Тема Содержание понятия, научное и практическое значение краеведения. Историография. Краеведение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинарские занятия по курсу «история тамбовского края» Тема 1 историческое... 1 36.62kb.
Секция – краеведения. Перечень тем для разработки 1 27.82kb.
Учебная программа по дисциплине «Отечественная история» Тема Исторические... 1 142.29kb.
Вопросы гак 2012-2013 учебный год Специальность 1 75.32kb.
Реферат Тема: Содержание понятия «строение вещества», «структура... 1 115.26kb.
Урок духовного краеведения Подмосковья. Предмет «Духовное краеведение... 1 34.92kb.
Концепция развития исторического краеведения в ивановской области... 1 139.99kb.
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках... 3 370.29kb.
Задание к 1 семинару: Понятия 1 84.09kb.
Краеведение – комплекс научных дисциплин, направленных на всестороннее... 1 73.13kb.
Учебное пособие для студентов 3 курса Сергиев Посад 2006 содержание... 12 915.48kb.
Основные инженерные системы зданий система система водоснабжения... 5 713.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема Содержание понятия, научное и практическое значение краеведения. Историография. - страница №1/3

Тема 1. Содержание понятия, научное и практическое значение краеведения. Историография.

Краеведение – это не наука в строгом понимании этого слова, это процесс и результат всестороннего изучения своего края преимущественно силами местного населения. По своей сути краеведение – это комплексное изучение территории, при котором явления и процессы в окружающем мире рассматриваются не изолировано, не обособлено друг от друга, а во взаимной связи и в динамике.

А.С.Барков говорил, что «краеведение – это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к одной цели – научному и всестороннему познанию родного края». При этом под термином «родной край» или «своя местность» в рамках краеведения понимается территория, доступная непосредственному исследованию.



Значение краеведения как процесса и результата изучения окружающей территории достаточно велико как с точки зрения приобретения новых знаний, так и для воспитания патриотизма, ценностного отношения к природе и плодам деятельности человека.

Краеведение охватывает различные области знания и может иметь разнообразные тематические направления:



- историческое – занимается изучением истории развития края, включает археологические, палеонтологические, литературные, архивные методы работы;

- географическое – объединяет комплекс исследований природы, населения и хозяйства родного края;

- биологическое – занимается изучением флоры и фауны своей местности;

- этнографическое – состоит в изучении этнических особенностей населения, традиций, обычаев и т.п.

Краеведение в нашей стране имеет 3 основные организационные формы:



- государственное краеведение осуществляется в рамках государственных учреждений, например, в краеведческих музеях, архивах, краеведческих отделах библиотек и т.п. Финансируется из государственного бюджета, осуществляется специалистами.

- общественное – осуществляется в рамках деятельности общественных организаций и фондов: общества охраны памятников истории и архитектуры, общества защиты животных и т.п. Существует за счет средств общественных фондов и добровольных пожертвований, проводится энтузиастами со специальной подготовкой

- школьное – осуществляется в школах и внешкольных детско-юношеских учреждениях в рамках учебно-воспитательной деятельности. Школьное краеведение является наиболее массовой, доступной и широко распространенной формой организации краеведческой работы.

Родоначальником отечественного краеведения можно считать Михаила Васильевича Ломоносова, который в 1761 году предпринял попытку организации краеведческих исследований отдельных территорий России с привлечением местного населения и детей.



Истоком нижегородского краеведения является широко известная древнейшая из сохранившихся доныне «Лаврентьевская летопись», создание которой началось в нашем крае в 1377г. иноком Печорского монастыря Лаврентием под надзором преподобного Дионисия, основателя Печерского монастыря на Волге. Это первый письменный документ о нашем крае, уникальный источник сведений о ранней истории славян, на основе которого создавались более поздние летописи. Также необходимо назвать имена ученых, писателей, художников и общественных деятелей, занимавшихся изучением Нижегородского края и оставивших потомкам плоды своей работы в виде научных, художественных и научно-публицистических произведений.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – писатель, историк, публицист. Автор широко известных «Писем русского путешественника», фундаментального труда «История государства Российского» Во время Отечественной войны 1812 г. уехал из Москвы и поселился в Н.Новгороде. Жил и работал в доме И.А.Аверкиева (ныне ул. Ульянова, 8).

