кризиса. Причины ограниченности итогов реформ. Социально-экономическое развитие Советского Союза в конце 1960-х годов. Рост уровня жизни населения. Успехи в развитии науки и техники. Падение темпов развития экономики, медленное внедрение достижений научно-технического прогресса (НТП) в производство. Сырьевая ориентация внешней торговли. Нерациональное использование ресурсов. Истоки экономических трудностей
|
Знать:
– понятия: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Волжский автомобильный завод
(ВАЗ), застой, номенклатура, научно-технический прогресс, принцип коллективного руководства, теневая экономика, хозрасчет;
– в чем состояла политика стабилизации, почему она привела к застою;
– как проявился «застой» в экономике;
– причины экономических трудностей 1970–1980-х годов;
– причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970 – начале 1980-х гг.;
Уметь:
– охарактеризовать: реформы А. Н. Косыгина; причины неудачи реформы; уровень жизни советских людей в данный период;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– составлять таблицу и собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа
по вопросам, групповая работа с заданием по карточкам.
тест, составление таблицы.
Персоналии:
Л. В. Канторович,
А. Н. Косыгин,
П. Л. Капица,
М. В. Келдыш
|
§ 34,
вопр. 1–5,
документ,
с. 273–74
|
|
|
29
|
Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х годов. СССР
в годы разрядки международной напряженности
|
1
|
К/у
|
Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. СССР и конфликты на Ближ-нем Востоке. Кризис в Чехо- словакии и решение Советского руководства о вводе войск в эту страну в 1968 г. Доктрина Л. И. Брежнева. Конфликт между СССР и Китаем. Обострение отношений с некоторыми социалистическими странами. Причины перехода СССР и США к политике разрядки.
Достижение паритета стратегических вооружений и рост заинтересованности сверхдержав в предотвращении ядерной катастрофы. Потребности стран Востока и Запада
в развитии экономического сотрудничества. Антивоенное движение, Движение неприсоединения как факторы международной стабильности. Итоги нормализации отношений СССР и США, согласованные меры по снижению ядерной опасности. Договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), соглашение по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Советско-американское сотрудничество в космосе. Политика разрядки в Европе. Подписание соглашений по Западному Берлину. Значение Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе
|
Знать:
– понятия: диссидент, доктрина Брежнева, «Пражская весна», разрядка международной безопасности, ограничение стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, паритет в стратегических вооружениях;
– какое влияние на Советский Союз оказал конфликт с Китаем;
– почему СССР вмешался во внутренние дела Чехословакии, как это повлияло на его развитие;
– особенности политики разрядки в Европе;
– особенности внешней политики СССР в годы конфликта в Юго-Восточной Азии;
– причины, способствовавшие росту заинтересованности СССР и стран Запада в улучшении отношений;
– соглашения между СССР и США, заключенные в 1970-е гг., их значение.
Уметь:
– охарактеризовать роль СССР в конфликте на Ближнем Востоке;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– составлять таблицы «СССР и международные конфликты 1960-х гг.», «СССР и хроника политики международной напряженности» и собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа с за- данием по карточкам.
индивидуальные сообщения по персоналиям: Г. Гусак,
А. Дубчек,
Д. Джонсон,
Р. Никсон
|
§ 35–36;
вопросы
по теме,
документ, с. 280, 289
|
|
|
30
|
Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР – от «оттепели»
до «застоя»
|
1
|
П
|
«Оттепель» в сфере духовной жизни и ее основные проявления. Меры руководства КПСС по сохранению контроля над обществом. Принятие новой Программы КПСС. Методы борьбы с инакомыслящими. Конституция 1977 г. Причины возникновения правозащитного движения в СССР.
Основные тенденции развития советской литературы
и искусства. Возникновение атмосферы поиска новых форм самовыражения в среде творческой интеллигенции, ее отход от установленных сверху канонов метода социалистического реализма. Расцвет спорта в СССР. Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях
|
Знать:
– понятия: деревенская проза, критический реализм, «оттепель», «застой», правозащитное движение;
– какие процессы зародились под воздействием «оттепели»;
– почему идеи «оттепели» не получили развития;
– как реагировали советские власти на проявление инакомыслия и духовной свободы в период «застоя».
Уметь:
– охарактеризовать: пределы «оттепели» в культурной жизни; новые тенденции духовной жизни в СССР в конце 1960-х – начале 1980-х гг.; состояние и развитие физкультуры и спорта
в Советском Союзе.
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– составлять таблицу «Духовная жизнь в СССР в 1960-е – начале 1980-х годов» и собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа с заданием по карточкам.
