Тема инновационного педагогического опыта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности Тема моего... 1 183.15kb.
Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 61.66kb.
Программа Форума включала торжественное открытие, конкурсы инновационного... 1 136.16kb.
Конкурсном отборе в рамках реализации приоритетного национального... 1 71.28kb.
Методические рекомендации по изучению передового педагогического... 1 65.71kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 166.72kb.
План деятельности по распространению эффективного опыта на 2011 –... 1 25.26kb.
Тема инновационного опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся... 1 183.48kb.
Описание педагогического опыта Кутузовой С. Н. Алгоритм описания 1 81.86kb.
Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического... 3 407.99kb.
Информационная карта инновационного опыта участника 1 150.82kb.
Из истории возникновения корпораций 1 55.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема инновационного педагогического опыта - страница №1/3

Описание педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Автор: Акишина Любовь Николаевна.

Тип и вид ОУ: МОУ «Общеобразовательная Киземская средняя школа»

Период формирования и функционирования опыта: с 2008 года.

Адрес педагогического опыта: п. Кизема, ул. Ленина, д. 13, Устьянского района, Архангельской области.


Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Народ давно подметил важность овладения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках: «Аз, да буки, потом науки», «На азбуке осекся – и цифирь не далась».

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная и длительная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого чтения, без достаточно высокого уровня которых, невозможно дальнейшее качественное образование младших школьников.

Научить детей правильному беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход начальной школы на стандарты второго поколения. Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться, которые не возможны без беглого, правильного чтения.



Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого, правильного, осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык.

Следовательно, технологичная разработка механизмов формирования навыков беглого и правильного чтения является важной для современной школы, так как способствует младших школьников мотивации к изучению предметов, а также проявлению интереса к собственной познавательной деятельности.



Условием реализации инновации должно стать систематическое выполнение рекомендуемых упражнений, приемов, способствующих развитию скоростного чтения у учащихся.

Теоретическая база опыта. Проблему формирования навыка беглого правильного осознанного чтения рассматривали в своих работах И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе. Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся раскрыли А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблему, пришла к выводу о необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования.

Существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития навыков беглого правильного чтения, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению [Приложение 1.].

Комплекс упражнений учитывает психофизиологическую природу чтения, активно влияет на основные параметры чтения (осмысление, темп).



Научная новизна исследования заключается: 1) в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме навыка беглого и правильного чтения младших школьников; 2) экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены проблемы формирования навыков беглого и правильного чтения младшими школьниками, сущность понятия «навык беглого и правильного чтения»; разработан комплекс тренировочных упражнений, позволяющий воспитывать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, формировать чувство языка; представлены методические требования к организации занятий с младшими школьниками по формированию навыков беглого, осознанного чтения.

Цель педагогического опыта: совершенствование навыка беглого и правильного чтения у младших школьников.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать новые средства обучения, способствующие повышению качества образования учащихся 1-4 классов;

  • разработать контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности учебных умений и навыков по чтению;

  • определение условий для эффективного использования методических приёмов по формированию у младших школьников навыков беглого чтения;

Ожидаемый результат – повышение беглости и правильности чтения обучающихся.

Срок обучения. Развитие навыков беглого и правильного чтения происходит в течение первых 4 лет обучения:

I год обучения – формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словоочетания и предложения;

II год обучения – увеличение беглости чтения, постепенное введение чтения «про себя».

III – IV год обучения – наращивание скорости чтения и обучение младших школьников рациональным приёмам чтения.



Краткое содержание и структура инновации. В работе представлены упражнения, способствующие развитию беглого и правильного чтения у учащихся начальной школы и методические рекомендации по организации обучения чтению младших школьников.

Процесс становления читателя – младшего школьника – сложная задача, которая осуществляется поэтапно, в течение нескольких лет. Каждый этап ведёт к цели. Работу по развитию навыка быстрого чтения следует разделить на 3 этапа:



  • 1 этап предполагает работу со 2 полугодия с учащимися 1-го класса и учащимися 2-го класса.

  • 2 этап – с учащимися 3-го класса.

  • 3 этап – с учащимися 4-го класса.

Чтобы достичь желаемого результата, работу по развитию быстрого чтения нужно проводить со второго полугодия 1 класса, ежедневно, затрачивая до 10 минут на уроках русского языка и до 15 минут на уроках чтения.