Храмцовский Николай Иванович (1818-1890) – краевед, получил домашнее образование. С 1828 г. жил в Н.Новгороде, служил в земской управе, избирался действительным членом губернского статистического комитета. С 1840-х годов занимался литературной деятельностью, его главным трудом стал «Краткий очерк истории и описание Н.Новгорода», вышедший в свет в двух частях в 1857-59 гг.

Мельников Павел Иванович (Андрей Печерский) (1818 – 1883) – писатель. Родился в Н.Новгороде. Детство провел в заволжской части губернии. Учился в Нижегородской мужской гимназии. Затем учился в Казанском университете, где после окончания преподавал историю. В 1840 г. опубликовал свои первые литературные произведения. Сотрудничал с «Нижегородскими губернскими ведомостями», вел краеведческие исследования. Автор романов о жизни поволжских старообрядцев «В лесах» и «На горах», рассказов, историко-этнографических очерков.

Даль Владимир Иванович (1801–1872) – писатель, лексикограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1849-1859 гг. жил в Н.Новгороде. В этот период на основе собранных материалов подготовил к изданию книгу «Пословицы русского народа».

Гациский Александр Серафимович (1838 – 1893) – краевед, историк-публицист, общественный деятель. Основоположник архивного краеведения в Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую гимназию, затем юридический факультет Казанского университета, Редактировал неофициальную часть «Нижегородских губернских ведомостей», основал и выпустил под своей редакцией 10 номеров нового периодического краеведческого издания – «Нижегородский сборник». С 1887 г. возглавлял Губернскую ученую архивную комиссию. Автор книги «Нижегородский летописец».

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) – живописец, член товарищества передвижников, один из родоначальников русского реалистического пейзажа. С 1857 г. вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников были И.И.Левитан и К.А.Коровин. В 1871 г. на Волге А.К.Саврасов писал этюды к полотну «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» в нашем крае художник работал над картиной «Грачи прилетели» - самым популярным пейзажем, своего рода живописным символом России.

Маковский Константин Егорович (1839-1915) – живописец, член артели художников, передвижник. Автор многих картин, но особым размахом, массой ярких деталей отличается историческое полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896г.), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне. Ныне картина экспонируется в Нижегородском художественном музее.

Карелин Андрей Осипович (1827-1906)- фотограф и художник. Родился в Тамбовской губернии. Окончил Академию художеств. Родился в Тамбовской губернии. Окончил Академию художеств. С 1866 г. жил в Н.Новгороде. Его бытовые фотографии по жанру и композиции напоминают произведения художников-передвижников. Виды Н.Новгорода, портреты современников, атрибуты старины и национальной культуры запечатлены с неподражаемой выразительностью. А.О.Карелин был организатором художественного музея в Н.Новгороде и первых выставок живописи и графики. В 1922 г. на здании художественного училища, где раньше располагалась мастерская Карелина, установлена мемориальная доска.

Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) – фотограф, основоположник фоторепортажа. С 1877 г. жил в Н.Новгороде, начав работать ретушером в фотоателье, а затем перейдя в мастерскую фотографа-художника А.О.Карелина. В 1887 . открыл собственное ателье (ул. Пискунова). Был талантливым фотопортретистом, в течение ряда лет создавал серии пейзажей и городов Волги. Его работы были отмечены высокими наградами на выставках в Париже, Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке. В бывшем помещении ателье Дмитриева открыт первый в России музей фотографии.

Агафонов Святослав Леонидович (1911-200?) – реставратор, заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии, Почетный гражданин Н.Новгорода. С 1951 г. – научный руководитель и автор проекта реставрации Нижегородского кремля. Автор многих научных трудов, в том числе книги «Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация» (1976). Работал профессором Нижегородской архитектурно-строительной академии, вел большую работу по изучению и охране памятников истории и культуры области.

Иван Константинович Орфанов, ученый-географ, посвятивший себя изучению вопросов населения и хозяйства нашей области.

Лев Людвигович Трубе ученый – географ, занимался изучением городов, топонимикой и географией населения Нижегородского края.

