Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по изобразительному искусству Тема раздела: «Связь... 1 28.46kb.
К. К. Арынов Истоки народных художественных промыслов Казахстана 1 161.46kb.
Программа XIV выставки-ярмарки народных художественных промыслов 1 131.29kb.
Закон рязанской области о народных художественных промыслах рязанской... 1 125.47kb.
Xiii выставка-ярмарка народных художественных промыслов россии 1 35kb.
Узоры тверского края 5 844.74kb.
Диплом за победу в конкурсе народных промыслов. Поздравляем наших... 1 13.59kb.
Общественных организаций 1 66.97kb.
Положение о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства... 4 701.47kb.
Роль Российского художественно-технического колледжа игрушки в развитии... 1 59.41kb.
Концепция государственной поддержки организаций народных художественных... 1 150.83kb.
99 брошей Николая Нужина // Ювелир мир. 2004. N с. 60-63 1 33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни - страница №1/1

Связь времен в народном искусстве

ИЗО 5 класс

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни

(обобщающий урок- выставка)



Цель урока: приобщить к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей.

Задачи урока:

1.Обобщение знаний и умений, полученных на уроках по декоративно-прикладному искусству.

2. Формирование навыков работы с художественными материалами (гуашь, акварель),

3..Развитие познавательного интереса детей к народному искусству, фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

4.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие..

5. Активизация творческого потенциала учеников.

Тип урока: урок- путешествие, урок- выставка.

ТСО: видеопроектор, компьютер

Зрительный ряд: Цветные фотографии народных промыслов(глиняные игрушки : Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, Тверская; деревянные игрушки: Богородская, Матрешки), репродукции с изображением промыслов (Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Майданская роспись, Палех,Финифть, Жостовские подносы), игрушка- матрешка, шкатулка, серьги- Финифть,

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Оборудование и материалы:

1. Народные костюмы и украшения для артистов

3.Поделки из соленого теста

4. Слайдовая презентация.

5.Эскизы игрушек.

План урока.


  1. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя о том, чем мы будем заниматься на уроке.

  2. Постановка темы урока «Выставка народных промыслов». Ролевая игра.

  3. Задания и загадки по теме «Народные промыслы»

  4. Практическая работа. «Последний штрих»- роспись заготовок игрушек.

  5. Подведение итогов. Выставка лучших работ. Выставление оценок

  6. Заключительное слово учителя.

Ход урока.

Класс украшен полотенцами , вышивкой. Оформлена выставка с репродукциями и изделиями Хохломы, Жостово, Палех, Матрешки,Финифть.

«Велика Россия наша и талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах, на весь мир молва идет!»

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте ,люди честные,

Гости наши дорогие!

Мы приглашаем вас на «Выставку народных промыслов»! В течение второй четверти мы изучали народные промыслы и их место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Все предметы, окружающие нас, должны быть не только удобными, но и практичными, и красивыми.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. А там, где жили гончары, лепили из глины. Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Они предназначались не только для игры и не только для украшения быта, но и для участия в древних обрядах. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Многие игрушки свистели. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

У нас сегодня на уроке будут гости, представители народных промыслов, они представят нам игрушки! Но не куклы и трансформеры, а схожие со старинной сказкой, народные глиняные игрушки.

(Звучит народная музыка)

Наша выставка открывается! Смотрите! Слушайте! Принимайте участие!



Первый гость:

«Приехала я из деревни Филимоново, что в Тульской области. У мастериц нашей деревни-«золотые руки». Лепят они из глины веселые игрушки. Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели лошадь с длинной как у жирафа шеей? Конечно, такого в жизни не бывает, ну а если пофантазировать? Фигурки наших игрушек имеют удлиненные пропорции и небольшую головку Роспись наша яркая, звучная. Любим мы расписывать фигурки разноцветными линиями ярких цветов. Узор наш пишется как бы в шутку. Белый цвет сочетается с малиновым, желтым, зеленым.

Игрушки наши очень добрые и веселые! Скажите, как называется наш промысел? Найдите изделия нашего промысла на выставке.

(Филимоновская игрушка)

Молодцы! Вы справились с моим заданием!»



Второй гость:

«Я приехала из северного города, что находится в Архангельской области. Наши мастера лепят игрушки из красной глины. Фигурки людей у нас коренастые. Лепим мы и животных: коней, коров, оленей, козлов и мифических Полканов. После обжига в печи и побелки их расписывают. Цветовая гамма у нас северная, потому не яркая. Узоры у нас геометрические, а еще на игрушки мы наносим древние знаки- символы солнца, земли , неба, воды.

Наша игрушка выразительная, интересная, крестьянская и передает народный быт русского севера. Скажите, как называется наш промысел? Найдите изделия нашего промысла на выставке.

