Похожие работы
|
«Технология модульного интерактивного обучения, как средство развития познавательных - страница №1/7
![]() Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа» Обобщение опыта работы по теме: «Технология модульного интерактивного обучения, как средство развития познавательных способностей учащихся и повышения мотивации учения » Автор учитель биологии и химии высшей квалификационной категории Махрина Галина Николаевна Мой e-mail: galinamakhrina @yandex.ru п. Куть-Ях 2013г.
Введение 1. Психолого-педагогические основы модульного обучения 1.1 Опыт применения модульной технологии 1.2 Общая структура модульного обучения 2. Применение модульной интерактивной технологии обучения в школьном курсе биологии 2.1 Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения 2.2 Построение дидактического модуля на примере темы «Внутренняя среда организма» Анализ результатов апробации модульной интерактивной технологии обучения Выводы и рекомендации Список литературы Приложения Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями. В ФГОС устанавливаются требования к результатам учащихся: личностным, метапредметным, предметным. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования учащихся. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, т.к. они включают освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, что позволяет им получить необходимую подготовку для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, т.е. умения учиться. По требованиям ФГОС второго поколения учебная деятельность является деятельностью по самообразованию и саморазвитию. Но современные подростки не связывают напрямую своё будущее с уровнем школьных достижений. Как же учителю реализовывать ФГОС? Организация учебного процесса таким образом, чтобы учащийся стал субъектом деятельности, волнует каждого учителя с первого дня его педагогической деятельности. Учитель постоянно озабочен развитием рефлексии учащегося, т.е. развитием способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности. Формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности связано с определенным уровнем развития самооценки, выступающей важным механизмом саморегуляции.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Таким образом, возникает противоречие между существующей системой организации процесса обучения и требованием ФГОС к реализации образовательной программы основного и среднего образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникла необходимость найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса. Работа над темой « Технология модульного интерактивного обучения , как средство развития личности ученика и повышения качества знаний по биологии», рассматриваемая автором, актуальна , так как технология модульного интерактивного обучения - вариант технологии обучения, особенностью которого является организация личностно-мотивированной, познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и построение этого процесса на основе диалогического общения. Особенностью данной технологии является применение интерактивного обучения совместно с модульной технологией Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой Актуальность внедрения модульной интерактивной технологии объясняется стремлением повысить эффективность обучения, т.к. традиционная для современных школ организация учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, страдает двумя недостатками: Во-первых- многопредметность. Особенно в средней и старшей школе, где количество изучаемых предметов значительно. Во-вторых- количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, неуклонно сокращаемое в связи с введением новых базисных учебных планов. На изучение некоторых ( например биологии и химии) отведено всего один- два часа в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным. Модульная интерактивная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в средних и старших классах. Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель часто не успевает формировать необходимые умения и навыки. Ему приходится думать не о развитии способностей учащихся, а о прохождении программы с помощью учащихся. Поэтому модульная интерактивная технология и предлагает считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебный цикл ( модуль), включающий в себя определенное количество уроков. В процессе работы над темой автор пытается решить следующую проблему: является ли технология модульного интерактивного обучения одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса? Исходя из этой проблемы, возникли цель и задачи проводимой апробации и внедрения . Цель преобразований : определить и обосновать основные элементы технологии интерактивного модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках биологии. Объект преобразований : учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. Предмет преобразований: основные организационные и содержательные элементы интерактивной модульной технологии. В своей работе автор исходит из следующей гипотезы: повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках биологии послужат следующие элементы технологии модульного интерактивного обучения: -Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала; -Мотивация учения на основе последовательного целеполагания; -Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика; -Применение интерактивных методов обучения; -Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя. Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи: -Экспериментально подтвердить влияние технологии модульного интерактивного обучения на развитие личности ученика и повышение качества знаний; -Определить критерии эффективности модульного обучения на уроках биологии В процессе работы над проблемой применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, моделирование, тестирование, включенное наблюдение. Проводился сравнительный анализ результатов обучения на разных этапах эксперимента в период с 2009 по 2013 годы. \