Галина Семеновна Кулинич – ученый - геолог, ею написан ряд работ по геологии нашей области

Фаина Михайловна Баканина – ученый-почвовед, много лет посвятила изучению почвенных и агроклиматических ресурсов области, занималась вопросами охраны природы, выпустила большое количество работ по особо охраняемым территориям края.

Основные исторические вехи развития Нижегородской области

Исследователи полагают, что на территории нашего края древние люди обитали со времен мезолита (средний каменный век). Об этом говорят стоянки древних племен, найденные около г. Володарска, пгт Шатки, села Старая Пустынь Арзамасского района, д. Навошино Навашинского района. Историки и археологи пришли к выводу, что в I тысячелетии нашей эры на территории современной Нижегородской области жили древние финно-угорские племена мордвы и марийцев, исчезнувшие ныне народности мурома, меря, мещера и др. «Повесть временных лет» сообщает: «А по Оце-реце, где потече в Волгу же мурома язык свой и черемисы (марийцы) свой язык, мордва свой язык». В других летописях добавляются ещё народы меря и мещера.

Летописи сообщают, что с Х века в среднее Поволжье из Киевского и Новгородского княжеств проникают представители славянских племен. С древних времён славяне пользовались Окой и Волгой как удобными водными путями для обмена товарами другими народами.

В 1152 году на высоком левом берегу Волги, в 60-ти км. вверх от впадения в неё Оки, Юрий Долгорукий возводит укрепленный город-крепость Городец-Радилов, который становится основной базой для закрепления русичей на Волге.

В 1221 году великий князь Юрий (Георгий) Всеволодович на высоком правом берегу Волги у впадения в неё Оки закладывает дерево-земляную крепость, о чем русские летописи сообщают: «Князь великий Юрий Всеволодович заложи град на усть Оки и нарече имя ему Новгород Нижний». (Юрий Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо – внук Юрия Долгорукого - правнук Владимира Мономаха).

В 13 веке Русь подверглась монголо-татарскому нашествию и сведения о Н.Новгороде того времени довольно скудны.

В 1341 г. он становится столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского княжества, но пограничное положение, постоянные набеги и угроза вражеских нападений, а также тесные экономические связи ускорили присоединение Н.Новгорода к Москве. В 1393 г. Н.Новогород вошёл в состав Московского княжества и стал его опорным пунктом на Волге.

В 1509 – 1511 году для обеспечения защиты русских земель в Н.Новгороде русскими мастерами под руководством иноземца Петра Фрязина строится неприступный каменный кремль.

1612 г., март – Нижегородское народное ополчение, организованное в смутное время Козьмой Мининым и возглавленное Дмитрием Пожарским, выступило из города, чтобы освободить Москву от польской интервенции, В октябре ополченцы приступом взяли Московский кремль. В память об этом в 1828 году в Нижегородском кремле был установлен обелиск из карельского гранита с барельефными портретами Минина и Пожарского, архитектора И.П.Мартоса.

В 1552 г. со взятием Иваном Грозным Казани, а затем и Астрахани Н.Новгород становится центром торговли русского государства со странами Востока.

1695, май – первое посещение Н.Новгорода Петром Первым во время азовского похода против Турции.

С 1714 г. Н.Новгород становится губернским центром, а с 1779 по 1796 – центром Нижегородского наместничества – «столицей» значительного региона России.

1722, май – на свое 50-летие и 500-летие Н.Новгорода Петр Первый второй раз посещает Н.Новгород с войсками, направлявшимися в Персидский поход на Каспий.

1767 – посещение Н.Новгорода императрицей Екатериной II, по её воле началась разработка первого генерального плана застройки города.

1781 год – Екатерина II утверждает герб Нижнего Новгорода

1817 – открытие в Н.Новгороде знаменитой Макарьевской ярмарки, возведенной по проектам и под руководством А.А.Бетанкура, переведенной на Стрелицу Нижнего Новгорода от стен Макарьев-Желтоводского монастыря после губительного пожара. В связи с этим еще более возросло торговое значение Н.Новгорода, что выдвинуло его на положение третьего города России.

1833, 2-3сентября – А.С.Пушкин останавливался в Деулинской гостинице на Благовещенской площади, отправляясь в Оренбургский край для сбора материала по местам пугачевских событий. Он побывал в кремле, на Рождественской улице, посетил ярмарку и свои впечатления перенес в одну из глав Евгения Онегина.

