Таинства и обряды православной Церкви. Венчание - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2012 г. 1 176.25kb.
Храм прпп. Зосимы и савватия соловецких чудотворцев в гольяново г. 1 204.46kb.
Агнец (слав ягненок) Литургический хлеб, употребляемый в православной... 4 584.58kb.
П. Ю. Малков Введение в Литургическое Предание Таинства Православной... 10 2482.2kb.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля... 1 83.47kb.
Программа по церковному праву для учащихся 4-го класса Московской... 1 22.1kb.
4 класс Богослужение и церковные таинства. Жития святых (68 часов) 1 36.54kb.
Встреча православной русской экклесиологии с католической экклесиологией... 1 261.99kb.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной... 1 297.85kb.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной... 1 296.22kb.
О современной внешней миссии Русской Православной Церкви 1 112.93kb.
Венчание в Иерусалиме 1 43.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Таинства и обряды православной Церкви. Венчание - страница №1/1



МОУ Клеванцовская средняя общеобразовательная школа
157928, д. Клеванцово Островского района Костромской области

Классный час на тему:



«Таинства и обряды православной Церкви. Венчание»

Автор работы: Соболева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы.



Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе многовекового опыта православной культуры, исторического наследия России.
Задачи развивающие:

1)расширить представление учащихся о таинстве венчания в православной церкви;

2)познакомить с историей возникновения таинства брака на Руси;

3)познакомить с жизнью святых, покровительствующих семье и браку.


Задачи воспитательные:

1)отобразить значимость духовно-нравственных традиций в судьбе поколений;

2)пробуждать потребность бережного сохранения духовного наследия православной культуры;

3)воспитывать у учащихся духовные, нравственные и патриотические ценности, уважительное отношение к семье и браку.


Участники: учащиеся 9-11 классов.
Подготовительная работа: 1) проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов и обработка анкет;

2)приглашение на классный час семейной пары Графчиковых;

3)индивидуальная подготовка ученицей 9 класса сообщения о православных святых Петре и Февронии;

4)выразительное чтение ученицей 10 класса стихотворения Н.Языкова «Дороже перлов многоцветных благочестивая жена».


Оформление: книжная выставка на тему: «Дарите любовь, дарите!».

На доске плакаты: «Семья-убежище души», «Библейские наставления мужьям по отношению к женам», «Библейские наставления женам по отношению к мужьям».

Музыкальное оформление: аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход мероприятия.
Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Хорошая семья – как светлая капля росы. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека – в любви, в дружбе, материнстве, отцовстве, в культурно-эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье. Но в последнее время в нашей стране растет количество разводов, распадаются, не успев сложиться, семьи.

Статистика разводов

По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. По годам семейной жизни разводы распределяются так:


до 1 года - 3,6%,


от 1 до 2 лет - 16%,
от 3 до 4 лет - 18%,от 5 до 9 лет - 28%,
от 10 до 19 лет - 22%,
от 20 и более лет - 12,4%.

Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.. Абсолютное большинство разводов приходится на возраст от 18 до 35 лет. Резкий подъем начинается в возрасте 25 лет. В 64% случаев суд предлагает разводящимся подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.

Как вы думаете, в чём причина распада семей? (Размышления учащихся)
Психологи выделяют 6 основных причин разводов:
1)поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;
2) супружеская неверность;
3) сексуальная неудовлетворенность друг другом;
4) несовместимость характеров и взглядов;
5) психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях, разочарование в любимом человеке или себе;
6) пьянство.

А может быть, главная причина в отсутствии духовного стержня супругов, единомыслия, смещения в понимании ценностей истинных и мнимых, большого количества браков без венчания? Проведенные среди вас анкеты показали, что вы все крещены, верите в Бога, но в церковь вы и ваши родители ходите «очень редко» -7 человек, « по большим религиозным праздникам»-4 человека. Значит, не очень крепка ваша вера в Бога. На вопрос: «Венчались ли ваши родители?»- «Да» -ответило всего 2 человека.7 человек из 11 знают молодые супружеские пары, которые венчались в церкви.«Хотелось бы вам в будущем венчаться в церкви?»- почти все из вас (9 человек из 11) ответили «да».

Что же такое венчание? Об этом самом красивом церковном таинстве мы сегодня и поговорим. В величайшей из книг, которая есть на земле, - Библии о любви сказано так: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится… не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена)

Что такое Таинство? От какого слова произошло? Да, от слова «тайна». Это неизвестное, скрытое от ума и глаза человека событие. Мы не можем понять само действие и природу таинства церкви, но можем в них участвовать.

