Тема «Загадка Базарова» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») 10 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тургенев и с. Образ базарова в романе и с. тургенева “отцы и дети” 1 66.46kb.
«Любовь в жизни Базарова и Кирсановых» (по роману И. С. Тургенева... 1 26.8kb.
Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети в романе И. С. Тургенева «Отцы... 12 2392.08kb.
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" Урок литературы... 1 94kb.
Исследование «Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева... 1 121.32kb.
Волчек Оксана Анатольевна гуо «Гимназия №75 г. Минска» Тема: «И. 1 72.77kb.
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) Роман «Отцы и дети» (1862) 4 772.33kb.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке русской критики 60-х... 1 54.19kb.
Литература Шекспировские мотивы и образы в произведениях И. 1 22.06kb.
Тургенев и с. Проблема положительного героя в романе и с. тургенева... 1 53.26kb.
Эпоха, отраженная в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 1 83.68kb.
Литературно-музыкальный вечер «Тургенев и музыка» (10 класс) 1 37.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема «Загадка Базарова» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») 10 класс - страница №1/1

Тема

«Загадка Базарова» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

10 класс

Орешкина А.Е., учитель литературы высшей категории МАОУ лицея № 97

Цели:

  • сформировать у учеников представления о неоднозначности личности литературного героя и о тех приемах и средствах, которые использует писатель при создании образа своего персонажа;

  • развивать навыки самостоятельного анализа текста художественного произведения;

  • воспитывать у обучающихся нравственные качества, позволяющие принимать многопоярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

СТРУКТУРА УРОКА


Дидактический

момент урока

Образовательная

технология

Комментарии

Организационный момент. Формулировка темы урока учениками. Актуализация темы.

Обучение в группах

Технология развития критического мышления



Различные группы в течение 4-5 минут изучают справочные материалы (высказывания современников Тургенева о Базарове и мнение самого писателя о герое), затем формулируют вопросы для других групп по личности Базарова

Анализ критической, литературоведческой и художественной литературы

Кейс-технология

Технология проблемного обучения



Ученики самостоятельно принимают и осмысливают предложенную информацию (различные источники информации, источники – произведения разных стилей и жанров), выдвигают собственную гипотезу для разрешения проблемы, разрабатывают систему доказательств ее достоверности.

Актуализация опорных знаний по истории и теории литературы

Технология развивающего обучения

Обучающиеся под руководством педагога повторяют основные понятия по истории и теории литературы, формулируют самостоятельно гипотезу и систему ее доказательств

Объяснение нового материала: характеристика литературных героев

Технология развивающего обучения

Проектная технология



Организация работы в форме составления и комментирования «Кинопроб», когда ученики выступят в роли операторов, актеров и кинорежиссеров. Представление «кинопроектов»

Подведение итогов урока, домашнее задание

Технология развития критического мышления

Ученики самостоятельно формулируют вопросы, которые хотели бы задать Евгению Базарову (элемент рефлексии)


Ход урока:

1. Организационный момент

1. Первая проблемная ситуация при комментировании темы урока. Учащиеся получают задание самостоятельно изучить высказывания современников Тургенева о Базарове и мнение самого писателя о герое и объяснить, в чем же сложность и неоднозначность личности Евгения Базарова, почему его фигура вызывает столько споров. Необходимо заострить внимание на полемичности и эмоциональности оценок современников И.С. Тургенева: отставной генерал и писательница Л. Нелидова.

Материалы для справок:

  • А.И. Герцен – писатель, публицист, критик, издатель, один из политических эмигрантов. Из статьи «Еще раз Базаров».

Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб пресечь сына, он выпорол отцов.

  • А. Герцен – Огареву.

Базаров нравственно – выше последующих базароидов. Он у Тургенева храбр, умен, не вор, не доносчик, не вонючий клоп.

  • Отставной генерал, один из числа многих недовольных генералов, которые получили отставку после Крымской войны ( Панаева А.Я. Воспоминания ).

