Тема. Разнообразие растений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разнообразие, распространение и значение растений 1 55.79kb.
Разработка урока по теме «Разнообразие растений» 1 129.16kb.
Экскурсия учебная экологическая тропа: «Разнообразие голосеменных... 1 105.73kb.
Разнообразие растений 1 100.77kb.
Конкурс «подрост» «За сохранение природы и бережное отношение к лесным... 1 196.86kb.
Тематический план. Очная форма обучения № Тема Недели семестра Виды... 1 162.95kb.
Тема 1 (2 часа). Требования по оформлению помещений растениями 1 27.79kb.
Высшие растения. Происхождение высших наземных растений. Отдел Моховидные 1 276.2kb.
Контрольная работа по дисциплине: Защита растений 1 191.56kb.
Тема мероприятия: «Растения – хищники и растения – паразиты» Цели... 1 161.02kb.
«разноспоровость у высших растений» 1 177.23kb.
План. Систематические признаки: расположение перфораций, тип створок... 1 149.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема. Разнообразие растений - страница №1/1

Урок природоведения

Учитель начальных классов Антонова Л.В.

Тема. Разнообразие растений.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; сформулировать понятие "виды растений", "органы растений"; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением различных групп и видов растений; таблицы "Разнообразие растений" и "Классификация растений".

Ход урока.

1. Организация класса.

Сообщение дежурного прогноза погоды

Сегодня 27 октября ожидается облачная с прояснением погода, без осадков. В природе продолжается листопад. День убывает. Восход солнца в 8.25, заход в 18.00, долгота дня 9.35. По утрам на почве наблюдаются (или не наблюдаются) заморозки.

2. Проверка домашнего задания. Слайды 1 - 10.

№1 Ответьте на вопросы, записывая буквы правильных ответов.

№2 Что такое почва?

я) Верхний слой земли, где есть песок и глина.

е) Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух.

о) Верхний плодородный слой земли.

№3 Какая главная часть почвы?

т) перегной;

д) песок;

б) глина.

№4 Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

л) соли.

№5 Что используют растения для питания?

е) микробы;

и) соли;


ю) перегной.

№6 Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

ч) перегной.

№7 Какое главное свойство почвы?

н) плодородие;

л) поглощение воды.

№8 Какая из почв самая плодородная?

а) каштановая;

у) подзолистая;

о) чернозем.

№9 Какое слово получилось?

№10 Отлично.

_ Что значит плодородная почва?

3. Работа над новым материалом.

Слайды №11, "12.

- Вы, наверное, слышали выражение "Растения - зеленая одежда Земли". И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

- Тема нашего урока "Разнообразие растений". Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 72)

- Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?

- Каждое растение - это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Заполнение таблицы.

Корень Стебель Лист Цветок Плод семена

Водоросли

Мхи

Папоротники



Хвойные

Цветковые

- Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.

Слайд №13

- Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.

- Чаще всего водоросли - это микроскопические организмы, плавающие или "парящие" в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

Слайд №14

- А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи - один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.

- Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.

- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Слайд №15

- Мхи - любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

Слайд №16

- Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль - споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное - маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

- Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!

Слайд №17

- Папоротники - лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники - эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.

- Олений рог - эпифит - гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

Слайд №18

- Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки - хвоя. Хвоя бывает разной - твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу "Это все хвойные".

Слайд №19

- Самая большая группа - цветковые. Насчитывает более 250 тысяч видов. Название говорит за себя. А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

Слайд №20 - 23 Угадай-ка

- Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.(крапива)

- Горел в траве росистой,

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

- Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.(подорожник)

- Стоят кругом сестрички

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)

Слайд №24

- А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?

Слайд №25

Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

- Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?

4. Самостоятельная работа (печатные тетради).

- Определите, к какой группе относятся данные растения, поставьте рядом соответствующую цифру.

Слайд №26 (Лесная поляна)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется - природа,

Давайте же всегда ее беречь!

5. Итог урока.

- Какой теме посвящен урок?

- На какие группы разделили ученые растения?

- Чем они руководствовались?



- Какие растения вас удивили?

6. Домашнее задание. с.71.74




Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда. Лоренс Питер
ещё >>