Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего о - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. 11 2770.27kb.
Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь Священная Библейская история... 20 2971.62kb.
Священная Библейская История Ветхого Завета 27 3341.25kb.
Программа предмета «Закон Божий» 1 80.43kb.
Священное Писание. Священная история Нового Завета 1 265.01kb.
Библейская история ветхого завета 1 77.85kb.
С указанием на особую благодать помощи в различных нуждах и немощах... 14 2752kb.
Мог ли кто видеть бога? 1 134.38kb.
О. В. Гальченко История храмов Ейского района Храмы г. Ейска ейск... 1 185.03kb.
Отчет института востоковедения ран о работе в 2012 году I. Важнейшие... 1 206.35kb.
Служба обретению честных мощей преподобнаго Сергия Радонежскаго 1 52.9kb.
Николай Рерих Врата в Будущее крылья 18 2867.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства - страница №1/15

ПРЕДИСЛОВИЕ
Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека.

Если любая история является воспитательницей ума и сердца и учительницей мудрости, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она ясно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей Библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идет упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского, можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Там Бог борется с диаволом, а поле борьбы – сердца человеческие».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения человеческого рода. Но, говоря о главной идее священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока 1. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах исторического Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания, бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекали на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, трактаты, молитвы, литературные памятники и религиозные мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они находятся в ближайшем соотношении с Библейской историей и не только проливают немного нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских событий и факторов, которые до этого могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинности библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому!


СВЯТАЯ БИБЛИЯ

Священная летопись человечества заключена в Святой Библии. Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице человечеств и служат к его духовному просвещению, Св. Книга книг – Библия занимает совершенно исключительное положение. Любая книга содержит в себе слово, как воплощение духа и разума человеческого, тем выше ценится и его литературное слово и тем дороже для нас становится сама его книга. Но в Книге книг содержится Божественное слово, как воплощение бесконечного Духа и всесовершенного, всеобъемлющего абсолютного Разума. Отсюда Св. Библия настолько же выше всех других книг, насколько божественный, бесконечный Разум выше и совершеннее конечного, ограниченного человеческого разума. Поэтому Библия среди величайших светочей литературы занимает более важное положение, чем солнце среди планет. Она не только всегда была источником истинного духовного света, лучи которого лишь случайно и слабым мерцанием просвечиваются в простых человеческих книгах, но в течение веков и тысячелетий озаряла ум человечества сверхъестественным светом, открывая перед его духовным взором такие истины, которые он напрасно хотел открыть своими собственными силами.

Читая Св. Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества.

Один благочестивый астроном сказал: «Библия не тому учит нас, как движутся небесные тела, а тому, как нам взойти на (духовное) небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь Бог по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям.. Желающие ознакомиться с естествознанием и с историей должны читать естественнонаучные и исторические книги. Но кто хочет знать, как ему спастись... тот должен читать Библию: по этим вопросам ты не найдешь в Библии ни одной ошибки, ни одного противоречия по религиозным вопросам, то тут ошибки не в Библии, а в людях, которые неправильно толкуют Библию» (В. Студемунд).

О Св. Библии, об этом духовном бесценном сокровище, которое получило человечество от Бога, имеются многочисленные замечательные высказывания великих светочей человеческой мысли.

Так известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?» – великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего она только не предлагает, чего она только не дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это – дар Бога людям, любящим и почитающим Его слово».

А величайший поэт Байрон хорошо знал содержание Библии и любил ее. В своей карманной Библии он собственноручно записал следующие слова: «В этой святейшей Книге тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость – слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».

«Множество книг, написанных людьми, – говорит Спурджон, давным-давно умерли или же сохранились такими безжизненными, как египетские мумии; время, протекшее с их появления, обесценило их, их учение отвергнуто, и они не имеют жизни для нас. Откройте их в библиотеках, если хотите, но они уже не заставят биться человеческое сердце, не согреют его душу. Но эта преблагословенная Книга Бога, хотя существует среди людей уже тысячи лет, бессмертна в своей жизни и неувядаема в своей силе. Роса ее молодости еще и теперь на ней. Ее слова и теперь падают с неба свежие, как дождь; ее истины – вечно живое утешение. Никогда ни одна книга не говорила так, как эта Книга; ее голос, как голос Бога, могущественен и полон величия всегда».

Наш русский поэт И. С. Никитин так писал о «Новом Завете»:

«Здесь все в чудно-сжатой картине

Предоставлено Духом Святым.

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им,

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!»

