Тема Политика и ее субстанциональные свойства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок химии в 8 классе Тема. Химические свойства оксидов Учитель Богомолова В. 4 526.62kb.
Конспект «Материаловедение» Раздел строение и свойства металлических... 1 64.01kb.
Тезисы по метафизике и теории познания Сумы 2011 Кобяков А. 6 1462kb.
Программа по истории России 8 класс тема I. Россия в первой половине... 1 19.59kb.
Урок алгебры в 9-м классе по теме "Свойства функций. Четные и нечетные... 1 143.99kb.
Лекция №2-3 (4 семестр) Тема Ассортимент, требования и свойства тканей 1 333.12kb.
Программа курса «современные международные отношения» Раздел Теория... 1 65.14kb.
«История и причины возникновения денег. Свойства денег» 1 129.13kb.
Егорова Н. А. Урок Тема урока: Логарифмическая функция, уравнения... 1 48.73kb.
Тема Основные свойства живых организмов 1 138.67kb.
На групповое занятие по курсу 122(раздел II). Тема N" 3: Огневая... 1 276.6kb.
Определение, структура, типология 1 40.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема Политика и ее субстанциональные свойства - страница №1/1

Тема 2. Политика и ее субстанциональные свойства

Понятийный аппарат: политика, власть, политическая власть, политическое, политический порядок.

Знакомство с политикой даже в первом приближении требует проблематизации и динамизации представлений студентов о незыблемости и законченности политического знания, его принципиальных основ, которые несводимы к конечному набору формально-прописных истин, правил и определений, освященных строкой учебника и очевидностью их восприятия и воспроизводства.

В ином случае происходит вытеснение политики, политического как базы осмысления и деятельности в интеллектуальном, гражданском и профессиональном поле. Эта проблема имеет и научное измерение. Представляется, что во многих гуманитарных научных исследованиях политика, на самом деле, оказывается на вторых ролях, происходит смешение политических и неполитических факторов, политическое зачастую подменяется социальным, психологическим, этическим, экономическим и пр. Необходимо твердо осознавать, что даже междисциплинарные исследования не отменяют требования определенности собственно политического знания. Но ситуация осложняется тем, что современный мир характеризуется множественностью форм и проявлений политического – ведь таковым необходимо полагать то, что таковым считают действующие в реальности люди. Отражением этого положения в науке является разноголосица в определении политики и политического, и, соответственно, в трактовке объекта и предмета политологии. Что, таким образом, плохо не само по себе, а тем, что студенту предлагается готовый рецепт, не требующий самостоятельного осмысления, который тут может быть опровергнут таким же готовым рецептом.

Именно поэтому столь большое значение с образовательной и исследовательской точек зрения имеет дискуссия в рамках политической теории и политической философии о содержании стержневых понятий политологических знаний и профессии: что есть политика и политическое? Иначе специфика собственно политического ускользает. Необходимо определить эту специфику через знакомство с политологией и ее фундаментальной категорией – политикой, которая является предметом политологии. Необходимо зафиксировать разнообразие сторон действительности и проблем, рассматриваемых политической и смежными науками. Важно представлять развитие политической мысли до возникновения собственно политологии. С содержательной и методологической точек зрения наиболее продуктивным будет сосредоточиться на основных тенденциях ее эволюции, и на выдающихся персоналиях: Платон, Аристотель, Фома Аквинат, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, А.Токвиль, К.Маркс, М.Вебер, Ж.Сорель, К.Шмитт и др.

Постижение понятия политики и стоящей за ним действительности настолько важный и сложный вопрос, что он вынесен для обсуждения на практических занятиях с самостоятельной предварительной подготовкой. Здесь нужно иметь в виду и разноплановость понятия – политикой можно называть способ действия; совокупность взаимодействий; определенную сферу жизнедеятельности общества, – и многообразие подходов к сущности политики. В числе основных назовем этический, теократический, экономический, гражданско-правовой, конфликтно-консенсусный, антропологический, системный, социологический, институциональный и субстанциальный. Богатство вариантов свидетельствует противоречивости самой политики. Но необходимо осознать, что эти подходы не исключают друг друга. Между ними можно и нужно обнаружить связи на сущностном, логическом, ценностном и историческом уровнях. Особо стоит остановиться на взаимоотношениях политики и морали, традиционно воспринимаемых антагонистически. То, что ситуация сложнее, показывает эволюция трактовок проблемы, например, у Аристотеля, Макиавелли, М.Вебера. С точки зрения функций мораль и политика вообще - близнецы-братья. Сущность политики четче и яснее проступает именно в таких и подобных, проблематических по сути вопросах в силу неопределенности самого явления и пограничности, конфликтности понятия. Для углубленного изучения важно обращать внимание на логику образования понятий и подходов к политике. Помимо методов, основанных на сравнении с однопорядковыми величинами (этикой, экономикой как сферами и описании содержания, функций или целей политики, выделяются попытки качественного определения, т. е. поиск имманентного самой политике и только ей смыслового стержня, критерия. Одной из наиболее ярких и одновременно спорных попыток такого рода стало появление критерия политического «друг- враг» К.Шмитта.

