Тема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности: опыт и перспективы внедрения основ экологии в дисциплины естественно-науч - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно-нравственное воспитание 1 38.53kb.
Конкурс методических разработок «Духовно-нравственное развитие и... 1 210.83kb.
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и... 1 232.25kb.
Исследование «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. 1 213.83kb.
«Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях влияния агрессивной... 1 128.35kb.
О. В. Кубасова Воспитание великое дело: им решается участь человека. 4 589.51kb.
Программа по основам православной культуры «Мир прекрасное творение» 1 28.53kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Экология Направление подготовки... 1 301.32kb.
Пояснительная записка о ходе реализации за 2011 год 1 273.11kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа... 4 596.48kb.
Духовно-нравственное воспитание студентов в системе вуза 1 47.04kb.
Управление по координации взаимодействия с территориями и контроля... 10 2350.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности: опыт и перспективы внедрения - страница №1/5

Образовательный предметный модуль

Тема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности:

опыт и перспективы внедрения основ экологии в дисциплины естественно-научного цикла»
написала: учитель химии и экологии МОУ: средней общеобразовательной школы

п. Горноправдинск Коржевская Оксана Владимировна

«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их духовно-нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление»

К.Д. Ушинский

Введение

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах «Биосфера в опасности» От экологической катастрофы человечество отделяет 30-40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны. Международное экологическое движение педагогов-экологов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует создать систему непрерывного экологического образования, цель которого - формирование экологического сознания и культуры во имя выживания человечества. (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» 1992 год). Чтобы воплотить эти идеи в жизнь необходимо, чтобы «человек будущего» умел нестандартно, творчески мыслить, а для этого нужно способности каждого ученика развивать. Ведь экологическое образование – это духовное развитие личности, самосознание своего «Я» в общей экосистеме, это возрождение в детях желания учиться, познавать, исследовать, творить. Педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).



Основная цель моей педагогической концепции: «Создание условий для развития у учащихся практических навыков, знаний, умений и ценностей, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущих поколений».

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

— формирование системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.



Информационный блок.

Возникновение и решение экологических проблем, в частности проблем, вызванных загрязнением окружающей среды, тесно связаны с химией, ее теоретическими и прикладными аспектами. Для химии в первую очередь надо использовать возможности химического практикума, а также расчетных задач познавательного характера с экологическим содержанием. Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки. Приведенные уроки – это несколько примеров экологизации курса неорганической химии.


Тема I. Первоначальные химические понятия


При изучении темы учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности».

В начале изучения темы дается задание: найдите в каких-либо печатных изданиях (газеты, журналы, книги) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Сформулируйте свое отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы – ответственное лицо, и предложите свой вариант решения проблемы. (Рефераты можно проверять без участия учеников, но эффективнее будет выделить время для анализа хотя бы некоторых из них.)



следующая страница >>



Больше всего домоседов среди тех, у кого нет своего угла. Лешек Кумор
ещё >>