«Никакая книга во всей истории человечества, – говорит В. Келлер, – не имела такого революционного влияния и не оказала столько решительного воздействия на развитие Западного мира, не имела такого влияния во всем масштабе, как «Книга книг» – Библия. Сегодня она переведена на 120 языков и диалектов и после 2000 лет она не обнаруживает ни малейшего признака убивания своего триумфального шествия».

Закончим этот ряд высказываний замечательным стихотворением, которое приписывается Байрону:

«Блажен, кто дивные страницы пробегая

Священной Книги, дух и смысл их разумел;

Молитву чистую пред нею повторяя,

Безмолвствуя – пред ней в слезах благоговел;

Кто мог горе душой и мыслью уноситься,

Премудрости ее сомненьем не пытать...

Но лучше во сто раз, о смертный, не родиться,

Чем строки дивные надменно отвергать!»

Этот список замечательных высказываний великих людей о Библии можно было бы продолжить и дальше, но этого делать не станем, а только отметим, что если так относились к этому бесценному духовному сокровищу светские люди, то насколько благоговейней и с любовью должен относиться к нему священнослужитель, для которого слово Божие и служение ему есть его жизнь.


НАЗВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ

Прежде чем приступить к изложению Библейской истории, дадим краткие сведения о Св. Библии.

Библия (..........................) слово греческое, на русский язык переводится словом – книги. Она была названа так в IV веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен еще при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.

Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого завета и 27 Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т. е. богодухновенные, их – 39, и неканонические – 11, т. е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер.

При всем разнообразии содержания в св. Библии замечается чудное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Св. Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени – рука ли историка, законодателя или поэта – Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника – Иисуса Навина, ученого св. ап. Павла или рыбаря св. ап. Иоанна, – все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели св. Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, ну хотя бы лучше сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровилось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, напр., по философии. Другое дело Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различие между Ветхим и Новым Заветом, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения человеческого рода.

В Св. Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательная, например, дивная вера Авраама, по слову Господа, покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, и готового затем принести в жертву Богу своего единственного сына, т. к. он был убежден, «что Бог силен и из мертвых воскресить». (Евр. 11, 19).

Но не все в Библии предлагается для подражания. Она предлагает нам такие ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке.

В III веке до н. э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н. э. Блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название «Вульгата», что значит распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени. На славянский язык Св. Библия переведена во второй половине IX века трудами свв. Братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык в греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили с еврейского языка – Ветхий Завет, и с греческого – Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он сделан по благословения Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом.

По своему содержанию книги Ветхого Завета делятся на четыре раздела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Это, конечно, не значит, что в Библии одни книги содержит только историю, другие только законы, третьи – пророчество и т. д.

Ветхозаветная история начинается с творения Богом мира и человека и заканчивается пришествием в мир Христа Спасителя. По преданию церковному, с первого человека до рождества Христова прошло 5508 лет, но эта цифра приблизительная и не имеет догматического характера.

Если Св. Библия есть Священное Слово Святейшего Бога, то и читать ее надо с глубокой верой и благоговением. Вера есть внутреннее духовное зрение, которое может увидеть то, что неспособно видеть наше телесное око. Если мы откроем святые страницы Библии без живой, пламенной веры в Бога, то мы будем воспринимать ее просто как литературное произведение человеческого разума, наполненное различными неправдоподобными легендами, в которых встречаются одни противоречия. Неверующий человек, потерявший духовное зрение, не увидит и не воспримет своим неверующим духом в Библии ее духовных спасительных истин, он не увидит в ней Бога. А глубоко верующий человек, когда читает Библию, то беседует с Богом, так как Библия есть слова Божии, посредством которых Бог говорит с людьми.
О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СМЫСЛА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Смысл Священного Писания, т. е. те мысли, которые священные писатели, вдохновенные Св. Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно через слова, посредственно – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:

а) в первом случае – смысл словесный или буквальный;

б) во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.

Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Посли руку Твою с высоты» (Пс. 143, 7), то, очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.

Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Св. Писания подразделяется на два вида:

смысл собственный или буквальный;

несоответственный или буквально-переносимый смысл.

Так, например, в книге Бытия (гл. 1, с. 8-10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог да соберется вода.., а собрание вод назвал морями», а в псалме 68 (стр. 2): «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (моей)» – в переносном смысле скорбей и бедствий.

Далее, в книге Чисел (гл. 6, стих 3-й), под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда: а в устах Христа Спасителя (Мк. 2, 22). «Вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же Св. Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредоставляемых, например, о Боге, об Его действиях, действиях и тому подобное.

Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл Св. Писания. Св. Писание подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.

а) Прообразом называется такой вид таинственного смысла Св. Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия.

Так, например, ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них отдаленные события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предизображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращающемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи.

Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего современно-исторического значения для патриархальных времен, приведенное повествование из XIV-ой главы книги Бытия имеет и глубокое, таинственно-преобразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека по объяснению ап. Павла (Евр. гл. 7; 1-2), являлось прообразом Иисуса Христа. Предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии.

Историческое событие (Исх. 14, 16-30) – переход израильтян через Красное море – помимо своего современно-исторического значения, по мнению ап. Павла (1 Кор. 10, 1-2), прообразовала новозаветное крещение, а само море заключило в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты – Девы Марии.

По словам апостола Павла (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.

б) Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности – в этом случае таинственный смысл Свящ. Писания называется притчевым или просто притчею.

Таким образом, притча – это иносказание. Свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.

в) Когда, для выявления какой-нибудь мысли, животным и даже предметам неодушевленным приписываются свойства и действия человеческие, то в этом случае таинственный смысл Св. Писания носит название аполога.

Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9, ст. 8-16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину.

г) Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные фразы и картины, которые Господь показывал некоторым людям, находящимся при этом, обыкновенно в особом мистическом состоянии. Во сне или наяву, тогда таинственный смысл Священного Писания называется видением.

Так, например, Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо и землю, по которой восходят и нисходят ангелы, наверху которой стоит Сам Господь (Быт. 24, 11-17). Лестница Иакова явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Св. Деву Марию.

Пророк Иезекиль (гл. 38) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, соединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им дается дух животворящий, и они делаются живыми людьми.

По объявлению Самого Бога, видение это означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение прежней политической самостоятельности. По толкованию свв. Отцов это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.

д) Таинственный смысл Священного Писания называется символом, когда мысли Св. Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками.

Так, пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиопянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. гл. 20).

Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает новый глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. гл. 19).


О СПОСОБАХ УЯСНЕНИЯ И ИЗЪЯСНЕНИЯ СМЫСЛА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Толкуя Св. Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.

Способами уяснения и изъяснения смысла Св. Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста.

Подлинный смысл Священного Писания можно находить:

или при помощи самого Священного Писания;

или при помощи разных вспомогательных источников.

Способы нахождения подлинного смысла Священного Писания посредством самого же Писания следующие:

а) рассмотрение данного места в контексте;

б) снесение параллельных мест;

в) определение смысла слов по словоупотреблению и согласованию с целью;

а) рассмотрение данного места Священного Писания в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи и предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Священного Писания такое значение, какого сам писатель вовсе не хотел давать им;

б) снесение параллельных мест Священного Писания есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Священного Писания сносится с другими, сходными с ним местами Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Священного Писания.

Как контекст, так и параллелизм объясняют слова Священного Писания самим же Писанием. Но способ параллелизма обширнее способа контекста. При помощи контекста изъяснения Свящ. Писания простираются только на следующие и последующие слова одной и той же книги или главы, и притом когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем, что он простирается на все книги Священного Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Священного Писания;

в) определение смысла слов Священного Писания по словоупотреблению есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям, Священное Писание придается такое значение, какое придавал им сам писатель, т. е. какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов и в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у священных писателей, создававших свои произведения после плена. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных с новозаветными.

Словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны именно их языку и способу выражения, применяя при этом контекст и параллелизм.

2. Следующие способы – это выявление подлинного смысла Священного Писания при помощи разных вспомогательных источников.

К этим способам относятся:

а) обращение к подлинникам и древнейшим переводам Священного Писания;

б) обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (и святоотеческим творениям);

в) обращение к данным разных наук.

Способ обращения к подлинникам и переводам Свящ. Писания при изъяснении текста Свящ. Писания состоит в снесении отрывка какого-либо славянского текста с текстом подлинника и с переводами. При этом имеется в виду не одно только уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Священного Писания.

Для уяснения правильного смысла Св. Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к свв. Отцам.

Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Св. Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Св. Писанию. Драгоценность их в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Св. Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Св. Писания являются св. Ефрем Сирин, блаж. Иероним, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и др.

Обращение к данным разных наук, как, например, истории, археологии, лингвистике, философии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Св. Писания. Главным руководительским началом изъяснения Свящ. Писания является Святая Вселенская Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит св. Церкви, потому что она является истинной хранительницей Св. Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Св. Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и боговдохновенности книг Священного Писания.

Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются:

а) древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский;

б) вероопределения Вселенских и поместных соборов;

в) творения св. Отцов и учителей Церкви;

г) церковные службы и песнопения;

д) Соборы Поместных Церквей.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ БЫТИЯ

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т. е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Авторам Св. Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадения прародителей.

Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему мру послепотопного человечества.

В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни патриархов еврейского народа.
ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космос (......................) – что значит красота, порядок. Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса, и в тоже время проникая в удивительный мир элементарных частиц невидимого Надмирового разума.

Вот этот-то Надмировой, или Божественный разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству св. Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.

Св. Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.

«Вначале сотворил Бог небо и землю», говорит бытописатель Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать – с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира. Бог является единственной причиной происхождения Вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения. Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца – с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа. И вот, «Он, – по словам боговдохновенного псалмопевца, – сказал, и сделалось; Он повелел, – и явилось все (Пс. 32, 9).

Бог творит мир посредством Своего Всемогущего Слова. По толкованию свв. Отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо поминать Вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица 2.

Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слово «из ничего», но оно подразумевается уже на первых страницах 3. Это слово впервые ввели в употребление свв. Отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения свв. Отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснял, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего Всемогущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли свв. Отцы.

Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.


АНГЕЛЬСКИЙ МИР

Бог создал два мира: мир небесный, или ангельский, и мир земной. О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском мире.

Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального 4. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели Мои» (Иов. 38, 7).

Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Число их очень велико. По своим совершенствам они неодинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Св. Писания, немного приоткрывает нам тайну этого мира. Все Ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу, сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Архангел Михаил – вождь Ангелов, оставшихся верными Богу – низвергнул всех злых ангелов в ад, т. е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия. Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда.


МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР 5

Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Еврейское слово день (ИОМ) – означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени. Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи, которая явилась результатом первого творческого Божественного акта.

Во втором стихе, обращая внимание на первоначальное состояние новосозданной материи, Моисей называет ее, во-первых, землею, потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии, во-вторых, бездною, указывая этим на ее беспредельность и невообразимость для человеческого глаза, – и, наконец, водою, означая этим неустойчивость, подвижность, разряженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи.

Далее, это вещество называется невидимым, в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми они наблюдаются теперь, и неустроенным, в смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии. Над этой бездной праматерии была тьма. Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследимая и «вглубь», и «вширь».

«И Дух Божий носился над водою». – Этими словами Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Божий готовил первозданное вещество к дальнейшим Божественным творческим актам. И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги «Премудрости Соломоновой», творит мир «от безобразного вещества» (гл. II, с. 18).
ДНИ ТВОРЕНИЯ
Первый день

Предметом творения первого «дня» является свет. «И сказал Бог: да будет свет». До недавнего времени это место Священного Писания многие богословы толковали, исходя из теории эфира. Ученые предполагали, что вся Вселенная заполнена тончайшей невидимой материей, которой дали название эфир. По этой теории, свет есть не что иное, как колебание эфира. Во вселенной это колебание эфира производят звезды, в том числе и наше солнце.

Воспользовавшись теорией эфира, некоторые богословы прошлого века полагали, что появление в первый творческий день света до создания светил, есть ни что иное, как колебание эфира, который пришел в движение в силу каких-нибудь неизвестных нам других причин.

Но здесь надо отметить, что в двадцатом веке в связи с открытием квантовой энергии произошла грандиозная ломка прежнего научного мировоззрения. Появились новые гипотезы и теории. В последнее время в научном мире коренным образом изменился и взгляд на происхождение Вселенной, в связи с появлением так называемой теории «Большого взрыва»,

Кратко ее можно описать следующим образом. Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом, т. е. колапсирующем состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. Вселенной как токовой не существовало. Существовала только праматерия, о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает, да и вряд ли будет когда-нибудь что-либо знать.

Вся материя, вероятно, находилась в плазматическом сверхсжатом состоянии, при котором отсутствовали даже атомы, а существовали в неописуемом хаосе только элементарные частицы. И вот в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, от чего и явилась ослепительная вспышка света, – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Плотность вещества Вселенной при первых долях секунды взрыва, по предположению ученых составляла 10 94 грамма на куб. см., а температура 10 33 градусов 6. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной так же быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их оставалось во Вселенной в виде лучевой энергии. Взорвавшись примерно 20 миллиардов лет назад, наша Вселенная все еще расширяется, создавая, таким образом, все большее пространство. Такова в кратких чертах господствующая сейчас в науке теория «Большого взрыва».

