Тема урока: Финикия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Финикийские мореплаватели 1 88.4kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 121.95kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Г. Сочи Проект урока изобразительного искусства в 8 классе Тема урока... 1 67.09kb.
№ урока Раздел № урока в разделе Тема урока Цели урока Оборудование... 1 220.92kb.
№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа 1 141.07kb.
№ урока Тема урока Тип урока Цели урока Оборудование Практические... 1 216.4kb.
Разработка урока по биологии в 7 классе Учитель Ищенко Светлана Вячеславовна... 1 77.49kb.
Тема урока: «Авангардизм в музыке XX века». Тема раздела: «Что значит... 1 71.76kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 228.21kb.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе... 1 153.96kb.
История Финикии Морские путешествия финикийцев 1 50.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема урока: Финикия - страница №1/1

Тема урока: Финикия.


Цель урока: выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; охарактеризовать важнейшие открытия и достижения финикийцев,

-Формировать умения работать с учебником, историческим источником, картой, вырабатывать навыки анализа получаемой информации на уроке,

-Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

Тип урока: комбинированный.

Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Презентация, документ, тест.


Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

На протяжении последних уроков мы с вами изучали историю такого государства, как Двуречье. Сегодня подведём итог изучению данной темы и проверим ваши знания с помощью решения кроссворда.

Решите кроссворд. (слайд 3) По вертикали:

1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма (табличка).

2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды (глина).

3. Одна из двух главных рек Двуречья (Тигр).

4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми (законы).

5. Самый известный в древнем Двуречье город (Вавилон).

6. Вавилонский царь-законодатель (Хаммурапи).

7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек ( кирпич).

8. Мера веса в Вавилоне ( сикль 8,4 грамма).

9. Одно из названий страны в западной Азии, где, как и в Египте, более 5 тыс. лет назад возникли государства и было изобретено письмо (Двуречье).

Какое слово получилось? Дать определение понятию «клинопись» (особое письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков).

Работа с картой (слайд 4) - Покажите на карте территорию Двуречья.




3. Изучение нового материала: Сегодня мы познакомимся ещё с одним интересным государством Древнего мира,
- Запишем тему урока в тетрадь. «Финикия»

Работа с картой, ученики отвечают на вопросы к карте (слайд 5).
На восточном берегу Средиземного моря, между песчаным морским  побережьем и поросшими могучими кедрами склонами Ливанских гор, протянулась узкая полоска земли. Это земля Древней Финикии. (Рассказ сопровождается  показом объектов на исторической карте.)

- Вспомните, от чего зависят занятия людей?



От местоположения и природных условий страны.

- Скажите, почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?



На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь было мало для полей и пастбищ.

- Чем же, кроме земледелия и скотоводства, могли заниматься древние финикийцы?

Рыболовством, мореплаванием, ремеслом, торговлей.

- Итак, давайте рассмотрим основные занятия финикийцев (слайд 6).

Проходили века, маленькие долины покрылись полями и садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и весёлыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали тёмно-красный сок, который затем превращали в вино. В песнях восхвалялась богиня плодородия Астарта, впервые научившая людей возделывать виноград и приготовлять из него напиток, веселящий людей и богов. Покончив со сбором винограда, финикийцы отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали созревшие плоды и выжимали из них душистое масло.

- О каком занятии финикийцев идёт речь? (запись в тетрадь и на доске виноградное вино, оливковое масло).

- Прошло ещё несколько веков, и страна преобразилась. Маленькие рыбачьи посёлки превратились в крупные города. В финикийских городах появилось много искусных ремесленников.
работа с учебником
ответьте на вопрос:
- Что именно было изобретено финикийцами?

(запись в тетрадь - кораблестроение ) слайд 7


Корабли строили из прочного дерева – ливанского кедра. Корабли были торговые и военные.

- Какой вид промысла также приносил доход финикийцам? (запись в тетрадь - зеркала и стекло) слайд 8



Сообщение ученика. (Зеркало и стекло)
Был ещё один выгодный промысел. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: « Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!». Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.
Какую царскую роскошь придумали финикийцы? (запись в тетрадь – пурпурная краска) слайд 9.

Сообщение ученика. (Пурпурная краска)
Само слово "Финикия" образовалось от греческого "фойнике" – страна пурпура. Пурпур добывался из краски моллюсков, которые обитали у побережья. Добыча его стала одним из основных промыслов бывших островитян и первое, чем Финикия прославилась у соседей – это тканями с диковинным окрасом. Одежда, окрашенная в пурпур, сверкала на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

- Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы: «Что ввозили и вывозили финикийцы?»


в тетради: (ввоз) (вывоз) слайд 10

Вино, масло, зерно папирус, ткань, сосуды из стекла, медь, серебро, рабы, олово, янтарь.


Жажда наживы гнала финикийских купцов всё дальше и дальше. Возвращались домой через несколько лет, нагруженные новыми невиданными изделиями, пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав рабов домой, можно было продать их в 10 раз дороже, но если предоставлялся удобный случай. Не стеснялись финикийцы и разбойничать.


Работа с документом (слайд 11)

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопрос:


- Только ли добрая слава ходила о финикийцах?

В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии (запись в тетрадь: понятие колония -на слайде 12). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Чтобы их путешествия были благополучными, финикийцы молились богу водной стихии Йамму, Мелькарту - покровителю мореплавателей. Финикийцы были религиозными и поклонялись различным богам, как и жители Египта, Двуречья.


Работа с картой (слайд 13)
Финикийцы основали много поселений, по всему Средиземноморью. Пользуясь картой, назовите колонии финикийцев (о.Сицилия, Сардиния, Кипр, Балеарские острова).

В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

Финикийским  купцам для успешной торговли  необходимо  было  вести  записи.  Они   познакомились  с египетским  письмом  и  схватились за  голову:  нет, такое  письмо нам не подходит!  (Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма?)   Финикийцы познакомились  с  клинописью,  она  им  также  показалась сложной.   (Чем?)   Тогда  финикийцы  создали  соб­ственное   письмо — древнейший   в   мире   алфавит:   в   нем   всего 22 буквы (слайд14).

Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный   звук.Запом­нить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались



Давайте поработаем с финикийским алфавитом .

1. Определите, что здесь написано: КРФГН

- Карфаген. Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.

2. Расшифруйте надпись: ДМ (дом или дым) (на доске)

Удобен был такой алфавит? Почему? (Финикийский алфавит был не совсем удобен — ведь текст из одних согласных букв можно прочитать по-разному). Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствова­ли алфавит, он быстро стал  распространяться. От него произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
4. Закрепление.

- Давайте проверим, какие знания вы приобрели на сегодняшнем уроке.

Выполнение теста « Вставь вместо пропуска» (слайд 15).

На восточном побережье Средиземного моря находилась ______________ . Финикийцы сажали _________ и ____________. Самыми крупными городами финикийцев были ______ , _________ и ___________ . В Финикии изобрели _____________ и пурпурную __________ . Финикийцы основывали _____________ . В Северной Африке финикийцы основали город ___________ .



5. Рефлексия.
- Если вас спросят, чем знаменита Финикия, что вы назовете?




То, что оратор проигрывает в глубине, он наверстывает в длине.
ещё >>