Признаюсь, я эту дребедень, называемую повестями и романами. Не читаю, но куда не придешь – только и разговоров, что об этой книжке… стыдят, уговаривают прочитать.

Делать нечего – прочитал… Молодец сочинитель; если встречу где-нибудь, то расцелую его! Молодец! Ловко отшельмовал этих лохматых господчиков и ученых шлюх! Молодец! Придумал же им название – нигилисты! Попросту ведь это значит глист!... Молодец! Нет, этому сочинителю за такую книжку надо бы дать чин, поощрить его, пусть сочинит еще книжку об этих пакостных глистах, что развелись и у нас! ( Панаева А.Я. Воспоминания ).



  • П.В. Анненков, друг Тургенева, в воспоминаниях «Шесть лет переписки с Тургеневым», передает свой разговор с редактором консервативного «Русского вестника» М. Катковым.

Он не восхитился романом, а, напротив, с первых же слов заметил: «Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». – «Но, М.Н., - возражал я, - этого не видно в романе, Базаров возбуждает там ужас и отвращение». – «Это правда, - отвечал он, - но в ужас и отвращение может рядиться и затаенное благоволение, а опытный глаз узнает птицу в этой форме..» - «Неужели вы думаете, М.Н., - воскликнул я , - что Тургенев способен унизиться до апофеозы радикализму, до покровительства всякой умственной и нравственной распущенности?...» - «Я этого не говорил, а выходит, похоже на то Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно над всеми и нигде ен встречает себе никакого дельного отпора. Даже и смерть его есть еще торжество, венец, коронующий эту достославную жизнь, и это, хотя и случайное, но все-таки самопожертвование. Далее и идти нельзя!»

  • Американец из Филадельфии. Беседа с Тургеневым ( КолбасинЕ. Из воспоминаний об И.С. Тургеневе ).

… «Отцы и дети» получили огромную популярность в Америке, потому что Базаров родственный тип американцам и … лет через десять в Америке будет город под названием Базаров…

  • Л.Нелидова ( настоящее имя – Л.Ф. Ламовская ), писательница ( Нелидова Л.Ф. Из воспоминаний об И.С. Тургеневе ).

Разве не ясно, что такой, как он есть, Базаров головой выше всех окружающих! И разве не поразительно, что именно он, Тургенев, которого все, начиная с него самого, постоянно упрекали в слабости и бесхарактерности, мог создать Базарова, этот образец настоящего мужского характера, каких в литературе, как и в жизни, у нас меньше всего!

  • Из писем двух анонимных негодующих противников ( Тургенев И.С. По поводу «Отцов и детей» ).

Вы ползаете у ног Базарова! Вы только притворяетесь, что осуждаете его! В сущности, вы заискиваете перед ним и ждете, как милости, его небрежной улыбки!

Извините, господин Тургенев, вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»! Да и «детей2 вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета.



  • И.С. Тургенев о Базарове

  • И.С. Тургенев – М.Н. Каткову о Базарове. 1 октября 1861 г.

Я надеюсь, что вследствие моих поправок – фигура Базарова уяснится Вам и не будет производить на Вас впечатление апотеозы, чего не было в моих мыслях.

  • И.С. Тургенев – М.Н. Каткову о Базарове. 30 октября 1861 г.

… он сам пуст и бесплоден.

  • И.С. Тургенев – К.К. Случевскому. 14 апреля 1862 г.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели…

  • И.С. Тургенев – А.П. Философовой. 18 августа 1874 г.

Базаров – это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров – этот умница, этот гарой – карикатура?

  • И.С. Тургенев – А. Фету. 6 апреля 1862 г.

Хотел ли я обругать Базарова, или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

Проблемное задание для учащихся: составьте вопросы о характере Базарова после знакомства с высказываниями современников И.С. Тургенева.

2. Задание для учащихся (технология развития критического мышления): сформулировать вопросы о личности Базарова после знакомства с мнениями современников (элемент рефлексии).