Если эта теория и в дальнейшем окажется верной, то она, как никакая другая теория в прошлом, поможет нам хотя бы немного приоткрыть тайну того света, который, по воле Божией, явился в первый творческий день.

А пока мы можем предположить, что явившийся свет, по словам Творца, был тем первозданным веществом, которое, как утверждает наука, появилось в результате «Большого взрыва» и из которого затем произошла Вселенная. «И отделил Бог свет от тьмы». Когда из праматерии стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то, как мы уже упоминали выше, не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходятся миллиард фотонов и миллиард нейтрино – элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большой своей массе остается невидимой для человеческого глаза 7.


Второй день

(Быт. I, 6-8)

Предметом творения второго дня является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит – пространство, шатер. Бог назвал твердь небом.

Итак, во второй творческий день или период, по слову Божию, образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во Вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор пока до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающие объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными. Итак, второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды.


Третий день

(Быт. 1, 9-13)

Созданная во второй творческий день наша земля, по свидетельству Библии, была покрыта водой. Вероятно, тогда земля была в горячем состоянии. Вода мгновенно превращалась в пар, который поднимался над землею, создавал километровые толщи тумана, а затем, охлаждаясь и конденсируясь в виде дождя, падал на землю.

В этот период происходило формирование материалов. Страшной силы вулканы сотрясали землю и воздух. Шел процесс горообразования. Земля постепенно охлаждалась, образовывались океанические впадины, которые стали заполняться водой. Появилась суша и благоприятные атмосферные условия для произрастания растительности. И вот всесильное Слово Божие обращается к земле: «Да произрастит земля зелень, траву... дерево...». Бог призывает землю соучаствовать в создании первой биологической жизни. И произошло чудо – появилась на земле жизнь. В этот третий творческий «день» ожила земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце «дня» могучей растительностью земные долины.

Но лес был необитаем, в нем не было ни птиц, ни зверей, ничего живого. Мертвую тишину его не нарушало ни стрекотание кузнечиков, ни пение птиц, ни плавный полет бабочки или иных представителей мира насекомых. Теплый климат был тогда на всей планете. Лучи солнца еще не проникали непосредственно на землю, а преломлялись под известным углом через мощную оболочку водяных паров, которые еще окутывали землю. Но постепенно туман рассеялся, и солнечные лучи стали проникать на землю прямо.
Четвертый день

(Быт. 1, 14-19)

В этот период, по слову Творца, окончательно установилась солнечная и звездная система, которая уже начала зарождаться во второй день. Она не переставала развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получило свое завершение.
Пятый день

(Быт. I, 20-23)

Небо уже украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность; но не было еще на планете живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному.

Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». В силу этого божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась душа живая, появилась нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.


Шестой день

(Быт. I, 24-25)

Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении живого мира.

Как возникали многочисленные виды живых существ – это для нас остается тайной. Возможно, по воле Творца в процессе эволюции, одни виды животных порождали другие виды, а когда они получали свою генетическую устойчивость, эволюция видов прекратилась. Но это только научные предположения, которые требуют дальнейших исследований. Если и была какая-то эволюция в пятый и шестой день творения, то это, конечно, не та эволюция, которую развил Дарвин и его последователи. Палеонтология, например, знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. Тоже надо сказать и о других живых существах. Все это дает нам возможность утверждать, что не миллионы лет требовались для перехода одноклеточного организма в более сложный, а творческое слово «Да будет». Именно по этой причине в мире главных существ происходило резкое изменение – появились новые виды.

Итак, в шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествует над... всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», так закончилась история шестодневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма».
Седьмой день

«И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих»... Выражение Моисея, что «Бог почил от всех дел Своих...» нельзя понимать буквально. Слово почил здесь означает то, что создание новой твари прекратилось. Но если дела творения закончились шестым днем, то вместе с этим закончились дела промысла Божия о мире и человеке. Промыслительная Божественная деятельность проявляется в сохранении сотворенного и в премудром руководстве его дальнейшего существования. Поэтому седьмой день мы должны понимать как день, продолжающийся до настоящего времени – день промысла Божия.

Освятив седьмой день, Господь выделил его из двух дней, сделал его днем священным для человека, днем прославления Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Творца.
СОТВОРЕНИЕ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ БЛАЖЕННАЯ ЖИЗНЬ В РАЮ

Человек как венец творения создан по особому совету Святой Троицы. Бог создает его по образу и по подобию Своему. Тело его, как и тела всех животных, образовано из земли, но духовная его природа есть непосредственное вдуновение Творца. «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Нельзя думать, что душа человека есть частица Божественного существа. Душа человека так же тварная, как и его тело, но она заключает в себе образ своего Творца. По учению отцов Церкви, «Образ Божий» в человеке состоит в свойствах и силах человеческой души – ее духовности, разуме, чувствах, в свободной воле, а «подобие» – в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – призывает Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу.

