Татарский национальный костюм - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель 1 46.57kb.
Карельский национальный костюм 1 42.93kb.
Марийский национальный костюм как пример художественного наследия... 1 93.77kb.
Татарский национальный праздник Сабантуй 1 131.58kb.
Легкий защитный костюм л-1, сокращенно просто л-1 1 12.55kb.
Исследовательская часть Национальный костюм в дизайнерской практике 1 103.5kb.
Русский национальный костюм 1 147.08kb.
Народный костюм (костюм казака и казачки) 1 75.59kb.
Костюм хлорофиллсодержащий Общие характеристики 1 18.77kb.
Культура кабардинцев и балкарцев. «Традиционный национальный костюм» 1 66.95kb.
Лекция «Северный народный костюм» 1 154.82kb.
Особенности населения Кемеровской области 2 384.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Татарский национальный костюм - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

Воробьевская средняя образовательная школа



Тема:

Татарский национальный костюм

Авторы: Руководитель:

Мухамедьярова Рамиля Мухамедьярова В.З.

Ученица 7 класса,

Пахретдинова Динара

Ученица 8 класса

С.Воробьево-2009 г.

Оглавление:

1.Введение

2.Татары - одна из народностей Сибири…………………………. 5

3.Мужская и женская одежда……………………………………… 6

4. Головные уборы мужчин………………………………………… 7

5. Особенности женской одежды…………………………………. 7-8

6. Женские головные уборы………………………………………... 8-9

7. Украшения………………………………………………………...9-10

8. Обувь……………………………………………………………….10-11

9. Заключение…………………………………………………………12

10. Список литературы……………………………………….13

Введение

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. История народа сохраняется не только в письменных источниках, но и находит отражение в фольклоре, праздниках, обычаях и обрядах, верованиях, материальных предметах, в том числе и одежде. В своей работе я хотела показать самобытность татарской одежды, так как я живу в селе, где проживает много людей татарской национальности. Почти половина населения 273 человека-это татары. Я сама по национальности татарка . Здесь живут мои родители, братья и сёстры, дедушка и бабушки, все мои родственники. Мне интересно изучить особенности одежды народа. Татарский костюм представляет собой целую систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, ювелирных украшений. Всё это сочеталось по цвету, материалу изготовления орнаменту.



Цель работы: Исследовать элементы костюма татар.

Задачи:

1.Выявить особенности костюма татар.

2.Дать характеристику костюму татар.

3.Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.

Актуальность темы:

Наше село многонациональное. Здесь живут русские, татары, башкиры, немцы, литовцы. Источником для написания работы послужил материал о народонаселение нашего села, который был собран ребятами нашего кружка в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с односельчанами. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней»



Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.



Методика исследования:

В ходе исследования был изучен и проанализирован материал о населении села Администрации сельского совета. При выполнении работы мы встречались с людьми, которые живут в нашем селе и знают традиции татар, и соблюдают обряды. Эти люди передают свои знания своим детям, внукам и молодому поколению. Своими знаниями с нами поделились Шаяхметов Кавый Шаяхметович, Нурлина Нагима Атауловна.



Глава 1. Татары - одна из народностей Сибири

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно - территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.1

На территории Барабинской степи проживают Барабинские татары. Значительную часть составляет татары, переселившиеся в различные периоды освоения Сибири из европейской части страны, так называемые «Казанские татары».



Глава 2.Мужская и женская одежда

Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.



2.1 Особенности мужской одежды.

Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха с воротником-стойкой, отложной воротник чаще встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на правой стороне груди. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками.

Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже и из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это камзол-вид домашней одежды, бишмет-утепленная ватой или шерстью зимняя одежда, чабу тун - меховая крытая тканью, шуба. Кроме того для посещения мечетей – чопан. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.



2.2. Головные уборы мужчин.

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.



2.3. Особенности женской одежды.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции, Характерной для татарявляется тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.

Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

2.2.Женские головные уборы

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.



2.3.Украшения

Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.

Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины- татарки носили и серьги, как у других народов.

« До сих пор женщины и мужчины носят амулеты – обереги (дога). Этим они защищают себя, своих детей, дом от сглаза, колдовства и нечистых сил. Амулет состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана. Эти амулеты отличались по форме, декору, названиям. Кармашки могут быть разными по форме: треугольная, четырехугольная, округлая, неправильной формы». Эту информацию мне предоставила моя бабушка Мухомедьярова Сирафима Юнусовна.

Шейно – нагрудные украшения татарки, носили не только, как украшения, но и прикрывали разрез женской рубахи. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. «Кольца же, как нам объяснила Гизатулина Нагима Атауловна - жительница нашего села, одевались на все пальцы. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями».

Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.



2.4. Обувь.

Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов.

У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).

Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин.

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы).

Зимой все носили валенки (киезитек, пима, пуйма). Они были и короткие, и высокие. А зажиточные татары носили цветные «кукморские» валенки.

Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и тем не менее их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того мы выяснили, что с течениями времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения.

К сожалению, в татарских деревнях теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.



Список литературы:

  1. Источник – «http://ru/Wikipedia/org/»

  2. Д.М. Исхаков «Этнография татарского народа.»

Казань. Магариф, 2004 год.

1Источник – «http://ru/Wikipedia/org/»






Факт всегда глуп. Фридрих Ницше
ещё >>