Так как психологический фактор при психосоматических - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний 1 42.76kb.
Как фактор внешней политики современной франции: к постановке проблемы 3 533.44kb.
Дубейковская Яна Станиславовна Террорист: ничтожество смерти 1 52.92kb.
Развитие тестовых технологий как фактор повышения качества образования 1 81.87kb.
Тема 15. Современные теории социального конфликта Определение конфликта. 1 154.77kb.
Учебно-методическое пособие Саранск 2012 Фактор-кольцо 1 154.57kb.
Научная рациональность как фактор современного образования 1 29.38kb.
Галина Зубкова Карма. Мужчина и его жизнь 11 1806.28kb.
Психологический анализ воспитательных систем 1 22.92kb.
Таможенный Союз как фактор развития транзитного потенциала России... 1 114.63kb.
Порошковый охлаждающий компресс Polar Powder ColdPak 1 24.8kb.
Введение в психосоматику 1 103.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Так как психологический фактор при психосоматических - страница №1/13

ВВЕДЕНИЕ


Так как психологический фактор при психосоматических
расстройствах выступает как один из этиологических, то его кор-
рекция в значительной степени совпадает с содержанием пси-
хотерапии — одного из компонентов лечебного и реабилитаци-
онного процесса (Пушкарев и др., 2000).

Коррекционные программы в основном должны быть на-


правлены на:

1) коррекцию «Я»;

2) достижение объективности собственной оценки;

3) реабилитацию «Я» в собственных глазах и достижение уве-


ренности в себе;

4) коррекцию системы ценностей, потребностей, их иерархии,


приведение притязаний в соответствие со своими психофи-
зическими возможностями;

5) коррекцию отношения к другим; достижение способности


к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний
и их интересов;

6) приобретение навыков равноправного общения, способ-


ности к предотвращению и разрешению межличностнья
конфликтов;

7) коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности.

В данном разделе представлены психотерапевтические тех-
ники, которые используются вне зависимости от конкретного
психосоматического заболевания, направленные на:

• определение причин болезни,

• прояснение ее смысла и

• оценку преимуществ болезни экологичным образом.

Существует пять основных областей причин и смыслов бо-
лезни. Любая болезнь:

ВВЕДЕНИЕ • в45

«дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от ре-
шения сложной проблемы;

2) предоставляет возможность получить заботу, любовь, вни-


мание окружающих;

3) «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необ-


ходимую для разрешения проблемы психическую энергию
или пересмотреть свое понимание ситуации;

4) предоставляет стимул для переоценки себя как личности


или изменения привычных стереотипов поведения;

5) «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим


требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы

сами.


Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод
применительно к болезни, необходимо решить две основные

задачи:


1) определение потребностей, которые удовлетворены благода-
ря болезни;

2) поиск путей удовлетворения этих потребностей иным обра-


зом (без участия болезни).

Приведенные ниже техники взяты из следующих основных


источников: (Ковалев, 1999; Саймонтон, Саймонтон, 1996; Кинг,
Цитренбаум, 1998; Фанч, 1997а,6; Радченко, 2001).

Общие техники

Техника 1. Определение вторичных выгод заболевания

Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преиму-


ществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болез-
ней (их — преимуществ ~ может оказаться и больше).

Преимущества моей болезни:

1.

2.



3.

4.

5.



Просмотрите составленный вами список и подумайте, какие
потребности лежат в основе преимуществ, которые предостави-
ла вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, воз-

646 • Часть II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

можность высвободить свою энергию и т. д. Затем попытайтесь


определить те правила и представления (убеждения, фиксиро-
ванные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потреб-
ности, не прибегая к болезни.

Техника 2. «Список того, что я терплю»

Упражнение может выполняться как в индивидуальном, так


и в групповом варианте. Каждый участник группы молча ре-
шает, с каким психосоматическим симптомом он будет сегодня
работать.

Участникам раздаются листы бумаги и авторучки или ка-


рандаши. Предлагается написать все то, что приходится тер-
петь в жизни — дождь (или солнце) за окном, прохладное (или
жаркое) помещение, не тот цвет носков, маленький (или высо-
кий) рост партнера по браку, отсутствие денег, плохое место
службы (слово плохое необходимо уточнить: удаленное от до-
ма, с напряженным рабочим днем, вредным начальником и
т. д.), собственную лень, мужа-алкоголика, проблемы в прави-
тельстве, пожары в Африке и Сибири, перхоть в волосах и т. д.
Ограничений нет. Участники предупреждаются, что все напи-
санное остается у них и не будет никем читаться. На составле-
ние списка дается 5, реже 10 минут.

