Тема сообщения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция №2 тема диалоговые программы вопросы: Организация диалога. 1 86.13kb.
Курсовой проект по дисциплине «Методы и средства защиты компьютерной... 1 268.71kb.
Служебная записка 1 360.12kb.
Иркутскому государственному университету путей сообщения 35 лет 1 318.02kb.
Симметричное шифрование 1 9.52kb.
Телекоммуникация 1 9.43kb.
Семинар 3 «куртуазная (рыцарская) литература» 1 14.46kb.
V. Сообщение №1100/2002, Бандажевсктй против Беларуси 1 272.35kb.
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие... 1 87.12kb.
Пояснительная записка по подготовке решений транспортных переходов... 1 34.49kb.
Схема Шнорра [Sch] 1 20.11kb.
Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального... 1 156.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема сообщения - страница №1/1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»


Ивачева Елена Анатольевна – музыкальный руководитель

Образование – педагогическое средне – специальное

Квалификационная категория – первая

Стаж работы в ДОУ – 15 лет



Тема сообщения

«Применение системы методов и приемов технологии ТРИЗ в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста» (слайд 1)
Научно – методическое обоснование темы

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в

В настоящее время методы и приемы ТРИЗ с успехом используются в детских свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является ТРИЗ-Теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером.садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, гибкости, диалектического и логического мышления.

Актуальность темы

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Нам, педагогам, очень важно использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.(Слайд №2).

Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает в разы эффективность любой программы.

Методы и приемы ТРИЗ можно использовать во всех разделах музыкального воспитания. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ (Слайд №3).



Цель. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, получить радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий (Слайд №4).

Активно используя элементы ТРИЗ в работе с детьми разных групп, убедились: у них обогащается круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

Г. С. Альтшуллер сказал: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта". Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Для внедрения ТРИЗ в свою работу, нами была изучена методика, приемы и методы Теории решения изобретательских задач. Был составлен перспективный план работы по реализации музыкально-творческих способностей детей, разработаны конспекты непосредственно-музыкально-образовательной деятельности, мастер-класс и открытая НМОД для музыкальных руководителей городского методического объединения «Поиск», консультации для воспитателей и родителей, пополнение предметно-развивающей среды в музыкальных центрах, изготовление наглядно-дидактического пособия.



Методы и приемы ТРИЗ (Слайд №5).

1. Метод проб и ошибок

2. Метод активизации мышления (морфологические таблицы)

3. Метод мозгового штурма – активизация мыслительных операций

4. Синектика .

Одним из методов ТРИЗ, который мы используем - метод проб и ошибок (Слайд №6). Перед детьми ставится задача подобрать инструмент к какому-нибудь предмету. Детям предлагаются набор из нетрадиционных шумовых инструментов(коробочки разных форм с разными наполнителями, футляры от киндер сюрпризов, несколько видов бумаги, бутылочки-ветерки и т. д), чтобы озвучить некоторые природные явления: журчание ручья, таяние сосулек, шуршание листьев, шум дождя и т. д. Сначала дети к этому заданию отнеслись с некоторой опаской, но в дальнейшем процессе проявили большой интерес, даже предлагали свои варианты природных картин, и в итоге получался целый сюжет на тему леса.



2. Метод активизации мышления (слайд №7).

(Слайд №8-9)Для использования метода активизации мышления нами были сделаны тренажеры: Круги Ллулия, морфологические таблицы, таблица для придумывания нового музыкального инструмента.



Волшебные круги (Круги Ллулия)– первый тренажер изготовленный нами. Суть использования тренажера состоит в том, что, прослушав музыкальное произведение, детям, нужно угадать какой инструмент звучал, подобрать картинку соответствующую содержанию и характеру мелодии соотнести с цветовыми оттенками. Все это учит детей не только закреплять и систематизировать знания о музыкальных инструментах, но и сравнивать и анализировать музыкальные произведения. Использование такого дидактического пособия развивает у детей цветоощущение и цветовосприятие через настроение в музыке. Важно помнить, что начинать нужно с простого и идти к сложному. При использовании «волшебных кругов» в начале обучения ставьте задачу, которая детям понятна, например: после прослушивания музыки объедините в секторе инструмент и содержание или название. Когда дети поймут принцип работы, добавьте настроение и цветовую палитру.

«Волшебные круги», мы использовали в разделе музыкально – ритмические движения для детей средней группы. Используя этот тренажер, дети сами выбирали, кого они будут изображать в движении: идти как гномики, прыгать как зайчики или порхать как бабочки.

