Технологическая карта дисциплины «Естественно-научная картина мира» Кафедра общей физики и методики преподавания физики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование в преподавании физики основной школы методики развития... 1 54.22kb.
Кафедра общей физики дударева Татьяна Викторовна 3 507.2kb.
Естественно-научная картина мира 6 899.94kb.
Тест №1. «История методики преподавания физики» 1 117.65kb.
План проведения предметной недели физико – математических наук 15. 1 51.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «физика» Кафедра общей и... 2 421.88kb.
Программа «Физика тяжелых ионов и высокие технологии» 1 29.32kb.
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины 1 235.27kb.
Программа «Физика плазмы» 1 25.22kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Современная научная картина... 1 187.31kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Экология Направление подготовки... 1 301.32kb.
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле 1 146.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Технологическая карта дисциплины «Естественно-научная картина мира» Кафедра общей - страница №1/1

Технологическая карта

дисциплины

«Естественно-научная картина мира»
Кафедра общей физики и методики преподавания физики
Специальность: Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки математика с дополнительной специальностью физика

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Количество часов(по учебному плану всего/аудиторных): 72/36

Статус дисциплины(по учебному плану): обязательная

Семестр: 1

Распределение часов: лекции 36 часов, самостоятельная работа 36часов

Зачётных единиц: 2

Преподаватель Федоров О.А., доцент, к.п.н.

Условия накопления баллов и критерии оценивания

Обязательные:


  1. посещение занятий - 0,5 балл;

  2. подготовка к занятию, выполнение домашнего задания – 1 балл;

  3. активная работа на занятии – 0,5 балла;

  4. Выполнение тестового задания – 2 балла;

  5. Подготовка реферата, презентации – 1 балл;

  6. выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)- 1 балл

  7. итоговая аттестация зачет – 15 баллов.



Балльная структура оценки


№ п/п

Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов


Максимальное для аттестации количество баллов


1

Посещение занятий (лекции и практики)

14

18

2

Учёт активности работы на занятиях

9

18

3

Выполнение домашнего задания

4

4

4

Выполнение тестового задания

4

10

5

Подготовка реферата

2

10

6

Подготовка презентации

4

20

7

Зачет

15

20




ИТОГО

52

100



Описание курса

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: ознакомление студентов с естественнонаучной картиной мира как важнейшим феноменом современной науки, ее ролью в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.

К основной практической цели курса следует отнести развитие у студентов умения сочетать достижения естественнонаучных и гуманитарных наук, научно объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов.



Задачи. Широта предметного поля дисциплины определяет многообразие ее задач:

  1. раскрыть особенности современной естественнонаучной картины мира, в том числе – в ее связи с наиболее значимыми феноменами гуманитарной культуры;

  2. обозначить этапы становления научного естествознания в рамках общего культурно-исторического процесса;

  3. обозначить основные естественнонаучные концепции, описывающие сущность и взаимодействие материальных объектов, пространства и времени, происхождения Земли, жизни и социальности;

  4. раскрыть сущность современных философских концепций в их связи с естественнонаучной методологией (основы системного, эволюционно-синергетического подходов, концепция устойчивого развития);

  5. сформировать у студентов уровень естественнонаучной грамотности, необходимый для адекватного понимания современных социально-экологических проблем, потребностей и возможностей современного человека, возможных сценариев дальнейшего развития человечества.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: основные черты естественнонаучной картины мира как одного из важнейших элементов современной культуры; этапы становления современного естествознания; концепции, описывающие сущность пространства и времени как арены природных и социальных явлений; важнейшие концепции физики, химии, биологии и наук о Земле; роль естествознания в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.

уметь: применять основы естественнонаучной методологии в теории и на практике; сочетать естественнонаучное мировоззрение с гуманитарным; объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов; оперировать системными моделями объектов и явлений в описании природных и социальных феноменов.

владеть: представлением о сущности естественнонаучной картины мира; методологическими принципами, выработанными в рамках естествознания; основами генетического, системного, синергетического и других подходов.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Естественно-научная картина мира» - дисциплина базовой части математического и естественнонаучного цикла. Это общеобразовательная мировоззренческая дисциплина, предназначенная для подготовки бакалавров и специалистов по множеству научных направлений. Ее важнейшее значение – раскрытие взаимосвязи между природными и социальными процессами, естественными и гуманитарными науками. Мировоззренческая функция данного курса дополняется методологической, предоставляя студентам комплекс теоретико-методологических концепций естественных наук. В целом, изучение данной дисциплины позволяет студентам более глубоко понять области своего профессионального интереса и избегать, с одной стороны, излишней гуманитаризации множества социальных процессов, а с другой – увидеть связь социальных явлений с природными процессами.

Формируемые компетенции:

2.1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);



2.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


недели

Наименование тем. Вопросов дисциплины

Занятия (часы)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Миним. Для атте-

стации кол-во баллов

Мак-

сим. кол-во баллов

ЛК

ПР

содержание

часы

1

Введение

Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса.



