страница 1 |
|||||||
Похожие работы
|
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок - страница №1/1
![]() МБОУ «Соболевская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района, Оренбургской области. Тема 1. «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока, выявить уровень усвоения учащимися темы. Задачи урока:
(для сдающих ЕГЭ, дополнительно - анализировать историческую ситуацию и исторические версии; выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических событий, процессов)
Используемые документы, характерные для данной эпохи: 1.Отчётный доклад ЦК КПСС на XX съезде КПСС (1956г.) 2.Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956г.) « О культе личности и его последствиях» 3.Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС(1961г.) 4.Обращение участников Московского собрания комсомольцев и молодёжи в январе 1955 года. 5.ПостановлениеПленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии. Июнь 1961года.» 6.Выступление Н.С.Хрущева на Пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года. 7.Воспоминания современников: А.И.Аджубея, С.П.Павлова, Г,Б,Фёдорова, Д.Ф.Устинова, М.И.Ромма. Этапы урока
Задание для I группы
Документы: 1) Из доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». «Нам нужно решительно раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы….. Вести борьбу против всяких попыток возродить его…. Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства…. Полностью восстановить Ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял идопускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление ». 2) Из Программы КПСС, принятой на XXII съезде «….. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии- главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма ». Задание для II группы
Документы:
«Дорогие друзья будем достойны доверия и заботы нашей родной матери- Коммунистической партии! Порадуем Родину новыми успехами в борьбе за покорение миллионов гектаров целинных и залежных земель. Даем нерушимое комсомольское слово Центральному комитету партии и Советскому правительству - будем честно и самоотверженно трудиться на новых землях.»
«После поездки Хрущева в США в 1959 году и посещении им фермы Гарста в СССР началось повсеместное внедрение кукурузы, даже в ущерб производства пшеницы и ржи. Её сеяли даже в тех районах, которые в принципе не были для этого приспособлены».
«Нашлись мудрецы, которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой промышленности необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики…. Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны.» 4) Диаграммы. Темпы роста промышленного роста в СССР 1951-1965 годах. 1951-1955гг. 1956-1960гг. 1961-1965гг.
Темпы роста сельскохозяйственного производства в СССР в 1951-1965 гг. 1951-1955гг. 1956-1960гг. 1961-1965гг.
Задание для III группы.
Документ. Из откликов на повышение цен на продовольствие 1 июня 1962 года. «Помощник машиниста станции Нижний Тагил Мазур: «Условия жизни ухудшаются, зарплату снижают, а цены повышают. При нынешнем правительстве ждать нечего. Необходимо сделать забастовку и потребовать улучшение жизненных условий». Задание для IV группы.
Документы
«До сих пор враги мира пытаются уверять, что советский союз будто бы намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью экспорта революции. Разумеется, среди нас, коммунистов, нет приверженцев капитализма. Но это вовсе не значит, что мы вмешивались или собираемся вмешиваться во внутренние дела тех стран, где существуют капиталистические порядки».
«Употребляя нынешнюю терминологию, можно сказать, что его (Хрущева) подход к межгосударственным отношениям был предельно идеологизирован. Пропагандируя принципы мирного существования, он не уставал повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем». Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы- это коренной вопрос развития общества».
«Договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он не чего не стоит….». Задание для V группы.
Документы
«Очистительный процесс в культуре шел не безболезненно. Сняли нелепые обвинения с Шостаковича, начали публиковать Ахматову и Зощенко, вернулись в литературу и многие славные имена. Правда, далеко не все».
«Наконец, берет заключительное слово… ну вот, говорит, он мы вас тут, конечно, послушаем, поговорим, но решать - то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ - это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы – партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»
«Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, против формалистического трюкачества, за партийность и народность советского искусства – искусства социалистического реализма. В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы.» Задание для VI группы.
Документы
«Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой но и жизнью, когда отважился на развенчания Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов… »
«Хрущев был очень интересным человеком интересным руководителем. При всех своих недостатках… он был очень мужественным и конкретным человеком, искренне стремился изменить жизнь к лучшему. Прежде всего, он беззаветно любил свой народ и свою партию, был предан нашим идеям»
«В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые опорочили нас на долгие годы.»
«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра . ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам.» III. Письменный контроль (в 2 – х вариантах ) Вариант I 1.В каком году Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС? 1) 1953г. 2) 1964г. 3) 1972г. 4) 1985 г.
1) Карибский кризис. 2) XX съезд КПСС. 3) Первый полет советского человека в космос. 4) Испытание водородной бомбы в СССР.