После написания предлагается на этом же или на втором


листе бумаги разделить все написанное на две группы, которые
могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что ...

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что ...
Рекомендуется при разделении про себя проговаривать ка-
ждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела предлагается продолжить

работу со второй группой. Ее также предлагается разделить на

две группы.

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю, как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Продолжается работа со второй группой. Предлагается от-
ветить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то,


то вы не хотите терпеть и не знаете, как изменить?».

«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь —


от кого вы этому научились?».

Дается пять минут на то, чтобы, используя любых членов


группы, любые подручные предметы в зале, создать портрет
(скульптуру) своей болезни.

ВВЕДЕНИЕ • 647



Техника 3. «Выявление главных
преимуществ болезни»

Несмотря на очевидный факт существования целого букета


причин заболевания, среди них всегда присутствует некое Глав-
ное Преимущество, являющееся своеобразным метатриггером,
запускающим и болезнь, и Преимущества-Следствия. При этом
Главное Преимущество выступает своеобразным ядром вторич-
ных выгод болезни, и зачастую переопределение одного только
его приводит к исчезновению связанных с ним Преимуществ-
Следствий.

Попробуйте определить свое собственное Главное Преиму-


щество, чтобы его-то и проработать в первую очередь. Только
учтите, что вообще-то вам нужно определять не одно, а два Глав-
ных Преимущества:

возникновения болезни и ее

сохранения.

Дело в том, что сплошь и рядом случается так, что болезнь


возникает в силу какой-то одной вторичной выгоды (например,
уход от ответственности). Но, возникнув и укоренившись, она
сохраняется уже ради какого-то другого преимущества (напри-
мер, удерживание внимания близких). Так что попробуйте ра-
зобраться и с тем и с другим.

Оцените вероятности преимуществ возникновения и сохра-


нения болезни по десятибалльным шкалам, от 1 — «маловеро-
ятно» до 10 — «весьма вероятно».



Вероятность того, что это преимущество
выступает в качестве причины


Преимущества любой болезни


возникновения
моей болезни


сохранения
моей болезни


1. Уход от неприятной ситуации
или решения сложной проблемы

2. Получение заботы, любви и


внимания окружающих
3. Обретение энергии, необходи-
мой для решения проблем,усло-
вий для переориентации или
пересмотра понимания ситуации

4. Получение возможностей и


стимулов для переоценки себя как
личности или изменения привыч-
ных стереотипов поведения

5. Исчезновение необходимости


соответствовать высочайшим тре-
бованиям и стандартам,которые
предъявляю я сам или окружающие


10Qi2o4ob7o91U




InniCC^QQ 1{\

^д45Ь7о9Ц)




123456789 10


11{\

Ao4oo/o91U




12345678910


123456789 10


123456789 10


123456789 10


123456789 10


123456789 10

648 • Часть II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Преимущества, которые ваше бессознательное оценит как
наиболее вероятные причины возникновения и сохранения бо-
лезни (по отдельности), скорее всего и окажутся теми самыми
Главными Преимуществами, с коими вам надлежит разобрать-
ся в первую очередь.

Техника 4. «История вашей болезни»

Для того чтобы работа по выяснению причин преимуществ


вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предвари-
тельно вспомнить особенности того жизненного периода, кото-
рый вы переживали непосредственно перед возникновением за-
болевания. Скорее всего он был весьма трудным, и для того
чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало — ли-
бо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, ли-
бо еще чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь
оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных ос-
нованиях» как-то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем
же заключались преимущества, которые давала вам ваша бо-
лезнь?

1. Определите в вашем прошлом 3—6 случаев, когда у вас



a) возникала периодически повторяющаяся и преследую-
щая вас «острая» болезнь,

b) происходило обострение хронического заболевания.
Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к за-
полнению следующей таблицы. Ответы должны быть доста-
точно пространными.

2.



Случаи возвращения или обострения
болезни (укажите даты периодов)


1. Что предшествовало возникнове-
нию этого случая болезни? Что вас
к нему подвело или привело? Что
явилось триггером болезни?








2. Что вы делали во время этой
болезни? Как лечились? Как отды-
хали? От чего отходили и к чему
стремились?