(Каргопольская игрушка)

Молодцы! И с моим заданием вы справились!»

Третий гость:

« Вы знаете город Торжок, что в Тверской области? В нашем городе тоже лепят игрушки из глины. Наши барыни очень красивы, на них яркие цветные одежды. Фоном нашей росписи служит коричневый цвет- это цвет глины. Кроме фигурок людей мы лепим птиц- петухов и курочек, животных собак и лис. Наши фигурки украшают налепами, а затем расписывают.

Игрушки наши нарядные и красивые! Скажите, как называется наш промысел?

Наверняка вы его встречали на нашей выставке!



(Тверская игрушка)

Молодцы! Вы справились с моим заданием!»

Четвертый гость: (выходит, посвистывая свистулькой)

Я из Дымковской слободы, что в окрестностях города Вятки. По преданию наш промысел возник в связи с праздником Свистунья, для чего и делали долгими зимними вечерами глиняные свистульки. Лепим мы фигурки барынь щеголих и их кавалеров, нянек с детьми, доярок и птичниц, а еще мы лепим животных. После обжига все фигурки покрываются белым цветом. И только тогда игрушку «наряжают». Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Все наши фигурки как будто одеты в яркую ткань. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор. Что же этот узор означает? Кто помнит?


Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики – жилище, Линии покой, вода.

Как называется наш промысел? Правильно, Дымка!

Ушел в прошлое старинный праздник “Свистунья”, но не забыта, живет и восхищает людей дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

Дымковская игрушка самая яркая и нарядная!

(Представители промыслов начинают спорить)



Третий гость:

« Нет, Тверская самая нарядная!»



Первый гость:

«А вот и нет, самая красивая Филимоновская!»



Второй гость:

«Нет, Каргопольская!»



Учитель:

Тише, тише! Не надо спорить!

Ребята, давайте поможем разрешить им их спор. А как вы думаете, какой промысел лучше? Какие игрушки, по вашему мнению, самые красивые?

(ответы учащихся)



Учитель:

Ребята, конечно же, все глиняные игрушки хороши, а каждый промысел хорош по- своему. Эти прекрасные изделия народных промыслов украшают нашу жизнь, делая ее ярче, богаче, праздничней, а значит, все они нам нужны.

Ребята! Посмотрите, как красиво оформлена наша классная доска! Какие интересные и разные предметы мы видим на ней! А какие предметы кроме глиняных игрушек находятся на доске и на моем столе? Из чего они сделаны?

Давайте послушаем, какие народные промыслы нам хотят представить прибывшие на наш праздник гости!



Пятый гость:

(Выходит представитель Хохломы, играя на деревянных ложках на фоне русской народной музыки.)

«А вот и я! Прибыл я из города Семенова Нижегородской области. Вытачивают наши изделия на токарном станке из дерева. Это чашки, миски, ложки, ковши – утицы, разной формы и размеров. Покрывают эти изделия алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. После росписи их покрывают лаком и ставят в печь. Вот тут и происходит чудо, серебряный цвет становится золотым. На черном и золотом фоне наших изделий ярко и нарядно смотрятся спелые ягоды, золотые резные листочки, травка муравка – все это русская природа.

О каком промысле я вам сейчас рассказывал? Как его название?»



(Хохлома)

Молодцы! Я очень рад - что вы узнали наши изделия!

Шестой гость:

« В нашем городе на Волге, не далеко от Нижнего Новгород, на фабрике создают деревянные расписные изделия – это кресла качалки, столы, стулья, кухонная посуда, разделочные доски, сундучки. Важные птицы разгуливают на наших изделиях. Гордый конь гуляет в гирляндах цветов. Фоном росписи служит цвет дерева. Наши изделия пригодятся любой хозяйке, к тому же они еще и красивы!

Как название нашего промысла?

(Городецкая роспись )

Я очень рад, что вы узнали наши изделия! Рад и тому, что они вам нравятся!

Седьмой гость:

«Я из Раменского района Московской области. Наши изделия из тонкого белого фарфора, украшенного яркой сине-голубой росписью. Это посуда: чайники, кувшины, кружки, масленицы и другие изделия. Орнамент у нас растительный: цветы лилии, розы, мак и васильки, веточки с ягодками.

Распустились синие цветы

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель

Что это за роспись? Эта роспись … (Гжель)»



Наши изделия пользуются большим успехом у хозяек не только у нас в России, но и в других странах! А вам нравятся наш промысел? (ответ детей)

А давайте ребята сделаем вместе с вами зарядку, долго я к вам добирался и немного утомился!

(Учащиеся выполняют упражнения вместе с седьмым гостем ).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).



Восьмой гость:

(Выходит, расставляет на столе подносы настоящие).

