«Так ли безобидны детские прозвища и дразнилки?» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Так ли безобидны детские прозвища и клички Н. С. Куракина 1 121.42kb.
Тайна имен и прозвищ 1 103.2kb.
Почему ребенок боится. Страхи у детей. Детские страхи Что такое детские... 1 157.33kb.
Клички и прозвища в словаре русского языка С. И. Ожегова достоинство... 1 158.87kb.
Особые функции здесь имеют так называемые отфамильные прозвища, образуемые... 1 28.83kb.
Конкурсная работа по русскому языку 1 44.54kb.
От бытовавшего среди аристократии презрительного прозвища крестьян... 1 13.72kb.
«Красота и здоровье зубов» 1 276.8kb.
Детские страхи и пути их преодоление 1 58.8kb.
Первоначально слова «чёрная сотня», «черносотенцы» звучали почти... 1 218.97kb.
Детский церебральный паралич (дцп) Детские церебральные параличи 1 41.67kb.
Особые функции здесь имеют так называемые отфамильные прозвища, образуемые... 1 28.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Так ли безобидны детские прозвища и дразнилки?» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Чутеевская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

Мастер-класс

«Так ли безобидны детские прозвища и дразнилки?»

Автор: Куракина Наталья Сергеевна,

Классный руководитель 8 класса

МОУ «Чутеевская СОШ»

Чутеево 2009

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным –

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Н.Рыленков

Школьная жизнь, напряжённая, стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией.

Работая классным руководителем, учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют находить мирного решения возникшей в общении проблемы, неумения слушать другого и учитывать его мнение, идти на компромисс, договариваться.

Очень часто, разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, слышишь: «Мы просто играли…», «Я просто так сказал…», «Я просто пошутил…». В этом слове просто заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустячной ссоры может случиться драма или даже трагедия. Дети же просто общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются… Поэтому предупреждения старших кажутся им неважными, незначительными («И вообще взрослые ничего не понимают»). Даже после очень серьёзных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чём не бывало, быстро забывая об обидах. Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из неё, ребёнок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают по причине, которая на первый взгляд кажется незначительной – из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная. Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание? На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закреплённом за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают её. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить её в покое также остались неуслышанными. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: «Ябеда!». Обида, отчаяние, злость, желание отомстить – вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?) Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? «Джин», «Костыль», «Пингвин»… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь… Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих воспитанников и от этого в только что сформировавшемся классе возможны конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а ещё 15% просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого, выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошёл конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком. За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сёл пошли друг на друга «стенка на стенку». Об оскорблённой девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым концом. Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершённые из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Одни приклеивают обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности, другой самоутверждается за счёт унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих. Третий таким образом мстит за собственное унижение. В любом случае учитель не может пройти равнодушно мимо случаев, когда на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребёнка. Ещё страшнее, когда ребёнок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт лучше предупредить, чем разрешать, каждый раз, принимая новый класс, провожу «День рождения класса». Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру «Здравствуй, это я!» В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах – о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще). Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу рассказать о себе – хорошее, о чём обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести «Оля, (Таня, Олег, Серёжа), расскажи теперь о себе!» Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что0то мешает

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим. Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нём. Добавляю: «Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка).. Мне нравится твоё увлечение вышиванием (футболом)». Слежу, чтобы все называли друг друга только по имени.

Вторая игра – «Узнай по голосу». Дети обращаются к ведущему по имени, тот должен узнать

Следующий этап игры называется «Идём в гости» и подразумевает перемещение. Называю имена девочек и мальчиков, которые «идут друг к другу в гости» и должны поменяться местами.

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: «Ангелина, (Ваня..), я поздравляю тебя с Днём рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесёт тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нащёл) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне». Букет, уменьшаясь, идёт по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником – Днём рождения класса – и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги. Всё необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу своё фирменное блюдо – «Пирог дружбы» - с расчётом, чтобы хватило всем. Обязательное условие – все должны обращаться друг к другу только по имени – в такой ситуации выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс – рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей. Дети должны стать сплочённым коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше предупредить конфликт, создавая условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного этого мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно. Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Кроме этого, пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребёнок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесённая фамилия или имя – класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда всё сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием. Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но могут родиться как способ мести обидчику-обзывальшику. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация не только не разрешится, но может развиться до серьёзного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребёнку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребёнку в конкретной ситуации. Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда «растут ноги» прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции «Как избавиться от прозвищ и кличек?»