••'


3. Чему вы научились во время этой
болезни? Что для себя определили?
Какие выводы сделали?








4. В чем была ценность того, чему
вы научились? В чем заключалась
ценность полученного опыта и сде-
ланных выводов?







ВВЕДЕНИЕ • 649

Данная техника предоставляет две возможности.
Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь
любого человека состоит из определенных циклов, возникаю-
щих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы
решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым
жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешают-
ся и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, воз-
никает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова
возникать в вашей жизни, не давая вам двигаться дальше. В
подавляющем большинстве случаев болезнь — это именно след-
ствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоен-
ных навыков.

Во-вторых, пункты 3 и 4 вышеприведенной таблицы предна-


значены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему вы научи-
лись там и тогда (или чему вы должны были научиться), и оп-
ределили, в чем заключалась (или должна была заключаться)
ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и оста-
ется не освоенным вами.

Техника 5. «Определение смыслов
и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить


на следующие вопросы относительно вашей болезни, как бы раз-
ворачивающие психические аспекты этого вашего заболевания
в плоскость «смысл и потребности».

1. Что болезнь значит для вас?

2. Что означает для вас избавиться от болезни?

3. Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы


получаете от болезни?

4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?

5. Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?

6. Чего болезнь помогает вам избежать?

7. Каким образом болезнь предоставляет вам возможность по-
лучать больше внимания и любви?

8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?

9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?

10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?

11. Как все изменилось после того, как появилась болезнь?

12. Что произойдет, когда не будет болезни?

13. После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь
через год (через 5, 10, 20 лет)?

14. У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

650 • Часть II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА
Техника 6. «Разгрузка болезни»

Разгрузка заключается в использовании списка специаль-


ных ключей для прояснения какой-то запутанной или затума-
ненной области. В общем смысле это может быть и «Работа»,
и «Семья», и «Женщины», и многое другое. В данном случае
таковой общей темой для вас является «Болезнь», а точнее —
«Заболевания».

Список ключей разгрузки — это великолепный способ и од-


новременно схема проведения диалога: с самим собой или с
кем-то другим. Она позволяет либо просто прояснить тему, ли-
бо выявить то, что нуждается в дополнительном прояснении
или проработке.

Список ключей разгрузки.

Известно; Мысли; Идеи; Мнения; Чувства; Реакции; Реше-


ния; Неразрешимо; Попытки; Интересно; Загадочно; Скрыто;

Удивительно; Положительно; Отрицательно; Полезно; Постоян-


но; Меняется; Многообещающе; Любопытно; Желательно; На-
вязано; Сдерживается; Не существует; Осталось без ответа; Не-
правильно понято.

Осуществляя работу по технике разгрузки, вы должны со-


ставить серию вопросов на основании каждого из этих ключей
и ответить на них. Так, для вашего случая (разгрузки темы
«Причины заболевания») эти вопросы будут выглядеть, напри-
мер, следующим образом.

1. Что мне известно о причинах моей болезни?

2. Какие мысли у меня есть по этому поводу?

3. Какие идеи имеются на этот счет?

4. Какие мнения существуют по поводу причин моей болезни?

5. Какие чувства вызывает у меня вопрос об этих причинах?

6. Какие реакции возникают при вопросах на этот счет?

7. Какие решения я имею по поводу причин моей болезни?

8. Что неразрешимо в этом вопросе?

9. Какие попытки я делал, чтобы обнаружить причины моей


болезни?

10. Что интересно в причинах моей болезни?

11. Что загадочно для меня в этих причинах?

12. Что скрыто от меня и других в причинах моей болезни?

13. Что удивительно в этих причинах?

14. Что в них положительной

15. Что отрицательной

16. Что полезно?

ВВЕДЕНИЕ • 651

17. Что постоянной

18. Что меняется?

19. Что многообещающей

20. Что любопытно?

21. Что желательно?

22. Что навязано?

23. Что сдерживается в причинах моей болезни?

24. Что не существует в этих причинах?

25. Что осталось без ответа в вопросе о причинах моей болезни?

26. Что неверно понято в этом вопросе?

Техника 7. «Разблокирование выздоровления»

Разблокирование — это также использование в диалоге спе-


циального списка ключей для высвобождения какого-то положи-
тельного направления. Эти ключи дают вам возможность соста-
вить список содержательных вопросов, которые по своей сути
и природе способны действительно как бы разблокировать лю-
бую область.

