Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине 1 114.98kb.
Урок. Класс -5-ый (общеобразовательный). Тип урока подготовка к сочинению-описанию... 1 36.78kb.
Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя... 1 59.48kb.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова 1 53.93kb.
«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» 1 37.96kb.
Урок по русскому языку, 5 класс Тема урока : «Подготовка к сочинению-описанию... 1 40.85kb.
Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. 1 75.02kb.
«Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» 1 55.95kb.
«Обучение сочинению по картине Е. Е. Волкова 1 75.46kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе Подготовка к сочинению по... 1 132.07kb.
В помощь учителю астрономии (для физико-математических школ) 6 814.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Цель - страница №1/1

Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха « Поход князя Игоря»

Цель:

  • интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев.

  • формировать умение сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы,;

  • подготовить к написанию сочинения по картире Н. Рериха « Поход князя Игоря».

  • воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

  • учить работе в группах, поддержке, взаимовыручке.

Оборудование: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; запись “Плач Ярославны”, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”; карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

Ход урока.

1.Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся с картиной известного советского художника Н.К.Рериха «Поход князя Игоря», будем работать над ней ,чтобы завтра написать коллективное сочинение. Художник глубоко и серьёзно изучал историю далекого прошлого России. И, конечно же, этот интерес нашёл своё отражение в его художественном творчестве. Для того чтобы наша работа была успешной прежде поговорим об одном историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, и какое значение он имел для Руси. (1 мин.)

Итак, обратимся к истории.

2.Историческая справка. ( слайд№1).В XII веке Киевская Русь пребывала в состоянии раздробленности. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. Небольшие княжества стремились к самостоятельности, вели междоусобные братоубийственные войны.

В 1178 году, молодой князь Игорь начал княжить в Новгород-Северском уделе.

В это время в южно-русских степях кочевали половцы и совершали опасные набеги на Русь. Отдельные княжества вели противоборство с половцами. Ранней весной 1185 года половецкий хан Кончак выступил в поход на Русь. Вышедшие против него киевские князья нанесли поражение половцам и взяли богатую добычу. Узнав о победах киевлян, князь Игорь, как говорят летописи, воскликнул: «А мы что же, не князья, что ли?! Пойдём в поход и себе тоже славы добудем!» — и двинулся на половцев. Когда многочисленные войска князя подошли к границе, отделявшей Киевскую Русь от половецких степей. участники похода увидели солнечное затмение, которое многими было расценено как страшный предвестник провала похода. Но полководец не придал природному явлению значения, вступил в бой с половцами. Он сказал: «Если мы вернёмся не бившись, то позор нам будет пуще смерти. Так положимся на волю Божью!»

Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Половцы бежали. Игорь с войском заночевал в степи, а на заре его стан был окружён половцами. Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был пленён, а дружина разбита.

Вот так выглядело поле брани после побоища (слайд№2) Карт. Васнецова).

Именно этот поход закончился для Игоря бесславно. Причина поражения в том , что войско Игоря билось с врагами в одиночку, без поддержки русских князей.

Только через год Игорь при помощи своих друзей бежал на Родину из плена.

После этого неудачного похода отважный полководец неоднократно воевал с половцами, на этот раз все сражения заканчивались победой. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202

Вот такие сведения о князе Игоре дает история Отечества.

-В каком веке произошел раздел Руси на княжества?

-как имя князя, потерпевшего поражение с половцами?

- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным, а дружина разбита?(4 мин).


3. Словарная работа. Сегодня в устной и письменной речи мы будем использовать исторические термины и новые слова.( читаю) Подберем к данным словам синонимы, т.е. близкие по смыслу слова.

Записываем в тетрадях , обращая внимание на ударение и выделенные орфорграммы.

Половцы- враги

Символ-знак, примета

Силуэт-фигура

Рать, дружина- войско

Ратники -воины

б).Разбор слова по составу:

Выделить корень в слове дружина, разбирая его по составу.

в). По схеме пообобрать и записать однокоренные слова.

Как называются однокоренные слова?.- родственные.

Кто?- друг, какой?- дружный, что делать? –дружить, как?- дружно

Что значит дружно? Вместе делать одно дело.

Записные слова будет сегодня на уроке для нас ключевым. Надо помнить всегда, что любое дело в одиночку сделать труднее, чем вместе.(4 мин) 4.Работа по теме:



а). Работа по анализу репродукции.(На доске репродукция. Слайд №3). А теперь обратимся к репродукции картины

Давайте посмотрим, как автор рассказал о данном событии в своем произведении. Помогут мне в этом ученики –информаторы.


Учитель: Обратите внимание: мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она насыщена синим цветом. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Сочетание жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и грусть по предстоящим потерям, и утверждение конечной победы.