Какие Таинства вам известны? (Учащиеся называют Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак, Священство.)

Таинство брака – это таинство благодати, данное супругам. Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).



Обратимся к истории брака на Руси.

На Руси женить молодых было принято рано, "чтобы не забаловали". Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками. Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась. Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна» ли и речью во всем исполнена". Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко. Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое. Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам "делал приданое" или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.


Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.
Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых "чесать и крутить", т.е. венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на "бабий убор" – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного "хозяина" к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженую в сенник. Молодых сопровождали все гости, и если кто-то случайно перебегал дорогу "свадебному поезду", то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине, молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу. Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства. Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых. После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся". С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий "семейного кодекса". Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви. Поэтому лица разных вероисповеданий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. (В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов. До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом. Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет. Перечень препятствий к заключению брака по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин - 18 лет.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

В 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ребята, давайте вспомним произведения русских писателей, в которых отражается тема брака, семьи. (Учащееся называют произведения А.С.Пушкина «Метель», «Дубровский», «Капитанская дочка», произведения Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»)

Рассмотрим картины известных художников 19в., которые изображают таинство венчания.

И.Репин «Венчание Николая 2 и великой княгини»

Карташов А. «Венчание»

В. Пукирев «Неравный брак»

Кузин С. «Венчание. К свету божьему»
Звучит венчальный колокольный звон.

Венчание – таинство, в котором при свободном, перед священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословленному рождению и христианскому воспитанию детей.

Чинопоследование Таинства

Звучит венчальное песнопение

Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он полагает кольца, сначала жениху кольцо невесты, а потом невесте кольцо жениха трижды — в образ Святой Троицы, затем восприемник (на практике священник) — переменяет их, как залог верности.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетаю­щихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобные царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это символ чистоты, образ венца Царства Небесного, но и символ мученического венца, прообраз тернового венца Спасителя. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" — после чего читается отрывок из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской. Приносится общая чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорби, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.

В завершение Таинства супруги встают у Царских Врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
Церковно-канонические препятствия к браку
Церковью не допускаются третий, четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертого колена родства (до восьмой степени родства, к примеру: с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, духовного родства до восьмой степени родства.

Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусуль­манство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм). Для венчания с католиком или протестантом, в случае согласия на воспитание детей в православном духе, также требуется разрешение архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

Священник на исповеди накануне производит дознание о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, отсутствии канонических препятствий к совершению Таинства. В случае сомнения следует обратиться к правящему архиерею. Разумеется, скрыть те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся. Незаконные браки считаются недействительными и подлежат расторжению, виновные в их совершении несут наказание.

Отсутствие родительского благословения на венчание является "весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается:

—В течение всех четырех многодневных постов.

—Во время Сырной седмицы (масленицы).

—На Светлой (Пасхальной) Седмице.

—От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января).

—Накануне двунадесятых праздников.

—По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года.

—11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).

—Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме — свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.



Советы венчающимся:
Чтобы венчание стало подлинным праздником, запо­минающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения Таинства.

Регистрация брака в ЗАГСе как правило совершается раньше венчания. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной Литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить с 12 часов ночи, и, ни в коем случае не допускать брачных сношений. Присутствие друзей и родственников молодоженов за Литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания. Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол. Возьмите с собой и кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.



У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих. По традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными.
Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так. существуют поверья о том, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из бра чую­щихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелии отцом лжи. А к случайностям (например, падению кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Наследование о второбрачных
Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В исследование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают во второй брак. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.
Расторжение церковного брака
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, обмана при произнесении свадебных клятв).
Венчаться никогда не поздно
В безбожное время множество супружеских пар не имели благословения Церкви. При этом не венчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никому не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги уже живут в гражданском браке и имеют детей. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Сегодня на классный час я решила пригласить тех, кто «заключил брак на небесах», венчался в православной церкви. Оказывается, таких семей в нашей деревне очень мало. Но эту семью вы знаете хорошо, они давно работают в нашей школе, замечательные учителя: Графчиков Павел Николаевич преподаёт физкультуру, Графчикова Галина Витальевна – истоки, изобразительное искусство и является вожатой. Они расскажут, как они пришли к решению венчаться, и что изменилось в их жизни после венчания.