Эту работу необходимо начинать с чего-то обязательно



положительного: намерения, способности или области жизни,
в которой человек достиг успеха. Это положительное направ-
ление должно быть (хотя бы расплывчато) определено или
названо и нести «причиняющий» смысл, т. е. вы должны в нем
быть причиной, а не следствием. Именно поэтому ниже, приме-
нительно к психосоматике, мы используем термин не «бо-
лезнь», а «выздоровление».

Ключи в списке разблокирования — это в основном те фак-


торы, которые могут мешать вам достигнуть положительного
результата в выздоровлении.

Список ключей разблокирования.

Сдерживать; Препятствия; Ресурсы; Попытки; Неудачи; По-


следствия; Оценки; Внутренние запреты; Неудержимое; Навяз-
чивое; Ошибки; Беспокойство; Мешать; Игнорировать; Непра-
вильно понимать; Изменяться; Подавлять; Скрывать; Забывать;

Возражать; Не хватает; Достигать; Учиться; Убеждения.

Для того чтобы использовать технику разблокирования, вам
не важен порядок ключей. Важен вопрос, который составляет-,
ся по каждому ключу. Конкретная формулировка не важна —
она зависит от вашего подхода к теме. Она может быть прямой,
косвенной, опосредованной и т. п. Например, ключ «Неправильно
понимать»
может быть переведен в вопрос как минимум четырь-
мя способами:

652 • Часть II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

1. «Может быть, я неправильно понимаю что-то, что касает-


ся выздоровления?»;

2. «Может быть, я -неправильно понимаю себя в отношении вы-


здоровления?»;

3. «Может быть, кто-то неправильно понимает меня в связи


с выздоровлением?»;

4. Может быть, я неправильно понимаю, что такое выздоров-


ление?

Задавать эти вопросы (себе и другим) следует как в прошед-


шем, так и в настоящем времени, оставаясь, однако, в основном
заинтересованным в «настоящем-для-будущего». Учтите, что те-
ма может проясниться в любой момент, после чего дальнейшая
ее проработка окажется просто ненужной, и вы можете прекра-
тить задавать вопросы. Если же тема не прояснилась, вернитесь
обратно и продолжайте «идти по списку».

Как было сказано выше, формулировка разблокирующих


вопросов зависит от того, над чем вы работаете и какой подход
кажется вам самым подходящим. Ниже приводятся примеры
вопросов для выздоровления с каждым ключом, которые могут
дать вам представление о формулировках.

1. Может быть, я как-то сдерживаю свое выздоровление?

2. Есть ли какие-то препятствия к моему выздоровлению?

3. Какие ресурсы у меня есть для выздоровления?

4. Какие попытки я делаю для выздоровления?

5. Бывали ли у меня какие-то неудачи с выздоровлением?

6. Какие могут быть последствия моего выздоровления?

7. Делает ли кто-то какие-то оценки насчет моего выздоровле-


ния? -

8. Есть ли у меня какие-то внутренние запреты, связанные с


выздоровлением?

9. Есть ли у меня неудержимые желания в отношении выздо-


ровления?

10. Может быть, у меня есть навязчивые мысли насчет моего вы-


здоровления?

11. Делаю ли я какие-то ошибки в отношении своего вуздоров-
ления?

12. Может, меня что-то беспокоит по поводу моего выздоров-


ления? . . '

13. Мешает ли мне (кто-то или что-то) что-то делать для мое-


го выздоровления?

14. Игнорирую ли я что-то в моем выздоровлении?

15. Может быть, я и (или) другие неправильно понимаем что-то
о моем выздоровлении?

ВВЕДЕНИЕ • 653

16. Изменилось ли что-то в вопросе моего выздоровления?

17. Подавляю ли я что-то в отношении своего выздоровления?

18. Может быть, кто-то что-то скрывает насчет моего выздоров-
ления?

19. Не забыл ли я что-то про мое выздоровление?

20. Возражаю ли я против чего-то в своем выздоровлении?

21. Может быть, мне чего-то не хватает в связи с моим выздо-


ровлением?

22. Достигну ли я чего-то в том, что касается моего выздоров-


ления?

23. Какие уроки я извлекаю из процесса своего выздоровления?

24. Есть ли у меня какие-то убеждения насчет моего выздоров-
ления?