Подобным качественным подходом является субстанциальный – через понятие власти. Власть здесь предстает как феномен, в котором, через и для которого существует все политическое. Проблематика власти также вынесена для обсуждения на практическое занятие. Необходимо ориентироваться в разнообразии подходов к определению власти. Власть можно понимать как инструмент достижения целей и саму цель; как тип социального действия и регулятор отношений; как характеристику субъектно-объектных взаимодействий и системы в целом. Принципиальной важности задача состоит в уяснении специфики собственно политической власти. Для этого можно соотнести вопрос власти с проблематикой предыдущей темы, выяснить место власти в различных подходах к пониманию сущности политики, а также ее роль в экономической, морально-этической сферах, частной жизни, в заключение, проанализировать типологии власти в их практическом преломлении на примере политической жизни современной России.

К пониманию политики можно подходить различным образом, в том числе через понятие «политическое сообщество», которое до сих пор играло в основном подчиненно-описательную роль в изучении политических явлений и процессов. Вместе с тем, вся политическая мысль и современная политическая наука, так или иначе, часто по умолчанию имеет дело именно с политическими сообществами, т.е. с группами совместно живущих и/или действующих людей, чья групповая идентичность оказывается в определенных, как правило самых важных, отношениях сильнее любых других связей и отношений. Это и делает сообщества политическими. Но традиционно, особенно в рамках современной политической науки, политические сообщества рассматриваются как данность – прежде всего в форме классического национального государства. Что, с одной стороны, соответствует реальности, и с другой - дает возможность рассматривать их в рамках иных систем координат: свободы, традиции, равенства, институтов, власти и т.д.

Вместе с тем, как представляется, тема политических сообществ как таковых, а просто некоторого сосуда, в котором и между которыми происходят собственно политических события, в современных условиях становится особенно актуальной и в плане разработки нового инструментария для анализа незападных обществ, и в плане изменения политической среды в мировом масштабе. Тема имеет множество измерений, например, постоянное воспроизводство в науке, несмотря на множество «решений», «гоббсовой проблемы» возможности социального (и политического) порядка при взаимодействии множества изолированных своекорыстных индивидов, когда – в пределе - каждый сам себе судья. В условиях ставших политических сообществ и уже существующего порядка, когда прямая формулировка «гобсовой проблемы» представляет лишь академический интерес, она трансформируется в вопрос о желательном, лучшем, предпочтительном порядке (и что есть порядок вообще). А, следовательно, о возможности изменения наличной ситуации. Здесь обнаруживается политическое измерение проблемы и политическая перспектива. Политика как ситуация и процесс, когда люди могут создавать и изменять сообщества, компетенция которых выходит за пределы своекорыстия индивидов и горизонты обыденности, политические сообщества могут решать вопрос о желательном порядке и структурировать мир (в том числе для неполитических сообществ), и тем самым отвечать на вызовы современности – в высшей степени актуальна для XXI века. Осознание современной ситуации – глобализация/автономизация, деидеологизация, множественность идентичностей, динамизация социальных, культурных, экономических, технологических и прочих процессов – потенциализирует тему «естественного состояния» по Гоббсу, когда каждый сам себе судья. Но это не снимает с повестки дня, а актуализирует тему и даже ценность порядка. Вопрос в том, кто, как и в каких условиях, с какими целями и содержанием, может решать (и решает) о порядке.

Проблематику международных отношений из-за специфики материала обычно выносят за пределы основной части курса. Кроме того, она очень обширна и основательно разработана. Поэтому в рамках данного курса речь идет лишь о знакомстве с контурами предмета данной дисциплины и ее основными теоретическими наработками. К последним принадлежат концепции идеализма (утопизма) и реализма – фундаментальные подходы к пониманию природы и практики международных отношений. Эти концепции определили место международных отношений в рамках данного курса, т.к. позволяют еще раз обратиться к принципиальному вопросу политологии - ее предмету. Дело в том, что идеализм и реализм можно рассматривать как подходы к природе политики вообще. В этой связи представляет интерес ответ на вопрос о том, почему, каким образом и с каким результатом применяются общетеоретические подходы в частной дисциплине? От теории уместно перейти к анализу положения России в современной системе мировой политики в следующих аспектах: участие в международных организациях и системах безопасности, Россия и международное право, проблема национального интереса, формирование и реализация внешней политики. Особый интерес всегда вызывает геополитическое настоящее и будущее России. Здесь важно избежать публицистичности и теней прошлого, чтобы, учтя масштабы и направленность перемен основ миропорядка, определить реальные факторы и условия развития России на перспективу.




Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое. Альфонс Карр
ещё >>