Тема. Жизнь в морях и океанах. Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Жизнь в морях и океанах» 1 24.47kb.
Дельфины семья водных млекопитающих из ряда китообразных, включает... 1 16.54kb.
Большая буква в названиях рек и морей 1 76.77kb.
Российская академия наук 1 76.37kb.
Урока: «Реки. Воды суши» 1 67.66kb.
Водные ресурсы Земли 1 206.39kb.
К вопросу о приливах, «дыхании» земли… 1 51.2kb.
Тема года: «Повышение профессионализма учителя, как важнейший фактор... 1 183.26kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Урок- путешествие Тема урока «Горожане и их образ жизни» Цель урока... 1 41.66kb.
Тема Нравственный закон, которым держится жизнь по повести В. 1 162.22kb.
Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и... 1 16.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема. Жизнь в морях и океанах. Цель - страница №1/1



Тема. Жизнь в морях и океанах.

Цель:Познакомить учащихся с условиями жизни в океане и многообразием организмов, представляющих различные сообщества овеана.

Учитель географии: Здравствуйте ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы с вами отправимся в морскую экспедицию. Скажите, а какие у вас возникают чувства, ассоциации, когда вы слышите слово «море»? (Ученики называют свои ассоциации). Многие поэты, писатели в своих произведениях описывали море. Свои впечатления о морской стихии Федор Тютчев выразил в стихах( Под шум моря дети читают стихи).

Море и утес.

И бунтует и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До не зыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила-

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет утес береговой,-

Ты, волна моя морская.

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,

Отражая неба свод,

Иль метёшься ты и бьешься

В одичалой бездне вод,-

Сладок мне твой тихий шепот,

Полный ласки и любви;

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.

Отправимся мы в путешествие на подводной лодке. Давайте, ее назовем также, как назвал свою подводную лодку, известный капитан Немо, из романа Жюля Верна « 20 000 лье под водой».

Кто знает, как называлась эта подводная лодка? ( Наутилус).

В экспедицию набираются разные специалисты, которые обладают знаниями в различных областях науки. Я специалист географ, а еще с нами отправится Елена Николаевна- специалист биолог.



Учитель биологии.

Целевая установка: Во время путешествия вы узнаете о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия вас ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимательно вы были.

Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте, пожалуйста, их результаты в судовой журнал, и помните, что аккуратность заполнения- залог научных достижений. Желаем вам приятного путешествия.



Изучение нового материала. И так, в путь ( звучит песенка « Море волнуется...»)

Учитель географии: Вот наша лодка «Наутилилус» отправилась в путь по океанам и морям. ( Работа по физической карте полушарий, географическим атласам, ученики под руководством учителя показывают все океаны, начиная с самого большого, « цветные моря», дают им характеристику).

Вопросы:


  1. Назовите части Мирового океана?

  2. Что вы знаете о тихом океане?

  3. Что вы знаете о Северо-Ледовитом океане?

  4. Что такое море?

  5. Какие « цветные моря» вы знаете, частью каких океанов они являются?

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. Для каждого этажа характерны определенные представители растительного и животного мира. Сейчас давайте подготовим наш судовой журнал.(Записывают дату, название темы урока) (Приложение 1).

Чтобы познакомиться с обитателями морей, давайте посмотрим информацию электронного пособия. Но вы будете не только смотреть, а вам каждому раздается задание ( Приложение 2), которое вы должны выполнить и заполнить судовую графу в судовом журнале. ( Раздаются карточки-задания на 4 варианта).

Индивидуальная работа:

1 ученику- поверхностное сообщество

2 ученику- сообщество толщи воды

3 ученику – донное сообщество

4 ученику – глубоководное сообщество

Вопрос 1. Запишите название растений и животных, которые обита.т в сообществе.

Вопрос 2. Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы?

Поверхностное сообщество

Сообщество толщи воды

Донное сообщество

Глубоководное сообщество













Групповая работа:

Каждый ученик рассказывает всем ученикам группы о своем сообществе, каждый заполняет соответствующую графу таблицы в своем судовом журнале.



1 2

3 4

Обсуждение заполнения таблицы. ( Опрос учеников, используя презентацию)

Итак, жизнь в океане многообразна. Почему такое многообразие живых организмов наблюдается в воде, и такое разнообразие их форм?



Учитель географии: (Эвристическая беседа) Разбираются условия жизни в морях и океанах ( соленость, температурные условия, освещенность, давление, записываются в судовой журнал).

  1. Соленость

Какая вода в океане на вкус? В доступной форме учитель объясняет, что на соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность впадающих рек, а также образование льдов. ( Приложение 3, записывается первое условие в судовой журнал)

  1. Температурные условия

Учитель предлагает выявить следующее свойство, проанализировав таблицы № 2,3 ( Приложение 4,5). Итак, при движении от экватора к полюсам, а так же с глубиной изменяется t˚ воды, она понижается. ( Записывается второе условие в судовой журнал).

  1. Освещенность, наличие кислорода

Давайте обратим еще раз внимание на таблицу №3 ( Приложение 5).