Возможные варианты вопросов:

Надо ли Базарова любить или ненавидеть?

Почему так много мнений о Базарове?

Хотел ли Тургенев показать своего героя как идеала или антиидеала?

Кто же Базаров – герой или карикатура?

Понимает ли Базарова кто-либо из критиков?

Цельный ли характер у Базарова?

Можно ли до конца понять Базарова?

Можно ли одновременно любить и ненавидеть Базарова?

Возможно ли существование человека с чертами Базарова?



3. Словарная работа.

Каждый урок литературы должен включать в себя словарную работу, тем более, если речь идет о произведении, созданном в далекую уже от нас историческую эпоху. Здесь необходим и исторический комментарий, дающий ученикам представления об общественно-политических и социальных реалиях тех лет.

Задание получает сильный ученик (индивидуально), который не просто комментирует предложенные понятия (демократия, демократ, разночинец, нигилист), но и с их помощью характеризует особенности мировоззрения героев романа и объясняет причину конфликта «отцов» и «детей» (задание для учащихся), обязательно привлекает текст романа.

В помощь ученику на уроке предлагается справочный материал, причем для анализа привлекаются тексты как художественных, так и публицистических статей (статья Добролюбова и роман Тургенева), что позволяет расширить читательский кругозор учащихся. Таким образом, ученики используют метод проблемного изложения материала, поскольку не только принимают и осмысливают предложенную информацию, но и выдвигают собственную гипотезу, разрабатывают систему доказательств ее достоверности.



Материалы для справок:

  • Демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан

  • Демократ – человек демократического образа жизни, взглядов.

  • Разночинец – в дореволюционной России выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии ( по материалам словаря С.И. Ожегова).

  • Нигилизм – (от лат. nihil – «ничто» ) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

  • В России термин получил распространение после появления романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В русской публицистике XIX века: у «охранителей» - бранная кличка; у рев. Демократов – название участников демократического и революционного движения 60-х – начала 70-х годов, отрицавших крепостнические традиции ( Большой энциклопедический словарь).

  • Нигилизм – безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, что нельзя ощупать ( Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка ).

  • Именно благодаря роману «Отцы и дети», в литературу вошло слово «нигилист». Очень скоро, в 1863 году, начинает складываться жанр антинигилистического романа. Его создателем традиционно считается Н.С.Лесков, автор скандально известного и принятого критикой в штыки романа «Некуда». Сам Лесков оценивал его как «самый верный роман о 60-х годах».

  • Н.С.Лесков, с его любовью к игре словами, утверждал, что есть два вида нигилистов: от nihil (ничто) и от слова «гиль» - ни-гиль-ист. Второй тип - ни-гилисты – протестуют против «гили» во всех ее проявлениях и не хотят иметь ничего общего с базаровыми.

  • Индивидуальное задание для учащихся: сравните научные, философские, политические и эстетические взгляды Павла Петровича, Николая Петровича Кирсановых и Евгения Базарова и объясните, почему для поколения «отцов» слова «демократ», «разночинец» и «нигилист» были синонимами.

Материал для справок: познакомьтесь с творческой историей романа, высказываниями Добролюбова и текстом романа.

Прочитайте параллельно отрывки из текстов Добролюбова и Тургенева. Найдите сходства и различия в тех определениях, которые даются в этих текстах нигилисту.



Добролюбов утверждал в рецензии на труд философа Берви «Физиологическо-псиихологический взгляд на начало и конец жизни»: «Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях… Ныне уже не признаются старинные fвторитеты… молодые люди читают Молешотта, Фохта, да и тем еще не верят на слово… Зато г.Берви очень остроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению, нигилистами».

Отрывок из романа «Отцы и дети»

- Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

- Сделай одолжение, племянничек.

- Он нигилист.

- Как? - спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

- Он нигилист, - повторил Аркадий.

- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?

- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

- Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.

- А это не все равно? - спросил Павел Петрович.