Глава1. Психолого-педагогические основы модульного обучения 1.1 Опыт применения модульной технологии, описанный в научно-методической литературе. Понятие педагогической технологии. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений. В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а следовательно, и самые различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, вальдорфские, частные, авторские), используются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания, разрабатываются свои педагогические технологии. В педагогике и психологии употребляются понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология развития личности», «технология коллективной творческой деятельности», «технология педагогического воздействия и взаимодействия» и др. Понятие «технология» у разных авторов имеет различную интерпретацию. Само слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. В.П. Беспалько педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс. M.B. Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология - это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. По ее мнению, это целая область профессиональной подготовки и переподготовки педагога, связанная с творчеством, мастерством, педагогической техникой . Педагоги-исследователи дают и другие характеристики педагогической технологии. Так, Г.К. Селевко рассматривает понятие «педагогическая технология» в трех уровнях: общедидактическом, часто-методическом (предметном), локальном (модульном). Например, предметные методики относят к вспомогательным технологиям, которые предполагают сложную систему способов и приемок подготовки и проведения самых разных видов (форм) деятельности учи теля и учащихся, объединенных образовательными приоритетными целями и конкретным содержанием. В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей («технологическая цепочка»). Так, в виде «технологической цепочки» можно представить систему деятельности педагога, как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока или различных форм воспитательной работы. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологии связано с новым, более качественным уровнем деятельности педагога-воспитателя, в частности, с повышением уровня его технологичности, искусства обучения и воспитания, умений педагогической техники . В настоящее время существует множество различных педагогических технологий. Разработка их, как правило, соответствует той или иной теоретической концепции. Проектирование новых технологий - сложный процесс, включающий несколько уровней, таких, как: концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим возникает проблема полной системы средств описания педагогических технологий. Соответственно идеям той или иной психолого-педагогической теории можно определить, например, технологию современного урока, технологию обучения по направленности (проблемное обучение, программированное обучение, компьютерное), технологию коллективной познавательной деятельности, технологию игровой деятельности, технологию изучения и описания передового педагогического опыта и др.
В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии? В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса. Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. В России попытку организовать модульную систему обучения предприняли школы № 1208 (директор И.Б. Сенновский) и № 1079 (директор П.И. Третьяков) города Москвы. Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Совместная их работа “Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография” является лучшим и наиболее конкретным пособием для учителя. В ней рассматривается не только содержательная структура модульного обучения, но и его организационная сторона. Последняя является для авторов превалирующей. Однако наряду с примерным расписанием уроков даются и основные принципы построения содержания учебных элементов модуля и модуля в целом. Несомненную пользу для учителя принесут и предлагаемые авторами схемы анализа деятельности ученика и учителя при модульной технологии, анкеты и т.д. В других своих работах, в частности, Сенновский И.Б., акцентирует внимание на различных элементах модульной технологии. В работе “Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения” главное внимание уделяется организационным моментам работы школы. В статье “Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии” акцент ставится на особенностях деятельности учителя в отношении содержательного и организационного аспектов модульного обучения. Менее подробно в педагогической и дидактической литературе рассмотрены теоретические основы модульной технологии. Монография П. Юцявичене “Теория и практика модульного обучения”, которую многие последователи считают самым фундаментальным исследованием в этом вопросе. Определить теоретические и методологические основы проблемно-модульного обучения попытался Чошанов М.