Тема: Любовь к ближнему в жизни и творчестве композиторов Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема 22. Урок 28-29 (2 часа) >«П. Чайковский. Увертюра фантазия. 1 47.88kb.
Цель: Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве С. 1 108.5kb.
О жизни и творчестве М. И. Цветаевой(1892 -1941) 1 59.27kb.
«Звуки и краски осени в жанре песни» 1 90.87kb.
Еженедельные чтения для медитативных групп. 29. 0 1 39.52kb.
Н. В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует... 1 244.52kb.
Тема урока: «Тема войны в творчестве современных писателей. 1 39.84kb.
Устный журнал «гений земли русской» 1 93.86kb.
Сценарий литературного кафе "Любовь! Любовь! Любовь!" Один из столиков... 1 202kb.
Тургенев и с. Любовь в жизни базарова и кирсановых 1 43.6kb.
Тема здоровья в устном народном творчестве 1 105.5kb.
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 96.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема: Любовь к ближнему в жизни и творчестве композиторов Цель - страница №1/1

Тема: Любовь к ближнему в жизни и творчестве композиторов

Цель: Раскрыть особенности отображения действительности, духовного мира человека через музыкальный образ. Научить учащихся определять жизненное содержание и особенности его отражения в произведениях разных композиторов Й.С.Баха, Э. Грига, Д.Шостаковича, Ф.Шопена. Формировать умение определять и понимать главную мысль музыкальных произведений, анализировать их. Развивать познавательный интерес, художественно-образное мышление, эмоционально-чувственную сферу учащихся. Воспитывать эстетический вкус, интерес к классической музыке, чувство патриотизма и любовь к природе.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Оборудование: карта «Город мастеров», афиша, портреты композиторов Й.С.Баха,Э. Грига, Д.Шостаковича, Ф.Шопена; иллюстрации картин, магнитофон, диски с записями произведений.

Музыкальный материал: Й.Бах «Скерцо» из сюиты №2; Органная фуга соль минор; Э.Григ. Первый концерт для ф-но с оркестром; Ф.Шопен Вальс ля минор; Д.Шостакович Симфония №7; группа «Битлз» «Let it Be».

Ход урока

І. Организационный этап урока.

Вход учащихся в класс. Приветствие.



ІІ. Мотивация обучающей деятельности учащихся.

- На протяжении всей истории человечества музыка относилась к высшим достижениям культуры. Мир музыки интересный, разнообразный и волшебный. Жизнь рождает музыку, а музыка влияет на жизнь. XVIII, XIX, XX века подарили нам блестящую плеяду талантливых композиторов, которые в своем творчестве воспевали высокие, светлые идеалы, красоту, справедливость и гармонию. Те композиторы, как и их произведения, в наше время считаются современными, потому что изображают вечные проблемы (темы войны, любви, мира, добра). Эта музыка соответствует нашим идеалам.

- Назовите композиторов, которые оставили в истории музыки свои бессмертные произведения. (ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем создавать «город мастеров», в котором будут жить композиторы разных эпох, оставившие нам свое великое наследие. Мы будем открывать улицы, площади и давать им названия. Мы побываем в концертном зале, в котором познакомимся с великими произведениями. Посмотрите на доску. Что мы видим?



(план города, макет афиши) (приложения 2,3)

- Тема нашего урока звучит так: «Любовь к ближнему в жизни и творчестве композиторов».

- А вот цель урока может сформулировать каждый из вас, используя такую формулу: После этого урока я смогу: а) объяснить______; б) сравнить_______________.

(на доске записываются варианты ответов)

а) объяснить — почему этих композиторов считают великими; почему произведения написаны для народа.

б) сравнить — музыку разных композиторов и эпох, выяснить что общего было в их творчестве.

- И начнем мы наше знакомство с городом с улицы ОРГАНИСТОВ. Сначала давайте вспомним, что это за люди. Почему их называют органистами? (ответы детей)

- Кто из композиторов-органистов внес большой вклад в развитие музыки XVIII века? (ответы детей)

- Композитором какой страны был Й.С.Бах? Что мы знаем о его жизни?



(ответы детей, на карту «города мастеров» прикрепляется портрет Й.С.Баха) (приложение 1)

- В каждом городе, в котором работал Бах люди приходили в церковь чтобы послушать придворного органиста. Его называли «Князем клависинистов и королем органистов». Так говорили поклонники его таланта. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения. Й.С.Баха называют «основоположником» новой полифонической музыки.

- Вся жизнь этого композитора — служение музыке. Одному из своих учеников который не знал, как выразить благодарность учителю Бах сказал: «Мне ничего от Вас не нужно, кроме заверения, что в свое время Вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям, не удовлетворяющимся обыкновенным треньканьем»

Передавать друг другу доброе — таков смысл простых слов Й.С.Баха. Это его завет нам.



ІІІ. Слушание - «Органная фуга» соль минор Й.С.Бах.

- Задание: постараться понять, что хотел сказать, к чему стремился композитор, сочиняя это произведение.



(к афише прикрепляется название произведения)

- Где при жизни композитора могла звучать эта музыка? (ответы детей)

- Могла ли в церкви звучать веселая, развлекательная музыка? Почему? (ответы детей)

- Как воздействовала музыка Й.С.Баха на людей пришедших в церковь? Что придавала человеку музыка Й.С.Баха? (ответ детей)

- Й.С.Бах своей музыкой стремился возвысить человека, облагородить, вызвать в человеке чувство собственного достоинства. Он писал музыку не только серьезную. В своих произведениях выражал чувства, которые ощущал в общении со своей семьей, близкими людьми.