Было интересно наблюдать, как ребята осторожно вращали круги, совмещали картинки и находили правильный ответ. Сам процесс работы с этим тренажером вызывает у детей массу положительных эмоций.

Морфологические таблицы (Слайд 10). Принцип работы с таблицами несложен. По горизонтали ставятся картинки с изображением времен года. По вертикали – картинки героев песен. Для детей средней группы очень хорошо подходят песни - календарики, то есть песенки о временах года. Это заставляет детей мыслить, развивает музыкальную и зрительную память. Старшие дошкольники любят использовать тематические картинки с изображением праздников: Новый год, 23 февраля, 8 Марта и просто песенки о животных, дружбе, детском саде. Таким образом, дети вспоминают название песни, ее характер, содержание. Чтобы добиться положительного результата, нужно добиваться от детей ответов, учить их высказываться, а не вкладывать в их уста готовые ответы. Пусть ответ не всегда точен, важно не оттолкнуть ребенка, не убить в нем желание принимать участие в диалоге и в процессе.

Еще одна, таблица для придумывания нового музыкального инструмента (Слайд 11). На таблице (можно использовать предыдущую таблицу) по горизонтали выкладываются картинки с изображением коробочек, баночек из-под йогурта, бутылочек из-под сока и т. далее. А по вертикали – изображения предметов, которыми мы будем заполнять предметы, расположенные по которые горизонтали. На соединении осей координат (он акцентируется фишкой) получается новый инструмент. Дети придумывали название новых, получившихся музыкально – шумовых инструментов, например: коробочка + пуговицы = корпуг, бутылка + бусинки = бутбус, шишки + коробочка= шишкор, скрепки+ бутылка= скребут, горох+ бутылка= горбут или бутгор т. далее.



3. Метод мозгового штурма (Слайд №15) -используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Если говорить о синектике (Слайд№16), то в основе этого метода лежит прием: Эмпатии личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем – либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием в восприятии музыки. Гарантией того, что ребенок запомнит это произведение его название и может даже автора служит самая простая импровизация, перевоплощение ребенка в снежинку, в пьесе А. Стоянова «Снежинки», в гусей идущих на водопой в пьесе Б. Канэда «Марш гусей» или в пуделя и птичку в пьесе Ф. Лемарка «Пудель и птичка».

Следующий метод ТРИЗ - Символическая аналогия – мнемотаблицы (Слайд №17). Этот метод хорош для раздела пение. Нами были нарисованы алгоритмы песен «Дождик обиделся» Д. Львова-Компанейца, «Моя Россия» Г. Струве, «Мамин праздник» Ю. Гурьева. Но мы не остановились на этом и решили по мнемотаблицам попробовать разучивать танцы. Надо отметить эксперимент удался. Мнемотаблицы также помогают при запоминании слов при разучивании стихов или ролей.

Помимо указанных методов в технологии ТРИЗ используются различные игры на развитие мышления, которые формируют восприятие, внимание, наблюдательность, элементы интуиции, активно развивают память, заставляют мыслить, фантазировать, развивать логическое мышление.



Перечислю игры, которые мы используем в своей практике.

«Маски» - рассматриваем маски, предлагаем ребенку самому определить какие чувства или эмоции на них отображены. Маски могут быть разными: Бармалей, Баба-яга, Красная Шапочка, Пьеро, волк, бабушка, дедушка, богатырь. Примеряя на себя ту или иную маску, ребенок пытается спроецировать характер маски и создать соответствующий образ.

«Словечко за словечком». Педагог выставляет карточку с изображением цепочки музыкальных инструментов, в той же последовательности выкладываются карточки с изображением музыкальных инструментов. В течение полуминуты дети смотрят и запоминают последовательность. Педагог убирает карточку и картинки. Ребенок должен по памяти восстановить последовательность цепочки.

Эти игры очень просты в изготовлении, и интересны в применении.

Если все проанализировать, то придешь к выводу, что в своей работе мы неоднократно сталкиваемся и пользуемся методами и приемами ТРИЗ. Не все получалось правильно и гладко, но главное не опускать руки, а помочь детям поверить, что все у них получиться, поддержать их, вселить в них надежду.

Очень важно хвалить детей, создавать радостную атмосферу. Ни в коем случае не дать ребенку усомниться в своих возможностях, приобретенных умениях и навыках. А все эти составляющие полностью зависят от нас, педагогов.



Используя методы и приемы технологии ТРИЗ - понимаешь насколько результативно ее применение в работе с дошколятами. Все это приносит радость, удовлетворение от общения с детьми, помогает найти общий язык, понять друг друга.






Девиз века машин — зуб за зуб. Хуго Штейнхаус
ещё >>