индивидуальные сообщения по персоналиям:
А. Солженицын,
А. Вознесенский,
Е. Евтушенко,
В. П. Некрасов,
И. А. Бродский,
В. М. Шукшин,
Ю. В. Бондарев, B. C. Пикуль,
А. И. Хачатурян,
B. C. Высоцкий,
Б. Ш. Окуджава,
М. А. Захаров,
Э. А. Рязанов,
А. Е. Карпов
|
§ 37,
вопр. 1–5.
презентация в PowerPoint. Опорный конспект, таблица «Духовная жизнь
в СССР
в 1960-е – начале 1980-х годов»
|
|
|
31
|
Углубление кризиса внутренней и внешней политики советского общества
|
1
|
К/у
|
Причины и проявления роста сложностей в развитии СССР. Вовлечение Советского Союза в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войскв Афганистан в 1979 г. и его международные последствия. Обострение отношений с США и их союзниками, наступление нового этапа «холодной войны».
Попытки руководства СССР при Ю. В. Андропове найти альтернативы в условиях обостряющегося кризиса общества. Борьба с коррупцией, теневой экономикой. Кампания укрепления трудовой дисциплины, меры подавления инакомыслия, ограниченность их результатов
|
Знать:
– понятия: альтернатива, контрпропаганда, программа стратегической оборонной инициативы (СОИ);
– почему политика разрядки оказалась непрочной;
– как повлияло развитие правозащитного движения в СССР на перспективы разрядки;
– особенности нового этапа «холодной войны»;
– проблемы, с которыми столкнулся СССР на международной арене в начале 1980-х гг.
Уметь:
– охарактеризовать: консервативные тенденции в политической системе; особенности общественно-политического развития СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг.; положения Конституции 1977 г.; внутреннюю и внешнюю политику СССР при Ю. В. Андропове;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, составление плана.
индивидуальные сообщения по персоналиям:
Ю. В. Андропов,
К. У. Черненко,
Р. Рейган.
тест по разделу
|
§ 38,
вопр. 1–3,
документ,
с. 307, опорный конспект. индивидуальные сообщения
|
|
|
Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества (4 часа)
|
32
|
Политика перестройки: первые шаги
|
1
|
К/у
|
Первые шаги по преодолению экономических трудностей, предпринятые при М. С. Горбачеве. Политика ускорения развития, антиалкогольная кампания. Катастрофа на Чернобыльской АЭС
и ее последствия. Начало перестройки и ее цели. Пересмотр принципов экономической политики, внедрение элементов рыночной экономики. Создание кооперативов, фермерских хозяйств, расширение прав трудовых коллективов. Ограниченность и непоследовательность преобразований, ухудшение экономического положения страны. Полемика о путях дальнейшего развития экономики. Денежная реформа и ее итоги -
|
Знать:
– понятия: ускорение, перестройка, конверсия, фермерское хозяйство, катастрофа на Чернобольской АЭС, частнопредпринимательская деятельность;
– в чем состояла суть политики ускорения, почему она не принесла результатов;
– причины неудач в реформировании экономики на данном этапе:
– что вызвало обострение экономического кризиса СССР в 1990 г.
Уметь:
– охарактеризовать: цели перестройки, основные этапы экономических реформ 1985–1991 годов; меры, предпринятые для реформирования экономики СССР;
– определить трудности при переходе к рынку;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа по карточкам, составление плана.
индивидуальные сообщения по персоналиям:
М. С. Горбачев,
В. С. Павлов,
Н. И. Рыжков,
С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский
|
§ 39,
вопр. 1–4,
документ,
с. 312–
315, опорный конспект. индивидуальные сообщения
|
|
|
33
|
Гласность, демократизация
и политическая жизнь в СССР
|
1
|
К/у
|
Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правового государства. Перемены в духовной жизни. Отказ правящей партии от прямых и косвенных репрессий. Попытки руководства СССР опереться на поддержку общественного мнения. Рост социальной и политической роли интеллигенции. Оппозиционные настроения. Разоблачения преступлений сталинизма, коррупции и инертности номенклатуры. Упадок политического влияния КПСС. Консолидация демократической оппозиции в противовес политике М. С. Горбачева. Конфликт между М. С. Горбачевым и Б. Н. Ельциным. Избрание Б. Н. Ельцина президентом Российской Федерации в 1991 г.
|
Знать:
– понятия: гласность, правовое государство, демократизация, демократический социализм;
– в чем проявились черты новой «оттепели»;
– какое влияние оказала гласность на состояние советского общества;
– причины обострения разногласий.
Уметь:
– охарактеризовать: причины и суть реформы политической системы; многопартийность современной России; политическую деятельность
Б. Н. Ельцина;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять словесный портрет политического деятеля;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам.
