Технологическая карта изучения темы «Где зимуют птицы?», 1 класс учитель начальных классов: Булдакова Валентина Николаевна маоу «сош - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Наш дом Россия» 1 61.25kb.
Пермский край, г. Краснокамск «Лебединое озеро» Скрыпина Анна, 13... 1 27.79kb.
«Материки мира» 1 72.75kb.
Краеведческая конференция Секция 1 249.66kb.
«Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна... 1 78.88kb.
«Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна... 1 48.03kb.
Новые технологии для новой школы. Опыт внедрения фгос в начальной... 1 115.25kb.
Сценарий проекта «Орнаменты на одежде народностей Пуровского района» 1 46.83kb.
«Число и цифра 7» 1 87.9kb.
Формирование духовной культуры младших школьников Немкова Елена Николаевна... 1 145.56kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.93kb.
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе... 1 45.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Технологическая карта изучения темы «Где зимуют птицы?», 1 класс учитель начальных - страница №1/1

Технологическая карта изучения темы «Где зимуют птицы?», 1 класс

учитель начальных классов: Булдакова Валентина Николаевна

МАОУ «СОШ№10» г. Краснокамск Пермский край



Тема

Где зимуют птицы?

Цель темы


Уточнить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях; уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; уточнить знания учащихся о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.

Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.


Планируемый результат

Знать о многообразии мира зимующих и перелетных птиц.

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.

Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.


Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник А. А. Плешаков « Мир вокруг нас», 1 класс.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал ,мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, , в группах



Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.


Формулировать законы работы в группе и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Добрый день!

проверь, дружок,

готов ли ты начать урок?

все на месте, все в порядке:

книжки, ручки и тетрадки?

Расскажите о законах работы в паре, группе .

-Если вы посмотрите на картинку

( слайд №1 зима, птицы)- вы догадаетесь, о чем мы будем говорить.

- Правильно , о птицах.




I этап. Организационный момент.

- Почему эти законы нужно соблюдать каждому из вас?

- Любите ли вы зиму? Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

-Назовите зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль).



Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие мира птиц.


Работать с информацией, представленной в форме загадок .
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в группе по разгадыванию загадки,

показать учащимся всё многообразие мира птиц,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.




II этап. Актуализация знаний.

- Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте.

Мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, заглянуть в загадочное, покрытое тайной царство птиц!


Организует работу по составлению картинки из «комочков снега».

Отгадайте загадки.
Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится

Прилетает к нам часто …(синица)


Тащит в дупла лип упорно

Желуди, орехи, зерна,

Как заправский кладовщик

Бойкий …. ямщик. (Поползень).

Не страшны ему метели

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный …(Клест).


Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы

Днем он – забияка

Поутру - часы (Петух). (слайд № 2-3)

-Что у этих птиц общее?(Строение тела птиц). (слайд № 4 )

Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно это или нет , я предлагаю вам выполнить практическую работу.

(слайд № 5).




II этап. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

Составление картинки на тему «Птицы». Выбрать подходящие по смыслу слова, написанные на «комочках снега».
Птицы

( какие?)



По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.


Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Петух- это домашняя птица).



Познавательные

Практическая работа :

логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2.Ворона большая, а воробей …маленький.

3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Клест нарядный, а воробей…невзрачный.

5. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД



III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами.

Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.



Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Организовать работу в группах

обеспечить

контроль


за выполнением

задания.


.


III этап. Изучение нового материала.

1).Вступительная беседа учителя.

Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах , а другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…
Учитель предлагает выполнить практическую работу в группах с текстом. Узнай птицу по описанию.

2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр. 16 - 17

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 6). Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 7)

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

(слайд № 8)




Физминутка.

-Скажите ребята, о каких перелетных птицах вы узнали?(Ласточки, стрижи, жаворонки, соловей, аисты, кукушки).Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Но оказывается, ребята, - не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.


Знакомство с кормом для птиц.

(слайд № 9).

Как видите, мало сделать кормушку, но еще надо хорошо знать, какой корм нужен птицам.



III этап. Изучение нового материала.

Практическая работа в группах: Чтение текстов с описанием птиц, отгадывание. Каждая группа получает карточку с заданием.


Карточка с заданием.
I группа.

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птицы – воробьи, скворцы. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней челюстью о верхнюю. (аист)

II группа

Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах в течении весны откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которые не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка)

Ш группа

Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки)

IV группа

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок, беспрерывно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью; они клевать будут все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо – голубые.


По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?

- Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях?

Высказывания детей. Для ответа на первую часть вопроса ученики должны воспользоваться рисунком на с. 17.

Мы немного устали. Давайте отдохнем.



Физминутка.

-А какие советы вы могли бы дать друг другу?

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Личностные УУД


IV этап. Закрепление изученного.
Цель – Научиться называть зимующих и перелетных птиц на территории школы.


. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в группах обеспечить

контроль


за выполнением

задания.


Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.




IV этап. Закрепление изученного.



IV этап. Закрепление изученного.

(самостоятельная работа)

Ученики определяют каких птиц они видели на территории школы.

Зеленый круг- перелетные птицы.

Красный круг – зимующие птицы.
По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Контролирующее задание.


2. Тест

Самостоятельная работа.

1) Каких птиц называют перелетными?

А) которые умеют летать

Б) которые плохо летают

В) которые очень хорошо летают

Г) которые улетают на зиму в теплые края

2) Какие из перечисленных птиц являются

перелетными?

А) дятел, поползень

Б) ласточка, скворец

В) сова, синица

Г) воробей, галка


3) Какие из указанных птиц зимуют в наших краях?

А) соловей, зяблик

Б) журавль, жаворонок

В) скворец, ласточка

Г) поползень, дятел

4) Как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?

А) следили за птицами

Б) надевали им на лапки кольца

В) надевали им на шеи ожерелья


5) Почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?

А) они боятся холода

Б) им зимой не хватает пищи

В) они не любят снег

Г) они улетают на отдых




VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

знаю

Расскажите по схеме: Я запомнил



(слайд № 10)

смог
- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа)

- Перечислите перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?


- В рабочих тетрадях записывайте о своих наблюдениях за птицами:

1.Какое количество птиц прилетает на кормушки.



2.Какие птицы появились, а какие исчезли?





Годы, которые женщина отнимает от своего возраста, не потеряны: она прибавляет их к возрасту других женщин. Диана де Пуатье
ещё >>