Выступление Графчиковой Г. В.
В младенчестве мы оба приняли крещение. В детстве бабушки, родители по мере возможности приобщали к церкви, водили на исповеди, молебны, причастия. Хотя в годы нашей юности не приветствовали посещения храмов, но православные традиции в семьях чтили и соблюдали. При вступлении в гражданский брак получили родительское благословление, поженились в 1984 г. сразу после окончания Шарьинского педагогического училища. Когда родились дети, мы их окрестили. Вроде бы все шло хорошо. Но в какой- то момент почувствовали, что в семье не все в порядке: частые ссоры с мужем, непонимания, разлад. Дети уже подросли. Со старшим сыном случилась беда. Я стала чаще ходить в церковь, где мы больше всего задумываемся о смысле жизни. Наверное, Господь натолкнул меня на мысль, что все беды даны в наказание за наши грехи, которые мы должны искупать. Прожив в гражданском браке 23 года, в 2007г. мы решили обвенчаться. К этому решению подошли обоюдно, осознанно. Таинство венчания – особое таинство, где мы чувствуем, как на нас сходит Божественная благодать. И испытываешь особое благоговение и трепет. Не было никакой пышности и богатства, но было величие и торжественность. Этот день запоминается на всю жизнь.

После венчания жизнь, слава Богу, идет хорошо. На душе спокойно, и чувствуешь какую-то защищенность. Семья укрепилась, больше взаимопонимания с мужем, с детьми. У сына все наладилось, он женился, живет в Ивановской области. Дочь работает в аптеке в Костроме. Хотелось бы, чтобы Господь укреплял нас в вере, потому что без неё жить тяжело и безрадостно.

Я хочу пожелать всем вам в будущем, чтобы сам Господь благословил вас на вечную любовь и дружбу, чтобы вы были счастливы в браке.
Нет любви и верности без жертвенности, без способности служить другому. В июне православная Церковь празднует день памяти святых Петра и Февронии. В дореволюционной России в этот день супружеские пары старались вместе причащаться, испрашивали благословения и покровительства святых супругов.
Сообщение учащейся 9 класса о святых благоверных князе Петре и княгине Февронии

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ

В городе Муроме покоятся мощи святых супругов, издавна почитаемых в России как хранителей, покровителей христианского брака. Именно этим святым молились о крепости семьи, просили благословения на вступление в брак. Благоверные и преподобные супруги князь Петр и княгиня Феврония Муромские смогли пронести свою любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на их долю. Они умерли в один день и были похоронены вместе.

Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владими­ровича. Он стал княжить в Муроме с 18 декабря 1203 года, вступив в правление после своего старшего брата Владимира.

Петр происходил из благочести­вого и святого рода. С детства он был воспитан в твердой православной вере и целомудрии. Уже став прави­телем града Мурома, князь Петр за­болел проказой, от которой никто не мог его излечить. Он со смирением и терпением переносил страшные мучения, во всем предался воле Божией. Видя смирение Своего раба, Господь в сонном видении открыл князю, что его может исцелить бла­гочестивая дева Феврония, простая крестьянка деревни Ласковой.

Князь, с верой в избавление от недуга, отправился в ту деревню. Петр дал обет жениться на Февронии после исцеления. Благочести­вая Феврония исцелила князя, но он не сдержал своего слова, и болезнь возобновилась. Петр снова обратил­ся к Февронии с мольбой об исцеле­нии, и Феврония с помощью Божией вновь вылечила недуг. На этот раз, памятуя о данном Господу обете, князь сочетался с ней браком.

Муромская знать не приняла брак Петра и Февронии, считая, что негоже знатному князю быть мужем простолюдинки. Бояре объявили князю: "Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром".

Святой Петр решил отказаться от княжества и сохранить христианский брак, скрепленный Господом. Собрав небогатый скарб, Петр и Феврония на лодке поплыли по Оке из Мурома. Во время плавания вельможа, плыв­ший со своей семьей вместе с ними, пленился красотой княгини. Феврония разгадала его помысел и мягко укори­ла: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", -отвечал вельможа. "Так и естество женское одинаково, - молвила Фев­рония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обли­ченный смутился и покаялся в душе.

Супруги остались со скудными средствами к жизни. Мудрая княги­ня во всем поддерживала и утешала мужа: "Не печалься, князь, Милости­вый Бог не оставит нас в нищете".