исторический диктант. индивидуальные сообщенияпо персоналиям:
М. С. Горбачев,
Б. Н. Ельцин
|
§ 40,
вопр. 1–4,
документ,
с. 318–320,
опорный конспект.
исторический портрет
Б. Н. Ель-
цина
|
|
|
34
|
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»
|
1
|
К/у
|
Меры, предпринятые руководством СССР по прекращению военного противостояния с США и их союзниками. Идеи нового политического мышления. Перемены в политике Советского Союза в отношении стран Восточной Европы. Вывод войск из Афганистана. Распад системы союзов СССР (ОВД, СЭВ). Соглашения между СССР и США по военно-стратегическим вопросам. Проблема односторонних уступок со стороны Советского руководства. Политика СССР в вопросе объединения Германии
|
Знать:
– понятия: новое политическое мышление, приоритет, соглашение по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1);
– почему руководство СССР придавало большое значение улучшению отношений со странами Запада;
– в чем состоял смысл идеи нового политического мышления;
– почему внешняя политика М. С. Горбачева вызывала критику в советском обществе;
– соглашения между СССР и странами Запада, заключенные в 1987–1991 гг.
Уметь:
– определить значение заключенных соглашений СССР со странами Запада;
– охарактеризовать: политику «нового мышления»; привести примеры ее конкретной реализации; позицию лидеров СССР по отношению к переменам в Восточной Европе, в вопросах объединения Германии;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять словесный портрет политического деятеля;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам,
групповая работа с заданием по карточкам.
индивидуальные сообщения по персоналиям:
Дж. Буш,
Л. Валенса,
В. Гавел,
Г. Коль,
Н. Чаушеску
|
§ 41,
вопр. 1–6,
опорный
конспект.
индивидуальные сообщения
|
|
|
35
|
Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества
|
1
|
К/у
|
Обострение межнациональных противоречий, их причины и истоки. Конфликт интересов местных элит с целями обновления московского центра власти. Подъем массовых националистических движений в ряде союзных республик, их лозунги и идеи. Конфликт в Нагорном Карабахе. Вооруженные столкновения
в Вильнюсе, Риге, Баку, Тбилиси. Противоречия между российскими и советскими структурами власти. События августа 1991 г., причины и итоги. Обострение противоречий в СССР, дискредитация союзного центра власти, роспуск КПСС. Причины распада Советского Союза. Беловежские соглашения и создание Содружества независимых
государств (СНГ)
|
Знать:
– понятия: Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Беловежские соглашения, суверенитет, Содружество независимых государств (СНГ);
– причины стремления республик, входящих
в СССР, к обретению суверенитета, как на это реагировал союзный центр власти;
– причины путча в августе 1991 г.
Уметь:
– охарактеризовать развитие событий в СССР осенью 1991 г.;
– проанализировать, была ли альтернатива ликвидации Советского Союза;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа с заданием по карточкам.
сообщения по персоналиям:
Л. М. Кравчук,
С. С. Шушкевич,
Г. И. Янаев.
тест по разделу
|
§ 42,
вопр. 1–3,
документ,
с. 334–335,
опорный конспект.
индивидуальные сообщения
|
|
|
Российская Федерация в 1991–2002 гг. (8 часов)
|
36
|
Начальный этап экономических реформ
|
1
|
К/у
|
Характеристика социально-экономического положения
в России в начале 1992 г. Нехватка продуктов первой необходимости, угроза голода в стране, углубление экономического спада. Меры правительства Е. Т. Гайдара. «Шоковая терапия», либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразований. Проблема социальной цены перехода к рыночной экономике. Усиление в обществе оппозиции курсу реформ. Начальный этап становления политических партий. Поляризация политических сил в России
|
Знать:
– понятия: приватизация, ваучер, поляризация политических сил, шоковая терапия, либерализация цен;
– какие цели преследовали экономические реформы 1992 г., причины проведения;
– чем была вызвана поляризация политических сил в обществе, в Верховном Совете, как она появилась;
– особенности политической жизни России
в 1992 г.
Уметь:
– охарактеризовать итоги и последствия реформ;
– работать с документами, отвечать на вопросы к ним, анализировать, делать выводы;
– собирать справочный материал по теме;
– составлять план по теме;
– работать в группе
|
Беседа по вопросам, групповая работа с заданием по карточкам, составление таблицы, работа со схемами. индивидуальные сообщения по персоналиям:
В. И. Анпилов,
А. И. Вольский,
Е. Т. Гайдар,
В. Б. Исаков,
А. М. Макашов,
Г. Х. Попов,
А. В. Руцкой,
Г. Старовойтова, А. Н. Стерлигов,
А. Б. Чубайс
|
| << предыдущая страница следующая страница >>
|