страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тема § Человек как природное и социальное существо - страница №1/1
![]() Учитель Сборцев С.Н. 10 класс (12-летка) ЧОГ (Углубленный) Тема § 4. Человек как природное и социальное существо Причастность к Космосу Человек – мера природы. В нем, как выразился русский философ Николай Бердяев, „пересекаются все круги бытия". Мы неразрывно связаны с протекающими в звездных глубинах физическими процессами, и прежде всего велика—роль энергии Солнца. А. Л. Чижевский показал что на человека накладывают свой, отпечаток космические силы. Быстрое эпизодические увеличение активности С В Космосе зарождается жизнь, люди — продукт ее эволюции. Развивающийся человеческий Разум, по идее В. И. Вернадского, создает ноосферу, а с нею — поразительные возможности все расширяющегося освоения человечеством неземного пространства. В наши дни открываются новые и удивительные свидетельства сопричастности человека к жизни Космоса. В науке, например, все большее признание находит так называемый антропный принцип: В соответствии с ним появление человека и человеческого Разума связано с фундаментальными законами природы. Если бы, скажем, были иными некоторые физические величины (константы), например масса электрона и др., то невозможно было бы возникновение жизни земного типа. В современной космологии антропный принцип расценивают как скрытое начало, организующее определенным образом Вселенную. Биологический организм Человек не просто явление Космоса, он и венец земной жизни. Живые организмы обладают рядом особенностей, которые в своей совокупности отличают их от неживого мира. Живые организмы получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своей чрезвычайно высокой упорядоченности. Они активно реагируют на раздражения, содержат всю информацию, необходимую им для развития, выживания и размножения. Живые существа приспособлены к той среде, в которой обитают. У человека „биологический круг" его существования образуют питание и пищеварение, дыхание, размножение, органы чувств, мышцы, железы, кожа. Сюда же нужно отнести нервную, кровеносную, лимфатическую, иммунную и другие физиологические системы. Как живой организм, человек может быть больным или здоровым. Он обладает инстинктами и врожденным поведением. Вместе с тем люди не просто биологические организмы, но животные с особой психикой. В психике животных с развитым головным мозгом нервно-физиологические процессы превращаются в систему саморегуляции поведения. Здесь проявляется собственно избирательное отношение особи к разного рода раздражителям. А это значит, что психические явления и процессы предстают как субъективное, то есть особое внутреннее состояние организма. У собаки, конечно, оно „свое" субъективное, у шимпанзе — „свое", у человека также — „свое". В То, что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но представление о характерных чертах поведения людей неправомерно объяснять только представлениями о биологических организмах. Наша психика — это нечто большее, чем простые рефлексы. У людей их сложная психическая жизнь связана с восприятием личных и общественных ценностей, символов и смыслов, с размышлениями о собственных переживаниях и действиях. Тут мы имеем дело с иным „кругом бытия". Человек — социальное существо Люди — общественные (социальные) существа. И это обстоятельство определяет особенности нашей психики. В ее объяснении психологическая наука использует многие понятия: „мышление", „память", „чувства", „воля", „потребности", „внимание", „личность", „деятельность" и др. Суммарно их можно выразить одним словом — сознание. Уже в самом выражении „со-знание" (совместное с другими людьми знание) обнаруживаются социальные истоки человеческой субъективности. В отличие от животных люди в совместных усилиях действуют согласованно, сознательно. Изготовляя и используя орудия труда, люди через разностороннее общение выработали способность к отражению действительности посредством так называемых абстракций. Абстракция — это отвлеченная мысль, зафиксированная в слове. Даже самые простые и знакомые слова предстают как абстракция. Так, понятие (мысль) о „доме" включает в себя знания о множестве зданий (жилых, производственных, административных, дворцах культуры и других „домах"). Но есть много понятий (и слов) более отвлеченных („атом", „демократия", „свобода", „истина", „совесть", „материя", „Бог" и др.). Сила нашего мышления состоит в том, что оно живет такими абстракциями. А устная и письменная речь посредством общепринятых понятий дает возможность людям согласовывать свои действия. Таким образом, социальный „круг" жизни человека предстает как бы раздвоенным на мир реальной действительности и мир понятий о ней. Каждый из нас живет среди материальных природных вещей и в многообразных общественных отношениях с другими людьми. В первичном виде эти отношения складываются уже в вашей семье. В школе и классе вы включаетесь в еще более широкие людские взаимоотношения — с учителями и соучениками. За порогом школы — динамичный мир человеческого общения, экономики, технологии, бизнеса, политики, искусства, спорта и других форм социальной деятельности. Все это наша реальная жизнь. В то же время у человека — свой глубокий внутренний мир сознания и субъективных переживаний. Здесь рождаются знания и художественные образы, укореняются верования и привычки, вырабатываются цели и идеалы, испытывается воля, приобретаются понятия о нравственных ценностях. Мир сознания — это сфера идеальных явлений, которые существуют в форме образа или понятия, то есть в виде мысленного отражения и воспроизведения действительности. Можно сказать, что все творимое и переживаемое людьми содержит идеальную составляющую — будь то замысел, цель, мотив или какое-либо иное побуждение человеческого действия.