Почти сразу же после того, как Петр и Феврония покинули Муром, в городе начались раздоры. Желая прибрать власть к своим рукам, знатные вельможи схватились за мечи. Лилась кровь простого наро­да. Бояре Муромские были вынуж­дены просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. Святые супруги, не держа зла на прежних гонителей, вернулись в ос­лабленный раздорами город.Правление благочестивого князя Петра было правдолюбивое, муд­рое, строгое, но милостивое. Умная и верная своему супругу княгиня была надежной помощницей во всех его делах. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, не были ни горды, ни корыстны. Петр и Феврония были для бедных и вдов кормителя­ми и заступниками, облегчали участь сирых и убогих, занимались благо­творительностью, чтили иноческий и священнический чин. К друг другу супруги относились с великой любо­вью, уважением, показывая пример настоящей христианской любви.

В старости святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония при­няли монашеский постриг с имена­ми Давид и Евфросиния. Они за­вещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перего­родкой. Скончались они в один день I и час, каждый в своей келье 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года.

Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гро­бе, похоронив их по отдельности. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили, но чудо пов­торилось. На этот раз люди "положили их во едином гробе".

В жизни своей святые Петр и Фев­рония были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о неруши­мом союзе. Они любили друг друга светлой, чистой, бескорыстной любо­вью, наполненной глубиной и необык­новенным духовным содержанием. И ныне они молитвами своими низво­дят небесное благословение на всту­пающих в брак. Через честные мощи свои святые Петр и Феврония помога­ют тем, кто с верой обращается к ним.


Господь создал человека – венец природы по образу и подобию Божию, сотворив человеку помощницу – жену – соответственно ему. Всевышний определил: «Он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Так сказано в Библии, и этим определяется высокая цель христианской семьи – жить в Боге. Апостол Павел пишет: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены преданы своим мужьям во всем. . Мужья, любите своих жён так, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё».

(Обращение к наставлениям мужьям и женам – плакаты на доске.)

Истинная женская красота – это чистота и безгрешность, свобода от греха, которая дарует мир в душе. По нашим сегодняшним меркам, если жена едет в ссылку за мужем – это подвиг. А на самом деле – это естественное отношение любящих друг к другу. Если женщина живет ради супруга и детей – это видится самоотвержением, но это опять ошибка. Разве не естественней быть привязанной к живому человеку более, нежели к зарплате, будущей пенсии, имуществу и т.д.

А где уж современным женщинам понять жизнь Ксении Петербургской, умершей для этого мира со смертью своего мужа? 26-летняя вдова полковника Андрея Федоровича Петрова, раздав все свое имущество и отказавшись даже от крова над головой, надела то, что носит любимый и ушла навсегда из дома, выдавая себя порой за умалишенную, чтобы избежать бестактных вопросов и простого сочувствия. И все это для того, чтобы сокрыть самое сокровенное: решение идти все оставшиеся годы навстречу любимому с молитвой на устах. Она ушла от мира, но в то же время до последнего вздоха была среди людей, помогая им, спасая и любя их. Радость и свет переполняли её, и все, кто в это время жил в Петербурге, почитали за великое счастье приход в их дом этой благодатной женщины.

В чем же секрет? В вере! Жизнь с Богом и в Боге – это свет и любовь, и все вокруг, видя и чувствуя это, всегда тянутся к такому светильнику. А блаженная Ксения так любила детей, так молилась за них, что Господь по ее молитвам помогал и помогает стольким людям, одаривая Небесной милостью совершенно отчаявшихся и потерявших надежду! Ксения Блаженная покровительствует семье и помогает во всякой семейной нужде.

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Сейчас я вам зачитаю

«Совет благоразумной жены»

У одной женщины муж был вспыльчив и крут нравом, но жила она с ним в согласии, так что ее подруги, часто ссорившиеся со своими мужьями, просили у нее совета, как . бы смягчить их строптивый нрав. - Любезные подруги, - говорила она, - вы сами виноваты в этих ссорах. На каждое сердитое слово вы отвечаете с досадой и оскорблением, что еще больше распаляет ваших мужей. Когда я вижу, что муж мой сердит, молчу и только в душе своей молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. Если я не возражаю, тогда его вспыльчивость проходит сама собой, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любез­ные подруги, и будете также спокойны и счастливы со своими мужьями.

А сейчас послушайте стихотворение Николая Языкова о том, какой должна быть жена. Читает стихотворение ученица 10 класса.
В альбом

Дороже перлов многоцветных

Благочестивая жена!

Чувств непорочных, дум смиренных

И всякой тихости полна.