1) Смерть Сталина. 2) XX съезд КПСС. 3) Арест Берия. 4. Период в истории СССР с 1953-1964гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни, разоблачением культа личности, назывался периодом. 1) Деидеологизации 2) Гласности 3) «Оттепели» 4) «Нового политического мышления» 5. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны? 1) Ввод войск СССР и государств ОВД с Чехословакию 2) Ввод советских войск в Афганистан 3) Размещение советских ракетных баз на Кубе 4) Война во Вьетнаме 6. Почему 1961год называют «годом второго освобождения крестьян»? 1) В том году началась паспортизация советской деревни. 2) Все крестьяне получили земли в индивидуальное пользование. 3) Колхозное крестьянство получило право получать свой пай из колхоза. 7. Что стало достижением отечественной науки в 1950-1960-е годы? 1) Открытие первой в СССР физической школы. 2) Учение о ноосфере Вернадского. 3) Создание самого мощного в мире синхрофазотрона. 8. Приведите в соответствие фамилии деятелей культуры и сферы деятельности. А. Г.Н Чухрай , М.К. Калатозов 1) Музыка Б. Л.Д Ландау, С.П. Королев 2) Кинорежиссура С. Б.Л. Пастернак, В.Д. Дудин 3) Наука Д. Д.Д. Шостакович С.С. Прокофьев 4) Литература 9. По какому принципу образован ряд? Снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочей недели, массовое строительство жилья, повышение пенсий-….. 10. Кто автор приведенных слов? «Уважаемый Никита Сергеевич…. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её…. Осознав это, я поставил в известность Шведскую академию о своем добровольном отказе от Нобелевской премии. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти…. » 11. В период хрущевского правления нашли развитие две тенденции: демократическая и тоталитарная. В каких из перечисленных ниже фактов, событий проявилась демократическая тенденция? а) Выступление Хрущева на XXII съезде КПСС. б) Реакция властей на события в Новочеркасске в 1962 году. в) Попытка установить советские ракеты на Кубе. г) Поддержка антиамериканских политических сил в различных странах. д) Восстановление дипломатических отношений с Югославией. е) Реабилитация узников сталинских лагерей. ж) Смягчение цензуры. з) Подавление Венгерской революции 1956 г. и) Введение юридической ответственности за тунеядство, (нежелание работать) к) Публикация произведений А.И. Солженицына в «Новом мире». л) Закрытие храмов. м) Борьба с крестьянским подсобным хозяйством.
12. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С Хрущева на XX съезде КПСС : 1) Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом. 2) Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР. Укажите, какая из названых точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не мене трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
После смерти И.В. Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора путей дальнейшего развития. Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не мене трех направлений в различных сферах общества.) Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее трех причин.)
1. Когда состоялся XX съезд КПСС? 1)1945г. 2) 1947г. 3) 1953г. 4) 1956г.
1) Венгерский кризис 2) XXII съезд КПСС 3) Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли 4) Приход Хрущева к власти
1) Она на меняла сущности партийно-государственной системы управления. 2) Партийные организации сопротивлялись реформе. 3) Все члены Политбюро ЦК КПСС были против проведения реформы и мешали её проведению в жизнь. 4. Какое понятие стало распространенным в СССР в период «оттепели»? 1) Многопартийность 2) Реабилитация 3) Акционирование 4) Репарации
1) Укрепление социалистического «лагеря». 2) Ухудшение отношений СССР с Китаем. 3) Вступление некоторых восточноевропейских стран в НАТО. 4) Разрыв отношений между СССР и Югославией.
1) Развитие фермерских хозяйств. 2) Сокращение посевных площадей. 3) Принудительная скупка скота у колхозников. 4) Введение рыночных отношений.
1) Спуск на воду атомного ледокола «Ленин» 2) Открытия Н.В. Вавилова 3) Выпуск первого в СССР цветного фильма 4) Создание рабфаков
События в Венгрии 1956 года, Карибский кризис, Суэцкий кризис, возведение Берлинской стены -….. 10. О ком идет речь? Современные историки так характеризуют этого руководителя: «Будучи сам продуктом определенной эпохи, он хотел преодолеть её законы, разрушить её во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно.» 11. В период хрущевского правления нашли развитие две тенденции: демократическая и тоталитарная. В каких из перечисленных ниже фактов, событий проявилась тоталитарная тенденция? а) Выступление Хрущева на XXII съезде КПСС. б) Реакция властей на события в Новочеркасске в 1962 году. в) Попытка установить советские ракеты на Кубе. г) Поддержка антиамериканских политических сил в различных странах. д) Восстановление дипломатических отношений с Югославией. е) Реабилитация узников сталинских лагерей. ж) Смягчение цензуры. з) Подавление Венгерской революции 1956 г. и) Введение юридической ответственности за тунеядство, (нежелание работать). к) Публикация произведений А.И. Солженицына в «Новом мире». л) Закрытие храмов. м) Борьба с крестьянским подсобным хозяйством. Для желающих и сдающих ЕГЭ - дополнительные задания. 12. Ниже проведены две точки зрения на выступление Н.С Хрущева на XX съезде КПСС : 1) Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом. 2) Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР. Укажите, какая из названых точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не мене трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения. 13. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти И.В. Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора путей дальнейшего развития. Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не мене трех направлений в различных сферах общества.) Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее трех причин.)
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI в. –М.: Просвещение, 2006г. 2. Гевуркова Е.А., Ларина Л.И. ЕГЭ 2010г. История – М.:Эксмо,2009г. 3.Гевуркова Е.А., Ларина Л.И. Отличник ЕГЭ . История – М.:Интеллект-Центр,2010г. 4. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках истории в 10 - 11 классах. - М.: «Русское слово», 2005г. 5.Н.Н.Черваков. Организация работы с документами на уроке. ж. «Преподавание истории в школе», №5. 2006г. |
ещё >> |