страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сущность и соотношение понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в экологической - страница №1/1
![]() В современной экологической этике широко используется понятие «внутренняя ценность», поскольку оно соответствует парадигме экологической этики. Многими учеными отмечается исключительная роль этого понятия для теории экологической этики. Вместе с этим, существует группа ученых, которые отмечают первостепенную важность обоснования ценности, но без обращения к понятию «внутренняя ценность». При этом, существует распространенное синонимическое использование следующих понятий: «внутренняя ценность» и «самоценность», «внутренняя ценность» и «ценность сама по себе», «внутренняя ценность» и «присущая ценность». С одной стороны, такое использование служит прояснением самого понятия «внутренняя ценность». Но, с другой стороны, возникает вопрос об отличительных смыслах и значениях данного понятия. Основной аргумент использования понятия «внутренняя ценность» сводится к тому, что оно является результатом создания новой ценностной системы, основанной на противопоставлении инструментальной, экономической оценки человеком окружающих его предметов и элементов природной среды. Вопрос же о соотношении понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» ни коим образом не снимается. Ниже приведены смысловые отличия и оттенки понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в пределах теории экологической этики. Понятие внутренняя ценность:
В то время как понятие самоценность:
Необходимо заметить, что понятие «самоценности» практически тождественно понятию «присущей ценности» и «ценности самой по себе» не только в философии, но и в экологической этике. Понятное стремление экологической этики (как становящейся науки) создать свою, новую систему терминов привело к усложнению понимания уже существующего и принятого термина «самоценность»; и ненужному умножению семантических оттенков смыслосферы. Стремление понятия «внутренняя ценность» оторваться от этимологической зависимости в европейских языках от понятия стоимости похвально [см. Каган М. С. Философская теория ценности. – СПб, 1997, С. 26], но не совсем обоснованно, поскольку происходит отрыв от самого феномена оценивания. При этом понятие «внутренняя ценность» обосновывая свою отличность от внешних, инструментальных ценностей не находится с ними в одном ряду, что позволяет и дальше использовать инструментальные ценности в отрыве от «внутренней ценности». Вышеизложенное сопоставление говорит о том, что в понимании понятия «самоценность» данные трудности не возникают. Таким образом, хотя понятие «внутренняя ценность» и помогло в деле прояснения смыслов ценности в области экологической этики, но в данный момент и впредь использование понятия «самоценность» является более теоретически обоснованным и целесообразным. |
ещё >> |