Она достойно мужа любит,

Живет одною с ним душой, •

Она труды его голубит,

Она хранит его покой,

И счастье мужа ей награда

И похвала, и любо ей,

Что меж старейшинами града

Он знатен мудростью речей

И что богат он чистой славой

И силен в общине своей;

Она воспитывает здраво

И бережет своих детей:

Она их мирно поучает

Благим и праведным делам,

Святую книгу им читает, •

Сама их водит в Божий храм;

Она блюдет порядок дома:

Ей мил ее семейный круг,

Мирская праздность незнакома

И чужд бессмысленный досуг.

Не соблазнят ее желаний

Ни шум блистательных пиров,
Ни вихрь полуночных сказаний

И сладки речи плясунов.


В Таинстве христианского Брака Сам Господь благословляет на вечную любовь и дружбу, чтобы плоды любви – зачатие детей и существование семей – были бы не «в смерть», но в «жизнь вечную».

Свои высокие обязанности христианские супруги могут выполнять только с помощью благодати Божией, преподаваемой ими в Таинстве венчания. Дети – одна из целей супружества и вместе с тем обильный источник радости. Поэтому христианские супруги должны желать и ждать детей. как великого дара Божия. Дети крепче связывают и самый союз супругов, удерживая их от многого дурного. Дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Еще до рождения детей супруги должны готовить себя к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад. Для этого они должны хранить супружеское целомудрие, хранить благочестие, беречь себя от сладострастия и других пороков.

Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь с детства от колыбели за грехи своих родителей, своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных склонностей. Но этот закон, вместе с тем, и весьма благодетельный для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее. Нажитое человеком, и не только развивает, но и совершенствует. Важно просвещать детей, укреплять их в правде жизни своим примером, молитвой к Богу, пониманием и поддержкой.

Существует такая легенда: в давние времена у одного человека была очень большая семья – 100 человек, но не численностью она поражала всех, а тем, что в ней всегда царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя, и он поспешил встретиться и этим семейством. Главу семьи Он спросил: «Как вам удается жить вместе, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и стал долго писать на ней что-то. Когда правитель по­смотрел на исписанный лист, то очень удивился: на нем было на­чертано много раз одно и то же слово — понимание. Так вот, оказывается, в чем был секрет. Понимание... Такое тихое и естественное, так нам всем необхо­димое. Понимание — это умение погрузиться в интересы и потреб­ности каждого члена семьи. По­нять другого — значит уступить, простить, уважить, сделать добро, быть нужным.


А как вы представляете семейное счастье?

Сейчас я зачитаю отрывки из ваших анкет:


«Семейное счастье – это … взаимопонимание, поддержка, любовь, благополучие, воспитание семейных традиций;

когда в семье царит уют и покой;

когда все заботятся друг о друге;

когда любят друг друга и нет разногласий в семье;

когда все проблемы пополам;

взаимопомощь, взаимопонимание, доверие;

когда вся семья в сборе и нет никаких проблем.»

По-моему, замечательные мысли!

Они перекликаются со строками стихотворения Э. Асадова «Слово о любви»

Любить – это прежде всего отдавать,

Любить – значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить – это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?

Подведение итогов.
Ребята, полезен ли был для вас этот классный час? Какие уроки для себя вы извлекли?

Венчальное песнопение

Доброта, уют, радость – все это создается любовью близких людей. Это так здорово, когда человек сам любит и когда любим! Желаю вам счастья, любви, понимания. Пусть в ваших будущих семьях всегда будет мир, покой и согласие!




Литература:

Азы Православия. Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2007г.

Женский православный календарь. Благо, Москва, 2003г.

Газета «1000 советов», №11, 2009г.

Журнал «Читаем, учимся, играем», выпуск №6, 2009г.

Материалы с сайтов:

http://big-love.narod.ru

http://www.devam.ru

http://images.yandex.ru/



Приложение
Анкета для учащихся 9 -11 классов
- Верите ли вы в Бога?____________________________________________________________

- Крещены ли вы? ____________________________________________________________

- Часто ли ходите в церковь? ______________________________________________________

- Как часто ходят в церковь ваши родители? _________________________________________

- Венчались ли ваши родители? ____________________________________________________

- Знаете ли вы супружеские пары, которые венчались в церкви? _________________________

- Хотелось бы вам в будущем венчаться в церкви? _____________________________________

- Что такое семейное счастье? ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________









Все не только не так просто, но и просто не так. Леонид Леонидов
ещё >>