На уроках русского языка проводится работа над зрительными диктантами, которая занимает от 5 до10 минут. На уроках чтения проводится работа над голосом, дыханием, дикцией - 2 минуты, орфографическое чтение – 3 минуты, работа по текстам, используя различные методы – 7-10 минут.



1 этап. В 1 и 2 классе используются различные виды упражнений для развития быстрого чтения [Приложение 2.]

В 1 и 2 классе начинается работа со зрительными диктантами по И.Т.Федоренко (с 1 по 8 набор) и с 1 по 8 набор диктантов, основанных на русских народных пословицах и поговорках [Приложение 3.]. Работать с наборами нужно 30-40 дней. При работе с вышеуказанным материалом нельзя забывать о том, что вся работа должна начинаться с речевой разминки: чистоговорки, скороговорки, работа по развитию активного дыхания – упражнения для развития четкости и правильности произношения [Приложение 4.] и т. д. неотъемлемая часть каждого урока чтения. Обязательно читать орфографически.



2 этап. В 3 классе продолжается и усложняется работа над чистоговорками, скороговорками, дыханием, дикцией. Повторное написание зрительных диктантов по И.Т.Федоренко (с 9 по 18 набор). Проводятся упражнения для формирования правильности чтения, разнообразные виды работы над текстом [Приложение 5.]

3 этап. В 4 классе наращивание скорости чтения происходит при соблюдении всех приемов и методов, используемых для обучения чтению.

На протяжении всех лет обучения дети ведут дневники чтения, где в начале тетради была таблица, в которую записывали книги, прочитанные детьми дома. В конце читательских дневников находится еще одна таблица по проверке техники чтения




Дата

Домашний текст

Незнакомый текст

Чтение текста

Итоговое чтение

На 1 раз

На 2 раз

Каждую графу, кроме «итоговое чтение» (она заполняется учителем), заполняли каждую неделю на уроках литературного чтения или на пятиминутках чтения. Результаты подсчитывали сами дети.

Комплексная работа помогает значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся, что сказывается на конечных результатах. Разработанную систему формирования навыков беглого осознанного чтения можно считать эффективной, она безопасна для здоровья обучающихся, создаёт ситуацию успеха, способствуют развитию личности школьника.

Условия реализации изменений. С тем, чтобы успешно развивать навыки беглого осознанного чтения, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению учащихся к чтению); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение учителей, воспитателей, родителей методическими знаниями по формированию данного навыка в системе).

Результат изменений. Мониторинг работы по формированию у обучающихся навыков беглого и правильного чтения подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта. В классе 14 человек. Исходя из результатов психологического обследования готовности к систематическому обучению, был сделан вывод: 38% детей имели достаточный уровень готовности к школе, 15% - имели сомнительную школьную зрелость, 47% обнаружили неготовность к обучению в школе (незрелость)., а речевое развитие у 31 % детей соответствовало слабому уровню, у 15 % - уровню патологии(1 заикался, 1 имел нечеткую речь). В ходе обучения младшие школьники показали следующую успеваемость:


Класс

Год

Общая успеваемость по (в %)

Качество знаний по предмету (в %)


2

2008-2009

100%

35,7

3

2009-2010

100%

36,6

4

2010-2011

100%

43,7

Важным фактором развития учебных навыков у младших школьников являются:



  1. Участие детей в научно-практических конференциях с исследовательскими работами на школьном уровне (2 класс – 5 человек; 3,4,5 места), на окружном уровне (3 класс- 1 место; участие в празднике «Юные дарования Устьи»), на районном уровне (4 класс).

  2. Внедрение метода проектов в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Работая над проектами, дети учатся ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, оформлять результат своей деятельности в виде готового продукта и презентовать его. Были созданы проекты: групповые: «М.В.Ломоносов»; индивидуальные: «Моя семья», «Моя родословная», «Красная книга Устьянского района» и другие.

  3. Участие в Федеральных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок».