Здесь мы касаемся еще одной грани человека как социального существа, восходим к высшему „кругу" его бытия, к тому, что зовется духовностью. Часто выражение „духовность" соотносят только с верой в Бога, с религиозными воззрениями. Но правильнее употреблять его в более широком смысле. Духовность — особое состояние сознания, его ценности ное содержание. Она обычно воспринимается в связи с такими понятиями, как „дух и „душа". Тот проявляет силу духа, кто в средоточии мысли, воли и эмоций устремлен к вечным ценностям Добра, Истины, Красоты, Долга, Родины. А душа — это, скорее, нравственно-психологическое начало, проявляющееся прежде всего в любви к человеку и в людском сопереживании. Есть, конечно, люди слабые духом, а также — с низкой „душонкой" и вовсе „бездушные". Человеку высокой духовности свойственны чувства свободы и чести, доброты и любви, милосердия и жалости, ответственности перед собой и другими людьми, сострадания и терпимости, собственного достоинства, совести, искренности, верности идеалам. М Все вышесказанное о человеке как социально-природном, космобиопсихосоциодуховном существе можно выразить в схеме. Выводы. 1. Человек проявляет себя как разумная сила космического масштаба. 2. Человек — живой организм. 3. Психика человека отличается от психики животных. 4. Человек — общественное существо. 5. Духовность — важнейшая ха рактеристика человечности. Словарь Абстракция — мысленное отвлечение от каких-либо свойств предмета. Антропный принцип — научный вывод о неразрывной связи Космоса и человека. Космос — Вселенная как самоупорядоченное и эволюционирующее целое. „Круги бытия" — сферы проявления человеком себя как космического существа, живого организма, носителя разума, общественных отношений и духовности. Ноосфера (от греч. noos — разум и spharia — шар) — новое состояние биосферы нашей планеты, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Известный биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский писал: „На нашей планете осуществлены разные пути эволюции. Так, мы знаем минимум два типа высшей нервной деятельности: наш и который можно назвать безусловно-рефлекторным. Разве не замечателен строй общественных насекомых? Как отличалась бы жизнь на Земле, если бы победителями и в известной степе ни царями природы стали бы не мы, люди, а общественные насекомые! Не было бы, например, таких вещей, как мораль и героизм: с точки зрения жалящей и погибающей пчелы, нет никакого героизма в этом поступке, она, пчела, к тому и предназначена, и обладает специальными приспособлениями. Не было бы этики и других- возвышенных вещей, которые есть и будут всегда, пока на Земле живут люди, у которых есть свободная воля". 4. Российский культуролог П.С. Гуревич пишет о человеке: „Мы можем, по-видимому, указать на одно поистине уникальное свойство человека: открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других живых существ человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть не отторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности — удивительное и существенное своеобразие чело века". (О человеческом в человеке. М., 1991) ПРИСЛУШАЕМСЯ Как ничтожен ты, человек, при всем величии своем, в сравнении со Вселенной. Как велик ты: при всей своей ничтожности, ты — частица Вселенной. Ф. Рюккерт Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят. Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, Гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам. Овидий
Если человек по природе своей общественное существо, то, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу. К. Маркс
Разница человека с животными именно в том и состоит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются. В. Г. Белинский |
ещё >> |