.1 ученик: Посмотрите сюда: зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ободком обозначает затмение. Это символ или знак беды. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты.



2 ученик: Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью колышутся флаги и длинные пики.

3 ученик: Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - враги. Там ждут его грозные испытания

Учитель: Вы уже знаете, что этот поход князя закончился серьезным поражением. Как вы думаете, почему?

Ученик : потому что он пошел в поход один, без поддержки русских князей. А надо было объединиться.

Учитель :

Действительно, для победы необходимо единение сил — в этом и заключается основная идея картины Рериха. Впоследствии князь Игорь всегда одерживал победы над врагами и поэтому художник как бы говорит нам, что всякому затмению бывает конец, всё равно свет восторжествует и за поражением придёт победа.

б). Фронтальный опрос по описанию содержания картины:


Давайте разберемся, как вы поняли описание картины. Помните, что строить красивые полные предложения- ответы вам помогут мои вопросы.

-Какое событие изображено на картине? ( поход князя Игоря против половцев).

-Кто изображен на картине? ( на картине изображен князь Игорь и его дружина).

-Как расположены силуэты на картине: поодиночке, группами, строем?

-Почему?( строем так художник показал желание войска вместе победить врага).

-Какие краски использовал художник?( художник использовал яркие и темные краски).

- Какие символы использовал художник? ( Художник показал нам солнечное затмение).

-Что означает солнечное затмение( солнечное затмение – означает беду, это примета беды).

Что обозначают темные и яркие краски? (беду, свет. ) ( 5 мин)

физминутка. ( ученые доказали

В). Работа в группах.

Итак, мы готовы к работе по подготовке к сочинению. ( на столах репродукции)

- читаем задание к упр. 149. стр. 106

Читаем план

Работать будем в группах.

Руководители групп Толмачев Виктор и Прокушева Дарья будут регулироватьконтролировать выполнение работы.
Алгоритм работы 1 гр. Руководитель группы Толмачев Виктор

1. Запишите в тетради первый пункт плана:



План.

1.Вступление.

В поход.

2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.

3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 1 пункту плана.

4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.

5 . Запишите в тетрадь 3 пункт плана.

3аключение.

Возвращение.

6. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.

7. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 3 пункту плана.

8. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.

9. Руководитель группы назначает 2 учеников, которые будут отвечать классу.

Алгоритм работы 2 группы. Руководитель группы

1. Запишите в тетради второй пункт плана :

План.

2. Главная часть.

Кровавая битва

Пленение князя.

Побег.

2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.

3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся ко 2 пункту плана.

4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.

5. Руководитель группы назначает ученика, который будет отвечать классу.

Проверка. Ученики читают словосочетания.(5 мин)

Г). Самостоятельная работа по восстановлению деформированных предложений. Дополнить предложения, используя нужные словосочетания.

Ученики сам-но работают на листах. 2, 3 гр.- по 1, 3 пунктам плана,1гр- по 2 п. плана. И сам-но проверяют тексты с доски.

1. Великий князь Игорь собрал дружину.

Он отправился в поход на половцев.

2.На огромном поле произошла встреча с врагом.

С дикими криками понеслись ратники на половцев.

Повсюду слышался свист тонких стрел, треск острых копий.

Но русская дружина потерпела тяжелое поражение.

Враги схватили князя. Он оказался в половецком плену.

Только через год князь Игорь сбежал из плена.

Темной ночью он услышал условный знак, вскочил на коня.

4.Полководец мчался домой, как ветер.

Отважного воина радостно встречали, пели ему славу.

Самопроверка ( на доске текст, ученики самостоятельно проверяют свою работу). Чтение текста по частям.(5мин)

Завтра на уроке мы напишем колл. Срч. Используя те знания кот. вы получили сегодня.

Мне понравилось как вы работали

Д). слушание музыки.Но разговор наш будет неполным, если я не скажу о том, что от последствий похода страдала не только Родина. Каждого воина ждали доиой матери, жены, дети. С нетерпением ждала возвращения князя Игоря жена его – Ярославна. Посмотрите. Вот стоит она на стенах древнего кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, обращается к пресветлому солнцу, ветру и реке. Ярославна умоляет, заклинает, просит вернуть к ней горячо любимого мужа.

Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой” и возвращается домой. Послушайте « Плач Ярославны» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».


5). Итог урока

С каким произв. Худ Рериха мы познакомились?

О каком ист.событии мы говорили?

Кака закончилось сражение князя Игоря


Какова основная мысль произведения? Любое дело легче делать вместеЮ, чем в одиночку что тьму всегда побеждает све т




Партия, которая объявляет своей заслугой дождь, не должна удивляться, когда ее обвиняют в засухе. Дуайт Морроу
ещё >>