Я приехал к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы -
Это ж просто вернисаж.
- Приехал я из подмосковного села. С давних пор у нас изготавливают расписные, лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел.
- Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком -

Это просто чудеса!

- Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились.

Покупайте все подряд!

Угадай, честной народ, как называется наш промысел?

(ЖОСТОВО)

Вот молодцы! Знаете наш промысел! Нравится он вам? А есть у вас дома наши изделия?

(Ответы учащихся)



Учитель:

Вот и последний гость рассказал нам о своем промысле. Спасибо вам гости дорогие за экскурсию в мир народных промыслов. Ребята, а как вы думаете, представители всех промыслов приехали к нам?

(Ответ учащихся)

Конечно же, не все. В наследство вам, ребята, достались драгоценные россыпи народных промыслов и бесценные сокровища русского фольклора. Нам бы потребовалось много времени, чтобы вспомнить их все. А какие еще вы промыслы знаете?

(Ответы учащихся)

Это Майданская роспись, Богородская деревянная игрушка, Сергиево-Посадские Матрешки, Финифть, Палех и др. промыслы.



Ребята, а знаете ли вы, как появилась любимая наша игрушка Матрешка? Я расскажу вам об одной версии ее появления. Появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова. Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна.

Первая русская матрешка

"Девочка с петухом",

худ. Малютин С.В.
Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

А теперь слушайте загадки и быстрей их отгадывайте:

1.Перед вами черная шкатулка, в ней лежит изделие народных умельцев, угадайте какое.

По эмали мастерицы

Роспись дивную ведут.

Вокруг рамку из металла

Словно кружево плетут.

На изделье посмотри,

Будто солнышко внутри

Все сияет и сверкает

Так и просится, возьми! (Финифть)



2. О каких промыслах мои загадки?

Стоит молодица

Вокруг нее сестрицы,

У каждой девицы

Для сестры внутри темница…(матрёшки)

3. Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе.

А как нам это удается

Играя, вы поймете. (Богородская игрушка)

4. Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнце, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она

Угадаешь что за чудо

Это чудо…(Хохлома)

5. На металлическом подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А кисти мастериц

Нежнее легкой вербы. (Жостовские подносы)

Молодцы! Все мои загадки отгадали!

А сейчас выполните задания.


  1. Найди маму маленькой матрешечки.( Рисунок)



  1. К нам приехали на конях игрушки из разных народных промыслов, когда всадники сошли с лошадей, они их потеряли. Найдите для каждого всадника свою лошадь.

3.Перед вами матрешка по сказке «Колобок». Скажите, сколько героев этой сказки поместилось в ней? (Всего семь героев- дед, бабка, медведь, волк, лиса, заяц, колобок. Шесть героев сказки находятся в игрушке «дедушка»)



  1. Ребята, скажите, что означает выражение- «бить баклуши»? (Делать заготовки для деревянных ложек)

Учитель:

Молодцы! Со всеми заданиями вы справились. А сейчас вам нужно выполнить практическое задание. Нанести «последний штрих» на игрушку, которая стоит перед вами, допишите на ней то, что по вашему мнению не хватает на ней.



Практическое задание. Нанести «последний штрих» на игрушку ( заготовки игрушек сделаны заранее). Во время практической работы тихо звучит русская народная музыка.

Подведение итогов. Вот и «последний штрих» наложен на наши изделия. Расписывая игрушки, вы чувствовали себя художниками и постарались передать изделию свое хорошее настроение.

Выставка лучших работ. Награждение победителей, отгадавших наибольшее количество загадок и сделавших правильно задания. Выставление оценок.



Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами закончили интересную тему «Связь времен в народном искусстве». У многих из вас дома находятся изделия народных промыслов, которые украшают ваш быт. Полюбив эти изделия, вы лучше поймете и оцените то, что присуще всему русскому народному искусству, что объединяет все виды, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.



Думаю, что вы уже сейчас испытываете уважение и гордость за свой народ, который создает так много прекрасного!
Ресурсы интернета:

http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

Список используемой литературы: «Глина и керамика» автор Г. Федотов, издат. «Эксмо- пресс» 2002г.,г. Москва; Учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского, авторы Н.А. Горяева,О.В. Островская, издат. «Просвещение» г.. Москва, 2006г.; « Русская глиняная игрушка» автор И.Богуславская, издат. «Искусство» Ленинградское отделение, 1975г.; «Изобразительное искусство. Предметные недели в школе» составитель О.С. Свиридова, издат. «Учитель» г. Волгоград ,2007г.; «Изобразительное искусство в современной школе» автор Н.И. Пьянкова, издат. «Просвещение» г. Москва, 2006г.




Приверженность великим принципам позволяет дипломату лгать с чистой совестью.
ещё >>