1834 – приезд императора Николая I и начало крупных градостроительных преобразований: устройство Зеленского, Похвалинского, Георгиевского и Казанского съездов, соединяющих верхнюю часть города с нижним посадом, снос деревянных построек в кремле, разбивка кремлёвского бульвара и т.д.

1847 г. – сооружение бароном Дельвигом в Н.Новгороде первого в мире напорного водопровода, поднимавшего воду от родников под горой в верхнюю часть города.

В 1849 г. недалеко от ярмарочного комплекса в селе Сормово Балахнинского уезда был построен судостроительный завод, на котором для обеспечения нужд торговых грузопотоков создавались металлические суда и баржи на паровой тяге.

1862 – пуск одной из первых в стране железнодорожных магистралей Москва – Н.Новогород, открытие Московского железнодорожного вокзала.

1896, май-октябрь – XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка в Н.Новгороде. Открытие городского театра на Большой Покровской. Основание историко-художественного музея. Пуск первого трамвая.

1913 г. – открытие здания Нижегородского отдела Государственного банка, построенного в «неорусском» стиле. Это событие было приурочено к 300-летию династии Романовых и 700-летию Нижегородского ополчения. На церемонии открытия присутствовал царь Николай II.

1918, август – организация Нижегородской радиолаборатории, откуда впервые в радиоэфире в 1922 г. прозвучал человеческий голос.

1930, 2 мая – начало строительства нижегородского (Горьковского) автозавода. 29 января 1932 г. с его главного конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА.

1922 – 1937 гг. – период активных территориально-административных преобразований территории Нижегородской области.

1932 – переименование Н.Новгорода в город Горький (в связи с 40-летием литературной деятельности А.М.Горького).1937 г. – знаменитый перелет В.П.Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова из Москвы через Северный полюс в США в город Портленд штат Вашингтон.

1946 г. – у юго-западной границы области в глухих мордовских лесах создается федеральный ядерный центр Арзамас – 16 (Кремлев, Саров).

1949 г. – начало строительства Горьковской ГЭС в Городца.

1957 г. – начало выпуска Сормовским судостроительным заводом уникальных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор».

1958 г. – сооружение нефтеперерабатывающего завода у села Кстово.

1985 – открытие Горьковского метрополитена.

1990 – возвращение городу исторического имени Н.Новгород.

1991 – Н.Новгород получает статус открытого для посещения иностранными гражданами города. Возрождение знаменитой Нижегородской ярмарки.

2000 – Н.Новгород становится центром Приволжского Федерального округа.
Тема 2. Объекты и источники краеведения

В качестве объектов краеведения могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;

- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.



Тема 3. Принципы, методы сбора и анализа краеведческой информации.

В организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов:

- осуществлять комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края – природы, хозяйства, литературы, этнографии, искусства, народных промыслов, традиций и обычаев и т.п.;

- соблюдать систематичность и непрерывность организации процесса изучения родного края, только в этом случае краеведческая работа даёт эффективные результаты;

- поддерживать поисково-исследовательский характер изучения родного края, что способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса, овладению элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельной работы, развитию творческих способностей.

Активность, целенаправленность и результативность краеведческой работы во многом зависит от системы методов изучения края. В краеведении широко используются как всеобщие, общенаучные, так и частные методы. К всеобщим методам относятся диалектический, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогии и др. Для получения эмпирических знаний используются наблюдения и измерения.

В системе общенаучных методов выделяются логические, математические, статистические, информационные, описательные и др.

Среди частных можно выделить описательный метод, он является наиболее традиционным в краеведении. Сравнительно-географический метод заключается в сопоставлении отдельный территориальных частей изучаемой территории по характеристикам природной среды, результатам хозяйственной деятельности, развитию инфраструктуры, параметрам жизнедеятельности людей. Картографический метод позволяет создать модель территории, которая наиболее полно отражает территориальную структуру и функции местности, размещение населения и производительных сил. Тематика современных картографических произведений настолько расширилась, что позволяет охватить все компоненты человеческого бытия в пространстве и времени, все процессы, явления, связи и отношения развития территории края.