Почему t˚ воды от 0м до 200м изменяется незначительно, а далее с глубиной сильно падает? ( Примерные ответы учеников: зависит от солнечных лучей; от того, как солнце прогревает воду)

В каких слоях встречаются водные растения – водоросли? (Поверхностных, возле берега).

Наиболее богаты поверхностные воды живыми существами в пределах 0-200 метров, где большой доступ кислорода, вырабатываемого в процессе фотосинтеза зелеными водорослями.



  1. Давление

Наша лодка погружается все глубже и глубже, мы находимся на глубине 3000 метров, ничего не видно, включаем прожектора. Теперь можно увидеть глубоководных рыб и других морских организмов. Они причудливой формы и имеют светящиеся органы. Но также мы видим, что на глубине океана разновидность организмов мала.

Почему глубоководные организмы имеют причудливую форму, можно сказать, что они даже страшные? (Высокое давление).

С погружением на глубину давление увеличивается. Изменение давления воды также влияет на разнообразие морских организмов.

Вывод: Условия в морях и океанах очень разнообразны. Живые организмы приспосабливаются жить в определенных условиях. И поэтому жизнь в морях многообразна, а организмы такие разнообразные по форме, окраске.

( Вывод ученики- юнги записывают в судовой журнал, вставляя подходящие по смыслу слова, затем правильность выполнения проверяется данными на экране)

Физкультминутка. («Песенка про осьминожка…» И.Е. Ефремов, Э.Успенский).

Закрепление:

Сейчас давайте немножко поиграем, отгадайте загадки.



  1. Загадки:

По волнам гуляет зонтик,

Если встретите –не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива

( медуза)

Без воздуха живет она

И холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит.

(рыба)


Рыба – меч его не тронет,

Даже если и догонит.

В нем электрический заряд,

Он разрядиться будет рад.

(скат)

Это рыба – людоед,



Не просись к ней на обед!

(акула)


По сути зверь, а с виду -рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус?

(кит)

Подставляя людям спины,



В море нас спасут ……….

(дельфины)

Ты со мною незнаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног

Вот и весь я …………..

(осьминог)


  1. А теперь отгадайте шараду: надо назвать два слова, соединить и получить третье слово, которое вам, наверное , знакомо, оно на военную тематику.

Фонтан из спины его струйками бьет.

Второе иголки на ветках имеет,

Зимою и летом оно зеленеет.

Все вместе одеждой военной является,

На плечи мужские оно надевается.

Сукно для пошива берется отменное-

Должны быть нарядными наши военные.

(кит + ель = китель)



  1. Учитель географии: Мы с вами много путешествовали, вы многое узнали о морских организмах. Вот и подошло время узнать, кто из вас был самым внимательным, наблюдательным путешественником.

Проводится проверочная работа «Экспертный контроль».

(Приложение 6)

  1. Задается домашнее задание: стр. 135-138, подготовить сообщение о морском организме.

Заключение:

Учитель биологии: Наутилус всплывает и приближается к берегу, вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте подведем ему итог. Какую оценку вы поставили бы нашему уроку, как оценили бы свои знания, полученные в ходе путешествия. Сейчас это сможет сделать каждый, выйдя к доске и прикрепив стикер определенного цвета, соответствующего вашей оценке на карту « Океана знаний»



Рефлексия. «Океан познаний».


Материал понял на «5»

Материал понял на «4»

Материал понял на «3»

Материал понял на «2»


Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. И на нашем океане познаний не осталось белых пятен.



Приложение 1.

Судовой журнал

Дата __________________________

Тема_____________________________________________

Сообщество морей и океанов.

Поверхностное сообщество

Сообщество толщи воды

Донное сообщество

Глубоководное сообщество













Условии жизни в морях и океанах зависят от:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Условия в морях и океанах _________________. Живые организмы ________________ жить в определенных условиях. И поэтому жизнь в морях и океанах _________________________________________________________.

А живые организмы такие __________________ по _____________ и окраске.

Приложение 2.


  1. Внимательно рассмотрите и слушайте информацию о поверхностном сообществе, заполните соответствующую графу таблицы в судовом журнале:

А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе;

Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы.



  1. Внимательно рассмотрите и слушайте информацию о сообществе толщи воды, заполните соответствующую графу таблицы в судовом журнале:

А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе;

Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы



  1. Внимательно рассмотрите и слушайте информацию о донном сообществе, заполните соответствующую графу таблицы в судовом журнале:

А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе;

Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы



  1. Внимательно рассмотрите и слушайте информацию о глубоководном сообществе, заполните соответствующую графу таблицы в судовом журнале:

А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе;

Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы



Приложение 3.

Соленость

Экваториальные широты 34%о

Тропические

широты 35,5%о

Умеренные

широты 33%о

Приложение4.

t˚

поверхностных вод

90˚ с. ш. – 17 ˚С

60˚с.ш. + 4,8˚С

30˚с.ш. + 21˚С

0˚ + 27˚С

Приложение 5.

Изменение t˚

воды с глубиной

0 м + 16˚С

200м + 15,5˚С

1000м + 3,8˚С

5000м + 2,5˚С




Озлобленный атеист не столько не верит в Бога, сколько испытывает к нему неприязнь. Джордж Оруэлл
ещё >>