Тема § Человек как природное и социальное существо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии 1 308.67kb.
Flaneur как результат [де-]социализации в эпоху post-: этюд 1 68.4kb.
Семинаров по общей психологии 2 семестр Раздел II. Человек как субъект... 1 83.31kb.
Гурджиев Георгий Иванович человек — это многосложное существо 8 1309.7kb.
Человек — существо духовное 1 21.11kb.
Человек — существо духовное 1 20.77kb.
Реферат дисциплина «Историко-культурное и природное наследие» тема... 1 259.77kb.
В российской политике н. Хананашвили, Москва 1 136.92kb.
Притчи о человеческой сущности 1 96.81kb.
Р. Кочюнас Экзистенциальная психотерапия 1 63.73kb.
Основные тенденции развития воспитательной системы в детском лагере 1 89.78kb.
Животные живые существа 1 119kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема § Человек как природное и социальное существо - страница №1/1


Учитель Сборцев С.Н.

10 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема § 4. Человек как природное и социальное существо

Причастность к Космосу

Человек – мера природы. В нем, как выразился рус­ский философ Николай Бердяев, „пересекаются все круги бытия".

Мы неразрывно связаны с протекающими в звездных глубинах физически­ми процессами, и прежде всего велика—роль энергии Солнца. А. Л. Чижевский показал что на человека накладывают свой, отпечаток космические силы. Быстрое эпизодические увеличение активности Солнца может вызвать резкие (изменения в Состоянии психики человека.

В Космосе зарождается жизнь, люди — продукт ее эволю­ции. Развивающийся человеческий Разум, по идее В. И. Вер­надского, создает ноосферу, а с нею — поразительные возмож­ности все расширяющегося освоения человечеством неземного пространства.

В наши дни открываются новые и удивительные свидетельства соприча­стности человека к жизни Космоса. В науке, например, все большее призна­ние находит так называемый антропный принцип:

В соответствии с ним появление человека и человеческого Разума связано с фундаментальными законами природы. Если бы, скажем, были иными некоторые физические величины (константы), например масса электрона и др., то невозможно было бы возникновение жизни земного типа. В современной космологии антропный принцип расценивают как скрытое начало, организующее определенным образом Вселенную.



Биологический организм

Человек не просто явление Космоса, он и венец земной жизни. Живые организмы обладают рядом особенностей, которые в своей совокупности отли­чают их от неживого мира. Живые организмы по­лучают энергию из окружающей среды и исполь­зуют ее для поддержания своей чрезвычайно вы­сокой упорядоченности. Они активно реагируют на раздражения, содержат всю информацию, необ­ходимую им для развития, выживания и размноже­ния. Живые существа приспособлены к той среде, в которой обитают.

У человека „биологический круг" его существования образу­ют питание и пищеварение, дыхание, размножение, органы чувств, мышцы, железы, кожа. Сюда же нужно отнести нерв­ную, кровеносную, лимфатическую, иммунную и другие фи­зиологические системы. Как живой организм, человек может быть больным или здоровым. Он обладает инстинктами и врожденным поведением.

Вместе с тем люди не просто биологические организмы, но животные с особой психикой. В психике животных с разви­тым головным мозгом нервно-физиологические процессы пре­вращаются в систему саморегуляции поведения. Здесь про­является собственно избирательное отношение особи к разного рода раздражителям. А это значит, что психические явления и процессы предстают как субъективное, то есть особое внут­реннее состояние организма. У собаки, конечно, оно „свое" субъективное, у шимпанзе — „свое", у человека также — „свое".

В простейших случаях субъективность обнаруживается в виде психических явлений боли, эмоций радости и гнева, зрительных и слуховых ощущений и др. А высшим живот­ным, тем более шимпанзе и гориллам, вы это знаете, свой­ственны любопытство, ориентировочный импульс, манипули­рование предметами.

То, что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но представление о характерных чертах поведения людей неправомерно объяснять только представле­ниями о биологических организмах. Наша психика — это нечто большее, чем простые рефлексы. У людей их сложная психическая жизнь связана с восприятием личных и обще­ственных ценностей, символов и смыслов, с размышлениями о собственных переживаниях и действиях. Тут мы имеем дело с иным „кругом бытия".



Человек — социальное существо

Люди — общественные (социальные) существа. И это обсто­ятельство определяет особенности нашей психики. В ее объ­яснении психологическая наука использует многие понятия: „мышление", „память", „чувства", „воля", „потребности", „внимание", „личность", „деятельность" и др. Суммарно их можно выразить одним словом — сознание. Уже в самом выражении „со-знание" (совместное с другими людьми зна­ние) обнаруживаются социальные истоки человеческой субъ­ективности.

В отличие от животных люди в совместных усилиях дей­ствуют согласованно, сознательно. Изготовляя и используя орудия труда, люди через разностороннее общение выработа­ли способность к отражению действительности посредством так называемых абстракций. Абстракция — это отвлеченная мысль, зафиксированная в слове. Даже самые простые и знако­мые слова предстают как абстракция. Так, понятие (мысль) о „доме" включает в себя знания о множестве зданий (жилых, производственных, административных, дворцах культуры и других „домах"). Но есть много понятий (и слов) более отвлеченных („атом", „демократия", „свобода", „истина", „совесть", „материя", „Бог" и др.). Сила нашего мышления состоит в том, что оно живет такими абстракциями. А уст­ная и письменная речь посредством общепринятых понятий дает возможность людям согласовывать свои действия.