4

-




1

Учет посещаемости.

2

1

2

Логика и методология научного познания.

Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы.

Методы научного познания. Формы научного знания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.


8

-




1

Учет посещаемости.

4

1

3

Понятие естественнонаучной картины мира. Характерные черты есте-ственнонаучной картины мира. Формирование и развитие естественно-научной картины мира. Функции естественнонаучной картины мира. Основные изменения естественнонаучной картины мира.

Фундаментальные основы новой естественнонаучной картины



4

-

Подготовка дополнительного материала по лекционной теме. Составление тестовых заданий по теме лекции.

2

Учет посещаемости.

Учет активной работы на занятии.

Проверка домашнего задания.


2
1

0.5


1
2

0.5


4

Понятие научной революции. Научные революции как путь к прогрессу. Научные революции и смена естественнонаучных картин мира.

Три глобальных научных революции: Аристотелевская революция; Ньютоновская революция; Эйнштейновская революция.



4

-




1

Учет посещаемости.

2

1

5

Физико-химическая картина мира.
Становление классической механики.

Развитие учения об электричестве и магнетизме.

Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

Корпускулярно-волновой дуализм.

Материя и движение, время и пространство. Виды фундаментальных взаимо-действий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе.

Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики.

Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительно-сти, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии.

Мир элементарных частиц.

Атомно-молекулярный уровень организации материи.


4

-

Подготовка дополнительного материала по лекционной теме. Составление тестовых заданий по теме лекции.

2

Учет посещаемости.

Учет активной работы на занятии.

Проверка домашнего задания.


2
1


0.5

1
2

0.5

6

Биологическая картина мира.
Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы.

Зарождение экспериментальной биологии во второй половине ХIХ века. Ин-теграция биологических наук. Расшифровка процессов саморегуляции. Онтогенез и филогенез. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Ковариантная редупликация и биологический прогресс.

Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организ-мов.

Отличие живого от неживого. Свойства живых систем.

Клетка. Воспроизводство живого.

Генетические законы и факторы эволюции.

Учение Вернадского о биосфере.

Типы сред, действие факторов среды.

Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирова-ния экосистем.

4

-




1

Учет посещаемости.

2

1

7

Астрономическая картина мира.
Элементы эволюции Вселенной: первая теория гравитации; фотометрический парадокс; предпосылки создания новой теории гравитации; космологические модели Вселенной; теория горячей Вселенной Г.Гамова; элементарные частицы и происхождение Вселенной; распространенность химических элементов во Вселенной; реликтовое излучение; красное смещение; модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; эволюция и типы звезд; эволюция Вселенной.

Строение и эволюция Галактики: строение Галактики; эволюция Галактики; источники энергии Солнца и звезд; строение, происхождение, эволюция Сол-нечной системы; Солнце (строение, солнечные пятна, протуберанцы, хромо-сферные вспышки); Солнечно-земные связи.

Внутреннее строение и история геосферных оболочек..

4

-

Подготовка дополнительного материала по лекционной теме. Составление тестовых заданий по теме лекции.

2

Учет посещаемости.

Учет активной работы на занятии.

Проверка домашнего задания.


2
1

0.5


1
2

0.5


8

Синергетика. Принцип универсального эволюционизма. Самоорганизация в живых и неживых системах. Условия самоорганизации. Флуктуа-ции. Точка бифуркации.

4

-




2

Учет посещаемости.

2

1

9

Человек как объект естественнонаучного познания.

Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здо-ровья человека.

История развития цивилизации.

Современные глобальные проблемы человечества.


4

--

Подготовка дополнительного материала по лекционной теме. Составление тестовых заданий по теме лекции.

2

Учет посещаемости.

Учет активной работы на занятии.

Проверка домашнего задания.


2
1

0.5


1
2

0.5


Итого по обязательным видам учебной деятельности

36

-




14




27

40

Дополнительные виды учебной деятельности




Подготовка реферата.










2




2

10




Подготовка презентации










5




4

20




Промежуточный контроль (тестирование).










5




4

10




Подготовка к зачету. зачет.










10




15

20

Итого по дополнительным видам учебной деятельности
















25




Итого

36







36




52

100

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации ___52___ баллов (удовлетворительно).


Дополнительные требования:

Студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным и по дополнительным видам учебной деятельности количество баллов в соответствии с описанием, а также, выполнить домашнее задание.


Преподаватель к.п.н., доцент кафедры ОФиМПФ_______________________ /Федоров Олег Анатольевич

Утверждено на заседании кафедры___________________________________


Протокол №_________ от «__________»_____________20___г.

Заведующий кафедрой к.п.н, доцент ______________________/Федоров Олег Анатольевич.




Образование — это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют. Карл Краус
ещё >>