А. В своей книге он пишет: “Исходной методологической позицией построения технологии проблемно-модульного обучения является общая теория фундаментальных систем (Л. Берталанфи, П.К. Анохин, К.В. Судаков и др.), согласно которой весь континуум мыслительной деятельности человека, доминирующей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно-значимой проблемы, может быть разделен на “кванты”. Принцип системного квантования опирается на модульную организацию коры мозга человека (Г. Эдельман, В.Маунткастл, Дж. Центагозай и др.). Принципы системного квантования, проблемности и модульности лежат в основе функциональных систем психической деятельности человека, выраженных различными знаковыми системами (языковыми, символическими, графическими и т.д.)”. Далее автор показывает слагаемые проблемно-модульного обучения, его принципы и границы применения, а также рассматривает вопросы реализации этой технологии на практике. Проблемно-модульная технология обучения широко используется в высших учебных заведениях для повышения эффективности образовательной подготовки студентов. Аспектам её развития в ВУЗах посвящены статьи Галочкина А.И., Базарнова Н.Г., Маркина В.И., Касько Н.С.[16]. В них рассматриваются элементы данной технологии, конкретное их воплощение в работе студентов, приводятся данные, доказывающие эффективность технологии. Многие принципы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Наиболее сложной стороне данной технологии – целеполаганию, посвящена книга Беспалько В.П. Главная задача её – научить правильно, т.е. диагностично, поставить цель деятельности и проверить уровень её достижения. Вопросы правильной постановки целей затронуты и в трудах Кларина М.В. Интересны, с точки зрения практического воплощения модульной системы обучения, статьи Шамовой Т.И. в журнале “Биология в школе” и Головатенко А. в приложении к газете “Первое сентября” – “История” . Оба они кратко знакомят с элементами технологии, приводя примеры из опыта работы некоторых учителей. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа различными документами и источниками информации, используются индивидуальные и групповые творческие работы. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. (Приложение 1). Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 1.2 Общая структура модульного обучения Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: общая постановка цели обучения; переход от общей формулировки цели к её конкретизации; предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся; совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи); оценка результата; Благодаря этому, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Схематически структура учебного модуля показана на рисунке 1. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов. Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.
(организация познавательной деятельности учеников, преимущественно через диалогическое общение) ![]() ![]() Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску ( в некоторых случаях -элементам исследовательской деятельности) даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня оценки знаний . В диалогической части познавательный процесс строится ,преимущественно, на основе взаимодействия учащихся между собой посредством деления класса на микрогруппы (4-7 человек), с включением в эту часть различных игровых технологий. Учитель выступает главным образом, в роли стимулятора, консультанта и организатора познавательного процесса учащихся. Другой особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки учителя. Учитель, определив количество часов на один учебный модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации уроков данного модуля.
Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения. Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, рельефных слов, в которых как бы «закодирована» основная информация по теме. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости. Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий , «кодов»). Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля ( в пределах 15-20 заданий). Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта (можно заменить диктантом, контрольной работой и т.д.) Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. По содержанию изучаемого материала разрабатываются задания первой степени сложности, средней степени сложности и задания повышенной степени сложности с элементами поискового (исследовательского) обучения для каждого ученика (каждый ученик имеет право выбора задания любого уровня сложности – оценка собственных знаний, возможность самостоятельно планировать свою работу) Диалогическая часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13-и до 24-х раз. Неоднократное возвращение к содержанию «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, мышление, внимание, устную и письменную речи. Важным условием технологии является возможность использования учениками любых научных источников: учебников, учебных пособий, справочной литературы, а также получение оперативной консультации со стороны учителя, которому отводится роль организатора, помощника, консультанта. Таким образом реализуется идея формирования и развития основных (базовых) компетентностей, в частности коммуникативной и информационной. Итоговая часть учебного модуля - контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учениками различных научных источников, то в итоговой части ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. Тестовые задания, контрольные работы, зачет, творческая работа либо понятийный( терминологический) диктант, как формы контроля знаний учащихся, в зависимости от специфики учебного предмета, предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля. Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней («облегченный», «стандартный» и «сверхстандартный»), то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования. Отдельно учитываются задания исследовательского характера. Они могут быть оформлены в виде доклада, сообщения, реферата и представлены в НОУ (научные общества учащихся), на конкурсы и т.д. (по степени ценности и значимости исследования, проведенного учеником). В данном случае налицо развитие исследовательской компетентности учащихся. Вводная часть учебного модуля По мнению психологов, изучение каждого самостоятельного раздела (темы) должно состоять из трёх основных этапов: Вводно-мотивационного; Операционально-познавательного; Рефлексивно-оценочного. Вводно-мотивационный этап в данном модуле осуществляется во вводной части. На этом этапе ученики должны осознавать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, что именно им надо усвоить и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого, по их мнению, необходимы четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), её значения (для чего это нужно), выделение способов достижения цели. Эксперименты показали, что при формировании знаний о конкретных свойствах объектов эффективнее начинать объяснение с материализованной в виде схем и знаковых моделей формы действий . В процессе познания какого-либо явления у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое. Для защиты памяти возможности опереться на полученные знания в последующем необходимо, по мнению психолога Л.В.Шешнёва, во первых, чтобы память не хранила следов первоначального чувства непонимания; во- вторых, чтобы она сохраняла и выдавала усвоенные понятия и представления в защитной упаковке, в прочных закрытых «футлярах», Таким «футляром» является знак (термин), знаковая система . Таким образом, во вводной части учебного модуля учитель: Знакомит учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля; Определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет «принятию» этих целей и задач каждым учеником; Кратко ( в течение 15-20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы ( «футляры», знаковые модели). Диалогическая часть учебного модуля Диалогическая часть учебного модуля является осуществлением второго этапа целостного изучения раздела (темы) – операционно-познавательного. При конструировании этой части модуля рекомендуется руководствоваться концепцией Л.Фридмана , которая основана на следующих положениях: Учение рассматривается как система различных видов деятельности ученика в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы. Они направлены на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть на развитие тех качеств личности ученика, которые составляют цель образования. Психологически оправданным управлением учением должно быть, в первую очередь, создание условий для развития потребностей, мотивов и целей деятельности ученика. Управление учением должно быть гибким, оно возможно лишь при внутреннем росте учащихся, по мере возрастания степени обученности детей. Ученики должны принимать непосредственное участие в определении целей конкретной учебной деятельности, то есть управление должно быть личностным. Степень личностного управления процессом учения должна возрастать по мере роста учащихся, на старшей ступени она должна приобрести всеобщий характер. Управление процессом учения должно происходить в опоре на внутренние силы и возможности детей. При подготовке диалогической части учебного модуля учитель вычленяет и структурирует основное содержание учебного материала. При этом необходимо учитывать, что подача учебного материала для проработки и закрепления его учениками на каждом уроке даётся определёнными порциями, в которых в краткой, ёмкой форме заключено содержание всего раздела (темы). Учебный материал, требующий проработки, готовится учителем на трёх уровнях сложности (простой, средней степени сложности, сложный). Право выбора одного из трёх уровней остаётся за каждым учеником. Важным моментом является то, что задания сложного, поискового, творческого характера предлагаются ученику, выполнившему задание программного материала любого уровня сложности, то есть практически каждому. При планировании уроков этой части учитель обращает внимание на обеспечение диалогического общения учеников. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета и средства диалогического общения учащихся. Таким образом, формируется следующая структура подготовки учителем диалогической части, состоящая из 5 шагов-действий : 1. Вычленение основного содержания материала диалогической части модуля. 2.Подача учебного материала целостно, компактно, по «нарастающей». 3.Подготовка заданий по теме на облегчённом уровне и на уровне, обеспечивающем требования стандарта образования. 4.Подготовка материала творческого характера для развития интереса к предмету и креативности (способности к творчеству) учеников. 