Таким образом, социальный „круг" жизни человека пред­стает как бы раздвоенным на мир реальной действительности и мир понятий о ней. Каждый из нас живет среди материаль­ных природных вещей и в многообразных общественных отно­шениях с другими людьми. В первичном виде эти отношения складываются уже в вашей семье. В школе и классе вы вклю­чаетесь в еще более широкие людские взаимоотношения — с учителями и соучениками. За порогом школы — динамич­ный мир человеческого общения, экономики, технологии, бизнеса, политики, искусства, спорта и других форм соци­альной деятельности. Все это наша реальная жизнь.

В то же время у человека — свой глубокий внутренний мир сознания и субъективных переживаний. Здесь рождаются знания и художественные образы, укореняются верования и привычки, вырабатываются цели и идеалы, испытывается воля, приобретаются понятия о нравственных ценностях. Мир сознания — это сфера идеальных явлений, которые существу­ют в форме образа или понятия, то есть в виде мысленного отражения и воспроизведения действительности. Можно ска­зать, что все творимое и переживаемое людьми содержит идеальную составляющую — будь то замысел, цель, мотив или какое-либо иное побуждение человеческого действия.

Духовная личность

Здесь мы касаемся еще одной грани человека как соци­ального существа, восходим к высшему „кругу" его бытия, к тому, что зовется духовностью. Часто выражение „духовность" соотносят только с верой в Бога, с религиозными воззрениями. Но правильнее употреблять его в более широком смысле. Духовность — особое состояние сознания, его ценности ное содержание. Она обычно воспринимается в связи с та­кими понятиями, как „дух и „душа". Тот проявляет силу духа, кто в средоточии мысли, воли и эмоций устремлен к вечным ценностям Добра, Истины, Красоты, Долга, Роди­ны. А душа — это, скорее, нравственно-психологическое на­чало, проявляющееся прежде всего в любви к человеку и в людском сопереживании. Есть, конечно, люди слабые духом, а также — с низкой „душонкой" и вовсе „без­душные".

Человеку высокой духовности свойственны чувства свобо­ды и чести, доброты и любви, милосердия и жалости, ответст­венности перед собой и другими людьми, сострадания и тер­пимости, собственного достоинства, совести, искренности, верности идеалам.

Мерой духовности всегда оценивается подлинная суть лич­ности. Лучшая человеку характеристика — сильный духом и душевный. Но не всякий, к сожалению, соприкасается с духовностью, тем более в нынешнее время. Сейчас в обще­стве мы сталкиваемся со многими проявлениями бездуховно­сти — это отсутствие идеалов, цинизм и невежество, рабская зависимость от низменных вожделений и примитивных влече­ний, агрессивность поведения, злобность, жестокость и т. п. Но даже в таких условиях мы должны оставаться людьми высокодуховными.

Все вышесказанное о человеке как социально-природном, космобиопсихосоциодуховном существе можно выразить в схеме.

Выводы. 1. Человек проявляет себя как разумная сила космического масштаба. 2. Человек — живой организм. 3. Пси­хика человека отличается от психики животных. 4. Чело­век — общественное существо. 5. Духовность — важнейшая ха рактеристика человечности.

Словарь

Абстракция — мысленное отвлечение от каких-либо свойств пред­мета.



Антропный принцип — научный вывод о неразрывной связи Кос­моса и человека.

Космос — Вселенная как самоупорядоченное и эволюционирую­щее целое.

„Круги бытия" — сферы проявления человеком себя как косми­ческого существа, живого организма, носителя разума, обществен­ных отношений и духовности.

Ноосфера (от греч. noos — разум и spharia — шар) — новое состо­яние биосферы нашей планеты, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.


Известный биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский писал: „На нашей планете осуществлены разные пути эволюции. Так, мы знаем минимум два типа высшей нервной деятельности: наш и который можно назвать безусловно-рефлекторным. Разве не замечателен строй общественных насекомых? Как отличалась бы жизнь на Земле, если бы победителями и в известной степе­ ни царями природы стали бы не мы, люди, а общественные насекомые! Не было бы, например, таких вещей, как мораль и героизм: с точки зрения жалящей и погибающей пчелы, нет никакого героизма в этом поступке, она, пчела, к тому и пред­назначена, и обладает специальными приспособлениями. Не было бы этики и других- возвышенных вещей, которые есть и будут всегда, пока на Земле живут люди, у которых есть свободная воля".

4. Российский культуролог П.С. Гуревич пишет о человеке: „Мы можем, по-видимому, указать на одно поистине уникальное свойство человека: открытость, незавершенность его как созда­ния. В отличие от других живых существ человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть не­ отторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности — удивительное и существенное своеобразие чело­ века". (О человеческом в человеке. М., 1991)

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Как ничтожен ты, человек, при всем величии своем, в сравнении со Вселенной. Как велик ты: при всей своей ничтожности, ты — частица Вселенной.

Ф. Рюккерт

Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят.

Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, Гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам.

Овидий


Если человек по природе своей общественное существо, то, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу.

К. Маркс


Разница человека с животными именно в том и состо­ит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются.

В. Г. Белинский











Идеи иногда экспортируются, но куда чаще депортируются. Артур Никольский
ещё >>