Необходимым звеном в формировании навыков беглого и правильного чтения является просвещение родителей по данной проблеме. В рамках этой работы проведены родительские собрания на темы: 1 класс - «Детская книга», «Привитие интереса к чтению», 2 класс – «Семейное чтение. Круглый стол», «Что читать детям. Новые поступления в школьной библиотеке» 3 класс – «Семейное чтение. Книги, прочитанные летом», «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка», «Защита читательских формуляров», 4 класс: «Семейное чтение. Анализ произведения. Отзыв о прочитанном произведении», «Как хорошо уметь читать!» (Итоговое)



Класс

Понимание %

Способ чтения

%


Ошибки

%


Темп чтения

%


Содержание

Смысл

Целыми словами

Слогами и словами

Слогами

Замена

Искажение

Перестановка

Без ошибок



Ниже нормы

Норма

Выше нормы

2

64,5

64,5

21,3

33,6

45,1

7,1

28,4

21,3

21,3




33,6

64,4

-

3

78,7

71, 6

64,1

21,7

14,2

-

28,4

21,3

33,6




21,3

64,5

14,2

4

100

100

92,9

7,1

-

-

14,2

7,1

78,7




7,1

71,6

21,3


Адресная направленность опыта. Опыт по формированию навыка беглого сознательного чтения приемлем для творчески работающих учителей, имеющих определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и работе в среднем звене с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны учителя и учащихся.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. Опыт обсуждался на заседании школьного методического объединения, районного методического объединения учителей начальных классов, обобщён и рекомендован к распространению среди учителей, воспитателей. Данный педагогический опыт опубликован на сайте: http://kizemascol-29.edusite.ru

Литература.

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – М., 1997.

  2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М., 1978.

  3. Выгодский Л.С. Психология искусства. – М. 1987.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.

  5. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.

  6. Кислицина Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения./ /Начальная школа № 6, 2003.

  7. Лагутина Г.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения.// Начальная школа. № 2, 1994.

  8. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. № 3, 1990.

  9. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. – М., 1980.

  10. Леонтьев А.А. Язык, речь, языковая деятельность. – М., 1969.

  11. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2001

  12. Оморокова М.И., Постоловский И.З., Рапопорт И.А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. – М., 1993.

  13. Речь. Речь. Речь./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М., 1990.

  14. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. Соловейчик М.С. – М., 1993.

  15. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М., 1980.

  16. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

  17. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М., 1995.

Приложение 1.



Причины низкого уровня развития навыков беглого правильного чтения
Для начала необходимо разобраться в причинах низкого темпа чтения. Хорошим помощником учителю может стать замечательная книга «Как преодолеть трудности в обучении чтению», авторы С.Н.Костромина и Л.Г.Нагаева. Эта книга поможет разобраться в причинах низкого темпа чтения в каждом конкретном случае.

Авторы книги выделяют ряд причин.

Из них можно выделить такие:

- природный темп деятельности;

- регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного);

- отсутствие антиципации

- артикуляция (непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя);

- малое поле зрения;

- уровень организации внимания;

- уровень развития памяти.

Природный темп деятельности - скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Для определения темпа этого показателя в данном пособии предлагается теппинг-тест.

Суть его в следующем.

Ребенку предлагается поле из шести пронумерованных квадратов.



1

2

3

4

5

6

Выполнение теста учитель контролирует с помощью секундомера. Ребенок сидит, не облокачиваясь на стол, держа руку на весу. Работа начинается по команде.

На каждый квадрат отводится по пять секунд: ученик стучит карандашом по квадратикам в указанном порядке, заполняя каждый точками, переходя по команде «Далее» из квадрата в квадрат. Потом необходимо подсчитать среднее количество точек для 6 квадратов.

- 16 точек и меньше - ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе (заставляя читать ребенка быстрее, мы наносим вред его психике);

- 16 -20 точек – нормальный средней темп работы;

- 20 точек и больше - умеет работать в быстром темпе.

Обращаем внимание на узор, получившийся в квадратах. Если в 1-ом по счету точки стоят густо, а в других их количество уменьшается, и разница к шестому квадрату более шести точек, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению.

Этот тест позволяет получить информацию о работоспособности каждого ребенка, его психологических особенностях. Опираясь на это можно, используя различные упражнения, увеличивать темп чтения.


Приложение 2.

Упражнений для развития быстрого чтения
1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.


Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

3.Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8.Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

16.Чтение по ролям.

17.Чтение по ролям без слов автора.

18.Инсценирование.

19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.

1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2.Озаглавливание текста.

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

11.Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17.Составление кроссвордов по тексту.

18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20.Подбор загадок к словам из текста.

21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22.Составление ребусов к словам из текста.

Приложение 3.


следующая страница >>



Как общество рассуждает, так им и управляют. Его право — говорить глупости, право министров — делать глупости. Никола Шамфор
ещё >>