5. Обеспечение диалогического общения на всех уроках данной части. Принципы построения диалогической части Первые три шага-действия (рис.2) предполагают работу учителя над выделением и распределением всего содержания учебного материала на диалогическую часть учебного модуля. Работа диалогической части строится с учетом следующих основных принципов: принцип целостного подхода к учебному материалу; принцип изучения по «нарастающей» (сначала в сжатом виде, затем – «раскручивая» содержание, увеличивая объём и вводя второстепенные детали ил факты). Это означает проработку учебного материала учеником не по частям, а комплексно, по всему разделу (теме). принцип «возвращения» к теме учебного модуля на каждом уроке диалогической части (не путать с повторением). Практически возврат к теме «по нарастающей», как по объёму учебного материала, так и по степени сложности заданий, необходим для прочности усвоения знаний. Исследование показывают, что долгосрочная память хранит информацию и переводит её на уровень знаний при осознанном многократном (до 7 раз) возврате к ней. Причём, главным является не повторение материала, а именно возврат к теме, использование её в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед человеком проблем. Поэтому усвоение учебного материала в данной части модуля – лишь необходимое средство, без которого невозможно достичь основных целей: развивать логику мышления, умения видеть связи между различными явлениями и фактами, научиться формулировать и научно обосновывать понятия; развивать интеллект и креативность (способность к творчеству) и т.д. Следует обратить внимание на то, что развивает личность не любая деятельность, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Нужно, чтобы ученику нравилось заниматься учебной, познавательной деятельностью, чтобы он получал удовольствие от умственной работы. Пожалуй, это является наиболее проблематичной задачей в работе учителя. Как сделать так, чтобы каждый ученик был положительно настроен на учение, чтобы познавательный интерес сопровождался устойчивым положительным отношением со стороны каждого ученика и вызывал у них положительные эмоции? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как это обусловлено многими психологическими факторами. Однако возможность поиска решения данной проблемы существует. Будем исходить из того, что: для настоящего включения ученика в учение нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности были бы не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для ученика в его переживаниях ; организация познавательного процесса посредством диалогического общения оказывает более или менее сильное влияние на притязания и намерения, мысли, состояния и чувства людей, участвующих в нем ; совместная работа (работа в микрогруппах) способствует: снятию исходных установок некоторых участников на невозможность решить поставленные задачи; снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс . развитие способностей,в том числе и познавательных, легче достигается в достаточно демократической атмосфере; для одних участников важным является достижение результатов своей деятельности, для других – собственная работа мысли. Наиболее полезным, развивающим считается учение на пределе трудности для самого ученика. Вот почему в диалогической части предлагаемого учебного модуля учитель разрабатывает 3-хуровневые задания для каждого ученика. Задания 1 уровня рассчитаны на развитие творчества учащихся. Задания 2 и 3 уровней предполагают усвоение программного материала учащимися на уровне государственного стандарта образования. Задания, разработанные учителем для каждого ученика, предусматривают выбор одного по усмотрению учащегося. Диалогическая часть учебного модуля имеет несколько особенностей, на которые следует обратить внимание: Обучение и учение в этой части являются: развивающими в связи с этим – необходимость концентрации учителя на интересы учеников. Отсюда: ориентация и создание условий в учебном процессе на развитие логики, мышления, устной и письменной речи, способностей каждого ученика, интереса к познавательной деятельности. К созданию условий можно отнести: обеспечение психологической безопасности, психосовместимости учеников, благоприятной психологической атмосферы (доброжелательной, открытой, эмпативной ит.д), рабочих мест, средств обучения для каждого ученика; б) подготовительными, для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе). Как видно, в этой части модуля наиболее используемыми являются методы взаимопроверки. При этом возможны ситуации, когда ученик берёт на проверку работу с повышенной для него степенью сложности. Естественно, он не может правильно оценить правильность или неправильность выполнения данной работы. Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения задач. Они будут востребованы учениками при взаимопроверке и взаимооценке результатов их учебного труда (ответы на задания 1-го уровня, если они предполагают нестандартный ответ, проверяет учитель). Обучение репродуктивного (воспроизводимого) характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением. Преимущественно используются активные формы обучения, построенные на диалоге, общении учащихся друг с другом. В диалогической части учебного модуля используется не традиционная пятибалльная (по сути, трехбалльная) система оценки знаний учащихся, а девятибалльная, позволяющая каждому ученику безболезненно переходить от одного уровня заданий к другому, так как в рамках каждого уровня можно получить отметку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Таблица 1. Шкала перевода оценок.