- А какие ассоциации возникают у вас при слове «шутка»? (ответы детей)

- Давайте прослушаем произведение Баха «Скерцо», а вы опишите свои впечатления в 2-3-х словах. Обратите внимание на солирующий инструмент.

IV. Слушание «Скерцо» Й.С.Бах

(на афише вывешивается название произведения)

- Дайте краткую характеристику произведения. Как называется солирующий инструмент? (ответы детей)

- Действительно флейта. А знаете ли вы, что Й.С.Бах был первым композитором, который «научил» флейту «шутить»? До него на флейте исполняли произведения скорбного, слезного, жалостливого характера.

- Итак, на улице Органистов у нас будет жить Й.С.Бах.



V. Знакомство с творчеством Э.Грига

- А сейчас мы познакомимся с композитором, который проживает на улице Лирической. Это Эдвард Григ — норвежский композитор. Григ относился к тем художникам, роль которых оказалась решающей для развития отечественной культуры. Начав жизнь в маленькой стране, композитор силой своего гения возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики. Стиль Грига отличен яркой индивидуальностью и национальной характерностью. С первых шагов творческой жизни он стремился овладеть «родной речью» норвежской музыки. Григ наиболее полно проявил себя в области фортепианного, камерного и вокального творчества. В его творчестве нашли свое отражение и образы природы, и картины народной жизни и скрытые движения человеческой души. Он был одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны.



Кредо Э.Грига: «Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей Родины и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».

VІ. Слушание. Первый концерт для фортепиано с оркестром Э.Грига (фрагмент)

- Сейчас мы прослушаем фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром. Это первое крупное произведение, которое принесло композитору мировую известность. Светлая, вдохновленная музыка Грига прозвучала как гимн Норвегии.

- У вас на партах лежат разноцветные карточки. Попробуйте выбрать одну из них, это будет тот цвет, который характеризует настроение этого произведения.

(на афишу вывешивается название произведения)

- Какое впечатление произвело на Вас эта музыка?

- Можно ли сказать, что музыка Грига идет «от сердца к сердцу»?



(обсуждение восприятия произведения цветовой гаммой) (приложение6)

VІІ. Творчество Ф.Шопена. Слушание Вальса ля минор (фрагмент)

- Обратите внимание на Улицу Фортепианную. Поговорим о человеке, который воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы. Сочинял музыку только для фортепиано. Это классик польской музыки — его зовут….. Фридерик Шопен. Безраздельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Его творчество связано с надеждами свободолюбивой Польши было наполнено народной мелодией и танцами. Он воспевал картины родной природы.

- Давайте прослушаем Вальс, который написал Ф.Шопен, но сначала вспомним, что же такое «вальс» (ответы детей)

(на афишу вывешивается название произведения)

- В нашем «Городе мастеров» осталась еще одна улица без названия. И чтобы дать ей название необходимо посмотреть на репродукцию картины А. Дейнека. «Окраина Москвы. 1941» Что здесь изображено? (ответы детей)

- Война. Значит мы будем говорить о человеке, у которого есть произведения посвященные войне. Самое яркое из этих произведений — Симфония №7, в которой раскрывается борьба двух миров — мира созидания и мира разрушения, добра и зла.

- Вспомните фамилию композитора, который написал это произведение.



(ответы детей)

- Правильно. Это Дмитрий Шостакович - гениальный советский композитор. Автор знаменитой Симфонии №7. И нашу улицу мы назовем - Симфоническая.

- Что мы знаем о этом композиторе? Что хотел показать Шостакович в своей симфонии? Чему или кому посвятил он Симфонию №7 и какое второе название имеет это произведение?

(ответы детей)

VІІІ. Слушание. Симфония №7 Д.Шостакович (фрагмент)

I часть Сифмонии №7, имеет название «Нашествие». Слушая отрывок

I части мы одновременно просмотрим картины художников о ВОВ ("Блокада Ленинграда" Корнеев Е.А.;. «Ленинградка. В сорок первом»

Б. Угаров.). (приложение 1)



(на афишу вывешивается название произведения)

- Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ. (ответы детей)



ІХ. Творческое задание: найти и записать противопоставление словам.

Противопоставления:

мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;

человек – варвар; добро – зло; мир – война;

конфликт - столкновение - борьба - победа -

Х. Исполнение песни П. Маккартни «Let it Be” («Да будет так») (приложение 4)

- А теперь посмотрите на нашу афишу. Здесь написаны композиторы и произведения, которые мы прослушали. Но на наших уроках музыки мы не только слушаем, сравниваем, обсуждаем, но и поем. А на нашей афише нет названия песни.

- Сегодня мы исполним песню, которая была написана Полом Маккартни и эта песня посвящена матери этого композитора, которая умерла от рака когда мальчику было 14 лет.

(на афишу вывешивается название песни)

ХІ. Итог урока

- Вот и пришло время подвести итоги нашего урока. Каждый из вас может сказать свое мнение:

- «Я сегодня узнал что.....»

-«Мне наиболее понравилось...»

- За чтобы вы поблагодарили композиторов, если бы повстречали их?

- А за что они бы похвалили вас?



ХІІ. Домашнее задание.

Напишите письмо воображаемому другу, поделитесь с ним впечатлениями об уроке, напишите что узнали нового.



ХІ. Оценка деятельности учащихся.




Есть алкоголики, которым удалось допиться до стадии дрессировки белых мышей. Уршула Зыбура
ещё >>