Для обитания человека Господь поселил его в рай – прекрасный сад, созданный особым действием у всемогущества Божия. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева – «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла». Плоды «дерева жизни» предназначены были для поддержания в человеке бессмертия. «Дерево познания добра и зла» было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его. Этим самым он должен был развивать свой творческий талант и продолжить дело своего Творца. Близость к природе давала возможность первозданному человеку путем изучения законов природы обогащать свой ум и опытно познавать совершенство Бога–Творца, Его премудрость и благость. Это вызывало в человеке благоговение и любовь к Богу. Для укрепления нравственных сил в добре Бог дал человеку заповедь не вкушать плодов от «дерева познания добра и зла». Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалился бы от зла и совершенствовался в добре. Тем самым он все теснее входил бы в союз с Богом и, таким образом, осуществлял свое назначение. Нарушение же этой заповеди стало бы причиной разрыва нравственного союза человека с Богом – Источником жизни. Потеряв благодатную связь с Источником жизни, человек мог умереть как духовно, так и телесно.

Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог приводит к нему всех животных и всех птиц, чтобы он осмотрел их, и, в знак власти над ними, дал им имена. Нарекая имена животным, Адам тем самым показал совершенство своего ума. Имена, которые давал он животным, были ничто иное, как его мысли о них. Выражая свои мысли членораздельными звуками, он полагал основание языку, посредством которого он мог бы сообщать свои мысли другим. Но среди животного мира не нашлось ни одного существа, с которым он мог бы словесно обмениваться своими мыслями и чувствами. И сказал Господь: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственно ему».

И вот Господь наводит сон на Адама, во время которого из его ребра Бог создает ему жену 8. Как только создана была женщина и приведена к Адаму, он тотчас понял в этом акте Творца желание счастья для общественной жизни человека и пророчески произнес слова, которые стали законом брака на все последующие века: «Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою 9, ибо взята от мужа своего. Потому оставил человек отца и мать свою, и прилепился к жене своей; и будут два одна плоть».

Создав жену из ребра Адама, Господь этим самым соблюдает единство корня, от которого должно произойти все человечество. «И благословил их Бог и сказал...: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

Райская жизнь первых людей, их духовное состояние для нас, живущих в греховном мире, скрыто от нашего духовного взора, загрязненного грехом. Райское состояние наших прародителей – это совсем иной мир, мир, в котором не было зла, там было только одно добро. Их разум был проницательным, воля добрая, чувства чистые, не загрязненные грехом, высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Живя в раю, они пользовались всеми его плодами и наслаждались всеми его радостями. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы. Их духовные потребности находили полнейшее удовлетворение в непосредственном обращении с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» и беседовал с ними. Эта живая непосредственная связь человека с Богом была первой и совершенной религией человеческого рода.


ГРЕХОПАДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 10

(Быт. 3)


Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, ненависть, послушание – стали ненавистны для него, потому с первого же дня появления человека диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

И вот, в раю явился искуситель – в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых». В то время Ева находилась возле запрещенного дерева. Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю».

В этом вопросе заключалась коварная ложь, которая должна была бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство и в то же время была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако жена поняла ложь вопроса и отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель возбуждает в жене недоверие к Богу. Он говорит ей: «Нет, не умрете, но Бог знает, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу, что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве они будут, когда станут как боги? В тревожном возбуждении жена обращает свой взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаза, вероятно, плоды сладки на вкус и особенно заманчивы по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов этого дерева и ела, и дала также мужу своему, и он ел». – Величайший переворот в истории человечества совершился, – люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей.

Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание.

Но что же они узнали? – Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «Адам, где ты?» – Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

«Но кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – Вопрос Господом поставлен был прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Адам сваливает на жену и даже на самого Бога.

Господь обратился к жене: «Что сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня, и я ела». Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.

Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей.

Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит «Терния и волчицы произрастит она тебе.., в поте лица твоем будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься!»

Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердый Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование о «Семени Жены». Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом. Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать заклание великого Агнца за грехи мира.

Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева, по повелению Божию, покинули пределы рая.



следующая страница >>



Надменное извинение — еще одно оскорбление. Гилберт Честертон
ещё >>