- Нет, не все равно. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

  • Самостоятельно выполняемое задание для учащихся: какие взаимоотношения между отцами и детьми возможны на страницах романа И.С. Тургенева? Запишите свои ассоциации в таблицу.



Отцы

Дети

Взаимоотношения

Отцы и дети

Пожилые люди, старики, родители, рассудительные, умудренные опытом, учителя, консерваторы, люди устаревших взглядов

Молодые люди, легкомысленные, безрассудные, нуждающиеся в помощи, прогрессивные, люди новых взглядов, деятельные

Любовь, враждебность, равнодушие, ненависть, уважение, доверие, зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие, двигатели прогресса, символ жизни.


4. Сопоставление разных видов искусств с целью характеристики литературных героев. Известно, как характеризуется герой в эпическом произведении: о нем сообщает автор, сам герой говорит о себе, другие размышляют о нем и т.д. По-новому взглянуть на литературного героя помогает сопоставление разных видов искусств, например, текст художественного произведения и кинофильма.. Мы предлагаем, опираясь на эпизоды из кинофильма «Отцы и дети», организовать работу в форме составления и комментирования «Кинопроб», когда ученики выступят в роли операторов, актеров и кинорежиссеров. Особое внимание при сопоставлении эпизодов книги и фильма необходимо уделить мастерству Тургенева – психолога, раскрыть механизмы его «тайного психологизма» в ключевых эпизодах.

  • Оператор

  • Актер

  • Режиссер

Задание для учащихся: проанализируйте эпизоды из кинофильма «Отцы и дети» с точки зрения оператора, актера, режиссера и прокомментируйте внутреннее состояние героев исходя из деталей их поведения, движений, интонаций голоса. Раскройте особенности «тайного психологизма» И.С. Тургенева.

  • Выступление «оператора»: выступающий сообщает, сколько в сцене выделено кадров, что видно в каждом и как видно, - на переднем, заднем плане, что показано крупным планом и почему, что положено в основу смены кадра.

  • Выступление «актеров»: ученики анализируют игру актеров, особо обращая внимание на приемы, раскрывающие их внутреннее состояние.

  • Выступление «режиссера»: ученик определяет композиционное значение эпизода, объясняет, какую роль играет данный эпизод в раскрытии характеров героев романа, какой тип конфликта становится здесь определяющим.

4. При обсуждении личности и характера героя литературного произведения обязательно обращение к художественному своеобразию текста. Ученики должны убедиться, что такие формальные признаки, как жанр, композиция, тип конфликта, система образов и другие играют огромную роль в создании образа героя художественного произведения. Поэтому мы предлагаем использовать теоретический и литературный материал для организации эвристической беседы о том, как своеобразие жанра романа «Отцы и дети», схема расстановки образов героев романа, различные типы конфликтов (любовный, идеологический, социально-политический, философский) помогают создать целостное представление о Евгении Базарове. Ученики в ходе анализа учебного материала овладевают навыками самостоятельной постановки проблемы и нахождения путей ее решения.

5. Домашнее задание:

  • Сформулировать вопрос, который вы задали бы Евгению Базарову (элемент рефлексии).

Возможные варианты вопросов:

Всегда ли вы искренни?

Из-за чего вы стали нигилистом?

Удобно ли быть нигилистом?

В чем смысл вашего существования?

Легло ли жить при постоянном конфликте сердца с разумом?

Вы смогли бы полюбить снова – другую женщину?

Как себя чувствуешь, когда понимаешь, что твои убеждения сломаны?

Довольны ли вы тем, как прожили жизнь, следуя своим убеждениям?

Легко ли переносить конфликт разума с сердцем?



  • Написать сочинение «Кто разгадает Вас, Евгений Васильевич Базаров?»

Выводы:

Таким образом, урок активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников и развивает такие учебно-интеллектуальные компетенции, как анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение.









Лозунг истинной демократии — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим». Дуайт Эйзенхауэр
ещё >>