Обучение и учение в этой части являются подготовительными для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе). Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения - ответы-образцы (эталоны ответов, ключи заданий). Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложном взаимоотношении как уже отмечалось, многие личностные психические свойства ребёнка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Поэтому всякая попытка учителя «внести» в ребёнка познание не приносит желаемых результатов (т.е. не развивает личность), если не организована собственная деятельность ученика, приносящая ему переживание положительных эмоций от преодоления трудностей, открытий, получения положительного результата и, главное, от самой познавательной деятельности. Для этого учителю необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого ученика. К.Роджерс считает, что учитель может создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами: Всегда демонстрировать детям своё доверие. Помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач обучения. Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями. Выступать в такой роли для каждого ученика. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. Быть активным участником группового взаимодействия. Открыто выражать к группе свои чувства. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. Хорошо знать самого себя. В.А.Вялых предлагает оценивать благоприятность психологической атмосферы учебных занятий по шкале «комфортность – дискомфортность» ПСИХОЛО- ДИСКОМФОРТ ПСИХОЛО- ПСИХОЛО-ГИЧЕСКАЯ ГИЧЕСКИ ГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ОПАСНОСТЬ КОМФОРТ Шкала «комфортность -дискомфортность» (по В.А.Вялых) Установлено, что результативность учения зависит от того, на какой из этих позиций организован учебный процесс. Стрелка, ведущая влево, показывает уменьшение результативности, ведущая вправо – повышение результативности обучения. Только в условиях психологического комфорта и психологической безопасности можно организовать эффективную поисковую, исследовательскую деятельность, так как поиск, исследование возможны лишь в атмосфере исключительной доброжелательности, открытости, внутренней раскрепощенности личности, на основе диалога, общения учащихся. Общение является важным фактором развития личности человека, поэтому организация учебной деятельности посредством общения позволяет не только активизировать её, но и оказывать большое влияние на развитие личности ученика. Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм. К ним относятся: Групповая или индивидуально-групповая; Парная;
Коллективная. Эти формы называются общими или структурными. Можно выделить конкретные или специальные формы: Семинар; Учебная конференция; Диспут; Групповая дискуссия и т.д. Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение. Включаясь в игровые ситуации ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации учебного процесса . Итоговая (контрольная) часть учебного модуля Эта часть является последней, завершающей весь цикл обучения раздела или темы (рефлексивно-оценочный этап). Она предназначена для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части. Именно в этой части ученики анализируют свою деятельность – получают отметки, которые в конечном счете, и определяют общий учебный результат познавательной деятельности каждого ученика. Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка. Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Глава 2. Практическое применение модульной интерактивной технологии обучения в школьном курсе биологии 2.1 Планирование работы по внедрению интерактивной технологии обучения В качестве главного результата инновационных преобразований процесса обучения автор считает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность и мотивированность на самообразование. Изучая разнообразные современные технологии, приходим к выводу, что наиболее подходящей в наших условиях является технология модульного интерактивного обучения Она, по нашему мнению, наиболее полно способствует, формированию интеллектуальных умений и развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии. Содержание предмета биологии позволяет ребёнку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек- это его малая часть. Обучение на уроках биологии должно происходить под девизом «Живи в мире, будь его полноценной частью»! Воспитание ученика- исследователя- это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процесс, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. При изучении биологии происходит формирование следующих интеллектуальных умений и познавательной активности учащихся: 1. наличие представлений о разнообразии объектов и явлений природы. 2. усвоение элементарных сведений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, её охране. 3. формирование основ экологической культуры. 4. воспитание правильного отношения к своему здоровью. Формирование общеучебных умений и навыков при изучении биологии можно отобразить в виде таблицы: ( по Шамовой Т.И.)
следующая страница >> |
ещё >> |