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально задействовать детей, вовлечь их в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из чётко определённых элементов: это позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Этапы мастерской таковы:


  • Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся

  • Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.

  • Социализация – предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.

  • Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

  • Новая информация и её обработка.

  • Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.

  • Социализация – выступление от имени группы или с собственной позицией.

  • Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы предлагаю детям поиграть в ассоциации. По очереди они говорят друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно нужно следить за реакцией детей и не допустить дополнительных психологических травм. Если ребёнок обижается на приводимые сравнения, нужно напомнить, что это игра и всё здесь «понарошку».

Затем надо показать детям пути выхода из неудобной ситуации так, чтобы она не переросла в конфликт. Напоминать об этих вариантах нужно и в более старших классах при анализе подобных конфликтов.

Главное правило – отреагировать неожиданно для обзывающего. Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твёрдость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести своё внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом. Если не получается, то можно, сохраняя спокойное выражение лица, спросить: «Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?» Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждёт негодования, озлоблённости. И постараться перехватить инициативу разговора и не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

Можно согласиться с прозвищем: «Да, дома мне тоже говорят, что я похож на пингвина. Я в дедушку. У него тоже была такая походка». Когда теряется новизна прозвища, оно становится неинтересным, и чаще всего от него отказываются. Путь для конфликта закрыт.

Возможен и другой вариант: попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Ты меня обижаешь», «Почему ты хочешь меня обидеть?», «Мне обидно это слышать». Или прямо заявить: «Знаешь, я думал, что мы подружимся». Это производит сильное впечатление на обидчика., потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам по крайней мере равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

Можно искренне признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить его в покое. У обидчика появляется чувство удовлетворённости, и потребность в унижении пропадает.

Самое сложное – не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Обычно в таких случаях используется прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «слабак», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «размазнёй» и «хлюпиком». Важно убедить ребёнка в том, что он никому ничего не должен. Если от него требуют того, чего он сам не хочет, он имеет право отказаться от этого и прямо сказать, что ему это не нужно. Твёрдая позиция человека, который точно знает, что ему нужно и что не нужно, в любом случае вызывает уважение. Провокаторы почувствуют своё поражение и скорее всего не станут настаивать на своём.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. Тем более, если ситуация угрожает здоровью или жизни.

Когда учитель рассказывает об этих вариантах выхода из ситуации, детям может показаться, что все эти способы похожи на поражение и соглашательство. Особенно остро реагируют подростки. Следует честно признаться, что иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных и показать, что обидчик тоже может оказаться в роли жертвы. Иногда именно этот шаг останавливает грубияна, который уверен, что обижать может только он, а остальным предписано быть жертвой. Фактор неожиданности срабатывает и даёт положительный результат.

Есть ещё такой приём, как отговорка. Это своеобразная защита от словесного нападения. Сила отговорки в том, что она позволяет последнее слово за пострадавшим. Для ребёнка очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Вот примеры отговорок, которые должны знать дети: «Черная касса —Ключ у меня, кто обзывается — сам на себя!», «Шёл крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!», «Кто так обзывается — сам так называется!» Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Занятие завершается общей рефлексией, так чтобы каждый имел возможность высказаться.

С родителями тоже нужно проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно. Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которого лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников. Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приёмов. Такую возможность предоставляют такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей, тренинговые занятия.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за употребления кличек и прозвищ на самом деле очень серьёзна.


О статье и её авторе

Мастер-класс «Так ли безобидны детские прозвища и дразнилки?» был представлен на Всероссийский конкурс «Современный классный руководитель-2009», в котором участвовало 2 479 работ из 43 регионов РФ. Оргкомитет конкурса отметил его в числе 10 лучших и подтвердил это в официальном письме. Разрешаю напечатать мастер-класс на страницах журнала «Народная школа».



Куракина Наталья Сергеевна, классный руководитель 8 класса МОУ «Чутеевская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики. Стаж педагогической работы – 27 лет, классным руководителем – 21 год.




У него есть талант продавать талант, которого у него нет. Габриэль Лауб
ещё >>