Для выявления степени влияния окружающей природной среды на жизнедеятельность людей и антропогенного воздействия на природу используется система оценочных методов. Она позволяет определить комфортность среды, экологическую чистоту ландшафтов, инфраструктурную обустроенность территории. Критериями оценки являются состояние геобиоценозов, благополучие и здоровье людей, геодемографическая ситуация и уровень жизни населения. В краеведении широко используются методы социологического анализа. В частности для выявления мнения людей об условиях жизни и труда применяются анкетирование, интервьюирование, опросы общественного мнения и др.

Первичная краеведческая информация собирается в ходе полевых экспедиционных работ. Сбор первичной информации сопровождается визуальными наблюдениями и измерениями на местности.



Тема 4. Краеведческие музеи

Краеведческие музеи – это комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.

Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.

Термин "краеведческие музеи" получил распространение в середине 1920-х гг. Прямыми предшественниками "краеведческого музея" являлись музеи местного края (термин сохранялся до середины 1930-х гг.) с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края. Возникновение таких музеев было общеевропейской тенденцией. И во Франции, и в Германии в начале 20 в. существовали десятки музеев, документировавших различные стороны жизни той или иной провинции, кантона, области, города. Первый музей местного края в России возник еще в 18 в. (Иркутский музей, 1872 г.), а их массовое появление приходится на вторую половину 19 в. Экспозиции местных музеев были систематическими. К 1917 г. в стране, по разным источникам, насчитывалось от 65 до 94 местных музеев. В дальнейшем во многих губерниях произошло их объединение с музеями статистических комитетов, других местных учреждений и обществ, в результате которого образовались губернские музеи — прообразы областных краеведческих музеев. После революции 1917 г. краеведческие музеи сыграли значительную роль в сохранении памятников истории и культуры, в т.ч. церковной старины, частных коллекций.

1920-е гг. стали "золотым десятилетием" истории краеведения, благодаря теснейшей взаимосвязи с академической и университетской наукой и мощному подъему массового культурного и общественного движения в стране, направленному на изучение и благоустройство своего края, распространение этих знаний. Краеведческие музеи стали играть в жизни регионов роль своеобразных культурных и научных центров.

Однако к концу 1920-х гг. наметилась тенденция свести краеведение к удовлетворению утилитарных, хозяйственных и политико-просветительных нужд. Согласно резолюции Первого музейного съезда (1930 г.) краеведческие музеи получили типовую структуру, включавшую 3 отдела — природы, истории, социалистического строительства (с незначительными изменениями сохранялась до 1990-х гг.). В результате в 1930-е гг. в большинстве своем они превратились во второстепенные и обезличенные учреждения культуры. Но и в этом качестве краеведческие музеи способствовали популяризации научных знаний, пробуждению интереса населения к своему краю, содействовали ликвидации неграмотности в стране.

Определенное оживление в деятельности краеведческих музеев наступило в кон. 1950-х — 1960-е гг., что было связано с общими процессами демократизации в стране, возрождением краеведческого движения. Следующий этап в их деятельности и развитии наступил в 1990-е гг. Он характеризуется поиском новых активных форм музейной работы, стремлением выявить природное и культурное своеобразие своего региона.

В Нижегородской области насчитывается несколько десятков различных музеев. Практически в каждом районном центре и в каждом районе Н.Новгорода имеются краеведческие музеи.


Тема 5. Экскурсионно-краеведческая деятельность

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).

Экскурсии являются наиболее эффективной и популярной формой краеведения.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.



По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

По продолжительности экскурсии могут занимать от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.



По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

- рекламная экскурсия и др.

Рассмотрим толкования термина "экскурсия", данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: "Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр."3. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: "Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью".

Подробное пояснение термину "экскурсия" дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): " один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...".

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово "экскурсия" поясняется как "коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью".

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что "экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью".

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: "Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.



Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Функция получения новых знаний. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

Экскурсия имеет свои особенности в организации и методике проведения.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).



Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование "портфеля экскурсовода".

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники ведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Утверждение экскурсии.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.


следующая страница >>



Воспитатель сам должен быть воспитан. Карл Маркс
ещё >>