Техника 8. «Изменение образа жизни*

Ответьте па приведенные ниже вопросы.

1. Что значит для меня моя жизнь сейчас?

2. Что она могла бы значить?

3- Что моя жизнь значит для других сейчас?

4; Что она могла бы значить для других?

5. Что является для меня действительно важным (укажите


пять вещей, явлений и т. д., которые вы цените больше все-
го
в жизни)?

6. Каковы приоритеты моих ценностей (проранжируйте их в


порядке важности или значимости)?

7. Насколько отображает мой нынешний образ жизни те цен-


ности, которые для меня важны?

8. Какие три действия я могу совершить, чтобы изменить свою


жизнь к лучшему?

9. Что еще я для этого сделаю?

10. Какие обязательства придают моей жизни смысл?

11. Какие переживания придают моей жизни смысл?

12. Какие достижения придают моей жизни смысл?

13. Что заставляет мое сердце петь?

14. Что служит для меня неизменным источником радости?

15. Что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым?

16. Что просто доставляет мне регулярное удовольствие?

17. Насколько сейчас мой образ жизни вмещает и включает:

• то, что придает моей жизни смысл?

• то, что заставляет мое сердце петь?

• то, что служит для меня источником радости?

• то, что позволяет мне ощутить себя по-настоящему сча-


стливым?

• то, что регулярно доставляет мне удовольствие?



654 • Часть II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

18. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни
стало больше того, что придает моей жизни смысл?

19. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни
стало больше того, что заставляет мое сердце петь?

20. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни
стало больше того, что делает меня по-настоящему счастли-
вым?

21. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни


• стало больше того, что служит для меня неизменным источ-
ником радости?

22. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни


стало больше того, что регулярно доставляет мне удоволь-
ствие?

Приводимые ниже техники (9 и 10^ лучше выполнять в


группе.

Техника 9. «Метафора тела»

Написать и обсудить с другими членами группы 5-10 мета-


фор собственного тела. При обсуждении таких метафор с други-
ми участниками выявляются особенности отношения к собствен-
ному телу, тот «персональный материал», с помощью которого
можно усовершенствовать свои телесные реакции, «отладить»
взаимоотношения со своим телом. Иногда благодаря этому уп-
ражнению мы получаем ключевые слова для последующей психо-
терапевтической работы.

Например: мое тело — непослушное, как ларец с секретным


замком; оно как трудная смена времени года; как бамбук, кото-
рый еще гибок, но уже слишком тверд; как ученик, который
знал, но забыл урок...

Из этого примера видны некоторые диагностические воз-


можности, кроме того, каждое приведенное сравнение — это ма-
териал для терапевтической метафоры, используемой в после-
дующих сеансах. Это упражнение предполагает в качестве вто-
рого этапа трансовую индукцию .с использованием техник
эриксоновского гипноза, где метафоры заново переживаются на
уровне образов или ощущений, а потом трансформируются в бо-
лее комфортные состояния.

Техника 10. «Реакция на стресс»

Участники разбиваются на малые группы и должны описать


партнерам по упражнению свою реакцию на стресс: где больше

ВВЕДЕНИЕ • 655

выражены его проявления — на ментальном или телесном уров-
не (вербальные и невербальные реакции во время рассказа оце-
нивает и потом обсуждает партнер по упражнению). Это упраж-
нение позволяет выделить приоритетные реакции пациента на
сложную жизненную ситуацию.

Когда при реагировании преобладают изменения поведения,


невротические симптомы, такие как застревание на обдумыва-
нии, на определенной эмоции, бессонница, общее беспокойство,
излишняя подвижность или заторможенность и т. д., мы говорим
о приоритете ментальных реакций на стресс. Если же реагирова-
ние включает неприятные ощущения в любой части тела, после-
дующие нарушения его функций и т. д., это больше относится к

телесному типу реагирования.

Если в первом случае дальнейшее развитие стресса усилит
невротические реакции, то во втором скорее всего возникнут
психосоматические нарушения. Это упражнение носит характер

простого диагностического теста.

Кроме приведенных выше техник, можно использовать
техники прояснения смысла болезни из раздела «Созидающая
визуализация» и техники «Изменение личной истории» и
«Реимпринтирование» из раздела «Нейролингвистйческое про-
граммирование».


следующая страница >>



Понятия большинства людей о поэзии так туманны, что туманность служит им определением поэзии. Поль Валери
ещё >>